Доктрина апартеида обосновала что
Апартеид в ЮАР: становление и падение режима
Апартеид: режим дискриминации
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены. Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году. В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
Читайте также:
Чёрно-белый мир. Как в Африке «понаехавшие» апартеид строили
26 мая 1948 года к власти в Южноафриканском союзе пришла Национальная партия, придерживавшаяся доктрины африканерского национализма. Это ознаменовало начало эпохи апартеида, которая продлилась почти полвека.
Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/ Сергей Мальгавко, © Shutterstock
Первоначально территория Южной Африки заселялась голландскими колонистами, которые и составляли большинство белых поселенцев в регионе. Однако на рубеже XVIII—XIX веков англичане захватили колонию и формально она стала английской. Англичане стимулировали переселение своих подданных на африканский континент, из-за чего у них стали возникать стычки с уже жившим там на протяжении нескольких поколений местным населением из числа голландских колонистов, получивших название «буры». В конце концов под административным натиском англичан буры стали продвигаться в глубь континента, создав свои независимые государственные образования.
В конце XIX века в Южной Африке нашли богатые месторождения золота и алмазов, что вызвало две англо-бурских войны. К первой англичане оказались плохо готовы и проиграли, но во второй взяли реванш. В результате все южноафриканские колонии и бурское государство были объединены в единый Южноафриканский союз, ставший доминионом Британской империи.
Это объединение привело к появлению двух влиятельных партий: Южноафриканской, которая в основном состояла из английских переселенцев и ориентировалась на Британию, и Национальной партии, которая исповедовала доктрину африканерского национализма.
Африканеры традиционно противопоставляли себя английским колонистам, поскольку вели происхождение от самых первых белых поселенцев в Африке. Отличались они как по языку (африкаанс ближе к голландскому), так и этнически (африканеры происходили от голландских и французских протестантов). Кроме того, среди белого населения африканеры были большинством.
Основатели «Молодой Южной Африки». Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org
Становление апартеида
В мае 1948 года к власти в Южной Африке пришла Национальная партия, ориентировавшаяся на африканерское большинство. С этого момента влияние англичан стало падать, и противоречия между доминионом и метрополией дошли до такой степени, что в начале 60-х годов Южная Африка провозгласила независимость и вышла из состава Британского содружества.
Среди лидеров Национальной партии было немало активистов Брудербонда (Братства африканеров) — тайной (поначалу) организации, стоявшей на позициях радикального африканерского национализма и выступавшей за независимость Южной Африки от Британии. В годы Второй мировой войны Брудербонд симпатизировал нацистской Германии и государствам Оси, рассматривая их как самых могущественных противников Британии. Практически все южноафриканские лидеры начиная с 1948 года были активными членами Брудербонда.
С конца 1940-х годов южноафриканское правительство принимает целую серию сегрегационных законов, которые и стали основой политики апартеида. Первым делом было проведено расовое размежевание населения. Раса в обязательном порядке указывалась в документах, и принадлежность к той или иной расовой группе существенно облегчала или, наоборот, усложняла жизнь.
Расовых групп оказалось три: белые, чёрные и цветные. Любопытно, что в США, где в то же время ещё существовала сегрегационная система, никаких различий между оттенками кожи не делалось и цветными именовались все темнокожие американцы. Но в ЮАР цветных, или, как их ещё называли, коричневых, африканцев чётко отличали от банту (так именовали темнокожее население). Цветными считались мулаты, происходившие от браков первых голландских колонистов с африканцами. Они, как правило, говорили на африкаансе, в полной мере усваивали культуру европейских переселенцев, были грамотны и придерживались протестантизма.
Цветные подвергались меньшей дискриминации, чем банту, но не имели всех прав белых граждан.
Смыслом апартеида было не преследование чернокожего населения, а тотальное изолирование друг от друга расовых групп. Белые жили только вместе с белыми, цветные — с цветными, банту — с банту. Весь госаппарат работал на то, чтобы расовые группы не пересекались друг с другом.
Запрещались межрасовые браки и даже межрасовые сексуальные контакты. Вся страна делилась на области, каждая из которых отводилась определённой расовой группе и остальные не должны были там находиться, кроме как по работе или делам чрезвычайной важности.
Для белых и чёрных были раздельные пляжи, отдельные автобусы, разные больницы, школы и университеты, кладбища, парки и различные места досуга. Белых лечили, учили и обслуживали только белые, чёрных — только чёрные, цветных — цветные.
Если белый предприниматель нанимал на работу чернокожих, он обязан был оплачивать строительство жилья для них. Закон о строительстве жилья для рабочих имел две стороны медали. С одной стороны, он гарантировал жильё бедным рабочим из числа банту, с другой стороны, это были дополнительные издержки для нанимателей, которые не каждый из них был согласен нести, в результате чего нанимать работников из числа банту было не очень выгодно.
Коллаж © L!FE. Фото: © EAST NEWS, © wikimedia.org
Международное давление
По мере принятия всё новых дискриминационных законов африканское правительство вызывало всё большее недовольство остальных мировых держав. По всему миру происходили процессы деколонизации и расширения прав национальных меньшинств, а ЮАР двигалась в противоположном направлении.
В периоды разрядки, когда США и СССР приходили к компромиссу, главным мировым злодеем становилась ЮАР, которую одинаково бичевали как коммунисты («за фашизм и реакционность»), так и капиталисты («за нарушение прав человека и расовую дискриминацию»).
Африканеры оправдывались тем, что не преследуют никого по расовому признаку. Они указывали на то, что сегрегация только лишь разделяет расы ради сохранения их традиций, а не дискриминирует, поскольку разрешения и запреты в равной степени касаются всех. Они утверждали, что чернокожее население имеет своё самоуправление, что больницы, школы и университеты для них финансируются из бюджета, что белые платят даже большие налоги, чем банту.
ЮАР была полностью изолирована на международном уровне. Начиная с 1960 года ни один иностранный лидер государства не посетил страну, а южноафриканских лидеров приняли лишь в трёх странах. Из числа более-менее развитых государств отношения с ЮАР поддерживали только Израиль, Тайвань, Чили и Южная Корея.
Хотя торговые контакты ЮАР с европейскими странами и Америкой практически не прерывались до 80-х годов, спортивное, военное, культурное и образовательное сотрудничество было практически полностью прекращено. Во второй половине 80-х стали сворачиваться и торговые отношения, США и Великобритания фактически объявили ЮАР эмбарго, сократив контакты местного бизнеса с республикой.
Изоляция не устраивала власти ЮАР, и они пошли на весьма хитрый ход, чтобы избавиться от подозрений в расизме.
Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org, © wikimedia.org
Бантустаны
Создание бантустанов теоретически могло позволить ЮАР избежать обвинений в расизме и апартеиде.
Это были полностью самоуправляемые регионы компактного проживания народа банту. С целью ограничения переселения чернокожего населения в города для белых власти ЮАР приняли специальный закон о перемещении предприятий в приграничные с бантустанами области, что позволяло нанимать на работу жителей резерваций, но при этом закрывало им доступ в города.
В перспективе многие бантустаны превратились из автономных регионов в независимые государства. ЮАР официально признала их в качестве независимых стран, установила дипломатические отношения. Смысл этой хитрой акции заключался в следующем: все чернокожие жители бантустанов лишались гражданства ЮАР и получали гражданство своего бантустана.
В них существовало самоуправление, проводились свои выборы, и всё это формально позволяло ЮАР считать чернокожих иностранными рабочими и, соответственно, регулировать их миграцию системой квот и ограничений. Поскольку ограничения на иностранную рабочую силу не осуждаются мировым сообществом, власти ЮАР рассчитывали подобным образом избавиться от обвинений в расизме.
Первый получивший независимость бантустан — Транскей возглавил племянник Нельсона Манделы, который к тому времени уже считался в мире символом борьбы с апартеидом. Более того, Транскей первым делом разорвал дипломатические отношения с ЮАР, продемонстрировав, что он — серьёзное независимое государство, а не фикция.
Но мировые лидеры в это не поверили. Независимость ни одного бантустана не была признана ни одним мировым государством. При этом некоторые бантустаны оказались весьма богатыми государствами и в дальнейшем наотрез отказывались возвращаться в ЮАР при Манделе.
Однако большинство бантустанов оказались неблагоприятными местами с низким уровнем жизни. Этому способствовала и коррупция местных чернокожих элит, и их невысокая управленческая квалификация, и отсутствие развитых производств во многих бантустанах, где могло бы работать местное население.
Коллаж © L!FE. Фото: © EAST NEWS
Конец апартеида
Система апартеида в результате упёрлась в тупик. С одной стороны, после падения СССР ЮАР оказалась главным злодеем на международной арене. С другой стороны, население бантустанов стремительно радикализировалось.
В бантустанах был переизбыток неквалифицированной рабочей силы. В их среде стали появляться радикальные лидеры, которые выступали уже не за борьбу за равноправие, а с позиций чёрного расизма, призывая убивать белых угнетателей.
Всё это привело к тому, что в начале 90-х начался демонтаж системы апартеида по согласию белой элиты ЮАР. С 1994 года власть принадлежит Африканскому национальному конгрессу. Демонтаж апартеида сопровождался всплеском насилия — как криминального, так и совершённого по мотивам расовой ненависти. Тем не менее гражданской войны удалось избежать.
Большинство бантустанов согласились добровольно вступить в состав ЮАР, хотя некоторые богатейшие из них пришлось возвращать при помощи армии.
Спустя 23 года после окончательной отмены апартеида ЮАР является противоречивым государством. С одной стороны, она унаследовала весьма развитую экономику и до сих пор является самой развитой страной на континенте. С другой стороны, высококвалифицированные работники из числа белых покидают страну, за 30 лет их доля в населении страны сократилась более чем вдвое.
Апартеид. До и после
Апартеид – политико-правовая доктрина государства, введенная по расовому признаку с целью сегрегации населения по нему. Такое незамысловатое определение можно дать политике, которая проводилась во второй половине XX века (в 1940-90-х гг.) правительством Южно-Африканского Союза и Республики под руководством Национальной партии. Схожим процессом можно считать принудительное выселение индейцев как коренных жителей США в резервации. Также существование гетто в разных стран: в т.ч. во Франции и США.
Редко можно встретить классификацию, по которой апартеид можно отнести к какому-либо политическому режиму. Однако интересно мнение к.ю.н. Д.В. Терешкина, который впервые в российской юридической практике попытался классифицировать апартеид как политический режим. Он считает что «для небелого большинства режим апартеида являет собой жесткую форму тоталитаризма»[1]. В целом с ним вполне можно согласится, потому что тоталитаризм предполагает присутствие сильной политической структуры, которая способна, используя государственные ресурсы, давить на определенную группу населения. В ЮАС-ЮАР такой силой стала Национальная партия, которая находилась у власти в стране более полувека.
Однако, политика апартеида формировалась задолго до её проведения на государственном уровне. Тот же Д.В. Терешкин считает, что до 1948 года политика апартеида прошла 5 этапов: первый этап XVII-XXвв. в виде отношения Я. Ван Рибека и его последователей к коренному населению; 1900-1910 – образование ЮАС и принятие конституции; режим при Л. Боте (1910-1924), режим при Дж. Герцоге и режим при Смэтсе[2]. Основополагающий фактор проведения такой политики – националистические интересы потомков европейских переселенцев – африканеров, которые в разное время назывались также и бурами. Для проведения таких идей была создана Национальная партия в 1914 году, и одним из её основателей стал бывший активный участник второй англо-бурской войны (1899-1902), заместитель командующего вооруженными силами Оранжевого Свободного Государства Джеймс Барри Герцог (1866-1942). В будущем он станет премьер-министром Южно-Африканского Союза (1924-1939). Основными целями партии и самого Дж. Герцога стали проведение политики апартеида с целью урезания прав коренного населения Южной Африки и расширение прав потомков европейских колонистов или африканеров ( владеют языком африкаанс). В своей внутренней политике он придерживался поставленных в 1914 году целей – даровал избирательное право белым женщинам, для мужчин убрал все возможные цензы для участия в выборах (как при активном, так и пассивном праве). Надо сказать, что существовали и другие националистические партии: так в 1930-е гг. возникла ультранационалистическая партия «Очищенная Национальная партия» (после 1948 года стала «Воссоединенной Национальной Партией») во главе с Даниэлем Франсуа Маланом (1874-1959; премьер-министр ЮАС в 1948-1954гг.).
После победы на парламентских выборах в 1948 году[3] Малан стал очередным премьер-министром и в своей политике проводил ультрарадикальные преобразования по отношению к черному населению. Во многом он руководствовался следующим тезисом политической программы Национальной Партии «В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития. Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики»[4]. При нем были запрещены межрасовые браки (1949), представители местного населения получали право владения собственностью только в специально выделенных для этого зонах (1951), т.е. бантустанах и т.д. Но всё же самый важный закон, принятый Малане «Акт о групповых областях» (1950). М.В. Гуминенко пишет, что данный акт стал «основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения»[5].
После его ухода с поста премьер-министра ЮАС в 1954 году пост главы правительства занял Йоханесс Стрейд (1954-1958), который вошел в историю как еще больший сторонник национализма в Южной Африке. Являлся представителем «Очищенной Национальной партии», а при Малане стал министром сельского хозяйства и ирригации. При его руководстве в ЮАС ужесточилось положение цветного населения страны. Коренные жители Южной Африки окончательно перестали в избирательных списках находиться вместе с представителями белого населения страны. Следующая фигура ЮАС-ЮАР пожалуй самая одиозная среди вышеперечисленных. В 1958 году главой южноафриканского кабинета стал «архитектор апартеида» Хенрик Фервурд. Его очень части называют вышеуказанным эпитетом, однако, считаю невозможным с эти согласится, поскольку в целом каждый бывший премьер ЮАС и член Национальной партии вносил свою лепту в создание системы, но всё же такое определение применяют, как правило, в Фервурду. При нем апартеид получил наиболее радикальные изменения. Фервурд принял целый ряд законов, ограничивающих положение и права африканского населения. В частности, с 1959 года представители «черного населения» лишились права получать высшее образование в ВУЗах, а получать образование они могли только в специальных учебных заведениях, где должны были обучаться лишь представители черного населения страны.
Лебедев на этом не останавливается, а приводит дополнительные данные, которые доказывают, что отмена режима апартеида скорее негативно отразилась на общем фоне южноафриканского общества. Так в современном ЮАР более 30% беременных женщин являются носителями ВИЧ, а число инфицированных более 20%. Возрос уровень преступности (убийств, изнасилований и грабежей). Так пишут о современной Претории: «сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся»[11].
Социальные проблемы в обществе ЮАР возникают и по другим признакам. Напряженная обстановка в соседних странах (Ангола, Намибия и др.) приводит к увеличению миграционных потоков и соответственному увеличению эмигрантов в самом южноафриканском государстве.
Кроме того, новой проблемой, с которой пришлось столкнуться южноафриканскому обществу – увеличение количества сексуальных меньшинств (к сожалению, в настоящее время это повсеместная тенденция). Но плюс к этому, в Кейптауне и Йоханнесбурге проводятся самые многочисленные в Африке парады сексуальных меньшинств. Тенденция к подобного рода явлениям заставляет очень серьезно задуматься о нравственности южноафриканского общества, которая, по всей вероятности, находится в определенном кризисе. И при этом, конечно, странно, что традиционные структуры и традиционно общество никак не влияет на такие проявления.
Лебедев также пишет, что в современной ЮАР достаточно большое количество эмигрантов из других стран (в некоторых случаях бывших трудящихся, привезенных сюда еще во времена колониальной системы). Так по данным на 2011 год в стране проживали более 1 млн. индийцев (2,7% от общего населения). Цветное население на тот же период составляло 4,5 млн. человек (9-10% общего населения ЮАР). Белое же население на данный момент крайне мало по своему количеству и диаспоры его не такие уж крупные (они рассредоточены на юго-западном побережье и в ряде регионов внутри страны). Присутствует также небольшая китайская диаспора численностью ок. 350 тыс. чел. (2011).
Если мы возьмем политическую составляющую последствий отмены режима апартеида, то окажется, что власть оказалась фактически узурпирована АНК и представителями негритянского населения страны. В частности, все президенты, начиная с Нельсона Манделы, т.е. Табо Мбеки (1999-2008), Кгалема Мотланте (2008-2009) и Джейкоб Зума (с 2009) являются представителями партии АНК и представителями местного населения. Причем интересно, что все вышеперечисленные главы ЮАР не выходили из состава партии во время занятия высших государственных должностей. Т.е. отчасти мы можем сравнивать такую политику с политикой социалистических стран (СССР, КНР, КНДР, Вьетнам и др.). Следует сказать об АНК чуть подробнее.
Обратим внимание на то, что по характеру своей деятельности АНК является партией левого спектра. Следует обратить внимание на политическую программу АНК. Больше всего данная тенденция прослеживается по союзным блокам и организациям, с которыми сотрудничает АНК. Будет правильным отметить то, что АНК входит в т.н. Социалистический Интернационал, который возглавляется бывшим премьер-министром Греции Георгиус Папандреу-младший (2009-2011). Это объединение социалистических партий мира, считающее себя преемником II Интернационала, возникло официально в 1951 году. В её состав входит более 150 политических партий социалистического толка из более 120 стран мира. За исключением некоторых партий большинство партий являются полноправными и Африканский Национальный Конгресс один из них. Среди таковых Южно-Африканская коммунистическая партия. Коммунистическая партия Южной Африки (первоначально КПЮА) была создана в 1921 году, и ее первым генеральным секретарем стал Уильям Генри Эндрюс (1870-1950). Как и АНК ЮАКП была политической силой, которая противилась проведению политики апартеида. В 1950 году власти ЮАС запретили, как и все коммунистические и социалистические партии. Деятельности АНК и КПЮА была направлена в подполье и подпольную агитационную и революционную деятельность. В 1961 году было создано вооруженное крыло АНК Умконто ве сизве или «Копье нации». Одним из его руководителей помимо Нельсона Манделы стал Джо Слово, член Национального исполкома АНК и генеральный секретарь ЮАКП. Таким образом, коммунистическая партия и АНК действовали вместе в вооруженной борьбе против режима апартеида. Деятельность обеих партий была разрешена в президентство упомянутого де Клерка. Последующий приход к власти АНК сделал возможным влияние на политику и со стороны ЮАКП. В частности нынешний лидер коммунистической партии генеральный секретарь ЮАКП Блэйд Нзиманде является членом правительства республики и заведует министерством по делам высшего образования в стране. И, кстати, заметим еще и то, что на протяжении последних двадцати лет, прошедших после отмены апартеида, традиционно АНК и ЮАКП формируют правительственные структуры ЮАР. Таким образом, белое меньшинство страны фактически не способно влиять на правительственный курс.
Изменилось положение ЮАР после 1994 году и в мировых политических институтах. Как известно ЮАР вышло из Содружества Наций во главе с Великобританией в 1961 году в правление генерал-губернатора ЮАС (и нового президента ЮАР) Чарльза Робертса Сварта. С 31 мая 1961 года, т.е. с введение поста государственного президента ЮАР перестала была членом Содружества. Но 1 июня 1994 года после ряда консультаций членство страны в Содружестве было восстановлено[12].
Другим внешнеполитическим изменением страны после отмены режима апартеида можно считать переориентацию внешнеполитического курса. Со времен премьер-министра Хенрика Фервурда отношения ЮАР и СССР были достаточно натянутыми, более того при Фервурде были разорваны дипломатические отношения между СССР и ЮАР. После отмены апартеида и того как к власти пришел Нельсон Мандела и его преемники отношения между РФ и ЮАР постоянно развиваются, но пока мы не можем однозначно сказать в какую сторону. Однако, мы можем отметить участие ЮАР в БРИКС. На III саммите организации, состоявшемся в апреле 2011 году в г. Санья в Китае, ЮАР был официально включен в состав БРИКС. Представлял ЮАР на этом саммите президент страны Джейкоб Зума. Последующие действия БРИКС по дальнейшему созданию Банка развития организации, Университета БРИКС и т.д. в целом дают основания полагать, что ЮАР заинтересована в подобном сотрудничестве. Причиной этому можно считать то, что государства-члены организации к 2050 году должны выйти на новый уровень экономического развития. К чему дальнейшая политика БРИКС приведет, сейчас сказать чрезвычайно сложно, но в целом видны положительные тенденции.
Таким образом подытожим, что отмена режима апартеида в ЮАР имела последствия, лежащие в двух плоскостях: положительной и отрицательной. К положительной тенденции можно отнести то, что белое и черное население республики стали получать одинаковые права и возможности в их реализации. Далее это формирование того правительства, которое выбирает преимущественное население. При этих абсолютно немногочисленных «плюсах» количество «минусов» поражает: произошло ухудшение социальной обстановки в рамках обострения африканского национализма, отныне белое население фактически вынуждено эмигрировать из страны. При этом произошла радикализация южноафриканского общества, в количественном отношении увеличилось количество убийств, краж и других уголовных преступлений. Возможно лишь изменение внешнеполитического курса является наиболее важным из всех изменений в ЮАР с отменой апартеида, потому что в государственных структурах диктатура Национальной партии сменилась диктатурой АНК. Остается лишь дальше наблюдать за развитием ЮАР, потому что никогда нельзя знать, что будет в будущем.