Donda chant что это значит
Вокруг шум: почему Donda Канье Уэста — самый важный альбом 2021 года
За последние несколько дней Канье Уэст сгенерировал столько информационных поводов, сколько большинству популярных музыкантов не удается за всю творческую карьеру: официально изменил имя на Йе, выстроил посреди стадиона Soldier Field в родном Чикаго копию своего родного дома, выпустил специальный плеер для проигрывания альбома Donda, помирился и записал дуэт с Джей-Зи, заменил куплет Джей-Зи на куплет рэпера DaBaby (как метко выразились в англоязычном твиттере, «это все равно что в последний момент подменить котлету в бургере говном»), поджег себя, выпустил совместную с Balenciaga капсульную коллекцию одежды и, кажется, помирился с Ким Кардашьян — по крайней мере, она постоянно торчит на Mercedes-Benz Arena и выкладывает оттуда фотоотчеты в инстаграм (в отличие от якобы новой пассии Уэста Ирины Шейк, которая ни на какой арене не торчит и никакие отчеты никуда не выкладывает).
Существует серьезная вероятность, что Канье придумал еще несколько затей за время, пока пишется этот текст, — и еще несколько, пока вы его читаете. Многие успели высказаться в том смысле, что альбом Donda можно уже и не выпускать: бесконечный перформанс, в которую превратил свою жизнь Уэст, интереснее, чем любое музыкальное высказывание.
Разумеется, утром воскресенья Donda вышла на всех музыкальных стриминговых сервисах.
Канье Уэст приложил столько осознанных усилий для того, чтобы его музыка находилась в тени его эго, что говорить о Donda имеет смысл исключительно с музыкальной точки зрения, оставив за скобками все перечисленное в первом абзаце этого текста. Для этого потребуется ретроспектива.
Краткое содержание предыдущих серий: первые три альбома Уэста (The College Dropout, Late Registration и Graduation 2004, 2005 и 2007 года соответственно) были, в сущности, одним произведением, разделенным на три части — новое слово в рэпе того времени; финальное доказательство уже не сильно нуждавшегося в доказательствах факта, что хип-хоп — это поп. Похожие по звуку и общему, что называется, вайбу вещи на тот момент уже делали The Neptunes, Clipse, Коммон и другие интеллектуалы жанра, но только Канье Уэст смог перенести этот звук из наушников нью-йоркских хипстеров на стадионы всего мира.
В 2008 году Канье выпустил 808s & Heartbreak — пластинку, противоположную по смыслу всему, что он делал раньше. Эмо-рэп и экспериментальный R&B (так называемое «нытье») в противовес задорному рэпу юного властелина мира; синтезаторные звучки вместо жирных басов; осознанный минимализм в противовес эксцессу. Это важный момент в творческой биографии артиста: после коммерческого и критического успеха 808s Канье окончательно понял, что ему можно все.
Следующий альбом, My Beautiful Dark Twisted Fantasy 2010 года, качнул маятник в обратную сторону: барочный продакшен (стоимостью в три миллиона долларов — это один из самых дорогих в производстве альбомов в истории музыки), приглашенные гости в диапазоне от Элтона Джона до RZA, общий настрой тяжелого лакшери, ставший ключевым ощущением нулевых во всем мире. Уэст, как Филипп Киркоров, вошел в первую декаду XXI века осознанным королем поп-музыки — правда, от этого статуса быстро устал.
Yeezus (2013) был спродюсирован музыкальным инноватором (согласно другим мнениям, городским сумасшедшим) Риком Рубином и представлял собой перегруженную басами истерику. На этой пластинке Канье то плакал, то смеялся, то щетинился, как еж; критики назвали Yeezus «намеренно отталкивающим» — и это, разумеется, был самый важный альбом в дискографии артиста. Внимание, спойлер: таким он остался по сей день.
Вышедший в 2016 году The Life of Pablo прозвали, за неимением лучшего определения, музыкальным блогом: альбом принял финальную форму только тогда, когда Канье надоело им заниматься. До этого момента треки на нем менялись местами, приобретали новые аранжировки и куплеты и дополнялись — эпоха смерти физических носителей и окончательного переезда музыки (и всего остального) в интернет получила свой ключевой символ. С музыкальной точки зрения Pablo был самой модной в хорошем смысле слова пластинкой Уэста: гениальный Мэдлиб сделал трек No More Parties in LA, суперзвезда андерграундного хип-хопа Хадсон Мохок — FML и Freestyle 4, безумный гений Cashmere Cat — великую песню Wolves.
После Pablo Канье, казалось, поломался: альбом 2018 года Ye забывается еще во время того, как играет; последовавший в 2019 Jesus is King оказался натурально сборником псалмов.
Эта предыстория важна для понимания только что вышедшего альбома Donda: как мы помним, за последние полтора десятка лет Канье успел последовательно осознать себя новатором, эмо, королем вселенной, агрессором, модником, не вполне психически здоровым (на обложке Ye написано «Биполярное расстройство — это круто») и новообращенным верующим.
В Donda все эти состояния Канье Уэста собраны под одной обложкой — супрематистским черным квадратом без единого символа.
Через запятую на альбоме следуют: звуковой акционизм (минута выкриков в Donda Chant), духоподъемный стадионный рэп (две версии трека Jail — одна с Джей-Зи, вторая с DaBaby; см. «бутерброд с говном»), жирный люксовый бас (Junya), моднота (Keep My Spirit Alive с участием главных открытий последнего времени — Westside Gunn и Conway the Machine), надрыв (правда, какой-то неискренний, зато сразу в нескольких треках — см. Off The Grid и Tell the Vision) и псалмы (Jesus Lord в двух частях общим хронометражем двадцать минут). Это перегруженная и неровная пластинка, состоящая из 27 треков почти на два часа; слушать ее подряд утомительно, а слушать урывками — невозможно, потому что Donda больше суммы собственных составных частей. Человека, незнакомого с творчеством (и удивительными приключениями) Канье Уэста, Donda, наверное, оставит в недоумении — другой вопрос, что таких людей в мире, кажется, не осталось.
Все это с трудом поддается осмысленной деконструкции. Donda — срез современного рэпа (именно рэпа, с поп-музыкой в классическом понимании этого термина Канье больше не заигрывает) и заключительный итоговый концерт в честь окончания определенного периода жизни артиста. В пиковые моменты альбома Канье напоминает, почему в 2004 году с первой попытки стал суперзвездой. Почти во все остальные моменты альбома Канье напоминает, почему в последние годы стал персонажем мемов и шуток про старика Кардашьяна. Искренняя вера принципиально противоречит гордыне (см. «смертный грех»). Balenciaga и Бог — антонимы. Канье Уэст — не спаситель рэпа от рэпа (и от самого себя).
Ничего важнее Donda в 2021 году еще не выходило.
В процессе работы над этим текстом выяснилось, что лейбл якобы выпустил альбом без ведома Канье Уэста — и не доложил туда важную (если верить самому Канье, ключевую для произведения) песню Jail Pt.2.
Кем была Донда, мама Канье
Сегодня у Канье должен выйти новый альбом.
Он назвал его “Donda”. Это имя его мамы, которая умерла в 2007 году. Он тяжело переживал ее потерю, посвящал ей песни и даже хотел сделать про нее игру про путешествия по раю.
ОНА БЫЛА ПРОФЕССОРОМ В КОЛЛЕДЖЕ, А ПОТОМ СТАЛА МЕНЕДЖЕРОМ СЫНА-СУПЕРЗВЕЗДЫ
Донда Уэст воспитывала сына одна. Когда Канье было три года, она развелась с его отцом и переехала в Чикаго.
Канье с детства тянуло к творчеству. Он писал стихи, а когда заинтересовался рэпом, Донда оплатила его первую студийную сессию. Мистеру Уэсту было 13, когда он записал свой первый трек “Green Eggs and Ham” (англ. “зеленые яйца и ветчина”), вдохновленный одноименной книгой детского писателя Доктора Сьюза.
До того, как ее сын стал звездой, Донда Уэст преподавала в Чикагском колледже на кафедре английского языка. Когда Канье бросил учебу — а он посещал то же учебное заведение, в котором работала Донда, — она очень рассердилась. Но это же Канье — как против него попрешь? Показательно, что дебютный альбом он позже назовет “The College Dropout” (англ. “Бросивший колледж”).
Донда стала “мамаджером” Канье. Cопровождала его повсюду — на концертах, на церемониях награждения и выступлениях на ТВ.
В своей книге “Воспитывая Канье: Жизненные уроки от мамы рэп-суперзвезды” Донда писала: “Всю жизнь мне твердили, что колледж — это билет в хорошую жизнь, но иногда карьерным целям колледж не нужен. Канье назвал альбом “The College Dropout”, потому что эта фраза значит найти смелость принять то, кем ты являешься на самом деле, а не идти по протоптанному пути, который заготовило общество”.
А через несколько месяцев после выхода книги ее не стало.
СМЕРТЬ ДОНДЫ УЭСТ
Донда умерла 10 ноября 2007 года в возрасте 58 лет. Днем ранее ей сделали операцию по липосакции и пластике груди.
В отчете сказано, что операция длилась пять с половиной часов. После этого Донда Уэст поехала домой, хотя хирург Ян Адамс, проводивший операцию, советовал ей обратиться в другую клинику для послеоперационного ухода. Адамс выписал ей викодин для снятия боли. По его словам, операция прошла без каких-либо осложнений.
Но на следующий день состояние Донды Уэст ухудшилось. У нее болело горло, она ощущала сдавливание в груди. Вечером она потеряла сознание и больше не приходила в себя. Люди, оказывавшие ей уход на дому, вызвали скорую, но по прибытию в госпиталь она уже не дышала.
Коронер не смог выявить халатности в работе хирурга мисс Уэст. Определить, что стало стало причиной ее смерти, было проблематично из-за наличия нескольких факторов, которые могли привести к остановке сердца. В отчете также сказано, что за сутки Донда употребила 20 таблеток викодина.
Смерть Донды стала резонансной темой. Годом позже звездный хирург Адамс сказал, что этот кейс разрушил его бизнес. В 2009-м его лишили лицензии и отправили на год в тюрьму — но не из-за профессиональной деятельности, а из-за вождения в нетрезвом виде. В 2013-м Адамс подал апелляцию. Суд вновь разрешил ему практиковать, но через год повторно лишил лицензии из-за нарушения условий испытательного срока.
В 2015 году Адамс жаловался, что «большинство людей до сих пор думают, что она умерла на операционном столе. Они не знают, что она уже день как была дома”.
В июне 2015-го Канье спросили, приходилось ли ему чем-то жертвовать ради успеха, на что он ответил: “Моей мамой. Если бы я не переехал в Лос-Анджелес, она бы осталась жива. Не хочу углубляться в эту тему, потому что начну плакать”.
КАНЬЕ ХОТЕЛ ПОМЕСТИТЬ ФОТО ХИРУРГА АДАМСА НА ОБЛОЖКУ АЛЬБОМА
В 2018 году Канье планировал выпустить альбом под названием “Love Everyone”. В итоге вместо него вышел “Ye”. Но еще до того, как все отменилось, Канье собирался использовать фото хирурга Адамса в качестве обложки релиза.
Он сообщил об этом, опубликовав в твиттере скриншот переписки с дизайнером Уэсом Лэнгом.
“Я хочу простить его и оставить ненависть позади”, — объяснил Канье такой шаг.
Адамс в ответ опубликовал открытое письмо к артисту, запретив использовать свое фото для промо альбома. Тем не менее он написал, что готов встретиться с Канье. Уэст ответил ему в твиттере: “Это прекрасно. Спасибо большое за ответ, брат. Не могу дождаться нашей встречи и момента исцеления”.
КАНЬЕ ПОСВЯТИЛ ЕЙ ПЕСНЮ “HEY MAMA” — И НЕ ТОЛЬКО ЕЕ
“Hey Mama” вышла в 2005 году на альбоме “Late Registration”. В этой песне Канье читает о том, как приготовленный мамой куриный бульон лечит душу, вспоминает, как она учила его ездить на велике и говорит, что она может в любой момент позвонить и попросить о чем угодно.
“Она расплакалась, когда впервые услышала эту песню” — говорил Канье.
Вот фрагмент концерта, записанного для MTV. Донда Уэст в зале. Исполняя “Hey Mama”, Канье выводит ее на сцену и протягивает микрофон, чтобы она зачитала финальный куплет:
Через полгода после смерти Донды Канье Уэст выступал на “Грэмми”. Он исполнил две песни — гремевший тогда “Stronger” и обновленный вариант “Hey Mama”. В нем появился бридж со словами: “Прошлой ночью я видел тебя во сне. Теперь я не могу дождаться, когда снова усну”.
Одной из песен, которые не вошли в треклист альбома “My Beautiful Dark Twisted Fantasy” стала “Mama’s Boyfriend”. В ней он вспоминает неловкие моменты, когда еще ребенком знакомился с мужчинами, с которыми встречалась его мама. Он ревновал ее и уже тогда обещал, что будет ее обеспечивать.
Официально песню так и не выпустили. Возможно, причиной стали сложности с очисткой сэмпла из песни Билли Джоэла. Канье исполнял “Mama’s Boyfriend” всего несколько раз, самый экстравагантный из них — лайв в штаб-квартире Facebook. Канье зачитал трек, поднявшись на стол:
31 декабря 2014 года Канье выпустил “Only One” — песню, исполненную от лица Донды Уэст. Он говорит, что не помнит, как ее записывал, поэтому когда ему включили уже записанный куплет, он подумал, что это послание от Донды.
“Only One” заканчивается строчкой: “Расскажи дочке обо мне”. В 2014 году на концерте в Анкасвилле Канье сказал со сцены: “Есть лишь одна вещь, которую я бы хотел исправить. Я бы хотел, чтобы моя мама могла встретиться с моей дочкой”.
ОН ХОТЕЛ ВЫПУСТИТЬ ИГРУ О МАМЕ В РАЮ
Ее трейлер показали на крупнейшей игровой выставке E3 в 2016 году. По сюжету игрок должен был помочь Донде добраться до ворот рая.
Разработкой игры около двух лет занималась студия Encyclopedia Pictura, но вскоре после демонстрации на E3 работу над проектом заморозили.
КАНЬЕ НАЗВАЛ В ЧЕСТЬ НЕЕ КРЕАТИВНОЕ АГЕНТСТВО
Чем оно занималось, похоже, не до конца представлял и сам Канье. Он говорил: “DONDA будет функционировать как дизайнерская компания, объединяющая мыслителей для воплощения их мечтаний и идей с целью создания продуктов и опыта, который люди желают и могут себе позволить».
В проектах студии участвовали художники Джордж Кондо и Такаси Мураками, режиссер Стив Маккуин, дизайнер Риккардо Тиши и другие.
Агентство DONDA курировало работу над фильмом, приуроченном к выходу компиляции “Cruel Summer”. Если не путаю, его лишь однажды показали в Каннах. Последующие показы мог осложнить формат, в котором демонстрировался фильм — сразу на семи экранах, расположенных вокруг зрителей. «Ничего себе, Канье — новатор, художник».
Студия DONDA также занималась дизайном обложек альбомов. Эти работы всегда отличались предельным минимализмом — вспомните хотя бы “Yeezus”, который продавался в прозрачном пластиковом кейсе с куском красного скотча, закрывающим коробку, или штрихкод на обложке альбома Pusha T.
Вот несколько работ спецов из студии DONDA:
ДОНДА УЭСТ ТОЖЕ ЛЮБИЛА РЭП
В прошлом году в день ее рождения Канье опубликовал запись, на которой его мама декламирует фрагмент из песни KRS-One “Sound of da Police”:
Ее голос также можно будет услышать на альбоме “Donda”.
Donda isn’t King. Разбор нового альбома Канье Уэста
В воскресенье, 29 августа, десятый альбом Канье Уэста Donda появился на всех стрим-платформах (с божьей помощью, не иначе). На протяжении двух месяцев весь мир был вовлечен в лучшую театральную постановку в режиме реального времени (с переносами, экстренными перезаписями, репетициями и стримами из импровизированной студии Уэста). Лето-2021 можно смело назвать периодом новой эпидемии Donda, а само слово уже стало неологизмом со значением «неоправданное ожидание». Осведомленность об этом дропе вышла за пределы привычного информационного поля: теперь имя мамы Канье знают вообще все.
О своей реакции на альбом не написал только ленивый, и практически каждый отзыв звучит как: «Ну такое». Мы тоже не в восторге, но все-таки решили разобраться, почему альбом Donda считают самым провальным в истории гениального Уэста. Или это тоже часть слишком сложной для обывателя концепции?
Зрелище затмило саму музыку*
*Здесь мы ссылаемся на редактора The Guardian, который сформулировал впечатление большинства от спорного проекта. Масштаб кампании альбома действительно был грандиозным, и в будущем ее наверняка упомянут в учебниках по PR в главе «Как сделать так, чтобы каждый жаждал услышать твой незрелый материал и попасть на одну из его трех (по религиозным канонам) презентаций». Что касается комнаты в «Мерседес-Бенц Стэдиум», в которой якобы жил Уэст во время работы над треками, то ее, скорее всего, увековечат для будущих поколений.
Проповедник vs эгоцентрик
Концепция альбома изначально подразумевалась как дань покойной матери Уэста Донде (профессора университета и по совместительству менеджера рэпера). Первые версии треклиста включали больше фрагментов с ее голосом и отсылок к религиозной тематике. Но со временем божественное начало песен почему-то стало облачаться в камуфляж с отрядами особого назначения и протестующей толпой, что больше наводило страх, чем воодушевляло.
Если вспомнить предыдущие альбомы Канье, то сквозная идейная линия всегда была идеально выверена: вселенная My Beautiful Dark Twisted Fantasy (2010) включает серию обложек Джорджа Кондо и 30-минутный художественный фильм Runaway — настоящее произведение искусства о расовом неравенстве и идеализации американской мечты; The Life Of Pablo (2016) сконцентрирован вокруг трех великих Pablo — апостола, наркобарона и художника-революционера. И наконец — Ye (2018) с его биполярным слоганом I Hate Being Bi-Polar It’s Awesome и отсылкой к собственным личностным несовершенствам.
В Donda нет концепции как таковой : здесь главная роль матери от трека к треку бестактно и беспорядочно перекрывается другими ключевыми фигурами — Иисусом, бывшей женой Ким Кардашьян, Дрейком и самим Уэстом. По слухам, дроп альбома перенесли на 29 августа именно потому, что релиз пластинки Дрейка изначально совпадал по дате с выходом Donda (3 сентября).
Топ-3 по версии SRSLY
Статус самого значимого трека (благодаря Lil Baby и The Weeknd) достается Hurricane, на втором месте — Jail, за спорами о котором мы следили слишком долго, на третьем — Believe What I Say, потому что он сведен на сэмпле Лорин Хилл Doo-Wop (That Thing).
Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.
Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.
Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».
Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.
Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.
Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.
На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.
«Божественная комедия»: каким получился альбом Канье Уэста «Donda»
На протяжении всей промокампании «Donda» Канье Уэст скрывал себя от слушателей. За три презентации он не проронил ни слова, а во время первых двух не снимал с себя маски Maison Margiela и массивных курток, напоминая робота-куклу. Последний год был для Канье кризисным: он пережил обострение биполярного расстройства, расстался с Ким Кардашьян и вернулся к размышлениям об утрате мамы, которая скончалась в 2007-м. В тот момент Уэста тоже покинула невеста (Алексис Фифер), и он остался в полном одиночестве, пережив душевное потрясение. Тогда Канье написал альбом «808s & Heartbreak», где погрузился в апатию, прикрыв душевную пустоту автотюном и строгими драм-машинами.
Новый кризис вернул отрешенность Канье, а сам артист вновь столкнулся с гештальтом потери, который решил закрыть с помощью пластинки, названной в честь мамы.
Сырая версия альбома была спонтанно презентована 23 июля в Атланте, но уже тогда было ясно, что проект не выйдет вовремя. Для завершения работы над релизом Канье арендовал помещения прямо на стадионе Mercedes-Benz, куда в течение нескольких недель подготовки съезжались артисты от Jay-Z до The Weeknd. С каждым новым «представлением» Уэст делился очередными правками — от измененного трек-листа до новых гостевых куплетов. До последнего момента оставалось загадкой, какие треки попадут в финальную версию альбома. Изменения вызывали восторг и негодование, а многие рокировки так и остались маркетинговым ходом, чтобы оживить обсуждение релиза в инфополе.
Для Канье собирать альбомы во время выхода — отдельная традиция. На «The Life of Pablo» 2016 года он не стеснялся урезать песни, обновлять миксы и вставлять новые строчки после релиза. Весь процесс создания был запечатлен слушателями, на чьих глазах студийные заготовки превращались в монументальный хип-хоп-альбом. Пристальное наблюдение зрителя стало частью работы.
Перформансы «Donda», казавшиеся жертвой перфекционизма и сумбурных решений Уэста, в итоге сложились в единый концепт. На закрытом прослушивании в церкви он «отпевал» маму, а на первом шоу в Mercedes-Benz ходил по пустому полю, повторяя кадры из аниме Akira — так выглядит ментальный ад, в который попал Канье после смерти близкого человека. За последующие ивенты отвечал Демна Гвасалия (Vetements, Balenciaga). Во время второй презентации в Атланте Уэст надел боевые доспехи и превратился в бога войны, собирающего армию союзников, чтобы затем вместо сражения вознестись к небесам на поиски Донды. Во время третьего шоу Канье совершил ритуал: после очередной встречи с Богом он сжег дом Донды и тем самым отпустил ее. В конце выступления Канье впервые показал лицо и встретил Ким Кардашьян в свадебном платье. Решив внутренний конфликт, он готов восстановить отношения с любимой женщиной и миром.
«Donda», посвященный принятию, показывает воссоединение Йе с утерянными друзьями. «The Jail», открывающий альбом после короткого вступления, обозначил примирение Канье и Jay-Z — вечного тандема, прошедшего через победы и поражения, ссоры и извинения. Спустя годы Джей возвращается к «младшему брату» и выступает наставником, обещая покойной маме, что проследит за Йе. Этот куплет задает тон всему альбому, на протяжении которого десятки музыкантов присоединяются к Канье, чтобы поддержать его в трудную минуту.
Путь терзаний Уэста длился 14 лет, поэтому вместо фокуса на конкретном звучании в «Donda» он переосмысляет почти всю свою дискографию, что позволяет ему достичь жанрового разнообразия «The Life Of Pablo». Несмотря на религиозные настроения, ставшие фундаментом релиза, Канье отходит от молитвенной чистоты «Jesus Is King» и принимает свое несовершенство. В песнях он обижается на Ким, страдает от суицидальных мыслей, гневается на предателей, задевает Дрейка и, конечно, с горечью вспоминает Донду. Но даже в такие моменты вера остается с ним, поэтому агрессивные трэп-трещетки («Praise God») соседствуют с жизнеутверждающим госпелом («Heaven and Hell»), а танцевальные хиты («New Again») с 9-минутными откровениями («Jesus Lord»).
Артист вновь столкнулся с гештальтом потери, который решил закрыть с помощью пластинки, названной в честь мамы.
Обилие личных тем не делает Канье солистом. Большую часть проекта занимает окружение музыканта, причем как преданные друзья, так и подающие надежды рэперы «с улицы», которые на время подбирают груз с плеч Йе и поддерживают его ношу. Уэст известен умением находить таланты и скрещивать их — для создания альбома «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» он арендовал целый отель на Гавайях, где круглосуточно в импровизированных студиях велась работа над новым материалом. С таким подходом Йе взрастил немало звезд, однако подопечные последних лет (Ant Clemons, 070 Shake) не смогли завоевать коммерческого успеха. На «Donda» же большинство протеже — уже сформировавшиеся артисты с большой аудиторией. Кузен Кендрика Ламара Baby Keem зачитывает один из лучших рэп-куплетов в 2021 году на «Praise God», опиумный вампир Playboi Carti плюется в микрофон на «Off The Grid», Don Toliver отправляется в космос вместе с Kid Cudi на «Moon». Присутствие противоречивых персонажей вроде отмененных Мэрилина Мэнсона и DaBaby или антидуховного Carti превращает Уэста в пастора, готового принять любого в свой монастырь вне зависимости от мировоззрения и творческого подхода.
Канье Уэст определил звучание музыки 2010-х, но даже после девяти альбомов сохраняет статус визионера, голодного до открытий. Ажиотаж вокруг «Donda» вернул событийность в мир музыки, потерявшей счет новинок из-за скоротечности стримингов. Пользуясь хип-хопом как главным языком современной массовой культуры, Канье на глазах всего мира пишет свою «Божественную комедию», доступную каждому в прямом эфире. В 44 года он обыгрывает музыкальные тренды лучше многих новичков, претворяя их в нечто большее, чем просто популярный звук в TikTok. «Donda» совмещает духовность церквей, пафос модных домов, братский кодекс улиц и безмерную любовь к миру, который тебя отверг. И все ради того, чтобы вселить веру в тех, кто мог опустить руки так же, как Канье в 2007-м.