Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век

Железный век империи

«Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!

…С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных»…

А. Блок. Из поэмы «Возмездие»

Если сказать, что девятнадцатый век был для России бурным и насыщенным определяющими устроение государства событиями, то это всё равно, что ничего не сказать. Своё чувствование этого грандиозного и ужасающего века вполне отразил Александр Блок в гениальной поэме «Возмездие», а ведь он был только одним из великих представителей русской литературы, культуры, науки того времени.

Начавшись с государственного переворота и убийства императора Павла I, XIX век продолжился чередой войн и внутренних потрясений для России — коалиционные войны с Наполеоном, Отечественная война 1812 года, война на Кавказе, война с Персией, несколько войн с Турцией, Крымская война с Англией и Францией, восстание декабристов, два восстания в Польше… Вместе с тем, в этом же веке совершено первое кругосветное плавание Крузенштерна; начавшись со строительства первой железной дороги между Петербургом и Царским селом, в России возникла сеть железных дорог, и началось строительство одной из самых протяжённых — Транссибирской магистрали. Благодаря отмене крепостного права и ряду реформ Россия добилась небывалого экономического подъёма в девяностых годах XIX века, превращаясь из аграрной в индустриальную державу…

Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век. Смотреть фото Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век. Смотреть картинку Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век. Картинка про Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век. Фото Докажите справедливость утверждения а блока что век девятнадцатый железный воистину жестокий век

400-летию династии Романовых

Его брат будущий император Николай I своей нерешительностью в принятии престола спровоцировал восстание декабристов, которое сам же жестоко подавил (тогда погибло тысяча двести семьдесят человек на Сенатской площади и ещё пятеро руководителей были повешены). Начав своё правление с трагедии, он, тем не менее, стремился навести порядок в империи. Будучи педантом и консерватором, пытался полумерами, а зачастую просто репрессиями стабилизировать обстановку, сохранить Россию от потрясений, что ему удавалось на протяжении без малого тридцати лет. Точку в его правлении поставила неудачно сложившаяся, а фактически проигранная Крымская война, когда он то ли от простуды, то ли от непереносимости поражения умер, но империя сохранилась.

Эстафету, и весьма тяжёлую, принял его сын – император Александр II. Именно ему пришлось сделать шаг, на который не решались все его предшественники начиная с Екатерины Великой. Он отменил крепостное право, за что его стали именовать Освободителем, и поплатился жизнью — как и в библейские времена, народ снова казнил своего благодетеля и спасителя. За дарованную народу свободу отомстил народоволец Игнатий Гриневицкий, и это было уже шестое покушение, к сожалению, на этот раз удачное…

«Змея народного гнева» пришлось умиротворять сыну Александра II,теперь уже третьему по счёту императору с именем Александр — Александру III Миротворцу (не много ли для одного столетия — три Александра и два Николая?). Умиротворение было весьма жёстким, свидетельство тому судьба всем нам известного семейства Ульяновых, но не из одних «ульяновых» состояла Россия, царь батюшка заботился и обо всех остальных. И, к слову сказать, за все пятнадцать лет его правления не случилось ни одной войны, а авторитет Российской империи небывало вырос. Вот и умер император после того как, спасая семью и прислугу при невероятных обстоятельствах — в железнодорожной катастрофе, как атлант, удерживал крышу вагона над пострадавшими. Все спаслись, но он стал чувствовать себя всё хуже и хуже… Спустя шесть лет Господь призвал его. Трон принимает его сын Николай II, но о нём мы поговорим в следующем номере нашей газеты.

Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.

(Из поэмы «Возмездие»
Александра Блока»)

текст
Андрей ПРАВДА

Источник

Александр Александрович Блок, часть первая

Наш век полон информации, пока существуют еще книги в бумажном варианте, интернет, где в открытом доступе можно узнать все необходимое и по истории создания произведений, и по биографии интересующих поэтов и прозаиков.

Нет необходимости все это в очередной раз повторять и повторять.

Творчество Александра Александровича Блока, как и его биография, известны всем со школьной скамье, но все же отношение, дружба и любовь к творчеству этого поэта, как и к любому другому творцу Слова,у каждого своё.

Одним из таких «тайных друзей» для меня является все творчество Александра Александровича Блока.

Так и всё творчество Блока пронизано некоей недосказанностью, которую может понять только вдумчивый и очень заинтересованный читатель.

Эта особенность, видимо, относится к творчеству любого великого поэта.

Серебряный век подарил миру целую плеяду удивительных звезд поэзии.

Мне всегда представлялось, что вершину этого звездного олимпа под названием Серебряный век занимало имя Александра Александровича Блока.

Дон Жуан по жизни, большой любитель красоты и дам, видимо, ни один поэт не может обойтись без подобного вдохновения, Блок всегда возвращался к своей Прекрасной Даме, к своей жене и спутнице Любови, стихи о которой пронизывают все творчество поэта.

Весьма пророческие слова Блока о проживаемой нами сейчас действительности, хоть и утверждается Святым Писанием, что » пророков нет в отечестве моём»

«Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов. »

Кроме стихов, в творчестве Блока существует и пьеса «Роза и Крест» написанная в 1912—1913 годы, самое крупное драматическое произведение Блока, которое появилось из первоначального плана сценария балета и из набросков оперного либретто.

Это была новая веха на пути поэта-драматурга

Эту поэму я не любила ни интуитивно в юности, ни вполне осознанно в более зрелом возрасте.

Видимо, права была Зинаида Гиппиус, поспешившая обвинить поэта в измене, что в творчестве Александра Блока столько еще непонятой недосказанности, что этим предстоит заниматься нашим потомкам, исследователям творчества великого русского поэта Алексанра Блока

Источник

10 класс Урок №1 «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы.

Структурная карта урока

«Своеобразие русской литературы 2-й половины XIX века. Понятие «русская классическая литература». Ее основные черты».

1. Теоретический материал.

Выполните групповые задания после прочтения текста.

2. Групповые задания.

1. Выявите в тексте следующие проблемы:

1 группа Периодизация истории русской литературы

2 группа Основные тенденции «золотого века» русской литературы

3 группа Критерии и список лучших произведений

4 группа Значение русской классической литературы

5 группа Какие произведения называют классическими?

6 группа Истоки русской классической литературы

2. Представьте работу группы в форме выступления-тезиса (2-3 минуты).

3. Основные положения выступления предложите для записи в тетради другим группам.

3. Домашнее задание: подготовить сообщения по теме (1-2 минуты), разработать тезисы для записи в тетради другим группам.

1-2 группы Жанровые особенности поэзии середины XIX века.

3-4 группы Направления поэзии середины XIX века.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

Горковская средняя общеобразовательная школа

Урок по курсу «Новая история» в 8 классе

«Век XIX – железный, воистину железный век» ».

Составила: Созонова Татьяна Иосифовна,

Тема: Художественные искания и литература XIX века.

Цели: познакомить учеников с явлениями культуры 19 века, с произведениями различных творческих направлений, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира, проследить смену творческих направлений в искусстве индустриальной эпохи, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства к художественным исканиям,

Продолжить формирование специфических навыков усвоения литературного текста, необходимых грамотному читателю, учить конструировать исторические образы творцов художественной культуры, совершенствовать умение анализировать текст, внимательно вглядываясь в детали, учить делать сообщения, выступать публично, помочь школьникам выработать личностное отношение к культурному наследию, развивать навыки выразительного чтения,

Методы обучения: иллюстративно – репродуктивный, частично – поисковый.

Форма урока: комбинированный урок.

Основные понятия и термины: романтизм, критический реализм, поэма,

Оборудование урока: портреты творцов 19 века в виде презентации, выставка книг, художественная литература: стихотворения Джорджа Байрона, повесть Оноре де Бальзак «Гобсек».

На доске: тема урока, эпиграф, новые термины.

Тема сегодняшнего урока: «Художественные искания и литература XIX века». Сегодня на уроке

мы познакомимся с основными творческими направлениями 19 века, выясним причины, подтолкнувшие творцов к художественным исканиям.

Подготовка к изучению нового материала.

19 век – это эпоха напряжённых и бурных исканий, смены творческих направлений в искусстве, порождённых социальными изменениями. В основе этих поисков – стремление человека наиболее ярко и точно выразить своё время. Литература 19 столетия – это литература о проблемах и идеалах эпохи.

Эпиграфом к уроку я взяла слова русского поэта Александра Блок, который в одном из своих произведений так охарактеризовал эту эпоху: «Век 19, железный, воистину жестокий век. »

Наша задача к концу урока выяснить, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

Беседа. Повторение изученного материала.

Для того, чтобы приступить к новой теме, давайте вспомним материал, изученный в 7 классе.

— Почему 18 век называют эпохой Просвещения?

В это время писатели, учёные, художники, философы в своих работах выступили с критикой всего, что угнетало человека. Они обрушились на церковное учение, религию, восстали против абсолютизма, феодальных порядков. Необходимо разбудить мысль человека, заставить разум активно работать. Мыслители 18 века верили в человека, в его силы.

— Назовите страны, в которых в 18 веке произошли революции?

Франция, Северная Америка, Англия, Нидерланды.

— Назовите общие причины революций в этих странах?

Несовпадение интересов различных слоёв населения, недовольство старым порядком, требование демократизации политического строя, национальные движения и т.д.

— Каковы последствия буржуазных революций?

Изменился человек, его духовная и материальная жизнь, человек освободился из плена традиций, самостоятельно стал принимать важнейшие решения, берёт на себя ответственность.

— Каковы последствия революции во Франции?

Революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, отменила сословия, провозгласила принцип свободы и равенства. В стране стало формироваться гражданское общество. Наступила победа над старыми порядками.

Ну, а сейчас приступаем к изучению новой темы.

Сегодня мы познакомимся с новыми творческими направлениями 19 века – романтизмом и критическим реализмом.

Что же такое романтизм?

Работа с учебником – с. 267.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 века, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

Романтики не стремились к переустройству мира. Поэтизируя прошлое, они уходили от действительности в старые легенды, народные сказки. Были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей – человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству.

Романтическая литература представлена в нашем учебнике именами таких мастеров, как Джордж Гордон Байрон, Генрих Гейне, Виктор Гюго, создавших яркий неповторимый образ романтических героев.

Именно Байрон представляет собой яркий тип поэта – романтика.

Выступление ученика о жизни и творчестве выдающегося романтика Джорджа Байрона.

В трагических строчках стихотворения «Душа моя мрачна» Лермонтов, а именно он перевёл это стихотворение, увидел не угасшую мечту о великих свершениях, не притупившееся ожидание великого счастья – и в служении вольности, и в творчестве, и в любви.

Ученик читает наизусть стихотворение «Душа моя мрачна».

Тема политической свободы – одна из важнейших тем в творчестве поэта.

— Определите жанр этого произведения.

Это стихотворение имеет признаки эпитафии – произведения, созданного по поводу смерти. Написано оно в форме обращения к погибшему герою. Оно имеет также признаки торжественного гимна во славу героя.

— Какие идеалы утверждает Байрон в этом стихотворении?

Байрон воспевает героизм, мужество, доблесть, патриотизм, свободу. Герой пал в борьбе за независимость родины: «Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах».

— Забудет героя его народ?

— Как построено стихотворение? Как обращение к павшему герою, но рассчитано на людей живых, современником, призвано воодушевить их на борьбу с захватчиками примером мужественного служения родине – это ораторский приём.

— Какими художественными средствами достигается большая сила воздействия стихотворения?

«свободен», «отвага», «подвиг», «доблестный», «прах»), повторами («И в песнях родины святой // Жить будет образ величавый, // Жить будет мужество твоё»).

— Как называются повторы, когда одинаково начинаются строки стихотворения?

— Каков тон стихотворения? ( скорбный, но мужественный, сдержанный: «Но слёз не будет на очах: // Плач оскорбил бы славный прах».)

— В чём современность стихотворения?

(Патриотизм, идеалы свободы, независимости никогда не устаревают. Стихотворение актуально во все времена.

Романтики раскрыли перед читателями прекрасный и глубокий мир человеческих чувств, стремились передать нюансы жизни души.

Лирика немецкого поэта Гейне повествует о сложном, подчас трагическом мироощущении лирического героя, даёт возможность проникнуть в его сокровенные тайны.

Выступление ученика о жизни и творчестве Генриха Гейне.

Ученики читают наизусть стихотворения поэта.

В 30-е годы 19 века почти в тот момент, когда романтизм переживал свой расцвет, в искусстве возникло новое направление – реализм.

Работа с термином в учебнике – с. 267.

Реализм – направление в искусстве, ставящее пред собой задачу дать наиболее полное, правдивое отражение действительности, критический реализм – ветвь реалистического искусства 19 – 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности.

Реалисты пытаются понять современное общество, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. Человек немыслим без социальной среды, даже если ненавидит её, борется с ней. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества.

Творчество Оноре де Бальзака является одним из наиболее ярких воплощений литературных исканий мастеров критического реализма.

Выступление ученика о жизни и творчестве Оноре Бальзака.

Выступление ученика. Краткая характеристика фабулы новеллы «Гобсек».(1830 – 1835 )

Работа с отрывками новеллы «Гобсек».

-Прочитаем и подумаем каким предстаёт перед нами Гобсек?.

— Какую роль играет цвет в описании его внешности?

— Почему именно эти цвета выбирает автор?

— Как характеризуют его жесты, интонация, поведение?

Прочитаем о путешествиях Гобсека.

-Зачем автор подробно описывает путешествия Гобсека?

-Повлияли ли эти события на характер героя?

Взгляд Гобсека на жизнь.

А как герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь?

Подчеркните, пожалуйста, в тексте те предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека?

Итак, Гобсек хотел распоряжаться не только золотом людей, но и их судьбами. После смерти героя его душеприказчик делает потрясающее открытие: он находит кучу сваленных вместе гниющих ценностей – заморские деликатесы вперемежку со свернутыми полотнами художников, тюки колониальных товаров, драгоценные вазы, где кишат черви… К концу жизни ростовщик сделался маньяком скупости и из боязни продешевить сгноил свои богатства.

— Как вы думаете, почему автор даёт своему герою имя Гобсек, что означает «живоглот»?

— Что, с вашей точки зрения, могло его сделать таким?

Работа с иллюстрацией «Портрет Гобсека».

К сегодняшнему уроку ребята нарисовали портрет Гобсека.

— Скажите, пожалуйста, похож Гобсек на портрет в повести.

IV Закрепление изученного на уроке.

Беседа. Работа с эпиграфом.

— Что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

— Что вам запомнилось на уроке?

Выставление оценок и домашнее задание.

Теперь твоя начнётся слава,

И в песнях родины святой

Жить будет образ величавый,

Жить будет мужество твоё,

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Ты пал! Но кровь твоя течёт

Не по земле, а в наших жилах;

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь.

Врага заставим мы бледнеть,

Коль назовём тебя средь боя;

Дев наших хоры станут петь

О смерти доблестной героя;

Но слёз не будет на очах:

Плач оскорбил бы славный прах.

Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его жёлтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причёсанные и с сильной проседью – пепельно – серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и жёлтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого цвета, поэтому он защищал их большим козырьком потрёпанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Всё в его комнате было опрятно и потёрто. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой – то человек – автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, он мгновенно остановится и замрёт; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал напрягать голос. Он берёг жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом друг наступала мёртвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку.

Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.

Источник

Конспект урока литературы в 10 классе с использованием технологий проблемного обучения и здоровьесбережения «Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы».

Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 Белоглинского района

Конспект урока литературы в 10 классе

с использованием технологий проблемного обучения и здоровьесбережения

« Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы ».

Учитель Зайцева Л.П.

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классе

Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы

(с использованием технологий проблемного обучения и здоровьесбережения)

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век !

Методы работы: лекция с элементами беседы.

выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;

развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы ;

Оборудование : учебник литературы для 10 класса.

Использованные технологии: здоровьесбережения, технологии проблемного обучения

I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Учебник состоит из двух частей. В книге даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, развёрнутый биографический материал, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Однако вы должны понимать, что никакой учебник или справочник не может заменить само художественное произведение. Только прочитав произведение, вы можете составить СВОЁ личное мнение о прочитанном. В учебнике есть задания, помеченные звёздочкой * – это задания для углублённого изучения какого-то вопроса или повышенной сложности и носят индивидуальный характер. В учебнике много репродукций картин, рисунков, которые тематически перекликаются с произведениями русской классической литературы.

Требования к учащимся : чтение текстов произведений, записи в рабочих тетрадях, портфолио достижений (участие в предметных конкурсах и олимпиадах); накопительная оценка (выполнение индивидуальных и групповых заданий: презентации, доклады и т.п.). Тексты наизусть – обязательно для всех!

II . Постановка учебной задачи. Работа по теме урока

1. Слово учителя. Вступительная беседа

Тема нашего вводного урока: «Русская литература XIX века».

Наша задача выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Обзорные лекции предполагают конспектирование, поэтому сегодня мы с вами будем также развивать умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать основные положения лекции и т. п.

В 8-9 классах вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века.

Назовите основные произведения, изученные вами в 8-9 классах.

(«Капитанская дочка», «Ревизор», «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)

Программа 10 класса предполагает знакомство с произведениями второй половины XIX века. И самое первое произведение – это роман И.А.Гончарова «Обломов».

2. Работа с эпиграфом. Прочитайте. В конце урока сделаем вывод:

Почему Александр Блок сказал, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

3. «Открытие» учащимися новых знаний. Конспект основных положений лекции. Составление таблицы

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм.

Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Литература 30-х годов

Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».

Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.

Литература 40—50-х годов (1842—1855)

Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.

Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Литература 60-х годов (1855—1868)

Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков.

Литература 70-х годов (1869—1881)

Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.

Литература 80-х годов (1882—1895)

Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.

Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев

Литература 90-х годов (1895—1904)

Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.

Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

III. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Первичное закрепление.

Докажите справедливость утверждения А.Блока, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век

Дайте краткую характеристику основных этапов исторического развития России.

(Развитие идей дворянской революционности. Кризис крепостничества. Подъём демократического движения. Развитие капитализма в России. Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.)

IV. Домашнее задание. Комментарий

В справочной литературе найти толкование этих понятий и записать кратко в тетради.

2). ВСЕМ: вопросы анкетирования:

Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по 5-балльной системе.

Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

3).ВСЕМ: подготовиться к беседе по 1-10 гл. романа «Обломов».

4). И/з: подготовить сообщение или презентацию «Очерк жизни и творчества Гончарова» (учебник: стр. 176-184)

V. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

— Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Где можно применить новое знание?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *