Докажите что воспитание важнейшая функция человеческого общества без
1. ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание—непрерывный процесс, пока живет человек, и. вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности — наследственности, микро- и макросреде.
Воспитание как важнейшая функция человеческого общества
Составление схемы, отражающей связь дошкольной педагогики с другими науками. Принципы государственной политики в образовании. Сравнительная характеристика учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.02.2018 |
Размер файла | 160,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
педагогика образование дошкольный
Bоспитание появилось с момента зарождения человеческого общества и будет существовать, пока существует само общество.
Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, изменения взаимоотношений людей в процессе труда.
2. Составьте схему, отражающую связь дошкольной педагогики с другими науками
3. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.)
Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине
2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
4) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях
5) свобода и плюрализм в образовании
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
4. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.
курсовая работа [54,6 K], добавлен 18.10.2008
Педагогика как наука, ее категории, закономерности, тенденции и перспективы развития, теории и технологии воспитания, принципы, содержания, формы и методы. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Парадигмы образования, его общекультурное значение.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 05.11.2014
Становление и развитие дошкольной педагогики как науки, ее предмет и методы исследования, оценка роли и значения на современном этапе. Основные категории дошкольной педагогики, направления изучения, тенденции и перспективы, связь с другими науками.
реферат [26,2 K], добавлен 20.06.2012
История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.
реферат [36,8 K], добавлен 23.04.2017
Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании. История развития и задачи педагогической науки. Методологическая база педагогики. Обучение как компонент педагогического процесса. Воспитание как важнейшая функция педагога в процессе обучения.
реферат [22,0 K], добавлен 15.05.2010
Воспитание как общественная и педагогическая система
Воспитание как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, имеет некоторые общие признаки (передача накопленного социального опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитие физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам оно существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений.
В педагогическом словаре даны следующие определения понятия «воспитание», как общественного, так и педагогического явления.
В психологическом аспекте воспитание рассматривается как:
1) процесс социализации индивида, становления и развития его личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;
2) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.
Следовательно, и в том, и в другом случае воспитание представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта. Содержательная характеристика воспитания воплощается в конечном счете в категориях права, морали и нравственности.
Воспитание как процесс осуществляется в ходе систематического взаимодействия определенных компонентов социальной действительности, из которых складывается воспитание как система. Следовательно, необходимо ввести понятия «системы», «системы воспитания».
Воспринятые от античности представления о системности бытия развивались как в системно-онтологических концепциях Б. Спинозы и Г. Лейбница, так и в построениях научной систематики XVII-XVIII вв. (К. Линней).
Интенсивные исследования по построению строгого определения понятия системы начались в 40-50-х гг. XX века. В конце 40-х гг. Л. Берталанфи предложил программу построения «общей теории систем», которая явилась одной из первых попыток обобщённого анализа системной проблематики.
Для анализа научного определения понятия системы весьма компактным и продуктивным является метод словарного поиска и межнаучной трактовки понятия «система.
Исследованием понятия «система» в педагогической науке занимались такие ученые, как Ю.П. Сокольников, В.П. Беспалько, В.А. Караковский и др. Согласно Ю.П. Сокольникову, основным компонентом любой социальной системы является человек как социальное существо, как носитель системного качества, которое он приобретает, лишь будучи включенным в определенную общественную систему. Эта общая характеристика социальных систем в полной мере относится и к воспитательным системам.
Особое назначение воспитательных систем предопределяет и своеобразие третьей группы компонентов. Ими являются средства воспитания.
В.П. Беспалько дал следующее определение педагогических систем: «Системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами». Они включают взаимодействие следующих компонентов: система, содержание образования, организационные формы, цели, дидактические процессы, педагоги, учащиеся.
Проанализировав исследования Ш.А. Амонашвили, Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Ф.А. Дистервега, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, О.Н. Козловой, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, И.Г. Песталоцци, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, и других, можно сделать вывод, что ведущими принципами современной системы воспитания являются:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
3. Опора на положительное в воспитании.
4. Гуманизация воспитания.
5. Общественная направленность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Обобщение точек зрения педагогов В.П. Беспалько, П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Сокольникова, Л.Н. Толстого, С.Т.Шацкого позволило нам сделать вывод о том, что воспитательная система, пройдя многовековой путь развития и становления, характеризуется следующими основными чертами, выражающими ее сущность:
1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.
3. Воспитательная система функционирует в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества.
4. Основным критерием осуществления деятельности воспитательной системы является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
5. Единство целостной системы воспитания осуществляется благодаря внутренним условиям самой системы. Этими условиями являются целостный характер цели воспитания, содержания, методов, средств и путей воспитания. Этими же условиями является и целостный характер воспитательных отношений (субъектно-объектных, субъектно-субъектных).
Анализ государственных документов Российской Федерации, определяющих развитие образования, а также передовой педагогический опыт позволяет заключить, что «целью воспитательной работы является воспитание граждан, подготовленных к жизни в обновляющемся обществе: этически, эстетически, интеллектуально развитых, с активной социальной позицией».
Важное место в работах таких педагогов, как Б.Т. Лихачев, С.Л. Соловейчик, Ю.П. Сокольников отводится раскрытию задач воспитательной работы. Их можно обобщить и конкретизировать следующим образом:
— реализация потенциала воспитательной системы;
— создание специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, духовной атмосферой, традициями, ритуалами;
— активное овладение богатствами человеческой культуры, формирование основ мировоззрения;
— развитие политической культуры и общественной активности;
— выработка сознательного отношения к учению, удовлетворение разнообразных интересов, запросов учащихся;
— воспитание общечеловеческой морали;
— воспитание трудолюбия, расширение политического кругозора, подготовка к сознательному выбору профессии;
— воспитание основ эстетической культуры;
— выработка умения культурно и целесообразно проводить свободное время.
Данные задачи реализуются во взаимосвязи. Воспитательная работа делает педагогический процесс непрерывным, целостным, позволяет включать учащихся в совместную деятельность со взрослыми, обеспечивает восприятие социального опыта старших, способствует нравственному становлению школьников.
В воспитательной работе можно выделить следующие основные направления воспитания личности ребенка.
Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается своё представление о методе воспитания. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.
С.C. Гребешок предложил следующее толкование методов воспитания: «Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее ему действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные.» Он выделил следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Рассмотрев основные теоретические положения процесса воспитания, остановимся более подробно на роли и функциях каждого вида воспитательных систем.
Принципиально по-иному решался вопрос после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н.И. Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».
В эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию. С.Т. Шацкий, ПЛ. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. Необходимо, утверждала эта группа педагогов; использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений.
В 50-60-е годы XX в. эта идея возродилась вновь. Школы-интернаты должны были избавить детей от пережитков, сохранившихся в советской семье. Они были призваны уберечь ребёнка от разногласий, семейного стремления к накопительству в ущерб общественным интересам, корыстных расчётов и простого легкомыслия. Планировалось довести к 1980 году число детей в школах-интернатах до двух с половиной миллионов. Предполагалось добиться того, чтобы каждая семья имела бы возможность бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях.
Заслуга В. А. Сухомлинского состоит в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Следовательно, необходимо дать определение понятию «семья». Существует множество определений понятия «семья». Например, С.В. Ковалев считает, что «семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни».
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главным в воспитании ребенка является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ним. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, оставлять ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитаниями формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Семейное воспитание должно иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка, и основываться на определённых принципах:
— гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
— последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания. Ученые-исследователи (Гребенников И.В., Ковинько Л.В) предложили следующую классификацию типов воспитания:
4. Хаотический — управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
Проблемой родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и др.
С.Л. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на их поведение:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
Воспитание-важнейшая функция любого общества
Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.
Приоритет в социальном воспитании принадлежит семье, где человек проходит первичную и главную социализации. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Семья рассматривается не как вспомогательный институт, нужный для сохранения и воспроизводства, существующих в государстве структур и отношений, а как главное условие реализации задатков и способностей человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. Нормальные нравственные взаимоотношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.
Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики.
Для каждой из этих областей характерна определенная расстановка воспитательных институтов, специфическая социальная ситуация, своеобразная психологическая позиция развивающейся личности как субъекта воспитания.
Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуации развития личности и ее психологической позиции на всех возрастных этапах, в разных сферах микросреды, где развивается личность, с участием всех субъектов воспитания от ребенка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.
Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учрежденных институтов воспитания и особенно в наиболее стабильном ее звене- семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением. Она характеризуется отсутствием жестких структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определенные социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребности в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самопроявлении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.
Контрольная работа. Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
Институт заочного и дополнительного образования
Специальность – 050704 «Дошкольное образование
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
Студент группы ДО – 2(д)
Преподаватель
1. Докажите, что воспитание – важнейшая функция человеческого общества, без которой оно не может существовать.
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Итак, общественное явление – воспитание – необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.
Воспитание – процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.
Воспитание – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от термологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия.
Воспитание – процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху – гуманистическая воспитательная система.
2. Вникните в содержание понятия «образование» и докажите правомерность называния современного детского сада образовательным учреждением.
Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающийся (воспитанник) в процессе обучения, воспитания, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.
Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.
Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.
Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.
Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.
Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.
Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.
Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.
С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться. Что же включает в себя понятие «социальный опыт»?
Во–первых, это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.
Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический. Основные его проявления – знания, умения и навыки человека, получившего этот опыт. Например, для учащихся эти умения и навыки бывают как общими, или интеллектуальными, так и общеучебными.
В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.
Ответ:
4. Составьте схему, отражающую связь дошкольной педагогики с другими науками.
5. Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различие в подходах к воспитанию.
Пословица является жанром словесного народного творчества, который отражает народную мудрость и опыт. Пословицы о воспитании присутствуют в народном фольклоре многих народов мира.
Пословицы разных народов.
Анализируя пословицы других народов, можно отметить следующее:
Основное различие состоит в том, что применяются словесные обороты, которые характерны для того или иного народа, создавшего пословицы.
6. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса, используя критерии, приведённые в предложенной таблице.
Результаты отразите в таблице:
Сравнительная характеристика учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения образовательного процесса
— Осуществить воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе.
7. «. Посредник меж тобой и человечеством» – так называет педагога Ш.А. Амонашвили, учёный, гуманист, обращаясь к ребёнку в своем монологе. Какой смысл вложен в слово «посредник» в данном контексте? В чём, по-вашему, заключается посредническая роль педагога? От чего зависят полнота, содержательность этой роли? Какой вам представляется ваша посредническая миссия как воспитателя детей дошкольного возраста?
Посредник – это проводник духовных ценностей, морально-этических норм, знаний, опыта прошлого и современного поколения. Полнота и содержательность этой роли зависит от личности самого педагога, воспиталя, родителя.
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно взрослый выполняет в становлении между ребенком личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и должна быть ʼʼиспользованʼʼ как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, ʼʼкто вводит его в жизньʼʼ (В. А. Сухомлинский), многое зависит. В случае если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, в случае если они умеют уважительно общаться друг с другом, в случае если они трудолюбивы и веселы, его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. В случае если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь. В семье бандита совсем не обязательно вырастает бандит, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше, чем в семье с другим эмоциональным климатом. Так же, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают данный процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.
При этом стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.
В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.
Что было бы, в случае если бы каждому поколению приходилось все создавать заново, снова открывать законы природы, в случае если бы люди были лишены величайшей способности передавать от поколения к поколению накопленный опыт?
Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.