Доклад что такое мелодия

Значение слова «мелодия»

Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодия

2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки. Н. Некрасов, Мать.

[От греч. μελωδία — напев, песня]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса).

МЕЛО’ДИЯ, и, ж. [греч. melōdia] (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. М. речи.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мело́дия

1. одноголосно выраженная музыкальная мысль; благозвучная последовательность звуков (как правило, однородных по тембру, но разных по тону), образующая определённое музыкальное единство, воспринимаемая как единое произведение

2. постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты

3. один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, трактуемый в теории музыки и непосредственно воспринимаемый слухом как композиционно-техническое и ладовое целое

4. редк. голос многоголосной фактуры, безотносительно к композиционно-техническому и ладовому осмыслению многоголосного целого

Делаем Карту слов лучше вместе

Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова извериться (глагол), изверился:

Источник

Что такое мелодия?

Что такое мелодия?

Мелодия – это последовательность тонов, которые имеют определенное высотное соотношение друг относительно друга и различные временные промежутки (ритм).

Мелодия – это одноголосная партия, которая имеет скрытую гармонию и приводится в движение ритмом. Это последовательность тонов, которые объединены в единое целое посредством высотности, ритма, гармонии и эмоциональной составляющей.

Каждый музыкант может понимать мелодию по-своему.

Для кого-то это определённая последовательность нот связанная ритмом, для кого-то просто любая одноголосная партия. Но, на мой взгляд, мелодия – это намного больше, чем просто последовательность тонов. Это объединение различных звуков (нот) в единое целое. Во что-то «живое».

Мелодия должна не просто быть запоминающейся или «хитовой», она должна быть эмоционально окрашенной и погружать слушателя в состояние эйфории. Хорошая мелодия способна вызывать эмоции в соответствии с характером произведения.

Приходилось ли Вам слушать композиции, которые вызывали у Вас определённые образы? Эти образы и есть проявление правильного сочетания гармонии, ритма, темпа и, конечно же, мелодии.

Так, что такое мелодия?

Мелодия – это ещё один инструмент выражения эмоциональности произведения.

В электронной музыке, особенно в таких стилях как trance, house, chill out и др., мелодия играет не последнюю роль. Она является одним из основных элементов раскрытия идеи трека. Поэтому стоит уделить этому элементу трека должное внимание.

Как и в любой другой стилистике, написание мелодии для танцевальных треков подчиняется общим законам – высотность, ритм, темп, гармония.

В этой статье я рассказал о том, что такое мелодия.

Источник

Значение слова мелодия

Словарь Ушакова

мел о дия, мелодии, жен. (греч. melodia) (муз.).

1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.

2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.

Словарь музыкальных терминов

(от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других компонентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в одноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с сопровождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возможности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музыки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки.

Существуют и частные значения термина мелодия:

1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности.

2. Мелодия — в гомофонном письме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности.

3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

* Мелодическое исполнение. Мелодичная песня. *

Москва. Энциклопедический справочник

Государственная фирма (Тверской бульвар, 24), старейшее из ныне существующих в России предприятий звуковой индустрии, производящее и распространяющее фонограммы (музыкальные — всех видов и жанров, а также детские, литературные и прочие) на компакт-дисках, аудиокассетах, грампластинках. Основана в 1964 под названием Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»; объединила ранее существовавшие всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок и оптовые торговые базы.

«Мелодия» ведёт своё происхождение от Грампласттреста Наркомата тяжёлой промышленности (создан в 1933), где были объединены Фабрика звукозаписи (студийный комплекс на Кузнецком мосту) и подмосковные заводы по производству грампластинок в Апрелевке и Ногинске. Управление треста помещалось на улице Разина (ныне улица Варварка). Для записей арендовался Октябрьский зал Дома Союзов, где 21 декабря 1933 была записана первая фонограмма.

В 1938 на Малой Никитской улице был открыт Дом звукозаписи (д. 24), куда перевели студийные структуры из Октябрьского зала и с Кузнецкого моста, а также Институт звукозаписи. В 1939 Институт стал называться Всесоюзный НИИ телевидения и радиовещания (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР)). Студии стали работать и на грампромышленность, и для Радиокомитета; создавалась единая фонотека. Осенью 1941 Фабрика звукозаписи и ВНИИТР были эвакуированы в Куйбышев; в помещении Дома звукозаписи в Москве осталась группа специалистов для работы в Комитете по радиовещанию, которая производила записи для вещания за рубеж. Осенью 1942 было возобновлено производство, а по возвращении из эвакуации (1943) продолжалась работа по записи пластинок. В 1957 Фабрика звукозаписи была преобразована во Всесоюзную студию грамзаписи (ВСГ), подчинённую Министерству культуры СССР. Гальванический и опытный прессовый цехи ВСГ в 1958 переведены в помещения упразднённого производства Техпром в Химках (ныне МОЗГ — Московский опытный завод грамзаписи, отделённый от ВСГ в 1978). С 1989 «Мелодия» ведёт самостоятельную экспортную политику. В 1990-х гг. в процессе демонополизации большая часть структур «Мелодии» либо обрела самостоятельность, либо была упразднена. Тем не менее «Мелодия» остаётся крупнейшим предприятием звуковой индустрии в России.

Источник

МЕЛОДИЯ

По­сле­до­ва­тель­ность музыкальных зву­ков, ко­то­рая не­по­сред­ст­вен­но вос­при­ни­ма­ет­ся слу­хом и трак­ту­ет­ся в тео­рии му­зы­ки как ком­по­зи­ци­он­но-тех­ническое и ла­до­вое це­лое.

М. – гл. го­лос (пре­им. верх­ний) го­мо­фон­но­го муз. скла­да (в по­след­нем раз­ли­ча­ют­ся М. и ак­ком­па­не­мент), един­ст­вен­ный го­лос од­но­го­ло­сия, ре­же – вся­кий го­лос мно­го­го­ло­сия (на­зы­ва­ет­ся так­же «ли­ния», в ор­ке­ст­ро­вой, хо­ро­вой прак­ти­ке – «пар­тия», в прак­ти­ке джа­за – «нит­ка»). (См. так­же Склад му­зы­каль­ный, Го­мо­фо­ния, По­ли­фо­ния, Мо­но­дия, Фак­ту­ра.) Наи­бо­лее спе­ци­фич. ком­по­нент М. – зву­ко­вы­сот­ная ли­ния, др. ком­по­нен­ты (ритм, лад, фор­ма, темп, ди­на­ми­ка, аго­ги­ка и т. д.), вхо­дя­щие в лю­бую М., яв­ля­ют­ся са­мо­сто­ят. ка­те­го­рия­ми му­зы­ки. Со­во­куп­ность ти­по­ло­ги­че­ски род­ст­вен­ных М. на­зы­ва­ет­ся «ме­лос» (см., напр., в ст. Ро­ды интервальных систем).

Ан­тич­ное уче­ние о ме­ло­дич. ком­по­зи­ции, вклю­чав­шее в се­бя, по­ми­мо уче­ния о строе­нии М. (у греч. тео­ре­ти­ков ча­ще встре­ча­ет­ся сло­во «ме­лос», чем «ме­ло­дия»; в лат. трак­та­тах на­ря­ду с гре­циз­мом «melos» ис­поль­зу­ет­ся собств. сло­во «modulatio»), так­же ме­тод сце­п­ле­ния её со сти­хом (т. е. спо­соб рас­пе­ва сти­ха), на­зы­ва­лось «ме­ло­пея» (μελοποιΐα ). Ни од­ной це­ло­ст­ной ме­ло­пеи не со­хра­ни­лось; её эле­мен­ты есть в трак­та­тах Ари­сти­да Квин­ти­лиа­на, Пто­ле­мея («Гар­мо­ни­ка», II.12), Ано­ни­ма I Бел­лер­ма­на, Кле­о­ни­да. Цен­ные сви­де­тель­ст­ва о М. и ме­ло­пее встре­ча­ют­ся в греч. фи­лос. трак­та­тах (в т. ч. у Пла­то­на и Ари­сто­те­ля). По Ари­сти­ду Квин­ти­лиа­ну, в М. вы­де­ля­ют­ся: 1) веде́ние (ἀγωγή), т. е. плав­ное гам­мо­об­раз­ное, по­сту­пен­ное дви­же­ние; в свою оче­редь ве­де­ние под­раз­де­ля­ет­ся на вос­хо­дя­щее, нис­хо­дя­щее и кру­го­вое; 2) пле­те­ние (πλοϰή), т. е. скач­ко­об­раз­ное дви­же­ние. У Кле­о­ни­да опи­сы­ва­ет­ся так­же ре­пе­ти­ция (πεσσεία; букв. – иг­ра в шаш­ки), т. е. ме­ло­дич. фи­гу­ра, со­стоя­щая из по­вто­ре­ния зву­ков на од­ной и той же вы­со­те. Из ан­тич­ных сви­де­тельств сле­ду­ет, что М. свой­ст­вен­ны ком­по­зи­ци­он­но-тех­нич. це­ло­ст­ность и (обоб­щён­но и за­час­тую про­ти­во­ре­чи­во) этос. По­ня­тие «modulatio» (и про­из­вод­ные от не­го тер­ми­ны) вклю­ча­ет в се­бя кон­но­та­цию сла­жен­но­сти, со­раз­мер­но­сти, со­гла­со­ван­но­сти ме­ло­дич. «чле­нов» (μέλος – букв. «член»), яр­ко про­яв­ляю­щую­ся, напр., в зна­ме­ни­том оп­ре­де­ле­нии Ав­гу­сти­на «Musica est scientia bene modulandi» («Му­зы­ка – нау­ка хо­ро­ше­го лад­но­го пе­ния»). Во­прос о един­ст­ве муз. ла­да (важ­ней­шее свой­ст­во М. в позд­ней­шей по­ли­фо­нич. и го­мо­фон­ной му­зы­ке) в со­хра­нив­ших­ся ан­ти­чных трак­та­тах де­таль­но не рас­смат­ри­ва­ет­ся.

Об­ра­зец ср.-век. уче­ния о куль­то­вой М. – 15-я гл. «О над­ле­жа­щей ме­ло­дии, или О том, как её на­до со­чи­нять» («De commoda vel componenda modulatione») трак­та­та «Мик­ро­лог. » (1025–26) Гви­до Аре­тин­ско­го. Его гл. тре­бо­ва­ние к строе­нию М. – урав­но­ве­шен­ность спа­дов и подъ­ё­мов, сба­лан­си­ро­ван­ность ме­ло­дич. ри­сун­ка, «что­бы не­вмы со­гла­со­вы­ва­лись с не­вма­ми, а фра­зы с фра­за­ми, при­чём все­гда с не­ко­то­рой до­лей по­до­бия се­бе, что­бы бы­ло по­до­бие не­схо­же­го (si­mi­li­tudo dissimilis), как у слад­чай­ше­го Ам­вро­сия [Ме­дио­лан­ско­го]». Вме­сте с тем здесь про­во­дит­ся мысль о «ра­зум­ном раз­но­об­ра­зии в рас­по­ло­же­нии зву­ко­вы­сот» (rationabilis varietas dispositione vocum), ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мощью ла­до­вой ме­та­бо­лы (фра­зы, «ко­то­рые по­вто­ря­ют­ся по не­сколь­ку раз, мо­гут быть с по­мо­щью ла­дов транс­фор­ми­ро­ва­ны»). Сим­мет­рич­ный, урав­но­ве­шен­ный тип М. (по тер­ми­но­ло­гии Ю. Н.Холопова – «ароч­ный»), опи­сан­ный Гви­до по от­но­ше­нию к «плав­но­му рас­пе­ву» (мо­но­дии ка­то­ли­ков), ха­рак­те­рен так­же для ви­зант. и др.-рус. куль­то­вой мо­но­дии.

Ме­ло­дии в од­но­го­лос­ной па­ра­ли­тур­ги­че­ской (кон­дук­ты, кан­ти­ги, кэ­рол, лау­ды) и свет­ской (ви­ре­ле, рондó, бал­ла­ды и др. тек­сто­му­зы­каль­ные фор­мы у тру­ба­ду­ров, тру­ве­ров, мин­не­зин­ге­ров) му­зы­ке сред­них ве­ков и Воз­ро­ж­де­ния от­ли­ча­ют­ся ис­клю­чи­тель­ным мно­го­об­ра­зи­ем, от фор­муль­ных (напр., в му­зы­ке мей­стер­зин­ге­ров) до ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ных, не ус­ту­паю­щих в вы­ра­зи­тель­но­сти позд­ней­шим го­мо­фон­ным М. В мно­го­го­лос­ной му­зы­ке 15–16 вв. при об­щем до­ми­ни­ро­ва­нии по­ли­фо­нич. скла­да рель­еф­ные М. об­на­ру­жи­ва­ют­ся в об­ра­бот­ках гри­го­ри­ан­ских рас­пе­вов (напр., у Г. Дю­фаи, от­час­ти вслед­ст­вие ис­поль­зо­ва­ния тех­ни­ки франц. фо­бур­до­на) и в мно­го­го­лос­ных пес­нях (фрот­то­ла «На Те­бя, Гос­по­ди, упо­ваю» Жос­ке­на Де­пре, се­ре­на­да «Matona mia cara» О. Лас­со и др.). Cр.-век. и ре­нес­санс­ные М., не­со­мнен­но, об­ла­да­ют ком­по­зи­ци­он­ной и ла­до­вой (мо­даль­ной и/или про­то­то­наль­ной) за­кон­чен­но­стью, од­на­ко во­прос об ин­ди­ви­ду­аль­ных ме­ло­дич. сти­лях в эти эпо­хи ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным.

М. ев­роп. му­зы­ки 17–19 вв. пред­став­ля­ет раз­ви­тую мно­го­го­лос­ную гар­мо­нич. струк­ту­ру (по сло­вам П. И. Чай­ков­ско­го, «ме­ло­дия ни­ко­гда не мо­жет явить­ся в мыс­ли ина­че, как с гар­мо­ни­ей вме­с­те»). На М., од­но­го­лос­ную ли­нию, прое­ци­ру­ет­ся вся ак­кор­до­вая гар­мо­ния; она ста­но­вит­ся ла­до­вой мо­де­лью. Ме­ло­ди­ка (в совр. смыс­ле то же, что ме­лос) в му­зы­ке 20–21 вв. не­обы­чай­но мно­го­об­раз­на; в ней со­су­ще­ст­ву­ют эле­мен­ты ар­хаич. ти­пов М. (И. Ф. Стра­вин­ский, Б. Бар­ток), то­наль­ная (С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич, П. Хин­де­мит), не­омо­даль­ная (О. Мес­си­ан), ме­ло­ди­ка мас­со­вой, джа­зо­вой пес­ни, совр. ме­ло­ди­ка сме­шан­ных тех­ник. Во­прос о при­ме­ни­мо­сти тер­ми­на «М.» по от­но­ше­нию к зап. и вост. куль­то­вой мо­но­дии (осо­бен­но в тех слу­ча­ях, ко­гда она пред­став­ля­ет со­бой ком­пи­ля­цию ме­ло­дич. фор­мул, как, напр., в псал­мо­вом то­не гри­гори­ан­ско­го хо­ра­ла), не­ко­то­рым ви­дам по­ли­фо­нии (напр., итал. фо­бур­до­ну 16 в.), ар­ха­ич. об­раз­цам нар. му­зы­ки, му­зы­ке аван­гар­диз­ма 20–21 вв. ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным.

Дополнительная литература:

Гун­ке И. К. Пол­ное ру­ко­во­дство к со­чи­не­нию му­зы­ки. СПб., 1863;

Ме­тал­лов В. М. Ос­мо­гла­сие зна­мен­но­го рос­пе­ва. М., 1899;

Ши­шов И. П. К во­про­су об ана­ли­зе ме­ло­ди­че­ско­го строе­ния // Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние. 1927. № 1–4;

Ма­зель Л. А. О ме­ло­дии. М., 1952;

Schenker Н. Neue musikalische Theo­rien und Phantasien. W., 1956. Bd 3;

Sza­bol­csi В.Bausteine zu einer Geschichte der Me­lodie. Bdpst, 1959;

Асафь­ев Б. В. Ре­че­вая инто­на­ция. М.; Л., 1965;

Abraham L. U., Dah­l­haus C. Melodielehre. Köln, 1972;

Зак В. И. О ме­ло­ди­ке мас­со­вой пес­ни (опыт ана­ли­за). М., 1979;

Хри­стов Д. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ме­ло­ди­ки. М., 1980.

Авторы статьи: Ю. Н. Хо­ло­пов, С. Н. Ле­бе­дев.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»



Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.

Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодия

Антон Рубинштейн. Мелодия.



Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодия

Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодия

Своим светлым, ясным лиризмом привлекает «Мелодия» Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.

Чайковский. «Мелодия» для скрипки и фортепиано.



Рубинштейн.» Мелодия» в фортепианном исполнении.



Доклад что такое мелодия. Смотреть фото Доклад что такое мелодия. Смотреть картинку Доклад что такое мелодия. Картинка про Доклад что такое мелодия. Фото Доклад что такое мелодия

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.

Дворжак. «Мелодия» или «Цыганская мелодия».


Глазунов. «Мелодия.»



Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.

Рахманинов.» Мелодия.»



Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.

Рубрики:Музыкальные жанры и формы
Музыкальный словарь

Метки: мелодия теория музыки мотив музыкальная речь музыкальные фразы

Процитировано 22 раз
Понравилось: 26 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *