Должной осмотрительности что это

Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы

Все налогоплательщики условно делятся на две большие группы. Первая — это те, кто сознательно использует в своей деятельности компании-однодневки. Вторая — добросовестные налогоплательщики, которые по невнимательности допускают появление сомнительных контрагентов, именно им и нужно проявлять должную осмотрительность.

Ситуация, когда вполне приличная компания нанимает подрядчика и впоследствии, столкнувшись с определенными проблемами (например, необоснованными вычетами по НДС и неподтвержденными расходами), выясняет, что он является фирмой-однодневкой, нередка.

В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется как юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью и созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Такие фирмы обычно не представляют налоговую отчетность и имеют много других отличительных признаков, которые должны настораживать.

Фирмы-однодневки искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей. «Противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности», отмечается в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Проблема заключается в том, что пока полностью предотвратить появление фирм-однодневок законодательным способом не получается. Хотя за последние годы ФНС запустила несколько автоматизированных сервисов для выявления признаков однодневок:

Любой налогоплательщик находится в зоне риска — он не застрахован от того, что налоговые органы в ходе проверки не обнаружат в числе его контрагентов фирмы-однодневки. Защитить себя можно только одним способом — внимательнее относиться к выбору контрагентов и проявлять должную осмотрительность.

В этой статье рассмотрим несколько вопросов:

Что такое должная осмотрительность

Законодательство не содержит конкретного определения понятия «должная осмотрительность», однако этот термин упоминается и к нему есть отсылки.

Понятие должной осмотрительности при выборе контрагента зародилось еще в 2003 году, когда появилось Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 №329-О.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ внес изменения в часть первую НК РФ, в результате появилось понятие «необоснованная налоговая выгода», которая влияет на должную осмотрительность при выборе контрагента. Если компания не проявляет должную осмотрительность, следовательно, она получает необоснованную налоговую выгоду, работая с недобросовестными контрагентами. Информацию о том, кто относится к таким контрагентам, законодательство тоже не содержит. При этом последствия от работы с такими контрагентами могут быть серьезными, а именно — доначисление налогов.

Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно.

Полезные статьи

Что такое необоснованная налоговая выгода

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (Письмо ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/710@). Извлечение прибыли — это вообще суть деятельности коммерческой организации.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 ввело в правовой оборот понятие налоговой выгоды. Что оно означает? Уменьшение размера налоговой обязанности в результате уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. То есть это все те случаи из Налогового кодекса, позволяющие компаниям платить меньше налога. Это нормальная допустимая налоговая выгода.

Но есть и другая выгода, которую определяет Пленум: те предприниматели, которые минимизируют налогообложение в виде уклонения от налогов, получают так называемую необоснованную налоговую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной

Налоговая выгода считается необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Классический пример: компания нанимает подрядчика для выполнения определенной услуги и платит ему за это деньги, при этом услуги оказывают штатные сотрудники компании.

Важно понимать, что факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но есть два случая, когда одна компания имеет проблемы от того, что другая ведет свою деятельность недобросовестно.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговая докажет, что:

И если во втором случае речь идет о совершенно осознанных действиях налогоплательщика, то в первом подразумевается, что можно предпринять усилия, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.

Как проявить должную осмотрительность

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В частности, сигналами могут являться следующие случаи:

Самое главное, что необходимо понять: если вы ничего не делаете для того, чтобы предотвратить негативные последствия, то вы не проявляете должную осмотрительность. Так, например, если вы не имели личных контактов с контрагентом, если у вас нет документального подтверждения полномочий людей, которые подписывали с вами контракт, если у вас нет копий удостоверений личности этих людей, то вы не проявили должную осмотрительность.

Запрос документов контрагента

Если вы решили заключить договор с какой-то компанией, то перед тем, как это сделать, проверьте контрагента. Прежде всего можно воспользоваться открытыми источниками. Обратите внимание на отзывы, которые пишут о компании клиенты, проверяйте наличие судебных дел, обращайте внимание, не втянута ли компания в какие-то разбирательства в настоящее время. На основе собранной информации нужно сделать взвешенный вывод — стоит ли взаимодействовать с контрагентом и не станет ли он источником проблем.

Перед заключением договора важно запросить пакет документов:

Какие документы запросить у иностранной компании

У иностранного контрагента запросите документы, подтверждающие ее правовой статус — устав. Важно, чтобы эти документы были переведены на русский язык и подтверждали правовой статус организации.

Также потребуются документы, подтверждающие полномочия подписанта и его связь с иностранной организацией. Если будет доказано, что документ подписал не уполномоченный на это человек, то сделка окажется под вопросом, а сам документ — фиктивным.

Кроме того, не забудьте и о выписке из торгового реестра страны.

Какие документы запросить у российской компании

С российской компанией все проще. Нужно запросить стандартный набор документов:

Какие документы запросить у ИП

У ИП нужно проверить:

Какие документы нужно разработать для должной осмотрительности

В компании должен быть заведен определенный порядок для проявления должной осмотрительности. Прежде всего нужно разработать положение о договорной работе. Его структура может быть представлена либо в виде схемы, либо в виде регламента. В документе определяется, какие в компании есть виды договоров для работы с контрагентами (типовой договор, договор заказчика, договор поставщика, авторский договор и т.д.).

После этого определяются центры ответственности за работу с поставщиками. Например, это могут быть четыре основных отдела:

В документе также важно прописать структуру взаимодействия отделов: кто кому приносит договор, кто каким образом согласовывает его и т.д. Менеджер регистрирует договор в финансовом отделе после получения согласования от всех согласующих.

Регламент по соблюдению должной осмотрительности

Также нужно разработать такой локальный нормативный акт, как регламент соблюдения принципа должной осмотрительности. Любая проверка обычно начинается с того, что компанию просят предоставить какой-нибудь документ, свидетельствующий о проявлении организацией должной осмотрительности.

Одного регламента по согласованию договоров будет явно недостаточно. Нужно еще разработать регламент по должной осмотрительности. Его структура в целом включает несколько частей:

После того, как собрана и проанализирована информация о контрагенте, можно составить карточку налоговой безопасности. Ее нужно хранить в компании, так как, по сути, это досье на контрагента.

Риски непроявления должной осмотрительности

В Письме ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Прежде всего организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности:

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, следует внимательнее выбирать контрагентов.

Для ручного сбора и анализа информации о компаниях из общедоступных источников потребуется много времени. С помощью сервиса Контур.Фокус это можно сделать за несколько минут. Он автоматически выявляет информацию, которая требует подробного изучения.

Четыре правила для бизнеса

С учетом требований к проверке контрагентов эксперты советуют компаниям соблюдать несколько правил.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Должная осмотрительность: как проявить и как доказать?

Должной осмотрительности что это. Смотреть фото Должной осмотрительности что это. Смотреть картинку Должной осмотрительности что это. Картинка про Должной осмотрительности что это. Фото Должной осмотрительности что это

Должной осмотрительности что это. Смотреть фото Должной осмотрительности что это. Смотреть картинку Должной осмотрительности что это. Картинка про Должной осмотрительности что это. Фото Должной осмотрительности что этоЧто включает в себя понятие «должная осмотрительность», вы не найдете нигде. Определение отсутствует. Тем не менее налоговики активно используют этот термин, когда речь идет о якобы необоснованном вычете по НДС и не-правомерном включении тех или иных расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль. Дескать, компания не проявила должной осмотрительности при выборе поставщика, а он оказался фиктивной фирмой. Значит, НДС-вычет поку-пателю не положен, учесть затраты при налогообложении прибыли тоже не удаст-ся. А как решаются споры о должной осмотрительности в арбитражных судах?

Правила Налогового кодекса

Какие условия должна соблюсти компания, чтобы ее затраты разрешили учесть в целях налогообложения прибыли, а вычет по НДС признали правомерным? Для НДС и налога на прибыль НК РФ содержит разные требования.

Так, покупатель товаров (работ, услуг) принимает «входной» НДС к вычету, когда одновременно выполняются условия, прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ:
— наличие правильно, в соответствии с положениями п. 5 ст. 169 НК РФ оформленного счета-фактуры;
— приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет;
— приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.

В случае с налогом на прибыль произведенные расходы признаются в целях налогообложения, если они (п. 1 ст. 252 НК РФ):
— обоснованны (экономически оправданы) и документально подтверждены;
— понесены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как проявить осмотрительность?

А вот основные факты, которые могут навести проверяющих на мысль, что компания действовала без должной осмотрительности:
— отсутствие государственной регистрации партнера или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
— отсутствие компании-контрагента по юридическому адресу;
— сдача контрагентом «нулевой» отчетности (как бухгалтерской, так и налоговой) или ее непредставление в инспекцию;
— подписание документов не установленными лицами.

Контролеры также обращают внимание на длительный характер взаимоотношений с контрагентом и наличие взаимозависимости (аффилированности) между компаниями. Поэтому к возможным претензиям инспекторов лучше подготовиться заранее. Возьмите за правило запрашивать у своих партнеров по бизнесу:
— копии учредительных документов (устава и учредительного договора);
— копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписки из ЕГРЮЛ;
— копии лицензий;
— документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счетафактуры (в частности, протокол о на-значении генерального директора на должность);
— копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера.

Чтобы сделать это оперативно, в ходе встречи с потенциальным партнером ему можно вручить памятку с перечислением всех необходимых «бумаг».

Определенные шаги по проверке потенциального партнера фирма может предпринять самостоятельно. Например, запросить у ФНС справку о наличии у контрагента задолженности по налогам, о привлечении его к ответственности за неуплату налогов. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения налоговой тайной не являются (на основании подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Обратите внимание: все приведенные инспекторами доводы суды оценивают только в совокупности с другими свидетельствами недобросовестности партнеров (далее мы рассмотрим конкретные примеры из арбитражной практики). Кроме того, основополагающим моментом в налоговых спорах остается презумпция добросовестности налогоплательщика. То есть априори предполагается, что компания добросовестна. А чтобы выиграть спор, налоговикам придется до-казать обратное.

Дела судебные…

Арбитры, исходя из позиции добросовестности налогоплательщиков, часто занимают их сторону, но широко распространена и отрицательная практика. Рассмотрим на примерах судебных решений, каковы аргументы сторон в подобных спорах и насколько они эффективны.

Судьи на стороне налоговиков Согласно определению ВАС РФ от 25.01.2008 N 18196/07 организация должна позаботиться о благонадежности своего контрагента.

В рассмотренном ВАС РФ деле налоговой инспекции в ходе камеральной проверки не удалось найти контрагента (поставщика). По юридическому адресу он не располагался, лица, значащиеся руководителем и учредителем, таковыми не являются, и фирма на данных людей не регистрировалась. На основании этого инспекторы отказали компании в вычете по НДС. Однако организация с доводами инспекции не согласилась.

В.В. БАЦИЕВ, начальник управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ:

Что должен предпринять налогоплательщик, чтобы сделанный им выбор контрагента был расценен как совершенный с должной осмотрительностью? Приведу такой пример.
Интернет-магазин предлагает товар по цене, значительно отличающейся от рыночной. Курьер, осуществляющий доставку товара, привозит покупателю документы, относящиеся к этому товару, весьма сомнительного свойства. Совершенно очевидно, что такой выбор контрагента нельзя признать удачным, поскольку данный продавец не может быть реальной компанией, начисляющей и уплачивающей налоги. Об этом свидетельствует, в частности, низкая стоимость товара: вся выгода извлекается продавцом из неуплаты налогов, иных экономических оснований для продажи товара по заниженной цене у него быть не может.

Тем не менее судьи приняли сторону инспекции. Они пришли к выводу, что оформленные счета-фактуры подписаны неизвестным лицом, а следовательно, не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ. Поэтому налогоплательщик не имеет права на заявленный им налоговый вычет. Такое же мнение судьи выразили и в определении ВАС РФ от 22.10.2007 N 5831/07.

Документы поставщиков (накладные, договоры, счета-фактуры) были подписаны не установленными лицами. Инспекторы при проверке сделали вывод, что эти бумаги содержат недостоверные сведения, следовательно, затраты фирмы документально не подтверждены, а вычет по НДС не обоснован. Судьи поддержали налоговиков. Они допросили в качестве свидетелей тех, чьи подписи стояли на документах. Эти люди показали, что не имеют никакого отношения к хозяйственной деятельности данных организаций, не учреждали их и не руководили ими, не подписывали от их имени никаких финансово-хозяйственных документов (договоров, счетов-фактур и т. п.).

При рассмотрении другого дела суд установил, что адрес поставщика в выставленных им счетах-фактурах не соответствует адресу в ЕГРЮЛ. А все счета-фактуры подписаны директором, умершим (!) три года назад. Разумеется, арбитры пришли к выводу, что компания при заключении сделки с таким поставщиком действовала без должной осмотрительности, а сведения, указанные в счетах-фактурах, недостоверны (постановление ФАС ВВО от 02.06.2008 N А11-9651/2007-К2-23/526). Доводы фирмы, что она не должна нести ответственность за действия своего контрагента (в том числе за неверные сведения в счете-фактуре), не помогли.

Налоговая инспекция установила, что поставщики компании зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляют, занимаются «обналичкой» денег. Кроме того, и у поставщиков, и у самой фирмы отсутствуют складские помещения и транспорт. Следовательно, они не могут быть грузополучателями и грузоотправителями продукции. Между поставщиками и организацией осуществлялось движение только денежных потоков, а товарные потоки отсутствуют, что свидетельствует о фиктивности заключенных сделок. Получается, налицо необоснованная налоговая выгода. С этим согласились и судьи (постановление ФАС ПО от 17.01.2008 N А55-6925/2007).

Судьи на стороне налогоплательщиков
Практика показывает: если фирме удастся доказать реальность хозяйственных операций и своего намерения совершить именно ту сделку, что заявлена в договоре (а не просто завысить вычеты по НДС и затраты по налогу на прибыль), то суд, скорее всего, примет ее сторону. Приведем несколько примеров. Налоговая инспекция в ходе встречных проверок установила, что поставщики зарегистрированы в качестве юридических лиц, состоят на налоговом учете, но не представляют отчетность и не уплачивают налоги. По мнению налоговиков, это не позволяет организации-покупателю применить налоговый вычет по НДС и учесть затраты в целях налогообложения прибыли.

Однако суды поддержали компанию (постановление ФАС СКО от 05.06.2008 N Ф08-3098/2008, оставлено в силе определением ВАС РФ от 15.08.2008 N 5717/08), используя такие доводы:
— налоговая инспекция не доказала отсутствие реальных хозяйственных операций между фирмой и ее поставщиками и, соответственно, необоснованность получения налоговой выгоды;
— не представлено доказательств того, что фирма знала о нарушениях, допущенных ее контрагентами;
— на компанию не может быть возложена ответственность за другие организации, которые являются самостоятельными налогоплательщиками;
— налоговое законодательство не связывает право фирмы на зачет налога с фактами уплаты или неуплаты НДС в бюджет ее контрагентами.

Таким образом, компания подтвердила право на вычет НДС, а ее расходы являются обоснованными и документально подтвержденными. Несмотря на допущенные нарушения, поставщики компании являются действующими организациями, все хозяйственные операции реальны и подтверждены документами.

Еще пример. Фискалы утверждали, что счет-фактура и товарная накладная подписаны человеком, не являющимся руководителем, хотя в остальном и оформлены правильно. Кроме того, поставщики общества не располагаются по их юридическим адресам.

Но общество в суде опровергло доводы инспекторов. Были представлены документы контрагента о том, что обязанности генерального директора после смерти руководителя возложены на другого человека (решение участников ООО). Также было установлено, что адреса поставщиков, указанные в спорных счетах-фактурах, соответствуют адресам, указанным в выписке из ЕГРЮЛ. Кроме того, общество подтвердило реальный характер совершения хозяйственных операций по договорам.

Правда, судьи в этом начинании фискалов не поддерживают. Они считают, что тот факт, что поставщик не является плательщиком НДС, не влияет на право налогоплательщика на применение налоговых вычетов. Выставив счет-фактуру с выделенной суммой налога, компания обязана заплатить ее в бюджет, даже будучи «лицом, не являющимся налогоплательщиком» (п. 5 ст. 173 НК РФ). А поскольку НДС считается косвенным налогом, покупатель имеет право на применение налогового вычета.

Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС ВСО от 30.07.2008 N А33-16437/2007-Ф02-3580/2008 и ФАС СКО от 04.08.2008 N Ф08-4399/2008.

Журнал «Арбитражное правосудие в России» N 10/2008, Н.М. ЮДЕНИЧ, эксперт журнала, налоговый юрист

Источник

Должная осмотрительность: что это, как и зачем ее проявлять и как могут наказать, если этого не делать

Пошаговый план проверки потенциального партнера, который защитит бизнес от договоров с мошенниками и проблем с налоговой

Должной осмотрительности что это. Смотреть фото Должной осмотрительности что это. Смотреть картинку Должной осмотрительности что это. Картинка про Должной осмотрительности что это. Фото Должной осмотрительности что это

Екатерина Новикова

Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT

Налоговая доначислила налог двум компаниям. Одна компания смогла доказать в суде, что налоговая приняла решение необоснованно, и защитила свои 47 млн рублей, а другая оказалась должна бюджету 64 миллиона.

Разница между этими компаниями в том, что одна тщательно проверяет контрагентов, а другая — нет. На языке закона это называется должная осмотрительность.

В статье даем пошаговый план, как проявлять должную осмотрительность. Статья будет полезна всем компаниями и ИП, которые заключают договоры с контрагентами.

Что такое должная осмотрительность и зачем ее проявлять

Проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяют своих контрагентов перед тем, как заключить с ними сделку. Должную осмотрительность нужно проявлять прежде, чем подписать договор с партнером, поставщиком или клиентом.

Считается, что компании и ИП должны быть внимательными к контрагентам по умолчанию — в ст. 10 гражданского кодекса есть прямое указание на это: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются».

В законах понятия «должная осмотрительность» нет, зато оно часто встречается в практике. Термин впервые появился в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно встречается в спорах между налоговой и бизнесами по поводу доначисленных налогов.

Понятие должной осмотрительности появилось того, что некоторые компании пытаются незаконно экономить на налогах и втягивают в это своих партнеров.

Компания, которая честно ведет бизнес, может пострадать, если связалась с недобросовестным партнером: налоговая может отменить льготы, отказать в вычетах и доначислить налоги.

Сейчас объясним, как это работает.

У бизнеса есть законные способы сэкономить на налогах:

Получается так: компания должна была заплатить одну сумму налогов, а заплатила меньше. Такую экономию называют налоговой выгодой. Это все законные способы уменьшить налоги: если у бизнеса действительно были расходы и НДС, так делать можно.

Некоторые компании пользуются этими способами и хотят с их помощью уменьшить налоги незаконно: сделать вид, что у них были расходы, чтобы вычесть деньги из налогооблагаемой базы.

Для этого они заключают ненастоящие сделки: на бумаге покупка есть, а на деле — нет. Такие сделки заключают с компаниями-мошенниками, их еще часто называют однодневками. Эти компании ничего не продают и не оказывают услуги, а создают видимость честной работы. По факту они просто помогают провернуть незаконную схему недобросовестному бизнесу и вывести деньги через свои счета.

Такую «экономию» называют необоснованной налоговой выгодой. То есть компания заплатила меньше налогов, но законных оснований для этого не было.

Когда налоговая проводит проверку, она определяет, налоговая выгода обоснованная или нет, то есть законная или незаконная. Если компания заплатила за аренду офиса, оформила договор аренды, реально снимает помещение, она может законно учесть арендные платежи в расходах и уменьшить тем самым налог к уплате. А если компания купила счет-фактуру и предъявляет НДС к возмещению, а в реальности никакой покупки не было, то такой способ снижения налогов — незаконный.

Налоговая отслеживает не только мошенников, но и тех, кто заключает с ними сделки. Она подозревает, что контрагенты однодневок — это бизнес, который пытается сэкономить на налогах.

Например, если компания купит товар у подозрительного контрагента, подаст документы на получение вычета по НДС, а подозрительный контрагент не перечислит НДС в бюджет, налоговая может решить, что это незаконная схема: компания специально заключила договор, чтобы сэкономить на налогах, — и доначислит их.

Налоговая считает, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента — обязанность бизнеса. И суды с ней в этом согласны. В постановлении Высшего арбитражного суда написано: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности».

Это значит: даже когда компания не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.

Компания не проявила должную осмотрительность и должна выплатить в бюджет 64 млн рублей

Позиция налоговой. В ходе проверки налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 44 млн рублей налогов и 20 млн рублей пеней и штрафов. Компания должна бюджету 64 млн рублей.

Позиция компании. Компания пыталась доказать свою правоту и законность сделки, но у нее не было подтверждений, что она проверяла контрагента перед тем, как заключить договор, и вела с ним сделку с соблюдением всех требований: собирала акты, счета-фактуры и другие документы.

Решение суда. Суд решил, что партнер компании имеет все признаки фирмы-однодневки и компания сама не проявила должную осмотрительность при заключении договора. А значит, решение налоговой правомерно: компания должна заплатить в бюджет 64 млн рублей. Суды других инстанций это решение поддержали.

Запомним: бизнесу надо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы не иметь проблем с налоговой.

Разберемся, как проявить должную осмотрительность: что проверить при заключении сделки с новым контрагентом.

Подозрительные признаки контрагента

В 2017 и 2021 годах налоговая издала письма, где перечислила признаки компании, которые должны насторожить ее потенциальных партнеров. Еще обстоятельства, которые необходимо проверить, расписаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Сведения из этих документов можно взять за основу для проверки потенциальных партнеров.

Вот примерный список того, что должно вас насторожить:

Не обязательно найти все признаки, чтобы считать компанию неблагонадежной. Но чем больше подозрительных фактов, тем более внимательно нужно принимать решение о сотрудничестве с таким партнером.

Где собирать информацию о партнере

Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.

Самостоятельно. На это понадобится потратить время: нужно будет заходить на разные ресурсы, искать сведения и проверять их. Вот что вам может понадобиться.

РесурсЧто проверить
Федеральная налоговая службаНаличие регистрации в реестре юридических лиц или ИП. Здесь же можно получить выписку
Федеральная налоговая служба— Проверка адреса на массовость;
— наличие руководителя в реестре дисквалифицированных лиц;
— участие директора в нескольких юрлицах
Единый федеральный реестр сведений о банкротствеНаличие процедуры банкротства
Картотека арбитражных делНаличие судебных разбирательств
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)Включение в РНП
Федеральная служба судебных приставовНаличие исполнительных производств

Еще вам могут понадобиться реестры лицензий, если ваш партнер занимается лицензируемым видом деятельности, и службы статистики, чтобы проверить отчетность партнера.

Самостоятельная проверка занимает много времени. Если у вас регулярно появляются новые партнеры, этот способ не подойдет: придется нанимать юриста, чтобы он с утра до вечера проверял компании и документы с точки зрения налоговых рисков.

С помощью сервисов. Можно воспользоваться специальными ресурсами, которые собирают данные из разных источников и показывают подробную информацию о партнере в общей справке.

Пользователю нужно только вписать ИНН потенциального партнера.

Как проявить должную осмотрительность

Минфин говорит, что компания имеет право сама выбирать, как проверять потенциальных партнеров, и решать сотрудничать с ними или нет.

Проверка должна была настолько тщательной, чтобы компанию нельзя было обвинить в том, что она не проявила должную осмотрительность. Поэтому важно не только провести проверку, но и сохранить документальные подтверждения.

Это пригодится, если компания решит сотрудничать с контрагентом и потом возникнут проблемы с налоговой. Компания сможет доказать в суде, что была достаточно осмотрительная при выборе контрагента, и отменить доначисленные налоги, пени и штраф.

Компания доказала в суде, что проявила должную осмотрительность, и сэкономила 47 млн рублей

Позиция налоговой. Налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 25 млн НДС и 7 млн налога на прибыль плюс 15 млн штрафов и пеней. Всего налоговая требовала, чтобы компания заплатила 47 млн рублей в бюджет.

Позиция компании. Компания с этим не согласилась и обратилась в суд за защитой своих прав. В суде она предъявила доказательства того, что была осмотрительна при выборе партнеров: проверила контрагентов через систему СПАРК, запросила учредительные документы, предоставила протоколы осмотра нотариусом сайтов налоговой, предъявила заявки на поставку товаров, пояснения по рыночным ценам и другое.

Что решил суд. Суд оценил эти документы как «достоверные и подтверждающие проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и заботливости при выборе контрагентов» и удовлетворил заявление компании.

Налоговая пробовала обжаловать решение суда в других инстанциях, но решение по этому делу не изменилось: компания не должна доплачивать налоги.

Рекомендуем проверять каждого нового контрагента и составлять досье с данными проверки, чтобы при проблемах с налоговой у вас были документы, подтверждающие вашу осмотрительность. В досье сохраняйте все документы, которые пришлет контрагент, и скрины из открытых источников, сделанные при его проверке.

Если налоговая будет проверять ваш бизнес и вызовет сотрудников или руководителя на допрос, изучите список вопросов, которые налоговая будет задавать, — он есть в открытом доступе.

Правильные ответы на эти вопросы помогут доказать, что вы проявляете должную осмотрительность.

Мы подготовили инструкцию, которая поможет проверить потенциального партнера и проявить должную осмотрительность. В нашем списке всего семь пунктов, но их может быть больше — если хотите проверить еще, сделайте это.

Мы предлагаем действовать так:

Рассмотрим, что нужно делать на каждом шаге.

Шаг 1. Запросите у партнера пакет документов

Компания, которой нечего скрывать, предоставит вам пакет документов. Для ИП и компании часть документов одинаковые, а часть — отличается.

Шаг 2. Получите на сайте налоговой выписку из реестра юрлиц или ИП

Выписку с основными данными о компании или ИП можно получить на сайте налоговой бесплатно за минуту. Для этого нужно ввести в поле поиска название компании, ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

У любого партнера в выписке надо проверить:

Коды ОКВЭД. В выписке обратите внимание на то, какие коды ОКВЭД партнер выбрал для своей деятельности: если вы планируете заказать сайт, а по кодам ОКВЭД бизнес занимается продуктами питания, это подозрительно.

Если планируете сотрудничать с компанией, обратите внимание еще на несколько критериев:

Достоверность сведений о директоре. В выписке может быть пометка, что сведения о директоре недостоверны. Это значит, что человек, которого компания указывает директором, уже не работает в компании. Возможно, он с самого начала был номинальным, а на самом деле компанией управляет другой человек. Если вы заключите сделку с такой компанией, впоследствии ее можно будет оспорить в суде и признать недействительной.

Достоверность адреса. Недобросовестные компании могут указывать фиктивные адреса для регистрации юрлица. Если в выписке есть пометка, что сведения об адресе недостоверны, это значит, что компании нет по тому адресу, который она указывает. Обычно это вскрывается при налоговых проверках.

Размер уставного капитала. Если у крупной компании минимальный уставный капитал — 10 000 ₽, в совокупности с другими факторами это должно вас насторожить.

Кроме того, есть виды деятельности, где есть требования к размеру уставного капитала. Например, у магазинов, которые торгуют алкогольной продукцией, уставный капитал должен быть не меньше 1 млн рублей.

Если ваш потенциальный партнер продает алкоголь в магазинах, а уставный капитал — всего 10 000 ₽, лучше с ним не сотрудничать.

Шаг 3. Проверьте адрес контрагента

Рекомендуем проверить два факта:

Наличие помещений. Если компания нигде не указывает адрес своего офиса или шоурума, скрывает адреса складов и торговых площадок, а на просьбу встретиться на их территории отвечает отказом, это тревожно. Возможно, компания существует только на бумаге.

Массовый адрес. Бывает, что компания при регистрации указывает не свой фактический адрес, а покупает в интернете адрес для регистрации. Как правило, по таким адресам зарегистрировано много компаний, но никто там по факту не находится. Такой адрес называют массовым.

Если вы проверяете офис компании, а там зарегистрировано 50 компаний и все занимаются разным, в совокупности с другими признаками недобросовестности это повод насторожиться.

Проверить, какие компании зарегистрированы по адресу, можно на сайте налоговой.

Шаг 4. Поищите контрагента в списке банкротов

Список компаний и ИП, которые проходят процедуру банкротства, есть в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Потенциальный партнер может быть на стадии конкурсного производства или только собирается банкротиться.

Если он сам подал заявление о банкротстве, лучше с ним не сотрудничать: бизнес пытается избежать обязательств перед своими текущими партнерами, а значит, и вас тоже может обмануть.

Если ведется конкурсное производство, значит, контрагент уже не может заключать сделки и работать с ним нельзя по закону.

Шаг 5. Проверьте контрагента на сайте судебных приставов

Если ваш потенциальный партнер проиграл дело в суде и все равно не платит долг, информация об этом попадает к приставам. Они начинают исполнительное производство по взысканию долгов.

Все дела, которые ведут приставы, можно посмотреть на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Шаг 6. Проверьте директора компании

Рекомендуем проверить директора по двум критериям:

Проверка на номинальность. Иногда человек управляет несколькими компаниями, и это нормально, например, когда компания — объединение юрлиц. Но если директор руководит несколькими несвязанными компаниями, это может означать, что он номинальный. То есть по факту ничего не делает, только числится руководителем.

Проверить, в скольких юрлицах человек работает директором, можно на сайте налоговой.

Проверка на дисквалификацию. Некоторым людям запрещено управлять компаниями и быть директорами по решению суда, их вносят в реестр дисквалифицированных лиц.

Такие люди иногда все равно работают директорами, хотя им это запрещено. Судебная практика в таких случаях противоречива: иногда сделки, подписанные дисквалифицированным человеком, все же признаются действительными, а иногда нет. Рекомендуем не рисковать и отказаться от сотрудничества.

Шаг 7. Проверьте судебные дела с участием контрагента

Можно искать информацию о судебных делах с участием контрагента в общей базе судебных и нормативных актов, но мы рекомендуем остановиться на картотеке арбитражных дел: экономические споры слушаются в арбитраже.

В картотеке арбитражных дел легко проверить контрагента: искать можно по ИНН, названию юрлица или ФИО ИП. Еще можно выбрать, кем выступал контрагент в судебных делах — ответчиком, истцом или третьим лицом.

Обратите внимание не только на количество судебных дел с участием потенциального партнера, но и на его роль — истец или ответчик.

Если компания или ИП — ответчик по судебным делам, это может быть тревожным сигналом: возможно, это стандартная практика вашего потенциального партнера — судиться вместо того, чтобы платить по договорам.

Чек-лист проверки контрагента

Собрали все критерии, о которых говорили выше, в одну таблицу, чтобы вам было проще сориентироваться, на что обратить внимание при проверке контрагента.

Эту таблицу оформили в чек-лист, который вы можете использовать в своей работе. Скачайте чек-лист по ссылке справа.

Советуем принимать решение о сотрудничестве с каждым конкретным контрагентом обдуманно: быстрая прибыль от сделки с недобросовестной компанией может обернуться миллионами доначисленных налогов, штрафов и пеней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *