Dolby hx pro что это
Основы электроакустики
Как уже отмечалось, современные магнитофоны ведут запись с применением ВЧ-подмагничивания. Однако выбор тока подмагничивания оказывается довольно противоречивым. Так, оптимальный ток подмагничивания (дающий максимальную отдачу ленты при почти минимальных нелинейных искажениях) отличается на разных частотах. А на высоких частотах он заметно меньше, чем на средних и низких частотах. Это легко понять физически — сами высокочастотные составляющие спектра являются как бы дополнительным ВЧ-подмагничиванием. Обычно ток подмагничивания выбирают оптимальным для средних частот, поскольку чувствительность уха к ним наиболее высока Но тогда этот ток становится не оптимальным для высоких частот, что ухудшает АЧХ магнитофона и перегрузочную способность лент на высоких частотах. Этот недостаток особенно чувствителен при малых скоростях протяжки ленты, что и характерно для кассетных магнитофонов.
Система Dolby HX Pro — это профессиональная система увеличения отдачи лент на высоких частотах. При ней применяется автоматически регулируемый ток ВЧ-подмагничивания. Если в спектре записываемого сигнала много ВЧ-компонентов, то ток подмагничивания для них уменьшается автоматически до оптимального.
Важно отметить, что в отличие от систем шумоподавления, описанных ранее, записанные в системе Dolby НХ Pro кассеты можно без каких-либо ограничений и настроек проигрывать на обычных магнитофонах без этой системы. При этом повышенное качество воспроизведения сохраняется. Поэтому эта система, несмотря на свою сложность, широко применяется в высококачественных магнитофонах и деках.
В период бурного развития кассетных магнитофонов был предложен и ряд других систем подавления шумов. Однако сейчас они почти все забыты или стали не более чем экзотикой. Лишь системы Dolby В, С и S стали признанным во всем мире стандартом.
Подмагнитимся динамически
Когда речь заходит о записи звука на магнитную ленту, первое, с чем ассоциируется «кассетная дека», пожалуй, будет слово DOLBY имя Рея Долби, изобретателя самых популярных в истории звукозаписи систем шумопонижения, написанное на подавляющем большинстве аппаратов, выпущенных во всех странах мира (естественно, за исключением СССР ведь здесь, как известно, законодателем был киевский «Маяк»). И если с шумоподавлением более-менее все ясно, то системы расширения динамического диапазона при записи или просто динамическое подмагничивание, как показывает наша почта, у многих читателей вызывают вопросы. Попробуем внести ясность.
Однако в магнитной записи есть еще один крайне неприятный эффект, о котором большинство энтузиастов даже не подозревают. Заметить его тем не менее очень просто достаточно записать высокочастотный сигнал (1618 кГц), например с измерительного CD, с уровнем близким к 0 дБ. Воспроизведя запись, помимо ВЧ- сигнала, вы услышите неприятный низкочастотный гул. Это интермодуляционные искажения, вызванные взаимодействием ВЧ-сигнала с сигналом подмагничивания (в качестве аналогии можно привести обычный супергетеродинный приемник, где роль гетеродина играет ВЧ-подмагничивание). На музыкальном сигнале они будут проявляться как «шумоподобные», «грязные», «непрозрачные» высокие частоты.
Обычно для уменьшения этого эффекта частоту подмагничивания стремятся сделать как можно более высокой. Кроме того, в конце семидесятых годов получила известность система Dyneq норвежской фирмы Tandberg. В ней высокочастотная коррекция в усилителе записи сознательно уменьшалась для ВЧ- сигналов высокого уровня.
В профессиональных системах часто используют специальные лимитеры, ограничивающие ВЧ-сигналы в тех областях, где возможны интермодуляция или превышение максимального уровня записи (MOL).
НХ Pro и здесь оказывает положительное воздействие, уменьшая интермодуляционные искажения и повышая линейность передаточной характеристики. Справедливости ради надо заметить, что наибольший эффект даст комбинированное использование НХ Pro с лимитером в усилителе записи, что и наблюдается у наиболее продвинутых аппаратов.
В общем система НХ Pro значительно (по некоторым данным до 15 дБ) увеличиает перегрузочную способность канала записи, резко улучшая качество звука, особенно при записи с цифровых носителей, отличающихся высокой спектральной плотностью высших частот звукового диапазона.
Тип продукта | Британское изобретение |
---|---|
Владелец | Dolby Laboratories |
Страна | Соединенное Королевство Соединенные Штаты |
Введено | 1965 г. |
Связанные бренды | Dolby Stereo (1976-настоящее время) Dolby Digital (1986-настоящее время) |
Рынки | по всему миру |
Предыдущие владельцы | Рэй Долби |
Веб-сайт | Официальный сайт Dolby |
СОДЕРЖАНИЕ
Применение
Нельзя просто увеличить громкость записи для достижения этой цели; ленты имеют максимальную громкость, которую они могут записывать, поэтому и без того громкие звуки будут искажаться. Идея состоит в том, чтобы увеличить громкость записи только тогда, когда исходный материал еще не громкий, а затем уменьшить громкость на ту же величину при воспроизведении, чтобы сигнал вернулся к исходным уровням громкости. Когда громкость уменьшается при воспроизведении, уровень шума уменьшается на такую же величину. Эта основная концепция, увеличивающая громкость для подавления собственного шума, известна как предыскажение и используется во многих продуктах.
Вдобавок к этой базовой концепции системы шумоподавления Dolby добавляют еще одно улучшение. При этом учитывается тот факт, что шум ленты в основном слышен на частотах выше 1000 Гц. Это низкочастотные звуки, которые часто бывают громкими, как удары барабана, поэтому, применяя компандирование только к определенным частотам, общее количество искажений исходного сигнала может быть уменьшено и сосредоточено только на проблемных частотах. Различия в различных продуктах Dolby в значительной степени очевидны в точном наборе частот, которые они используют, и величине изменения громкости исходного сигнала, которая применяется к каждой из полос частот.
Эти два процесса (предварительное выделение и уменьшение выделения) предназначены для взаимного нейтрализации друг друга в том, что касается фактически записанного программного материала. Во время воспроизведения к входящему сигналу и шуму с магнитной ленты применяется только деактивация. После завершения деактивации воспроизведения видимый шум в выходном сигнале уменьшается, и этот процесс не должен производить никакого другого эффекта, заметного для слушателя, кроме уменьшения фонового шума. Однако при воспроизведении без шумоподавления звук становится заметно ярче.
Правильная калибровка схемы записи и воспроизведения имеет решающее значение для обеспечения точного воспроизведения исходного содержимого программы. Калибровка может быть нарушена из-за некачественной ленты, грязных головок записи / воспроизведения или использования неподходящих уровней / частоты смещения для состава ленты, а также скорости ленты при записи или копировании. Это может проявляться в виде приглушенного воспроизведения или « дыхания » уровня шума при изменении уровня громкости сигнала.
Dolby A
Как и в случае с системой Dolby B-типа, важно правильное согласование процессов сжатия и расширения. Калибровка блока расширения (декодирования) для магнитной ленты использует уровень потока 185 нВт / м, который является уровнем, используемым на промышленных калибровочных лентах, таких как ленты от Ampex; он установлен на 0 VU при воспроизведении с магнитофона и на уровень Dolby на блоке шумоподавления. В режиме записи (сжатие или кодирование) характеристический тон (Dolby Tone), генерируемый внутри блока шумоподавления, устанавливается на 0 VU на магнитофоне и на 185 нВт / м на ленте.
Система Dolby A-типа также нашла применение в качестве метода шумоподавления в оптическом звуке для движущихся изображений.
Dolby B
Система Dolby B эффективна примерно от 1 кГц и выше; обеспечиваемое снижение шума составляет 3 дБ при 600 Гц, 6 дБ при 1,2 кГц, 8 дБ при 2,4 кГц и 10 дБ при 5 кГц. Ширина полосы шумоподавления может изменяться, так как она рассчитана на то, чтобы реагировать как на амплитуду, так и на частотное распределение сигнала. Таким образом, можно добиться значительного снижения шума вплоть до довольно низких частот, не вызывая слышимой модуляции шума сигналом («дыхание»).
С середины 1970-х годов Dolby B стал стандартом для коммерчески записанных музыкальных кассет, даже несмотря на то, что в некотором оборудовании низкого уровня не было схемы декодирования, хотя он допускает приемлемое воспроизведение на таком оборудовании. Большинство кассет с предварительной записью используют этот вариант. Видеомагнитофоны VHS использовали Dolby B на линейных стереофонических аудиодорожках.
До появления более поздних потребительских вариантов (Dolby C был первым), кассетное оборудование, поддерживающее Dolby B, и кассеты, закодированные с его помощью, будут обозначаться просто «Dolby System», «Dolby NR» или без слов с символом Dolby. Это продолжалось у некоторых звукозаписывающих компаний и производителей оборудования даже после того, как был введен Dolby C, в период, когда новый стандарт был относительно малоизвестен.
Dolby FM
В начале 1970-х некоторые ожидали, что Dolby NR станет обычным явлением в FM-радиопередачах, а некоторые тюнеры и усилители были изготовлены со схемой декодирования; Были также некоторые магнитофоны с «сквозным» режимом Dolby B. В 1971 году WFMT начал передавать программы с Dolby NR, и вскоре около 17 станций транслировали с шумоподавлением, но к 1974 году он уже находился в упадке. Dolby FM был основан на Dolby B, но использовал модифицированную постоянную времени предыскажения 25 мкс и частотно-избирательное компандирование для уменьшения шума.
Основы электроакустики
Dolby произвела революцию в конце 60-х начале 70-х годов в системах записи на магнитную ленту своей системой шумоподавления Dolby A (для профессионалов) и Dolby B (для обычных пользователей). Позже, в 70-х годах, компания Dolby своей аналоговой системой Dolby Stereo революционизировала звук в фильмах.
Также, компания Dolby революционизировала в конце 80-х начале 90-х годов бытовые устройства развлечений путем внедрения систем «домашнего театра» Dolby Surround, а позже и Dolby Pro Logic. В бытовых устройствах в основном используется технология Dolby Stereo для воспроизведения с видео лент и лазерных дисков (под лазерными дисками здесь и далее подразумеваются LaserDisc, т.е. «большие» видео лазерные диски). Эти системы позволяли зрителям использовать дома ту же самую 4-х канальную конфигурацию, что и в кинотеатрах.
Современные системы Dolby Digital вышли на новый уровень, предоставляя шесть каналов кристально чистого объемного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделенные» левый и правый задние боковые каналы вовлекают вас в фильм своими окружающими и обтекающими звуками. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.
Принципы Dolby Digital ведут свое развитие из разработок Dolby по аналоговому уменьшению шума. Шумоподавление Dolby работает путем ослабления шума, когда нет аудио сигнала, а когда он есть, позволяя более сильному полезному аудио сигналу перекрывать более слабый шум. Таким образом, эта технология использует преимущества психо-акустического феномена известного как слуховое маскирование. Даже если аудио сигнал занимает только часть спектра, шумоподавление Dolby уменьшает уровень шума в тех частях спектра, в который нет полезного сигнала делая шум незаметным. Это делается потому, что аудио сигнал может маскировать только ближний по частотам шум.
Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и качественного шумоподавителя.
Уникальный опыт Dolby Laboratories по устранению аудио шума является критическим для снижения потока данных в технологии AC-3: чем меньше бит используется для описания аудио сигнала, тем больше шумов связанных с самим кодированием.
В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе что и фильм позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, таких как CD. Это позволяет упростить производство, а для владельцев кинотеатров использование фильмов, а также позволяет подготовить дорожку Dolby Digital практически без дополнительных затрат. Поскольку часть ленты с перфорированными отверстиями изготавливают с расчетом на высокую сопротивляемость износу и повреждениям, дорожка Dolby Digital не будет подвержена треску и шипению на протяжении всего времени эксплуатации ленты.
Считается, что это поможет потребителям более легко определять поддерживает ли какой-либо продукт эту технологию, и поможет отличить ее от форматов Dolby Surround и Dolby Pro Logic, которые базируются на аналоговых технологиях. В новом поколении лазерных дисков, и новых форматах использующихся в DVD и телевидении высокой четкости (HDTV), также будут ссылаться на термин Dolby Digital, как это сейчас делают в отношении профессиональных киноприложений. Общее название Dolby Digital также должно помочь прекратить растущие заблуждения пользователей, связанные с термином «AC-3» (Аудио код номер 3), который является техническим обозначением технологии Dolby, разработанной для многоканальных приложений.
Dolby Digital предоставляет в общей сложности шесть раздельных каналов звука. Как и Dolby Surround Pro Logic, она включает в себя левый, центральный и правый каналы во фронтальной части комнаты. Dolby Surround Pro Logic предоставляет дополнительно еще один канал с ограниченной полосой частот (от 100 до 7000Гц) для объемного («окружающего») звука, который обычно усиливается через два канала усилителя и подается потом на два динамика. Тогда как Dolby Digital предоставляет раздельные левый и правый каналы объемного звука для более точного определения местоположения звуков и более натуральной, реалистичной передачи атмосферы и фона. И ко всему прочему все пять основный каналов передают полный спектр частот (от 3 до 20000 Гц), к которым вы можете добавить низкочастотные динамики (сабвуферы).
Все шесть каналов в системе Dolby Digital полностью цифровые, из чего следует, что на всем пути от пульта звукооператора до вашей домашней системы они передаются без потери качества. Но Dolby Digital еще и упаковывает их все в один канал, который занимает места меньше чем один канал на компакт диске. Именно это позволяет так легко добавлять звуковые дорожки Dolby Digital к обычным лазерным дискам, а также к множеству других источников. Dolby Digital используется уже несколько лет, чтобы вы могли смотреть фильмы с Dolby Digital, а теперь, с появлением Dolby Digital на лазерных дисках, вы можете наслаждаться этой прекрасной технологией и у себя дома. А так как она была разработана фирмой Dolby Laboratories, вы можете быть уверены, что звук будет потрясающим!
Между «обычными» и «новыми» лазерными дисками намного больше общего, чем различий. Новые лазерные диски, включая и диски с Dolby Digital, полностью совместимы с вашим существующим проигрывателем. Две цифровые (PCM) дорожки остаются без изменений, так что вы можете продолжать наслаждаться качеством Dolby Surround Pro Logic и с «новых» дисков. Дорожка Dolby Digital записывается вместо правой аналоговой (FM) дорожки диска. Левая аналоговая дорожка может содержать моно версию, комментарий или любой другой аудио материал.
Последние проигрыватели, которые могли воспроизводить звук только с аналоговых (FM) дорожек, выпускались более чем 10 лет назад. С тех пор практически все проигрыватели могут использовать более качественные цифровые (PCM) дорожки для воспроизведения стерео или Dolby Surround. Конечно же, все новые лазерные проигрыватели с AC-3 будут проигрывать все лазерные диски которые у вас есть, причем как цифровые так и аналоговые звуковые дорожки.
Dolby Surround Pro Logic еще долго останется с нами. Система Dolby Surround Pro Logic «складывает» четыре канала (левый, центральный, правый и частотно ограниченный «объемный» (Surround)) в два канала. В монофонических системах эти два канала складываются для воспроизведения. И конечно вся информация доступна для воспроизведения в стерео системах. Но когда эти два канала поступают на декодер Dolby Pro Logic, звуковая матрица «раскладывается» и становятся доступными все исходные четыре канала («объемный» канал воспроизводится через отдельные левый и правый «объемные» динамики).
Самая потрясающая часть системы Dolby Surround Pro Logic это то, что исходный сигнал «уложенный» в стерео, может передаваться вместе с ним везде, где есть возможность передать стерео сигнал: телевизионные стерео передачи, через спутник (C-band, DSS или PrimeStar), кабельные передачи, УКВ (FM) радио, лазерные диски, видео ленты, и даже некоторые игровые приставки. Сегодня вы можете слушать звук в системе Dolby Surround во множестве регулярных телевизионных программах, в растущем списке компакт дисков и конечно на VHS и лазерных дисках, на которых записаны тысячи фильмов с системой Dolby Stereo (термин Dolby Stereo означает то же самое что и хорошо вам известный Dolby Surround, но применяемый в киноиндустрии). Поэтому пока у нас есть стерео, то будет и Dolby Surround Pro Logic, и поэтому все декодеры Dolby Digital имеют встроенный декодер Dolby Pro Logic.
В следующей таблице проводится сравнение свойств Dolby Digital и Dolby Surround Pro Logic.
Тема: Практическая настройка магнитофона
Опции темы
Про какой аппарат идет речь?
Если нет полноценного ручного калибратора, когда есть только ручка Bias, то без внешних устройств много не накалибруешь. Наиболее простой и часто рекомендуемый ранее в руководсвах пользователя способ, это калибровка на слух при подаче на вход деки шума c FM приемника. Применим при наличии сквозного канала. Пишем шум, и крутим ручку Bias добивась максимального совпадения сигнала при смене положения переключателя tape/source. В наше время наверно проще и эффективнее использовать PC и программный генератор/спектроанализатор.
Про автоматическую настройку не скажу. В моей деке ее нет. А про ручную всё хорошо в руководстве написано. Пишется тестовый сигнал и по индикатору нужно совместить два уровня в определенной точке.
Иначе может «не хватить» диапазона регулировки.
Я так понимаю на счёт тока подмагничивания- делаешь несколько копий с разными положениями регулятора и ищешь оптимальное положение?
Я так понимаю на счёт тока подмагничивания- делаешь несколько копий с разными положениями регулятора и ищешь оптимальное положение?
У меня тоже есть отключение HX-PRO (Aiwa XK-S9000). Но даже не типе I не слышу разницу при его включении. Видимо для хорошей деки он не нужен, а может даже и вреден, не зря же вывели на переднюю панель отключатель ).
В 009ой он очень эффективно работает! Попробуите записать 15кГц с ней и без неё. Сразу почувствуете разницу.;)
На музыке СДП спасает ленту от перегрузки при больших широкополосных сигналах.
На малом уровне она не работает.
400(1000)=10000 это подмагничивание
400(1000)=15000 это ачх УЗ
правдо есть подводные камни.
можно повысить подмагничивание в угоду искажениям.
В 009ой он очень эффективно работает! Попробуите записать 15кГц с ней и без неё. Сразу почувствуете разницу.;)
На музыке СДП спасает ленту от перегрузки при больших широкополосных сигналах.
На малом уровне она не работает.
Опять приборы, я же не штурман)))
Я музыку слушаю и при записи не слышу разницы с ней или без неё.
кто ток подсказал если полоса магнитофона допустим по 20дб +/-3 14000 как быть??
Я поглядел в мануал. там вроде 315 и10000.
Если пишем ударную установку с тарелками и хай-хэтом непосредственно с микрофона или пульта, то СДП желательно держать включенным. Ну или музыку с жёстким и широким спектром, хард-рок, например. На камерной музыке или вокале разницы не будет.
Без тюнинга никак. Расширять полосу за счет подмагничивания нельзя.
Была такая мысль. Но по ссылке тов. Сухов неплохо написал!
————-
у меня тоже будет небольшой вопрос относительно шумодава. на панели есть переключатель DOLBY NR с тремя позициями: «OFF», «B» и «C». однако при переключении в режим «OFF» на дисплее продолжает гореть надпись «HX-PRO». означает ли это, что шумодав нельзя отключить? или он все-таки отключается, несмотря на надпись?