Докажите что язык развивающееся явление кратко

Язык как развивающееся явление

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Язык
как развивающееся
явление

Описание слайда:

Язык есть самая живая, самая
обильная и прочная связь,
соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения
народа в одно великое,
историческое живое целое.
К.Д.Ушинский

Описание слайда:
Описание слайда:

Из истории русской лексики

Описание слайда:

Язык находится в постоянном развитии. Самый подвижный его уровень – лексика. Она реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. Наименования предметов и явлений, больше не получающих применения в жизни людей, постепенно выходят из употребления.

Описание слайда:
Описание слайда:

Историзмы – слова, обозначающие
предметы, понятия или явления,
которые ушли из жизни:
кафтан, гусар, продразверстка.

Архаизмы – это устаревшие
названия явлений, существующих и
сейчас:
глаголить, ведать, зело.

Описание слайда:

Словарный состав современного русского
языка прошел длительный путь становле-
ния. Наша лексика состоит не только из
исконно русских слов, но и слов, заимство-
ванных из других языков. Иноязычные
источники пополняли и обогащали русский
язык на протяжении всего процесса его
исторического развития. Одни заимствова-
ния были сделаны еще в древности, другие
сравнительно недавно.

Описание слайда:

Лексика современного русского языка

исконно русские заимствованные
слова слова

индоевропеизмы из славянских языков
общеславянская из неславянских языков:
восточнославянская тюркские, латинские,
собственно русская греческие, французские,
лексика английские, немецкие и
др. заимствования

Описание слайда:

Из истории русской фонетики

Описание слайда:

В XIX же веке в московском произношении стали образцовыми некоторые черты, которые сейчас называют старомосковским произношением. Вот они:

Описание слайда:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
И.С.Тургенев

«…он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Н.В.Гоголь

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию

Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников

Методические указания по выполнению курсовой работы по специальности: «38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)»

Методическая разработка лекционного занятия_Конфликт

Методическая разработка практического занятия на тему» Обработка чешуйчатой рыбы».

Проект ГУК «ВОИАЦК». Цели проекта «Система открытого доступа…» предоставление информационных ресурсов населению Вологодской об

Создание условий для использования механизмов гибкости Киотского протокола в Республике Беларусь и необходимость дальнейшего по

EDUkIT

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5360820 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр

Время чтения: 2 минуты

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация на тему Язык как развивающее явление

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» Константин Дмитриевич Ушинский

«Язык как развивающееся явление».

Наблюдения над многозначностью слова 1. Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Язык – исторически сложившаяся система звуковых словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 3. Язык – это народ, нация.

Орфоэпическая минутка Расставьте ударения Договор, столяр, предположить, красивее, начал, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить, торты, досуг, кухонный, балованный, жалюзи, завидно, ломоть, бармен, форзац, средства, сливовый.

Фонетический разбор Язык, рукописи

Определите способ связи словосочетаний Язык Пушкина, древнегреческий язык, современный язык, языковые явления, укоротить язык, хорошо говорить, тянуть за язык.

Синтаксический разбор предложения. Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

Определите вид придаточного предложения 1.И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н.Толстой) 2.Чтобы много знать, надо много учиться. 3.В русский язык по необходимости вошло множеств иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий. (В. Белинский) 4. Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая. (Рассел Бертран Артур Уильям). 5. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.(Л. Толстой)

Определите разновидность подчинительной связи Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Цель нашего урока Задачи урока Учиться самостоятельно решать поставленные проблемы путем наблюдения за языковыми фактами; доказывать, что язык развивается, что наша речь богата; объяснять значения слов; проследить роль языка в жизни общества. Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

Невозможно определить сколько языков существует в мире, ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.

Вспомните строчки… « Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу». Во времена Пушкина эти ударения были нормой.

Изменение грамматических форм слов Шумит порывный ветр между дерев нагих И, желтый лист крутя, далеко завевает. (Н. И. Гнедич. «Осень»)

Заполните таблицу Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма Часть речи Имя существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение

Употребляется у А.С. Пушкина Современная норма В постеле В постели Воспомня Вспомнив Осьмнадцать Восемнадцать Дальные Дальние Оне Они Часть речи Имя существительное Деепричастие Имя числительное Имя прилагательное Местоимение

Происхождение и употребление слов в современном русском языке Лексика с точки зрения происхождения и употребления

Исследования лексики языка Лексика – совокупность всех слов языка. Историзмы – слова, обозначающие предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности. Архаизмы – устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Неологизмы – это вновь образованные слова.

Работа с учебником Упр. 261, 262

СИНКВЕЙН Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.

СИНКВЕЙН Русский язык. Распространённый, сложный. Обучает, тренирует, развивает. Не каждый может его выучить. Россия.

Домашнее задание п.20., упр. 264, 273(устно)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И. С. Тургенев

«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я.Маршак) «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д.Ушинский) «Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский) «Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих) «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский) «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский)

Источник

Язык как исторически развивающееся явление

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Описание презентации по отдельным слайдам:

Язык как исторически развивающееся явление

Датой рож­де­ния рус­ско­го пись­ма счи­та­ет­ся 863 год. Это год, когда сла­вян­ский про­све­ти­тель Ки­рилл со­здал первую рус­скую аз­бу­ку, на­зы­ва­лась она ки­рил­ли­ца. За свою дол­гую ис­то­рию рус­ское пись­мо пре­тер­пе­ло всего 2 ре­фор­мы. Ав­то­ром пер­вой ре­фор­мы был Петр Пер­вый, ко­то­рый убрал из рус­ско­го ал­фа­ви­та не нуж­ные рус­ско­му пись­му. Кроме этого, он из­ме­нил на­чер­та­ние рус­ских букв, сде­лав их по­хо­жи­ми на очер­та­ния ла­тин­ских букв. Такую аз­бу­ку стали на­зы­вать граж­да­ни­цей, или граж­дан­кой, по­то­му что ис­поль­зо­ва­лась она для свет­ских до­ку­мен­тов и свет­ской пе­ре­пис­ки. Вто­рая ре­фор­ма рус­ско­го языка про­изо­шла в 1917-1918 годах. К этому вре­ме­ни на­ко­пи­лось уже много ненуж­но­го, из­лиш­не­го в рус­ской аз­бу­ке. Но самым глав­ным недо­стат­ком по-преж­не­му оста­ва­лись лиш­ние буквы. Таким об­ра­зом, язык пред­став­ля­ет собой ис­то­ри­че­ски раз­ви­ва­ю­ще­е­ся яв­ле­ние.

Исторические изменения в лексике Яснее всего из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в языке, об­на­ру­жи­ва­ют­ся в его лек­си­че­ском со­ста­ве, так как имен­но лек­си­ка наи­бо­лее быст­ро ре­а­ги­ру­ет на из­ме­не­ния в об­ще­ствен­ной жизни. Это, ко­неч­но, и по­ли­ти­че­ские со­бы­тия, и раз­ви­тие науки и тех­ни­ки, рас­ши­ре­ние эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских свя­зей с дру­ги­ми на­ро­да­ми. В ре­зуль­та­те воз­дей­ствия этих фак­то­ров одни слова уста­ре­ва­ют и вы­хо­дят из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния. А дру­гие слова, на­о­бо­рот, по­яв­ля­ют­ся в со­ста­ве языка вме­сте с теми пред­ме­та­ми и яв­ле­ни­я­ми, ко­то­рые по­яв­ля­ют­ся в нашей жизни. Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий. Причины: Изменения в общественном устройстве Развитие науки и техники

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое. Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский советник, комбед, изба-читальня, комиссар. Исторические изменения в лексике

Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают. Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»; 2) современное «бесчестный, нравственно низкий». Исторические изменения в лексике

Изменения в грамматике Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей; глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

Изменения в грамматике Единств. число Двойств. число Множеств. число годъ года годи конь коня кони сынъ сыны сынове доля доли долЂ рыба рыбЂ рыбы

В грам­ма­ти­че­ском строе языка также про­ис­хо­дят из­ме­не­ния. Если мы от­кро­ем роман Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин», мы смо­жем про­чи­тать: «в по­сте­лю с бала едет он». Что же, наш пи­са­тель ошиб­ся? Ко­неч­но, нет. Дело в том, что в 19 веке слова по­стель не было, а упо­треб­ля­лось су­ще­стви­тель­ное І скло­не­ния – по­сте­ля. В том же ХІХ веке был ва­ри­ант вы­бо­ра. Можно было го­во­рить «еду в мас­ка­рад» и «еду на мас­ка­рад»; «играю в те­ат­ре» и «играю на те­ат­ре». А сей­час остал­ся толь­ко один ва­ри­ант со­че­та­ния этих слов – «еду на мас­ка­рад», «играю в те­ат­ре».

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Номер материала: ДБ-062101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть фото Докажите что язык развивающееся явление кратко. Смотреть картинку Докажите что язык развивающееся явление кратко. Картинка про Докажите что язык развивающееся явление кратко. Фото Докажите что язык развивающееся явление кратко

В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Язык как развивающееся явление

Как известно, язык возник в процессе глобального общественного развития, и так как человеческая цивилизация постоянно движется вперед и развивается, и сам язык вынужден совершенствоваться и развиваться. Русский язык не является исключением в данном случае, поэтому в нем постоянно происходят существенные изменения.

Это касается словарного состава языка, который с общественным развитием обогащается, морфологических норм, которые подвергаются изменениям, возникновения синтаксических конструкций и закрепления новых норм произношения слов.

Существенные изменения в общественной жизни стран, которые разговаривают на определенном языке, отображаются и на изменениях в языке и его словарном запасе. Таким образом, регулярно какие-то слова исчезают из языкового обихода, появляются новые, а некоторые старые слова приобретают новые значения.

Язык изучается, как исторически развивающийся объект

По этой причине анализ особенностей изменения языка представляет собой важную часть исследования формы существования языка и его фундаментальных характеристик. Именно то, как развивается и модернизируется язык говорит о его подлинной природе.

Но развитие языка связывают еще с одной причиной. Это потребность совершенствовать технические недостатки, общую языковую технику и устранять ее дефекты. И существенное изменение языка может зависеть и от среды, в которой он постоянно существует, и от его собственного внутреннего механизма и техники.

Порой довольно проблематично определить, что именно послужило толчком к эволюции определенного языка. Ведь языковые преобразования происходят постепенно, и их довольно тяжело моментально отслеживать.

Особенность развития языков

Но существует одна особенность, которая всегда присуща ключевым языковым изменениям. Независимо от других факторов, для развития языка характерна тенденция к его сохранению в состоянии коммуникативной пригодности.

Это зачастую приводит к тому, что язык, как система, развивается неравномерно, и разные участки его строя (Лексика, Фонетика) имеют разные темпы преобразования. Но в данном случае язык нуждается в изменениях, так как только таким образом он может быть пригоден для общения между людьми.

Источник

Язык как исторически развивающееся явление

Наряду с изменением, каждому языку присуща тенденция к сохранению языка в состоянии коммуникативной пригодности, к противодействию преобразованиям. В языке действуют процессы торможения, препятствующие резким переменам. Именно благодаря этому сохраняется общее тождество языковой системы в течение длительного времени.

Язык представляет диалектическое единство противоречий: устойчивого и подвижного, стабильного и меняющегося, статики и динамики. Эта двойственность вызвана тем, что язык, с одной стороны, должен удовлетворять новым потребностям, в связи с прогрессом в науке, культуре, технике, в связи с появлением новых понятий, идей, а другой стороны, сдвиги в языке не должны нарушать взаимопонимания между разными поколениями и социальными группами носителей языка. Развитие языка протекает как борьба двух противоположных тенденций – за сохранение и стабильность существующей системы и за ее преобразование, совершенствование. Как языковая стабильность, так и языковая изменчивость – это соотносительные свойства языка

Естественные языки развиваются и изменяются в ходе своего применения, а актах речи. Акт речи – это не только процесс выбора и распознавания готовых моделей, но одновременно и процесс творчества. Любое изменение начинается в речи, в синхронной языковой системе. В синхронии изменения обнаружить не удается. Из этого делался вывод, что синхроническая система статична и не развивается. Отсутствие изменений приравнивали к отсутствию развития.

Заслуга осознания подвижности синхронии и признания языкового динамизма в любом состоянии языка принадлежит И. А. Бодуэну де Куртенэ и его последователям – Л.В.Щербе, Е.Д.Поливанову, Г.О.Винокуру и др.

Движение в синхронии можно назвать “варьированием”, а движение в диахронии – “изменением”. Варьирование элементов создает условие постепенной эволюции языков.

Процессы варьирования – это процессы сосуществования образований, сходных по какому-либо принципу.

Языковые изменения совершаются более или менее постепенно, без резких скачков. Изменения в языке представляют собой сумму из многих небольших сдвигов, накопившихся за несколько веков или даже тысячелетий (Е.Д.Поливанов).

Языки не могут не меняться, потому что они отражают действительность, которая находится в постоянном развитии. Но не только исторически изменяющаяся среда служит импульсом для развития языка. Изменения в языке происходят и в силу необходимости перестройки самого языкового механизма – устранения противоречий, несовершенства отдельных звеньев.

Перестройка языка протекает под действием двух движущих сил, или иначе, существуют внешние и внутренние причины языковых изменений. В эволюции любого языка эти факторы тесно переплетаются и взаимодействуют.

Язык – это исторически развивающееся явление, объект, который никогда не бывает и не может быть абсолютно устойчивым, как динамическая система, находящаяся в каждый данный момент своего существования в состоянии относительного равновесия.

В языковом развитии можно выделить внешние и внутренние причины.

Внешние причины языковых изменений, это воздействие среды на развитие языка:

— изменение состава носителей языка;

— распространение просвещения и культуры;

— материальный и социальный прогресс общества.

История каждого языка тесно связана с историей народа – носителя языка, с историей общества. История – это деятельность преследующего свои цели человека. Самым мощным внешним фактором является прогресс человеческого общества.

Общественная, социальная природа языка обнаруживается не только во внешних условиях его существования, но и в самой системе языка, в его фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. Будучи непосредственным продуктом человеческого общества, язык отражает все изменения, происходящие в нем.

Приспособление языка к меняющимся формам общественной жизни происходит на всех языковых уровнях, но особенно ярко это проявляется в семантических изменениях слов. А. Мейе подчеркивал, что помимо внутренних, собственно языковых причин изменений значений слов, существуют и внешние, социальные причины. Он приводит в качестве примера развитие значений слов отец, мать. В индоевропейском языке эти слова обозначали не родственные, а социальные отношения. Слово *peter обозначало общественную функцию человека, им можно было именовать высшее божество или наивысшего из всех глав семейств. С изменением социальной структуры первобытного общества, с исчезновением патриархата это слово стало использоваться для обозначения отношений родства.

М.М. Покровский приводит такой пример культурно-исторической обусловленности изменения значения слова. Русские слова грош, копейка, вследствие обесценивания денег, приобрели значение чего-то малого и ничтожного.

Рост производительных сил общества, развитие науки, техники, культуры, проникновение в тайны окружающего мира, формирование новых общественных отношений находит непосредственное выражение в языке, особенно в его лексике и фразеологии.

Однако прямолинейной зависимости развития языка от исторической судьбы народа нет. Эта зависимость косвенная.

