Домострой о чем кратко
Краткое содержание Домострой Сильвестра
Домострой является сводом правил, на которых строятся взаимоотношения в любой православной семье. Эта книга содержит наставления о том, как следует поступать каждому члену семьи в том или ином случае. Этот труд представляет семью, как малый храм, он учит читателя вести праведную жизнь.
«Домострой» состоит из трех частей. Первая часть написана как отцовское обращение к своему сыну. Отец убеждает молодого человека, что жить нужно с верой в Бога, бояться его. По наставлению отца, мужчина несет ответственность за воспитание своих чад и поведение жены. Если же члены семьи ведут себя неподобающе, то виноват он, муж и отец.
В основном первая часть «Домостроя» посвящена канонам христианства. Она учит как нужно молиться, христосоваться, наставляет в вере, рассказывает о правильном наложении креста. Так, например, в книге утверждается, что христиане должны верить в Святую Троицу, воскрешение усопших, Иисуса Христа и тому подобное.
«Домострой» советует людям чаще просить у духовного отца указаний, как поступить в какой-либо ситуации. Чтить и слушаться Бога всегда, следовать его заповедям, исповедоваться ему, честно рассказывать о своих грехах и просить прощения. Если человек заболеет, лечиться нужно усердно молясь и раздавая милостыню нищим.
Вторая часть книги описывает роль семьи в обществе. Семья – это малая церковь, главой которой является мужчина. Он обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом. У всех прочих членов семьи имеются свои обязанности.
В этой части книги большое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения. Родители обязаны вырастить детей благочестивыми, добрыми, трудолюбивыми, прививать им любовь к ближнему.
Детям тоже даны наставления. Им велено относиться к родителям с почтением, слушаться их и не прекословить. Применять к детям телесные наказания рекомендуется в самом крайнем случае. И нельзя делать это «в сердцах», в состоянии гнева.
Жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа. Ей положено подчиняться своему мужу, но при этом она является его верной помощницей и советчицей.
Помимо уклада в семье, «Домострой» дает советы, как ладить с соседями, говорит о необходимости повиноваться власти, служению и Богу, и царю.
В третьей части можно было найти различные практические советы. Женщинам там предлагались кулинарные рецепты, они могли с помощью этой книги освоить рукоделия. «Домострой» учил рачительному ведению домашнего хозяйства, рациональному планированию расходов. В книге уделялось внимание труду, описывались всевозможные ремесла, сельскохозяйственные работы.
«Домострой» был написан в 16-м веке и долго пользовался большим почетом у русских людей. Но многие правила актуальны и сегодня. Особенно это касается воспитания детей, почтения к старшим, любви к ближним. Кроме того, она позволяет узнать, как правильно совершать христианские ритуалы.
Эта мудрая книга учит хорошим взаимоотношениям в семье, а так же с другими людьми за ее пределами.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
«Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ
Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему.
В одном необычном и поразительном Цветочном городе жили очень маленькие человечки. Ростом они были небольшие, примерно с маленький огурец. Поэтому из-за их роста они назывались коротышками.
События рассказа Константина Симонова «Свеча» разворачиваются во время Великой Отечественной Войны – а точнее, незадолго до ее завершения. Главная героиня – пожилая сербка. Хороня русского воина
Источники произведения
Сильвестр, автор «Домостроя», уже имел на момент его создания определенный литературный опыт — он принимал участие в написании «Судебника» (1550) и «Великих миней читиих». Однако его основной труд не имел прямого отношения к религиозным догматам, хотя, конечно, правила семейной жизни в рассматриваемом произведении были четко регламентированы церковными канонами и христианскими обычаями. История создания книги достаточно хорошо изучена.
Однако литературоведы уверены, что считать Сильвестра автором книги было бы неверно — он скорее составитель и редактор. Анализ стилевых особенностей, специфики изложения материала позволяет сделать вывод о том, что в написании великого произведения принимали участие несколько людей, причем работа велась не один год. Так, на страницах «Домостроя» можно найти настолько очевидные повторения одного и того же, что становится очевидным — об одном авторе не может быть и речи. Кроме того, присутствуют диалектизмы из различных регионов страны, меняется стиль повествования (с просторечия на деловой или фольклорный).
К числу источников, которые послужили основой для написания замечательной и по-своему актуальной книги, литературоведы относят:
Таким образом среди источников произведения основную долю составляют религиозные, но и светские также присутствуют. Это позволило создать действительно уникальное произведение, так называемую «учительскую прозу» в лучшем ее воплощении.
Структура и особенности стилистики
Вне зависимости от редакции «Домостроя» (до нас дошло их несколько, поскольку на Руси было принято не только переписывать книги, но и привносить в их содержание нечто свое), в его структуре выделяется 3 составные части. Первая посвящена рассмотрению отношения к церкви и ее догматам. Вторая рассматривает правильное отношение к семье и домочадцам, третья — о домоводстве.
Классический текст включает в себя 64 главы: 63 основные и дополнительная, 64-я — послание автора к своему сыну. В ней священник пытается не только сделать своеобразное «резюме» содержания книги, предложить собственные краткие выводы, но и сквозь призму своей собственной жизни рассмотреть житейские и бытовые правила. Написана эта глава в форме обращения.
Есть версия, что именно 64-я глава и имеет авторство Сильвестра, в то время как все прочие представляют собой произведения, отрывки различных авторов, которые протопоп «довел до ума» и систематизировал в единое произведение. «Домострой» — это не художественное произведение, но в наше время читать его интересно, поскольку оно дает представление о нравах и обычаях людей Древней Руси, об особенностях жизни в те далекие эпохи. Есть в книге и рецепты, написанные довольно просто, особенно если учесть, что каждая их буква была ориентирована на жителей прошлого.
Практически все главы написаны живым русским языком, классических церковных штампов в тексте очень мало, равно как и сложных слов, вот почему произведение читается легко и без особых проблем может быть понято современным человеком. Его включают в школьную программу (в кратком изложении или отрывочно), изучение, как правило, особых сложностей у детей не вызывает.
Можно выделить следующие стилистические особенности «Домостроя»:
«Домострой» единогласно признается литературоведами важнейшим произведением древнерусской словесности.
Специфика содержания
Правила «Домостроя» по-своему интересны современному человеку, поскольку помогают понять специфику убеждений людей той древней эпохи. Конечно, кое-что может показаться абсурдным, несправедливым, в частности, отношение к женщине, но не стоит забывать, что ушедшие в прошлое эпохи в целом отличались неуважением к представительницам прекрасного пола и не ставили их в один ряд с мужчинами. Религия в те годы играла ключевую роль в жизни общества, поэтому важнейшим постулатом книги являлась необходимость уважительного отношения к канонам и догматам. Это подчеркивается в первой части книги.
Глава семьи был обязан не только верить сам и соблюдать христианские законы, но и следить за тем, чтобы жена и ребенок следовали его примеру. Сохранение чести семьи, согласно законам «Домостроя», являлось первоочередной задачей отца семейства. Именно поэтому он имел право не только дать ребенку образование, но и жестоко наказать его за малейшую провинность. Кроме того, в обязанности отца входило обеспечение дочерей приданым и поиск для них достойного супруга.
Роль женщины и мужчины
К женщине книга выдвигала ряд требований, которым та непременно должна была соответствовать:
Регламентирует «Домострой» правила поведения в семье. Последняя представляла собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл произведения становится гораздо более масштабным. Правилам и советам должны были следовать не только отцы и матери, но и все жители Руси вне зависимости от их социального и семейного статуса.
У любого государства есть глава — царь, равно как и во главе любой семьи находится мужчина, отец и муж, ответственный и справедливый, который должен не унижать своих домочадцев, а наставлять их на путь истинный, помогать принимать правильные решения и становиться порядочным человеком. В свете этой аналогии законы и правила текста перестают казаться чрезмерно жестокими и абсурдными.
Глава семьи, отец, обладал, согласно канонам книги, безграничной властью, но в то же время именно на его плечи ложилась максимальная ответственность. Использовать власть важно было грамотно, без злоупотреблений. Использование физических наказаний «Домострой» разрешал, однако рекомендовал делать это «без злобы», только при необходимости. Цель порки должна была быть благая — воспитание подрастающего поколения или супруги, а ни в коем случае не унижение их человеческого достоинства. Прилюдно наказание осуждалось, кроме того, рекомендовалось пожалеть наказанного.
В обязанности главы семьи входило своевременное обеспечение дочери приданым. Книга рекомендовала заранее начинать откладывать на эти цели часть доходов, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и смогла получить себе достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежной главой новой молодой семьи.
«Домострой» приписывал сопровождать молитвой любое дело. Перед его началом необходимо было помолиться Богу и попросить его о помощи, после завершения — поблагодарить. Наконец, отец с ранних лет должен был воспитывать в детях положительные качества и научить их избегать пороков — не красть, не предаваться зависти, не блудить, не клеветать.
Значение произведения
Нравоучительная книга имела ключевое значение в организации быта и культуры тех времен, несмотря на то что основным ее адресатом был зажиточный горожанин. Вот почему в первую очередь книга рекомендовала с уважением относиться к церкви и к царю.
Но в последующих главах текст содержит важнейшие правила для людей того времени: следить за хозяйством, отказаться от греховных поступков, с пониманием относиться к членам семьи. Мужчина-отец обязан был следить за работой прислуги (так называемых дворовых), заниматься обучением и воспитанием детей. Отношение к слугам регламентировалось — им необходимо было выплачивать жалование, проявлять к ним милосердие, не злоупотреблять своей властью. Также в обязанности главы семьи входило и обучение слуг.
Торговцам произведение рекомендовало не жадничать, заниматься своим делом честно, «по совести», отказаться от недостойной мелочности и жажды легкой наживы. Таким образом в «Домострое» описывается достаточно строгий быт, но в целом книга содержит ряд практических советов, которые действительно были актуальны для людей той эпохи. На страницах его можно увидеть, что автор (или авторы) проявляли к людям заботу и внимание. Основной задачей было не унижение человеческого достоинства, а воспитание в подрастающем поколении уважения и почтения к старшему.
«Домострой» представляет собой полный свод правил, соблюдение которых было обязательным для людей той поры, однако, несмотря на строгость, книга признавала ценность человеческой личности — в этом ее главная историческая заслуга.
Легендарные христианские книги: «Домострой»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Когда и кем была написан знаменитый «Домострой»? Действительно ли эта книга «проповедовала» тиранию в семейных отношениях? Если нет, то о чем она?
Автор-составитель
Время написания
Содержание
Автор-составитель:
Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель.
Время написания:
Содержание:
В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни. «Домострой» — это своего рода учебник по домоводству, этикету, семейной этике, воспитанию детей, домашней и общественной православной жизни.
Слово «домострой» появилось в русском языке как калька с греческого «экономика». Ойкос — дом, номос — закон, отсюда экономика — домоводство или домостроительство.
Первый «Домострой» был составлен в Новгороде в конце XV века. Сборники наставлений для домохозяина были известны и до знаменитого сильвестровского «Домостроя». Но именно его редакция получила широкое распространение в России с середины XVI века и использовалась как практическое руководство семейной жизни в течение почти 200 лет.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. За жену хорошую мужу хвала и честь.
«Послание и наказание от отца к сыну» — 64-я глава «Домостроя», которую Сильвестр написал сам, как наставление своему единственному сыну Анфиму. Она написана нежным, мягким языком. Именно с нее лучше всего начать знакомство с «Домостроем».
«Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.
Вера, закон и любовь — три основания, на которых стоит настоящий Дом. Закон обеспечивает порядок, Любовь обогащает порядок милосердием, без которого он переродился бы в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.
Благословляю я, грешник и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке…
Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту. Он призывает сына вспомнить, сколько сирот брали они к себе в услужение и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж — и всем собрала приданое.
«Домострой» стремился к смягчению нравов своего времени, экономически и богословски обосновывая умеренность в наказаниях. Он запрещает бить по глазам и ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, чтобы битье не приводило к порче здоровья. При этом битье может быть применено только в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда другие способы воспитательного воздействия исчерпаны.
Домострой: Почему книга о русском быте заработала негативную репутацию, и что на самом деле в ней написано
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Домострой – книга о русских идеалах
Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского государства.
Составитель книги – духовник Сильвестр, наставник Ивана Грозного, выходец из богатых купцов Великого Новгорода – использовал для создания полного свода правил уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского. В их число вошли «Измарагд», «Златоуст», «Поучение и сказание отцов духовных», «Книга учения христианского», «Парижский хозяин».
Кратко излагая суть, получаем такую сентенцию: глава семьи отвечает перед государем и Богом за себя и своих домочадцев. И один из предлагаемых инструментов – «спасение страхом». Поэтому глава семьи со всей строгостью запрещает домашним бездельничать, сплетничать, а также требует соблюдать важное условие – принимать любые решения с его ведома и согласия. Но автор Домостроя настаивает, что поучать нужно с любовью и «примерным наставлением» («ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить. «). Из 67 глав лишь одна посвящена вопросу наказаний.
Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.
Конфликт с западной идеологией
Когда Домострой набирал популярность в России, в Европе расцветали идеи Ренессанса. Русские женщины работали, не покладая рук, постоянно совершенствуя быт, стирая белье, выметая горницы. А западные женщины наслаждались своей чувственностью, красотой и благоденствием. В европейских семьях, располагавших приличными средствами, женщины не занимались домашним хозяйством, а наводили красоту.
К XIX веку, когда русские люди во всем стремились подражать Европе, прежде популярный Домострой стал подвергаться жестокой критике. Строгость нравов, иерархия и необходимость постоянно трудиться – такие принципы прогрессивное общество стало отвергать.
В демократической публицистике Домострой стал преподноситься как символ костного прошлого, как жестокий регламент, ограничивающий творческое и интеллектуальное развитие человека. Акцент стали делать лишь на физических наказаниях жен и детей, а разделы, посвященные духовно-нравственной составляющей, обходили вниманием. Так литературный памятник превращался из трактата о жизни в любви и достатке в пособие по технике наказаний плетью.
Демократы-революционеры XIX века, в частности Н. Шелгунов, упоминая Домострой, подразумевали неизменно плохое. Если домостроевский, то жезл, и непременно сокрушающий ребра, нагнетающий и принуждающий.
В советскую эпоху текст источника стал недоступным
Период откровенной фальсификации Домостроя, по мнению историка А. Вероновой связан со строительством коммунизма. Домострой искажали намеренно в угоду идеологии, выдергивая самые животрепещущие цитаты из контекста и демонстрируя впечатлительным читателям. В результате удалось создать негативный образ литературного памятника, а заодно всего православия в целом. А главное – получилось убедить людей, что прогрессивные здравомыслящие граждане всецело на стороне научного атеизма.
Человек, живший когда-то в средневековой Руси по наказам Домостроя, оценивался советскими историками как скопидомный и бесполезный элемент в слаженном коллективе.
Физические наказания и принцип историзма
Сегодня Домострой реабилитирован, его текст находится в свободном доступе. Прояснилось, что свод правил относительно семейной жизни не такой уж и ошеломляющий: нужно лишь сохранять трезвый образ жизни, чистоту в доме и верность в супружеских отношениях, воспитывать в детях почтение к труду и старшим членам семьи. Этого достаточно, чтобы не заслужить наказания плетью.
Если же у кого-то возникнет желание следовать правилам Домостроя в нынешнем XXI веке, обязательно нужно учесть принцип историзма и вспомнить, что существует уголовный кодекс.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чему учит книга «Домострой»?
Что такое «Домострой»?
«Домострой» — памятник древнерусской литературы, сборник наставлений. На протяжении нескольких столетий на Руси «Домострой» регулировал правила духовной жизни, семейно-бытовых отношений, а также взаимоотношения между людьми.
«Домострой» появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, выходцу из богатых купцов Великого Новгорода. Однако считать его автором книги было бы неверно. Сильвестр, скорее, ее составитель и редактор. Литературоведы считают, что в основу книги легли многие уже существующие источники как русского, так и европейского происхождения. Например, старинные сборники поучений:
«Домострой» по сути был энциклопедией русской жизни. Книга делилась на три части:
В книге есть предисловие, 67 глав и «послание и наказание ото отца к сыну». Эту главу Сильвестр адресовал своему единственному сыну Анфиму.
Отношение к царской власти
Отношение к царской власти было выражено в словах:
Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот — временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.
Семейная жизнь в «Домострое»
В семейной жизни по «Домострою» необходимо было придерживаться строгой иерархии. Эта позиция сегодня сталкивается с критикой. Каждый член семьи, согласно книге, должен был знать свое место и обязанности. Муж был добытчиком, жена — хозяйкой в доме, а дети обязаны были подчиняться старшим беспрекословно.
Если ребенок не слушался родителей и никакие увещевания не помогали, то не возбранялись и телесные наказания, что с современной точки зрения — совершенно недопустимо. Бить за провинность разрешалось только мальчиков, девочек лишь строго ругали.
Жена по по «Домострою» должна была быть «чиста и послушна». В ее обязанности входило:
Достойная жена была молчалива, трудолюбива и добра, во всем советовалась с мужем. В «Домострое» было сказано, что главное дело женщины «Богу и мужу угодить». Хозяйка должна была всегда быть занята делами, не заниматься пустыми праздными разговорами. Если же жена вела себя неправедно, то муж мог ее и «поучить», причем не только словесно. Прилюдно делать это было нельзя. После «учения» жену следовало пожалеть и приласкать.
Сегодня в вопросе семейных отношений «Домострой» едва ли можно назвать грамотным руководством для пар. Поэтому книга остается лишь памятником литературы того времени.
Довольно жестокие указания давались и по отношению к слугам.
Воспитание детей по «Домострою»
Дети воспитывались в строгости, за их воспитание отвечали оба родителя. Сыновей и дочерей учили «страху Божию», ремеслу, рукоделию, знанию, правилам вежливости. Дети рано начинали помогать по хозяйству, к 7-8 годам осваивали какое-нибудь рукоделие или ремесло. Взрослые дети должны были заботиться о своих престарелых родителях. Обижая отца или мать, можно было заслужить проклятие перед Богом.
Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери.
В «Домострое» большое внимание уделялось полезным советам по рачительному ведению хозяйства. Например, из книги можно было узнать:
«Домострой», появившийся в XVI веке, еще сотни лет использовался как практическое руководство семейной жизни. Сегодня большая часть советов из книги уже не актуальна, мир изменился, а отношения между людьми, в том числе, в семье стали основываться на принципах взаимоуважения, а не страха «наказания».
Читайте также: