Доклад для чего нужна информатика
Информатика и ее роль в обществе
В наше время понятие «информатика» расширено, и в современном определении, данном в «Словаре по кибернетике» под редакцией В. С. Михалевича, под информатикой понимается комплекс научных и технических дисциплин, «изучающих информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники».
Информатика как наука находится в процессе постоянного развития, её границы постоянно расширяются, что ведёт к появлению новых научных направлений. И если мы откроем интернет, то там можно прочитать разные трактовки данной науки. Но главное, не надо забывать, что это наука прежде всего об информации. Вопросу развития определения термина «информатика», к примеру, посвящена работа группы авторов под редакцией И.А.Мизина, опубликованная на сайте Института проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН).
Современная информатика объединила в себе многие отрасли науки, техники и производства, связанные с обработкой информации, поэтому ее можно отнести как к фундаментальным естественным наукам, так и к прикладным.
Информатика — наука фундаментальная, она связанна с математикой, лингвистикой, философией, теорией информации, кибернетикой, системотехникой и другими. Как фундаментальная естественная наука она занимается изучением свойств информации, процессами сбора, хранения, поиска, передачи, переработки, преобразования и использования информации.
Как прикладная дисциплина, информатика занимается изучением информационных процессов; созданием информационных моделей в различных сферах деятельности человека, программного обеспечения и аппаратно-программных комплексов; выработкой рекомендаций по технологии проектирования и разработкой систем и их производства.
Скажем об основных ролях, которых играет информатика в нашей жизни.
Зачем нужно изучать информатику?
Информатика – очень важная современная область знаний. Зачем же она нужна? В современном мире невозможно провести и дня без использования современных информационных технологий. Практически у каждого дома есть компьютер, телефон, планшет, которые подключены к сети Интернет. Открывая поисковые системы, мы за считанные секунды находим нужную информацию, и нам не нужно часами сидеть в библиотеке, отыскивая статью. Отправляя сообщения друзьям, коллегам, родным, мы используем свершения такой науки, как информатика.
Назревает вопрос, зачем изучать информатику, если я не стану программистом или системным администратором? Вся наша жизнь связана получением, накоплением и обработкой информации. Читая книгу, смотря телевизор, разговаривая, мы постоянно и непрерывно получаем и обрабатываем какую-либо информацию. Каждый день мы получаем большое количество информации, которое не можем перерабатывать и использовать для развития без помощи новых информационных технологий. И здесь на помощь приходит наша информатика. С каждым днем все сильнее и сильнее компьютер и информационные технологии вмешивается в нашу жизнь. ПК стали неотъемлемой частью учебного процесса. Информационные технологии дают возможность преподавателю построить образовательный процесс интереснее, увлекательнее, используя разные программные средства. На данный момент информатику использует любая сфера жизни. Будь это экономика или сфера продаж. Везде присутствуют современные информационные технологии, позволяющие ускорить работу. Не зря же наше время называют информационной эпохой.
Доклад на тему «Значение информатики и её современные достижения»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»
«Значение информатики и ее современные достижения»
1. Информатика и информация. Компьютерная грамотность
2. Достижения в информатике
3. ЭВМ в современном мире
4. Перспективы развития информатики как науки
Знакомство с Интернет, лучше всего приобрести, работая на компьютере. Для этого нужно иметь компьютер, подключенный к сети, либо доступ к такому компьютеру и путеводитель, позволяющий ориентироваться в этом океане информации.
За время информатики появилось и погибло четыре поколения компьютеров, больших и малых ЭВМ, большое число самых различных устройств ввода, вывода информации, перфокарт, перфолент и магнитных дисков.
Развитые страны уже приближаются к насыщению в развитии компьютерных ресурсов Интернет, предоставляя развивающимся странам доступ к глобальным и национальным информационным ресурсам.
Академик Глушков еще в начале 80-х годов говорил, что «к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».
Любой человек в возрасте от 6 до 65 лет вполне может освоить работу на компьютере и в сети Интернет за считанные дни и часы. Минимальным требованием для освоения компьютерной грамотности является умение читать и писать, а также искать информацию в книгах и каталогах.
1. Информатика и информация. Компьютерная грамотность
В наступившем новом тысячелетии большая часть информации, связанной с деятельностью людей, будет храниться в памяти ЭВМ.
Обработка, накопление и передача информации происходит не только в ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества. Новым инструментом в передаче и накоплении информации в человеческом обществе стала сеть Интернет.
В сети Интернет в настоящее время уже установлено более 40 миллионов ЭВМ, которые могут быть доступны с любого персонального компьютера. Общий объем информации, размещенной в Интернет, превышает более триллиона страниц текстов и иллюстраций и удваивается каждые полгода.
2. Достижения в информатике
В это же время были заложены основы информатики как научной дисциплины. Информатика как наука изучает принципы и методы накопления, обработки и передачи информации в ЭВМ и в сети Интернет. Одной из основных проблем информатики считается проблема создания и развития систем искусственного интеллекта как новой формы разума.
3. ЭВМ в современном мире
4. Перспективы развития информатики как науки
Немаловажное значение для перспектив развития информатики имеет ее структура, в значительной мере определяющая направление проводящихся в ней научных исследований.
Эта структура отражает последовательность этапов информационной деятельности:
отбор > обработка > хранение > поиск > распространение.
Как в этих условиях будет развиваться информатика? Если не выходить за очерченные нами рамки, то потребуется значительно интенсифицировать исследования свойств и структуры семантической информации, подходов к определению ее сложности, количества, ценности, полезности, старения, рассеяния и т.п. Необходимы дальнейшие исследования информационных систем, разработка их математических и других формальных моделей. Особую актуальность приобретает построение интеллектуальных информационных систем, позволяющих прогнозировать исследуемые свойства веществ, процессов, явлений на основе неполной информации. Информационный поиск смыкается здесь с автоматизацией исследований и проектирования, что требует глубокой логической и лингвистической проработки.
В области технологии информационной деятельности возникает ряд важных проблем взаимодействия человека с развитыми техническими системами: унификация представления научно-технических данных, методы кумуляции и концентрации информационных ресурсов, методы структурирования информации в условиях ее машинного накопления и обработки, рациональное представление нетекстовой информации, эффективный ввод речевой и графической информации. Малоизученной, но крайне важной областью информатики являются ее экономические, социологические, психологические и правовые аспекты. Вся сфера информационной коммуникации недостаточно изучена с точки зрения ее соответствия экономическим структурам производства и процессам принятия решений. Перспективными представляются исследования влияния новых информационных технологий на внедрение достижений в народное хозяйство, в сферу образования, культуры, массовой коммуникации.
Если же пойти еще дальше, за пределы того круга проблем, которые легко укладываются в рамки обсуждаемой нами научной дисциплины информатики, то мы выйдем в необозримое пространство проблем, обозначаемых терминами «искусственный интеллект», «информационные технологии», «теория программирования», «теория формальных языков» и т.п. Спору нет, информатика уже сейчас наталкивается на многие вопросы, разрабатываемые в этих проблемных комплексах. К ним относятся «понимание» текста на естественных языках, логико-смысловые методы его обработки, представление знаний в базах данных, программирование задач информационного обеспечения и многие другие вопросы подобного типа. По всей вероятности, они займут в информатике соответствующее их значению место.
Ясно, что ближайшей перспективой развития информатики является развертывание широкого фронта теоретических исследований. Это не значит, что прикладные разработки, направленные на совершенствование нынешних информационных систем и методов информационного обеспечения должны быть отодвинуты на второй план. Они также будут развиваться и расширяться, но не они, а теоретические исследования определяют будущее информатики как фундаментальной науки.
Сложные задачи обработки данных требуют составления алгоритмов и программ для ЭВМ с использованием языков и средств программирования. Наибольшее распространение для начального обучения программированию на персональных ЭВМ получили языки Бейсик и Паскаль.
Доклад по информатике на тему «Для чего нужна информатика»
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более объемными и интеллектуальными. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Проблема заключается в необходимости проведения компьютерного обучения в начальных классах.
расширение кругозора в области информатики,
формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера). Задачи обучения информатики в начальной школе, связанные с
развитие познавательного интереса к предмету «Информатика»
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
формирование умения применять теоретические знания на практике
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого подхода к решению задач;
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в группе, общаться.
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
Основные возрастные особенности младших школьников
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу. Умение для любой предметной области выделить систему понятий. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для
развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет
деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлективность в оценке своих возможностей.
Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу. Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие. Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Описание кружка «Информаша».
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группу в начале учебного года.
Кружок «Информаша» был создан в сентябре 2009года . Состав группы – постоянный(2-4 классы). Периодичность занятий – 1 раз в 2 недели (15 часов в год). Количество детей в группе16 человек.
Этот кружок в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационных умений и навыков у учащихся.
Прошло всего два года как действует кружок, но наши дети уже пробуют себя в конкурсах. В международном заочном конкурсе «Эрудит марафон учащийся» участвовало 8 человек – получили сертификаты участников.
И я думаю это неплохие результаты.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
осознавать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
объединять предметы по общему признаку;
представлять информацию в виде схем;
создавать свои источники информации — информационные проекты (небольшие сочинения, графические работы)
использовать информацию для принятия решений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
вводить текст с помощью клавиатуры;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки по информатике в ходе обучения .
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
получить первичное представление о понятии информации;
научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая,
текстовая, графическая, табличная);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях;
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши:
печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
В результате прохождения кружка «Информаша» выпускник начальной школы должен:
называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
знать правила поведения в компьютерном классе;
уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
иметь элементарные навыки работы на компьютере.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения
диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Рабочая программа кружка
Данная программа кружкового занятия по информатике носит обучающий характер. Кружок построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, ; научиться общаться с компьютером,
Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, художественную и другие виды деятельности.
Возможно на ступени младшего школьного возраста необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.
Компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребенка. Данный кружок предусматривает развитие у детей внимания, воображения, мышления, формирования умения сравнивать, делать выводы. И все это в процессе учебно- игровой деятельности. А также развитие элементарных математических представлений- количественного счета, начиная, со счета на пальцах, черточках, затем счетам, калькулятору и компьютеру.
Основными целями кружка информатики для детей 6-9 лет являются:
Формирование логического и алгоритмического мышления;
Развитие математических способностей школьников;
Формирование общих представлений об устройстве компьютера и приобретение простейших навыков работы с ним.
Воспитание информационной культуры, расширение создания детей через получение информации об окружающем мире.
Основными задачами кружка являются:
Знакомство детей с историей происхождения компьютера, умения пользоваться компьютером;
Формирование у детей представления об измерения как одном из способов познания мира, знакомство с основными понятием счета;
Знакомство детей с приборами, созданными человеком, как средствами познания мира;
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения
информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и,
во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Подготовка к презентации.
Творческая индивидуальная, коллективная работа.
Провести опрос среди школьников и учителей
Презентация с фотками детей, диаграммы построенные по результатам опросов, выводы
Знакомство и работа в МО Publisher
Подготовка к первому показу «Мой первый календарь», «Времена года»
Творческая индивидуальная, работа.
Методическое обеспечение программы
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования игр, индивидуальных и групповых способов обучения.
Какова роль информатики в современной жизни человека?
Текст принадлежит Кадыровой Ф.М., но я с ней согласна полностью! Поэтому решила поделиться с Вами 🙂
«Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Фактически за последние годы произошла революция в области передачи, накопления и обработки информации. Эта революция, затрагивает и коренным образом преобразует все области человеческой жизни. Значительное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к радикальным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу. Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. ИТ являются жизненно важным стимулом развития самых разных сфер деятельности человека, вряд ли кто-либо сможет назвать сферу, где они не используются хотя бы косвенно. Начиная от узкоспециализированных областей тяжелой промышленности и заканчивая такими вещами, как аватары для Твиттера или Фейсбука – везде информационные технологии прямо либо косвенно находят свое применение. Любые бухгалтерские операции на любом предприятии сегодня проводятся с использованием компьютера. То, насколько эффективно работает городское самоуправление, во многом определяется теми техническими средствами и тем программным обеспечением, которыми оно располагает. Естественно, использование самых последних технологий и технических средств не решает полностью всех проблем, однако инновации могут значительно упростить и ускорить работу служащих. Особенно это заметно на сложных участках аналитической деятельности, в процессах формирования отчетов и справок.Особого внимания заслуживают технологии, используемые в сфере образования, их значение сложно переоценить. Найти школу, в которой не было бы компьютерного класса, можно, наверное, только в каком-нибудь уж очень захолустном уголке. Чего уж говорить про Интернет, который предоставляет школьнику массу информации, получить которую можно за несколько минут, без долгого кропания над книжками в библиотеке. Таким образом, информационные технологии могут значительно облегчить процесс образования и обучения. Скорость передачи информации растет ежедневно, возрастают и технологические мощности. С помощью технических средств люди с разных концов Земли могут общаться друг с другом, Интернет – это один из популярнейших способов связи на сегодняшний день, главным образом потому, что он общедоступен.
Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного человека, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без информационных технологий современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.»