История языка свидетельствует о том, что многие его изменения в языке обусловлены действием внутренних законов. Согласно этим законам, каждое новое явление в языке вырастает из старого, уже существующего, создаваясь из материала языка по его правилам. К таким законам, управляющим внутренним развитием языка, можно отнести следующие:

— закон ликвидации «участков напряжения» (уподобление и расподобление согласных, упрощение групп согласных);

— закон позиционного варьирования звуков ( оглушение согласных на конце слова и на стыке морфем);

— закон аналогии, в соответствии с которым происходит уподобление одних структурных элементов другим (морфологическая аналогия);

— закон компенсационного развития, согласно которому утрата одних форм или отношений в языке компенсируется развитием других (упрощение системы гласных в русском языке, вызванное падением редуцированных, привело к усложнению системы согласных);

— закон абстрагирования элементов языковой структуры, в соответствии с которым развитие абстрактных элементов языка происходит на базе конкретных (в лексике конкретное значение слова становится основой для развития абстрактного значения);

— закон экономии языковых средств, в соответствии с которым в языке действует тенденция к оптимальной достаточности (свертывание описательных конструкций в сложное слово);

— закон дифференциации и отчленения элементов языковой структуры, согласно которому развитие языка идет по пути выделения и специализации его элементов для выражения собственно языковых значений.

Ни одно изменение языка не может миновать речи, и, напротив, есть такие изменения, которые, проявившись в речи, не достигают языка.

Фонетические изменения происходят не в речи одного и того же поколения, а при передаче языка от поколения к поколению. Изменения в большинстве случаев сводятся к уклонениям, допускаемым младшим поколением при копировании им языковой системы старшего поколения. Однако, в чем скажутся эти уклонения, зависит от того, какие вариации имелись в речевой деятельности старшего поколения [Степанов 1966].

Фонетические изменения на уровне нормы сводятся к изменениям в фонетическом составе отдельных слов. Например, в русском языке раньше произносили молочный как [малошный], а теперь произносят [молочный].

Иногда фонетические затрагивают звуковую систему языка.

Косериу Э. Синхрония, диахрония и история (Проблемы языкового изменения). Пер. с исп. //Новое в лингвистике. Вып 3. М., 1963.

57. Будущее языка

Как отмечает Ю.С.Степанов, прогнозирование развития языка опирается на оценку современного состояния языковых союзов. Одни авторы видят будущее языка в интеграции существующих языков, в их постепенном слиянии в один язык всего ареала языкового союза. По их мнению, достигнуто это будет путем последовательного увеличения интернационального фонда лексики, морфологических моделей и синтаксических конструкций. Эти прогнозы опираются на реально существующие тенденции языкового союза.

Однако существуют и другие, столь же реальные тенденции. В современном мире наблюдаются тенденции к укреплению и развитию национальных языков. Развитие национальных языков не дает оснований предполагать в обозримом будущем их слияние, или интеграцию. На этом основании возникают другие прогнозы относительно будущего языка. Согласно этим прогнозам, развитие пойдет путем создания зональных языков. Зональным языком становится какой-либо уже существующий язык, когда он возводится в ранг языка общения между народностями или нациями. Можно предвидеть существование языков межнационального общения разных рангов. В России языком межнационального общения является русский язык. Грузинский язык является языком межнационального общения для грузин, мегрелов, сванов и некоторых других национальностей, населяющих Грузию. Для всех этих народов, кроме грузин, этот язык будет вторым языком. Язык суахили является языком межнационального общения значительной части Африки. Немецкий язык служит зональным языком значительной части бассейна Балтийского моря (для Германии, скандинавских стран).

Русский, английский, арабский, французский, испанский и китайский языки являются языками мирового общения. Это положение закреплено уставом Организации Объединенных наций.

Для тех народов, язык которых не служит средством межнационального общения, будущее заключается в развитии и укреплении своего родного языка и в одновременном овладении вторым, а иногда и третьим языком.

Вопрос о перспективах развития языков в будущем имеет несколько решений:

Согласно другой точке зрения, будущее языков связывается с тенденцией укрепления и развития национальных языков, расширения сферы их использования.

Третья точка зрения связывает развитие языков в будущем с зональными языками. Зональный язык – это один из существующих в конкретном ареале языков, “возведенный в ранг” языка общения между народностями и нациями, проживающими в данном ареале. Например, на территории России эту функцию выполняет русский язык, на территории Грузии – грузинский язык. Таким образом, для малых народов будущее заключается в развитии и укреплении своего родного языка и одновременно в овладении вторым или даже третьим языком межнационального общения.

Литература к разделу

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С.161-211.

Искусственные языки

Мысль о едином языке для общего употребления в международном масштабе не нова. Такой язык должен быть создан искусственно и привит всем людям на Земле.

Естественные языки создавались стихийно, они складываются и развиваются вместе с образованием и развитием народов – носителей и творцов этих языков. Естественные языки не имеют какого-либо одного автора. Каждый язык имеет свою историю. Даже родственные языки сильно отличаются друг от друга. Для общения людей, носителей разных языков нужны посредники – переводчики.

В эпоху быстрого роста и развития различных международных связей (огромное количество разноязычной литературы, международные контакты, конгрессы, выставки и т.д.) потребность в едином языке, всеобщем средстве международного общения диктуется с особой силой. Преодоление “языкового барьера” достигается путем издания реферативных журналов, перевода научных трудов и устных выступлений на 2-3- языка, синхронным переводом.

Если человек владеет 2-3 наиболее распространенными в мировом обиходе языками, то он получает огромное преимущество. Но для овладения иностранным языком надо приложить много усилий.

Нельзя ли сделать так, чтобы люди говорили на одном языке? Пригоден ли в качестве искусственного вспомогательного мирового языка (ИВМЯ) один из существующих естественных языков?

Международный язык должен быть доступным, понятным, элементарным, простым, гибким, легко усваиваемым, приспособленным к современным условиям быта и требованиям жизни.

Формы каждого естественного языка содержат в себе ту историческую накипь, которая встретилась на пути его развития. Чтобы усвоить такой язык, надо пропитаться породившим его бытом и обстановкой, традициями народа. Например, что произойдет, если в качестве международного языка выбрать французский язык. Французский язык не легче и не труднее всех прочих естественных языков. Но в нем, как и в каждом естественном языке много нелогичного, много исключений и т.д.

В ходе распространения французского языка среди носителей других языков произойдет смешение с другими языками. В этом отношении характерна история английского языка в США. Несмотря на общие языковые традиции уже сейчас англо-американский вариант английского языка существенно отличается от англо-британского.

Зависимость языка от форм быта предопределяет неуспех всякой попытки привить в качестве общемирового язык одного народа. Может быть, следует использовать мертвый язык, например, латынь или древнегреческий? Эти языки сейчас не принадлежат ни одному народу и не дают никому преимуществ. Они нейтральны, не вызывают национальной ревности. Но в них нет выражений для современных понятий, для фактов современной цивилизации.

В 17 в. такие ученые, как Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Ньютон обратили внимание на то, что естественные языки плохо поддаются организующему воздействию человеческого разума, являются недостаточно совершенными орудиями мышления. Ученые задумались над тем, чтобы заменить стихийно создавшийся язык более совершенным и рациональным, “философским” языком. Этот язык должен систематизировать в своей структуре все человеческие знания. Овладение таким языком, по их мнению, позволило бы простому крестьянину сразу стать философом, т.е. приобщиться к вершинам научной мысли.

В 18 в. проблемами всеобщего языка занимались Вольтер, Кондильяк, Локк и др. В 19 в. возникает мысль о том, что “общий” язык скрыт в реально существующих языках, и нет необходимости “изобретать” неслыханные звуки и звукосочетания. Задача в том, чтобы “извлечь” этот язык из конкретных форм реальных языков.

Логическое направление подверглось острой критике, так как искусственные философские языки были коммуникативно несовершенны. И со второй половины 19 в. прочно утверждается идея разработки такого международного звукописьменного языка, который был бы создан по образцу живого языка и был бы совершенным (хотя и вспомогательным) средством общения.

Первым таким языком был созданный в 1879 г. немецким католическим священником И. Шлейером искусственный язык воляпюк (от англ. world speak). Слова этого языка представляли собой искаженные корни слов европейских языков (английского, немецкого, французского, латинского и др.). В грамматическом отношении это был довольно сложный язык, что затрудняло его использование в общении.

В 1887 г. В Варшаве доктором (окулистом) Л. Заменгофом был создан язык искусственный эсперанто. В этом языке 28 букв и 6 диакритиков: a, b, c, c (ч), d, e, f, g, g (дж), h, h, i, j, j (ж ) и т.д. Каждой букве соответствует свой звук, каждому звуку своя буква. Графика – латиница.

Эсперанто строится на основе интернациональной лексики (преимущественно романского происхождения), но есть и германские и славянские корни.

Грамматика максимально упрощенная и строго нормализованная, включает 16 правил, не допускающих исключений. Ударение всегда на предпоследнем слоге. Части речи различаются конечной гласной:

Существительные имеют 2 падежа – именительный и винительный:

Еднственное число существиельных имеет нулевое окончание, во множественном числе – окончание j:

viro – viroj;knabo – knaboj.

Женский род образуется прибавлением суффикса in:

viro – virino (virinoj); knabo – knabino (knabinoj) patro – patrino (patrinoj)

Глагол имеет форму времени и наклонения:

настоящее время – laboras

прошедшее время – laboris

повелительное наклонение – laboru

Mi estas studentinoj – «Мы студентки».

Переход от теоретического конструирования искусственного языка к его практическому применению в качестве средства общения способствовал тому, что движение эсперантистов приобрело международный характер, особенно среди философов, филателистов, коммерсантов, спортсменов.

На языке эсперанто появились учебные пособия, словари и даже художественная литература, как переводная (Библия, Данте), так и оригинальная, проводятся конгрессы эсперантистов. Эсперанто служит средством общения, его используют при переводах, в переписке, на конгрессах и т.п. В то же время будучи вспомогательным языком, эсперанто имеет сравнительно узкую сферу применения, поэтому он не может сравниться ни с одним естественным языком во всем его лексическом и стилистическом многообразии.

В условиях быстрого роста и распространения научной информации все острее ощущается необходимость в едином средстве общения. В 1970-х гг. возобновляются попытки создать новый международный язык, более совершенный. В качестве особого раздела языкознания оформилась интерлингвистика, занимающаяся созданием и изучением международных искусственных языков как средства общения.

В 1960-х гг. появился проект линкос (лингвистика космоса), связанный с созданием языка космической связи. Автором проекта был голландский математик Г.Фрейденталь, Нобелевский лауреат. В основе этого проекта лежит идея о возможности контактов землян с инопланетянами. Линкос является абстрактной схемой такого языка, коммуникативная основа которого строится на световых и звуковых сигналах, идущих в определенной последовательности. На этом языке Фрейденталь излагает законы математики, биологии, физики, говорит о нормах человеческой морали и этики. Линкос – это первая попытка создания космического языка, предназначенного для обмена информацией в условиях внеземного общения.

Конспектирование /К вопросам 41-63/:

Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. Статьи:

язык и общество, происхождение языка, языковая ситуация, языковая политика, диалект, лингвистическая география, тайные языки, арго, литературный язык, диглоссия, субстрат, суперстрат, конвергенция, дивергенция, языковой союз, койне, лингва франка, пиджин.

Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. Часть четвертая. Географическая лингвистика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *