Доказываем что этот эпизод экспозиция повести
Анализ отрывка повести Н. Гоголя «Невский проспект» с самого начало и до слов «. всегда в немецких сюртуках гуляющим
Ответ или решение 1
1. Границы эпизода: первое предложение произведения — до слов «гуляющим целою толпою и обыкновенно под руку».
2. В эпизоде описывается Невский проспект: даётся характеристика как самой улицы, так и тех, кто по ней передвигается: рабочий люд, няни с детьми, чиновники, «молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари», «почтенные старики» и «те эстампы, которые не смеют показаться среди дня».
3. Сначала автор восхищается красотой Невского проспекта. Затем он с увлечением и иронией рассказывает о «нужном народе», который «плетётся» на работу, затем о беззаботных няньках, гуляющих с детьми и о всех, кто посещает проспект в течении дня. К концу эпизода авторский тон меняется: он становится таинственным и «заманчивым», как и сам Невский проспект.
4. Композиционно эпизод состоит из четырёх частей, каждая из которых описывает Невский проспект в определённое время дня: 1-ая — с раннего утра до 12 часов, 2-ая — с 12 часов до 16, 3-я — с 16 до вечера, 4-ая — поздний вечер и ночь. Каждой части соответствует определённые персонажи, которые «прогуливаются» по проспекту.
Сюртук — мужской приталенный пиджак до колен, напоминающий пальто.
Фрак — мужской парадный костюм для торжественных церемоний и вечеров.
Салоп — женская верхняя одежда в виде накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами.
Фантасмагория — причудливое нагромождение чего-либо, хаос, сумбур.
Практическая работа по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Сочинение-анализ эпизода «Описание Невского проспекта». Литература. 10 класс.
Практическая работа. Сочинение-анализ эпизода «Описание Невского проспекта» из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Ни одного эпизода просто так не бывает! Помни, что всё в целом «работает» на раскрытие характеров героев и идейного замысла писателя. Эпизод помогает
увидеть (открыть) новое в характере персонажа, т.е. перед читателем открывается, например, ещё одна черта героя
понять взаимоотношения главного героя с другими персонажами;
понять отношение автора к данной ситуации, к герою (героям);
открыть новые направления (мысли) для постижения идейного замысла писателя (мы ведь знаем, что идея произведения «составляется» из нескольких «элементов», а не из одного);
увидеть ещё что-то, что волнует, тревожит, беспокоит автора;
почувствовать мастерство писателя (особенности его стиля): увидеть что-то новое в его языке, «познакомиться» с новыми художественными приёмами, что ранее (до этого эпизода) нам не открывалось и т.п.
Помни: у тебя должно получиться сочинение-анализ, поэтому должно быть небольшое вступление, основная часть и заключение.
Прочитайте описание Невского проспекта (с начала повести до слов «. всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализируйте этот эпизод по плану.
План анализа эпизода.
Вступление. Для информации: «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского «Невский проспект» относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).
Определите границы эпизода, дайте ему название.
Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода. ( Описание Невского проспекта-центра Петербурга).
Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.
Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
1. Доказываем, что этот эпизод – экспозиция повести.
2. Какова функция этого эпизода во всей повести?
Для информации: Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной.
Невский проспект предстает как символ всего Петербурга — города контрастов. Поэтому автор описывает его в различное время одного дня. Лица здесь отсутствуют, есть лишь примечательные детали внешнего облика — шляпки, усы, бакенбарды.
На фоне этого описания, также используя принцип контраста, писатель раскрывает судьбу художника Пискарева и поручика Пирогова. Автор поднимает проблему сосуществования красоты и безобразия. Пискарев — человек искусства, по происхождению из народа, его жизнь — это служение прекрасному, но он далек от реальности и от всего земного.
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести
Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – 1834 год.
История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».
Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.
Жанр – Повесть.
Направление – Социально-критический реализм.
История создания
В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.
Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».
Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.
Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.
Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.
Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.
Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.
Композиция
Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.
Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.
Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:
Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.
Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.
В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.
В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.
В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.
Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.
Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.
Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.
Вариант 2
Известная повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» — одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге «Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя».
В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл «Петербургские повести», а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.
Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней — и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её — и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и…высекают его!
Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.
Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.
Сочинение 3
Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».
Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.
Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием — метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.
Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.
Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.
Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.
Сочинение по произведению
Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».
Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.
Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.
Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.
Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.
Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.
Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?
Анализ эпизода про Невский проспект из одноименной повести помогает понять проблему, которую поднимает Гоголь. Главный герой эпизода – город Петербург. Такой подход подчеркивает оригинальность мышления автора, его умение показать характер через совершенно отдаленные рассуждения и описания.
Петербург – не просто город, это столица государства. Город соединяет все характеристики, проблемы. Основной признак – контрастность. В нем все построено на противоположностях: красота и грязь, как и люди. Плохие живут рядом с прекрасными, труженики – с распущенными прожигателями жизни, пользующимися чужими трудами.
Невский проспект – лучшее место. Оно приятно и мужчинам, и дамам. Проспект – «всеобщая коммуникация». Здесь может гулять бедный и развлекаться знатный. Только за одни сутки здесь проходит целая жизнь. Утро – время нищих, которые ждут «черствые пироги и объедки». «Нужный народ» торопится на работу. Утро на Невском длится до 12 часов. В чем здесь ходят люди, никому не интересно.
В 12 часов Невский получает у автора другое название – педагогический. На проспекте появляются «гувернантки, бледные миссы и розовые славянки». Время детей учителями пробегает быстро. Их сменяют родители.
В описании появляется ирония. Лица исчезают, за отдельными внешности деталями встают целые сословия, классы, фамилии. Первыми появляются бакенбарды: «…бархатные, атласные, черные…». Они заправлены под галстук, выпущены наружу. Затем идут усы. Над ними трудятся столько времени, что уходит «…лучшая половина жизни». Рядом мелькают шляпки, платья и платки. Женщины тоже потеряли лица. Здесь талии. Одни такие узкие, что страшно находиться рядом. Они легко могут взлететь на воздух. Выставка заканчивается к трем часам.
Это время весны – зеленых мундиров чиновников. В 4 часа проспект пустеет. Новая жизнь наполняет его с началом сумерек. За реальной жизнью городской улицы прячется проблема контраста. Реальность и идеал не имеют ничего общего. Два персонажа повести Пирогов и Пискарев представлены на фоне проспекта.
Пирогов – пример бездуховности и потери нравственных устоев человека. У автора подобрана юноше говорящая фамилия. Пирогов занят физической стороной жизни. Его не волнует карьера, чувства, репутация. Мещанство так заполнило его суть, что становится страшно.
Пискарев – пример беспомощности неприспособленного к жизни мечтателя-романтика. Его фамилия «пищит», но никто не слышит голоса человека. Герой обречен на гибель среди безликих жителей города. Одиночество приводит к смерти. Проблема выходит за рамки одного проспекта. Невский – это уже не часть столицы, а вся Россия. Бездушное отношение друг к другу, интерес только к внешности или достатку приводят к потере человеком его настоящей сути – доброты и взаимопомощи.