Доктор живаго в чем смысл
«Доктор Живаго» Пастернака: человек умирает, поэт — никогда
О революции 1917 года написано немало книг. Но не каждая из них удостаивается Нобелевской премии, как роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», раскрывающий историческую эпоху через образы отдельных людей. Однако в произведении Доктор Живаго смысл сюжета настолько сложен, что понять его удается не всем. Читать книгу нужно медленно, размышляя над каждой фразой. Подробный разбор ключевых моментов повествования поможет осмыслить текст до конца.
Краткое содержание романа Доктор Живаго
Анализ «Доктора Живаго» следует начать с краткого пересказа сюжета романа. Книга состоит из двух частей, рассказывающих о судьбе доктора Юрия Живаго и людей, с которыми героя тесно связала жизнь.
Первая часть
Идет 1902 год. 10-летний Юра Живаго остается сиротой. Мать умерла, а отец, промотавший состояние, давно живет своей жизнью.
Дядя мальчика священник Николай Веденяпин берет на себя заботу о племяннике, определив его в семью Громеко, воспитывающую еще двух детей – родную дочь Тоню и приемного сына Мишу Гордона. Трое ребят становятся лучшими друзьями.
Параллельно автор описывает семью Гишар, переехавшую в Москву с Урала. У вдовы Амалии Гишар двое детей – Родион и Лариса. Сама вдова находится в любовной связи с адвокатом Комаровским, позднее совратившим дочь своей любовницы – Ларису.
Проходит несколько лет, друзья выросли и закончили учебу. Миша стал филологом, Тоня юристом, а Юра врачом, пишущим в свободное время стихи.
Интересно! Юрий Живаго списан с реального человека – врача Дмитрия Авдеева, знакомство с которым Пастернак свел, находясь в эвакуации в Чистополе во время ВОВ.
Юра и Тоня женятся, у них рождается сын Саша. Лариса, порвав с Комаровским, тоже выходит замуж за простого работягу Пашу Антипова и рожает дочь Катю.
Начинается первая мировая война. Юра и Миша уходят воевать. Отправляется на фронт и Павел, где пропадает без вести. Лара, оставив ребенка, едет искать мужа.
Девушка работает в госпитале медсестрой, где знакомится с раненым Юрием Живаго. Между молодыми людьми вспыхивают чувства.
В Петрограде начинается революция. Юрий возвращается в Москву к семье, но из-за беспорядков в стране жить становится тяжело. По совету сводного брата Юрия – Евграфа семья Живаго решает переехать на Урал.
По дороге на поезд нападают бандиты, в атамане которых Юрий узнает мужа Ларисы – Павла, ставшего теперь Стрельниковым. Антипов отпускает семью доктора.
Вторая часть
На Урале в селе Варыкино семье Живаго выделяют дом. Супруги живут дружно, много работают, занимаются хозяйством. Юрий ведет дневник, где записывает свои размышления о смысле жизни.
Семейная идиллия нарушается встречей доктора с Ларисой, живущей в Юрятино. Молодые люди вступают в любовную связь. Но доктора мучают угрызения совести. Он решает порвать с Ларой, повиниться перед женой, но по дороге домой попадает к партизанам.
Идет гражданская война. Юрий, вот уже два года находящийся в плену, избегает участия в боях, отдавая свои силы лишь лечению раненых.
Улучив момент, Живаго сбегает от партизан и возвращается в Юрятино. Здесь он узнает, что Тоня родила дочь и уехала вместе с детьми в Москву.
Юра остается жить с Ларой, работая врачом в госпитале. Вскоре приходит письмо от Тони с сообщением, что ее с детьми высылают в Париж.
Юрий с Ларой переезжают в Варыкино. Но через время там появляется Комаровский с известием об аресте Стрельникова. Чтобы спасти Ларису с Катей от ареста Юрий отправляет их с Комаровским на Дальний Восток, пообещав приехать вслед за ними.
После отъезда любимой доктор отправляется пешком в Москву, где поселяется у своего бывшего дворника. Через время Юрий сходится с дочерью дворника Мариной, которая рожает ему двух дочерей.
Однажды доктор исчезает, оставив Марине немалую сумму денег. Как оказалось, брат Евграф нашел ему работ и квартиру недалеко от себя. В свободное время Юрий пишет стихи.
Однажды по дороге на работу Живаго становится плохо и он умирает. На похороны приезжает Лариса и Евграф узнает, что у нее есть дочь Татьяна от Юрия.
Разыскать дочь брата Евграфу удалось только в 1943 году. Он взял на себя заботу о девушке и стихах брата, собрав их и отдав в печать.
Доктор Живаго — смысл произведения Пастернака
Если после прочтения книги складывается впечатление, что это любовный роман, значит в произведении Доктор Живаго смысл сюжета понят неправильно. На самом деле это роман о борьбе, о том, как сберечь свою личность во время войн и революций, разрушающих судьбы.
Писатель размышляет на довольно серьезные темы:
Но центральная тема романа, выражающая смысл произведения «Доктор Живаго – противостояние человека и истории.
Интересно! Впервые роман вышел в печать в Италии, так как советская цензура наложила запрет на публикацию «Доктора Живаго».
Пастернак показывает, как революция безжалостно ломает судьбы людей, уничтожая привычный образ жизни. Но писатель уверен, что нельзя поддаться внешним обстоятельствам, теряя свою истинную сущность.
В чем суть концовки
К концу романа Доктор Живаго смысл произведения раскрывается в полной мере. Читая о последних годах жизни героя, может показаться, что Живаго опустился. Он больше не лечит людей, а зарабатывает на жизнь физическим трудом, ходит чуть ли не в лохмотьях.
Но это лишь поверхностный взгляд. На самом деле Юрий совсем не изменился. Он по-прежнему пишет стихи и его творчество не зависит от идеологии и цензуры. Живаго не волнует роскошь и ему чужды амбиции. Герой просто живет, преодолевая трудности, возникающие по жизни.
Несмотря на внешние обстоятельства, доктор остается верным жизненным принципам, сформировавшимся в юности. И если в финале доктор Живаго погибает физически, то воскресает в своей поэзии, завершающей книгу. Эта идея вынесена и в название романа «Доктор Живаго», смысл которого сводится к противопоставлению жизни и смерти. Доктор – это человек, который служит больным, а фамилия Живаго отсылает к библейскому «Бога живаго».
Интересно! Писатель не сразу определился с заглавием книги. Одна из версий названия звучала «Смерти нет».
Юрий Живаго прожил две жизни – обычного человека и поэта. И если человеческая жизнь рано или поздно приходит к концу, то поэзия – бессмертна. Таким образом, в финале выражена ключевая мысль романа – духовное бессмертие, придающее смысл личной жизни доктора Живаго.
Необходимость оставаться самим собой даже при самых сложных жизненных условиях – вот основной смысл, который Пастернак пытался донести через образ доктора Живаго. Именно поэтому роман остается актуальным во все времена.
Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
Всего получено оценок: 262.
Всего получено оценок: 262.
Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку литературы в 11 классе, но и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1945–1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.
Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».
Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.
Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.
Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.
Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.
Роман Пастернака «Доктор Живаго»: почему его называют духовным завещанием автора? (3 фото)
Тема и композиция произведения
Ключевая идея, которую автор хотел донести до читателей с помощью своего произведения – это необходимость сохранять себя, свою суть вне зависимости от окружающих обстоятельств, какими бы сложными они ни были. Главный герой романа не стремится к богатству, роскоши, чему-то напускному, а старается жить просто и с упорством переносит все тяготы жизни, посланные ему судьбой. Никакие жизненные перипетии не могут сломить его, заставить потерять чувство собственного достоинства, изменить сформировавшимся еще в годы юности жизненным установкам и принципам.
Еще одна важная сюжетная линия – это любовь, которой пронизана буквально каждая строка, каждая буква произведения. Автор постарался продемонстрировать это чувство практически во всех возможных ипостасях: любовь к близкому человеку, родным, работе, стране.
Роман «Доктор Живаго» интересен нагромождением как бы случайных и ни к чему не обязывающих встреч, которые в результате становятся для героев судьбоносными. А совпадения порой провоцируют удивительные жизненные повороты.
Уже в самом начале автор закручивает хитросплетенный узел, нити которого – это судьбы персонажей: Юрия Живаго, Лары, Комаровского, Миши Гордона и прочих. На первый взгляд может показаться, что образуемые связи и повороты слишком сложны и надуманы, но в процессе чтения выясняется истинная задумка автора.
Композиция романа построена на знакомстве героев и выстраивании между ними отношений. Подобно рентгеновскому лучу, Пастернак насквозь просвечивает персонажей своего романа, позволяя читателю познать их истинную суть.
Жанр романа «Доктор Живаго»
Точно определить жанровую принадлежность этого произведения довольно проблематично, поскольку оно представляет собой слияние нескольких различных жанров. Отчасти его можно считать автобиографией, поскольку в романе Пастернак отразил некоторые собственные жизненные вехи и наделил главного героя многими из присущих ему качеств.
При этом роман определенно философский, поскольку в его рамках значимое место принадлежит размышлениям на важные и жизненные темы. Нельзя не отметить и его историческую важность и ценность: в произведении ярко, красочно, подробно и с соблюдением фактологической точности изображен целый исторический пласт в разрезе конкретной страны.
Нельзя не упомянуть ярко выраженную образность и метафоричность произведения, в котором важную роль играют символы. На основе этого можно сделать вывод о многожанровости романа, акцент в котором сделан на реалистичность.
Почему роман называют духовным завещанием и духовной автобиографией?
Анализируемое произведение – это духовная автобиография автора, поскольку в романе удивительным образом объединились совпадающие с его реальной жизнью внешние факторы. С помощью «Доктора Живаго» Пастернак раскрыл себя, свою судьбу и сущность.
Таким образом, даже завершив своей земной путь, доктор Живаго невольно определяет видение тех событий, свидетелем которых он стал. Можно ли оставить потомкам более глубокое и наполненное духовным содержанием завещание? Особенно символично, что первоначальным вариантом названия, которое автор использовал, начав работу над рукописью, было «Смерти не будет»…
Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»
Автор: Guru · Опубликовано 03.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.
История создания романа «Доктор Живаго»
К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился. Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее. Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.
Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо. «Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью. Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу. Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.
Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.
Публицистическая судьба книги
«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.
История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.
Жанр романа «Доктор Живаго»
Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.
В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.
Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» — Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.
По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.
Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.
Таким образом, перед нами многожанровый роман.
Композиция «Доктора Живаго»
Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.
Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.
Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.
Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.
Темы романа Пастернака
Одной из главных тем романа можно считать тему взаимоотношения личности и истории, которые являются «равновеликими величинами». Различные проявления личности могут воплощаться в философии, поэтике и религии.
Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.
Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.
Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.
Проблемы в романе
Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.
Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.
Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».
С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.
Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»
В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.
Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.
Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль. Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи». Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции. Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.
Революция и христианские мотивы
«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.
Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.
По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.
В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.
Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.
Природа в произведении «Доктор Живаго»
Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.
Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.
Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?
Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.
Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».
Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.
Значение символики
Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?
У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается. Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча. У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.
Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.
Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.
Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.