Домовый храм это что
Домовые храмы вузов и российское законодательство
Домовый храм — чем он отличается от обычного храма?
По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии — это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком — личный особняк или частные хоромы.
Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.
Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей — устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.
См. также: часовня: что это такое и чем она отличается от храма.
Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны — полноценный храм, но по сути он — лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru
Существуют или нет домовые
Домовой — это божество языческого славянского пантеона. Елена Левкиевская, доктор филологических наук, дала такое определение домовому — это кутный бог, мифологический хозяин дома, защищающий здоровье людей и животных, обеспечивающий нормальную жизнь.
Важно! Священное Писание говорит, что боги народов — идолы. Проще говоря, бесы. Следовательно, приглашая в жилище домового, люди приглашают демона. Никакого добра от демонических сил ждать не приходится. А пытаясь подружиться с домовым, человек добровольно накликает на себя всяческие беды.
Следует помнить, что бесы способны являться людям в ином, более приятном обличье, нежели их явная сущность. И домовой — это не милое создание, а самый настоящий демон. Кто-то склонен сомневаться — а существуют ли домовые на самом деле? Или это всё народные выдумки. Исходя из только что данного определения домовому, как бесу, можно однозначно сказать, что да, они существуют.
В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть
Как известно, у демонов есть определённая иерархия. Одни из них более вредоносны, другие — менее. Питаясь негативной энергетикой, бесы блаженствуют. Домовой, например, получает удовольствие от раздора внутри семьи, обид и неурядиц. И вовсе не в его интересах оберегать уют и благополучие жильцов дома.
Домовые церкви: где они могут располагаться
Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru
Домовая церковь
Домовая цеорковь священномученицы Татианы при Московском государственном университете
Для богослужений используются не только специально построенные храмы. Часто при учреждении или в домах верующих службы проходят в домовых церквях. Домовой церковью называют освященное помещение в доме частного лица (в узком смысле) или при учреждении (в широком).
Во многих богатых домах издавна были также специальные моленные (или молельни), где размещались большое количество икон и чтимые в семье святыни, проходили религиозные собрания и служения. Со временем термин «моленная» закрепился за подобными помещениями у старообрядцев, а затем — по отношению к нехристианам.
Домовая же церковь обязательно должна быть освящена и иметь отдельный антиминс. Антиминсом называют четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия. На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста. Служить Литургию без антиминса нельзя. Антиминс освящается архиереем специально для данного храма, на антиминсе обязательно есть подпись епископа и указание для какого храма и когда он освящался.
До 1917 г. чаще всего домовые церкви освящались при государственных учреждениях, учебных и медицинских заведениях. Домовую церковь при архиерейском доме или резиденции епископа принято называть крестовой.
В допетровской Руси домовые церкви были во многих частных домах, но при Петре I именно такие, домовые церкви в узком смысле слова, были запрещены, а вновь разрешены только в 1762 г.
В Российской империи домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг. Такое разрешение давали епархиальные архиереи, а в Москве и Санкт-Петербурге — Святейший Синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви, все ее принадлежности (прежде всего, антиминс) передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви. Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам». Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей.
Домовая церковь в администаривном здании Счетной палаты РФ
В советское время большинство домовых церквей было закрыто. Вновь они стали появляться в 1990-е годы и сейчас домовые церкви действуют при многих светских учреждениях (больницы, университеты). В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу, на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда — приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение.
Существует предположение, что домовая церковь была и в доме причта красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора — «Касьяновском доме». Нам же кажется наиболее вероятным, что в доме было молитвенное помещение с иконостасом, однако именно домовой церкви, с освященным антиминсом — нет. Сделать такой вывод можно уже из той информации, которая есть в этой статье — дом причта все же не был общественным учреждением, а обитатели его, сколь бы почтенны они ни были, должны были быть в состоянии посещать приходскую церковь (и совершать в ней богослужения), так что и оснований для создания домовой церкви в «Касьяновском доме» просто не было.
В рубрике «Домовая церковь» на нашем сайте мы рассказываем о предметах церковной жизни: иконах, богослужебных книгах, церковной утвари.
Домовые церкви: какие бывают?
Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.
Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Домовые храмы в Москве (фото)
Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.
Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:
и выглядит вот так:
Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:
А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)
Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.
Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.
А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.
Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:
Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:
Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:
Домовая церковь: что это такое и чем она отличается от обычного храма?
Православный храм — это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.
Домовый храм — чем он отличается от обычного храма?
По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии — это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком — личный особняк или частные хоромы.
Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.
Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей — устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.
Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны — полноценный храм, но по сути он — лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru
Домовые церкви: где они могут располагаться
Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru
Домовые церкви: какие бывают?
Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.
Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.
Домовые храмы в Москве (фото)
Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.
Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:
и выглядит вот так:
Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:
А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)
Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.
Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.
А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.
Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:
Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:
Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:
Домовые церкви: что надо о них знать
Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:
Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.
В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь, находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.
Как создать домовой храм в высшем учебном заведении России?
Доклад старшего преподавателя юридического факультета МГУ О.В.Васильева о правовом статусе домовых храмов вузов в Российской Федерации прозвучал на Первом фестивале православной студенческой молодежи России. Текст выступления построен как спор условных «противника» и «сторонника» создания домовых храмов, в котором последний на основе российского законодательства опровергает аргументы «противника» и юридически обосновывает законность создания домовых храмов при учебных заведениях.
Итак, речь Обвинителя:
Это принципы, а принципы должны действовать во всех нормах и освещать их заданным цветом. Следовательно, если религиозные объединения отделены от государства, значит, мы принципиально можем сказать, что храмы должны быть отделены от государственных вузов.
Отлично, государство обеспечивает светский характер образований в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а, значит, в стенах высших образовательных учреждений не должно быть никаких религиозных организаций. Это же подтверждает и ст.6 данного закона.
5) В ст.2 Закона «О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ» также сказано, что «государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на других принципах, в которых по нашему вопросу ничего не сказано. Однако, согласно ст.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» в последней редакции от 30.12.2001), сказано «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются».
Как видим, прямым текстом сказано, что храмы, как организационная структура религиозной организации, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещены.
Прежде нейтрализуем высказанные шесть аргументов Обвинителя. Я прошу прощения, что уже проанализированные нормы мне их придется воспроизводить вкратце вновь, но это необходимо, чтобы прочувствовать убедительность контраргументов.
Однако создание домового храма при вузе никоим образом не нарушает принципа светскости государства, т.е. оно не меняет своих конституционных основ государственного управления и строя. Россия не становится ни Кипром, ни Грецией, ни Ватиканом. Государственная власть остается совершенно независимой в организации и деятельности от власти духовной. Именно вторая норма раскрывает смысл первой. Та религия, которую исповедает домовый храм вуза, не становится от этого государственной или обязательно для тех же студентов и преподавателей, которые могут также свободно посещать или не посещать богослужения в этом храме, как пользоваться услугами домбытовского комплекса МГУ им.М.В.Ломоносова или искать ходы в домбытовский комплекс «Газпрома».
К сожалению, ссылка для аргументации этого тезиса на автономию вузов может произвести лишь эффект холостого выстрела. Обратимся к ст.3 Закона «О высшем образовании» Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
Это то, что касается нейтрализации аргументов противников. А теперь плюс к этому:
1. Согласно ст.28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Таким образом, если студенты вуза и преподаватели решат исповедовать вместе православную религию, то это их полное конституционное право. Согласно же ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Более того, согласно ст.18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
То есть все сомнения при применении законов должны толковаться в пользу конституционных прав граждан.
3. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490 «О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ», утверждено соответствующее Положение «О ПЕРЕДАЧЕ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ НАХОДЯЩЕГОСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ». Значит, если при вузе когда-то был православный храм, и он сохранился внешне, его должны передать РПЦ.
4. Создать домовый храм в негосударственных и муниципальных учреждениях не составляет никакого труда, поскольку спорные нормы касаются лишь государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Адвокат садится, и мы с облегчением глядим на судью, ожидая от него решения. Однако, во-первых, судьи бывают разные (не только по профессиональному уровню, но и по отношению к Православию), а ведь позиция противников основана на толковании действующего законодательства, что позволяет судье, соблюдя формальные требования, принять решение в пользу противников домовых храмов. Во-вторых, законодательство легко подправить и, тогда количество аргументов «против», а также их сила могут увеличиться. Поэтому сегодня правовая ситуация вокруг домовых вузовских храмов далеко неоднозначная, но, тем не менее, как мы видели, небезнадежная.
Теперь давайте определим возможные пути наших действий в сложившейся правовой ситуации. Возможно несколько путей.
Создание же ассоциации домовых храмов вузов России является первым и наиважнейшим шагом на этом пути. Если на нашей конференции будет принято решение о создании такой ассоциации, то в ее Уставе, исполняя общие требования, установленные в ст.10 Закона «О свободе совести», необходимо конкретизироваться на следующих вопросах:
1. Юридический статус самой ассоциации.
Его основные признаки определяем следующим образом:
— это юридическое лицо, т.е. обладает самостоятельностью, имеет свою печать, свой расчетный счет;
— это некоммерческая организация (ассоциация);
— это православная религиозная организация;
— это домовые храмы вузов России (конкретные наименования учредителей);
— учреждается в рамках Всероссийского православного молодежного движения (если оно юридическое лицо, то может участвовать в качестве соучредителя);
3.Основные уставные цели:
— это руководство домовыми храмами вузов России и координация их деятельности;
— это увеличение числа домовых храмов вузов России;
— это защита интересов и прав домовых храмов вузов России.
4. Понятие и статус домового храма вуза.
Татьянинская церковь императорского московского университета. В июне 1757г. директор Московского университета И.И.Мелиссино представил проект создания домового храма московской Святейшего Синода, конторе, управлявшей московской епархией в междуархиерейство после преосвященного Платона I до митрополита Тимофея (1754-1757).
Контора Святейшего Синода 4 июля того 1757 года объявила директору согласие на определенных условиях.
В 1784г. директор Московского университета П.И.Фон-Визин, отношением от 3 октября объяснял предложение преосвященному Платону. Митрополит потребовал мнения консистории. Консистория определила разрешить. Митрополит Платон утвердил определение консистории.
18 апреля 1817 года попечитель Московского университета, князь А.П.Оболенский, сообщил преосвященному Августину, управлявшему Московской епархиею, что государю угодно было повелеть возобновить здания Императорского Московского университета. Священник Георгиевский, на Красной Горке, церкви, Захарий Яковлев, который был катехизатором в университете, на предложение университетского начальства изъявил, вместе с причтом, согласие; равно прихожане отозвались, что они желают остаться при ней прихожанами, по усердию и по близкому местоположению своих домов к сей церкви. По сему консистория определила, а преосвященный Августин, 18 сентября, того 1817г. утвердил.
Именно так же был воссоздан Татьянинский храм при МГУ им. М.В.Ломоносова, а именно Приказом Ректора МГУ В.А.Садовничего №109 от 17 марта 1994 года на основании Решения Ученого Совета МГУ от 20.12.1993 года о воссоздании домовой церкви МГУ и Указом Патриарха Московского и Всея Руси 27 апреля 1994 года.
На сем приятном моменте позвольте доклад закончить. Сердечно благодарю за внимание.