Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

«Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова

Период Святок (от Рождества Христова до Крещения) не только на Руси, но и во многих странах был временем ожидания чуда. Девушки ворожили, пытаясь предугадать будущего жениха, дети ждали исполнения своих самых сокровенных желаний. Когда самые, казалось, несбыточные желания сбывались, возникало ощущение чуда, вмешательства каких-то высших сил.

Так появился святочный рассказ — жанр, в какой-то степени канонизированный английским писателем Чарльзом Диккенсом. Он задал общие признаки подобного произведения: элементы мистики, тайна, хронология событий, наличие рассказчика, подчас присутствие детей, нравственный урок — своеобразная мораль. И заканчивается такой рассказ весело, хотя и неожиданно. Очень показательным в этом смысле является рассказ О. Генри «Дары волхвов»: герои получают долгожданные подарки, но не могут их использовать по назначению.

В России этот жанр получил иную трактовку. Само название — «святочный» — дает отсылку к самому любимому для верующих людей празднику — Святкам. Русские писатели вышли за пределы традиционного круга святочных событий. Н. Лесков, Ф. Достоевский, А. Чехов смогли дать неожиданную трактовку сверхъестественных событий или рождественского чуда.

Например, в рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» герой, девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, в ночь под Рождество пишет своему дедушке Константину Макарычу. Рассказав о своей тяжелой жизни, в конце письма Ванька с отчаянием и надеждой умоляет деда забрать его отсюда, а то он «помрет». Любой здравомыслящий читатель понимает, что вряд ли дойдет до адресата письмо, отправленное «на деревню дедушке». Однако не случайно же действие происходит в ночь накануне Рождества, и сон, который видит ребенок, сладко уснув, оставляет крохотную надежду на чудо долгожданной встречи.

Еще более печален рассказ Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Уже само название отсылает читателя к сюжету: у Христа может оказаться только мертвец. Действительно, герой рассказа, шестилетний мальчик, даже зимой одетый «почти по-летнему» и просящий милостыню, замерзает, притулившись за дровами в чужой подворотне. «Романист»-рассказчик придумывает рождественскую историю о том, что все дети, «задохшиеся от смрада ночлежек», умершие от голода, оставленные на улице и замерзшие, попадают на чудесную елку к Иисусу Христу, где обретают вечное счастье. Возможно ли такое? В это может поверить только истинно верующий человек.

К счастью, произведение Николая Семеновича Лескова «Жемчужное ожерелье» написано в лучших традициях святочного рассказа и исполняет самые заветные желания всех героев. Название говорит само за себя: жемчужное ожерелье изменяет жизнь главного героя. Композиция «рассказ в рассказе» помогает почувствовать отношение самого автора к описываемым событиям. Во время спора об однообразии и скудости содержания святочных рассказов один из гостей предлагает поведать абсолютно правдивую историю о судьбе своего младшего брата, который приезжает к нему на Святки с намерением жениться.

Случайная встреча с Машей, младшей сестрой жены рассказчика, неожиданно перерастает не только в сватовство, но и в венчание. Старший брат, уверенный, что отец невесты оставит ее без приданого, потрясен подарком — жемчужным ожерельем. Оно становится своеобразным испытанием как для жениха, так и для Машиного отца. Он искушает жениха, желая проверить истинность его чувств к его дочери, называет украшение «штучкой с наговором». Так появляется мотив мистики, традиционный для святочных рассказов.

Сама Машенька воспринимает этот подарок как трагедию, ведь давно известно, что подаренный жемчуг предвещает слезы. Значит, и свадьбе не быть. Но признание отца, сделанное уже после венчания, все расставляет на свои места. Жених выдерживает испытание и, узнав, что жемчуг фальшивый, демонстрирует торжество истинной любви и добродетели. Он говорит своему брату, что он «приданого не искал, а искал жену». Он ее получил, и больше ему ничего не нужно.

Впереди супругов ждет еще одно испытание: теперь, убедившись в бескорыстности младшего зятя, только Маше, своей третьей дочери, готов отец дать приданое, которого лишил первых двух дочерей, не будучи уверенным в бескорыстности зятьев. Но и здесь поступает благородно молодой муж: он объясняет тестю, что денежный билет в 50 тысяч рублей станет предметом зависти для старших сестер, и это неизбежно приведет к неприязни между родными. Поэтому новоиспеченный зять предлагает дождаться того времени, когда отец примирится со всеми своими дочерьми, и тогда уже поровну поделить между ними все его состояние.

Отец отдает Маше три билета по 50 тысяч, чтобы она их разделила поровну между всеми сестрами. Так счастливо оканчивается эта правдивая история, поведанная гостем за столом «в одном образованном семействе». Свой монолог он предварил идеей о том, что «и святочный рассказ может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время, и нравы». Скорее всего, это оценка самого Н. С. Лескова, который, наряду с другими русскими писателями, с помощью святочного рассказа напоминал читателям о праздниках, «высвечивающих смысл человеческого существования».

Тайна притягательности святочных рассказов еще и в том, что они создавали ощущение приближающегося праздника, приближение чудесной ночи, которая могла навсегда изменить жизнь человека, как это произошло со всеми героями произведения Н. Лескова «Жемчужное ожерелье».

Источник

План урока русской литературы на тему «Николай Семенович Лесков. Рассказ «Жемчужное ожерелье» 9 класс

Предмет: Русская литература

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 4: Тайны человеческой души

Николай Семенович Лесков. Рассказ «Жемчужное ожерелье»

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9. 2. 6.1– анализировать систему образов, хронотоп, структуру произведения и оформлять своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, формулы, диаграммы)

Все учащиеся смогут : знать и понимать термины, определять идею, жанр и его признаки в произведении, пересказывать содержание, находить в тексте фрагменты и цитаты, отражающие тематику и черты характера персонажей, отвечать на «тонкие» вопросы, анализировать образы, оформлять своё представление с помощью схемы

Большинство учащихся смогут : анализировать систему образов, структуру произведения, отвечать на «толстые» вопросы, приводить примеры, оформлять свое представление в виде формулы

Некоторые учащиеся смогут : аргументировать свою позицию, оценивать поступки героев, оформлять своё представление с помощью схемы

понимает термины, определяет тему, идею, жанр и его признаки в произведении, находит в тексте фрагменты и цитаты, отражающие тематику, анализирует образы, оформляет свое представление в виде кластера

-анализирует систему образов, структуру произведения, оформляет свое представление в виде формулы

-о ценивает поступки героев, оформляет свое представление в виде схемы, аргументирует

Учащиеся смогут : определять тему, идею, жанр произведения, находить цитаты, фрагменты, интерпретировать

Ключевые слова и фразы: история любви, сквалыжник, образ жемчужного ожерелья, тайна души

Терминология: хронотоп, жанр, аллегория, святочный рассказ, композиция, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог, мораль, конфликт, дисгармония, противостояние, протест

Полезные выражения для диалогов:

Я считаю ( думаю…, полагаю..)…
Мне кажется…
Я могу доказать это примером…
Поэтому я считаю ( думаю…, полагаю…)….

Используемый язык для диалога/письма на уроке : русский

Вопросы для обсуждения :

-Докажите, что «Жемчужное ожерелье» является святочным рассказом.

— В чем особенность организации повествования в произведении Н.С.Лескова «Жемчужное ожерелье»?

-Каковы ваши впечатления о героях рассказа?

Формирование чу вства взаимопонимания, доброты, милосердия, великодушия, порядочности, честности, справедливости на примере поступков героев произведения, развитие критического мышления и функциональной грамотности

Изобразительное искусство, самопознание

Учащиеся знают факты из жизни и творчества Н.С.Лескова, могут

определять тему, идею, жанр произведения, извлекать информацию, интерпретировать, анализировать

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

I . Организационный момент. Психологический настрой.

