Доклад: Психология как наука. Возникновение, развитие, обзор основных направлений
Название: Психология как наука. Возникновение, развитие, обзор основных направлений Раздел: психология, педагогика Тип: доклад Добавлен 21:54:20 05 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 7540 Комментариев: 22 Оценило: 18 человек Средний балл: 3.7 Оценка: 4 Скачать
Дайджест развития психологии.
Историю становления психологической науки и ее развитие, можно представить следующим образом:
Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное предназначение и тому подобное. Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не невежественная часть населения и раз она верует, то на то есть какие-то неизвестные науке причины.
Древнегреческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни
Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
Научная психология родилась, однако, лишь в конце 19 века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.
Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем.
Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны, когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.
В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.
Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.
В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых данных.
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
ПСИХОЛОГИЯ— наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».
ПСИХИКА— это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.
Объект изучения психологии– психически здоровый человек.
Предмет изучения психологии– факты, закономерности психической жизни человека.
Основные этапы развития психологии
психология как наука о душе
психология как наука о сознании
психология как наука о поведении
психология как наука,
современная психологическая наука
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).
Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.
От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.
1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)
2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)
Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).
3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.
Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:
· Коммуникативная деятельность (общение)
Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.
1.Отражение человеком своего места в окружающем мире
— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.
— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.
2.Регуляция поведения и деятельности
— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.
— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.
3.Отражение воздействий окружающей действительности
— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
— происходит с помощью познавательных психических процессов.
— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.
— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.
— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).
1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.
2.Анализ становления и развития психических явлений.
3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.
4.Внедрение научных знаний психологии в практику.
5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);
6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.
Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:
Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.
История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.
Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.
Педагогика— сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Философия— психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.
Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.
Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Введение
Еще древний мудрец говорил, что нет предмета более интересного человеку, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно растущий интерес к природе человека, условиям его развития и становления в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
В настоящее время без знания и понимания психологических законов невозможно осуществлять многие виды деятельности в производстве, науке, медицине, искусстве, преподавании, играх и спорте. Система научных знаний о законах человеческого развития и его возможностях необходима для всего социального развития.
Что такое психология
Что такое психология как наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития менялось представление об объекте научного познания в психологии.
Коренной психолог М.С. Роговин считал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы преднаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.
Эти знания не являются систематическими или рефлексивными, поэтому они часто вообще не признаются в качестве знаний.
На уровне философской психологии изначально туманная, целостная концепция души подвергается анализу и психическому расчленению с последующим объединением. В сравнении с преднаучной психологией, которая предшествует ей и оказывает на неё большое влияние, особенно в её истоках, философская психология характеризуется не только поиском некоего объяснительного принципа для экстрасенса, но и стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа, подобно тому, как им подчиняются все природные стихии.
Знания в области научной психологии имеют эмпирическую, фактическую основу. Факты обнаруживаются в специально проводимых исследованиях с использованием специальных процедур (методов), которые включают в себя, прежде всего, целенаправленное систематическое наблюдение и эксперименты. Теории, построенные научной психологией, имеют эмпирическую основу и подвергаются (в идеале) обширной проверке.
Появление психологии
Психология прошла несколько этапов своего развития. Преднаучный период заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективного научного исследования менталитета, его содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных идеях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э.
В связи с условностью периодизации развития психологии, которая воспринимается как само собой разумеющееся практически в любом историческом исследовании, возникают некоторые противоречия в определении временных границ различных стадий. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связано со школой В. Ф. Витта, то есть с началом процесса развития психологии. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии.
Но в любом случае следует признать, что период существования психологии как самостоятельной науки намного короче, чем период ее развития в потоке философии. На протяжении более 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменился предмет психологии, содержание психологических исследований, взаимосвязь психологии с другими науками.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью формирования объективной науки о человеке, которая рассматривала душу не на основе сказок, мифов и легенд, а с использованием объективных знаний (математических, медицинских и философских), возникших в то время. В то время психология была частью науки, изучавшей общие закономерности развития общества, природы и человека. Эта наука называлась естественной философией (философия). Из философии психология переняла положение, важное для любой науки, о необходимости строить свои теории на основе знаний, а не убеждений.
Попытка избежать сакрализации, то есть ассоциирования веры со знанием, а не с разумом, и попытка доказать правильность состоявшихся взглядов, была самым важным отличием научной, философской психологии от доктрины.
Первые представления о душе, основанные на мифах и ранних религиозных идеях, разрабатывали определенные функции души, особенно энергетические, которые стимулировали тело к деятельности. Эти идеи легли в основу исследований первых психологов. Даже самые ранние работы показали, что душа не только стимулирует действие, но и регулирует индивидуальную деятельность и является главным инструментом познания мира. Эти суждения о свойствах души стали ведущими в последующие годы.
Самым важным для психологии в древности было изучение того, как душа дает активность телу, как она регулирует поведение человека, как она познает мир. Анализ законов природы привел мыслителей того времени к мысли о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же самых частиц, что и окружающий мир.
В то же время для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение индивидуальных свойств объекта и его образа в целом рассматривалось как единый процесс. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более важным для психологов, а в процессе самого познания разрабатывалось несколько этапов.
Платон был первым, кто выделил память как отдельный ментальный процесс и подчеркнул ее важность как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а затем Стоики выделили другие когнитивные процессы, такие как воображение и язык. Таким образом, к концу древности представления о структуре познавательного процесса были близки к современным, хотя, конечно, мнения о содержании этих процессов существенно различались.
Начало нового этапа в развитии психологии повлекло за собой фактическое изменение ее предмета, так как богословие стало официальной наукой души. Поэтому психология должна была либо полностью уступить изучение психики богословию, либо найти для себя нишу для исследования. Именно в связи с поиском способа изучения одного предмета в его различных аспектах произошли важнейшие изменения во взаимоотношениях теологии и психологии.
Когда появилось христианство, оно должно было доказать свою уникальность и вытеснить другие несовместимые с ним религии. С этим связана нетерпимость к греческой мифологии, а также к психологическим и философским концепциям, тесно связанным с языческими религиями и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и т.д.) были закрыты в VI веке, а ученые, сохранившие знания древней науки, переехали в Малую Азию и открыли новые школы в греческих колониях.
Ислам, преобладающий на Востоке, не был столь нетерпим к инакомыслию, как христианство в III-VI веках, и поэтому там свободно развивались школы психологии. Позднее, в IX-X веках, когда закончились гонения на древние науки, особенно на теории Платона и Аристотеля, многие понятия вернулись в Европу, некоторые уже в переводе с арабского.
Эта ситуация продолжалась несколько веков, но к двенадцатому и тринадцатому векам она начала меняться.
В то время схоластика, которая в то время была достаточно развитым явлением, поскольку предполагала не только пассивную ассимиляцию старого, но и активное уточнение и модификацию готового знания, развивала способность логически мыслить, давать систему доказательств и выстраивать свою речь. То, что это знание было заранее подготовлено, что схоластика, таким образом, была связана с репродуктивной, а не творческой мыслью, не вызывало особой тревоги в то время, поскольку репродуктивная мысль также направлена на приобретение и доказательство знаний.
Однако со временем схоластика стала тормозить развитие нового знания, стала догматичной и превратилась в набор силлогизмов, не позволяющих опровергнуть старое, ложное или неправильное в новой ситуации.
Одним из первых использовался термин «душа» в своем философском трактате Гераклит Эфесский. Он принадлежит к известной пословице, чья действительность до сих пор очевидна, «Границы души не могут быть найдены везде, где вы идете: настолько глубока ее мера». Этот афоризм отражает сложность предмета психологии. Современная наука до сих пор далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.
Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля «О душе».
Сам термин «психология» появляется гораздо позже. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. Далматинский поэт и гуманист М. Марулич в названии своих произведений (тексты которых не сохранились) впервые, насколько мы можем судить, использует слово «психология», авторство этого термина часто приписывается Ф. Меланхтон, немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник Мартина Лютера.
Лейбниц использовал термин «пневматология» в семнадцатом веке. Труды Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734), кстати, считаются первыми учебниками психологии, а также трудами талантливого философа, последователя И. Канта и Ф. Г. Якоби по истории психологии Ф. А. Каруса.
Предмет психологии
Важно отметить, что все «племена и народы» связывают понятие «душа» с внутренним миром человека, его мечтами, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами и желаниями. Роговин М.С. отмечает, что понятие души предстает перед всеми народами как обобщение и сведение к определенному визуальному образу того, что сознание древнего человека смогло постичь с точки зрения психики.
В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей силы, источника действия, к понятию живого в отличие от неодушевленного. Первоначально душа не была чем-то чуждым телу, другой сущности, она появилась как человеческий двойник с теми же потребностями, мыслями и чувствами, действиями, как и сам человек. «Концепция души как совершенно иного существа возникла только позже, когда с развитием общественного производства и дифференциации общественных отношений, с развитием религии, а затем и философии, душа стала восприниматься как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире». Постепенно фигуративный образ, служащий душе, уступает место концепции бесплотной абстрактной силы, гетерогенной для тела, которое его окружает.
Таким образом, уже в преднаучной психологии происходит отделение духовного от материального, каждое из которых начинает проявляться как самостоятельная сущность.
На протяжении многих веков душа была предметом домыслов философов и богословов. Никаких специальных исследований не проводилось: Мыслители ограничились аргументацией, подбирая соответствующие примеры в поддержку своих выводов. Введение не было систематическим; оно в основном служило подтверждением обоснованности спекулятивных конструкций, хотя можно сказать, что некоторые авторы, такие как Августин Блаженный, были удивительно проницательны.
Французский философ Р. Декарт устранил понятие души как посредника между разумом и телом. До Декарта воображение и эмоции приписывались душе, а животные также были наделены ими. Декарт идентифицировал душу и разум и назвал воображение и чувство modus operandi ума. Таким образом, душа стала ассоциироваться со способностью мыслить. Животные стали бездушными машинами.
Человеческое тело также стало машиной. Ликвидация души в ее прежнем понимании (как это понималось в средневековой и древней философии) позволила Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и растягивающуюся (ум и материя). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставляющей физическое и ментальное. Позже появилось понятие сознания, которое, по словам Декарта, означает «все, что происходит в нас, таким образом, что мы сами воспринимаем это непосредственно в себе».
Помимо сознания человека, существует множество психических явлений, которые не воспринимаются человеком, так что метод самоанализа бессилен против бессознательного. В-третьих, необходимость изучения психики животных, маленьких детей и сумасшедших заставляла отказаться от метода самонаблюдения. В-четвертых, работа психоаналитиков показала: то, что человек понимает, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то есть искаженным восприятием, а не надежным познанием.
Провал интроспективной психологии сознания заставил одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к изучению бессознательного, а других к изучению поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Появление этих школ и течений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые изучали разные предметы и использовали разные методы.
Отечественные психологи столкнулись с похожими проблемами. В 1920-е и 1930-е годы были заложены методологические основы советской психологии и сформулированы методологические принципы. Особую заслугу в становлении отечественной психологической науки представляли работы таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в творчестве которых в последующие десятилетия сформировались и продуктивно развивались положения.
Монография М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: русский путь» прослеживает историю возникновения отечественной психологической школы поведенческой науки, которая оказала значительное влияние на психологические концепции советских психологов.
Советские психологи смогли использовать категорию «деятельность» для преодоления ограничений как субъективной, интроспективной психологии, так и объективной, поведенческой психологии. С.Л. Рубинштейн в своих работах сформулировал принцип «единства сознания и деятельности», который лег в методологическую основу опосредованного изучения психики. Большое значение имели также методологические принципы развития психики в деятельности, детерминизм и др.
Мне потребовалось много времени, чтобы прийти к заключению: Расхождение между школами мировой психологии носит частный характер и предполагает, что предмет психологии должен пониматься шире и включать в себя как внутренние субъективные явления, которые может учитывать предмет, так и человеческое поведение, которое имеет психологическую «составляющую», и явления бессознательной психики, которые также могут проявляться в поведении.
Данные, собранные психологией 20 века, также показали, что особенности поведения и психического состояния человека зависят не только от нервной системы, но и от «конституции» человека, то есть, в конечном счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию вернулась старая идея, согласно которой существует неразрывная связь между умственным и физическим в живом организме.
В 1960-е годы психологи (как иностранные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который, хотя и не был четко сформулирован (ему мешали идеологические различия), по сути, был достигнут: Иностранная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная психология ориентировалась, прежде всего, на психику, поскольку она проявляется и формируется в деятельности.
Можно отметить, что сегодня многие исследователи выражают свое недовольство существующим положением дел в научной психологии. Становится всё более очевидным, что понимание психики как чисто индивидуального явления, свойства высокоорганизованной материи, не отражает всей реальной сложности экстрасенса. Согласно работам К.Г. Юнга и его последователей, в трансперсональном характере психики вряд ли можно усомниться.
Психология должна оставаться (по этимологии) наукой о психике. Только само мышление должно быть понято несколько иначе. В целом весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его в одном предложении, представляет собой расширение субъекта психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, что в наше время психология должна вновь изменить свое понимание своей сущности. Это требует трансформации внутри самой психологии. Прежде всего, необходимо новое, более широкое понимание предмета психологии.
Структура задач и методы современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки в связи с разнообразием стоящих перед ней теоретических и практических задач. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В последние десятилетия фронт психологических исследований значительно расширился, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился концептуальный аппарат психологической науки, постоянно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.
Важнейшую роль в познании сущности психологических явлений играют категории диалектического материализма. В уже упомянутой книге Б.Ф. Ломов развил основные категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, универсальность каждой из них и в то же время их невосприимчивость друг к другу. Он выделил следующие основные категории психологии: категория рефлексии, категория деятельности, категория личности, категория общения, а также понятия, которые по своей общности можно приравнять к категориям: понятия «социальный» и «биологический».
Выявление объективных корреляций между социальными и природными характеристиками человека и корреляцией между биологическими и социальными детерминантами его развития является одной из самых сложных задач науки. Как известно, в последние десятилетия психология была преимущественно теоретической (идеологической) дисциплиной. В настоящее время его роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все больше становится областью специальной профессионально-практической деятельности в образовании, промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и др.
Привлечение психологической науки к решению практических задач существенно меняет условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, в той или иной форме возникают во всех сферах общества, определяемых возрастающей ролью так называемого человеческого фактора.
Под «человеческим фактором» понимается широкий спектр социально-психологических, психологических и психофизиологических характеристик, которыми обладает человек и которые так или иначе проявляются в его конкретной деятельности.
Ядром современной психологии является общая психология, изучающая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. История психологии, связанная с историческим процессом возникновения и развития психологических знаний, стала основной дисциплиной психологии.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по разным причинам.
Традиционно для классификации используются следующие основы:
Важно разделить ветви «в соответствии с целью деятельности (получение или применение новых знаний): фундаментальные и прикладные науки; в соответствии с объектом исследования: психология развития, творчество, личность и т.д.». На основе связи психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию.
Развитие комплексных связей психологии с различными областями практики наблюдается в организационной психологии, инженерной психологии, спортивной психологии, педагогической психологии и т.д.».
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с В.Н. Дружининым, который отмечает, что «практическая психология остается отчасти искусством, а отчасти основывается на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методах решения практических задач». Однако есть основания полагать, что существует тенденция к развитию практической психологии как особого вида психологической науки.
Отличительной особенностью практической психологии является то, что она не субъектно-ориентирована, а объектно-ориентирована. Она в большей степени сосредоточена на целостной характеристике личности, в ней в большей степени используются описания и типология.
Современная психология использует различные методы.
Первоначально (когда она была выделена в отдельную науку) психология исходила из предположения, что самонаблюдение может дать истинные и прямые знания о жизни души. Психология сознания предполагала субъективный метод. Таким образом, метод научной психологии был эмпирическим, субъективным и прямым. Важно подчеркнуть, что интроспекция считалась прямым методом получения фактов. Задача науки была задумана Вундтом как логическое упорядочение фактов. Теоретических методов не предусматривалось. Известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.
Дальнейшее развитие психологической науки (особенно исследований Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредованным: бессознательное можно изучать через его проявления в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции субъекта на ситуацию.
Так Дональд Хебб, бывший президент Американской психологической ассоциации (1960), характеризует состояние дел: «Психея и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными или конструкциями, и действительно составляют часть психологии поведения».
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), была также разработана концепция опосредованной природы психологии метода.
В наиболее общей форме метод объективно опосредованного исследования состоит в следующем:
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого в этом подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи утверждают, что психология должна использовать предметный подход, который во многом учитывает тот факт, что исследуемый человек обладает сознанием и может изменить стратегию своего поведения в ходе исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом специфических методов (наблюдение, эксперимент, опросник, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик для изучения тех или иных психологических явлений.
Было предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее развиты классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьев выделяет следующие группы методов:
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.
Альтернативная классификация методов была предложена В.Н. Дружининым. Он выделил три класса методов:
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологических исследований:
По мнению Дружинина, данный вид моделирования является основным методом психологических исследований и единственным в научно-психологических исследованиях. В другом случае, основываясь на сходстве структур модели и образа, исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и т.д.
Важное значение имеет описание иерархии методов исследования. Дружинин предлагает выделить пять уровней в этой иерархии: уровень методологии, уровень методологической техники, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Он предлагает трехмерную классификацию психологических эмпирических методов.
По словам Дружинина, все методы делятся на: практический, коммуникативный, наблюдательный и герменевтический. Существует также восемь «чистых» методов исследования (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, самоанализ, понимание, свободная беседа, направленное интервью).
В свою очередь, выделяются синтетические методы, сочетающие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинный опрос, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективная шкала, самоанализ, психодиагностика, консультативное общение).
Отметим, что теоретические методы психологической науки до сих пор недостаточно четко описаны, проанализированы и изучены. Это одна из приоритетных задач методологии современной психологической науки.
Место психологии в системе наук
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. Конте. Граф. В классификации Комта вообще не было места психологии. Отец позитивизма считал, что психология еще не стала позитивной наукой. В первой половине XIX века это утверждение в целом было верным.
С тех пор многое изменилось: Психология стала независимой наукой и во многом стала «позитивной». В результате несколько раз были созданы классификации наук. В то же время почти все авторы однозначно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысль о том, что в будущем психология займет ведущее место в структуре человеческих знаний; психология должна стать основой наук о разуме.
Классификации наук также были разработаны в 20 веке. Одной из самых популярных является классификация, разработанная русским философом и ученым Б.М. Кедровым. По словам Кедрова, классификация наук носит нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественную, социальную и философскую.
Ответ Пиаже говорит: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их происхождения и развития». Пиаже отмечает, что он гордится тем, что психология занимает ключевое место в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук не возможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но которая может быть освоена только действием тела на объекты, и только психология позволяет изучать эту деятельность в ее развитии».
Будущее психологии видно в развитии междисциплинарных связей. Б.Г. Ананьев в своей работе «Человек как субъект познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человеческого знания привел к выводу о том, что психология синтезирует достижения других наук.
Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в своей книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отметил, что основной функцией психологии является то, что она является «интегратором всех (или, по крайней мере, большинства) научных дисциплин, объектом изучения которых является человек».
Сегодня можно отметить, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в реальности она не занимает центрального места среди других наук. Таким образом, следует признать, что предсказания и надежды на то, что психология займет лидирующее положение в системе наук, в целом не оправдались. Статус психологии ни в коей мере не высок, и ее влияние на другие дисциплины не так сильно.
После того, как психология пересмотрит узкое, неадекватное понимание своего предмета, ей будет предоставлена возможность для подлинного конструктивного внутри- и вненаучного диалога и интеграции различных концепций, имеющих различные подходы к изучению человеческой души. Таким образом, психология займет свое законное место в системе наук; она получит статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о разуме.
Заключение
Я думаю, что каждый человек должен обладать знаниями основ психологии, это помогает людям лучше понимать друг друга и действовать сообща.
Ценность знаний и навыков возрастает все больше и больше, особенно в современную эпоху. Не случайно существует прямая зависимость между интересом к психологии и уровнем социально-экономического развития стран. В большинстве цивилизованных стран есть большое количество хорошо подготовленных психологов.
Зная основы психологии, человек может лучше понять себя и своих близких, понять межличностные отношения и объяснить действия людей. Эти знания помогут ему справиться с жизненными проблемами.
Список литературы
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.