Доклад что такое музыка

Что такое музыка? Роль музыки в жизни человека

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Как появилась музыка?

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.

Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.

Музыка влияет благотворно на кору головного мозга. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться. Как считают ученые, наибольшую пользу людям может принести классическая и народная музыка.

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Музыкальная фармакология

Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.

Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?

Музыкальные стили

Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.

Классическая музыка

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Рок-музыка

Хоровая музыка

Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.

Духовная музыка

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Камерная и оркестровая музыка

Многие из вас слышали понятие «камерная музыка». Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.

Характеристика музыки по звучанию и построению

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Динамика и ритм в музыке

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Минусовка

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Источник

Наверное, в мире не найдется ни одного человека, который бы был безразличен к такому виду искусства, как музыка. И хоть некоторые личности продолжают утверждать, что не являются меломанами, можно сказать, они лукавят – ведь звуки музыки человек может услышать практически везде, где бы он ни находился.

Возможно, именно этот факт и поспособствовал широкому распространению музыкальной индустрии и возникновению к ней народной любви. И хоть прослушивание любимых композиций не является таким возвышенным хобби, как посещение театра либо филармонии, человек, любящий музыку уже может считать себя ценителем искусства и творчества.

Первые попытки человека постичь вокальное мастерство либо тонкости игры на музыкальных инструментах предпринимались задолго до наших дней – можно сказать, начались они еще в глубокой древности. Так, что музыка (как, впрочем, и танцы) – не что иное, как самый широко распространенный и самый древний вид искусства.

С каждым новым тысячелетием музыка претерпевала значительные изменения – и если в былые времена туземцы, что играли на тамтамах, призывая грозу, не могли и подумать о звукозаписи – то сейчас освоить это нехитрое мастерство может любой пользователь ПК, имеющий слух.

Устройства воспроизведения музыки прошли эволюцию от граммофона до смартфона и портативной колонки. Менялась и мода на музыкальные жанры – одна эпоха ознаменовалась народной любовью к классике, другая – к русскому року, теперь же в моде нечто вроде клауд-рэпа и RnB. И хоть многие представители старшего поколения считают, что это не музыка – на самом деле, все, что именуется музыкальным творчеством, имеет отношение к искусству. Соответственно, даже если творения современных поэтов и композиторов не отличаются возвышенностью – они имеют место быть.

Стоит сказать, что музыка является самым распространенным видом искусства благодаря простоте восприятия – если над прочитанной книгой, просмотренной пьесой либо фильмом порой необходимо поразмыслить, то в данном случае от слушателя требуется лишь одно – наслаждаться приятными сердцу звуками. Ведь как бы многие не говорили о смысловом наполнении, основная задача музыкального творчества – все же развлечение.

Но, несмотря на это, музыка выполняет в жизни человека очень серьезную миссию – она способна мотивировать на весьма решительные, смелые поступки, которые могут изменить жизнь человека в лучшую сторону. Бывали случаи, когда вовремя прозвучавшая композиция заставляла конкретную личность начать работать над собой или даже спасала от самоубийства.

Так, что музыканты – это люди, на плечах которых лежит огромная ответственность за своих слушателей (особенно это касается кумиров подрастающего поколения). Порой каждая строчка песни имеет вес – ведь чем моложе слушатель, тем больше вероятность, что стихи могут быть восприняты как руководство к действию.

Но, тем не менее, не следует ограждать ребенка либо подростка от каких-то музыкальных стилей: подрастающий человек должен прочувствовать всю палитру звуковых вибраций. Ведь именно это позволит выработать свой уникальный вкус.

Сложно представить, что было бы, если бы в мире вовсе не было музыки. Наверное, человек бы просто-напросто вновь изобрел ее – ведь она действительно «помогает строить и жить»!

Картинка к сообщению Музыка как вид искусства

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Популярные сегодня темы

Паукообразные не имеют никакого отношения к насекомым. Они представляют отдельную группу животного мира. Главное их отличие – количество ножек – их 8. К этой категории относятся: скорпионы, к

Одним из самых популярных и красивых видов человеческой деятельности, особенно в нашей стране, являются филимоновские игрушки.

Крот – одни из интереснейших животных млекопитающего семейства. У кротов есть множество видов, их больше 30. Место где они совсем не встречаются – Африка. В каждом месте живут

Эпоха барокко – довольно таки значимый период в развитии европейской академической музыки. Она берет свое начало со времен эпохи Возрождения и предшествует классицизму.

Великим русским автором многих стихотворений эпохи классицизма является Гавриил Романович Державин.

Источник

Реферат на тему: Музыка как вид искусства

Содержание:

Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыкаДоклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Введение

В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.

Мы слышим самые разные звуки на улице, в транспорте, на работе, дома. Природа встречает нас множеством звуков: листья деревьев шелестят на ветру, кузнечик щебечет в траве, дятел стучит по стволу дерева. Человек настолько привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (возможно, вы случайно проснулись из-за того, что часы перестали тикать после остановки).

Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мода, ритм, метр, темп, динамика громкости, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Понятие и содержание музыки

Мелодия не существует без ритма, и редко можно найти в музыке, особенно в классической музыке, мелодию без гармонии. Последнее определяется формой и структурой мелодии. Считается, что наиболее близкими к мелодии, лишенной ритма и гармонии, являются средневековые монашеские песнопения. В целом музыкальное произведение, как правило, представляет собой синтез всех названных элементов: ритма, мелодии и гармонии.

Это делает музыку временным видом искусства, основными жанрами которого являются инструментальная и вокальная, сольная и ансамблевая, оркестровая и хоровая музыка.

Музыкальные функции

Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура в целом, играет важную социально-психологическую роль. Он направлен как на общество в целом. Так и для отдельного человека, будучи инструментом формирования личности. В зависимости от того, каким социальным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции оно развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, наоборот, средством подавления в нем человеческого начала.

Из приведенного выше утверждения о рефлексивной природе музыкального искусства следует прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек также является основным объектом музыкальной рефлексии, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и образ мышления человека. Но музыка также отражает социальную жизнь, которая нас окружает.

Существенная черта музыкального искусства отражается в его компенсаторной функции. Это следует из его основного эстетического назначения.

Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. В первую очередь, можно говорить о компенсации недостатка впечатлений и переживаний.

3. Умение отображать мысли человека с помощью музыки.

Музыка в звуковых образах выражает в целом основные жизненные процессы. В произведениях Бетховена звучат отголоски тяжелых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Это финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан назвал эту музыку эпосом славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и играла преимущественно утилитарную роль: сначала она была ритуально-суггестивной, а затем мелодия, повторяя ритм рабочих движений, облегчала их и поощряла труд; ритм служил для объединения людей в единый процесс. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение было напевно, напевно. Музыка была синтезирована с танцем.

Музыкальный образ лишен прямой видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных концепций, не создает визуально воспринимаемых картинок, не пересказывает события.

Музыка близка к архитектуре и огромному значению в ней ритма, формы, далекой от форм самой жизни, а также высокой степени художественной абстракции от конкретного жизненного материала, включенного в образ в «выстреленная» форма, и возможности отражения не столько отдельных сторон и особенностей жизни, сколько ее сути и духа.

Краткая история музыки, основных школ и представителей

Сегодня о музыке далекого прошлого можно судить по сохранившимся остаткам музыкальных инструментов, старинным рельефным изображениям, маленьким фигуркам, словесным текстам гимнов и песнопений, свидетельствам древних историков. Ритуалы племен, все еще сохраняющих первобытнообщинный строй, очень помогают историкам музыки.

Музыкальное искусство Византии восходит к персидским, коптским, еврейским, армянским песням, а также позднегреческим и римским мелосам. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминаются странствующие певцы-музыканты. Светская музыка, которая звучала при императорском дворе, была великолепного стиля, возвышающего византийский «дворцовый деспотизм».

Большое развитие получили приветственные восклицания за поэтические тексты, праздничные песни-прославления в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамбль) цимбалистов и трубачей.

Вплоть до IX века. Византийская музыка играла заметную роль в Европе. Она проникла в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

Однако многие достижения музыкальных теоретиков Древнего мира так и остались чисто теоретическими построениями. Время их воплощения в звуках наступит позже, в Средние века.

Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не могли составлять буквы. Необычные способности Вольфганга развились под руководством его отца, скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх «Похищение из Сераля», «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с удивительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие образы, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэзии. текст песни.

Романтическое направление в музыке оказалось чрезвычайно богатым на выдающиеся таланты. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856), создавший программные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериан»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу. «Геновена», оратория «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Романтические оперы создавали также Р. Шуман и Ф. Флотов (Александра Страделла, Марта). О. Николай (1810-1849) написал комическую оперу «Злые женщины Виндзора» по шекспировской комедии.

Основоположником русской классической музыки был М. И. Глинка (1804–1857). По своему вкладу в развитие музыкальной культуры Глинка занимает в литературе место, равное Пушкину. Основой его стиля была народная музыка, в первую очередь русская.

Он заложил основы двух основных направлений русской оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был поистине русским по мелодичному звучанию и выражению мыслей, стремлений и мировоззрения народа. В опере «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) композитор сделал главного героя крестьянином, мужественным и самоотверженным патриотом. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Во Франции сложилась лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимными темами и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Массне, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Томаса и другие. Лирические оперы созданы на экзотические восточные темы. Это «Лакме» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиль» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Поэтизм характерен для изображения повседневной жизни. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж. Бизе «Кармен».

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.

Заключение

Музыкальные функции:

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения.

Список литературы

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыкаДоклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

«Что такое музыка»

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка Елена Госпорьян
«Что такое музыка»

Презентация к занятию «Что такое музыка» для старших и подготовительных групп детских садов.

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.

В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.

Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).

Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр

Включающий струнные инструменты,

и медные духовые инструменты

Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту

При записи музыки ноты размещаются на нотном стане

В самом начале нотного стана всегда пишется скрипичный ключ, или ключ «соль»

Музыку сочиняют композиторы

Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.

Источник

Реферат на тему «Музыка»

Доклад что такое музыка. Смотреть фото Доклад что такое музыка. Смотреть картинку Доклад что такое музыка. Картинка про Доклад что такое музыка. Фото Доклад что такое музыка

1. Что такое музыка

2.1 Происхождение музыки

2.2 Этапы развития музыки

2.3 История русской музыки

3.1 Причины появления новых жанров

Список использованной литературы

Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, музыка, архитектура, кино, фотография и т. д. Причина разделения искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающегося на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.

Во все времена люди искали и находили всевозможные способы самовыражения – от наскальных рисунков до современных сложнейших компьютерных программ и прочего. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.

Каждый вид искусства специфически влияет на формирование человека. Социологические исследования показывают, что в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также непосредственно чувственным особенностям воздействия.

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть музыку, как вид искусства.

Для этого мы рассмотрим:

    Что такое музыка («1») Познакомимся с историей музыки Рассмотрим Музыкальные жанры

Что такое музыка

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе. В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.

Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т. п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос.

По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.

У виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов», если считать композитора, исполнителя, а также возможности используемых инструментов.

В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность, поэтому понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом. Таким образом, отличие музыки от большинства видов искусств заключается в том, что она по сути своей является процессом. 2

2.1 Происхождение музыки

В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется появление многоствольной свистковой флейты, встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и яствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах. 3

После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. По версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки, где в музыке главенствующая роль принадлежит ритму, подвижности, а важнейшие инструменты – ударные.

По другой гипотезе первенство также отдается ритму, лежавшему в основе появления музыки. Последняя же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда. 4

Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

«Лингвистическая» теория происхождения музыки рассматривает интонационные основания музыки, связь ее с речью. Человеку необходима была подача звуковых сигналов, что привело его к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.

Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов5.

(«2») 2.2 Этапы развития музыки

За всю историю существования музыки, выделяют три этапа. Первый этап – фольклор. В Европе он чаще всего отождествляется с такими понятиями как «народный», «примитивный». Здесь не ведётся подразделения на исполнителя и слушателя – все совмещают обе эти роли и являются участниками некоторого общего действа, ритуала.

Он неразрывно связан с бытом человека, охотой, праздниками, играми. Пение и звучание тут параллельны, а в первобытных племенах он был неотделим и от движения.

Мы больше привыкли к крестьянскому музыкальному фольклору, потому что в России он наиболее выражен и сохранился. Но помимо этого существует и городской его тип, характерный для Европы. Это уже более профессиональный тип и характерен он для развитых сообществ. В целом же для фольклора характерна некоторая неорганизованность – тексты нигде не фиксируются, учений фактически нет, а те которые и существуют, передаются через уста, от поколения к поколению. 6

У второй стадии нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». Здесь, в отличие от фольклора, ярко выражено стремление фиксации и сохранения музыкального текста, обычно с помощью слова, но не в процессе распивания безымянных народных стихов, а с помощью специально сочиненных стихов, прибегая к поэзии. На первый план выдвигается именно качественная составляющая музыки, искусство и техника её написания, что ведёт к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов.

Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» – синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.

На третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Этим музыка обязана Европе. Именно здесь первыми подчеркивают необходимость играть музыку, не прибегая к помощи её автора. Если раньше каждый композитор записывал созданную им мелодию на языке, понятном для себя, и, соответственно, никто не мог её исполнить без его консультаций, то сейчас же началось формирование универсальной формы записи, понятной как для записи, так и для чтения абсолютно всем.

Тут же происходит отделение исполнительного искусства и становление его как отдельной сферы, причём крайне важной в реализации музыки. Появляется отдельная категория исполнителей, которые совсем не обязаны являться композиторами, а должны просто у уметь воспроизводить музыку, написанную другими, по нотной записи. Но тут же возникает ярко выраженная потребность в индивидуальных трактовке музыки, варьировании и аранжировке музыкального произведения, записанного нотным языком. Тут начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и в целом представления о том, как должна звучать та или иная композиция. Это сделало музыку более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится, манера этого исполнителя мне больше по душе и т. д.

2.3 История русской музыки

Итак, до 17 в. существовал единственный вид профессионального музыкального искусства – церковное пение. В 15-16 вв. этот музыкальный вид был вполне самостоятелен, но с приходом христианства у Византии также была заимствована и система пения – осмогласие, а также способ его записи. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались: строго вокальный характер церковного творчества – православный канон исключает употребление каких бы то ни было инструментов; теснейшая связь слова и звука; плавность мелодического движения; строчное строение целого (т. е. музыкальная форма выступала как производная от речевой, поэтической).

С середины 17 в. наступает переломный момент в русском церковно-певческом искусстве: укрепляется новый стиль хорового многоголосия – партес, привезенный в Москву певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на нормах западноевропейского гармонического письма. Одновременно начинает преобладать пятилинейная нотация, хотя довольно долго еще сохраняется крюковое письмо (старообрядцы пользуются им по сей день). Очень популярной становится духовная псальма (кант), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные.

Становление русской композиторской школы происходит к середине 19 в., она перестаёт быть замкнутой и неизвестной, выходя на мировую арену. В 19 в. ее главными чертами, в оценке западноевропейской критики, были: опора на богатый и свежий фольклорный музыкальный материал «евразийского» типа, сочетающий в себе «восточные» и «западные» элементы; принципиально новые формы симфонического развития – часто синтезирующего, а не аналитического, как в западноевропейском симфонизме, типа; оригинальные оперные формы, построенные, с одной стороны, на смелом непосредственном отражении в музыке интонаций речи (Даргомыжский, Мусоргский), а с другой – на применении в опере приемов эпического, сказочного и т. п. повествования (Бородин, Римский-Корсаков).

Первая треть 19 в. сочетает в себе классицизм и ранний романтизм. среди жанров, по-прежнему, лидирует музыкальный театр, развивается сказочный жанр(Степан Иванович Давыдов, 1777–1825), трагедия с музыкальными номерами(Иосиф Козловский, 1757–1831) и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов. В Москве складывается школа авторов русского романса (Александр Александрович Алябьев, 1787–1851; Александр Егорович Варламов, 1801–1848; Александр Львович Гурилев, 1803–1858). Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов (салон братьев Михаила и Матвея Виельгорских, салон княгини Зинаиды Волконской). Немалое значение имело также развитие нотоиздательского дела: в 1801 году вышел указ Александра I, разрешавший ввозить иностранные книги и ноты, открывать частные типографии и без особых цензурных ограничений печатать книги и ноты. Растет количество музыкальных журналов и прочей специальной литературы.

В 1860–1870-е годы выдвигаются на передний план новые для русской композиторской практики жанры: многочастный симфонический цикл (формально первая симфония, созданная в России, принадлежит перу ; по смыслу же первые русские симфонии – это Первая симфония двадцатилетнего Римского-Корсакова, 1865, и Первая симфония, Зимние грезы, Чайковского, 1866), концерт для солирующего инструмента с оркестром (особенно широко представлен у Чайковского); серьезное развитие получает также балетная музыка (Чайковский, затем Глазунов); несколько позже развивается культура камерного ансамбля и светского хорового пения.

Огромнейший рывок был сделан в плане исполнительства. Россия прошла огромный путь в этом направлении: от салонов и усадебных театров до залов дворянских собраний и консерваторий, до новых зданий оперных театров; от любительского музицирования – до создания профессиональных отечественных школ пения и игры на всех инструментах, от частных учителей – до высших учебных заведений, открытых к началу 20 в. во многих крупных городах страны.

В течение 1920-х годов культурное общение России с миром, несмотря на огромные трудности, связанные с последствиями революции и гражданской войны, оставалось достаточно активным: работали старые и открывались новые учебные заведения, велась большая концертная, музыкально-театральная, издательская деятельность, в ряде случаев ориентированная на новый состав слушательской аудитории; были созданы специальные научные учреждения (в частности, Государственный институт музыкальной науки в Москве; музыкальный отдел Института истории искусств в Петрограде).

К 1932 постановлением ЦК ВКП(б) О перестройке литературно-художественных организаций были отменены все виды творческих объединений, кроме унифицированных и находившихся под жестким контролем государства творческих союзов до «оттепели» 1960-х годов резко сокращается общение российских деятелей искусства с зарубежным миром.

Перед композиторами ультимативно ставилась, например, задача создания оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», и часто весьма слабые произведения получали сценическую реализацию и высокую оценку прессы именно по признаку «социального заказа». Другим основополагающим жанром считалась симфония традиционного типа с конфликтной драматургией, что, соответственно, породило массу сочинений с внешними контурами данного жанра, но по содержанию вовсе не соответствующих его природе (разумеется, были композиторы, органически мыслившие в этом жанре, прирожденные симфонисты – Шостакович,

Прокофьев, Мясковский и некоторые другие). Еще одним – и очень важным – объектом «госзаказа» стала песня, «советская массовая песня» как особый тип, который начал культивироваться с первых лет советской власти и постепенно создал целый «клан» авторов текста, композиторов и исполнителей.

Перелом в общественной жизни СССР во второй половине 1950 – начале 1960-х годов вызвал к жизни новые явления. История данного периода русской музыки, с конца 1950-х по конец 1990-х годов, пока не получила полного и объективного освещения. Можно утверждать, что в 1960–1970-е годы важными были две тенденции: возвращение к духовным и собственно художественным истокам национальной традиции и стремление к наверстыванию упущенного в предшествовавшие три десятилетия, т. е. к освоению опыта мировой культуры 20 в. Последняя тенденция, характерная для всех талантливых музыкантов поколения «шестидесятников», иногда принимала форму «авангардизма», часто с фиксацией на композиторском методе т. н. Нововенской школы («додекафония» – двенадцатитоновая техника, противопоставленная традиционной тональности, и ее продолжение «сериализм», состоящий в тотальном контроле музыкальной ткани по заранее заданным параметрам), а также на композиционных техниках более поздних представителей европейского авангарда (например, француза Пьера Булеза). Естественно, что в целом ряде случаев разные тенденции взаимодействовали и перекрещивались.

С конца 1980-х годов ситуация в России становится неопределенной и хаотичной. Наиболее стабильна группа авангарда, имеющая свои организации и разного рода фестивали и нередко получающая поддержку из-за рубежа. Весьма расширились контакты музыкантов с зарубежным миром; новые формы музыкальной жизни часто находятся в процессе становления. Деятельность Союза композиторов и его концертных и издательских предприятий, а также государственных организаций такого рода в значительной степени оказалась подорванной экономическим кризисом.

По данным на рубеж 1980–1990-х годов на территории Российской федерации работало около 50 музыкальных театров, из них 15 – оперы и балета, 8 консерваторий, два музыкально-педагогических института, несколько институтов искусств с музыкальными факультетами, многочисленные училища и школы. 8

Так выглядело развитие музыки в России, довольно самобытное и в то же время позаимствовавшее многое из мирового искусства.

3.1 Причины появления новых жанров

В настоящее время музыка накопила огромное количество жанров, которые с ходом времени появляются и уходят в прошлое. Развиваются всё новые жанры, отличающиеся от предшествующих порой совершенно.

Этому во многом способствует развитие технологий – появляются электронные инструменты и всё новые и новые средства воспроизведения. Рвутся границы музыкального мира – средства массовой информации и коммерция в этой сфере осуществляют творческий обмен между всеми странами и континентами. Организуются международные фестивали и мировые гастроли наиболее выдающихся музыкальных деятелей. Всё направлено на то, чтобы шёл непрерывный процесс обмена опытом между музыкантами разных стран и направлений, заимствуются музыкальные элементы совершенно противоположных стилей.

Классическая – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

(«4») Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации ;

Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса,

Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов. 9

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т. д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т. п. Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т. п.

В развитии музыки можно выделить три этапа: первый – это фольклор, у второго нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная», на третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Пройдя через эти три этапа, музыка становиться более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится.

Рассмотрев музыкальные жанры, мы можем заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные идеи.

Музыка отражала все состояния человека – от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств – стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.

Список использованной литературы

1. Мамонтов, культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.

2. Финдейзен, по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929

3. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.

5. Музыкальная эстетика стран Востока [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM

6. Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM

(«5») 7. Каган, в мире искусств [Текст] – Санкт-Петербург, 1996, 232

8. Конен, В. Рождение джаза [Текст] – М., 1984, 342 с.

9. Гошовский, В. Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972.

10. Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923

12. История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997

1 Мамонтов, культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.

2 Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.

3Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск CCD-ROM

4Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923

6Гошовский, В. Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972

7Финдейзен, по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929

8 История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *