Докажите что взгляды савича имели патриотический и демократический характер
Злая звезда Франца Савича
История жизни белорусского повстанца
1839 год. Военно–полевой суд над бунтовщиками–студентами, создавшими в Виленской медико–хирургической академии тайную организацию, подходит к концу. Два десятка молодых людей, изможденных долгим, 18–месячным следствием, допросами «с пристрастием», нечеловеческими условиями заключения, выслушивают свои приговоры с мужеством людей, жертвующих собой во имя высшей идеи. Один из них, известный революционер Канарский, приговаривается к смертной казни, другие — к ссылке рядовыми на Кавказ без права выслуги. Приговор выслушан, осужденные начинают прощаться друг с другом. И все прежде всего стараются выказать свою любовь и уважение скромному бледному юноше. И действительно, мало кто, как этот человек, заслуживает уважения и памяти. Но словно злая звезда светила над его благородным и мучительным путем. Недаром одну свою незаконченную рукопись он назвал «Исповедь мученика».
Пусть они лучше пьянствуют, нежели думают
Франц Савич родился 190 лет назад (точная дата неизвестна) в семье униатского священника в деревне Велятичи Пинского уезда. В 18 лет он становится «казеннокоштным» студентом Виленской медико–хирургической академии. Только что разгромлено восстание, царские власти ожесточенно истребляют в западных губерниях свободомыслие и «польщизну». Образ мыслей юного Франца можно проиллюстрировать цитатой из его «Воспоминаний»: «С малых лет, как помню себя, мои мысли были о свободе и Отечестве, про наше бесправие и нашу бедность».
Франц Савич попал в академию не в лучшее ее время. При попустительстве начальства там царят пьянство, безделье, распущенность — пусть молодежь лучше пьянствует, нежели задумывается над проблемами бытия. Ведь в 1830 году студенты Виленского университета — было дело — уже присоединялись к повстанцам. Серьезные, думающие юноши вызывают подозрение. Франц Савич и его друзья как раз и принадлежат к последним. Франц возглавляет тайную организацию «Демократическое общество». В уставе — пункты: воспитание гражданской ответственности, сочувствие обездоленным независимо от их национальной либо конфессиональной принадлежности. Вступивший в общество должен вести скромный и умеренный образ жизни, старательно учиться. Судя по отзывам современников, Франц Савич вполне отвечал вышеупомянутым качествам, но при этом он из тех, кто способен во имя высшей цели жертвовать всем. Известен факт: когда Савичу нужно было отправиться на Волынь, чтобы связаться с Канарским, то, чтобы получить разрешение на отпуск, он написал инспектору письмо от имени своей матери, которая якобы находится при смерти.
Кувшин с водой страшнее пули
В каждой тайной организации рано или поздно находится предатель. На станции Крыжовка под Минском арестовали Канарского. Вскоре за решеткой оказались практически все члены организации. За бунтовщиков взялись всерьез. Морили голодом, не давали спать, били палками. Возглавлял следствие князь Трубецкой, присланный из Санкт–Петербурга самим царем. Измученный допросами и побоями, Савич решил покончить с собой. Но для этого в его камере не нашлось никаких приспособлений, кроме. кувшина с водой. Савич попытался, перевязав горло платком, залить гортань водой. Ему помешал сделать это Трубецкой, случайно зашедший в камеру для очередного «вразумления» упрямого узника.
Юноши держались на удивление твердо. Отец самого младшего из заговорщиков был офицером жандармерии и вынужден был допрашивать собственного сына. «Молил его на коленях, плакал, целовал его ноги, обещал, что будет свободным, если только признает свою вину и выдаст друзей». Юный Ясь никого не выдал и погиб в кавказской ссылке.
Савич просидел месяц в карцере, мокрой каменной яме: «От кандалов открылись мои раны, одежда сгнила и почти висела на мне, порванная на лохмотья. Высохший, почерневший, худой, с распухшими от укусов насекомых лицом и телом, я был похож более на привидение, чем на человека».
Суд был для узников скорее радостным событием после полутора лет «дикой тюрьмы». Савичу предстояло всю жизнь провести в качестве рядового солдата на Кавказе.
Франца всегда выручал его талант врача — у него появлялось много пациентов–друзей: и среди криминальных «авторитетов», и среди аристократии. В Кизляре он познакомился с семьей богатого армянского купца. Тот и помог подневольному доктору. Бежать необходимо: у одного из арестованных нашли компрометирующие Савича документы, рукописи его стихов. Царь приказал доставить Савича с Кавказа. Франц оставил на берегу реки свою одежду и прощальную записку, чтобы подумали, что он утонул. Так и получилось.
Из тюрьмы в тюрьму
Беглецу довелось пройти через степь. Он направлялся в Молдову, чтобы оттуда попасть в Румынию. И вот — граница. Сколько пережито, выстрадано дорогой. Но злая звезда преследовала беглеца. Савича задержали крестьяне и отвезли в Тирасполь, где он попал в тюрьму за бродяжничество. Полтора года просидел повстанец с нищими и ворами в каталажке, а потом, согласно приказу Николая I, как человек неизвестного происхождения был отдан в солдаты. Опять маршировка на плацу, опять казарменный быт. В очередной раз выручили лекарские способности. Савич взялся помогать военному лекарю, не особо смыслившему в медицине. В благодарность тот и помог Францу бежать.
Последнее дело доктора Гельгега
Перед смертью Савич передал свои мемуары польскому поэту Александру Грозе, то, что не успел записать, — рассказал устно. Мемуары написаны на польском языке, но не подлежит сомнению, что Савич осознавал себя белорусом. Сохранились его письма, написанные на белорусском языке. А ведь в то время если образованный человек пользовался «мужицким наречием» — это была его гражданская позиция! Сохранилось и стихотворение о восстании 1830 года «Там блiзко Пiньска на шыроком полю. »
«Будущее наше будет светлым. Я до него не доживу, но умирать буду с этой мыслью, потому что столько жертв и терпения нужно только ради отпущения прошлых грехов. На весы вечности ложится история всех народов, справедливость Творца рассудит». Так писал Франц Савич.
Докажите что взгляды ф. савича имели патриотические и демократический характер.
Докажите что взгляды ф. савича имели патриотические и демократический характер
Ответы
Объяснение:его взгляды имели патриотический характер, это можно понять из его слов из детства:»С малых лет, сколько помню себя, мои мысли были об отечестве и свободе. Что я могу сделать для своего отечества».
около 4000 лет назад на средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в древней греции дали особое имя — финикийцы. они вошли в в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.
известно, что название страны — финикия — дословно звучит как красивое прилагательное — «пурпурная». и возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей — пурпур — который закрепился в качестве цвета царей. но есть и второе значение — «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер — многоярусных весельных лодок.
угроза исчезновения и карфаген
финикийские колонии занимали почти весь берег средиземного море, в их владения также входила часть атлантического побережья и северная африка. там были основано много торговых городов, в частности, карфаген, который имел выгодное положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.
путешествия знаменитых мореплавателей
за племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только древняя финикия, но и весь мир. они плавали по средиземноморью и атлантике, у северных земель европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего африканского континента, которое длилось 2,5 года. это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до васко да гамы, доказало, что море со всех сторон окружает африку, исключая место соединения с азией.
было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты — шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через красное море в индийский океан, об этом даже упоминается в библии. кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной великобритании и завезли туда олово и янтарь.
Наследие Франца Савича: «Знание – сила, но незнание, тоже сила – только рабская»
2 декабря 2016, 7:56
Савич и его единомышленники стали предшественниками Кастуся Калиновского. Активисты общества, внесли неоценимый вклад в фундамент национально-освободительного движения.
Штрихи к портрету
Доктор, публицист и общественный деятель, «отец» белорусских идей о равенстве, свободах и демократии – всё это про Франца Андреевича Савича (1815-1845). С отличием окончил Пинское поветовое училище и поступил в Виленскую медико-хирургическую академию.
«С детства, сколько себя помню, мои мечты были о свободе, о Родине. Все мы их иметь должны, ведь получили с молоком матери, ведь песня, которую пели у наших колыбелей, так звучала, ведь детям старики про это рассказывали», — из воспоминаний Савича.
Франца отличала не только тяга к знаниям, неординарность мышления, но и строгость в поведении. Ему было отвратительно наблюдать, как, казалось бы, будущий цвет нации – студенты, тратят уйму времени на разврат и пьянки. Он категорически осуждает такое поведение: «Изменился дух молодежи… Стали обыденностью пьянки, игры, разврат».
Правда, эта фраза звучит в том контексте, что после подавления первого освободительного восстания 1830-1831 годов, активную молодёжь покарали, на её место пришла «пустая» масса, которой власти и рады.
Студенчество для Савича проходит в мучениях. Он задаётся глубокими вопросами и старательно ищет ответ, просто неравнодушен к судьбе Отечества, которое впало в «летаргический сон» под оковами династии Романовых:
«Но что я могу ради моей Родины учинить – сам без приюта, без всякой свободы, в убогом состоянии? Сердце мое отвечало: Христос не родился ни на троне, ни во дворце, а в нищете, в конюшне на сене, всю жизнь был убогий, хотя царил и царит на земле и на небе. И сказал ученикам своим: “Кто хочет следовать за мной, пусть отречется от всего, возьмет крест свой и следует за мной”. Такие мысли убедили меня, что, имея сильную волю, я могу быть полезный братьям и положить повыше один камень во благо Родины нашей».
Такова судьба мыслителя – бродить в пустыне вопросов и найти источник ответа. Найди ту формулу, тот смысл, который бы помогал его соотечественникам крепиться и не задаваться, идти вперёд и главное — не останавливаться в своём развитии. По Савичу: Знание – сила, но незнание, тоже сила – только рабская.
«Все время я работал над собой, черпал науку из книжек и жизни, говорило сам себе не раз: имея душу и свободу от Бога данную, никак её изменить нельзя, ведь это бы противоречило совершенству Создателя, Святой книге».
Бездействующие люди, люди слабодушные
Костяк тайного «Демократического общества» составляли студенты, около 60 человек. Организация распространяла деятельность далеко за пределами Вильни, ячейки были на Гродненщине и Минщине, для контакта использовались псевдонимы и пароли. Благодаря развитию сети структур, численность членов «Демократического общества» вскоре исчислялась сотнями. Они ставили целью борьбу с беззаконием, помощь обездоленным, воспитание в молодежи высоких моральных принципов. Выступали за освобождение крестьян и наделение их землей.
Низложение русских знамён после битвы около Вавра в 1831 году, wikipedia.org
Лидер организации Франц Савич, исполнявший также обязанности казначея и секретаря, написал устав — «Принципы демократизма». Документ предусматривал достижение социальной справедливости, уважение представителей каждого народа, толерантность, развитие института прав человека.
Реализовывать эти демократические идеи предполагалось революционным путем. Помимо устава, организация брала на вооружение прокламации лидера, среди которых «Замечания о моральной войне народа с деспотизмом или, каково наше положение, и что в нынешнее время делать людям добромыслящим».
Для достижения большего успеха в реализации задач и подготовки очередного освободительного восстания «Демократическое общество» наладило партнёрские связи с близкими по духу подпольными организациями: «Содружество польского народа» Шимона Конарского, организация Брынко и Новицкого в Гродненской губернии, «Женский союз» на Волыни. Все они стремились вернуть утраченные свободы после раздела Речи Посполитой.
Подпольная деятельность видимо и хорошо тогда, когда группа не велика, но патриотическая сеть расширялась, активистов становилось всё больше. Франц Савич уже было задумал открыть свою тайную типографию, но в конце мая 1838 года жандармы задержали Шимона Конарского. Вскоре под арест попал и сам Савич.
Летом 1838 года деятельность «Демократического общества» была свёрнута, некоторых активистов выследили, часть устремилась в эмиграцию или вглубь Российской империи, чтобы затеряться на её бескрайних просторах.
Дальнейшая судьба лидера «Демократического общества»
Савича сослали солдатом на Кавказ. Неоднократно убегал, для чего однажды инсценировал самоубийство, но был пойман и два года просидел в тираспольской тюрьме, после чего снова отправлен в армию. Весной 1844 года предпринял очередную попытку побега, теперь успешную. Из черниговского батальона внутренней охраны, где служил помощником фельдшера, двигался к границе. Товарищи изготовили и передали своему лидеру поддельные документы.
Покинуть Украину полешук не смог. В 1845 году Франц Савич вывихнул ногу и решил задержаться в ближайшем местечке, которым оказался Янушполь (Житомирская область Украины. — Авт.). В окрестностях бушевала эпидемия холеры. Савич принялся исполнять клятву Гиппократа и сам пал жертвой болезни. Незадолго до смерти успел передать своим соратникам мемуары.
Личность Франца Савича являет собой пример самоотверженного патриота, чьи мысли и старания были направлены для лучшей доли Отечества. Минуло без малого 200 лет, а наследие полешука остаётся актуальным. Тогда наш земляк отдал жизнь за свободу, правду и справедливость и мы должны об этом помнить.
Докажите что взгляды ф. савича имели патриотические и демократический характер
2)после открытия африки (можно сказать то же самое что и в первом)
3)открытие индии британцами позволило брать у них чай
1)отрицательные-коренные жители америки были против всего этого но они были жестоко подавлены португальцами
2)африканцы были закованы в рабство
3)индию взяли под колонию
потому что ему угрожали другие племени
крымские войска татар напали на москву в 1521 году,этот год был самым тяжёлым за время правления василия 3
александр i в впервые встречается в оде гаврилы державина «на рождение в севере порфирородного отрока». оды в честь этого события также были написаны василием майковым и ермилой костровым.
при жизни императора отношение к нему становилось всё более негативным. особенно это видно по стихам, эпиграммам пушкина: x главе «евгения онегина», прозаическому произведению поэта «воображаемый разговор с императором александром i». скрытая насмешка есть и в баснях и. а. крылова, таких как «обоз», «лебедь, рак и щука», «квартет».
и если державин писал в 1779 году:
дар, всему полезный миру! дар младенцу он избрал! дар, добротам всем венец! кто приемлет с ним порфиру,будет подданным отец! будет, — и судьбы гласили, —он монархам образец!
то пушкин в 1830 году писал так:
властитель слабый и лукавый,плешивый щеголь, враг труда,нечаянно пригретый славой,над нами царствовал тогда.
Докажите что взгляды Ф. Савича имели патриотический и демократический характер
Всего ответов: 1
Ответы
Объяснение:его взгляды имели патриотический характер, это можно понять из его слов из детства:»С малых лет, сколько помню себя, мои мысли были об отечестве и свободе. Что я могу сделать для своего отечества».
к числу непосредственных последствий монголо-татарского нашествия, которые можно осветить на материалах второй половины xiii столетия (хронологические рамки, очерченные темой спецкурса), относятся: разрушение производительных сил страны «батыевым погромом» и последующими ордынскими вторжениями; перемещение населения под воздействием ордынских «ратей»; разрыв внешнеполитических и торговых связей руси с соседними странами в результате иноземного завоевания; упадок культуры после нашествия; влияние иноземного завоевания на и политическое развитие земель.
изучение северо-восточной руси ‘ в первые десятилетия после нашествия батыя камня на камне не оставляет от утверждений некоторых зарубежных о
1 о последствиях монголо-татарского завоевания для южной руси см.: в. т. п а-ш у т о. очерки галицко-волын-ской руси. м., 1950; в. в. м а в р о д и н. левобережная украина под властью татаро-монголов. «ученые записки ленинградского университета». 1939, вып. 32.
якобы «положительном» воздействии монгольского завоевания на покоренные страны. какой бы стороны жизни феодальной руси мы ни коснулись, везде последствия нашествия были отрицательными, регрессивными.