Докажите что знание особенностей религиозного состава населения

Конспект урока географии на тему «Религиозный состав населения»

Тема урока: Религиозный состав населения. П.р. №3 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Цель урока: Цели: познакомить обучающихся с особенностями религиозного состава населения России.

— Как вы думаете, что это? (Улыбка)

Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе. Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.

2. Проверка домашнего задания

Географический диктант 1 вариант

Изучение новой темы

( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).
— Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).
Тема урока — «Религиозный состав населения России»

Учитель : Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель ).

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками этноса являются язык и территория. Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.

-Какие религии исповедуют народы России? Учитель прослушивает варианты ответов.
На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом. Сообщение

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради ).

-С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся ). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

-Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? ( работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? ( ответы обучающихся )

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради )

-Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? ( ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

— историческое формирование и заселение территории страны;

-Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? ( ответы обучающихся )

Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу.

— Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности?

А закончить урок, мне бы хотелось притчей. Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!». Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца…». Черный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!». Учитель: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле. Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!

Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок. (параграф №7, вопрос №3 на странице 32, повторить административно-территориальное деление России.) Спасибо всем за работу, урок окончен.

Географический диктант 1 вариант

Географический диктант 1 вариант

1. Второй по численности народ России:
А. Украинцы; Б. Башкиры; В. Татары.
2. В какой из республик преобладает коренное население:
А. Карелия; Б. Дагестан; В. Хакассия.
3. Единственный народ в европейской части России, исповедующий буддизм:
А. Буряты; Б. Калмыки; В. Коми.

1. Второй по численности народ России:
А. Украинцы; Б. Башкиры; В. Татары.
2. В какой из республик преобладает коренное население:
А. Карелия; Б. Дагестан; В. Хакассия.
3. Единственный народ в европейской части России, исповедующий буддизм:
А. Буряты; Б. Калмыки; В. Коми.

1. Второй по численности народ России:
А. Украинцы; Б. Башкиры; В. Татары.
2. В какой из республик преобладает коренное население:
А. Карелия; Б. Дагестан; В. Хакассия.
3. Единственный народ в европейской части России, исповедующий буддизм:
А. Буряты; Б. Калмыки; В. Коми.

Источник

Национальный и религиозный состав населения России

Национальный и религиозный состав населения России

Просмотр содержимого документа
«Национальный и религиозный состав населения России»

План-конспект урока по географии в 9 классе.

Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проверка домашнего задания.

Изучение новой темы.

Обобщение и закрепление знаний.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

Численность населения России составляет _______ млн.человек

В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)

Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)

Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).

Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).

Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).

Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

Тема урока- « Национальный и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

Россия – многонациональная страна.

Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.

Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.

Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 190 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 190 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5— традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

2 вопрос. Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

— индоевропейская – 89% населения,

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

— Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

— Какие народы называют братьями-славянами и почему?

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

Многочисленные народы: русские – 80%

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

— историческое формирование и заселение территории страны;

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

Содержание проверочной работы:

Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

а) карелы б) белорусы в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

а) украинцы б) башкиры в) татары

4. Народ европейской части России- это

а) буряты б) тувинцы в) коми

5. К какой группе относятся коми?

а) славянской б) монгольской в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

— Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

( учитель выставляет отметки и комментарует)

Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

Источник

Национальный и религиозный состав населения России

Национальный и религиозный состав населения России

Просмотр содержимого документа
«Национальный и религиозный состав населения России»

План-конспект урока по географии в 9 классе.

Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проверка домашнего задания.

Изучение новой темы.

Обобщение и закрепление знаний.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

Численность населения России составляет _______ млн.человек

В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)

Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)

Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).

Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).

Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).

Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

Тема урока- « Национальный и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

Россия – многонациональная страна.

Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.

Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.

Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 190 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 190 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5— традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

2 вопрос. Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

— индоевропейская – 89% населения,

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

— Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

— Какие народы называют братьями-славянами и почему?

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

Многочисленные народы: русские – 80%

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

— историческое формирование и заселение территории страны;

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

Содержание проверочной работы:

Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

а) карелы б) белорусы в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

а) украинцы б) башкиры в) татары

4. Народ европейской части России- это

а) буряты б) тувинцы в) коми

5. К какой группе относятся коми?

а) славянской б) монгольской в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

— Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

( учитель выставляет отметки и комментарует)

Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *