Должность и позиция в чем разница
Роли в деятельности и позиции в проекте — в чем разница?
Роли в проекте — просто, роли в деятельности — сложнее. Деятельность больше проекта, поэтому из деятельности проект виден, а из проектов деятельность не видна. При этом Жизнь целиком сопоставима с деятельностью, а не проектами.
Роли нужны для того чтобы 1) понимать, что вы сейчас делаете, и 2) делать другое, чем обычно. Роль в театре раскрывается через весь спектакль, роли в жизни — в долгой деятельности. За это время можно измениться и стать тем, кем хочешь, и занять тогда другую роль. В этот момент проявляется качественный переход ваших возможностей.
Поэтому, если вы Вы хотите делать в жизни что-то по-настоящему вам интересное и развиваться, придумайте или найдите супер-роль в зоне дальнего развития, интересную роль в зоне ближайшего развития. И — сами или с помощью навигатора — постройте личный маршрут от одной к другой через роли в деятельностях.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир, Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится»
Жизнь и работа. Как сориентироваться в сюжете жизни? Роли, амплуа, характеры.
Жизнь становится все более запутанной: у социально активных людей — несколько работ, курсы, йога, семья, творческие проекты, увлечения. Это все меняется с течением времени. Как сориентироваться в собственной жизни, выделить в ней основные сюжеты? Хороший способ — выделить основные роли, которые человек в своей жизни играет.
Слово “роль” пришло в разговорный язык из театральной практики. Актёр в спектакле совершает множество выходов на сцену, и каждый раз его роль раскрывается в новых обстоятельствах. Нужно время, чтобы роль проявилась, хотя сразу видны многие характерные черты. Логика развития роли отражает перемены в характере персонажа, связанные с его жизнью и деятельностью.
Роль — в широком смысле это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках конкретного процесса.
Роль задаёт определённую, часто заранее известную логику и последовательность действий: актёр должен соответствовать своей роли, быть ей органичен. Поэтому роли легко переносятся в проектные команды, “флеш—команды”, где от человека так же требуется не все что он может, а определенная часть. Чтобы играть Гамлета, нужно действовать как принц — быть мечтательным и возвышенным. Чтобы быть лидером команды, нужно действовать смело и точно, направлять свою команду в сложных ситуациях, принимать собственные решения. Чем более сложные и разнообразные ситуации, тем лучше человек может проявить себя в этой роли. То есть, роль накладывает определённые ограничения, но открывает и другие возможности.
Проект ( определение по DIN 69901) — это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются чётко поставленные цели.
Проект обладает конечной сложностью, его ролевая модель не слишком сложна. Заняв определенную роль в команде, человек остается в ней до какого-то заранее определённого момента или до конца проекта. Часто даже вредно делать что-то за пределами своей роли. Когда дело не слишком сложное, так удобно: лидер понимает, кто что делает и за что отвечает. Работники (соратники? коллеги?) знают свои обязанности. Знают, какие у них роли, за что они получают деньги. Эта логика ясна, она связана с распространённым подходом в HR, активно в нём используется.
Важно, что за время реализации короткого проекта люди не успевают существенно измениться, так что в процессе работы роли не меняются. Развитие происходит за счет перехода из проекта в проект, когда каждый раз ты можешь сменить свою роль. И все же, если говорить о развитии человека, для нас важен не только этот купированный объем возможностей, а его более целостные проявления, полнота возможностей человека. Такое пространство охватывает амлуа — тип ролей, обычно исполняемых актёром, которое задается его характерными чертами, типажом, вместе с его образом жизни. Профессию в классическом понимании как раз сложно отделить от “амплуа” — человек часто сливается характером с деятельностью.
Инновационный (по отношению к развитию человека) подход построен на длительных деятельностях, на движении от операций к сложному труду, требующему опоры на онтологию, “картину мира”. Кроме того, в деятельности очень важна и не банальна многослойная рефлексия происходящего.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Здесь первый слой — рефлексия рутинной, повторяющейся части деятельности. В ней лидерами легко выделяется структура базовых ролей и основных процессов. Например, в турклубе есть базовая деятельность — походы. Есть этапная деятельность — набор, адаптация новых участников. В них легко выделить роли: в походе — проектным образом, в деятельности — по ведущим позициям с плавающим функционалом. В сезонных тактах уже появляется большая вариативность в зависимости от фазы развития системы.
Организаторам деятельности проще думать дискретными ролями. Но для развития человека нужно видеть как он изменяется со временем. Система разворачивается от организаторов деятельности к людям, которые идут своими маршрутами, когда идет мышление не только флеш-командами и проектами, но и потоками деятельности.
В чем еще разница между деятельностью и флеш-событиями?
Флешмо́б (произносится флэшмоб; от flash mob, дословно — мгновенная толпа [flash — миг, мгновение, mob — толпа]) — заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
Флеш-событие — одноразовая спланированная акция, например, игра или мастер-класс.
Деятельность в отличии от проекта — долгосрочная. За время осуществления в деятельности неоднократно происходят сложные структурирования. Цели здесь широкие и находятся за горизонтом конкретного планирования. Степень успеха приходится измерять в количественных показателях, сам набор которых меняется в ходе нашего развития. Главные измерители — качественные. Приходится учитывать параметры не только объектов, с которыми мы непосредственно взаимодействуем, но и среды, в которой происходит деятельность. Эти параметры трудно увидеть, а взаимодействие со средой сложно рефлексировать — часто не вполне ясно, что важно, а что второстепенно.
Деятельность сложнее, чем проект, разбивается на этапы: труднее выделить структурные блоки. Поэтому нужна более сложная рефлексия, учитывающая системные явления, системные процессы. Как это сделать? Методологи времени Г.П. Щедровицкого решали на уровне многомерных схем, сейчас появились и другие методы.
Посмотрим теперь на жизнь человека, вместе с его развитием, занятием творческих позиций, связью с обществом. Даже не одного человека: посмотрим на системную связь человека и общества, на взаимосвязанную систему. Важно здесь заметить, что задачи наши не в рамках одного человека, но и не только в обществе. Задачи требуют связи взаимодействия коллективных и индивидуальных субъектов в обществе и самой субъектности как таковой. Тогда приходится иметь дело с деятельностью, со сплетенными процессами. Здесь мы понимаем образование шире, чем чисто прикладная услуга по передаче навыков, полезных в индустриальном обществе, где есть стандарт и оценка специалистов.
Сейчас сфера образования и сама концепция образования изменяется. Оно нас интересует и нам как людям необходимо. При этом образование становится более индивидуализированным и подчас порождает поле слабо связанных творческих людей. Нужна новая форма динамической рефлексии: нельзя уже проделать рефлексию “чисто в уме”. Но и “чисто в схеме” тоже нельзя — сложность и динамичность ситуации возросла, и важно, что увеличилось число людей, желающих решать за себя, то есть самостоятельно выбирать содержание и форму своей жизни. А значит, чтобы оставаться в общей деятельности, нам необходимо осознание и структурирование текущих взаимодействий и их перестройка.
Жизнь непрерывна. Поэтому ее рефлексия ближе к рефлексии деятельности, которая также непрерывна. Появляются новые формы, новые профессии, многие сферы жизни быстро изменяются — значит, система рефлексии должна быть тоже динамическая и широко доступная к участию. Уже невозможно готовить инженера по стандартам двадцатилетней давности: и планы, и содержание подготовки специалистов приходится пересматривать в реальном времени, опираясь на запросы производства, общества и самих учащихся.
Основания к ней могут еще не существовать (змея, кусающая себя за хвост): “я не могу утверждать, что это будет, пока я это не сделал”. “Но оно не будет, если я не скажу, что это будет, и не начну делать”.
Самоисполня́ющееся проро́чество (англ. self-fulfilling prophecy) — предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Хотя мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.
В больших проектах (если мы расширяем рассмотрение до «цивилизационного проекта» или концепции «жизнь как проект») теряется это различие между стратегируемой деятельностью и тактическими проектами. Но если проект большой, с большим масштабом, он бывает эффективен, если за ним есть большая стратегия, большой масштаб деятельности — осознанно или неосознанно.
В сложном мире (по Г.П. Щедровицкому) почти невозможно “в одной голове” или в одном авторском тексте удержать сложность деятельности. Поэтому были созданы оргдеятельностные игры — собрать акторов, увидеть взаимодействия, увидеть изменения, попробовать прямо здесь совместить то, что есть, и то, что возможно, и увидеть решения.
Организационно-деятельностная игра — это разновидность операциональных игр, форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования когнитивной исследовательской и организации социально-производственной деятельности. Поэтому другим названием оргдеятельностных игр является термин проблемно-деловые.
Почему обычный человек вообще об этом станет думать?
У “иксов” часто бывает так: — Я хочу делать что-то по-настоящему мне интересное. Хочу сам решать судьбу своего проекта.
Поколение X — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 гг., другая датировка — 1961–1981. Термин используется в демографии, общественных науках, и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре. Детей поколения X традиционно относят к Поколению Y, реже к поколению Z.
У людей поколения X часто не то чтобы есть глобальная идея, но скорее они понимают, что хотят для себя определенный образ жизни. Частая проблема для них: пошел на работу, вроде даже тема была хороша, но не то. Не тому учат. Кусочек того, что нужно, а остальное — не то. Или еще что-то хочу, а этого не хватает. Есть новые идеи, и они не влезают.
В итоге человек хочет “почти то же самое, но немного по-другому”.
Если человек готов рискнуть и создать собственную историю, чтобы жизнь проживалась так, как ему хочется, то он начинает “собирать себя по частям”. Сейчас многие так делают, общество теперь позволяет такую комбинаторику. Придумать синтез элементов под свой образ и найти ему место в реальности. Для этого нужен опыт, взгляд и возможности. Это все можно соорудить теперь, но тогда надо подумать, какие люди — носители качеств нужны, и как их зажечь, чтобы это синтезировать. Кто носители самих этих элементов?
И вот конструктор новых деятельностей — поле, пространство и возможность для такого типа мышления. Например, можно посмотреть на разные роли, а потом собрать свою деятельность, сочетая эти элементы. Каких людей с какой мозаикой позвать, чтобы получился полный набор?
Стартовая точка завязана на решимость новых поколений сделать «комфортно» настоящим. Предыдущие поколения так учили — все ниши стандартные, идеала нет, подбери наиболее подходящий. С остальным придется согласиться. Это устойчивая система, придется выбрать наименьшее из зол.
Сейчас если смотреть от индивида — он может быть другим. Он хочет, чтобы по большому счету было интересно. “Теперь я могу не выбирать наименьшее из зол, а попробовать собрать вариант, где максимум плюсов”. Понятно, что не все и не бесплатно. Но ближе к идеалу, чем все, что было раньше.
— Это все возможно, если решаюсь создать интересную жизнь, такую как я хочу. Решаюсь собирать новые версии себя и новые деятельности.
Человеку свойственно стремление к реализации. Человек хочет “жить свою жизнь”, и при этом “по большому счету”. И возникает вопрос: где, в каком мире, в какой среде реализовываться? И когда таких людей появляется заметное количество, возникает необходимость построить новое представление о мире. У такого сообщества много плюсов, много сильных сторон. А поскольку жизнь все время меняется, возникает необходимость думать о том, что вокруг.
В быстро меняющемся мире это “вокруг” быстро становится ориентированным в будущее.
Это уже происходит в быстро растущих областях культуры и экономики
Жизнь как паззл, калейдоскоп, мозаика
Если человек хочет, чтобы его завтрашний день не был копией вчерашнего. Если нет готового решения, нет готового ответа — как должно прожить жизнь. Если вы хотите прожить свою уникальную жизнь, занимаясь тем, чем по-настоящему хочется заниматься, тогда и роли, которые вы будете занимать, должны быть подвижны и изменчивы. И они — тоже плод вашего сознательного творчества. Не выбора “из предложенных”, а продукт собственного синтеза.
Тогда ответьте на вопросы:
— Какие мне нужны фрагменты, черты образа жизни? Какие роли нужно занять, чтобы их реализовывать?
— Какой образ кажется мне недостижимым, но ужасно заманчивым? На кого я хочу быть похож через 20 лет? Чем буду заниматься? Что это за амплуа?
— Кто уже сейчас умеет часть того, что я хочу мочь и уметь через 20 лет?
— Какое дело доставляет мне максимум удовольствия, и в чем оно подобно тому, кем я хочу быть в будущем?
— Какая цепочка ролей может привести меня из точки, где я сейчас, к “лучшей версии меня”?
Это можно сделать самому или вместе с навигатором — специалистом по созданию образовательных маршрутов. То есть маршрута осознанной смены ролей и мест в жизни.
И — В ПУТЬ!
Мы будем благодарны, если вы заполните по этим вопросам:
Должность и позиция в чем разница
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации ( и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. [2]
Учитывая, что такая перестановка должностных позиций ( статусов) вызывает определенные социально-психологические напряжения, необходимо, чтобы все участники в течение серии игр побывали в каждой из возможных ролей. В таких ситуациях игроки получают наглядное представление о собственном поведении, преломленном через восприятие своих коллег. Кроме того, они, находясь в чужой роли, показывают не только действительное, но и желательное поведение, что способствует налаживанию эффективной координации, четкому взаимопониманию. [4]
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высших должностных позиций происходит только из числа сотрудников организации. Кадровая политика закрытого типа характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов. [10]
Первый шаг на пути подбора нового сотрудника − описание открытой позиции. От правильного его составления зависит результат поисков и имидж компании в глазах кандидатов.
На западе есть поговорка: люди, которых вы берете на работу, могут поднять или разрушить ваш бизнес (the employees you hire can make or break your business). Поэтому компания просто не имеет права рисковать собственным благополучием из-за одного неудачного выбора. Тщательный отбор нового сотрудника, особенно если речь идет об одной из ключевых должностей в компании, необходимо начинать не с рассмотрения резюме кандидатов и личных интервью, а с составления описания позиции и рекламного текста вакансии.
Прежде чем начать поиск кандидатов, проанализируйте открытую позицию по следующим пунктам:
Position Specification (описание позиции)
Классическая структура Position Specification выглядит следующим образом:
1. Компания
2. Позиция
4. Условия работы
5. Компенсация
6. Контактная информация
Разберем эту структуру по пунктам:
Здесь стоит отметить, что в настоящее время на российском кадровом рынке развернулась острая «борьба за таланты», поскольку спрос на профессиональных управленцев явно превышает предложение. И в этом, по сути, новом виде борьбы, побеждает та организация, для которой решение вопроса управленческих кадров является одной из приоритетных задач. Есть ли у компании привлекательное ценностное предложение (бренд, продукт, цена), существует ли в ней продуманная стратегия подбора топ-менеджеров и действует ли система оценки и планирования кадровых потребностей? Эти вопросы становятся на сегодняшний день все более актуальными, поскольку только при выполнении этих условий компания готова к победе. Предлагая себя в качестве лучшего работодателя, компания должна позиционировать себя как бренд, обладающий своими ценностями и культурой, ставящий перед собой амбициозные цели и добивающийся высоких финансовых результатов, обладающий вдохновляющей миссией и командой, состоящей из талантливых людей. В свою очередь, предлагаемая работа также выступает полноценным продуктом, нуждающимся в продвижении. Здесь акцент может быть сделан на вызов, который содержит работа, на возможности роста, уровень профессиональной свободы, команду высококлассных управленцев. (Подробно с темой ‘борьбы за таланты’ вы можете ознакомиться в статье McKinsey ‘War for talents’).
Но! Как бы ни велико было желание привлечь как можно более высококвалифицированных специалистов, нельзя поддаваться на искушение представить свою компанию в более выгодном свете, чем это позволяют реальные факты. В конечном счете, это может стоить компании сотрудника. Предоставление кандидатам реалистичной информации перед приемом на работу снижает риск оттока специалистов, поскольку, если люди с самого начала осознают, что представляет собой организация, в которую они устраиваются на работу, у них гораздо меньше риск разочароваться в своем выборе.
Необходимо указать точное название должности, на которую вы приглашаете потенциальных кандидатов. Желательно, чтобы в этом названии уже был отражен хотя бы самый общий смысл позиции и ее основные задачи. Негативную реакцию могут вызвать должности «неизвестного назначения» или имеющие сложное, плохо воспринимаемое название.
Далее укажите департамент, к которому относится открытая позиция и кому непосредственно подчинен сотрудник, ее занимающий. Если речь идет об управленческой позиции, необходимо обозначить, сколько людей будет находиться в подчинении у менеджера, какие основные задачи они будут решать под его руководством.
Очень важно предельно четко прописать будущие должностные обязанности человека, претендующего на данную позицию. Расположите должностные обязанности в порядке убывания их значимости. Отдельно выделите дополнительные, периодически возникающие обязанности и укажите частоту их появления в работе.
Требования к кандидатам, претендующим на открытую позицию, обязательно должны содержать информацию о необходимом образовании, основном, и, если нужно, дополнительном, степенях, MBA и т.п. Далее укажите, каким профессиональным опытом должен обладать кандидат, а также необходимые для успешной работы на данной позиции знания и навыки. Личные качества во многом зависят от специфики самой позиции. Если речь идет об одной из ключевых позиций в компании, стоит обозначить такие качества, как лидерство, умение принимать решения и управлять командой.
Но! Чтобы соблюсти корректность и избежать юридических конфликтов с кандидатами, не указывайте обязательность или даже желательность следующих личностных характеристик:
В этот пункт вы можете включить информацию о корпоративной культуре компании, программах поощрения, возможностях карьерного роста и т.п. В то же время сюда стоит внести информацию о возможных командировках и их частоте, а также о степени ответственности человека, занимающего данную позицию.
Очень важный пункт. Многие компании не указывают размер компенсаций, обещая озвучить его по результатам личного интервью. Иногда это действительно целесообразно, но все-таки в большинстве случаев лучше указывать «вилку» заработной платы, а также возможные премии, бонусы и т.п. Это оправдывает себя хотя бы уже тем, что предотвратит множество телефонных звонков и писем от кандидатов, которые оценивают себя значительно дороже или дешевле, чем вы предполагаете для этой позиции.
Но! Обязательно включите в текст информацию о заработной плате в случае, если необходимая вам позиция существует в компаниях-конкурентах.
Обязательно укажите номер телефона, e-mail и имя контактного лица. Контактным лицом должен быть менеджер по подбору персонала или ключевой сотрудник HR-департамента, располагающий всей необходимой информацией для потенциальных кандидатов.
Все письменные отклики должны быть подтверждены обратным письмом, что позволит создать благоприятное впечатление о вашей компании.
Описание позиции не должно:
Последнее и самое главное! После того как вы составили описание позиции, внимательно прочитайте его и задайте себе вопрос, а хотели бы вы занять эту должность в этой компании? Если вы ответили утвердительно, значит, с задачей вы справились!
В этой статье мы раскроем одно из главных понятий кадровой работы. Это штатная единица. Посмотрим, какое место она занимает в штатном расписании, что обозначает конкретно. Подробно распишем, как она вводится, сокращается, обоснуется.
Отличия от родственных понятий
Штатную единицу организации многие путают с родственными терминами. Дальше представим разницу.
Штатом также правомочно будет назвать всю совокупность работников организации. Это и те, которые заняты трудовой деятельностью, и те, которые состоят на балансе учреждения, но временно не работают в силу ряда причин (больничный, отпуск, декрет и прочее).
По российскому законодательству терминам «персонал», «штат» равнозначны понятия «кадры», «кадровый состав».
Штатное расписание
Содержится штатная единица в штатном расписании. Под ним подразумевается нормативная документация организации, которая оформляет структуру, численность и штатный состав данной фирмы, предприятия, учреждения с указанием размера з/п в зависимости от должности работника. Такое расписание отражает существующее (или планируемое) разделение труда между сотрудниками, прописанное в должностных инструкциях.
«Роструд» определяет данный документ как локальный акт учреждения, в котором фиксируются в сводной форме разделение рабочих обязанностей и условия оплаты трудовой деятельности. Штатное расписание принимается работодателем в рамках его компетенции (российский ТК, ст. 8). Отсюда у него есть полное право самостоятельно вносить изменения в данный акт.
Трудовой Кодекс РФ не требует составления и утверждения штатного расписания. Более того, в нем не содержится даже определения этого явления.
Данный документ ценен для эффективного использования труда работников. С его помощью можно сравнивать подразделения и отделы по численности служащих и рабочих, размеру зарплаты, квалификации. Это необходимые данные для анализа объема проведенных работ, трудовой загрузки сотрудников, уточнения должностных инструкций. Также именно штатное расписание помогает разобраться в целесообразности сформированной структуры организации.
Оформление этого документа происходит только по унифицированной форме Т-3. Она содержит следующие графы:
Подписывается документ главным бухгалтером и начальником отдела кадров. Утверждается приказом руководителя всей организации.
Введение новой штатной единицы
Готового образца введения штатной единицы российское законодательство не предлагает. Однако профессионалы советуют проводить эту процедуру в три шага.
Разберем озвученные этапы более подробно.
Ввод новой кадровой единицы: шаг 1
Если говорить более определенно, то кадровому работнику предстоит сделать следующее для обоснования штатной единицы.
После произведения расчетов в отношении трудозатрат работников, уже работающих на данной должности, намечается вывод, что нагрузка (в рабочих часах за месяц) на них превышает норму. Отсюда и требуется расширение штата.
Ввод новой кадровой единицы: шаг 2
Обратимся к Письму № 4412–6 «Роструда». Документ свидетельствует, что хоть ТК РФ не содержит в себе упоминаний о должностных инструкциях, они все равно относятся к важной документации организации. Здесь обязательно указывается:
Работодатель сам решает, как оформить должностную инструкцию, какие изменения в нее внести.
Ввод новой кадровой единицы: шаг 3
Главным аргументом здесь станут расчеты трудозатрат. Их желательно подтвердить еще и такой информацией:
Сокращение штата
Сокращение проходит в несколько этапов:
Осветим важные моменты этого процесса.
Издание приказа о сокращении
Решение о сокращении штата принимает руководитель. Он же издает и соответствующий приказ. Форма его законодательно не утверждена. Однако приказ о проведении мероприятий по сокращению обязательно должен содержать:
Процесс сокращения
Далее события развиваются следующим образом:
Когда перед работодателем стоит выбор между несколькими работниками, то важно помнить следующее:
Завершение сокращения
Заключительные три этапа:
Прежде всего определимся, кого называют менеджерами среднего звена. Ими являются руководители проектов, функциональных отделов, структурных подразделений, направлений бизнеса, в обязанности которых входит организация продуктивной работы на своем участке и управление сотрудниками, находящимися в их ведомстве. Как правило, подобные специалисты имеют диплом о высшем образовании (порой несколько дипломов и бизнес-образование), а также опыт работы от двух лет на управленческой позиции.
Все эти и другие факты профессиональной биографии нуждаются в грамотной и эффектной презентации.
Внешний вид резюме
В резюме следует отразить только те моменты, которые продемонстрируют работодателю ваш уровень компетентности и профессионализма.
Помните главное: резюме – это не биография. Вам вовсе не требуется описывать всю свою жизнь, следует отразить только те моменты, которые продемонстрируют работодателю ваш уровень компетентности и профессионализма. Например, если в одной компании вы выросли с позиции специалиста по первичной работе с клиентами до руководителя отдела, обязательно отразите это в резюме, а не ограничивайтесь указанием лишь последней занимаемой должности. При первичном отборе рекрутеры в первую очередь смотрят, работал ли соискатель в brand-name компаниях. Но даже если среди ваших предыдущих работодателей нет крупных международных организаций, не менее важной будет информация о количестве реализованных проектов – под вашим руководством или при непосредственном участии. Также нужно отметить число сотрудников, находившихся у вас в подчинении.
«Прекрасно, если та информация, которую вы хотите донести до работодателя, уместится на двух страницах, – говорит Анастасия Липская, руководитель направления «Подбор персонала» «Яппи Групп». – Это будет характеризовать вас как человека собранного, умеющего ценить свое и чужое время».
Структура резюме
При просмотре резюме прежде всего менеджера по персоналу интересуют образование и опыт работы соискателя. Формальные требования большинства позиций обычно ограничены этими пунктами:
Обычно эта графа идет в начале резюме, являясь его своеобразным заголовком. Желаемая позиция – один из самых важных пунктов, на который работодатель обращает внимание в первую очередь, поэтому к формулировке этой графы следует подойти очень ответственно. В названии резюме принято указывать должность, на которую претендует соискатель.
Не стоит позиционировать себя просто как менеджера. Этим вы ничего не сообщите потенциальному работодателю о должности, которую собираетесь занять. К тому же, в России почему-то человек может называться менеджером, даже не имея подчиненных.
Желаемая позиция – один из самых важных пунктов, на который работодатель обращает внимание в первую очередь.
Помните, если в резюме отсутствует конкретная желаемая позиция – это может означать, что вы еще сами не определились, чем планируете заниматься в дальнейшем и какая именно работа вам требуется.
Стоит иметь в виду, что нередко для выполнения одного и того же функционала разные названия должностей используются наравне или параллельно. При рассылке CV стоит поставить их в скобки или через «слеш». Не рекомендуется писать искомые позиции через запятую, это может быть для HR-специалиста тревожным сигналом – кандидат сам не знает, чего ищет.
По мнению Анастасии Липской, лучше всего указывать желаемую позицию специально для каждого конкретного работодателя.
«Всегда много улыбок и сомнений вызывает графа «Цель», – делится опытом эксперт. – Это такое специальное место в резюме – для творчества соискателей. Лучше удалить ее, чем написать то, что может отвлечь рекрутера от серьезного анализа вашего профессионального опыта».
Некоторые соискатели, опасаясь возможной дискриминации по возрастному признаку, предпочитают не указывать в резюме дату своего рождения и оставляют выяснение этого факта биографии до собеседования. Однако рекрутеры в первую очередь рассматривают CV тех кандидатов, у которых наибольшее количество совпадений по заданным работодателями параметрам. Тем более при внимательном изучении резюме вычислить примерный возраст соискателя не составляет особого труда. «Мне удобно, если в резюме указан возраст потенциального кандидата: не приходится тратить время, чтобы выяснить, сколько соискателю на данный момент лет. Даже когда в нем не стоит дата рождения, ее несложно определить. Если резюме интересное, но там не указан возраст, рекрутеры смотрят на дату окончания учебного заведения», – рассказывает Галина Немченко, старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International Россия.
Опыт работы следует указывать в обратном хронологическом порядке.
Помимо возраста, данный раздел должен включать фактический адрес вашего проживания и контактную информацию (номер телефона и адрес электронной почты). Если вы указываете только домашний телефон, обязательно напишите, когда вас можно застать по этому номеру. Например, «звонить после 20.00». Однако эйчары – тоже люди с определенным графиком работы, поэтому лучше дать и номер мобильного телефона, чтобы вы были доступны для оперативной связи.
Желательно указать как аббревиатуру, так и полное название вуза, уточнить факультет и записанную в дипломе специализацию, а также годы начала и окончания учебы.
Даже если полученное вами первое образование не является профильным, указывать его все равно нужно. Кажется, что диплом, к примеру, эколога не имеет никакого отношения к вашему профессиональному опыту в сфере продаж. Но с точки зрения рекрутера, кандидат, претендующий на позицию менеджера среднего звена, без базового образования, полученного в юности, выглядит несколько странно.
Кроме того, указание первого высшего образования необходимо для соблюдения хронологического принципа в резюме, а также как свидетельство того, что человек сознательно продвигался по пути профессионального и личностного развития для повышения уровня своей квалификации. Наличие же диплома о втором образовании будет хорошим знаком как для рекрутера, так и для работодателя. Оно послужит показателем заинтересованности соискателя в выбранной профессии и его стремлении к повышению своей компетенции.
В графе «Дополнительное образование» следует указать прослушанные вами тренинги и семинары. Однако не стоит перегружать ими резюме – лучше упомянуть самые авторитетные имена тренеров и/или названия программ, соответствующих профилю предполагаемой должности.
Опыт работы следует указывать в обратном хронологическом порядке. Многие рекрутеры автоматически считают первое названное место работы – последним, а уже потом обращают внимание на указанные месяцы/годы.
Большинство рекрутеров при рассмотрении резюме соискателей обращают внимание на «брендовость» компаний, в которых кандидаты работали раньше.
Даже если последняя компания, где вы трудились, не такая крупная и авторитетная, как предыдущая, не стоит их «менять местами». Резюме – достаточно строгий жанр, и рекомендуется соблюдать все его правила.
«Нет никакой необходимости переписывать всю трудовую книжку, если последние 5–7 лет вы работаете в одной сфере бизнеса, – отмечает Анастасия Липская. – Достаточно указать последние три компании, но вот здесь покажите себя с наилучшей стороны! Некоторые соискатели не пишут имя компании, исходя из каких-толичных соображений. Назвав компанию, вы проявите открытость и уверенность в своем положении. Но, еслипо каким-то причинам вы предпочитаете скрыть имя организации, то хотя бы примерно опишите ее: принадлежность к отрасли, позиция на рынке (лидер/развивающаяся), страна происхождения, число сотрудников».
На описание профессионального опыта существует и другая точка зрения. «Многие иностранные компании хотят видеть полную картину профессионального роста кандидата, у них не принято смотреть отрывок трудовой биографии, – говорит Галина Немченко, – поэтому приветствуется описание всего имеющегося опыта работы. Последние 10 лет нужно расписать наиболее подробно, а при рассказе о более раннем опыте достаточно указать годы, название компании и позицию, которую вы занимали. Все это не потребует много места».
При создании резюме на портале Headhunter можно не указывать название только последнего места работы, если на момент поиска нового работодателя вы еще не уволились оттуда, а вот названия всех предыдущих организаций должны присутствовать.
Большинство рекрутеров при рассмотрении резюме соискателей обращают внимание на «брендовость» компаний, в которых кандидаты работали раньше. Даже в условиях сегодняшнего «кадрового голода», проработав в известной лишь в узких кругах организаций, вам достаточно сложно будет трудоустроиться в brand-name компании. В такой ситуации следует больше рассчитывать на собственные силы, несколько по-другомуорганизовывая стратегию поиска нового места работы. Очень важно, чтобы вы смогли грамотно презентовать работодателю свой профессиональный опыт и достигнутые успехи, однако сделать это возможно уже только на этапе собеседования.
Название ранее занимаемых должностей следует приводить в отведенной для этого графе полностью, без сокращений и употребления профессионального сленга.
Требуется подробно изложить функциональные обязанности, поскольку в разных компаниях за одинаковой должностью очень часто закрепляется различный функционал. Вы сэкономите свое и чужое время, если корректно распишите, что именно входило в ваши рабочие обязанности.
Поскольку речь идет об управленческой позиции, то для рекрутера очень важной будет информация о количестве сотрудников, находившихся в вашем прямом подчинении. Такие детали, как правило, не занимают много места, но характеризуют «территорию» деятельности, уровень ответственности и масштаб ранее выполняемых задач.
Многие рекрутеры считают, что личные качества (инициативность, целеустремленность, стрессоустойчивость, пунктуальность и так далее) можно и не указывать в резюме, поскольку в любом случае кандидат продемонстрирует их на собеседовании.
Не стоит «перегружать» резюме перечислением всевозможных хобби.
А вот о навыках, не предполагаемых должностью и функционалом на последних местах работы, лучше упомянуть. Например, от вас как от руководителя отдела не требовалось владение иностранным языком, но вы свободно говорите по-английски. Непременно укажите данный факт в резюме. То же относится к специализированным компьютерным программам. Умеете работать в MS Project? Не забудьте это отметить!
Но «перегружать» резюме перечислением всевозможных хобби не стоит – это будет лишней информацией.
Что касается рекомендаций, то в России не очень принято предоставлять их в письменном виде, но лишними они явно не будут. Правда, если их и запрашивают, то, как правило, в устной форме. «Я бы не советовала в резюме указывать координаты людей (директора или партнеров), готовых дать характеристику, потому что им могут позвонить не в самый подходящий момент. Их телефоны лучше предоставить уже на второй или третьей стадии переговоров», – советует Галина Немченко.
Если вы были наемным менеджером среднего звена, то характеристику вам должен давать директор компании. Если у вас свой бизнес или вы является топ-менеджером российской «небрендовой» компании, желательно предоставить рекомендации западных партнеров, с которыми вы сотрудничали. Координаты коллег чаще всего не указывают. Если требуется несколько рекомендаций, можете обратиться за помощью к непосредственному руководителю.
В резюме вы можете обозначить уровень зарплатных ожиданий или вовсе не указывать желаемую сумму дохода. Считается, что кандидаты на руководящие позиции, как правило, примерно знакомы с ситуацией на рынке труда и могут вполне адекватно оценить свою стоимость. А если менеджер работает в brand-name компании, то ему часто звонят хедхантеры, которые держат его в курсе событий на рынке.
Обсудить размер компенсации вы можете уже непосредственно на переговорах с работодателем. Ее размер в большинстве случаев будет определяться вашим умением себя грамотно презентовать и «продать». Из-за сегодняшней огромной потребности работодателей в квалифицированных кадрах компании, как правило, готовы предложить опытному управленцу определенную вилку зарплаты и различные бонусыпо итогам работы.
Несмотря на то что посвященные профессиональным стандартам положения Трудового кодекса, в том числе нормы об обязательном их применении, вступили в силу еще 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ), у работодателей до сих пор возникает множество вопросов, касающихся процедуры их внедрения. Отчасти – из-за отсутствия методических рекомендаций, разъясняющих эту процедуру. В ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», разобраться в наиболее проблемных аспектах практического применения профстандартов работодателям и кадровикам помогла профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия (учредитель – Верховный Суд Российской Федерации), к. и. н. Валентина Андреева.
Зачем применять профстандарты, не являющиеся обязательными?
Во-первых, не могу согласиться с тем, что обязательным является применение лишь некоторых профстандартов, хотя их деление на обязательные и носящие рекомендательный характер подтверждает Минтруд России (п. 6 Информации Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов; далее – информация о применении профстандартов). Этот вывод министерства основан на положениях ТК РФ, акцентирующих внимание на обязательности применения профстандартов в случаях, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены данным кодексом, федеральными законами или иными НПА (ч.1 ст. 195.3 ТК РФ) и если федеральное законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений с выполнением работ по определенным должностям (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Более 1252 профессиональных стандартов в нашей бизнес-справке
Но если буквально толковать ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, в которой говорится о том, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах, обязательность применения которых не установлена НПА, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, нельзя не обратить внимание на императивность этой формулировки. Раз написано «применяются», а не «могут применяться», значит, работодатель обязан применять их с указанной целью. Поэтому в отличие от Минтруда России я бы не сказала, что есть обязательные профстандарты, а есть рекомендательные. Работодатели должны в одних случаях обязательно применять профстандарты, как правило, в полном объеме, а в других – в качестве основы при определении требований к квалификации работников.
Во-вторых, применять профстандарты работодателям выгодно, особенно при решении вопросов отбора кандидатов на должность. Законный отказ в приеме на работу – отказ по деловым качествам. Профстандарты позволяют сформулировать эти качества, и работодатели получают возможность отказывать в приеме на работу неподходящим претендентам, сославшись на недостаточность квалификации, требования к которой определены профстандартом. Если в распорядительном акте организации (приказе руководителя) будет указано, что она применяет профстандарты, в том числе в качестве основы для определения требований к квалификации, суд признает такой отказ законным.
Какими документами оформляется внедрение в организации профстандарта?
Отмечу, что ни ст. 195.3 ТК РФ «Порядок применения профессиональных стандартов», ни постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 (далее – Постановление № 584), призванное определить особенности применения профстандартов бюджетными организациями, государственными внебюджетными фондами, госкорпорациями как такового порядка их внедрения не содержат. Проект методички по введению профстандартов, разработанный и обнародованный на официальном сайте Минтруда России еще в 2015 году, к сожалению, так и не был принят. Поэтому могу порекомендовать вам такую схему: издание приказа о назначении ответственного за внедрение профстандартов (на практике в этом качестве чаще всего выступает кадровик) или создании специальной рабочей группы, разработка и утверждение приказом плана внедрения профстандарта, назначение ответственных за мероприятия плана, реализация плана.
Типовой план внедрения профстандарта нормативными актами также не установлен. На мой взгляд, в данном документе должны быть отражены четыре обязательных направления работы:
В какие именно документы организации необходимо внести изменения?
Очень советую внести информацию, связанную с применением профстандартов, в правила внутреннего трудового распорядка. В частности, в разделе «Прием на работу» указать, что работники принимаются в соответствии с квалификационными требованиями, отраженными в профстандартах, применяемых в данной организации. Особенно подчеркнула бы, что перечень применяемых профстандартов, в том числе в качестве основы для определения требований к квалификации работников (то есть условно необязательные), утверждается приказом руководителя организации, который может дополняться (например, при утверждении новых профстандартов или замене ранее утвержденных).
Применение профстандартов может быть связано с необходимостью переименования некоторых должностей. Напомню, соответствие наименования должности указанному в профстандарте наименованию является обязательным в случае, когда с выполнением работ по этой должности связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Обратите внимание: переименование должности не является переводом на другую работу, а значит, получать согласие работника для этого не требуется. Трудовые функции, режим работы и условия оплаты труда при этом не меняются, и это можно прямо прописать в приказе о внесении изменений в штатное расписание.
Непереименование должностей в случае, когда их наименования должны соответствовать профстандартам, является основанием для назначения штрафа за неприменение профстандарта. Специального состава для данного правонарушения нет, поэтому речь идет об ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Однако стоит иметь в виду, что наименования некоторых должностей в профстандартах не совпадают с теми, которые указаны в списках работ с вредными условиями труда, дающих право на досрочный выход на пенсию (список № 1 и список № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). В данном случае – если наименование должности соответствует списку – не следует переименовывать ее по профстандарту, иначе работнику могут не оформить пенсию на льготных условиях.
Если же профстандарт применяется в качестве основы для определения требований к квалификации работников, переименование должностей происходит по усмотрению работодателя, обязательным оно не является.
После внесения изменений в штатное расписание нужно отразить сведения о переименовании должностей в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений, в трудовых книжках (дата такой записи должна соответствовать дате издания приказа о внесении изменений в штатное расписание), личных карточках работников (рекомендую использовать для указания информации о переименовании должности раздел «Дополнительные сведения» формы Т-2), табеле учета рабочего времени (в нем нужно заменить наименование должности).
Безусловно, нужно переименовать должность и в таком важнейшем документе, как должностная инструкция. Причем не путем «присоединения» листа с изменениями, а посредством нового издания данного документа с указанием переименованной должности. Кто-то практикует издание приказа о внесении изменений в должностную инструкцию, но я считаю, что это неправильно, потому что сама инструкция, в отличие от штатного расписания, не утверждается приказом. Соответственно, при наличии каких-то изменений она должна готовиться заново – в нашем случае с новым наименованием должности работника.
Если на работника ведется личное дело и в нем содержатся экземпляр трудового договора и заверенная копия должностной инструкции, нужно дополнить его копией новой инструкции и выпиской из приказа о внесении изменений в штатное расписание.
Если в профстандарте не конкретизированы требования к высшему образованию, значит ли это, что оно может быть любым? Например, проектом профстандарта «Юрист» предусмотрено требование о высшем образовании (бакалавриат) и дополнительном профессиональном образовании после трудоустройства. Получается, что можно будет принимать на должность юриста человека с любым высшим образованием и потом направлять на обучение?
Да, формально получается, что если в профстандарте прямо не сказано о профильном высшем образовании (а таких стандартов сейчас большинство, и я, кстати, считаю, что это большой минус), можно принимать на данную должность человека с любым высшим образованием и направлять его на переподготовку. Стоит учитывать, что такой формат дополнительного профессионального образования, как повышение квалификации, в данном случае невозможен – в отсутствие профильного образования нельзя говорить о наличии квалификации.
В то же время подчеркну, что нельзя, формально соблюдая требования, доводить ситуацию до абсурда, иначе получится, что мы приняли, например, на должность юриста человека с высшим техническим образованием, а потом направили его на переподготовку (от 250 часов) по специальности «Юриспруденция». Разве после такого обучения он станет профессиональным юристом?
Должен ли работодатель оплачивать переподготовку работника?
Хотя необходимость подготовки и дополнительного профессионального образования работников определяется работодателем (ч. 1 ст 196 ТК РФ), указания на то, что обучение в таком случае осуществляется за счет его средств, в законодательстве не содержится. Это тонкий момент, который нужно учитывать индивидуально для каждого работника. При решении вопроса о необходимости направления конкретного сотрудника на обучение нужно побеседовать с ним, может быть он сам, понимая, что условия на рынке труда меняются (например, период, когда руководящие должности занимали работники без профильного образования, закончился, теперь акцент делается на наличии специальной подготовки и опыта работы по профессии), готов оплатить его полностью или частично. Если же работник в силу, к примеру, семейных обстоятельств не может этого сделать, но при этом он толковый и нужен работодателю, есть смысл оплатить для него переподготовку или даже получение высшего образования (если у работника среднее профессиональное) или второго высшего образования (по нужному профилю).
Что делать, если работающий в организации сотрудник после выявления несоответствия его квалификации требованиям профстандарта отказывается проходить обучение?
Есть несколько вариантов. Не очень выгодный для работника, но возможный – перевод на другую работу, например с должности инженера, требующей в соответствии с профстандартом наличия высшего образования, на должность технолога, для которой достаточно среднего профессионального. Поскольку в данном случае речь идет о постоянном переводе на другую должность, получение согласия работника обязательно (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Мало кому захочется переводиться на нижестоящую должность с уменьшением зарплаты, но примеры такие есть.
Если человек ни учиться, ни переводиться не хочет, можно провести его аттестацию с целью подтверждения квалификации непосредственно в организации. Имеется в виду не периодическая аттестация подтверждения соответствия работника занимаемой должности, проводящаяся для определенных категорий работников в соответствии со специально утвержденными положениями, а, условно говоря, разовая аттестация в связи с внедрением профстандартов. Такая возможность подтверждается и Минтрудом России, который в своих разъяснениях отмечает, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 10 информации о применении профстандартов). Фактически этот пункт разъяснений – цитата из п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором говорится о проведении аттестации при назначении на должность. Но я бы не рекомендовала проводить «разовую» аттестацию при приеме на работу, считаю, что она возможна только для сохранения хорошо работающего сотрудника с большим опытом на своем рабочем месте.
Важно, что даже при возникновении тупиковой ситуации, когда работник отказался от всех предложенных вариантов: перейти на нижестоящую должность, сдать экзамен в центре оценки квалификаций, получить дополнительное образование и даже пройти аттестацию в организации – уволить его нельзя, ТК РФ не предусматривает такого основания для увольнения, как несоответствие требованиям профстандарта. Кстати, если речь идет об опытном сотруднике предпенсионного возраста, качественно выполняющего свою работу, эта ситуация не критична – представители Минтруда России не раз отмечали, что нужно просто дать им спокойно доработать до пенсии, и никакие штрафы работодателям за несоответствие квалификации таких работников требованиям профстандарта (формальное, по сути, так как есть опыт, но нет свидетельства или диплома) назначаться не должны.
Можно ли совместить «разовую» аттестацию работника на соответствие профстандарту и плановую аттестацию на соответствие замещаемой должности?
Думаю, да, организация сама определяет порядок проведения такой «разовой» аттестации. Но если плановая аттестация проводится раз в пять лет, работник прошел ее, например, в январе 2016 года, а положения о профстандартах начали действовать с 1 июля, ждать 2021 года, чтобы подтвердить соответствие его квалификации требованиям профстандарта, нецелесообразно.
Если работник решил пройти независимую оценку квалификации и сам ее оплачивает, как работодателю оформить его отсутствие на работе в этот день?
Несмотря на то что профессиональный экзамен может быть проведен и по направлению работодателя, и по собственной инициативе работника (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ), определенные гарантии для него: сохранение места работы и среднего заработка – установлены только для первого случая (ст. 187 ТК РФ). О том, должен ли работодатель отпустить сотрудника для прохождения независимой оценки квалификации по собственной инициативе и тем более сохранить зарплату за этот день, не сказано ничего. Вероятно, данный «пробел» обусловлен ч. 1 ст. 196 ТК РФ, где указано, что именно работодатель определяет, нужно ли подтверждать квалификацию работника. И если он принимает решение о необходимости прохождения оценки, то должен создать все условия для этого.
По моему мнению, аналогичные гарантии – освобождение от работы с сохранением места и среднего заработка – для случая прохождения сотрудником оценки квалификации по собственной инициативе работодатель может закрепить в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка, улучшив тем самым положение работника по сравнению с трудовым законодательством. Либо же работнику придется оформлять на этот день отпуск за свой счет или сдавать экзамен во время ежегодного оплачиваемого отпуска либо на выходных (если выбранный центр оценки квалификаций работает не только в рабочие дни).
А если сотрудник, направленный на прохождение независимой оценки квалификации, не сдал экзамен, вправе ли работодатель взыскать с него его стоимость?
Трудовой кодекс предусматривает только возможность компенсации затрат работодателя на обучение работника в определенном случае (ст. 249 ТК РФ), нормы о возмещении средств, затраченных на прохождение оценки квалификации, он не содержит. И, думаю, если работодатель сам подобное положение внесет в документы организации, это будет являться ухудшением положения работника, что недопустимо (ст. 8 ТК РФ).
Как правильно оформить должностную инструкцию работника, который фактически осуществляет трудовые функции, содержащиеся в нескольких профстандартах?
Прописать в должностной инструкции данного работника все выполняемые им трудовые действия, соответствующие трудовым функциям, которые определены этими профстандартами. Кроме того, нужно понимать, что в таком случае работник должен соответствовать и требованиям к квалификации, установленным каждым из профстандартов.
Что делать, если для конкретной должности не утвержден профстандарт?
Могут ли оштрафовать работодателя, принявшего на работу в организацию, применяющую профстандарты, сотрудника с недостаточной квалификацией?
Если работник принят с условием об обязательном прохождении обучения, думаю, нет. Это как раз хорошее решение для случаев, когда найти работника, полностью соответствующего требованиям профстандарта, не получается.
Чем подтвердить применение профстандартов при проведении проверки?
Стоит отметить, что представители трудовых инспекций очень разумно и взвешенно относятся к вопросу применения профстандартов, понимая, насколько это непростой процесс, что нельзя уволить работника, не соответствующего установленным требованиям, даже если он не хочет учиться, в том числе за счет работодателя, переводиться на другую должность, сдавать профессиональный экзамен.