Домашнее обучение в школе по состоянию здоровья что это такое
Домашнее обучение в школе по состоянию здоровья что это такое
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.
Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Домашнее обучение в школе по состоянию здоровья что это такое
Законодательным основанием для возможности и порядка перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья служит:
часть 1 п. 2 статьи 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;
Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Статья 63 «Общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»;
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Что такое домашнее обучение по состоянию здоровья
Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.
Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как рассмотренная в предыдущем материале «Семейное образование: Компенсации родителям за семейное обучение?» форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.
В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.
Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Правовые нормы перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья
В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.
Ребенок по медицинским показаниям имеет право:
Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает:
Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:
у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;
одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.
Исходя из приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н:
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.
Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к основным общеобразовательным программам относит:
т.е. те образовательные программы, которые должны осваиваться детьми в школе.
Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н, он имеет не только право на домашнее обучение, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.
Почему может претендовать:
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам:
Утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Порядок организации домашнего обучение детей по состоянию здоровья
На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06–1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:
Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.
Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:
желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;
для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);
при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:
включая объем его учебной нагрузки,
а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или
путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся,
Во время домашнего обучения школа обязана:
предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
условия для промежуточной и итоговой аттестации;
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.
Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:
то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;
длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.
Порядок оформления перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья
Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение
Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.
Для получения справки нужно:
обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза;
далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.
Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо:
обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и
получить решение комиссии в назначенное время.
В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи:
врача, который выдал документ,
лечащего и главного врача поликлиники, и
круглая печать поликлиники.
Данная справка действительна 1 год.
Шаг 2. Изучить документы школы, в которой учится ребенок.
Несмотря на то, что домашнее обучение официально признано, далеко не каждая школа может его предоставить. Для того, чтобы узнать возможен ли перевод на домашнее обучение по причине здоровья в школе, нужно посмотреть устав школы. Устав можно попросить у завуча школы или найти на интернет-сайте школы.
После того как убедитесь, что школа позволяет осуществить перевод ребенка на домашнее обучение, необходимо приступать к сбору документов.
Шаг 3. Собрать комплект документов.
Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно собрать следующие документы:
справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике;
заявление на имя директора школы;
свидетельство о рождении ребёнка;
заявление в департамент образования.
Чтобы написать заявление на имя директора школы понадобится помощь педагогов или завуча, так как в заявлении должен быть указан перечень предметов, которые будут изучаться ребёнком и количество их часов.
Заявление в департамент образования стоит отправить (передать) одновременно с заявлением на имя директора. Это обусловлено тем, что несмотря на то, что школа обязана перевести ребёнка на домашнее обучение на основании врачебных показаний, директор школы может побояться брать на себя ответственность и перенаправить заявление в департамент образования.
Шаг 4. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.
Далее, с комплектом документов нужно прийти в школу, чтобы составить индивидуальный график домашнего обучения для ребёнка.
В нём должны быть отображены:
предметы и количество их часов;
также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и
график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.
При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.
Помимо индивидуального графика домашнего обучения:
между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и
указываются сроки контрольных аттестаций.
Шаг 5. Получить журнал учёта проведённых занятий.
На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий. В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. В идеальном варианте, журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.
Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание. Это почти тот же классный журнал, только для ребёнка, обучающегося на дому.
Если к ребёнку приходит репетитор, то пройденные темы, также должны быть отображены в журнале.
Шаг 6. Получить аттестат.
Таким образом, при сдаче ОГЭ или ЕГЭ, ребёнок вместе со своим классом сдаёт экзамены в установленное время и месте. В этом случае ребёнок получает аттестат стандартного образца. В случае, если заболевание не позволяет ребёнку покинуть дом или место лечения, школа берёт на себя организацию проведения итоговых аттестаций. Экзамены могут быть проведены дома, либо перенесены в связи с ухудшением состояния здоровья ребёнка.
Если ребёнок учится на домашнем обучении по индивидуальному графику или осваивает не полную программу, в таком случае школа также организует аттестации, согласно плану домашнего обучения ребёнка. В итоговом аттестате будут прописаны предметы, которые усвоил ребёнок.
Порядок домашнего обучение детей по состоянию здоровья в Москве
Каждый субъект РФ вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся домашнего обучения лиц с ограниченными возможностями. Например, в Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2016). Положения данного Закона распространяются на домашнее обучение детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья.
Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения детей на дому:
для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому;
обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;
лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы;
коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
Статья 7 «Обучение на дому» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу:
п.1, п.2 статьи 14 «Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
Как организовать домашнее обучение ребенка
Общее образование, которое дают в 1—11 классах, в России обязательное. Но получить его можно и в школе, и вне школы.
А можно вообще совместить два формата. Так с 2019 года учится моя дочь, сейчас ей 11 лет. Она числится в частной московской школе и проходит там аттестацию, а учу ее я сама.
Расскажу, какие вообще есть формы общего образования и что называют домашним обучением. А еще поделюсь опытом, как в нем участвуют родители и сколько оно может стоить.
Что такое домашнее обучение
Официально домашним обучением считается только надомное. Это когда ребенок не может ходить в школу из-за ограничений по здоровью и учителя сами приходят к нему домой.
Но в народе так называют и другие случаи, когда ученик совсем не посещает школу. Например, дистанционное и семейное обучение. Так что в этой статье я тоже буду называть их домашним и подробно расскажу о каждом. Пусть педагоги и министры меня простят.
Виды обучения в школе
В рамках любой школы, хоть частной, хоть государственной, есть три формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. В любой из них ребенок строго следует учебной программе и за его знания отвечает школа, а не родители.
При очной форме ребенок ходит в школу каждый день. У этой формы есть разновидность — надомное обучение. Это когда ученик не посещает уроки по состоянию здоровья и учителя сами приходят к нему домой.
При очно-заочной форме ребенок ходит в школу 2—4 раза в неделю и только на некоторые предметы, а остальные осваивает дома. При этом он делает все домашние задания и сдает с классом контрольные и экзамены.
А при заочной форме ребенок появляется в школе раз в несколько месяцев. Например, чтобы разобрать с учителем самые сложные темы. В остальное время он учится дома по школьным учебникам, а сдает домашние работы и экзамены очно или через интернет.
К любой из этих форм можно применить дистанционный формат обучения. Это когда учителя ведут уроки онлайн, а дети сдают все домашние и контрольные через интернет.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды обучения не в школе
Внешкольным считается семейное и самостоятельное обучение. Последнее еще называют самообразованием.
При семейном формате за знания ребенка отвечает семья. До девятого класса он может не прикрепляться ни к какой школе, не делать никакие домашние задания и не сдавать контрольные. В девятом придется прикрепиться, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат.
А можно прикрепиться сразу — так сделали мы. Но знания дочери в течение года все равно контролирую только я, а в школе она аттестуется дважды в год.
При самостоятельном обучении все то же самое, но за знания ребенка отвечают и родители, и он сам — в равной степени. Но оно возможно только для учеников, которые уже окончили девять классов. Поэтому дальше я не буду его упоминать.
Условия обучения на дому
В этой статье я буду рассказывать о надомном, дистанционном и семейном обучении. Это их чаще всего называют домашним.
Для перехода на надомное обучение у ребенка должны быть ограничения по здоровью, из-за которых он не может ходить в школу. Например, тяжелая степень несвертываемости крови или нарушение интеллектуального развития, когда ученик не контролирует свое поведение. Или если ребенок перенес тяжелую операцию и после нее прошло меньше года. Допустим, если ему лечили разрывы сетчатки глаза.
С дистанционным обучением тоже есть условие — школа, которую вы выбрали, должна применять электронные технологии. Но по закону это ее право, а не обязанность. И если в вашей школе их нет, вы не заставите учителей вести уроки онлайн специально для вашего ребенка. Придется переводить его в другую школу.
Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, особых условий нет — достаточно желания родителей. В остальном все зависит от того, прикреплен ли ребенок к какой-то школе и какие там порядки.
Что говорит закон о домашнем обучении
Все виды обучения, которые в народе называют домашними, регулирует федеральный закон «Об образовании». А часть положений этого закона детализирует Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08 — главный нормативный документ о семейном обучении. Если вы задумались о том, чтобы ребенок учился дома, желательно прочитать его полностью.
А пока вот самое важное из закона.
Родители имеют право сами выбрать ребенку форму обучения. Допустим, если ему не понравится на домашнем, он всегда может вернуться в школу по месту жительства — к очной форме. И директор школы не имеет права этому мешать.
Семейная форма обучения так же законна, как надомная или дистанционная в школе. Если вы захотите перевести на нее ребенка, никто не может вам препятствовать: ни учителя, ни директор, ни городской отдел образования.
При семейной форме у ребенка есть право аттестовываться в государственной школе по месту жительства: сдавать там контрольные работы, экзамены и получать оценки. Даже если вы захотите прикрепиться к школе только ради этого, вам не вправе отказать.
Если ребенок на домашнем обучении прикреплен к школе, он может пользоваться школьной библиотекой, спортивной площадкой и физкультурным залом. А еще участвовать в олимпиадах, спортивных соревнованиях и научных конференциях от лица школы.
Нельзя просто взять и забрать ребенка из школы. Если вы выбрали семейное обучение, об этом придется сообщить в местный отдел образования. Там ведут учет всех детей, которые в данный момент должны получать общее образование.
Если ребенок не прикреплен ни к какой школе, а вы не сообщите о семейном обучении, вы нарушите закон.
На домашнем обучении можно аттестовываться экстерном. Допустим, за год ребенок прошел программу сразу двух классов — к примеру, седьмого и восьмого. А по возрасту должен идти только в восьмой. Если он прикреплен к школе и сдаст все контрольные за восьмой класс, его переведут в девятый несмотря на возраст.
Ребенка на домашнем обучении, прикрепленного к школе, могут оставить на второй год. Это точно случится, если у него две академических задолженности или больше: например, он не написал годовую контрольную по двум предметам и не сдавал по ним экзамены. Или получил за них двойки.
Если у ученика одна задолженность, его переведут в следующий класс условно. То есть он сможет проходить программу этого класса, но за ним будет долг.
В течение года ученику придется пересдать предмет. Если он снова получит два, то вернется в предыдущий класс.
Что такое надомное обучение
В чем суть. Ребенок на надомном обучении прикреплен к школе по месту жительства и к конкретному классу. Его учат школьные учителя — у него дома после своих уроков или через интернет. А все аттестации и контрольные он сдает по школьному графику.
Как перевестись. В разных регионах могут быть свои правила. Их лучше узнавать в городском отделе образования. А в Москве нужно получить от лечащего врача направление на врачебную или клинико-экспертную комиссию (КЭК). Ее организовывают в одной из городских поликлиник или больниц. Там специалисты осмотрят ребенка и изучат результаты его анализов и обследований. На основании этого решат, может ли он посещать школу очно. Если нет, выдадут заключение, что ему рекомендовано учиться на дому.
Администрация школы заключит с вами договор о переводе на надомное обучение, а в Москве — составит об этом акт. К нему будет прилагаться индивидуальный учебный план и расписание. Вы сможете принять их или скорректировать вместе с завучем.
После этого администрация назначит учителей, которые будут приходить к ребенку. Причем один и тот же учитель может обучать сразу нескольким дисциплинам. Это нормально: например, в дипломах учителей математики обычно есть дополнительная специализация — физика, и наоборот. Учитель географии может преподавать биологию, а историк — обществознание.
Плюсы надомного обучения. Болезнь не мешает ребенку получать образование. А школа адаптируется под его нужды, предоставляет бесплатные учебники и учителей.
Минусы надомного обучения. В список заболеваний входят только самые острые состояния. Если ребенок болен, но не тяжело, ему придется ходить в школу со всеми.
При надомном обучении дети мало общаются со сверстниками. Еще им не преподают ИЗО, музыку, ОБЖ и технологию, хотя кому-то эти предметы могли бы понравиться.
У учителей часто не хватает квалификации, чтобы находить подход к детям с ограниченными возможностями.
Что такое семейное обучение
В чем суть. Семейное обучение похоже на надомное, только ответственность за знания ребенка лежит на родителях, а не на школе. Они могут учить его сами, нанять репетиторов или определить в частную онлайн-школу.
Есть два формата семейного обучения — хоумскулинг и анскулинг.
Хоумскулинг — это когда ученик прикреплен к какой-то школе: частной или государственной по месту жительства. Он сдает там контрольные, зачеты и экзамены — хоть очно, хоть дистанционно. Но при этом не посещает уроки.
В целом ребенок следует программе своей школы, но родители могут немного ее менять. Например, не заниматься с ребенком ИЗО или технологией. Или углубленно изучать предметы, которые интересны.
Например, моя дочь-шестиклассница прикреплена к частной «Международной школе завтрашнего дня». Оттуда мне прислали список из двенадцати дисциплин, которые я должна ей преподавать:
Я сама составила расписание и преподаю дочке все, кроме физкультуры. Другие предметы мы не выбрасываем, иначе у дочери будут проблемы с аттестацией. Но географию и биологию осваиваем углубленно.
Анскулинг — это когда ребенок не прикреплен ни к какой школе, не следует никаким программам и родители сами решают, чему его учить.
Такой формат возможен до девятого класса. Потом ребенку придется прикрепляться к какой-то школе и сдавать там ОГЭ по русскому языку, математике и двум предметам на выбор. Без этого не дадут аттестат.
Но для допуска к ОГЭ нужно пройти в школе промежуточную аттестацию за девятый класс. Словом, чтобы сдать ОГЭ и получить аттестат, придется все равно прикрепляться к школе.
Кому подойдет семейное обучение: детям, у которых нет времени ходить в школу. Например, профессиональным спортсменам или артистам. Еще оно подходит ребятам со слабым здоровьем или тем, кто не успевает за сверстниками в классе. И ученикам, которые конфликтуют с одноклассниками или учителями.
Плюс это выход для семей, которые много путешествуют или живут за границей, но хотят, чтобы у ребенка был российский аттестат. Отчасти так было и у нас. Мы выбрали семейное обучение, потому что у дочери проблемы со здоровьем — они осложняют очную учебу. А в 2019 году мы еще и уехали зимовать в Грузию и задержались там почти на год. Благодаря семейному обучению это не сказалось на учебе дочери.
Как перевестись. Если вы хотите, чтобы ребенок аттестовывался в прежней школе, нужно заключить с администрацией школы договор на семейное обучение. В нем будут прописаны все условия насчет консультаций, аттестаций, пользования библиотекой и участия в школьных мероприятиях. После этого сообщите в городской отдел образования, что ребенок теперь учится дома.
Если вы хотите прикрепить ребенка к другой школе, в прежней нужно написать заявление на имя директора и попросить отчислить ребенка. Вам выдадут пакет документов: личное дело ребенка, табель с оценками и медицинскую карту.
Потом нужно отнести их в новую школу и заключить с ней договор: в частной школе — на заочное обучение, а в государственной — на семейное. И не забыть сообщить об этом в отдел образования. Так сделали мы — формально дочь учится заочно в частной школе, но по факту проходит там только аттестации.
Если вы не хотите прикреплять ребенка ни к какой школе, нужно написать заявление об отчислении в прежней школе. И обязательно сообщить об этом в отдел образования по месту прописки. Контакты всегда есть на сайте городской администрации.
Образец уведомления о переходе на семейное обучение PDF, 127 КБ
Уведомление можно отнести лично или отправить заказным письмом. Письмо актуально, если ребенок живет в одном городе, а прописан в другом.
Плюсы семейного обучения. Главный плюс — это максимум свободы: родители сами решают, что и как преподавать ребенку, и выбирают школу для аттестации. Еще они учитывают интересы ребенка: углубляются в то, что ему нравится, а остальное разбирают не так подробно. Например, моей дочери тяжело даются языки. Мы делаем акцент на английском, а французский изучаем в облегченном режиме.
Еще ребенок учится в удобном графике и темпе. Например, я преподаю дочери только до обеда, чтобы остаток дня был свободным. Ей нравится, что нет ранних подъемов, спешки, суеты и домашних заданий. Она высыпается, может заниматься хобби и путешествует вместе с нами. Плюс она защищена от школьного буллинга.
Минусы семейного обучения. Семейное образование в России еще в новинку. Многие наши знакомые не понимают, что это, и осуждают нас за то, что мы забрали дочь из школы. Это неприятно.
Не у всех родителей есть время и знания, чтобы учить ребенка самим. У нас на это уходит много сил и времени. Хотя с самим преподаванием проблем нет: у меня педагогическое образование и диплом картографа, а муж математик и знает семь языков.
В учебе важна дисциплина, и не каждый ребенок может оторваться от личных дел и вовремя сесть за урок. Это тоже требует усилий. Например, я сама составила дочке расписание на все будние дни. Она не встает по будильнику, а спит сколько хочет, после этого завтракает и иногда недолго гуляет. Но потом мы садимся за уроки.
Есть выход, который снимет все минусы семейного обучения: при анскулинге нанять репетиторов, а при хоумскулинге записаться в частную семейную школу. В таких школах занятия часто проходят офлайн, но в присутствии родителей. В классах максимум десять человек, а преподаватели проводят уроки нестандартно: в формате игр, интересных опытов или обсуждений.
Но и репетиторы, и семейные школы — это дорого. О ценах я подробнее расскажу дальше.
Что такое дистанционное обучение
В чем суть. Ребенок учится онлайн — в частной школе или в государственной. Если он на семейном обучении и занимается у онлайн-репетиторов, это тоже можно считать дистанционным форматом.
В школе ребенок слушает аудио- и видеолекции, а иногда и участвует в вебинарах. В частных школах аттестации тоже проходят дистанционно, а в государственных они очные. Еще в школе у ребенка есть расписание и он четко следует школьной программе. А родители не могут ее менять.
Менять программу можно только при семейном дистанционном обучении. Для этого можно обсудить с онлайн-репетитором учебный план и попросить четко ему следовать.
Кому подойдет. Семьям, где у родителей нет времени или знаний, чтобы разбираться в программе и учить ребенка самим. Еще это выход, если вы часто переезжаете или если офлайн-школы закрыты на карантин.
Как перевестись. Если ребенок учится в государственной школе, нужно написать заявление на имя директора о переводе на дистанционное обучение. Или отчислиться из школы, где оно невозможно, и заключить договор с новой.
Плюсы дистанционного обучения. В школах есть готовый учебный план, преподаватели и система контроля знаний. А если ребенок не прикреплен к школе, ими займется репетитор. Родителям не нужно об этом беспокоиться.
В частных школах обычно гибкое расписание и ученик может прослушать урок в любой момент. Это позволяет ему высыпаться, самому планировать день и путешествовать с родителями.
Буллинг тоже маловероятен: ученики не пересекаются в перерывах между занятиями и могут вообще не видеть друг друга.
Минусы дистанционного обучения. Не во всех государственных школах есть онлайн-формат. А частные обычно дорогие.
К тому же частные школы иногда идут по уникальным авторским программам — рассказываю, почему это минус.
Программы домашнего обучения
Я уже упоминала, что при анскулинге родители могут сами разработать программу и обучать по ней ребенка. В остальных случаях придется следовать программе школы, к которой он прикреплен.
Стандартные. Каждая школа имеет право составить свою программу. Но государственные школы ориентируются на ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. Там есть перечень предметов, которые нужно изучать в 1—4, 5—8 и 9—11 классах, количество уроков на каждую дисциплину, длительность учебного года, требования к результатам и сроки аттестации.
В общем, если ребенок прикреплен к государственной школе, то он будет учиться по программам ФГОС. И на семейном обучении родителям придется следить, не отстает ли он по этим программам, иначе будут проблемы с аттестацией.
Та же история и с частными школами, которые прошли государственную аккредитацию. Она подтверждает, что программа этих школ тоже соответствует ФГОС, и дает им право не только учить, но и аттестовывать учеников и выдавать им аттестаты.
Школа моей дочери тоже аккредитованная. Мне было важно, чтобы она проходила аттестации по ФГОС: думаю, так оценка знаний объективнее.
Узнать, аккредитована ли частная школа, можно в реестре Рособрнадзора. К тому же обычно школы выкладывают документы об аккредитации на своих сайтах в разделе «Документы» или «О нас».
Альтернативные, или авторские, программы практикуют неаккредитованные частные школы. Например, школы по методике Монтессори или вальдорфские — там дети познают мир через творчество: рисунки, поделки из натуральных материалов, песни и танцы.
Проблема в том, что при авторских программах развитие ребенка иногда получается однобоким. Так случилось и у нас. В 2017 году, до перехода на семейное обучение, моя дочь училась во втором классе частной Монтессори-школы. Она была очной, но я все равно о ней расскажу: по этой методике преподают и дистанционно.
Мне нравилось, что материал подавался креативно: детям показывали опыты и интересные видео, играли в обучающие игры. Дочери было интересно, и она многое делала самостоятельно.
Но к концу учебного года я заметила большие пробелы в ее знаниях: дочь почти не умела делить в столбик, а при письме делала много ошибок. Причем они касались самых простых правил русского языка. Пришлось забрать ее из этой школы и нанять репетиторов на все лето.
Аттестация: как проверяются знания
При анскулинге знания проверяют родители. То же самое если ребенок прикреплен к неаккредитованной школе. В этих случаях в девятом классе придется прикрепиться к государственной школе или аккредитованной частной, чтобы получить допуск к ОГЭ.
В аккредитованной школе — частной или государственной — нужно сдавать экзамены минимум в конце каждого учебного года. Без этого даже не перейти из класса в класс. А некоторые школы требуют сдавать мини-экзамены в конце каждой четверти, триместра или полугодия.
Дочке присылают тесты по всем предметам и устанавливают дедлайн сдачи — примерно через три недели. Мы составляем расписание и проходим эти тесты один за одним.
Задания в тестах вполне понятные, а иногда даже интересные. Они никогда не выходят за рамки изученного материала, но некоторые попадаются сложные. Поэтому за неделю до получения тестов мы с дочкой повторяем весь материал, который прошли за год.
Дочь решает тесты сама. Но математика и французский даются ей тяжело, и по этим предметам мы иногда ей помогаем.
Через пару недель я получаю на электронную почту результаты и комментарии учителей насчет ошибок. Я знаю, что если мы не сдадим работу в срок или дочь получит два, придется идти на пересдачу — как в государственной школе. Но пока у нас такого не было: дочь учится на четыре и пять.
Во сколько обходится домашнее обучение
Принадлежности для учебы. Когда ребенок учится дома, не надо тратиться на школьную форму, сменную обувь и сборы на нужды класса. Но без учебников и канцелярских принадлежностей все равно не обойтись.
Если ребенок прикреплен к офлайн-школе, учебники можно бесплатно брать в библиотеке. В остальных случаях их придется покупать или скачивать электронные. Плюс ребенку понадобятся атласы, контурные карты и рабочие тетради.
В магазинах я покупаю только расходники вроде контурных карт и рабочих тетрадей и канцелярские принадлежности: линейку, транспортир, циркуль, карандаши, ручки и прочее. Из дополнительного, но не обязательного, мы купили еще глобус и микроскоп: дочь особенно любит биологию и географию. И то и другое я нашла на «Авито».
На принадлежности для учебы в шестом классе я потратила 9300 Р
Что понадобилось | Где взяла | Сколько потратила |
---|---|---|
Микроскоп | «Авито» | 3500 Р |
Рабочие тетради по биологии, истории и географии | «Читай-город» | 1500 Р |
Принадлежности для рисования | Магазин у дома | 1000 Р |
Тетради | «Озон» | 1000 Р |
Хрестоматия по литературе | «Читай-город» | 700 Р |
Глобус | «Авито» | 500 Р |
Письменные принадлежности | «Озон» | 500 Р |
Рабочая тетрадь по русскому языку | «Авито» | 300 Р |
Фломастеры | «Озон» | 300 Р |
Учебники | Отдали знакомые | 0 Р |
Моя дочь учится по общеобразовательной программе в «Международной школе завтрашнего дня». Если бы она присутствовала на онлайн-занятиях с учителями, обучение в шестом классе стоило бы 6000 Р в месяц, или 54 000 Р в год. Но я учу ее сама и плачу только за аттестации — 10 000 Р в год.
Цены в семейных школах. Семейные школы формально не считаются школами. У них не бывает лицензий на образовательную деятельность и аккредитации. Чтобы ребенок учился в такой школе, нужно перевести его на семейное обучение.
Зато дети могут заниматься там в присутствии родителей. А уроки проходят в игровой форме и не каждый день, а пару раз в неделю. Много внимания уделяется творчеству, исследованиям, практическим опытам. На занятия по географии могут приглашать путешественников, которые рассказывают детям о разных странах. А по литературе — писателей.
А есть и дорогие школы. Например, в Reggioschool занятия идут пять дней в неделю и обучение стоит 60 000 Р в месяц. Но его вряд ли можно назвать домашним, ведь занятия проходят очно.
Р в месяц» loading=»lazy» >
Может ли домашнее обучение быть качественным
На домашнем обучении ребенку комфортнее. Он высыпается, ест домашнюю еду и учится в графике, который подходит именно ему. К тому же на домашнем обучении нет буллинга. В результате ребенок не отвлекается на внешние раздражители и лучше усваивает материал.
В 2008 году в США исследовали успеваемость хоумскулеров. И она оказалась выше, чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Причем даже в семьях, где у родителей не было педагогического образования, и в относительно бедных семьях.
На домашнем обучении больше возможностей развивать природные склонности. Например, мы с дочерью углубленно проходим биологию и географию, потому что они ей нравятся. В государственных школах такое возможно не всегда. Выход — только нанимать репетиторов.
Оценки по итогам предметных тестов в США в 2008 году
Хоумскулеры | Учащиеся школ | |
---|---|---|
Литература | 89 | 50 |
Родной язык | 84 | 50 |
Математика | 84 | 50 |
Естественные науки | 86 | 50 |
Гуманитарные науки | 84 | 50 |
Базовые знания | 88 | 50 |
Общие результаты | 86 | 50 |
Какие проблемы могут возникнуть
Нехватка знаний у родителей. Исследование, которое я упоминала, показало: чем образованнее родители, тем лучше знания хоумскулеров.
Дело в том, что родитель может не помнить школьную программу и ему придется осваивать ее заново. Для этого родитель должен уметь учиться сам.
Например, чтобы освежить свои знания, перед уроком я всегда пробегаю параграф и смотрю видео по теме. А вот мой муж более эрудированный, и ему не нужна такая подготовка. По истории, географии, иностранным языкам он и так знает больше, чем написано в учебниках.
Еще родителям может не хватать педагогических навыков. Исследование показало, что в 2008 году только у 16% хоумскулеров родители имели педагогическое образование. И это осложняло обучение.
Но я училась в педагогическом вузе и умею подавать сложный материал. Например, дочери плохо дается математика, но она любит считать деньги и ходить за покупками. В итоге многие темы мы объясняем на примере финансов.
А в английском мы добавили интерактива с помощью видеокурса «Полиглот». Он для взрослых, но понравился нашей дочери.
Но если родитель сам не может вникнуть в программу или не умеет объяснять материал, остается только нанимать репетиторов или записывать ребенка в онлайн-школу.
Непонимание роли родителей. Когда ребенок учится в школе, родитель — это принимающий и любящий человек, с которым можно отдохнуть и расслабиться. А при домашнем обучении он становится учителем, который постоянно что-то требует и контролирует. Ребенку бывает трудно перестроиться и воспринимать такого учителя всерьез.
Недостаток общения. На домашнем обучении ребенок реже общается со сверстниками и другими взрослыми, кроме родителей. И для детей-экстравертов это может быть проблемой.
Моя дочь никогда не проявляла интереса к сверстникам, поэтому у нее нет дискомфорта. К тому же дважды в неделю она ходит в школу рисования и общается там с ребятами и учителями.
Еще у нас есть друзья с детьми — мы ходим друг к другу в гости, играем в настольные игры и выбираемся на природу. И дочь регулярно общается с людьми в нашем районе: ее знают все кассиры, продавцы, дворники и мамочки на детской площадке.
Плюс каждый вечер у нее телемост с бабушками, прабабушкой, дедушкой, крестным и подругами. И наконец, у дочки есть психолог, с которым она обсуждает переживания, учится проживать свои чувства и управлять эмоциями.
Отсутствие системности. В самом начале обучения бывает сложно составить учебный график. Получив полную свободу, я не понимала, сколько времени уделять каждому предмету и по каким учебникам идти. Мы пришли к оптимальному режиму постепенно, путем проб и ошибок.
Недостаток мотивации. Дети очень радуются, когда узнают, что больше не надо ходить в школу. И родителям кажется, что теперь они будут усердно учиться дома. А потом выясняется, что ребенок поздно просыпается, долго играет и ему не до уроков.
Чтобы ребенок сам хотел учиться, нужно делать уроки интересными: показывать тематические видео и водить в музеи. С историей моей дочери помогли «Уроки истории питона Каа» на «Ютубе». Для общего развития мы водили ее в океанариум, Музей космонавтики и Государственную библиотеку в Москве. В Санкт-Петербурге возили в Эрмитаж, а в Грузии — по древним церквям. Нам вообще очень помогают путешествия: к 12 годам дочь посетила 16 стран и соприкоснулась с другими культурами.
Мы заметили, что без давления ребенок искреннее познает мир и мотивация появляется сама собой.
Аттестация — это испытание для всех. На ребенка давят ожидания родителей, а на родителя — груз ответственности. Все в напряжении, и это приводит к ссорам.
Важно правильно относиться к аттестациям — не гнаться за высокими отметками, а делать ставку на знания и психологическое здоровье ребенка. Вот для нас оценки не важны, и из-за троек мы не расстраиваемся. Нас не устроит только двойка.
Критика от окружающих. Не все воспринимают домашнее обучение всерьез. Пожилые родственники и школьные учителя могут сильно критиковать родителей за то, что ребенок перестал ходить в школу.
Например, бабушки моей дочери решили перевести ее в школу в их районе, а нам ничего не сказали. Они считали, что дочь отстанет от программы, одичает, не поступит в вуз и вся ее жизнь пойдет по наклонной.
Чтобы снизить накал страстей, мы ненадолго перестали общаться с бабушками. Сейчас они разве что устраивают дочке «контрольные срезы знаний»: спрашивают таблицу умножения или выпытывают, что она сейчас читает. Но дочь научилась плавно и с юмором переходить на другие темы.
Кому лучше не переходить на домашнее обучение
Думаю, домашнее обучение не подойдет семьям, в которых у родителей нет времени вести уроки или нет денег на репетиторов. Если полностью доверить учебу ребенку и никак не контролировать процесс, у него будут проблемы с аттестацией. Причем если он не прикреплен ни к какой школе, это вскроется только в девятом классе. И чтобы ребенок получил аттестат, придется наверстывать знания сразу за несколько лет.
Очень общительным детям тоже будет сложно учиться дома. Ведь кружки бывают несколько раз в неделю и длятся всего пару часов, а в школе ребенок-экстраверт общается с детьми постоянно.