Доклад на тему что такое хорошее устное выступление
Хорошее публичное выступление: 11 простых советов
Дисклеймер
Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.
1. Структура доклада
Парадоксально, но многие докладчики даже на крутых конференциях зачастую не делят своё выступление на три основные части – формулировка проблемы, предпринятые шаги, выводы. Структура может быть сложнее, но базовая она почти всегда такая, даже если вывод – «у нас ничего не получилось».
Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.
2. Тайминг
Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.
Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление
В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))
3. С кем он говорит?
Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.
Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.
Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.
Да, да, из этого вытекает следующий пункт…
4. Не читать с экрана
Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.
Первое – докладчик теряет контакт с аудиторией. Если вы рассказываете людям без деменции, они про себя читают быстрее, чем вы вслух, и они вас не ждут. Вы читаете второй пункт из пяти и пытаетесь его комментировать, а они читают четвёртый и вас не слушают – просто не могут делать два дела одновременно. Выход – замените текст образами, они воспринимаются быстро, и слушатель весь ваш. «Я нарисовал тут бобра, потому что наш новый компонент точит также быстро».
Второе – доклад становится безликим. Нечего запомнить, не за что зацепиться глазом. «Помнишь доклад про лёгочный тромб?» — «А, это который с картинками из «Доктора Хауса»?» — «Ага!». Вот это работает! «Тот, который с синими буквами на сером фоне?». Камооон…
5. Подсказки
Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.
Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:
6. Качество картинок на слайдах
Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.
7. Демонстрация вживую и вообще про «я сам всё сделаю»
Докладчик + оператор демонстрации софта вживую = дохлый номер. «Тааааак, щас мы нажмём сюда…» — плохо. Запрашивайте помощь друга, едва ли ваша команда откажется помочь.
Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.
8. Качество речи
Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.
Если вы не уверены, что сможете обойтись без «ээээ», «нууу» и пауз по 16 секунд для подбора слова – идите дальше. Если нет – напишите доклад на бумажке. У всех письменная речь лучше, чем устная, ведь написанное можно перечитать и поправить, а слово не воробей.
Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.
9. Кто моя аудитория?
Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.
Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.
Стоит ли в докладе об основах инвестирования для неподготовленной аудитории использовать слова «эмитент», «зашортить» и рассказывать про позиции кандидатов в президенты США в отношении нефтедобычи? Нет это выглядит самопиаром, а пользы несёт ноль.
10. Контакт с аудиторией
Возможно, в эту сторону стоит ползти не сразу, но доклады уровня «выше среднего» должны сопровождаться диалогом с аудиторией. Провоцируйте смешки и вздохи, задавайте риторические и вполне конкретные вопросы, не бойтесь в ответ получить тишину – недоумение тоже реакция. Так ваш доклад лучше уляжется в головах, а вы получите гораздо больше кайфа. Диалог всегда приятней монолога, а получить подпитку невербального одобрения от десятков глаз в середине рассказа – бесценно, это впрыск дофамина напрямую в иссыхающий мозг.
11. Авторский стиль
Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.
Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.
И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).
Устное выступление
Урок 48. Русский язык 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Устное выступление»
· Поговорим об устном публицистическом выступлении.
· Узнаем, как подготовиться к устному публицистическому выступлению.
· Поразмышляем о том, как сделать своё выступление успешным.
Совсем недавно мы говорили о публицистическом стиле речи. Это стиль средств массовой информации. С его помощью не только информируют людей, но и воздействуют на них. Мы привыкли видеть публицистический стиль в статьях, очерках, фельетонах, репортажах, интервью…
Однако этот стиль встречается и в устной речи!
И тогда мы говорим уже об устном публицистическом выступлении. Это и выступления на собраниях, речи и лекции, доклады на общественно-политические или нравственные темы.
При этом оратор общается с публикой напрямую, и ему приходится не только давать информацию, но и убеждать людей в своём мнении.
Овладеть мастерством устного выступления очень важно. Зачем это может понадобиться? Например, чтобы убедительно отстоять своё мнение на собрании жильцов дома или на собрании учеников. Можно стать адвокатом или прокурором и успешно выступать в суде.
Возможно, придётся столкнуться с докладами и речами в университете. Да и вообще, человек, который умеет хорошо выступать, легко организует людей и призовёт их к нужным действиям.
Но давайте возьмём самый простой вариант. Учитель даёт вам задание: подготовить речь на тему травли в школе.
Что же нужно, чтобы стать успешным оратором?
Успех речи зависит от нескольких вещей.
Первая – то, насколько мы правильно оценили аудиторию.
Вторая – то, насколько хорошо подготовились.
Очень важна выразительность текста, который мы составили.
И, конечно, важно то, как мы этот текст преподнесли аудитории.
Начнём с первого этапа и присмотримся к аудитории. Оратору желательно знать, перед кем он выступает.
Многочисленна ли эта аудитория? Люди какого возраста и пола будут нас слушать? Какое у них образование, интересы?
Наконец – как они относятся к той проблеме, о которой будет наша речь?
Представьте, что в нашей аудитории – те, кого травят в школе. А теперь представьте, что там те, кто сам травит других учеников. Подход к речи будет совершенно разным!
Аргументы оратора сильно зависят от того, какая у него аудитория.
Посчитаем, что вы выступаете только перед своим классом. На выступление придёт двадцать человек или чуть больше. Они одного возраста с оратором, есть юноши и девушки. Образование, конечно, такое же, как у оратора.
Отношение к проблеме обозначим так: все знают, что травить других людей – это ненормально, но многие делают вид, что проблемы не существует. А кто-то этим и занимается.
Наконец, представим самое сложное: в классе есть и жертвы травли, и заводилы травли.
На этом мы будем строить нашу речь.
Теперь перейдём ко второму этапу – подготовка. Для речи необходим план.
В первый раз план составляется ещё до начала работы над речью. Мы можем выбрать – простой план составить, сложный или тезисный. Составим план в виде вопросов.
Что такое травля в школе?
Почему одни люди начинают травить других?
К каким последствиям может привести травля в школе?
Как можно остановить травлю одних учеников другими?
После отбора информации мы можем дополнить план. Но нужно учитывать и объём речи. Если мы хотим уложиться, например, в пятнадцать минут, не нужно стремиться рассмотреть слишком много вопросов.
Ещё нужно определить тезис, к которому мы поведём нашу аудиторию. В этом тезисе оратор должен быть уверен.
Если вы сами не можете определиться – проблема травля или нет, то ваша речь прозвучит неубедительно. А вот если вы горите уверенностью в том, что любые виды школьной травли нужно тут же прекращать – вы постараетесь и слушателя убедить в этом.
И теперь самое время собирать информацию. На начальном этапе обычно собирается намного больше информации, чем может понадобиться. Мы просто отыскиваем всё, что можно найти по этой проблеме. И примерно сортируем информацию – отделяем основные факты, что-то интересное и что-то дополнительное, что может и не понадобиться.
К информации, которая будет в нашей речи, мы предъявляем два основных требования.
Первое – это достоверность. Факты должны быть правдивыми, цифры – конкретными. А статистика – опираться на проверенные данные.
Второе требование – интересность информации. Нужно стараться отбирать неизвестные, интересные, поразительные факты. Оперировать крупными числами, приводить удивляющую статистику.
Этот факт кажется веским доказательством? Если он достоверный, берём его. Информация поразила? Её тоже берём.
И помните самое требование: оратор должен хорошо владеть информацией!
И теперь самое время вернуться к нашему плану.
И дополнить каждый пункт в соответствии с ответом на вопрос – что я могу и хочу сказать в этом пункте?
Например, в первом пункте мы дадим определение травли. Отметим, что это не только избиения и отъём денег, но и издевательства. Расскажем, какой бывает травля и скажем пару слов о травле в иностранных школах.
Дальше назовём причину травли в школе. Это и самоутверждение за счёт других, попытка выглядеть «покруче». Это и невоспитанность, и чувство безнаказанности, и манипуляции со стороны старших криминальных товарищей. И следование моде. Здесь наша цель – дать понять, что те, кто травит других, по сути, неудачники и часто ещё и трусы.
В последнем пункте нам нужно рассказать, как можно бороться с травлей. Отметить, насколько важны сплочённость и взаимовыручка в классе. Как должен работать родительский комитет и как обращаться к директору или в соответствующие органы по поводу травли в школе. Наконец, можно рассмотреть – как иногда ученики справлялись с травлей в классе, например, при помощи бойкотирования зачинщиков.
Теперь мы записываем все тезисы – главные мысли, которые у нас получились. Выстраиваем их и иллюстрируем аргументами, фактами, статистикой. В итоге у нас должна получиться первая версия нашего выступления.
И теперь нужно проследить за выразительностью выступления.
Это наш следующий этап. На нем речь обретает дополнительные краски. Выразительности речи можно достичь разными методами. Мы обращаем внимание на особенности композиции, на силу аргументов и, конечно, на речевые средства тоже.
Что нужно знать о композиции речи?
Что начало и конец не должны быть затянутыми. Они вместе не должны превышать одной третьей части от всей речи.
Этим частям уделяется особенное внимание при написании речи.
Ведь сильное начало – это наилучший способ заинтересовать аудиторию.
Мы можем начать нашу речь с поразительного факта. Напомнить историю, которая произошла недавно и у всех на слуху. Смоделировать какую-то историю и вовлечь в неё слушателей: представьте, что вы самый обычный ученик, и одноклассники начинают вас обзывать, портить ваши вещи и так далее. Можно даже рассказать какую-то историю, которую вы видели лично или в которой участвовали.
Но при составлении речи нужно обращать внимание и на её лаконичность. Речь не должна быть затянутой и перегруженной. Оратор, который всё бесконечно разжёвывает и всё приводит и приводит доказательства каждой своей мысли – плохой оратор, потому что внимание слушателей теряется после двух-трёх аргументов.
Кроме того, речь нельзя перегружать цифрами и статистикой, иначе внимание слушателей тоже потеряется.
В речи очень важна эмоциональность. Мы должны затронуть эмоции слушателей. Если мы говорим о школьной травле, то мы хотим вызвать у слушателей жалость и сострадание к тем, кто становится объектом травли. Страх за себя и своих близких. Негодование и отвращение к тем, кто начинает травить других людей. А из этого уже следует желание что-то изменить.
Эмоции нельзя вызвать сухими цифрами и формулировками. Зато можно – трогательными историями, ужасными фактами и рассказом о сломанных судьбах других людей, например.
Кроме того, оратор должен показать слушателям, что проблема, о которой он говорит, может коснуться их или их близких в любой момент. Оратор должен вовлечь слушателей в свою речь, заставить переживать вместе с собой.
С эмоциональностью тесно связан язык нашей речи. Речь, которую мы произносим, должна быть похожей на разговорную.
Представьте, что вы слушаете речь с вот такими формулировками:
Таким образом так называемая школьная травля является возмутительным и порицаемым обществом явлением, что подтверждается рядом исследований…
Кто-то просто потеряет нить повествования и ничего не поймёт. А для кого-то такая речь будет пыткой. Оратор не достигнет цели.
Чем ближе язык к обычной речи, тем легче он воспринимается. Особенно нужно избегать научного стиля и канцеляризмов.
Лучше переписать речь своими словами, так, как вы бы рассказали всё это другу или хорошему знакомому.
Язык нашей речи должен быть ещё и образным. Мы можем добавить в него фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения, насытить его особыми риторическими фигурами, о которых мы говорили.
И теперь дело за последним этапом – нашим умением преподнести речь. Ведь восприятие речи часто зависит от стараний оратора.
Даже отличную интересную речь можно испортить, если пробубнить её на одной ноте. Или забыть о паузах.
Так что говорить нужно не слишком быстро и не слишком медленно.
Речь нужно произносить с выражением, обращать внимание на интонацию.
Нужно следить и за громкостью речи.
Кроме того, громкость и темп речи нужно изменять в зависимости от важности информации – мы можем ещё и повышать или понижать тон.
Ещё оратор должен располагать аудиторию себе. Если мы относимся к речи как к каторжной работе, которую нужно через силу выполнить – аудитория нам точно не поверит.
А вот если вы искренне хотите поделиться своими мыслями и наработками – аудитория это непременно почувствует.
Конечно, многое зависит от личной харизмы оратора. Есть люди, которым просто нравится общаться, и они могут убедить кого угодно в чем угодно. А есть те, кому не нравятся публичные выступления. И им приходится прилагать больше усилий, чтобы выглядеть уверенным на публике.
Тут главное – тренировки.
И ещё нельзя постоянно извиняться и заискивать перед публикой: слушатели сразу услышат вашу неуверенность.
Разумеется, нужно работать над дикцией и манерой речи – диктор, который мычит и говорит невнятно, обречён на неуспех. Внимание нужно обращать на паузы. Избавляться от слов-паразитов.
Речь должна быть внятной.
Нельзя забывать и о жестах и мимике.
Речь лучше репетировать перед зеркалом. Жесты и мимика должны быть естественными. Неподвижный оратор с каменным выражением лица и чересчур активный оратор – одинаково неверно.
При произнесении речи вы можете пользоваться опорным конспектом, куда запишете план, нужные цифры, имена, даты.
Устное публичное выступление
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть выступления предполагаетвсестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты (принципы) системного построения аргументации:
2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.
3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
— «Благодаря этому вы получите…»
— «Это позволит избежать…»
— «Это дает Вам дополнительно…»
— «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
— Вызывает ли мое выступление интерес?
— Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
— Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
— Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.