— Здравствуйте!
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
«Здравствуйте!»-
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

II . Создание коллаборативной среды.

Дифференциация по уровню знаний. Деление на 3 группы «Найди героя» (рассказчик, брат рассказчика, жена рассказчика)

III . Актуализация предыдущих знаний.

(П). Стратегия «Одна минута»

Учащиеся рассказывают друг другу в течение минуты о том, что они узнали на прошлом уроке о биографии и творческой деятельности Н.С.Лескова.

Взаимооценивание « 1 фраза для соседа по парте »

— Предположите, какова тема урока?
-О чем мы будем сегодня говорить?

— Какие цели мы будем преследовать?

Стратегия «Корзина идей».
В «корзину» складывается все, что имеет отношение к теме: предположения, идеи, имена, даты, факты, термины и т.д.
Ознакомление с критериями оценивания

Цель:
(Г) Понимание и ответы на вопросы

Уровни мыслительных навыков

Понимает содержание текста, находит цитаты, отражающие тематику

1. Читает отрывки из текста, отвечает на вопросы

Находит в тексте фрагменты, отражающие тематику

Определяет тему и идею произведения, его признаки

Выражает свою позицию, аргументирует

Аргументирует свой ответ цитатами из текста

Карточки с героями

Дифференциация по способу «Задание».

— Докажите, что «Жемчужное ожерелье» является святочным рассказом. Ответ подтвердите цитатами из текста.

— В чем особенность организации повествования в произведении Н.И.Лескова «Жемчужное ожерелье»?

-Какова тема и идея рассказа? Докажите это фрагментами из текста.

-Выпишите признаки святочного рассказа и определите его жанр. Свой ответ докажите.

Формативное оценивание: прием «Две звезды и одно пожелание»

Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз.

Цель:
Г) Анализ и интерпретация

Уровни мыслительных навыков

Последовательно располагает события в рассказе, оформляет своё представление с помощью схемы, интерпретирует

-последовательно располагает события в рассказе

-оформляет своё представление с помощью графического органайзера «Карта событий»

Анализирует систему образов, структуру произведения, оформляет свое представление в виде формулы

-анализирует образ брата рассказчика и поведение рассказчика
– составляет ПОПС- формулу

О ценивает поступки героев, оформляет свое представление в виде схемы, аргументирует

-оценивает поступки героев

-составляет графический органайзер «Фишбоун»

Уровень А: Последовательно расположить события в рассказе, оформить своё представление с помощью графического органайзера «Карта событий», интерпретировать

Уровень В: Проанализировать образ рассказчика во время словесного конфликта с женой. Ответить на вопрос «Долговечен ли будет такой скоропалительный брак?», используя «ПОПС-формулу».

П – позиция « Я считаю, что…»

О – объяснение « Потому что…» «

П – примеры «В качестве доказательства приведу несколько примеров…»

С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»

Уровень С : Дать оценку поступкам Николая Ивановича и брата рассказчика. Составить графический органайзер «Фишбоун», аргументировать

Формативное оценивание: наблюдение учителя «Словесное оценивание»

Учебник для общеобразовательных школ «Русская литература», 2 часть Автор Г.З.Шашки-на, О.А. Анищенко и др. Издательство «Мектеп», 2019 г

Источник

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

Автор: Кондратьева Татьяна Владимировна

Организация: МБОУ г. Иркутска СОШ №3

Населенный пункт: г. Иркутск

В статье рассматриваются особенности русского святочного рассказа. Интересен тот факт, что в произведении «Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова присутствуют абсолютно все жанровые особенности святочного рассказа, которые реализуются не только на сюжетном уровне, но и на языковом. В дальнейшем святочный рассказ в русской традиции будет трансформирован. Появится более реалистичная трактовка жанра, когда евангельские мотивы будут сочетаться с социальной составляющей (ср. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского). По сути уже в рассказах Н.С.Лескова, в отличие от Ч.Диккенса, счастливая концовка закономерна, а значит и реалистична.

Опубликовано: 19.04.2019
Мои заявки
Диплом автора журнала «Современный урок»

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть картинку Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Картинка про Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

Диплом участника конкурса

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть картинку Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Картинка про Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

© 2021, Всероссийский педагогический журнал «Современный урок »
ISSN: 2713 – 282X, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701, Авт. знак С56
СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65249 от 01.04.2016
Для писем: 125222, Москва, a/я 8
Телефон: +7 (925) 664-32-11
E-mail: [email protected]

Источник

Задача 50228 Ответьте на вопросы:(Рассказ Жемчужное.

Условие

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть картинку Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Картинка про Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

Все решения

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть картинку Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Картинка про Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

1 в новогоднюю ночь

2 жемчужное ожерелье

3 Отец дарит Маше жемчужное ожерелье, но потом пишет письмо о том что жемчуг фальшивый.

4 жемчуг символизировал в рассказе испытание. По мнению автора, человек всю жизнь, каждый день и час, борется с грехом. Он должен преодолеть искушение, это будет первым шагом к преображению души — рождению новой духовной личности или её воскрешению.

5 Дочери же Васильев дает загадочное обещание: «Но ты, мое дитя, не плачь и выбрось из головы, что мой жемчуг приносит слезы. Это не такой. Я тебе на другой день твоей свадьбы открою тайну этого жемчуга, и ты увидишь, что тебе никаких предрассудков бояться нечего…»

6 хотел таким образом испытать бескорыстие своего зятя.

7 тот рассмеялся и сказал, что это письмо его сосем не огорчило, но Маше не зачем знать, что ожерелье не настоящее. Она не должна обижаться на отца и должна по-прежнему любить и почитать его. Отец Маши ещё больше удивился и посчитал, что дочери повезло с мужем.

8 Из этой повести видно, как благородство зятя тронуло алчную душу тестя. Расплакавшись от внезапно нахлынувших чувств раскаяния за прошлое, от любви к молодоженам, старик мгновенно преобразился душой.

10 испытанием бескорыстности. Жених выдерживает испытание и, узнав, что жемчуг фальшивый, демонстрирует торжество истинной любви и добродетели. Он говорит своему брату, что он «приданого не искал, а искал жену». Он ее получил, и больше ему ничего не нужно.

11 «Я, любезный зять, наживал состояние своими трудами, но очень разными средствами. С высокой точки зрения они, может быть, не все очень похвальны, но такое мое время было, да я и не умел наживать иначе. В людей я не очень верю, и про любовь только в романах слыхал, как читают, а на деле я все видел, что все денег хотят. Двум зятьям я денег не дал, и вышло верно: они на меня злы и жен своих ко мне не пускают. Не знаю, кто из нас благороднее, — они или я? Я денег им не даю, а они живые сердца портят. «

12 Вся жизнь насмарку. Казалось бы, из-за нелепой случайности, а на самом деле из-за гордыни, которая присуща, к сожалению, очень многим. Как часто недосказанность между людьми приводит к проблемам и даже к беде.

Источник

Урок литературы в 10 классе по теме : «Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова». Рассказ «Жемчужное ожерелье». (с использованием критериального оценивания)

Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Смотреть картинку Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Картинка про Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом. Фото Докажите что жемчужное ожерелье является святочным рассказом

План-конспект урока по литературе, 10 класс.

Тема урока: Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова.

Рассказ «Жемчужное ожерелье».

1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.

2. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.

3. воспитывать квалифицированного читателя.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, интерактивный метод обучения.

Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.

Справочная 5 –минутка.

Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б.Томашевский).

Что такое Святки? Рождество?

С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )

— Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, светлые, добрые лица родных).

Обсуждение: Каким должен быть по-вашему святочный рассказ.

Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».

Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.

Инструктаж по выполнению заданий в группах.

Критерии для оценивания выступления от группы:

Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

Доступность изложения – 1 балл

Логика изложения – 1 балл

Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.

10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Пролог –своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *