Домбай или терскол что лучше
Домбай или Эльбрус: куда лучше поехать в 2021/2022 году?
Домбай или Эльбрус – как выбрать между двумя сказочными местами? Серьезная задача! И для ее решения сравним курорты по основным параметрам. Дадим субъективные оценки. А что выбрать в итоге, конечно же, решать только вам!
Местоположение
Домбай действительно расположен весьма удачно. Три ущелья как бы прикрывают его по краям от ветров. Климат здесь довольно мягкий и зимой и летом. Тут вы не встретите трескучих морозов и летней жары.
В общем, довольно комфортно.
Горы в Приэльбрусье довольно высокие. Это гарантирует вам шикарные виды и интересные маршруты и трассы. Однако высота в 3000м подходит не всем.
Люди, страдающие горной болезнью не посещают этот курорт. И если вам становится плохо на высоте, то лучше сделать выбор в пользу Домбая.
Кроме того, Эльбрус достаточно развитый курорт. Но подъезды к нему оставляют желать лучшего. Парковочных мест зачастую не хватает. Сложности возникают и с площадками для высадки приехавших на автобусах.
В результате при большом скоплении транспорта (по выходным и праздникам) лыжники вынуждены пробираться к горе прямо по автодороге. Дорожка для пешеходов не предусмотрена.
Трассы
Разумеется, это первое, о чем думают, решая, куда поехать кататься.
Начнем с Домбая. Трассы здесь несколько далеки от идеальных. Расположение их не совсем продумано, что создает сложности при подъеме и выкате. Иногда, к примеру, чтобы продолжить спуск, надо сначала пробраться между «тусовкой» обедающих или берущих в аренду оборудование туристов.
Несколько неудобных выкатов с резкими поворотами могут стать опасными для неуверенных в себе лыжников.
Качество трасс также не дотягивает до пятерки. Большинство – узкие, извилистые, не дающие достаточно места для маневров. Спуск по таким трассам может создать сложности для начинающих. Снежная пушка здесь всего одна.
Однако, если вы уже имеет достаточный опыт катания, то вас, несомненно, может привлечь один неоспоримый плюс трасс Домбая. Это свободное катание по несертифицированным трассам. Таких направлений здесь просто тьма! И они настолько закатаны опытными лыжниками и сноубордистами, что порой их можно легко принять за основные трассы.
Трасса Эльбруса одинаково приветлива и для новичков, и для мастеров. Подходы к подъемникам не загромождены ничем лишним. Касс достаточно много. И на посадке на канатку и склонах не образуется толчеи.
Трасса комфортная, ухоженная. Для тех, кто предпочитает внетрассовое катание, тоже имеются возможности. В последнее время на Эльбрусе становится все больше предупреждающих знаков и указателей, установленных специально для фри-райдеров.
Единственный минус – здесь и мастера и начинающие катаются в одной зоне. Нет разделения для новичков и опытных лыжников. И это слегка напрягает.
Инфраструктура
Домбай невероятно прекрасен. И здесь масса удивительных мест, которые стоит увидеть. Беда в том, что с определенного времени курорт перестал развиваться. Туристы нередко отмечают симптомы его деградации.
Плачевное состояние части подъемников, проблема стабильного электроснабжения канатки «Югославки», хаотичное расположение мест катания и отдыха. Все это идет далеко не в плюс курорту. В целом сервис и общий облик курорта, конечно, далек от европейского уровня.
Эльбрус также не может похвастаться европейским сервисом. Скажем так, сюда едут туристы, мечтающие о покорении знаменитой вершины. И при этом не слишком требовательные к сервису и отелям.
А вообще, если сравнивать эти места, то Домбай – более живописный. Но Эльбрус – более впечатляющий.
Летом вы будете покорены природой и невероятной красотой Домбая. Но хоть раз в жизни увидеть Эльбрус – дорогого стоит. И вот здесь откроем небольшой секрет – увидеть знаменитую вершину можно и со смотровой площадки Домбая. Для этого надо подняться на гору Мусса-Ачитара.
Довольно распространено мнение, что Домбай дороже Эльбруса. Но это не совсем правда. В целом, учитывая стоимость ски-пассов, аренды оборудования и оплаты услуг инструкторов, общая сумма выходит примерно равной.
Не считая проживания, на все вышеперечисленное на обоих курортах в среднем уйдет 11-12 тыс. руб./чел (на трое суток).
Если у вас есть свое снаряжение и обучение вам не нужно, то выйдет гораздо дешевле.
Итоги
Итак, подведем итог. Оба курорта имеют свои достоинства и «косяки». Поэтому, выбирая, нужно четко представлять себе, чего именно вы ждете от этой поездки.
Если выбирать Домбай или Эльбрус- куда лучше поехать летом, то плюс стоит поставить в пользу первого. Весна, лето, осень – невероятно красивы в этих местах. Растительность богата. Окрестности живописны. Здесь много мест, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни.
Теперь Домбай или Эльбрус — куда лучше поехать кататься? И тут опять же нужно анализировать ситуацию. Если вы опытный лыжник или отлично стоите на борде, то скорей всего лучше выбрать Эльбрус.
А вот новичкам на Эльбрусе может быть не вполне комфортно. Трасса там отличная, но она всего одна. А вот в Домбае территории катания «новеньких» и «мастеров» очень удачно разнесены.
Путешествие на Северный Кавказ: Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария
Вот бывает такое: ты в курсе, что есть Кавказ, что до Минеральных Вод лететь пару часов, что вроде бы кто-то из знакомых там был и круто отзывался, но всё не можешь (читай: не сильно хочешь) туда поехать. А потом решаешься, как я, и влюбляешься раз и навсегда: в горы, людей, пейзажи, виды на необъятные каньоны, традиции, кухню и вот это всё кавказское.
Содержание
От Минеральных Вод можно отправляться в поездку по выбранному маршруту — самостоятельно, с экскурсией или на Bla Bla Car.
Как добраться
Стартовой точкой моего маршрута были Минеральные Воды. Цены на прямой перелёт в зимний период из Москвы начинаются от 2500 руб. туда-обратно, из Петербурга — от 4000 руб. Далее по выбранному маршруту можно добираться на такси, с экскурсией на машине или на Bla Bla Car.
Блиц по КМВ
Если ты, как и я раньше, ни разу не был и не понимаешь, куда тут ехать, где начинается Приэльбрусье и прочие детали — знай, ты не один!
Разъясняю: стартовая точка для путешествий по Приэльбрусью — Минеральные Воды. Это транспортный узел, откуда удобно отправиться в разные стороны. Можешь поехать в санаторий и подлечиться на целебных источниках Ставропольского края (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и тд), все города расположены близко друг к другу. Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия — это всё Приэльбрусье, просто в разных сторонах, то есть величественный Эльбрус увидишь отовсюду, только с разных ракурсов.
Что брать с собой
Немного фактов о Кавказе
Более 82 народов проживают на Кавказе, и у каждого свои история, традиции и особенности. Только представь: везде по-своему готовят национальные блюда, отдают дочек замуж и рассуждают о жизни.
Горы на Кавказе везде разные: все пейзажи фантастические, но совершенно не похожие друг на друга!
А ещё некоторые стереотипы всё-таки подтверждаются — например про приоры. Наверняка ты слышал выражение: «Чем выше горы, тем ниже приоры!». Лично я всегда думала, что это подкол, а это чистая правда: приоры на Кавказе считаются признаком крутости. Правда, мои кавказские друзья не придерживаются такой позиции и называют модные низкие приоры «униженными» (до сих пор смеюсь).
Что посмотреть
Мой маршрут был смешанным: я прилетела в Минеральные Воды и два первых насыщенных дня провела вместе с тургруппой на плато Бермамыт и в ущелье Джилы-Су (почему туда лучше ехать туром, объясняю ниже). Далее мы попрощались с ребятами в аэропорту, и оттуда я уехала на Bla Bla Car в Черкесск — столицу Карачаево-Черкесии (в пути примерно два часа).
Следующие пять дней жила у радушной карачаевской семьи, которая пригласила меня в гости (Нурида, Осман, Азиза — привет, шлю вам лучи добра!) в лучших традициях travel like a local, где уже более детально исследовала КЧР с местными в формате дорожного путешествия. В итоге вышел насыщенный, но при этом очень душевный комбо-трип!
Мы жили в Черкесске и оттуда катались по указанным направлениям (дорога занимала два-три часа на авто в одну сторону), но ты можешь задержаться в разных местах подольше.
Все пейзажи на Кавказе фантастические, но совершенно не похожие друг на друга!
Хочу отдельно отметить, что уровень гостеприимства карачаевцев — топ (грузины, у вас появились конкуренты). Меня откармливали местными яствами (в домашнем варианте это просто любовь!), рассказывали об истории и традициях, показывали секретные места — всё было от души. После такого невозможно не полюбить Кавказ.
Почему в некоторые места лучше туром
Добраться на плато Бермамыт можно по бездорожью, которое подвластно только внедорожникам и специальным машинам (готовься к тряске!), а к ущелью Джилы-су ведёт красивейший, но при этом один из опаснейших серпантинов.
Плато Бермамыт
Плато часто сравнивают с американским Гранд-Каньоном, что не мудрено — масштабы и виды действительно поражают. Бермамыт называют самым красивым плато на Кавказе, и отсюда открывается одна из лучших панорам на величественный Эльбрус — главное, чтобы с погодой повезло.
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов покорил плато в 1830 году и, вдохновившись видами, написал картину «Эльбрус на восходе солнца». Говорят, рассветы здесь удивительные, как и закаты — тут подтверждаю лично! Можно приехать с ночёвкой, но только если с палаткой (из инфраструктуры тут лишь маленькое кафе) и понаблюдать Млечный путь.
Закаты на плато роскошные — подтверждаю лично.
Дорога на плато непростая, тебя будет постоянно кидать из одной стороны машины в другую, но это пустяки по сравнению с тем, какие пейзажи ты увидишь. На Бермамыте несколько смотровых площадок (скалы «Монахи» и «Амфитеатр») и куча локаций для классных фотокарточек.
Можно пощекотать нервы и отправиться на так называемый «Язык»: ты стоишь у обрыва на высоте 2592 м над уровнем моря, перед тобой необъятный, дико красивый каньон, а напротив — светящийся снежной шапкой Эльбрус — бесценно!
Ущелье Джилы-су
Добро пожаловать в Кабардино-Балкарию! Это единственное место, которое я успела посетить в замечательной республике.
Ущелье Джилы-су (справа — туалетная кабинка с видом)
Во-первых, асфальтированный серпантин в урочище одна из самых живописных (хоть и опасных) дорог, по которым мне приходилось ездить. При хорошей погоде и видимости Эльбрус гордо появляется с разных ракурсов на большей части пути, и кажется, стоит лишь протянуть руку — ухватишь его за вершину. Ну и осенние краски добавляют особенного шарма. По дороге на Джилы-су тебя ждут сказочные виды с плато «Шаджатмаз» и смотровой площадки «Аватары».
Во-вторых, красиво до слёз!
Помимо фееричных видов на Кавказский хребет, ущелье Джилы-су знаменито лечебными источниками, бьющими прямо из земли — обязательно захвати пустую бутылку и набери с собой нарзан. Сначала меня удивило количество туалетов на каждом квадратном метре, а потом оказалось, что они тут для людей, проходящих лечение ЖКТ. Кстати, в этой части Северного Кавказа уличные туалеты — отдельный вид искусства, почти все они «с видом»: сидишь себе без двери и созерцаешь
природу.
Когда ехать
Лучше всего летом или осенью, зимой сюда не попасть из-за дороги: трассы закрывают с конца октября до весны.
Где остановиться
Кисловодск оказался уютным и милым городком с очень крутым парком. Единственный минус для молодёжи, жаждущей тусовок: всё закрывается в полночь (на деле — раньше), поэтому если помимо источников и экскурсий, хочешь сходить в классные заведения и кутить до утра, — это только в Пятигорск. Все города КМВ находятся рядом, поэтому добраться не составит труда.
Кисловодск. Фото: LARISA DUKA / Shutterstock.com
Домбай
Горнолыжный курорт Домбай мне «посчастливилось» увидеть без снега (в середине октября, на самой вершине — можешь себе представить?), но это не испортило впечатления.
Домбайская поляна напомнила мне Европу: посёлок расстраивается, уютные домики на фоне гор и глинтвейн на вершине напоминают Альпы.
Домбай, виды с канатной дороги
Когда ехать
В любое время года! С декабря по апрель живописные склоны встречают горнолыжников, с мая по август тут хорошо заниматься пешим туризмом, а осенью можно приехать за красками местных пейзажей.
Где остановиться
Озеро Туманлы Кёль
Кстати, ранее из КЧР в Абхазию (к озеру Рица) проходил популярный треккинговый маршрут, но сейчас на него очень сложно получить разрешение.
Архыз
По дороге на Архыз
Можно съездить на романтичное озеро Любви (любви — потому что озеро в форме сердца) или отправиться на конную прогулку.
Отдельно отмечу нерукотворный лик Христа : высоко-высоко в горах, а точнее на высоте 526 ступеней встроенной в природные пейзажи лестницы, на скале, расположено изображение Христа. Кто-то считает это божьим промыслом, кто-то думает, что это сделано ради привлечения туристов — точно никто не знает, но место атмосферное и намоленное. Прихвати в церквушке внизу свечи и не забудь зажигалку или спички (мне пришлось преодолеть лестницу два раза — не было огня).
И ещё одна вкусная рекомендация: загляни на обед в ресторан отеля «Рахат», панорамный вид на горы станет отличным дополнением к местным блюдам. Слово «рахат» в переводе с языков тюркских групп значит примерно следующее: ощущение, которое ты испытаешь от увиденного пейзажа, а именно спокойствие, безмятежность.
Когда ехать
Круглогодично. Природа тут уникальная и разнообразная в любое время года. Летом можно отправиться в поход или сплавляться по горным рекам, а зимой покорять склоны на лыжах или сноуборде.
Где остановиться
Что попробовать
Хычины разных вариаций : с мясом, картошкой и сыром, свекольной ботвой, творогом и сыром с зеленью — must-eat. Хычин — лепёшка с разнообразными начинками, национальное блюдо карачаевцев и балкарцев. Готовят их везде по-разному: хычины могут выглядеть как чебуреки, беляши, обычные лепёшки и даже как закрытое хачапури.
Джинсы на размер побольше тут будут точно актуальны.
Кстати, Карачаевск и Черкесск отдают советским временем, но в положительном ключе: на улицах можно купить квас из бочек, в парках заманчиво пахнет попкорном, а детские площадки стилизованы под любимые советские сказки.
Шорпа. Наверняка ты где-то пробовал вариацию этого восточного супа. Я не фанат такой жирной пищи, но здесь домашняя шорпа покорила моё сердце. Это ароматный мясной бульон с зеленью, подаётся с картофелем и куском мяса, которое едят с тузлуком (вкусным острым соусом на основе айрана). Пальчики оближешь!
Шашлык. Комментарии излишни — кавказцы знают толк в приготовлении мяса.
Манты. Тут их тоже готовят по-своему, но по классике — жирно и вкусно.
Айран. Народный кисломолочный напиток везде разный, советую попробовать хотя бы ради нормализации пищеварения после хычинов и шашлыков. У айрана есть одна интересная особенность: айран делается из айрана. Да, это не опечатка.
Гранатовый сок. Я пробую его везде, где продаётся, вкус отличается от любимого турецкого нара, но сок вкусный и полезный, рекомендую!
Кофе. Кофе в турке или кофе на песке — обязательно отведай этот божественный напиток, особенно если окажешься в гостях (вкуснее домашнего я не пила нигде).
Если ты тоже сладкоежка, то попробуй местный чак-чак (а ещё пахлаву и пастилу) — будет отличным дополнением к кофепитию.
Сладости прекрасно дополнят кофепитие
Что привезти с собой
Я, прямо как у Высоцкого и без преувеличения, оставила своё сердце в горах! Северный Кавказ такой большой, величественный и разнообразный, многому тебя учит, вдохновляет и даёт побыть наедине с природой и самим собой. Отправляйся убедиться в этом лично и помни: «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал»!
Горнолыжные курорты России: сравнение и особенности
Как только осенний дождь сменяется мокрым снегом, в блогах и рассылках агрегаторов авиабилетов начинают появляться статьи о том, куда стоит поехать кататься на сноуборде и горных лыжах. Пишут эти тексты, судя по поверхностному описанию, ошибкам в терминологии и стоковым фотографиям, люди, которые, кроме ледянки, никогда ни на чем не катались, а из всех гор были только на Воробьевых. И приходится потом правдивую и более вразумительную информацию собирать по друзьям и всему интернету, тратя на это кучу времени. Антон катается на доске уже 15 лет и поставил своей целью посетить все знаковые горнолыжные курорты России. Он не прорайдер, но считает себя искренне влюбленным в горы человеком. Это не абсолютно все курорты РФ, но точно самые популярные и посещаемые.
Что надо знать перед прочтением:
Кататься в России порой выходит гораздо дороже, чем на известных иностранных курортах, а уровень сервиса до них же недотягивает чуть более, чем полностью. Выбор каждый делает сам.
Примем за аксиому, что везде существует лавинная опасность. Курорты принимают все доступные меры для предотвращения их схода (строят заграждения, принудительно их спускают и так далее), но ваша безопасность в большой степени в ваших руках, помните об этом.
Даже если вы опытный фрирайдер, без предварительной консультации с местными инструкторами и гидами лучше в одиночку далеко от трасс не уезжать. Правильнее будет воспользоваться их услугами — хотя бы в первый день, чтобы всю эту информацию получить. Местные знают эти горы с детства, подскажут лучшие траектории, расскажут, где опасно. Телефон аварийно-спасательной службы (если в горах ловит сеть) и полный комплект снаряжения (лопаты, датчик, щуп, рации, отвертка и прочее) всегда стоит иметь при себе, если вы настроены серьезно.
Солнцезащитный крем. Мощный. Обязательно! Если не хотите после первого дня катания выглядеть как панда, сняв маску или очки.
В пункте «Дорога» оценивается путь из Москвы (простите, все остальные).
На посещение всех курортов ушел не один год — некоторые реалии могли измениться. Заранее прошу прощения за возможные неточности в ценах на подъемники. Постарался собрать актуальную информацию, но не у всех курортов есть официальный и регулярно обновляемый сайт, поэтому буду признателен за поправки с мест. Меня в любом случае распнут после этой статьи, потому что все всё всегда знают лучше, поэтому не стесняйтесь высказывать мнение в комментариях.
Если вы спросите, когда лучше всего ехать кататься, то мой ответ: весна в горах — это поэзия природы. Чистый морозный воздух, теплые лучи солнца, пение птиц, сумасшедшие ранние бабочки, первоцветы, малолюдные горнолыжные склоны и почти 100%-ный иммунитет от похмелья. Плюс осведомленность о том, как прошел сезон в плане снега, минимальный шанс на заморозки, но не на свежий пухляк. Мой топ — период с конца февраля до начала марта.
Субъективные оценки автора:
☹️ — такое
😐 — норм
😃 — топчик
Архыз-Домбай-Эльбрус. Субъективное сравнение
Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.
Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.
Архыз
Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.
Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.
Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.
В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.
Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.
Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.
Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.
Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.
Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.
Домбай
В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.
Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.
Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).
В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.
Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?
Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.
Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.
Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.
Эльбрус
За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).
Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.
Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.
Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.
Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет. Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.
Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.
Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.
Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только «Романтики». Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.
Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.