Должность cto что это

Кто такой CIO и в чём разница между CIO, CDO и CTO

Должность cto что это. Смотреть фото Должность cto что это. Смотреть картинку Должность cto что это. Картинка про Должность cto что это. Фото Должность cto что это

Кто такой CIO

Роль CIO в компании состоит в разработке информационной стратегии по управлению бизнесом на основе передовых цифровых технологий, а также в обеспечении ее ИТ-составляющих. Также CIO руководит сотрудниками ИТ-департамента, поддерживает рабочие связи с другими службами компании (единым проектным офисом,отделом бизнес-аналитики, подразделением информационной безопасности) и руководством. CIO:

учитывает материалы и оборудование;

контролирует подготовку автоматизированных рабочих мест;

сотрудничает с партнерами по вопросам заключения договоров, поставкам компьютерной техники, программного обеспечения, комплектующих, расходных материалов, различных услуг;

принимает технику, оборудование, материалы и контролирует их количество, качество и использование;

принимает технику, оборудование, материалы и контролирует их количество, качество и использование;

контролирует документооборот, оформляет техдокументацию и составляет отчетность по IT-подразделению;

занимается сопровождением разработанных и внедренных программ, созданием рабочих инструкций по ним;

контролирует своевременное устранение неисправностей работы компьютерной техники и программного обеспечения.

CIO собирает сведения о выборе технологий, партнеров и оборудовании и предоставляет их генеральному директору (CEO) с обоснованием своих решений по выгодам и стоимости того или иного варианта (например, использования аутсорсинга вместо труда собственных сотрудников).

Должность cto что это. Смотреть фото Должность cto что это. Смотреть картинку Должность cto что это. Картинка про Должность cto что это. Фото Должность cto что это

Чем отличаются должности CIO, CDO, CTO и другие Chief

Помимо CIO в компаниях существуют различные связанные с ИТ руководящие должности. В их перечень входят:

директор по цифровым технологиям (CDO, Сhief Digital Officer). В задачи CDO входят: переориентация «аналоговых» компаний в цифровые с полным использованием потенциала современных технологий, мониторинг операций в различных цифровых продуктах и сферах (мобильных приложениях, социальных сетях и связанных с ними приложениях, виртуальных товарах), а также управление информацией и маркетингом на основе веб-технологий. CDO четко формулируют цифровые стратегии предприятия и определяют, как компания сможет экспериментировать в цифровой сфере;

В отличие от CIO, которые фокусируются на организацию внутренней ИТ-инфраструктуры, CTO и CDO ориентируются на клиентскую базу вне компании, а также на развитие бизнеса.

Получить все необходимые для работы по специальностям CIO, CTO и CDO знания и компетенции можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.

Источник

Кто такой CTO (Chief Technical Officer): что, зачем, за сколько?

Chief Technical Officer — представитель топ-менеджмента компании (помимо английской аббревиатуры, можно встретить название «технический директор»), который определяет технологическую стратегию компании и отвечает за внедрение новых технологий — все ради достижения финансовых и стратегических целей бизнеса.

Должность cto что это. Смотреть фото Должность cto что это. Смотреть картинку Должность cto что это. Картинка про Должность cto что это. Фото Должность cto что это

В зависимости от целей конкретной компании, CTO может быть руководителем всего IT-подразделения или отвечать за отдельные блоки (как правило, во втором случае CTO подчиняется CIO).

По сути, CTO отвечает за разработку новых продуктов, оптимизацию производства и внедрение новых процессов в структуру деятельности компании.

Что CTO делает и зачем?

Список обязанностей и примерных рабочих задач CTO можно представить так:

определяет стратегию развития технологий;

отвечает за бюджет;

определяет технологический стек;

определяет подходы к разработке, исследованиям и запуску новых продуктов;

обеспечивает соответствие инфраструктуры целям компании;

является основным контактным лицом для руководства компании с точки зрения технологий;

отвечает за наем, а также за эффективную работу технических подразделений.

Все это для того, чтобы благодаря запуску новых продуктов и реализации технологической стратегии успешно достигать бизнес-цели компании. Это можно назвать основной задачей технического директора.

Среди проектов, над которыми CTO предстоит работать ради выполнения своей основной задачи, можно перечислить:

внедрение гибких подходов к разработке;

выстраивание продуктового подхода в компании;

переход на новый технологический стек;

вывод на рынок новых продуктов;

повышение отказоустойчивости сервисов и производительности систем;

разработка новых систем и доработка существующих.

Самое интересное — это работа с людьми, формирование сильных результативных команд с комфортными условиями работы. Новые идеи, реализацией которых никто не занимался, и творческий процесс поиска решений сложных задач. Продукты, технологии и подходы, способные быстро принести ценность. Есть в нашей работе и не очень интересное, но порой необходимое — бюрократия и рутина, где-то их больше, где-то меньше.

Где и как учиться?

Поскольку речь в этом тексте, в отличие от предыдущих, идет о роли топ-менеджера, сертификата об успешном прохождении онлайн-курса точно будет недостаточно.

Сейчас на рынке приветствуется микс из высшего технического образования и дополнительного образования (к примеру, MBA) в области финансов и/или стратегического управления компанией и/или сфере диджитал. Подобное сочетание дает представителям профессии широкий кругозор и хорошее понимание бизнеса.

Но стоит отметить, что в первую очередь работодатели смотрят на предыдущий опыт, реализованные проекты и размер бизнеса или команд, которыми управлял кандидат.

Основные требования

Важно отметить, что, несмотря на «технологичность» роли (слово «технический» даже вынесено в название), для позиции CTO soft skills могут оказаться важнее и значимее, чем hard skills.

В целом список требований обычно выглядит так:

опыт управления технологическим подразделением в компании из той же или похожей индустрии (к примеру, в IT-компании, как правило, приглашают кандидатов, имевших опыт работы с аналогичными/похожими продуктами, а в розничные компании — кандидатов с опытом работы в рознице и/или в электронной коммерции);

стратегическое видение (умение сопоставить бизнес-цели компании с задачами своего подразделения);

опыт управления аналогичной или близкой по численности командой;

опыт реализации похожих или аналогичных проектов (к примеру, если компания планирует трансформировать интернет-магазин в маркетплейс, то от кандидатов будет ожидаться опыт запуска и/или развития маркетплейса);

развитые коммуникативные навыки (в данной роли большую долю рабочего времени будет занимать общение с бизнесом, продажа своих идей, а также защита стратегии/проектов);

сильные лидерские навыки (за техническим директором идет большая команда, поэтому важно, чтобы сотрудник умел вдохновлять людей);

развитые навыки самопрезентации (часто роль СТО — публичная, представители этой профессии частые гости на различных мероприятиях, что ко всему прочему крайне важно для Employer brand);

английский язык (даже если речь идет о российском бизнесе, в бизнес-сообществе и на мероприятиях много экспатов, важно, чтобы технический директор чувствовал себя комфортно в такой среде).

При этом относительно самого первого пункта существует миф, что компании рассматривают на роль технического директора только кандидатов из компаний-конкурентов.

Подходы в рамках одной индустрии часто похожи. А в конкурентной борьбе в текущих реалиях выигрывает та компания, которая первой находит абсолютно новые подходы к решению стандартных задач или может первой предложить новые продукты своим потребителям. Поэтому в последнее время мы часто слышим от клиента запрос: «Только не из нашей индустрии, хотим кандидата со свежим взглядом на наш рынок».

Михаил Леонов, ex. CTO Delivery club:

Помимо общего технического бэкграунда и образования, я считаю, что для СТО важны кругозор и любознательность. Чем большим количеством информации обладает CTO, тем более взвешенные он принимает решения. Информацию нужно получать из обучения, книг, статей и опыта — в процессе работы над задачами.

Павел Рудлевский, СТО Х5:

Я убежден, что нужен hands-on опыт в том, чем управляешь. Хорошие СТО вырастают из тимлидов, delivery manager’ов. Важен опыт организации работы команд, поэтому управление продуктами, проектами не менее востребовано. Крайне востребованы soft skills — навыки убеждения, грамотная коммуникация, умение договариваться. Из персональных качеств лично мне помогают высокий EQ и PQ.

Основные мотиваторы и заработная плата

Мотиваторы снова можно разделить на материальные:

амбициозность проектов, которые необходимо начинать/развивать,

зона ответственности, степень влияния на бизнес компании,

команда лидеров, с которой предстоит работать,

планы компании по развитию.

Заработная плата в среднем варьируется от 350 тысяч до 1,5–2,5 миллионов рублей: все зависит от размера бизнеса.

Больше всего меня мотивируют новые нетривиальные задачи и люди, с которыми вместе добиваешься результатов и растешь, баланс применения и получения знаний и навыков.

Источник

О роли CTO (главного инженера / технического директора)

Меня часто просят определить роль СТО, и я решил поделиться своими мыслями по этому вопросу.

Начнём с того, кем СТО не является.

1) СТО – это не инженер. Это не верхушка технологической карьеры, не естественная позиция на пути роста инженера. Это позиция не для тех людей, которым нравится кодить, проектировать архитектуру и разрабатывать технический дизайн.

2) Из первого пункта следует, что СТО не обязательно будет лучшим инженером компании.

Так кто же такой СТО, если не лучший кодер и не венец карьеры инженера?

Проблема с определением СТО в том, что если рассмотреть обладателей этой должности, вы увидите много разных личностей. Некоторые – технические со-основатели. Другие – из первых инженеров. Некоторые начинали с неё, другие получили повышение. Одни стали СТО после того, как побыли заместителями по разработке. Кто-то сосредотачивается на людях и процессах разработки, найме. Другие – на архитектуре приложений или на развитии продукта. Кто-то – лицо компании для внешнего мира. Кто-то не занимается отчётами, а кто-то управляет всей разработкой.

Лучшее, что можно придумать: СТО – технический лидер компании на текущей стадии развития компании. Я думаю иначе – СТО должен быть стратегическим техническим исполнительным директором, который требуется компании на текущей её стадии.

Стратегическим: думающим далеко вперёд, и помогающим планировать будущее бизнеса и приобретение того, что сделает это возможным.

Исполнительным: превращать стратегические планы в реальность, разбивая задачу на кусочки и управляя людьми, которые будут её решать.

Так что же делает СТО?

Во-первых, он должен заботиться и понимать бизнес. У него должна быть возможность создавать стратегию в рамках технологии. СТО сначала исполнительный директор, а затем уже технарь. Если у СТО нет места там, где принимают решения, и не понимает, какие бизнес-проблемы стоят на пути у компании, он не сможет управлять технологией компании для их решения. СТО может определить те области, где можно использовать технологию для создания новых решений в бизнесе, которые соответствуют общей стратегии компании. Или же СТО может просто делать так, чтобы технология всегда развивалась, предугадывая и позволяя развиваться компании и продукту.

В любом случае СТО должен понимать, какие основные возможности и риски есть у бизнеса и концентрироваться на них. Если СТО занимается наймом, сохранением сотрудников, процессами, управлением людьми – значит, в данный момент эти вещи очень важны для команды технарей.

У правильных СТО есть ответственность и влияние. Это не значит, что они сильно вовлечены в ежедневное управление – но чтобы реализовывать бизнес-стратегию, нужно правильно расставлять людей для решения проблем. СТО должен оберегать команду технарей от того, чтобы она превратилась в простой инструмент для реализации идей других исполнительных директоров. Он должен заботиться об идеях и запросах самой этой команды.

Сложности начинаются, когда команда вырастает, и СТО начинают нанимать заместителей для управления людьми. Многие передают всю ответственность за управление заместителям, иногда даже отказываясь от отчётов с их стороны. Очень сложно сохранять влияния и эффективность, когда тебе не предоставляют отчёты.

На прошлом моём месте работы весь высший менеджмент из технарей состоял в должности СТО в своей области. Их очень уважали и они были весьма способными в техническом плане. Они понимали бизнес и технические задачи, которые стоят перед ним, и часто вдохновляли команду инженеров и помогали с наймом сотрудников.

Их проблема была в том, что они редко следили за работой команд, потому что технология воспринималась просто как инструмент. У них не было стратегического влияния.

Если вы – лидер без возможности влиять на бизнес-стратегию и размещать людей на важные задачи, вы в лучшем случае можете рассчитывать на своё влияние на других исполнительных директоров. В худшем же – просто занимаете номинальную должность. Нельзя отказаться от ответственности за управление, не отказываясь от власти.

Если у СТО нет прав на управление, ему придётся достигать целей только через влияние на организацию. Если менеджеры не будут ставить людей на задачи, которые кажутся ему важными, он будет бессилен. Если вы не занимаетесь управленческими делами, вы теряете самую важную власть над бизнес-стратегией. У вас остаётся только надежда на благие намерения организации и ваши руки.

Мой совет тем, кто стремится к должности СТО – помнить, что это работа, связанная с бизнес-стратегией и управлением. Если бизнес компании вам не интересен, если вы не хотите брать на себя ответственность за работу большой команды людей в направлении этого бизнеса, то работа СТО не для вас.

Источник

Кто такой СТО и каковы его задачи? Личный опыт и мнение технического директора

Должность cto что это. Смотреть фото Должность cto что это. Смотреть картинку Должность cto что это. Картинка про Должность cto что это. Фото Должность cto что это

Привет, Хабр! Меня зовут Игорь Десятников, я Chief Technical Officer в компании Neuro.net. Несколько раз встречал на Хабре статьи с попыткой рассказать о роли СТО, об эволюции этой должности при расширении компании и т.п. С некоторыми вещами согласен, с другими — нет.

Сегодня расскажу о своем видении позиции СТО. Если получится — было бы отлично поднять в комментариях дискуссию. Если вы с чем-то не согласны, просто хотите дополнить или поделиться собственным опытом — давайте обсудим.

Кто такой CTO?

Есть разное понимание позиции CTO, причем вполне закономерно, что в каждой компании это может быть совершенно своя история. Приведу несколько примеров.

В одной компании хотят, чтобы кандидат на этой позиции был, по сути, тимлидом команды: писал код, проектировал решения и архитектуру, проводил ревью кода и выполнял прочие обязанности руководителя команды. Выстраивать процессы нужно лишь в рамках своей небольшой выделенной команды и все, что от тебя ожидается – это работающий продукт. Чаще всего такая роль СТО отводится в компании, которая находится на стадии стартапа и создания MVP продукта. По факту, им нужно быстро стартовать, запустить минимальный продукт и проверить его жизнеспособность.

В другой компании хотят, чтобы CTO занимался процессами разработки, инфраструктурой, управлением технарями. Это некий руководитель разработки. В западных компаниях есть еще такая должность VP of Engineering. Мне наиболее близка эта роль, хотя по своим обязанностям сейчас приходится делать еще много всего сверху.

В третьей компании могут хотеть, чтобы CTO занимался пресейлом, продвижением компании и маркетингом.

И каждая компания по-своему права, спорить здесь смысла нет. Считаю, что уже хорошо, когда основатели и акционеры в принципе понимают, что должен делать СТО в компании. Понимание задачи – первая стадия успешного ее решения.

На мой взгляд, у СТО есть “программа — минимум”: человек на этой должности должен понимать, какие основные возможности и риски есть у бизнеса, концентрироваться на них и фокусироваться на вопросе роста бизнеса.

Если подытожить, то в моем понимании СТО отвечает за стратегию технологического развития компании и руководит всем техническим блоком. Менеджерские навыки в этом смысле важнее технических. CTO это не тот, кто знает все, а человек, окруживший себя специалистами, которые знают все, что необходимо для развития компании, а он этим всем может управлять.

Как стать CTO?

Здесь я коротко расскажу свой путь роста, понятно, что у других коллег он может быть совершенно иным.

Мой путь к CTO пролегал через разработку и менеджмент. Я начал свою карьеру на позиции инженера по тестированию, потом перешел в разработчики и, в конечном итоге, вырос в тимлида команды разработки. В какой-то момент осознал, что хочу расти в менеджмент и управление, поэтому перешел на позицию Engineering manager. Далее несколько лет руководил большим отделом разработки на Highload-проектах. Лично я считаю, что CTO должен знать все технические процессы изнутри, знать боли и потенциальные узкие места. Именно такой путь, от тестирования до разработки и руководства департаментом, прошел я, но еще раз подчеркиваю, что он может быть совершенно другим.

Меня время от времени спрашивают: “Как вообще вырасти до руководителя отдела разработки или до тимлида”. Конечно, я помогаю разобраться, но часто это уже совсем не лидерская история. Чаще всего те, кто задают подобные вопросы, растут в управлении хуже, чем, так сказать, прирожденные лидеры. На мой взгляд для того, чтобы достичь всего перечисленного, лидером уже нужно быть, это, своего рода, личностные характеристики, soft skills, если хотите. Этому очень сложно научить, ты либо знаешь и можешь, либо нет.

Работа в Neuro.net и круг задач, которые нужно было решить

Когда я пришел в компанию, это случилось в конце 2019 года, команда была небольшой — всего 10 человек. Neuro.net была самым настоящим стартапом в самом начале пути: без процессов и четкой организации, но зато с планами по захвату мира. К счастью, последнее понемногу реализуем. Так, за очень непростой для всех 2020 год мы сумели вырасти сразу в 10 раз, так что сейчас под моим руководством около 110 человек. При этом мы продолжаем агрессивно расти. Мир, конечно, мы пока еще не захватили, но планы никуда не делись, все в силе.

Теперь о круге задач. В самом начале передо мной ставились цели по найму людей и выстраиванию бизнес-процессов. Понятно, что с быстрым ростом компании приходится процессы менять буквально на лету, где-то напильником (или даже рашпилем) их подшлифовывать, где-то вводить что-то новое. Все это заставляет тебя быть устойчивым к стрессу и уметь быстро переключаться с одного контекста на другой. Работы было и остается много, даже слишком.

Возможно, читателям будет интересно услышать про нюансы собеседования на позицию СТО. Так вот, вопросы могут быть совершенно разные, включая блок про найм команды, выстраивание бизнес-процессов, решение сложных конфликтных кейсов, методологии разработки и т.п. В остальном, часто это довольно объемное техническое собеседование: базы данных, сети, архитектура и прочее.

Самый адекватный вопрос, который я встречал на интервью: «У нас есть такая-то задача по разработке продукта и построению команды, как бы ты помог в ее решении?»

Нюансы работы СТО

Обязанность руководителя, в первую очередь, — выстроить работающий механизм. Если требуется частое погружение в детали, делать что-то вместо специалистов, которые не справились или плохо выполнили задачу – у тебя проблемы с управлением или, возможно, работу выполняют не те люди.
Настоящий признак эффективного руководителя – ему практически ничего не приходится делать самому. Необходимость вовлекаться в детали должна стать для руководителя плохим сигналом. Есть классная цитата, не помню, где я ее слышал, возможно она с Хабра: «Если ваш CTO не знает, как писать код — у меня для вас плохие новости. Если CTO у вас пишет код — новости еще хуже.»

Личный опыт в Neuro.net

Обычно мы проводим еженедельные митинги с каждой командой разработки, начиная с эксплуатации и заканчивая разработкой и тестированием. Там, где процессы не идеальны или много новых людей, встречаемся чаще: 2 или 3 раза в неделю. На этих собраниях традиционно обсуждаем что сделали, что планируем сделать, какие есть проблемы. Такая структура встреч позволяет всегда оставаться up-to-date, понимать, что происходит в команде и при необходимости давать кому-то обратную связь.

Есть периодические встречи, когда сотрудники могут задать любой вопрос, спросить про их боли, попросить помощи. Конечно, практикуются и индивидуальные встречи. Стараемся проводить их как можно чаще, т.к. на удаленке люди быстрее теряют связь с командой и компанией.
Иногда приходится собирать рабочие группы по каким-то проектам в разработке, которые требуют оперативности или ломают наш стандартный процесс разработки. Также у меня настроены дашборды и уведомления в JIRA, которые позволяют не выпадать из рабочего процесса.

Что касается проблем, то самая большая головная боль — где найти разработчиков, какой выделить под них бюджет и где его взять. Вообще история с деньгами очень тесно связана с жизнью СТО. Учитывая не всегда адекватный рынок IT, эта задача сильно усложняет повседневную жизнь.

Рабочее и личное время

Считаю важным осветить этот вопрос, поскольку он затрагивается не так и часто. Что касается меня, то все сложно. Это не та история, когда ты в 17.00 уходишь с работы и полностью переключаешься на свои личные дела, это просто невозможно сделать. Нет такого состояния, когда у тебя нет проблем или нет зон для улучшений, ты постоянно над чем-то размышляешь.

Периодически случаются срочные звонки, какие-то проблемы и прочее. Все это нужно решать и принимать решения очень быстро. Учитывая сумасшедший рост нашей компании, решения нужно принимать молниеносно и таких решений даже за один день может быть много. Думаю, что среди топ-менеджеров очень немного тех, кто способен «обнулиться» сразу же после выхода из офиса. Почему? Да просто потому, что в большинстве случаев это просто невозможно.

Советы руководителям

Периодически сталкиваюсь с историями, когда в компанию приходит новый руководитель. У него горят глаза, он практически сразу хочет все переделать на свой лад. Это типичная ошибка — ни в коем случае не стоит, не разобравшись в том, что есть, ломать существующую структуру и процессы, строя на развалинах что-то свое. Не факт, что новое будет лучше, чем было старое. Ситуация ухудшается тем, что на перестройку и все эти революции компания тратит дофига времени, теряя по пути ценных сотрудников, которые не смогли или не захотели смириться с переменами.

Так что первый совет от меня: сначала внимательно изучите, как всё устроено. Меняйте только то, в чем объективно назрели скорейшие перемены, и обязательно объясняйте коллективу, почему и зачем вы это меняете. Поддерживайте и развивайте дальше то, что и так дает хорошие результаты. Не ломайте то, что работает хорошо, вы вызовете большой негатив у команды. Подробно можно почитать здесь.

Второй совет, который хочу дать и который актуален для меня вот прямо сейчас: оберегайте команду технарей от бизнеса и их хотелок, станьте буфером между техническим отделом и продавцами. Иначе вы просто превратитесь в инструмент для реализации желаний других отделов, никакого стратегического развития не будет.

Ну и совет номер три: регулярно «сверяйте часы» с каждым сотрудником, который важен для вас и компании. Разговаривайте с вашими ключевыми сотрудниками и обсуждайте с ними все, что их беспокоит. Возможно, вы и понятия не имеете об этих проблемах или человек, которого они волнуют, неправильно понимает ситуацию. В любом случае, важно открыто их обсудить.

Читайте профильную литературу. Меня в свое время очень впечатлила книга Рэя Далио «Принципы», до сих пор считаю ее лучшей бизнес-литературой по управлению, несколько раз перечитывал. Книги попроще можно найти по ссылке.

Источник

Должность cto что это

Должность cto что это. Смотреть фото Должность cto что это. Смотреть картинку Должность cto что это. Картинка про Должность cto что это. Фото Должность cto что это

CTO (Chief technology officer) — один из руководителей компании, отвечающий за разработку новых сервисов или продуктов, а также за оптимизацию производительности производства: управление процессами разработки в проектных командах, обучение и повышение квалификации сотрудников, внедрение и поддержка различных процессов внутри компании.

Задачи и обязанности

Как и все топ-менеджеры, CTO отвечает за компанию в целом, а не за какой-то ее продукт или сервис. Но, если CEO / CFO определяет, что компания делает и для кого, то задача CTO — обеспечить эффективное использование и распределение ресурсов компании, превратить выполнение проектов в контролируемые процессы с предсказуемыми результатами.

Сфера внимания CTO — технический аспект продукта, его качество, производительность, эффективность, надежность и время жизни. Цель — следить за тем, чтобы технологические стратегии компании соответствовали бизнес-стратегиям.

«Я целый день занят вопросами постоянного улучшения наших продуктов и сервисов».

Главное отличие от других топ-должностей — упор на управление технической частью бизнеса и производственными ресурсами, вовлеченность в принятие технических решений. CTO — это обязательно технический специалист с опытом самостоятельного решения инженерных задач.

Что касается технической составляющей, то можно привести следующее высказывание одного из опрошенных технических директоров:

«В моем понимании CTO — это очень хороший архитектор, очень хороший team lead, хороший аргументатор и просто человек, который разбирается в людях и в бизнесе. Последний пункт — ключевое отличие от любой технической позиции. Технический архитектор обычно смотрит на задачу построения информационной системы с технической колокольни. CTO должен видеть в этом бизнес и уметь находить грамотный баланс между технологией и бизнесом».

Обязанности должности CTO могут сильно различаться в зависимости от размера и типа компании (сервисная или продуктовая). В общем случае chief technology officer — это исполнительный топ-менеджер, чья должность предполагает стратегическое решение научно-технических вопросов в организации и не предполагает участия в разработке конкретных задач и проектов.

В круг обязанностей CTO могут входить:

— Определение общих стратегий технического развития;
— Принятие глобальных технических решений;
— Внутренний технический арбитраж;
— Выбор технологий, которые будут использоваться в том или ином проекте;
— Оценка этих технологий в плане финансовых и временных затрат;
— Оценка длительности и трудоемкости проектов;
— Планирование и построение процессов разработки;
— Формирование команд разработчиков;
— Распределение задач между командами;
— Отслеживание продвижения проектов;
— Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
— Выбор и внедрение вспомогательных систем для разработки и администрации;
— Экспертные предложения по архитектуре или конкретным техническим решениям;
— Написание кода, обзоры кода, рефакторинг;
— Технический pre-sale ключевых проектов;
— Управление техническими рисками на проектах;
— Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании (CEO, COO, CIO и др.);
— Координация работы департаментов;
— Технические собеседования с новыми сотрудниками;
— Оценка продуктивности сотрудников и решение об уровне их зарплат;
— Обучение сотрудников;
— Формирование рабочей атмосферы в коллективе, мотивация сотрудников;
— Разборы полетов с тимлидами:)

CTO является промежуточным звеном между бизнес-требованиями и их воплощением.

«Со стороны бизнеса я плотно работаю со всем топ-менеджментом и перевожу их желания, виденье и идеи в технологическую плоскость. То есть я отвечаю на все технические вопросы остальных топов: можем ли мы то, как сделать это, в чем проблема с этим?»

«Все стратегические технические вопросы выливаются из требований бизнеса. Так, к примеру, в ходе совещания сообщается о запуске долгосрочной рекламной кампании — в данном случае я должен понять, какую нагрузку эта кампания создаст на конкретную площадку, какие ресурсы нам нужны, чтобы обеспечить и разработать эту кампанию, и какие работы будут необходимы, помимо очевидных этапов разработки. И вывести из этого всего примерные сроки. В случае, если эта оценка приемлема, задача переходит в разработку, иначе мы коллегиально (с участием всех заинтересованных лиц из других отделов и, возможно, руководства) решаем, чем из функционала можно пожертвовать, понеся минимальные потери».

Типичный рабочий день CTO включает в себя:·

Анализ отчетов по текущим проектам и персоналу;
Телефонные митинги с ключевыми заказчиками и/или иностранным руководством;
Встречи с проектными менеджерами;
Совещания с рабочей группой;
Написание ТЗ и делегирование задач ответственным за них сотрудникам;
Консультации по аналитике;
Брейншторминг;
Занятие своими задачами по проектам.

А также периодически:
Интервью с потенциальными сотрудниками;
Общие сборы всех разработчиков;
Согласование порядка работы на будущее;
Обучение команды.

«60-80% времени — это работа с людьми».

«Обычно, если нет ничего горящего, день начинается с перекура с COO 🙂 Далее — обход всех руководителей и их отделов с приветствием и небольшой светской беседой. После чего уже иду на свое рабочее место. Все эти обходы и перекуры нужны только для одного — по большому счету это блиц-совещания, на которых я в неформальном порядке узнаю состояние актуальных задач, выслушиваю претензии/похвалы к сотрудникам своего отдела, узнаю о конфликтных ситуациях с участием, опять-таки, моего отдела, и, если они присутствуют, пытаюсь их исправить. Также это хорошо помогает поддерживать реноме Посла Программистов и заворачивать постановку задач и большую часть коммуникации на себя».

Достоинства и недостатки

Главное, что привлекает СТО в их должности — это наличие достаточного количества полномочий для принятия решений, а также ответственность за результат.

«Привлекает возможность построения проектов в отдельном мире (отдельной компании), анализ и тюнинг. Возможность в результате увидеть работающий механизм».

Еще одно преимущество — постоянное интенсивное личностное развитие:

«Позиция CTO открывает новые грани производственного процесса, заставляя думать не только о технической ценности какого-либо участка кода, но и о его качествах как продукта, и о предпосылках возникновения этого качества. Также многое в этой должности граничит с такими „тонкими“ областями интересов, как политика, психология, саморазвитие, мотивация, самодисциплина, философия, в конце концов».

«Став CTO, я забыл фразу „не знаю“. Совершенно. У меня обязанность — знать. „Когда будет готова эта функциональность?“ — ответ „не знаю“ тут не подойдет. „Почему лежит сайт, и когда вы его поднимите?“ — „не знаю“ тут быть не может в принципе. Всегда нужно дать какой-то ответ, т.к. если ты не знаешь, то кто знает? И, вместо того, чтобы рассыпаться в причинах и оправданиях, я иду исправлять проблему».

Также CTO нравится, что их должность как управляющая включает в себя работу с людьми, возможность принимать участие в формировании команды хороших специалистов (команда состоялась, если ее эффективность выше, чем просто суммарная эффективность отдельно работающих сотрудников).

Другие плюсы, касающиеся особенностей работы:

«Нравится, что не нужно зацикливаться на одной конкретной технологии и писать одни и те же проекты по несколько лет».

«Привлекает бесконечная возможность улучшения того, что мы создаем как компания».

Недостатки должности сосредоточены вокруг ее ответственности и незаменимости этой роли на проектах.

«Дезориентирует отсутствие четкого фокуса. Чем выше позиция, тем больше задач нужно выполнять, контролировать или просто держать в голове».

«Для меня главный недостаток — отсутствие возможности „с головой“ и на непрогнозируемое время погрузиться в решение интересной чисто технологической инженерной задачи. Постоянно нужно отвлекаться на решение организационных вопросов».

«Много процессов завязано на мне, а потому сложно взять отпуск больше, чем на 10 дней».

Общение с людьми также часто требует дополнительных усилий:

«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».

«Работа вызывает необходимость воспитывать в себе цинизм. Необходимость иногда воспринимать людей как рабочую единицу, производящую N строк сложностью M в час».

«Много времени тратится на улаживание конфликтов между отделами».

Как стать CTO и куда идти дальше?

На практике картина такова: из 843 украинских СТО в поисковой базе LinkedIn по отраслям «информационные технологии», «разработка ПО», «телекоммуникации» и «Интернет-технологии» система находит 335 бывших PM’ов, 165 бывших Team Lead’ов, 90 человек, имевших как опыт PM, так и Team Lead, а также 129 бывших Architect и 42 бывших QA.

Чтобы стать CTO, нужно максимально широко развиваться в техническом направлении и обязательно следить за тенденциями в предметной области бизнеса. А также брать на себя инициативу в общении, организовывать команды, работу, коммуникации.

«Для CTO необходимы и хороший технический бекграунд, и soft skills».

Необходимо быть целеустремленным, ориентированным на результат, уметь общаться с людьми и говорить на языке бизнеса, обладать аналитическим мышлением, быть лидером, готовым принимать решения, и брать ответственность.

«Нужно любить людей. Абсолютно серьезно, всех. И уметь понимать их — программистов, QA, менеджеров, аналитиков. Уметь правильно преподнести каждому мысль. Помогать избежать и сгладить конфликты между командами и отделами».

«Браться за работу, которую никто не хочет делать. Постоянно совершенствовать свои рабочие инструменты, пытаясь сделать больше работы в более короткий срок. Отвлекаться на проблемы других, когда просят о помощи. Зарабатывать авторитет в коллективе. Если вы фактический лидер, то стать им официально — вопрос времени».

Также важно научиться быстрому переключению между задачами и между масштабами обзора с деталей до общей стратегии, быстрому реагированию на любые изменения ситуации.

Карьерное развитие CTO — это горизонтальный рост, работа с большими объемами данных и большой аудиторией. Это открывает доступ к новым подходам и новым технологиям.

CTO — это предел развития для инженера в рамках одной взятой компании. Не-технический рост — в СЕО. Другой вариант — консалтинг.

«Перспективы развития CTO — какие угодно. От основания собственной компании до полного познания дзен и выхода в нирвану».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *