Домашнее ателье с чего начать
Как заработать на шитье дома? Как открыть швейную мастерскую на дому
Если женщине необходим постоянный или дополнительный доход, и у нее имеются элементарные навыки шитья и швейная машина, то проблемы, как заработать денег, у нее не должно возникнуть. Ведь из имеющихся навыков и оборудования можно организовать прибыльный бизнес.
Как стать швеей на дому
Шить на дому сможет любой желающий. Для того чтобы получить свой первый заказ, необязательно обладать дипломом инженера-конструктора.
Если у мастерицы не самые глубокие познания в конструировании и моделировании, то она сможет хорошо зарабатывать на изготовлении моделей.
Одним из главных качеств мастериц является скорость шитья. Ведь клиенты не любят, когда им в течение продолжительного времени изготавливают платье или другую модель. Все это необходимо учесть перед решением заняться шитьем на дому как заработком.
Выбор направления для бизнеса
Швейное искусство может развиваться в разных направлениях, поэтому для каждого случая необходим свой уникальный подход. Чтобы определить оптимальный формат, женщина должна задать себе следующие вопросы:
В зависимости от финансовых и технических возможностей можно работать в следующих направлениях:
Как заработать на шитье дома? Перед началом организации подобной деятельности необходимо составить бизнес-план пошива на дому. В результате успешной деятельности женщина сможет переквалифицироваться в модельеры и основать собственное агентство. После составления плана деятельности швеи могут переходить к непосредственной организации бизнеса.
Изучение рынка
Как и в любом другом бизнесе, необходимо потратить определенное время на тестирование рынка на предмет спроса продукции, которую собирается производить швея. Необходимо составление бизнес-плана даже без привлечения внешнего финансирования. Это поможет на первых порах сосредоточиться на первостепенных задачах и просчитать перспективы швейного дела. В данном случае необходимо решить где, кому и каким образом будет продаваться продукция. А также какие конкуренты присутствуют в этой отрасли.
Разновидности швейного бизнеса
Первоначально определяют, какие изделия будут изготавливаться женщиной. Существует множество вещей, которые смогут пошить опытные швеи:
Собираясь открыть свой швейный бизнес, необходимо определить, в какой сфере мастерица будет ощущать себя наиболее комфортно. Не следует заниматься пошивом всех видов изделий, лучше всего специализироваться на конкретной отрасли.
Затраты на швейный бизнес
Как заработать на шитье дома? Перед тем как начать профессиональную карьеру, необходимо определиться с затратами. На шитье можно заработать, ведь перечень необходимого оборудования не так велик. Иногда у мастерицы уже имеются некоторые машины и материалы, поэтому она сможет сэкономить на них.
К списку необходимых материалов можно отнести:
После приобретения всех этих предметов мастерица сможет открыть швейную мастерскую на дому и зарабатывать реальные деньги.
Ценообразование
Как заработать на шитье дома? Потенциальный доход во многом зависит от отрасли, в которой будет работать мастерица. Обязательно следует проверить, какие цены на пошив изделия имеется у конкурентов. С одной стороны, стоимость услуг швеи не должна быть заоблачной. А с другой – она не должна работать себе в убыток. Собственную работу мастерица не должна оценивать низко. В стоимость пошитой одежды должна быть заложена почасовая оплата труда плюс прибыль.
За ремонт изделия можно получать от 5 до 30 долларов. За пошив мужского костюма до 1000. За свадебное платье цена работы может колебаться до 5000 долларов.
К главным факторам формирования стоимости изделия можно отнести время, затраченное на его пошив и расходы на материалы. Первоначально необходимо обсудить с клиентом все расходы, начиная от типа ткани до отделочной фурнитуры.
Если модель требует драпировки, швея должна подсчитать точное количество материала. Об этом необходимо поговорить с клиентом заранее. Иногда заказчики покупают ткань самостоятельно, а иногда поручают это сделать самой швее. Лучше всего это делать на начальном этапе, чтобы избежать недовольства клиента в последствии. На дорогостоящие заказы лучше всего заключать договор.
Доходы
Как заработать на шитье дома? Доходы швеи во многом зависят от ниши, которую она выбрала. При изготовлении одежды необходимо ориентироваться на рыночную стоимость похожих изделий.
Так, например, средняя цена короткого женского платья составляет от 1200 до 1500 руб. Если швея затратит на материал 400-600 руб, то сможет получить прибыль, равную 800-900 руб. Время, которое затрачивает швея, зависит от ее квалификации и сложности модели. Обычно простое платье можно пошить за 2-4 часа.
Если мастерица изготавливает свадебные или выпускные платья, которые сложнее в выполнении, то и стоимость услуги будет выше. Повышенным спросом пользуется пошив детских вещей. При этом их можно реализовывать через специализированные магазины или точки на рынке.
Доход швеи может увеличиться, если она сможет нанять наемных рабочих. А сама будет заниматься маркетингом и сбытом готовой продукции.
Как найти клиентов
Одним из самых надежных и проверенных способов является реклама. Для этого лучшие вещи швее необходимо фотографировать и создавать портфолио.
Чаще всего люди, которые занимаются индивидуальными заказами на пошив одежды на дому, неохотно показывают фото своим друзьям и близким, потому что им неудобно сказать о высокой стоимости изделий.
А если разместить их на городском сайте или другой площадке в Интернете, то если модели действительно удачные, могут появиться постоянные клиенты. Ведь такого рода деятельность чаще всего востребована.
Чтобы исключить вероятность попадания нечестного клиента, лучше всего брать за работу аванс.
Добиваются успеха чаще всего швеи, которые обладают узкой специализацией. Таким образом, она сможет довести свои изделия до совершенства. Благодаря этому она получит большое количество постоянных клиентов.
Плюсы и минусы работы швеи
К положительным сторонам работы следует отнести:
К минусам работы швеи можно отнести:
Несмотря на все плюсы и минусы работы швеи, она способна приносить удовлетворение и неплохой доход со временем.
Заключение
Если после изучения всех положительных и отрицательных сторон профессии швеи на дому это не остановило претендента, то необходимо приступать к организации услуг пошива на дому. К минусам со временем можно привыкнуть, а доход станет больше и стабильнее.
В результате можно наладить стабильный бизнес с постоянным доходом.
Домашнее ателье с чего начать
Как создать домашнее ателье
Такой малый бизнес, как домашнее ателье, был всегда. Немало известных кутюрье начинали именно с этого. Когда-то в нашей стране их популярность была вызвана недостатком модной одежды, сейчас, скорее желанием одеваться не только модно и стильно, но и так, чтобы вещь сидела идеально.
Хотя в специализированных магазинах и бутиках можно найти много красивых и модных вещей, нередко клиенты уходят оттуда с пустыми руками. Кто-то не может подобрать нужный размер, кого-то не устраивают расцветки, обилие деталей или качество товара. В этом случае у человека остается один выход — обратиться в ателье по пошиву одежды. Сама я тоже время от времени пользуюсь этой услугой, потому что промышленность в принципе не выпускает одежду для женщин у которых талия вдвое тоньше бедер.
В общем, такой бизнес, как домашнее ателье востребован как в больших городах, так и маленьких населенных пунктах. Именно поэтому многие люди думают, что получить прибыль за пошив достаточно легко. Но на практике начинающий бизнесмен сталкивается с кучей проблем, ведь для того, чтобы домашнее ателье приносило стабильные доходы надо проделать большой путь.
С чего начать швейное дело?
Прежде чем начать обустраивать домашнее ателье, тщательно проанализируйте рынок услуг в вашем городе или поселке. Ведь если в районе вашего проживания уже работает фирма, занимающаяся подобным бизнесом, и главное: делает это хорошо, вам вряд ли удастся что-нибудь заработать. Поэтому надо найти жилой массив, где никто не предлагает подобные услуги. Идеальным местом для размещения швейной мастерской считаются спальные районы, в которых проживает много людей.
Если вам понравилось какое-то место, обязательно поинтересуйтесь:
Где размещать ателье?
Первое время вполне можно обшивать клиентов на дому, что многие и делают. Но если жилая площадь не позволяет заниматься бизнесом дома, тогда попробуйте найти помещение на первом этаже какой-нибудь жилой многоэтажки. Другой удобный вариант – помещение на местном рынке, причем важно выбрать место с хорошей проходимостью. Для начала хватит небольшой площади, ведь пока не будет постоянных клиентов, вы не сможете оплачивать аренду большого помещения. При этом постарайтесь создать там максимум комфорта, чтобы и вы и ваши клиенты чувствовали себя уютно. Вам это поможет сохранять работоспособность, а у клиентов красивое помещение, внимание к их проблемам и качественно выполненные заказы, вызовут желание возвращаться к вам снова и снова.
Для комфортной работы у вас должны быть следующие помещения (или уголки):
Сколько денег нужно для открытия швейной мастерской?
Начиная свое дело, вы должны быть готовы к тому, что на первом этапе придется вкладывать свои собственные деньги. Но даже если вы все сделаете правильно, первую прибыль получите не сразу. Первое время придется отрабатывать вложенные финансы. Лишь после того как у вас появятся постоянные клиенты, появятся реальные деньги.
Итак, придется потратиться на:
Если начинаете с приема клиентов на дому, то последний пункт можно пока опустить. Но в любом случае дома важно не только создать удобное место для приема клиентов, но и убедить домочадцев, что нельзя путаться у вас под ногами, когда вы принимаете чужого человека.
Упоминаю это особо, потому что сама когда-то рассталась с хорошей портнихой, которая была уверена, что собака под стулом у заказчицы, это нормально. Я не боюсь собак, но собак больших, с которыми можно договориться. Маленькие шавки, к сожалению, часто недоговороспособны.
Где искать клиентов?
На первых порах приглашайте к себе в ателье своих соседей и знакомых. Они могут посоветовать вас своим родным и друзьям. Такое сарафанное радио поможет набрать первых клиентов. Также можно попробовать дать объявление в интернете и написать всем знакомым в соцсетях. Только не пишите банальные объявления, постарайтесь сделать заманчивое предложение, которое бы заинтересовало людей разных возрастных категорий.
Попробуйте дать рекламу в местную газету или закажите флаеры. Их могут раздавать ваши дети, муж или близкие вам люди. Еще один важный помощник — свой сайт или группа в соцсетях. Здесь можно будет выложить информацию о графике работы, стоимости услуг, номера телефонов для связи, а также выставить фото готовых изделий и отзывы благодарных клиентов.
Какие услуги может предлагать ателье?
После того как обустроите помещение и купите все нужное оборудование, надо определиться на чем будет специализироваться ваше домашнее ателье. Ведь, например, шить легкие женские блузы, чехлы для машин или шторы в одном помещении вряд ли удастся. Конечно, можно оборудовать две разные комнаты, но на первоначальном этапе у вас не будет на это финансов. Поэтому будет лучше, если мастерская будет предлагать стандартный перечень услуг.
Ремонт одежды
Бывают случаи, когда люди не могут позволить себе сшить новую вещь или очень любят свою старую юбку или брюки. Обычно такие клиенты просят заменить старую молнию, перешить пуговицы или укоротить длину и, хотя на этом вряд ли удастся много заработать, ремонтом заниматься все ровно надо. В первые месяцы работы такие клиенты помогут вам держаться на плаву.
Еще один совет – подружитесь с соседними магазинами, торгующими женскими костюмами. Редко бывает, чтобы костюм сел идеально — то укоротить где-то нужно, то в талии ушить. Если продавец сразу рекомендует ателье, находящееся поблизости, и дает скидку на подгонку по фигуре, то костюм наверняка купят. В итоге все довольны – магазин получает выручку, покупатель – новую вещь, а вы – постоянный приток новых клиентов.
Пошив одежды на заказ
Шейте брюки, юбки, блузы и пиджаки для людей с нестандартной фигурой. Обычно человек, который отчаялся найти красивую вещь в магазине (по себе знаю), не боится переплатить за одежду, которая будет идеально сидеть на его фигуре. Ваша задача шить так, чтобы люди не только возвращались к вам с новыми заказами, но и рекомендовали ваше домашнее ателье своим знакомым. Это не так легко как кажется, потому что магазины завалены ширпотребом, и удача в бизнесе ждет только того, кто докажет, что может создавать то, чего точно нет в продаже.
Самые дорогие заказы – это свадебные платья и есть ателье, которые специализируются именно на них. Но этот вариант хорош для большого города, остальным же нужно стараться поддерживать максимально широкий спектр услуг.
Создавайте новые модели
Если вы не боитесь трудностей и любите творчество, попробуйте моделировать одежду. Создавайте модели, которые помогут людям скрывать свои недостатки: зрительно уменьшать талию и бедра, маскировать округлый животик, делать пышнее грудь. Опыт приходит со временем и вы начинаете видеть, что будет сидеть на клиенте, а что нет. Если с вашей точки зрения, фасон выбранный заказчиком неудачен, ваша задача корректно убедить его оказаться от невыгодного фасона, например, мотивируя тем, что это выходит из моды. Потому что если готовая вещь не будет сидеть, заказчик, вполне вероятно, обвинит во всем не свою фантазию, а ваши «кривые руки».
Постепенно у вас будет расти число заказчиков и придет момент, когда понадобятся помощники. Не все решаются на расширение, кто-то продолжает шить сам, просто повышает стоимость своих услуг. В общем-то, такое домашнее ателье, если вы признанный мастер и обзавелись очень не бедной клиентурой, может быть даже более выгодным, чем мастерская с парой портних, специализирующаяся на ремонтах и недорогих заказиках. Здесь главное быть профессионалом, тонко чувствовать тенденции мира моды, не давать клиентам экономить на тканях и фурнитуре и, конечно, уметь разговаривать с заказчиками.
Вот какие получились заметки о таком бизнесе, как домашнее ателье. Дело это интересное, творческое, требующие не только умения шить, но и коммерческой жилки.
Бизнес: швейное ателье из Сыктывкара
Как зарабатывать на шитье и перетяжке мебели
Инна Макатрова перетягивала салоны автомобилей и мебель в ателье в Сыктывкаре, но потеряла работу из-за болезни.
Тогда она узнала о субсидии от государства, написала бизнес-план и открыла собственное ателье.
Расскажем, как Инна стартовала и справлялась со сложностями.
С чего начинала
Инна шесть лет работала портным в швейном ателье. За это время она научилась шить чехлы для автокресел и тенты для техники. Водители заказывали их, чтобы защитить мебель в салоне машины и грузы в кузове. Еще Инна перетягивала руль, ручки коробок передач и потолки в салонах автомобилей, заменяла поролон в сидениях. Часто приходили клиенты, которые приносили домашнюю или офисную мебель с потрепанной обивкой — Инна умела с этим работать и охотно бралась.
В 2010 году Инна уволилась из-за болезни. Поправившись, она обратилась в центр занятости, но вместо новой работы специалисты предложили получить грант и открыть свое дело. Это государственная помощь безработным — официальная программа, которой занимаются регионы.
Наша героиня решила использовать свой опыт и открыть швейное ателье. Она написала бизнес-план, комиссия его одобрила, и с Инной заключили договор. По нему она получила грант, открыла ИП и обязалась заниматься ателье не меньше года. Если предприниматель закрывает свой бизнес раньше, то возвращает эти деньги.
получила Инна от государства на запуск бизнеса и рекламу
Инна предоставила в центр документы, которые подтверждали, что она открыла свое дело: выписку из единого реестра предпринимателей и свидетельство о постановке на учет в налоговой. Ей выдали 58,8 тысячи рублей на старт. Еще 20 тысяч на рекламу Инна получила из муниципального бюджета. Это была программа субсидирования молодых предпринимателей.
Запуск ателье
Инна нашла подходящее помещение на 37 м² в офисном здании на втором этаже в конце коридора. Сначала предпринимательница боялась, что клиенты не дойдут до ателье с таким расположением. Но помещение не требовало ремонта, а аренда стоила всего 7 тысяч рублей в месяц. Инна сразу отложила сумму на четыре месяца аренды, потому что деньги от гранта позволяли это сделать.
Чтобы стартовать, в ателье нужно купить оборудование и рабочие инструменты. Промышленные машинки б/у обошлись в 11 тысяч рублей. Инна взяла две, чтобы работать с разными материалами.
Сотрудников Инна не нанимала, а подключила к работе двух родственников. Они разбирали и собирали мебель: брат бесплатно, а со вторым родственником договорились делить прибыль поровну.
Затраты на запуск — 66 350 Р
Аренда помещения за 4 месяца | 28 000 Р |
Визитки, плакаты и баннер для входа | 20 000 Р |
2 швейные машинки б/у | 11 000 Р |
Материалы и инструменты для раскроечного стола | 3550 Р |
Листовки и распространение | 3000 Р |
Регистрация ИП | 800 Р |
Реклама и первые продажи
Чтобы об ателье узнали, Инна напечатала 5 тысяч листовок: часть — на домашнем принтере, часть — в типографии. Вместе с наемными работниками-студентами Инна разносила листовки по почтовым ящикам, расклеивала их по подъездам и клала под дворники автомобилей. Студенты получали по 10 копеек за пристроенную листовку.
Еще предпринимательница завела страницу ателье во Вконтакте и пригласила туда клиентов по прошлой работе.
Первые заказчики приносили Инне автокресла, а она шила и ремонтировала для них чехлы. Тогда же она перетянула своей первый угловой диван и сшила тенты на лодку и на газель. Но заказов было немного — чистая прибыль составляла 5—10 тысяч рублей в месяц.
Предпринимательница поняла, что ей не хватает рекламы. Инна пробовала дать рекламу в газетах за 5 тысяч рублей в месяц. Клиенты по ней не приходили, и наша героиня сменила газеты на строительные каталоги. Стоили публикации столько же, зато себя окупали. Плюс активнее заработало сарафанное радио.
За первый год Инна обслужила 150 клиентов и вышла на стабильную прибыль 30—40 тысяч рублей в месяц.
Новый грант
Чтобы расти дальше, предпринимательница подала заявку на конкурс проектов от Минэкономразвития Коми. В нем участвовали предприниматели не старше 30 лет. Они обязались пройти государственные курсы по предпринимательству и показать комиссии бизнес-проекты по расширению своего бизнеса. В декабре 2012 года Инна написала план развития и выиграла 300 тысяч рублей.
выиграла Инна на конкурсе проектов от Минэкономразвития Коми
Предпринимательница решила, что пора переезжать в новое, более просторное помещение. Вариант на 67 м² нашелся рядом со строительным магазином, автомойкой и автомастерской. Инна рассчитывала, что такое соседство привлечет новых клиентов. Аренда с коммунальными услугами стоила 25 тысяч рублей в месяц.
На грант Инна купила в новое ателье компьютер и принтер, напечатала новые визитки, заказала информационную табличку для входа и рекламный баннер. Еще она смогла оплатить годовое размещение в строительных каталогах.
Услуги и клиенты
В 2011 году Инна получила первый крупный заказ — шила чехлы на автокресла для автобусов сыктывкарского автотранспортного предприятия. За 78 чехлов ей заплатили 25 500 рублей.
Основной доход приносят индивидуальные клиенты. Для них Инна шьет чехлы на дачные качели и тенты на лодки и снегоходы, ремонтирует мебель и предметы интерьера. Например, восстанавливает обивку мебели после пожаров и прокусов животных.
Готовые работы Инна пакует в пленку, которую закупает у поставщиков корпусной мебели. Пленка входит в стоимость перетяжки.
Чтобы отвезти мебель к заказчикам, Инна нанимает машину. Раньше она отвозила готовые работы клиентам за свой счет, а ее сотрудники бесплатно спускали и поднимали мебель. Потом Инна стала брать за это деньги, но клиентам не понравилась цена. Сейчас рабочие только доставляют мебель до подъезда — это стоит 500 рублей. Вопрос с подъемом и спуском мебели клиенты решают сами.
В начале 2018 года Инна перестала ремонтировать салоны автомобилей. Снимать с автомобилей потолок, торпеды, руль и ставить их обратно ей было тяжело. Еще в автомобилях стоят пластиковые элементы, которые легко сломать.
Однажды клиент попросил предпринимательницу перетянуть дверные карты в автомобиле. Для этого она сняла их с машины, но из-за некачественного пластика карты не удалось припаять обратно. Когда заказчик приехал, он оплатил только стоимость материала и уехал недовольный. Сейчас клиентов, которые хотят отремонтировать салон автомобиля, предпринимательница отправляет к конкуренту.
Бизнес сезонный. Летом заказов больше — клиенты заказывают подушки и тенты для садовых качелей и беседок. Прибыль вырастает, когда появляются заказы от госучреждений. Например, в 2018 году Инна выиграла два тендера на заказы от Администрации Главы Республики Коми. Первый — на ремонт и перетяжку мебели на 22,8 тысячи рублей, а второй — на ремонт кресел на 61,8 тысячи.
Сотрудники
Первые три года Инне помогали родственники. Со временем она поняла, что не стоит работать с близкими людьми: иногда они не выполняли поручения или не приходили на работу.
В 2013 году предпринимательница наняла людей со стороны — рабочего и двух швей. Сотрудников искала через Вконтакте или центр занятости.
Швеи и рабочие стажировались неделю и получали 500 рублей за смену. После зарплата рабочих и швей без опыта доходит до 700 рублей за смену, с опытом — до 1000.
Персонал находить трудно: молодые люди, которые приходят от центра занятости, работать не хотят, а те, кто постарше, пьют. Уже три месяца Инна ищет мебельщика для производства диванов, кресел и кроватей. В будущем она хочет продавать в ателье готовую мебель.
Продвижение
Инна перепробовала разные варианты рекламы. После раздачи листовок она заказала пакеты-майки с логотипом ателье и предлагала их магазинам с автозапчастями. В таких брендированных пакетах магазины отдавали клиентам покупки. Еще предпринимательница дала рекламу на остановках общественного транспорта.
Инна не хотела тратить деньги на продвижение, которое не работает. Поэтому она стала спрашивать клиентов, откуда они узнали об ателье. Оказалось, что около половины заказчиков приводит реклама на остановках. Сейчас предпринимательница заказывает ее каждый месяц. Баннер на остановке стоит от 6 тысяч рублей.
платит Инна за баннер на остановке
Параллельно Инна продолжает вести группу во Вконтакте и публикует рекламу в строительных каталогах. Летом делает акцент на пошиве чехлов на качели, а в остальное время — на перетяжке мягкой мебели.
В месяц на рекламу уходит 10 тысяч рублей.
Как Инна закрывала ООО
Дальше предприниматель составляет ликвидационный баланс и собирает пакет документов. Через два месяца после публикации в журнале с этими документами можно идти в налоговую. Если все оформлено правильно и вопросов к предпринимателю нет, через 6 дней выдадут свидетельство о ликвидации.
Инна по ошибке пришла в налоговую раньше — два месяца после публикации еще не прошли. Документы не приняли. Инне пришлось заново платно заверять их у нотариуса и снова идти в налоговую.
Результаты и планы
Оборот ателье — около 160—200 тысяч рублей в месяц. Чистая прибыль составляет 30—40 тысяч рублей.
Чтобы развивать ателье, Инна планирует открыть филиалы ателье в других городах Республики Коми и запустить мебельное производство. Еще предпринимательница хочет создать рабочие места для людей с инвалидностью.
операционные расходы ателье в месяц в 2018 году
Затраты на запуск — 66 350 Р
Аренда помещения за 4 месяца | 28 000 Р |
Визитки, плакаты и баннер для входа | 20 000 Р |
2 швейные машинки б/у | 11 000 Р |
Материалы и инструменты для раскроечного стола | 3550 Р |
Листовки и распространение | 3000 Р |
Регистрация ИП | 800 Р |
Операционные расходы ателье в месяц, 2018 год — 144 350 Р
Ткани | 75 000 Р |
Аренда помещения | 21 000 Р |
Оплата труда, если Инна привлекает сотрудников | 20 000 Р |
Реклама | 10 000 Р |
Пенсионные отчисления на себя | 2750 Р |
Налоги УСН | 2500 Р |
Оплата коммунальных услуг | 4000 Р |
Охрана | 1600 Р |
Интернет | 1100 Р |
Швейные принадлежности | 1000 Р |
Налог ЕНВД | 400 Р |
Чистая прибыль в месяц, 2018 год — 30 000—40 000 Р
Выводы Инны
Перед открытием своего дела нужно обязательно поработать по найму. Это помогает увидеть внутренние процессы бизнеса, просчитать расходы, узнать функционал сотрудников и познакомиться с выгодными поставщиками. У Инны было профильное образование и 6-летний опыт работы по специальности.
Если сотрудники — родственники, они могут относиться к задачам более халатно и чаще грубить клиентам, чем люди со стороны. Сейчас у Инны никто из близких не работает.
Чтобы развивать бизнес, можно участвовать в конференциях и курсах для предпринимателей и подавать заявки на гранты. О возможностях Инна узнает на сайтах Центра занятости, Минэкономразвития Коми и Центра инноваций социальной сферы.
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Человек мечется, борется за гранты, сует нос во всевозможные истанции, чтобы получить поддержку на бизнес, имеет заказы от государственных предприятий, сколько материалов закупает, ищет поставщиков, да что там, сама работает постоянно, параллельно контролируя всех работников, бухгалтера, грузчиков. а получает 30-40 в месяц. Не легче быть перепродажником тех же готовых чехлов, покупая их у таких же фирм, где руководитель все сам делает, имея те же 30-40к в месяц? Сделать лозунг фирмы Made in Komi, может, пойдёт)