Долго ночь меркнет что значит
МЕРКНУТЬ
меркнуть несов. неперех. 1) а) Постепенно утрачивать яркость. б) Переставать светить. в) безл. Темнеть, смеркаться. 2) а) Утрачивать блеск, живость, выразительность (о взгляде, взоре). б) Тускнеть, терять интенсивность (о цвете, красках). 3) а) перен. Утрачивать силу, значение. б) Утрачивать ясность, отчетливость (о мысли, сознании и т.п.).
меркнуть
померкнуть
grow* dark / dim; (перен.) fade, wane
его слава померкла — his fame dwindled
Меркнуть — мрькнути (1)
1. Тускнеть, становиться темным: [Длъго ночь мрькнетъ, заря св ѣ тъ запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славіи успе, говоръ галичь убуди. 10].
Абие же по скръби дьнии т ѣ хъ слъньце мьрькнеть, и луна не дасть св ѣ та своего, и зв ѣ зды съпадуть съ небесе. Остр. ев., 145 об. (1056—1057 гг.). Дондеже не мръкнет солнце и св ѣ тъ и луна и зв ѣ зды, и обратятся облаци до зад ѣ дождя. Библ. Генн. Еккл. XII, 2 (1499 г.).
Идущемъ же имъ на полудьни, вънезапу въ единемъ час ѣ мьрче и бысть нощь, и не в ѣ дяаху, камо ити, и потомь въста в ѣ тръ великъ угъ съ тучею великою и съ громъмь. Чуд. Ник. Торж., 69 (XIV в.).
▲ Случилось в мире чудо. Солнце меркло три дня, три часа, три минуты. Смирн. Сборн. великор. сказок, 821—822. Когда я (месяц, — В. В.) молод был, светло светил; / Под старость стал, меркнуть стал. Псков. обл. слов. (Картотека ЛГУ). Псков. губ. ведом., № 44, 1864 г.
Ср. Даль (ТСЖВЯ): Меркнуть, померкать или темнеть, терять свет, либо блеск, помрачаться, тускнуть, тускнеть.
2. Пребывать в состоянии темноты: [Длъго ночь мрькнетъ, заря св ѣ тъ запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славіи успе, говоръ галичь убуди. 10].
Ср. А. Н. Майков („Сл. о п. Иг.“. Несколько предварительных замечаний об этом памятнике. — „Заря“, 1870, январь, стр. 132): „Ночь мрькнетъ и пр. Обыкновенно эту картину принимают за изображение ночи. По-моему, это раннее утро. Померкнуть — говоря о чем-нибудь блестящем, значит угаснуть; но вместе с тем значит и потерять свой цвет, полинять, побледнеть, словом, в обоих, случаях выражает убыль, ущерб. След., «ночь
◊ Мрькнетъ — 3-е л. ед. ч. наст. вр.
несториана/nestoriana
древнерусские и др. новости от Андрея Чернова
Сергей Николаев. ДЪЛГОНОЧЬ МЬРКНЕТЪ. Об одном темном месте «Слова о полку»
Сергей Русаков. Дева Обида. Роспись по фарфору. 2006
ОТ ПУБЛИКАТОРА
Эту заметку лингвист Сергей Николаев написал по просьбе «Несторианы». Пару лет назад в процессе совместных наших штудий «Слова о полку» он обнаружил, что фраза «Дълго ночь мьркнетъ», до этого не вызывавшая ни у кого из исследователей никаких вопросов, бессысленна с точки зрения древнерусского языка. И оказалось, что ещё век назад в Смоленский областной словарь В. Н. Добровольского попало диалектное «долговечер» – поздний вечер: «Сидел я долговечер один».
Николаев предположил, что существовало слово «долгоночь» – ‘поздняя ночь’.
Что ж, еще один гапакс «Слова», то есть лексема, встречающаяся лишь в одном памятнике и не попавшая ни в один из словарей.
А неделю назад выяснилось, что нет, не гапакс! Синтезированное на кончике пера слово нашлось в древнерусском памятнике XV века. Да еще в каком контексте…
Этому, казалось бы, скромному, но такому неожиданному открытию и посвящена заметка С. Л. Николаева.
Добавлю, что загадочную фразу ближе всего перевел поэт Аполлон Майков: «Ночь редеет» (его перевод издан в 1870-м). С учетом находки Николаева это и впрямь темное место по-русски может звучать: «Поздняя ночь рассеивается», или, если новонайденное слово вернется в язык, то, заимствуя у Майкова, можно сказать так:
Долгоночь редеет.
Свет зари пылает.
Туман поля прикрыл.
Щёкот соловьёв уснул –
говор галок пробудился.
В «Слове о полку Игореве» есть темное место Длъго ночь мьркнетъ, заря свѣтъ запала, которое, впрочем, большинству исследователей и переводчиков кажется ясным, его толкуют приблизительно как «долго ночь меркнет [здесь мнения расходятся – как ночь может меркнуть?], заря зажгла свой свет».
Относительно второй части фрагмента можно сказать следующее. Глагол палати в тех славянских языках, где он сохранился, является непереходным – укр. палати «пылать», запалати «запылать, загореться», спалати «сгореть» и т. д. Значения глагола палати симметричны значениям другого глагола, образованного от этого же корня с тем же суффиксом – пылать. Поэтому заря не могла «запылать» свет. Эта проблема решается просто – здесь заря имеет церковнославянское (староболгарское по происхождению) окончание родительного падежа –я.
В южнославянских языках – старославянском, староболгарском, сербохорватском, словенском – праславянское окончание родительного пад. мягкого склонения «носовой ять» отражается как юс малый (ѧ, носовое е) с дальнейшим развитием в простое –е в сербохоратском и словенском. В восточнославянских (а также в западнославянских) языках рефлекс «носового ятя» совпадает с обычным ятем. Поэтому склонение слова *duša имеет следущий вид: старосл. и староболг. душа, род. пад. душѧ; сербохорв. и словенск. duša, род. пад. duše – однако укр. душа, род. пад. душi (из др.-русского душѣ). В истории диалектов, лежащих в основе русского литературного языка, окончание род. пад. души заимствовано из твердого склонения (души вместо душѣ по аналогии с воды). Менее вероятна трактовка заря свѣтъ как плеонастическое «заря-рассвет», поскольку сходные примеры из восточнославянского фольклора имеют другой порядок слов: русск. Не свет-зорюшка просветилась (Рыбников. Песни. 1-е изд. Вып. 2: 125); укр. Ой уставай, мій миленький, вже на дворі світ-зоря (Гринченко. Словнiк укр. мови. Т. IV: 108) – на эти примеры обратил мое внимание А.А. Гиппиус. Таким образом, наиболее приемлемый перевод фразы заря свѣтъ запала – «свет зари загорелся».
Гораздо загадочнее представляется кусок «долго ночь меркнет». Оказывается, вместо двух слов «долго ночь» нужно читать единое «долгоночь». Это слово значит «поздняя ночь». Значение слова дóлгоночь (церковнослав. длъгонощь) «поздняя ночь» подтверждается записанным в смоленских говорах словом дóлговечерь «поздний вечер»: Сидѣў я доўгавечирь адин [Добровольский 1914: 176].
Однако остается открытым вопрос – как поздняя ночь может «меркнуть». По смыслу меркнеть значит здесь не «темнеет», а, напротив, «постепенно светлеет». В памятниках и диалектах русского языка это значение *mьrknǫti не отмечено, но известно из чешского – mrknouti ‘мерцать, мигать, сверкать, блестеть’. Это инхоатив (обозначение постепенного изменения состояния, такой же как сохнуть или тухнуть) от *mьrcati/*mьrkati: русск. мерцáть ‘слабо сверкать, сиять бледным либо дрожащим светом; проблескивать, просвечивать, играть искорками, переливом, перемежкомʼ [Даль], белор. диал. мiрцáць ‘свяцiць няроўным блескамʼ [СБГПЗ], чешск. mrkati ‘мерцать, сверкать прерывисто или меняя силу светаʼ. Привычное значение меркнуть «темнеть» соответствует другому значению *mьrkati – ср. русск. арханг. меркать «смеркаться» [СРНГ]. Имеющие единое происхождение глаголы *mьrcati/*mьrkati «мерцать (прерывисто светить)» и «смеркаться, темнеть» и образованные от них инхоативы на –ну- фактически стали омонимами. Поскольку глагол *mьrknǫti в русском языке обычно значит «меркнуть, угасать» (ср. в «Слове» два солнца помѣркоста), не исключено, что автор «Слова», как и во многих других случаях, играет словами и смыслами – «поздняя ночь (долгоночь), становясь светлее, угасает, «меркнет» с началом рассвета» или даже «поздняя ночь меркнет, т. е. гаснут (меркнут) ночные светила» (предположение А. А. Гиппиуса)..Поскольку засвидетельствованный в славянских языках глагол *mьrknǫti значит «меркнуть, угасать» (ср. в «Слове» два солнца помѣркоста), не исключено, что автор «Слова», как и во многих других случаях, играет словами и смыслами – «поздняя ночь (долгоночь), становясь светлее, угасает, «меркнет» с началом рассвета» или даже «поздняя ночь меркнет, т. е. гаснут (меркнут) ночные светила».
Точный перевод фрагмента Длъгоночь мьркнетъ, заря свѣтъ запала – «Поздняя ночь светлеет, запылал свет зари [т. е. запылал рассвет]». Продолжение Мъгла поля покрыла, щекотъ славіи успе, говоръ галичь убуди [ся] переводится как «(Утренний) туман покрыл поля, уснуло [т. е. стихло] пение соловьев, проснулся “разговор” галок».
——-
[1] В соответствующем месте Симеоновской летописи содержится вариант долго вечера … в час нощи – по-видимому, копиист ошибочно разъяснил непонятное слово протографа, использовав знакомое ему долговечеръ, одновременно переведя долгонощи как «в час нощи». Фраза «поздним вечером… во время ночи» содержит в себе внутреннее противоречие: др.-русск. вечеръ в переводах с греческого соответствует ἑσπέρα (время до полного заката солнца), а не νύξ. Ср. также в «Слове» погасоша вечеру зари.
PS от ПУБЛИКАТОРА
По поводу «меркнет». В СПИ этот глагол встречается в прямом своем значении: «Два сълнца помѣркоста». Не вызвали бы удивления и слова «день меркнет» (то есть кончается). Мы говорим о вечерних сумерках «смеркается». Потому фраза «ночь меркнет» означала бы вечерние сумерки. Здесь же меркнет, кончается долгоночь. То есть светает (еще до зари). Выворачивая клише наизнанку (любимый прием автора СПИ!), поэт играет словом и глагол употребляет в своем противоположном, парадоксально-оксюморонном значении.
Анализ стихотворения «День и ночь» (Ф.И. Тютчев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.08.2020 · Обновлено 01.08.2020
Федора Ивановича Тютчева заслуженно называют «ночной душой русской поэзии». Все его произведения направлены на познавание глубинных тайн природы и человеческой души, поэт стремится ко всему неопознанному и таинственному и поднимает важные философские вопросы в своих творениях. Все эти особенности его творчества нашли свое отражение в стихотворении «День и ночь».
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы. Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать. Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.
В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение «День и ночь» — это философская лирика. Направление творчества Тютчева — «чистое искусство». В стихотворении есть множество природных образов, а лирический герой ищет единения с природой и пытается понять её. Автор не затрагивает злободневных проблем и тем.
Размер стихотворения «День и ночь» — четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.
Композиция
Стихотворение «День и ночь» не делится на четверостишия, однако оно разделено на две смысловые части, его композиция строится на противопоставлении дня и ночи.
Образы и символы
Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:
«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»
День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов
Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.
Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.
Темы, проблемы и настроение
Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:
Основная идея
Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом. День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца. Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.
Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.
Средства художественной выразительности
Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:
Тест по “слову о полку игореве” в вопросах и ответах по произведению онлайн
Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Задания 1-9. Вариант 2
Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.
Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.
Версия для копирования.
Н.К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
(«Слово о полку Игореве».)
Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Ответ: 1185
Пояснение.
Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.
Какое художественное средство выделено в данном отрывке?
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону.
Ответ: эпитет.
Пояснение.
Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.
Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?
Ответ: Мусин-Пушкин.
Пояснение.
Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦИТАТА | Художественное средство |
А) «скачут по полю волками»; Б) «добывают острыми мечами»; В) «лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!» | 1)метафора 2)противопоставление 3)сравнение 4)метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:342
Пояснение.
Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что, но их может и не быть.
«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.( В данном отрывке нет метафоры)
Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.
Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.
Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.
Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?
Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)
В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?
Кого на Руси называли витязями?.
Ответ: богатырей, древнерусских воинов.
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию. При необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов, ( в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
Какова роль природы в данном эпизоде?
Примерный ответ.
Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.
Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца- это предвестник беды.Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.
В каких произведениях русской классики природа является одним из главных
героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».
Примерный ответ.
Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.
Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе.
Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет.
Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.
А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:
Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.
Детство и юность героини прошли на лоне природы- лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.
Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.
Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ
Слово о полку ТЕСТ.doc – Тест по “Слову о полку Игореве”
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
Согласны ли вы с мнением критика? Каким вы представляете себе образ Ярославны?
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 2.1) В каком году было создано «Слово о полку Игореве»? 1. 1185 2. 1190 3. 1187 4. 11952) В поход на половцев князь Игорь вышел из города Новгорода, а из какогогорода отправился его брат Всеволод? 1. из Чернигова 2.
из Курска 3. из Путивля 4. из Киева3) «..Вымостили топкие болота япанчами красными врагов..» «ЯПАНЧА» –это: 1. знамя 2. накидка 3. ковёр 4. одеяло4) «..И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги..»«ЯРУГИ» это: 1. дороги 2. реки 3. овраги 4.
степи5) Первый поэтический перевод «Слова..» был сделан: 1. Николаем Заболоцким 2. Василием Жуковским 3. Аполлоном Майковым 4.
Дмитрием Лихачёвым6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и почему оно
получило такое название?
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 3.1) Какое природное явление Ярославна первым называет в своём плаче? 1. Солнце 2. Ветер 3. Днепр 4. Луна2) «..Ярославна, полная печали, Как кукушка кличет на юру», читаем мы в переводе Н.Заболоцкого.
Слово «КУКУШКА» в древнерусском звучало как: 1. комонь 2. векша 3. зегзица 4. яруг3) Кто помог князю Игорю бежать из половецкого плена? 1. Гзак 2. Овлур 3. Кончак 4. брат Всеволод4) Какова основная мысль произведения? 1. призыв к мести половцам 2.
призыв князей к объединению 3. прекращение всех войн 4. прославление сил природы5) Кто автор строк: «Любимые книги в мире те, с которыми сожгут:«Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве»? 1. Марина Цветаева 2. Николай Заболоцкий 3. Александр Пушкин 4.
Дмитрий Лихачёв 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Какую роль играет природа в «Слове о полку Игореве»? Приведите примеры.
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 4.1) Кому принадлежат слова: «Лучше убитым быть, чем полоненным быть»?1. Святославу2. Всеволоду3. Игорю4. Владимиру2) Кто из героев изронил «золотое слово?1. Святослав2. Боян3. Кончак4.
Игорь3) Какой художественный прием использует автор при описании князя Всеволода: «Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат головы поганых половцев»?1. Олицетворение2. Гипербола3. Сравнение4. Метафора4) Назовите город, откуда доносится плач Ярославны? 1. Киев 2. Путивль 3. Москва 4. Новгород5) Можно ли сшить платье из аксамита? 1. Да2.
Нет 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:Каким предстаёт перед нами князь Игорь? Выразите своё отношение к герою.
Свой ответ иллюстрируйте примерами.
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 5.1) В каком веке возникла древнерусская литература?1. в X2. в XI3. в IX4. в XII 2) Что такое яруг?1. Овраг2. Дорога3. Холм3. Поле3) Кто НЕ переводил «Слово о полку Игореве»? 1. Д.С.Лихачёв 2. А.Майков 3. В.Жуковский 4. А.
Блок 4) В походе против половцев не участвовал князь 1. Всеволод 2. Олег 3. Владимир 4. Святослав5) Поэтическую манеру какого сказителя автор характеризует так: Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. 1. Велеса 2. Гомера 3. Бояна 4.
Нестора 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Каким предстает перед нами автор «Слова..»? Выразите свое отношение.
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Тест “Слово о полку Игореве” (9 класс)
1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?
а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;
б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году;
в) поход против половцев Владимира Мономаха;
г) междоусобные распри южнорусских князей
2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:
а) прославление подвига Игоря;
б) осуждение похода Игоря;
в) страстный призыв к русским князьям о единении;
г) слава киевскому князю Святославу
3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?
а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря;
б) Святослав, князь Киевский;
в) Всеволод, брат Игоря;
г) сам князь Игорь
4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»:
а) смертью Игоря и его дружины;
б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;
в) Игорь остается в плену;
г) казнью Игоря
5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве»
а) эпос;
б) лирика;
в) драма;
г) лиро-эпика
6. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове о полку Игореве»:
а) Игорь;
б) Всеволод;
в) Святослав;
7. Что значит слово “червленый”?
8. Кто такие Стрибожьи внуки?
В) Деревья, животные
9. О ком эти строки: “Какая рана удержит, братья, того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!”
б) Всеслав Полоцкий
в) Ярослав Осмомысл
г) Всеволод Буй Тур
10. Кто такие Карна и Жля?
А) Языческие божества любви
Б) Языческие божества, оплакивающие мертвых воинов
В) Языческие божества воды
Г) Языческие божества мудрости
11. Какой исторический документ повествует об исторических событиях,описанных в « Слове…»?
А) «Повесть временных лет»
Б) Ипатьевская летопись
В) « Поучение Владимира Мономаха»
Б) «Золотое слово» Святослава
Заполните таблицу по вопросу 6 стр. 28
Сравнение с животным, птицей
С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
Кого автор называет «соловьем старого времени»?
С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…»
Точен ли перевод: «мысь» – это мысль?
С кем отправился в поход князь Игорь?
Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение?
Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»?
Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»?
На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
С чем автор сравнивает битву?
Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»?
Кто помог князю бежать из плена?
Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
Известен ли автор «Слова…»? Кем он был, кто он?
Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба?
Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны?
Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?
Заполните таблицу по вопросу 6 стр. 28
Сравнение с животным, птицей
Тест по произведению Слово о полку Игореве
Автор публикации: Морозова Н.Т.
Дата публикации: 15.09.2016
Тест по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
Вопрос № 1 В основе произведения лежит : А) историческая реальность, Б) художественный вымысел, В) фантастикаБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
Вопрос № 2 Известно, что город, в котором историк граф А.И.Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», – это : А) Москва, Б) Ярославль, В) Петербург.
Вопрос № 3 Фраза « свои вещие персты на живые струны воскладал» содержит : А) аллегорию, Б) антитезу, В) метафору.
А) мудрость и прозорливость, Б) информированность, В) известность. Называя Бояна вещим, автор подчеркивает его: Вопрос № 4
Вопрос № 5 Поход Игоря – это: А) политически и исторически важное событие, Б) заурядное, ничего не решающее событие, В) одно из событий XII века.
Вопрос № 6 Пафос произведения : А) лирический, Б) патриотический, В) героический.
Значение «смутного» сна Святослава: «Этой ночью с вечера одевали меня… черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня.
Уже доски без князька в моём тереме златоверзом»: Вопрос № 8 А) он предупреждает Свято-слава о поражении войск Игоря, Б) все детали сна предупреждают Святослава о скорой его болезни, В) сон предвосхищает радостные события.
Вопрос № 9 Две битвы войска князя Игоря представлены автором по принципу : А) антитезы, Б) аллегории, В) сравнения.
Вопрос № 10 В предложении: «А Игорь-князь… вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком» – автор использовал: А) эпитеты, Б) постоянные эпитеты, В)оксюморон.
Вопрос №11 В строках: Долго ночь меркнет. Заря свет уронила… автор прибег: А) к аллегории, Б) к сравнению, В) к олицетворению.
Вопрос №12 Идейный центр произведения: А) плач Ярославны, Б) «золотое» слово Святослава, В) две битвы дружины князя Игоря.
А) единство и укрепление границ Руси, Б) ответственность за совершаемые деяния, В) мужество и героизм русских воинов. Главная тема произведения: Вопрос №13
Вопрос № 14 О чём повествует следующий эпизод «Слова..» «Стукнула земля, зашумела трава. А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и – белым гоголем на воду.
Вопрос № 15 К каким силам природы обращается Ярославна с мольбой о спасении Игоря? А) к солнцу, к месяцу, к звёздам, Б) к месяцу, к ветру, к солнцу, В) к ветру, к реке, к солнцу.
Использованная литература Ляпина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. 5-9 классы / – 3-е издание. – М.:Дрофа,2007. http://img-fotki.yandex.ru/get/6814/16969765.23e/0_916a2_5d171e3_L.png – рамка Вы можете использовать шаблон для своей презентации, но, пожалуйста, обязательно укажите имя автора: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, октябрь 2016 В работе использованы иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Худ. Г.В.Маковской
Капканы ЕГЭ и ГИА
Задание 8.
Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира.
Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.
Задание 8.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.
Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли.
Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва.
В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Задание 8.
Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.
Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.
Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Задание 8.
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.
Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся.
Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.
Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Задание 9.
Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Задание 9.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря.
Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Задание 9.
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку.
Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М.
Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.
Задание 9.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сон – это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего.
Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого “Война и мир”, сон Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.
Повесть “Гробовщик” у Пушкина полностью строится на приеме сна.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?
Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе.
Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.
В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.
«Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.
Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова.
Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру – таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».
Сайт учителя русского языка и литературы Погребняк Натальи Борисовны
Тест по «Слову о полку Игореве»
Часть
1.
Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. Определите по
высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым
быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на
синий Дон ».
1)
Ростислав 2) Святослав 3)Владимир 4) Игорь
А2. Определите по
портрету героя «Слова о полку Игореве»:
«Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами
харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат
поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою,
яр-тур!»
1)
Всеволод 2) Святослав 3) Олег
4) Игорь
А3. О чем
повествует следующий эпизод «Слова о полку Игореве»: «Стукнула земля, зашумела
трава… А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на
воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком… и полетел
соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
1)
Поражение Игоря в битве
2) Бегство
Игоря из плена
3) Поход
Игоря на половцев
4) Ночлег войска Игоря в степи
А4 Своеобразным
зачином «Слова о полку Игореве» становится
1)
Рассказ о замысле Игоря, «который … поострил сердце свое мужеством »
2)
Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до
Киева»
3)
Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ны бяшеть, братие…»
4) Повествование о «вещем Бояне»: «Боян бо
вещий, аще кому хотяше песнь творити…»
1)
Обращение Автора к русским князьям
2)
«Золотое слово» Святослава
3)
Рассказ о поражении Игоря
Часть
2.
Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами
(по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с
орфографической ошибкой)
В1. Укажите термин, которым литературоведение
определяет средство художественной выразительности, представляющее собой
устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее
море», «красные девки», часто
встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи
этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
В2. Укажите время
создания «Слова о полку Игореве» (век).
В3. Образ какого
певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?
В4. Какое явление
природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
В5. Князь Всеволод
в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества
(или качеств) является тур?
В6. Да или нет? Гридница
– большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда
использовалась как место заключения пленных.
В7. Восстановите
пропущенное слово: Паволока – это шёлковая ….
Часть
3.
Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй.
С1.
Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (2 балла)
С2.
В каких условиях развивалась древнерусская литература? (3 балла)
Древнерусская литература Тест по произведению Слово о полку
Древнерусская литература Тест по произведению «Слово о полку Игореве»
§ А 2. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве» : «Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр тур!» 1) Всеволод 2) Святослав 3) Олег 4) Игорь
§ Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
§ В 2. Укажите время создания «Слова о полку Игореве» (век). § В 3. Образ какого певца поэта рисует автор во вступлении своего произведения? § В 4. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
Часть 3. Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй. § С 1. Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (2 балла) § С 2. В каких условиях развивалась древнерусская литература? (3 балла)
Максимум баллов – 24 § « 5» 23 24 § « 4» 18 22 (обязательно выполнение С 1, С 2) § « 3» 12 – 17 (обязательно выполнение С 1 или С 2) § « 2» 6 11 § « 1» 0 5
Проверьте себя! § § § 4 1 2 3 3 Эпитет 12 век Боян Затмение Мужество (сила) Да ткань
Решу огэ
сайты – меню – вход – новости
Задания С1—С3 включают в себя два альтернативных варианта вам нужно выбрать ОДИН из них. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй — на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный
текст и последовательно выполните три задания к нему. Выполняя задание С1, С2 дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Задание С3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, примерный объём ответа — 5—8 предложений.
На задание С4 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут,
Пыль несется, поле покрывая.
Стяги плещут: половцы идут!
С Дона, с моря с криками и с воем
Валит враг, но, полон ратных сил,
Русский стан сомкнулся перед боем
Щит к щиту — и степь загородил.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою.
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!
Если ты на ратном этом поле
Позабыл о славе прежних дней,
О златом черниговском престоле,
О желанной Глебовне своей!
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Далеко во мгле, перед зарею?
Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою.
Не удержишь вражескую рать!
Жалко брата Игорю терять.
Бились день. Рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.