Доковый бассейн в кронштадте для чего
Доковый бассейн не теряет уникальности даже спустя 100 лет
Кронштадту, как морской базе, доки были необходимы для ремонта и достройки кораблей. Доки можно было бы создавать, используя береговую линию острова (как это и делали позднее, в XIX веке), но Пётр, одержимый идеей русской Голландии, решает посередине острова Котлин создать огромный бассейн с шестью портовыми сооружениями и канал для ввода кораблей. По замыслу Петра над каналом посередине острова должен был возвышаться гигантский маяк, наподобие античного Колосса Родосского. В петровских бумагах он именуется «Великой башней». Сохранился макет этой башни, выполненный архитектором Николо Микетти. Фундамент заложили, но работы прекратились после смерти Петра, и фантастическое сооружение так и не было построено.
Строительные работы по созданию системы доков возобновились лишь с воцарением Анны Иоанновны. Руководителем был назначен генерал-майор Иоганн фон Люберас. Известно, что отец его был шотландцем, а сам Люберас родился в Лифляндии. Историограф флота XIX века Берх говорит, что Люберас «из всех иностранных инженеров, стоявших в нашей службе, … был всех полезнее и более всех сделал». Во время военных действий он создавал армейские укрепления. А по именному повелению Петра строил Ревельскую гавань и создавал Балтийский порт, называвшийся тогда «Рогервик», создал карту Финского залива, был вице-президентом Берг-коллегии, отвечавшей за горнорудную промышленность.
Принцип доковой системы простой: судно, требующее ремонта, по каналу проходило в один из доков, закрывались шлюзы, вода из дока по дну Докового оврага самотёком вытекала в бассейн, откуда при помощи ветряных мельниц и конных машин откачивалась в море. Обычно для осушения доков в то время требовалось около трёх месяцев. Система, осуществлённая Люберасом, позволяла выполнить эту работу за несколько часов.
Так что доковый бассейн, облицованный гранитными валунами – одна из главных достопримечательностей Кронштадта и завершающая часть уникальной системы доков, создание которой было начато ещё Петром Великим. В 1771 году для выкачки воды была установлена первая в России паровая машина, привезённая из Шотландии. Для неё построили специальное здание на берегу бассейна. Система Любераса работает и сейчас, правда используется лишь один из четырёх доков – Петровский, а воду из бассейна откачивают электронасосы.
Петровский док в Кронштадте – уникальное гидротехническое сооружение петровской эпохи. Прочитав множество интересных статей о Петровском доке, мы захотели увидеть всё своими глазами. Мы ещё не знали, что осмотр Петровского дока растянется по времени на 1 год и для этого потребуются 3 поездки в Кронштадт. Мы также не знали насколько интересным и захватывающим будет изучение этого объекта.
Как попасть в Петровский док в Кронштадте
Итак, 2016 год. В один из последних августовских деньков мы прибыли в Кронштадт. Зная, что территория дока находится под охраной, мной было принято решение оставить юного исследователя и слабую половину нашей команды на городском пляже Кронштадта, а самому пробраться в Петровский док на разведку. Разведка началась с канала имени Петра Великого. Именно по нему корабли заходили в Петровский док на ремонт. С правой стороны от канала виден Задний створный маяк Кронштадского рейда.
Главные ворота Петровского дока, которые показывают тысячам туристов приезжающим в Кронштадт. А то, что скрывается за ними смотреть нельзя! Перед нашим рассказом проведём небольшой исторический экскурс. 8 мая 1719 года императором Петром I, был издан указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой. Согласно официальной истории, в грандиозном строительстве дока принимали участие около 3000 человек – солдаты, крестьяне и каторжники, вооружённые лопатами, кирками и ломами. Однако, к своему сожалению, Пётр I так и не увидел результата своей технической мысли. А после смерти императора в 1725 г. работы по строительству были практически свёрнуты.
В 1732 году при императрице Елизавете Петровне была сформирована комиссия во главе с генералом Иоганном Люберасом фон Потт, для ревизии строительства дока. Последним был предложен ряд конструктивных решений (углубление и расширение докового бассейна) для скорейшего удаления воды из дока. С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны работы по строительству Петровского дока получили мощный импульс. Себя императрица считала продолжателем дела Петра I, и для неё было делом чести закончить начатое отцом строительство. В 1752 году, под грянувший из 1331 орудия салют, Елизавета Петровна самолично открыла для пуска воды шлюзовые механизмы, ознаменовав завершение строительства Петровского дока.
На информационном щите у ворот Петровского дока в виде креста нарисована часть гидротехнической системы дока. Правда, с первого взгляда это сложно понять.
Готовясь к поездке в Кронштадт, мы потратили не один час времени, чтобы найти ответ на вопрос как попасть в Петровский док. Открытые настежь кованые ворота в сад Попова – наш проходной билет к залазу в Петровский док. Жёлтое здание слева – дом Б.К. Миниха, фаворита императрицы Анны Иоановны. Позднее в этом здании жили такие великие флотоводцы как Ф.Ф. Беллинсгаузен, С.О. Макаров, Ф.П. Литке, а также знаменитый подводник А.И. Маринеско.
Кованая решётка украшена якорем и мечом. Это и понятно, ведь эта территория относилась к дому, где жили великие русские флотоводцы.
Не раз мы сталкивались с тем, что изучая какой-то вопрос невольно открываешь для себя ещё что-то новое. Вот и тут, пробираясь через полузаброшенный сад к залазу в Петровский док, я обнаружил памятник изобретателю радио Александру Степановичу Попову. Резонный вопрос: что тут делает памятник Попову?
Как оказалось, именно в этом крошечном домике, в абсолютной близости от Петровского дока, инженер А.С. Попов проводил в апреле – мае 1895 года испытания первого в мире радиоприёмника. Вот так открытие! Осмотрев домик, двигаюсь дальше. На фотографии, с правой стороны, за листвой деревьев проглядывают контуры небольшого строения. За этим строением поворачиваю налево и продираюсь через паутину теплотрасс и колючей проволоки. И вот…
Я в Петровском доке! Потрясающий постапокалиптический пейзаж! Грандиозное инженерное сооружение 384 метра длиной, 34 метра шириной и 10 метров глубиной полностью заросшее деревьями и кустами. Док выглядел как декорация к фильму о конце света.
Да, такой пейзаж нельзя показывать туристам. Не поймут! На заднем плане здание действующей военной части.
Продвигаюсь к главным воротам Петровского дока, которые фотографировал полчаса назад. Однако любование творением Петра I прервал резкий окрик мужика в камуфляже, вынырнувшего из кустов на противоположной стороне дока.
– Эй, быстро покинуть территорию!
– Здравствуйте, можно, мне сделать несколько фотографий?
– Сейчас, сделаю только пару фотографий.
Крикнул мужик в рацию и побежал к лестнице.
Разворот на 180 градусов и неспешное отступление. Жаль, что в лёгкой сумятице я не догадался сфотографировать своего загонщика.
Вскоре, неспешное отступление превратилось в спешное. В этих зарослях непросто было найти место залаза. Напоследок фотография швартовного кнехта из чугунной пушки.
Небольшое замешательство – по гранитной лестнице бежать или деревянной? Через несколько мгновений, протиснувшись через теплотрассы и ободрав руки о колючую проволоку удалось уйти от погони.
Доковый канал Петра Великого
Прошло 10 месяцев… Май 2017 года. Не изученный Петровский док мешал спокойно спать по ночам. Очередная поездка в Кронштадт началась по старому маршруту – доковый канал Петра Великого…
Видно, что Задний створный маяк Кронштадского рейда находится на реставрации, а рядом с ним расположилась экспозиция мин, торпед, палубных орудий… К сожалению, подойти ближе не представляется возможным – всё это находится на закрытой территории.
Палубное орудие на берегу Петровского канала.
Вспоминая прошлогодние заросли, обратили внимание на какую-то пустоту за воротами Петровского дока.
В этот раз штурмовать теплотрассы мы не стали, а направились к дому № 5А по улице Коммунистическая. В настоящее время, здание находится на реконструкции.
Припарковав автомобиль, мы проходим через арку во двор здания.
Юный исследователь попутно изучает принцип работы бетономешалки.
Крест-канал Петровского дока
Дорожка от здания прямиком вывела нас к Крест- каналу Петровского дока. Потрясающее зрелище… Масштабность строения просто завораживает. В центре находится сливная горловина. Более подробно мы расскажем об этом во 2 части прогулки по Петровскому доку.
Отсюда видно, что на доковых воротах даже сохранились доски.
Охраняемая часть Петровского дока (та самая, где меня год назад недружелюбно встретили ребята из ЧОПа). С нашего места к ней не подойти – проход преграждает бетонный забор с колючей проволокой.
Юный исследователь также восхищён масштабностью строительства 3-х вековой давности.
Массивные доковые ворота…
Крайне удивительно, что ворота избежали участи быть попилеными на металл!
От деревянной облицовки ворот остались только крепёжные болты.
Рядом с воротами находятся остатки ржавого разводного моста через канал.
Часть моста можно было откатить влево или вправо по металлическому рельсу.
Во 2 части прогулки по Петровскому доку мы расскажем, какое применение нашла для разводного моста современная молодёжь.
Невозможно оторвать взгляд от многотонных гранитных конструкций…
На заднем плане, за деревьями, видны золотые купола Морского Никольского собора.
Площадка открытия вентилей запорных клапанов для слива воды в Доковый бассейн.
Масштабно, грандиозно…и от этого ещё сильней возникает желание спуститься вниз. Решение приходит сразу ‒ покупка верёвочной лестницы и спуск в док с площадки открытия запорных клапанов. Значит, сюда нам ещё предстоит вернуться!
Схема и принцип работы Петровского дока в Кронштадте
А теперь небольшой рассказ о принципе действия Петровского дока. По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 века в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала! Согласно официальной истории Пётр Iсамолично спроектировал Петровский док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора была разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар (доковый бассейн), в который вода сливалась бы самотёком благодаря наклонной поверхности. А из докового бассейна воду можно было неспешно откачать насосом с ветряным двигателем. Всё гениальное – просто! Когда только успевал всё это делать наш неутомимый император?
Для иллюстрации работы доковой системы мы нарисовали карту.
Обозначения на карте:
1 Петровский канал или канал Петра I, по каналу в док заходили корабли
2 Ворота Петровского дока
3 Основная доковая камера, где ремонтировались корабли (находится под охраной)
4 Поворотная площадка – место для разворота кораблей
5 Малая доковая камера
6 Малая доковая камера
7 Доковая камера, с которой осуществлялся спуск воды
8 Резервуар неизвестного назначения
9 Петровский овраг
10 Доковый бассейн
11 Насосная станция
12 Место слива воды в Обводной канал
Макаровский мост в Кронштадте
Дальнейший осмотр системы сброса воды из дока привёл нас к Макаровскому мосту.
С Макаровского моста открывается отличный вид на Петровский овраг, по которому вода из дока самотёком текла в доковый бассейн.
Идём по дорожке вдоль Петровского оврага… Поймали себя на мысли, что в Кронштадте много всего «петровского»: Петровский канал, Петровский док, Петровский овраг…
А с левой стороны золотом переливается на солнце Морской Никольский Собор.
Русло оврага чистят от грязи.
Плотина перед Доковым бассейном с оградкой в соответствующей стилистике.
Доковый бассейн
А вот и огромный Доковый бассейн…
Стены бассейна, сложенные из камней, напоминают пчелиные соты.
Вдруг, наше внимание привлекла немногочисленная туристическая группа. В хорошем темпе, перейдя плотину, туристы уверенно свернули на тропинку вдоль правого берега бассейна. В надежде увидеть что-то интересное мы пристроились в хвост колонны.
Гранитные чудеса Петровского дока
Нашему удивлению не было предела, когда мы внезапно вышли к интереснейшему историческому артефакту – полигональной гранитной кладке. Безусловно, мы видели в интернете фотографии этой гранитной стены, но честно говоря, увидеть её было полной неожиданностью для нас!
Удивительная гранитная кладка с высочайшим уровнем обработки гранитных блоков. О этой стене, более подробно, мы расскажем в фотоочерке «Гранитные чудеса Кронштадта».
Вид на Морской собор, который великолепен абсолютно со всех ракурсов.
Насосная станция Петровского дока
Здание насосной станции. Вода насосами поднималась из Докового бассейна и по отводному каналу сбрасывалась уже в Обводной канал, опоясывающий центр Кронштадта.
Остатки балконов насосной станции.
Поднимаемся по лестнице наверх…
Не перестаём восхищаться, что даже сугубо утилитарные постройки того времени были красивы и не лишены изыска.
Юный исследователь в процессе изучения насосной станции.
Непростая дорога домой…
По пути мы обнаружили одноглазое дерево пожирающее камень.
Обводной канал. Именно сюда откачивалась вода из Докового бассейна.
Система Петровского дока на карте Кронштадта
И напоследок, хочется сказать несколько слов о масштабности творения Петра I. На карте Кронштадта мы обозначили линией границы строений относящихся к Петровскому доку.. Вот что у нас получилось.
А теперь посмотрим на занимаемую доком площадь.
Получается, что около 50% площади Кронштадта занимает Петровский док с гидротехнической системой! Масштабы дока потрясают! Возможно, Пётр I так и планировал сделать город – док!
Ну чтож, теперь вы знаете о Петровском доке всё. Или почти всё. Продолжение во 2 части.
Док Петра I в Кронштадте
Петровский док в Кронштадте — уникальное для своего времени (XVIII век) гидротехническое сооружение, вызывавшее чувства зависти у многих западных стран (но это не точно). Его основная функция – проведение ремонта и технического обслуживания морских судов.
Размеры Петровского дока:
Эти размеры для 18 века просто колоссальные, что позволяет сделать вывод, что по замыслу Петра I, в доке планировался ремонт именно зарубежных судов, так как российский судостроительный флот просто не имел таких огромных кораблей.
В XVIII веке самые большие русские корабли были следующих размеров:
Петровский док мог одновременно принимать и ремонтировать до 5 кораблей, чего до этого не было ни в Англии, ни в странах Европы.
В настоящее время Петровский док это исторический памятник, очень внушительных размеров. Большинство его сооружений можно увидеть сегодня, хотя многие из них находятся в плачевном состоянии. В очень. Плачевном.
История
XVIII век для России начался с войны со Швецией, для победы в которой просто необходим был сильный флот. Много кораблей нуждающихся в ремонте, приходили тогда в Санкт-Петербург, что и натолкнуло Петра I на мысль о необходимости создания специального сооружения, где будут их ремонтировать.
Да, в XVIII веке в Европе уже существовали доки для ремонта судов. Однако для того чтобы приступить к ремонту, необходимо было осушить док от воды, а на это требовалось потратить почти месяц (3-4 недели). Ждать так долго Петр I не хотел, и он лично спроектировал док, по замыслу которого вся вода из дока всего за один день перетекает в бассейн, расположенный на уровень ниже.
8 мая 1719 год Петр I издает указ о строительстве дока с сопутствующей гидротехнической системой.
В строительстве дока было задействовано более 3 000 тысяч человек, в основном это были военные. В первый год был прорыт лишь канал, получивший имя Петра Великого, через который должны были проходить суда, чтобы попасть на ремонт в док. Все работы велись вручную. В 1722 годы было закончено лишь строительство этого канала.
Однако Петр I так и не увидел воплощение своей идеи в действии. В 1725 году он умер, а работы по строительству дока велись очень медленно, хотя совсем не прекратились. Полностью завершить строительство и принимать на ремонт суда стало возможным лишь в 1752 году, благодаря стараниям и непосредственному контролю императрицы Елизаветы Петровны, считавшей себя «истинной дочерью своего отца». Стремясь продолжать дело Петра, Елизавета в день торжественного запуска дока лично открыла шлюзы, ознаменовав новую эпоху в российской инженерии.
В последующем принцип и механизмы функционирования дока были усовершенствованы и доработаны. Так в 1774 году была установлена первая в России паровая машина по откачке воды, которую привезли из Шотландии, что позволило осушать бассейн за 9 дней. Это инженерная установка проработала целых 75 лет.
Принцип работы петровского дока
Инженерная идея петровского дока такова: по проекту российского императора с Финского залива суда проходят через канал Петра Великого, а затем попадают в док для ремонта. Дальше шлюзы закрываются, не давая воде заполнять док, а вода из дока сливается в доковый бассейн, вырытый на уровень ниже. В бассейн вода стекала по наклонной протоке в Петровском овраге. Из этого бассейна вода откачивалась насосом, работающим за счет ветреных мельниц и конных машин в Обводной канал, опоясывающий весь Кронштадт, а затем попадала в море.
Центральный механизм дока – это шлюзовые ворота в количестве 6 штук, установленные в 1747 году. Удивительно, но система удержания и спуска воды функционировала до 2000 годов нашего столетия.
Бассейн Петровского дока
Доковый бассейн построен вблизи Морского Никольского Собора, рядом с Летним садом, по проекту инженера Любераса. Его строительство длилось с 1734 по 1752 года. Средний уровень воды в бассейне составлял 11,4 метра.
Здесь же рядом с бассейном была установлена насосная станция. Вода выкачивалась из бассейна насосом в водоотводной канал, а затем текла в Обводной канал, из которого сбрасывалась в Финский залив.
Бассейн дока Петра Первого в летнем саду. В дальнем правом углу — насосная станция.
Стены бассейна выложены из камней, по форме напоминающие пчелиные соты. Из бассейна открывается прекрасный вид на Морской собор.
Очень удивительный и интересный факт: несмотря на грандиозность и значимость такого сооружение, сегодня нет точных практических данных, как шло строительство дока в XVIII веке. Не сохранились ни чертежи, ни схемы, где был бы отражен ход строительства дока.