Долмуша в турции что такое
Знакомим с Аланией: общественный транспорт
Алания – известный курорт на побережье Средиземного моря Турции. Многих иностранных граждан – туристов и тех, кто стал собственником недвижимости у моря – интересует вопрос о том, как работает городской транспорт. Мы предлагаем обзор на эту востребованную тему.
Автобусы Алании
В целом по Алании предусмотрен 21 маршрут автобусов. Так что, доехать в какую-либо точку города или район не составит большой сложности.
График работы : 6:30 – 00:00. Летом рабочее время часто продлевается до часу ночи.
Стоимость проезда в автобусах Алании составляет 4 турецкие лиры состоянием на 2020 год.
Важно знать!
Чтобы проезжающий автотранспорт остановился и забрал человека, необходимо не просто стоять на остановке, а махнуть водителю. Такой жест показывает, что вы хотите уехать. То же самое касается желающих выйти: просим водителя остановить или нажимаем кнопку красного цвета, расположенную возле двери.
Так же как и в русских странах, можно попросить заранее водителя, чтобы он сделал остановку в том или ином месте, особенно если вы точно не знаете, где выходить.
Современные автобусы Алании – это комфортабельный транспорт с кондиционерами и удобными креслами, а также местами для инвалидов, детей и детских колясок.
В самом центре Алании, возле пятничного рынка расположена автостанция, откуда отправляются в путь многие городские автобусы, а также все без исключения долмуши.
Автобусная станция на карте
Важно помнить, что это именно автостанция, а не автовокзал, откуда можно отправиться в путешествие между городами Турции. Из автостанции можно добраться к Манавгату, Сиде и в районы Алании.
Долмуши в Алании
Что такое «долмуш» в Турции? «Долмуш» называют городское маршрутное такси, которое представляет собой небольшой автобус зеленого цвета. В этих транспортных средствах нет кондиционеров, по факту они такие же, как и привычные большинству граждан постсовестского пространства городские маршрутки.
Все долмуши отходят от автостанции в центре и едут по одному, и тому же маршруту в две стороны. Маршрутками удобно добираться к Махмутлару, Кестелю.
График работы долмушей: ежедневно с 6:30 до 23:00
Маршруты автобусов в Алании – куда можно добраться
Автобус №1
Начиная с июня 2020 года маршрут был обновлен и автобус отходит от Каргыджака, проходит Махмутлар по набережной.
Автобус №2 (с 6:30 до 23:20)
Также в начала лета обновился, отходит от Каргыджака и едет по набережной района Mahmutlar. Как известно, у этого маршрута появились дополнительные саб-маршруты (2А и 2В), которые ездят по Барбаросса и Аттатюрка, а далее идут аналогично второму маршруту.
На нем можно доехать до нескольких больниц (например, Anadolu Hastanesi, Baskent Hastanesi), а также до торгового центра Аланиум, управления ТАПУ, рыбного рынка.
Автобус №3 (с 6:45 до 20:00)
С июня 2020 г. отправляется из района Каргыджак, проходит Махмутлар по набережной. У 3 автобуса появились два дополнительных маршрута – 3А и 3В, которые идут по Барбаросса и Аттатюрка, после чего дублируют маршрут 3.
Основные остановки: набережная курортных районов Kestel, Tosmur, супермаркет Метро, Кипа, ТЦ Аланиум, городской суд.
Автобус №4 (с 7:30 до 19:00)
Транспорт идет до аланийской крепости, а также везет пассажиров до пятничного рынка и пещеры Damlataş Mağarası.
Автобус №5 (с 7:05 до 19:20)
Этот городской транспорт позволит добраться до предгорья Торосского хребта, расположенного над пляжем Клеопатры, едет возле налоговой инспекции и земельного управления по выдаче ТАПУ, а также к пятничному базару.
Автобус №6 (с 7:30 до 17:30)
Основные остановки: здание суда Adliye, базар, поднимается ближе к горам, откуда открывается красивый вид на город.
Автобус №7 (с 7:00 до 21:00)
Следует по маршруту, проезжая управление TAPU, компанию по управлению электрическими ресурсами города, пятничный рынок.
Автобус №8 (с 7:00 до 19:10)
8 автобус ходит по кругу. Проехав трассу, он завернет на гору и уже будет спускаться с обратной стороны, то есть ждать обратный автобус нет смысла. Необходимо садиться на другой автобус, подъезжающего с той же стороны, с которой вы приехали. В результате он вернется на ту же станцию, откуда и отправился в путь. Основные остановки по маршруту: памятник Кемалю Ататюрку, окружная дорога, терраса, кладбище, Cuma pazari.
Автобус №9 (с 7:00 до 19:00)
Проезжает Земельное управление, компанию Телеком, пятничный рынок.
Автобус №10 (с 6:40 до 19:20)
Отправляется от вокзала возле пятничного базара и едет вдоль реки Дим Чай. Удобен маршрут для всех желающих отдохнуть у реки, так как водитель делает остановки возле каждого кафе на берегу.
Автобус №11 (с 7:20 до 21:30)
Идет от центра и далее по окружной, проезжает Джикджилли и Оба.
Автобус №12 (с 6:45 до 20:10)
Этот общественный транспорт проходит через поселки Degirmendere и Kadipinari, расположенные в горах. Также на пути следования проезжает пещеру Кадыини в ущелье Чатак, что в 12 км от Alanya. Конечная остановка – центр, рынок.
Автобус №13 (с 6:40 до 20:10)
Едет в отдаленные горные селения в окрестностях Алании по лесной дороге.
Автобус №14 (с 7:10 до 21:30)
От центра по Uzunsırt Caddesi транспорт идет через Джикджилли.
Автобус №15 (с 6:40 до 21:00)
Отправляется из центра Алании в район Оба и идет по улицам его верхней части.
Автобус №16 (с 7:00 до 20:00)
Едет от центра к району Tosmur, проезжая Oba и Санаи.
Автобус №17 (с 6:40 до 21:20)
Идет в дальние деревни, расположенные в горах окрестностей Алании.
Автобус №18 (с 6:10 до 23:15)
Также ездит к удаленным аланийским селам в горах.
Автобус №19 (с 6:10 до 22:00)
Место отправления Köy Duragi, а конечная остановка Çiplakli Merkez. Маршрут пригодится желающим поехать в горы и отдохнуть на природе.
Автобус №101 (с 6:54 до 00:02)
Начинается маршрут от марины для яхт и едет до устья Дим Чай, а также вглубь Кестеля. Проезжает центральную улицу Ататюрка, вокзал Отогар. На этом автобусе можно доехать до пляжа в Алании, в частности до пляжа Клеопатры.
Автобус №202А (с 6:45 до 23:00)
Останавливается на вокзале Otogar, пляже Клеопатры, Дамлаташ, Оба, Тосмур и др.
Автобус №202В (с 6:30 до 23:40)
Отправляется из Кестеля, проезжает университет Акдениз, едет по набережной, мимо Тосмура, Мигроса в Тосмуре, Метро, торгового центра Аланиум, супермаркета Кипа, больницы, места организации рынка по вторникам, вокзала Отогар, Мигроса, пляжа Клеопатры и лунапарка. Конечная остановка в районе Махмутлар.
Денис Блищ. Частное мнение
Долмуш – национальный вид транспорта Турции! В Турции, конечно, есть какой угодно транспорт: лоукосты и традиционные авиакомпании, быстрые (и медленные) поезда, паромы, катера, комфортабельные автобусы, но без долмушей невозможно представить эту страну. Долмуш такой же обязательный элемент турецкого пейзажа, как оливковые сады и голубое море. Они распространены не по всей территории страны, а встречаются больше в густонаселенных районах, хотя и в глубокой провинции тоже носятся белые микроавтобусы, ежедневно перевозя людей. Долмуши очень дешевы как способ передвижения, но и маршруты их далее 100 километров мне не встречались. Как правило междугородняя турецкая маршрутка идет максимум на 2-3 райцентра (илчи) вглубь от центра региона (ил). Система долмушей децентрализована и очень запутана, но кое-какие подсказки я публикую в этом посте, чтобы в вашу следующую поездку в Турции вы не переплачивали турфирмам за поездку реальной стоимостью 1 доллар.
Долмуши бывают двух видов – городские и пригородные. О городских писать нечего, никаких отличий от наших у них нет.
С пригородными куда сложнее, но и интереснее, так как они позволяют очень дешево передвигаться по стране.
Пригородный/междугородний долмуш всегда белого цвета в отличие от городского, который бывает и кремового, и бирюзового, и красного. Подвижной состав – разнообразная “турция”, а также прочие дешевые автобусы. На капоте и задних дверях написан маршрут, за которым закреплен бус; на боковых стеклах – основные пункты маршрута. Если машину переставляют на другую трассу, на приборной панели устанавливается временная табличка, но это бывает редко.
Водители долмушей не страдают украшательством (вероятно, запрещено властями), но не отказывают себе в удовольствии наносить разного рода надписи на кузов и стекла. Чаще всего встречается междометное восклицание восхваления Аллаха “Машалла”, но бывают и варианты.
Вверху “Aġlicaksan oynamayalim” – что-то типа “предлагаю не гонять на перегонки”, а ниже “çakallarla yarişiriz” – продолжение фразы, но я не знаю, какой в нее вложен смысл. Можно понять как “гоняют только шакалы”.
“Kücük metin” – пустая фраза, дословно переводится “маленький текст”.
А это водитель долмуша, увидевший из кафе, где он ужинал, что я заинтересовался микриком, и выскочил попозировать, не забыв включить фары.
Вообще в Турции люди приветливые как и повсеместно в Азии, угрюмые и злые встречаются заметно реже, чем у нас. Но у них есть и недостаток: абсолютное незнание английского. Передвигаясь маршрутками вы будете предоставлены сами себе и не сможете получить никакой справки у шофера.
Придется разбираться самому 🙂
Лучший способ разобраться – сходить на ближайший автовокзал. В поселках и мелких городах гнездом долмушей всегда выступает именно автовокзал. В крупных, увы, все не так. Долмуши могут заезжать туда, но он не будет местом их фактического отправления по маршруту.
Начнем с мелких. На карте необходимо найти точку с названием “Otogar” – это и будет автовокзал.
Вот, например, илчи Сельчук, где Эфес:
А это Урла, райцентр неподалеку от Измира:
Турецкие автовокзалы устроены совсем не так, как у нас. У них может даже не быть зала ожидания, а расписания вывешены на обычных листочках где-нибудь на фасаде.
Расписания составлены не по направлениям, а по перевозчикам, при этом никакой централизации на некоем “табло отправления” нет за исключением очень крупных городов. У каждого перевозчика будет своя касса (иногда просто стол с усатым турком и пачкой денег), даже у операторов долмушей, коих насчитывается превеликое множество.
Все это сложно, поэтому лучше на месте изучить нужные направления.
В крупных городах маршрутки пасутся в специальных местах – улицах, площадях, у станций метро. Найти эти места сложно, они плохо гуглятся, приходится буквально включать режим разведчика. В частности в Измире нужная мне площадка нашлась через таксиста. Я сел в такси и попросил отвезти туда, откуда уезжают маршрутки в нужный Гумульдур. Таксист привез меня на неприметную остановку в районе Газиэмир, где тусовалась толпа народу и работал зазывала, рассаживающий пассажиров в нужные автобусы. Сервис!
На напряженных маршрутах долмуши ходят часто, иногда каждые 10-15 минут. На ненапряженных может быть несколько рейсов в день.
Маршрутки отлавливать можно где угодно, абсолютно в любой точке улицы или трассы, водитель ради нескольких лир готов нарушать любые правила. В местах с плотной застройкой по этой причине они едут чрезвычайно медленно, сигналя всем прохожим без разбора, как бы привлекая внимание к себе. Но за городом превращаются в “шумахеров” и втапливают тапки ровно в пол.
В маршрутках чаще нет кондиционера, но открываются все окна. Иногда водитель распахивает на ходу и двери 😉
Салон выполнен максимально непритязательно. Встречаются вариации с накопительными площадками либо без оной, но с багажным отделением. Крупные сумки и коляски перевозить в долмушах можно без всяких проблем.
Попадаются салоны с вырвиглазным освещением. Очень часто есть флаги под потолком.
Теперь вопрос оплаты. Как правило в салоне висит прайс-лист по основным точкам маршрута. Вариант “зашел – вышел” повсеместно стоит 2,5 лиры, это около 80 белорусских копеек. Маршрут длиной 5-10 километров оценивается в 1 рубль, дальше больше, но редко дороже 3 рублей (это уже будет маршрут около 50 километров). Покупка талончика на автовокзале выходит дешевле примерно на 20%.
Иногда маршрутчик может брать цену из головы, конечно, только по отношению к иностранцу. Но они сильно не наглеют, может, те же 20% сверху накидывают 🙂
Я не знаю, можно ли покрывать большие расстояния в Турции при помощи цепочки пересадок из маршрутки в маршрутку, но, похоже, для западного и южного побережий эта схема будет работать.
И я, само собой, хочу совершить такое путешествие.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎
Турецкая маршрутка. Всё, что надо знать о долмуше
Не всегда хочется проводить отпуск на территории отеля «всё включено». Посмотреть окрестности, достопримечательности и просто передвигаться по стране поможет местный общественный транспорт – долмуш.
Что такое турецкий долмуш?
В Турции долмуш – удобный и доступный транспорт для туристов. В привычном смысле это микроавтобусы, курсирующие по заданным рейсам или маршрутные такси.
Перевод «долмуш» (dolmuş) означает «переполненный», «набитый битком», название указывает на популярность средства передвижения.
Обратите внимание на популярное слово «Долма», обозначающее блюдо, представляющее собой начинённые овощи или листья (как правило, виноградные), голубцы в виноградных листьях. Так вот — со словом «Долмуш» — они однокоренные.
Маршрутки есть на всей территории страны, но повышенным спросом пользуются в курортных районах: на черноморском, анталийском, эгейском побережьях.
Городские и пригородные долмуши
Городские долмуши ездят по коротким маршрутам в пределах одного муниципалитета, на лобовом стекле установлены таблички с названием конечной остановки. Микроавтобусы бывают разных цветов: бирюзовые, желтые, бежевые, оранжевые, зеленые.
В малых и провинциальных городах может быть терминал долмушей / микроавтобусов, а также междугородний автовокзал. Иногда это одно и то же место, иногда нет. В крупных городах может быть несколько терминалов «долмуш» в разных частях города.
Пригородные долмуши белого цвета, иногда с цветной полосой. Пункт назначения указан на лобовом стекле, прописан вдоль бампера, на боках кузова или на электронном табло над кабиной. На стекле дверей нанесены в столбец названия остановок (наименования отелей, поселков). Современные автомобили имеют кондиционер, более удобную платформу для посадки.
Чем долмуш отличается от автобуса и такси?
Автобусы в Турции соединяют города, следуют на дальние расстояния. Они рассчитаны на 40-45 человек, предлагают услуги стюарда, Wi-Fi и багажник. Билеты приобретаются в кассах автовокзала или на официальном сайте компании-перевозчика.
Долмуши перевозят пассажиров на относительно небольшие расстояния, проезд оплачивается водителю, количество мест в них 16-20, отсутствует багажный отсек.
Такси от долмушей отличаются ценой и комфортабельностью. И если по второму признаку проигрывают, то по первому впереди.
Цена на такси составляет 3-5 лир за километр, стоимость посадки – 5 лир. Проезд в пригородном долмуше в среднем 5-12 лир от начальной станции до конечной.
Такси в Стамбуле — полная информация: цены, особенности, приложения, советы
На прочтение: 10 мин.Такси в Стамбуле — удобный вид транспорта. По сравнению с Европой — не очень-то и дорогой. Но с 20 000 таксомоторов, которые ездят по городу, только дурак поверит, что все водители честны. К счастью, большинство из них действительно честны и создают городу приятный имидж. О коварных обманах таксистами наивных туристов читайте ниже, […]
Какие автомобили работают долмушами?
На маршрутах множество марок автомобилей-минибасов (Volkswagen Crafter, Karsan, Isuzu Urban 50, Mercedes-Benz Sprinter…).
Местного производства встречаются микроавтобусы Karsan разных моделей от Peugeot J9 Karsan 90-х годов до современного Karsan e-Jest.
Автомобильный завод Karsan работает с 1966 года, сотрудничает с такими узнаваемыми брендами, как BMW, Volvo, Renault, Peugeot, поставляет тружеников-долмуш на дороги Турции.
Какие маршруты популярны на курортах?
Отличить городской долмуш от пригородного можно по цвету (пригородные – белые). На табличке городского указан район муниципалитета или название торгового центра, парка, музея, рядом с чем оканчивается путь.
Остановки маршруток в Турции не всегда обозначены знаками. Лучший вариант выяснить, где ближайшая остановка – спросить на ресепшн отеля, у хозяина жилья, в соседнем магазине. Даже если остановка есть, надо махнуть водителю приближающегося долмуша.
Узнать начальные и конечные пункты отправления в городах просто. Это площадки, где запаркованы несколько долмушей, есть здание для отдыха водителей и информационные баннеры.
Оплата в маршрутках только наличными водителю, На курортах принимается любая валюта: лиры, доллары, евро. До 6 лет бесплатно.
Сидячие места занимаются полностью, только потом разрешается проезд стоя. Можно садиться в кресло в кабине, проезд детей там разрешен на руках у взрослых.
Если пришлось путешествовать на долмуше стоя, надо крепко держаться за поручни, манера водить в Турции дерзкая. Водитель резко набирает скорость, внезапно тормозит и круто входит в повороты.
Чтобы не проехать своё место достаточно при входе сказать название отеля, магазина, парка или достопримечательности. На подъезде (если знаете местность) можно напомнить.
Маршруты
Стамбул
Стамбул – настоящий мегаполис, здесь и метро, и городские автобусы, трамваи, фуникулёры, такси, водное такси и, конечно, маршрутки.
Долмуши в Стамбуле ярко-желтого цвета, бывают с шашечками на крыше. Маршрут прописан на лобовом стекле. Как и в Анталье, самостоятельные туристы активно пользуются долмушами для перемещения по городу.
В Стамбуле наиболее популярными направлениями, интересными туристам будут
Перейдём к маршрутам долмушей в курортных зонах.
Фетхие
Стартовый пункт маршруток находится рядом с центральной мечетью (ул. Ататюрк). Здесь начинается движение транспорта в самые популярные направления: пляж Олюдениз, деревню КаяКёй, пляж Чалыш.
Олюдениз
Место отправления – центральная улица посёлка, на побережье. Самое популярное направление здесь Фетхие. Каменное побережье сводит пляжный отдых в Олюдениз к нулю, туристы едут в соседний посёлок за пляжами.
Манавгат
Всё просто – конечная на автовокзале Манавгата. Отсюда уходят маршрутки в Сиде и его окрестности, городские долмуши.
Основные направления тут в Антик Сиде, Эвренсеки, Чолаклы, Соргун. Есть несколько рейсов в Анталью.
Сиде
Станция долмушей рядом с главными воротами Сиде и развалинами античного города.
Маршрутки уходят в посёлки (Эвренсеки, Чолаклы, Соргун и тд.), обратно в Манавгат.
Аланья
Автостанций в городе несколько. В Аланье популярностью пользуются городские маршруты: на пляж Клеопатры и к фуникулёру, к старой крепости, инсталляции «I love Alanya».
Кемер
Отправная точка – площадка у башни с часами. Туристы предпочитают ездить на маршрутках в Анталию, посёлки Бельдиби, Гёйнюк, Кишир.
Бельдиби
Через посёлок в основном ходят транзитные маршрутки (Кемер – Анталья) и тормозят на остановках по просьбе. Совсем близко до Анталии и можно воспользоваться долмушем для поездки. Легко посетить Кемер.
Мармарис
Маршрутки тут легко отличить по цветной полоске, в зависимости от района следования. Синяя полоска – Армуталан (пляжный городок). Оранжевая – Ичмелер.
Точек отправления в Мармарисе несколько, основная – автовокзал (бул. Мустафа Мюнир).
Кушадасы
Станция долмушей в Кушадасы в Старом городе. Можно отправиться в Эфес, Оздере, Сеферихисар, Милли парк. Туристы пользуются маршрутками активно и часто, Кушадасы не богаты достопримечательностями.
Анталья
Транспортная сеть Антальи развита, здесь городские автобусы, трамваи, такси и долмуши. На маршрутке можно передвигать между районами города и добраться до близлежащих курортов анталийского побережья (Кемер, Манавгат, Белек и другие).
Туристы пользуются долмушами для самостоятельно посещения достопримечательностей города: Старая гавань, ворота Адриана, часовая Башня, пляж Коньяалты и другие.
Сколько стоит проезд в долмуше?
Стоимость проезда зависит от маршрута и региона.
Приведем несколько примеров популярных маршрутов.
Отправление | Назначение | Цена |
Манавгат | Анталья | 24 LT |
Анталья | Кемер | 16 LT |
Кушадасы | Эфес | 10 LT |
Мармарис | Ичмелер | 2,5 LT |
Аланья | Пляж Клеопатры | 4 LT |
Обратите внимание — цены на проезд меняются в зависимости от расстояния презда. Также возможно повышение цен из-за экономическо обстановки в Турции.
Время работы долмуш и интервал движения
В летний сезон (с мая по ноябрь) маршрутки выезжают из начального пункта в 6:00 и последний рейс заканчивают в 00:00 (в некоторых регионах даже в 01:00). Зимой, когда жизнь на курортах замирает, долмуши ездят с 8:00 до 21:00.
Интервал движения городских минибасов 5-7 мин., пригородных немного больше – 10-15 мин.
История долмушей
История современных маршруток простирается от лодки-долмуша в районе Золотого Рога 15 века. Как явление такси-долмуш — это своего рода «гражданская инициатива», разработанная стамбульцами для решения транспортной проблемы в Стамбуле в 1930-е гг.
Можно сравнивать действия первых водителей долмушей с контрабандой пассажиров, когда водители подходили к трамвайным остановкам Eminönü-Taksim и собирали клиентов за немного большую сумму, чем трамвайный билет.
«Десять куруш, сэр, до Таксима на новенькой машине».
Со второй половины 20 века микроавтобусы (и их очереди) стали столь же незаменимыми в городской жизни, как трамваи и автобусы IETT, которые только начали работать.
Краткая история бизнеса долмушей такова: Халит, шеф-повар, который управляет рестораном в Чагалоглу, сменил профессию после разговора с таксистами, которые приводили клиентов в его ресторан. Он начал работать таксистом.
За Халитом последовали другие водители такси, бизнес долмушей получил широкое распространение в Стамбуле. Вскоре после этого появились линии Шишли-Пангалты, Каракей-Таксим, Фатих-Беязит и Сиркечи-Каракей. Позже он распространился по всей Турции.
Видео
Работа турецких маршруток хорошо проилюстрирована в клипе аопулярного турецкого исполнителя Çağlar Akkaya из Анкары
Полезные советы для путешествия на долмуше
Также, есть и ряд минусов: долгий проезд и не высокий уровень комфорта.
Следует отметить, что таким видом транспорта может похвастаться только Турция.
Поэтому, если вы решили посетить эту солнечную страну, не откажите себе в удовольствие прокатиться на долмушах.
Среди туристов ходит шутка «не ездил на долмуше – не видел Турции». Долмуш сэкономит Ваше время и деньги, разнообразит отдых.
Приятных Вам путешествий!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.