Доклад что такое мелодия
Значение слова «мелодия»
2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки. Н. Некрасов, Мать.
[От греч. μελωδία — напев, песня]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса).
МЕЛО’ДИЯ, и, ж. [греч. melōdia] (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. М. речи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мело́дия
1. одноголосно выраженная музыкальная мысль; благозвучная последовательность звуков (как правило, однородных по тембру, но разных по тону), образующая определённое музыкальное единство, воспринимаемая как единое произведение
2. постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты
3. один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, трактуемый в теории музыки и непосредственно воспринимаемый слухом как композиционно-техническое и ладовое целое
4. редк. голос многоголосной фактуры, безотносительно к композиционно-техническому и ладовому осмыслению многоголосного целого
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова извериться (глагол), изверился:
Что такое мелодия?
Что такое мелодия?
Мелодия – это последовательность тонов, которые имеют определенное высотное соотношение друг относительно друга и различные временные промежутки (ритм).
Мелодия – это одноголосная партия, которая имеет скрытую гармонию и приводится в движение ритмом. Это последовательность тонов, которые объединены в единое целое посредством высотности, ритма, гармонии и эмоциональной составляющей.
Каждый музыкант может понимать мелодию по-своему.
Для кого-то это определённая последовательность нот связанная ритмом, для кого-то просто любая одноголосная партия. Но, на мой взгляд, мелодия – это намного больше, чем просто последовательность тонов. Это объединение различных звуков (нот) в единое целое. Во что-то «живое».
Мелодия должна не просто быть запоминающейся или «хитовой», она должна быть эмоционально окрашенной и погружать слушателя в состояние эйфории. Хорошая мелодия способна вызывать эмоции в соответствии с характером произведения.
Приходилось ли Вам слушать композиции, которые вызывали у Вас определённые образы? Эти образы и есть проявление правильного сочетания гармонии, ритма, темпа и, конечно же, мелодии.
Так, что такое мелодия?
Мелодия – это ещё один инструмент выражения эмоциональности произведения.
В электронной музыке, особенно в таких стилях как trance, house, chill out и др., мелодия играет не последнюю роль. Она является одним из основных элементов раскрытия идеи трека. Поэтому стоит уделить этому элементу трека должное внимание.
Как и в любой другой стилистике, написание мелодии для танцевальных треков подчиняется общим законам – высотность, ритм, темп, гармония.
В этой статье я рассказал о том, что такое мелодия.
Значение слова мелодия
Словарь Ушакова
мел о дия, мелодии, жен. (греч. melodia) (муз.).
1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.
2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.
Словарь музыкальных терминов
(от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других компонентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в одноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с сопровождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возможности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музыки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки.
Существуют и частные значения термина мелодия:
1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности.
2. Мелодия — в гомофонном письме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности.
3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
* Мелодическое исполнение. Мелодичная песня. *
Москва. Энциклопедический справочник
Государственная фирма (Тверской бульвар, 24), старейшее из ныне существующих в России предприятий звуковой индустрии, производящее и распространяющее фонограммы (музыкальные — всех видов и жанров, а также детские, литературные и прочие) на компакт-дисках, аудиокассетах, грампластинках. Основана в 1964 под названием Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»; объединила ранее существовавшие всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок и оптовые торговые базы.
«Мелодия» ведёт своё происхождение от Грампласттреста Наркомата тяжёлой промышленности (создан в 1933), где были объединены Фабрика звукозаписи (студийный комплекс на Кузнецком мосту) и подмосковные заводы по производству грампластинок в Апрелевке и Ногинске. Управление треста помещалось на улице Разина (ныне улица Варварка). Для записей арендовался Октябрьский зал Дома Союзов, где 21 декабря 1933 была записана первая фонограмма.
В 1938 на Малой Никитской улице был открыт Дом звукозаписи (д. 24), куда перевели студийные структуры из Октябрьского зала и с Кузнецкого моста, а также Институт звукозаписи. В 1939 Институт стал называться Всесоюзный НИИ телевидения и радиовещания (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР)). Студии стали работать и на грампромышленность, и для Радиокомитета; создавалась единая фонотека. Осенью 1941 Фабрика звукозаписи и ВНИИТР были эвакуированы в Куйбышев; в помещении Дома звукозаписи в Москве осталась группа специалистов для работы в Комитете по радиовещанию, которая производила записи для вещания за рубеж. Осенью 1942 было возобновлено производство, а по возвращении из эвакуации (1943) продолжалась работа по записи пластинок. В 1957 Фабрика звукозаписи была преобразована во Всесоюзную студию грамзаписи (ВСГ), подчинённую Министерству культуры СССР. Гальванический и опытный прессовый цехи ВСГ в 1958 переведены в помещения упразднённого производства Техпром в Химках (ныне МОЗГ — Московский опытный завод грамзаписи, отделённый от ВСГ в 1978). С 1989 «Мелодия» ведёт самостоятельную экспортную политику. В 1990-х гг. в процессе демонополизации большая часть структур «Мелодии» либо обрела самостоятельность, либо была упразднена. Тем не менее «Мелодия» остаётся крупнейшим предприятием звуковой индустрии в России.
МЕЛОДИЯ
Последовательность музыкальных звуков, которая непосредственно воспринимается слухом и трактуется в теории музыки как композиционно-техническое и ладовое целое.
М. – гл. голос (преим. верхний) гомофонного муз. склада (в последнем различаются М. и аккомпанемент), единственный голос одноголосия, реже – всякий голос многоголосия (называется также «линия», в оркестровой, хоровой практике – «партия», в практике джаза – «нитка»). (См. также Склад музыкальный, Гомофония, Полифония, Монодия, Фактура.) Наиболее специфич. компонент М. – звуковысотная линия, др. компоненты (ритм, лад, форма, темп, динамика, агогика и т. д.), входящие в любую М., являются самостоят. категориями музыки. Совокупность типологически родственных М. называется «мелос» (см., напр., в ст. Роды интервальных систем).
Античное учение о мелодич. композиции, включавшее в себя, помимо учения о строении М. (у греч. теоретиков чаще встречается слово «мелос», чем «мелодия»; в лат. трактатах наряду с грецизмом «melos» используется собств. слово «modulatio»), также метод сцепления её со стихом (т. е. способ распева стиха), называлось «мелопея» (μελοποιΐα ). Ни одной целостной мелопеи не сохранилось; её элементы есть в трактатах Аристида Квинтилиана, Птолемея («Гармоника», II.12), Анонима I Беллермана, Клеонида. Ценные свидетельства о М. и мелопее встречаются в греч. филос. трактатах (в т. ч. у Платона и Аристотеля). По Аристиду Квинтилиану, в М. выделяются: 1) веде́ние (ἀγωγή), т. е. плавное гаммообразное, поступенное движение; в свою очередь ведение подразделяется на восходящее, нисходящее и круговое; 2) плетение (πλοϰή), т. е. скачкообразное движение. У Клеонида описывается также репетиция (πεσσεία; букв. – игра в шашки), т. е. мелодич. фигура, состоящая из повторения звуков на одной и той же высоте. Из античных свидетельств следует, что М. свойственны композиционно-технич. целостность и (обобщённо и зачастую противоречиво) этос. Понятие «modulatio» (и производные от него термины) включает в себя коннотацию слаженности, соразмерности, согласованности мелодич. «членов» (μέλος – букв. «член»), ярко проявляющуюся, напр., в знаменитом определении Августина «Musica est scientia bene modulandi» («Музыка – наука хорошего ладного пения»). Вопрос о единстве муз. лада (важнейшее свойство М. в позднейшей полифонич. и гомофонной музыке) в сохранившихся античных трактатах детально не рассматривается.
Образец ср.-век. учения о культовой М. – 15-я гл. «О надлежащей мелодии, или О том, как её надо сочинять» («De commoda vel componenda modulatione») трактата «Микролог. » (1025–26) Гвидо Аретинского. Его гл. требование к строению М. – уравновешенность спадов и подъёмов, сбалансированность мелодич. рисунка, «чтобы невмы согласовывались с невмами, а фразы с фразами, причём всегда с некоторой долей подобия себе, чтобы было подобие несхожего (similitudo dissimilis), как у сладчайшего Амвросия [Медиоланского]». Вместе с тем здесь проводится мысль о «разумном разнообразии в расположении звуковысот» (rationabilis varietas dispositione vocum), которое обеспечивается с помощью ладовой метаболы (фразы, «которые повторяются по нескольку раз, могут быть с помощью ладов трансформированы»). Симметричный, уравновешенный тип М. (по терминологии Ю. Н.Холопова – «арочный»), описанный Гвидо по отношению к «плавному распеву» (монодии католиков), характерен также для визант. и др.-рус. культовой монодии.
Мелодии в одноголосной паралитургической (кондукты, кантиги, кэрол, лауды) и светской (виреле, рондó, баллады и др. текстомузыкальные формы у трубадуров, труверов, миннезингеров) музыке средних веков и Возрождения отличаются исключительным многообразием, от формульных (напр., в музыке мейстерзингеров) до индивидуализированных, не уступающих в выразительности позднейшим гомофонным М. В многоголосной музыке 15–16 вв. при общем доминировании полифонич. склада рельефные М. обнаруживаются в обработках григорианских распевов (напр., у Г. Дюфаи, отчасти вследствие использования техники франц. фобурдона) и в многоголосных песнях (фроттола «На Тебя, Господи, уповаю» Жоскена Депре, серенада «Matona mia cara» О. Лассо и др.). Cр.-век. и ренессансные М., несомненно, обладают композиционной и ладовой (модальной и/или прототональной) законченностью, однако вопрос об индивидуальных мелодич. стилях в эти эпохи остаётся дискуссионным.
М. европ. музыки 17–19 вв. представляет развитую многоголосную гармонич. структуру (по словам П. И. Чайковского, «мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе»). На М., одноголосную линию, проецируется вся аккордовая гармония; она становится ладовой моделью. Мелодика (в совр. смысле то же, что мелос) в музыке 20–21 вв. необычайно многообразна; в ней сосуществуют элементы архаич. типов М. (И. Ф. Стравинский, Б. Барток), тональная (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), неомодальная (О. Мессиан), мелодика массовой, джазовой песни, совр. мелодика смешанных техник. Вопрос о применимости термина «М.» по отношению к зап. и вост. культовой монодии (особенно в тех случаях, когда она представляет собой компиляцию мелодич. формул, как, напр., в псалмовом тоне григорианского хорала), некоторым видам полифонии (напр., итал. фобурдону 16 в.), архаич. образцам нар. музыки, музыке авангардизма 20–21 вв. остаётся дискуссионным.
Дополнительная литература:
Гунке И. К. Полное руководство к сочинению музыки. СПб., 1863;
Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1899;
Шишов И. П. К вопросу об анализе мелодического строения // Музыкальное образование. 1927. № 1–4;
Мазель Л. А. О мелодии. М., 1952;
Schenker Н. Neue musikalische Theorien und Phantasien. W., 1956. Bd 3;
Szabolcsi В.Bausteine zu einer Geschichte der Melodie. Bdpst, 1959;
Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л., 1965;
Abraham L. U., Dahlhaus C. Melodielehre. Köln, 1972;
Зак В. И. О мелодике массовой песни (опыт анализа). М., 1979;
Христов Д. Теоретические основы мелодики. М., 1980.
Авторы статьи: Ю. Н. Холопов, С. Н. Лебедев.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
Например, пьеса немецкого композитора К. Глюка, которая называется «Мелодия». Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния и грустно. Но мелодия эта льётся как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать, что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных, других мелодий.
Антон Рубинштейн. Мелодия.
Своим светлым, ясным лиризмом привлекает «Мелодия» Чайковского. наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения.
Чайковский. «Мелодия» для скрипки и фортепиано.
Рубинштейн.» Мелодия» в фортепианном исполнении.
«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития.
Дворжак. «Мелодия» или «Цыганская мелодия».
Глазунов. «Мелодия.»
Пьесы цикла считаются одними из самых исполняемых произведений Рахманинова в студенческой среде, при этом отмечается, что ценность их не только в развитии техники правой руки пианиста, но и в образцовом представлении композиторского мышления с богатой мелодикой и выраженной фортепианной идиоматикой.
Рахманинов.» Мелодия.»
Текст из лекции преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Галиевой Ирины Аркадьевны и других источников.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы Музыкальный словарь |
Метки: мелодия теория музыки мотив музыкальная речь музыкальные фразы
Процитировано 22 раз
Понравилось: 26 пользователям