Дондеже есмь что значит

Псалтирь 109:1

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

«Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет» же «сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Деян.2:34–35 ). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал; «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ( Мф.22:42–44 )? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит:

«Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ( Пс.44:6 ). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин.1:18 ). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» ( Ин.17:5 ). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

«Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Враги по преимуществу – диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: «дондеже» не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, «Аз есмь, и дондеже состареешися, Аз есмь» ( Ис.46:4 ). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: «та погибнут, Ты же пребываеши» ( Пс.101:27 ): и еще: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:28 ); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: «подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» ( 1Кор.15:25 ). Ибо здесь речение: «дондеже» не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцарится Он во веки, и царствию Его не будет конца ( Дан.7:27 ). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: «дондеже» не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию.

Евфимий Зигабен

Рече Господь Господеви моему

Бог, говорит, Отец сказал к Богу, Сыну своему, по вознесении Его на небо. Если же и написано: Господь Бог наш, Господь един есть, то это написано отнюдь не для отвержения Единородного, но для различения и отделения Его от ничтожных богов. А слова: Рече Господь и Отец к Сыну, мы должны понимать, как прилично Богу, а не человеку, или богоприлично, а не человекообразно. Сии слова заграждают иудеям уста; ибо они совершенно не знают, что сказать на то, какие два Господа у Давида, из которых один родился из чрева прежде денницы (зари). Ибо явно, что это Христос—Бог и человек.

Слова Феодорита: Если Давид – царь и при том царь благочестивый и удостоившийся пророческого дара, называет Владыку-Христа Господом, то посему Он не простой только человек, как утверждают безумно иyдеи, но и Бог, как Творец и Господь Давида; и общее наименование Их выражает торжество существа Их. Ибо Господь говорит Господу – Отец Сыну своему; а не Господь – творению и не Господь – созданию. Другие: Говорящего называют Богом, а слушающего – Зоровавелем. Итак, что будет Зоровавель? Господь Давидов? И как мог говорит тот, который и сам назван Давидом в воздаяние ему сим великой чести? Где он имел священство, притом странное какое-то и удивительное? Итак, слова: Господь Господу моему, сказаны о Христе. В еврейской же псалтири написано: «сказал, Иегова Иегове», что выражает единосущность Отца с Сыном; так как никакая тварь не называется Иеговою: одному Богу и одному божескому и не созданному естеству, а не какому либо другому – созданному естеству усвояется сие имя.

Седи одесную Мене

Как наименованиями Господь и Господь выражается равночестие Отца с Сыном и наоборот Сына с Отцом; так и сидение по правую сторону на царском престоле – то же равночестие их показывается, ибо у коих сидение общее, у тех и царство общее. Посему да заградятся уста Ария и Евномия, пустословящих, что Сын не равен Отцу. Поскольку же, как бестелесные и неописанные не имеют правой и левой стороны, что свойственно только телам, то посему сидение здесь означает покой и наслаждение Божиим царством, а сидение по правую сторону показывает подлинность сыновства Сына и близость и равную честь.

Слова Велик. Василия: Ибо если престол Божий, как мы уверены, есть наименование достоинства, то отдельное для Господа седалище по правую сторону Отца, что другое может означать, как не равночестие достоинства? И правая сторона выражает отношение к равному, впрочем так, что правая сторона не должна быть принимаема за телесную. Ибо иначе была бы и левая сторона. Но сии слова почтенными наименованиями сидения выражают величие сыновней чести. Итак, как из того, что Он занимает почетнейшее сидение по правую сторону, мы не можем заключать, что Он больше Отца; так и ты не говори, что Он выше, или ниже, но что Он равночестен и равен, как сие показывает и общее сидение. Кирилла: Правая сторона означает равночестность достоинства. Севира: Под правою стороною мы разумеем равночестность Сына с Отцом; ибо в отношении к бестелесному существу нельзя представлять ни правой, ни левой стороны. Тоже говорит и Исихий: А что не сам Сын усвояет себе достоинство царства и Божества (посему Павел говорит: не считал хищением равенство с Богом), но потому, что Отец благоволил к Нему и Сын имеет достоинство, то посему Он имеет царство и равночестие с Отцом. Итак, престол, по словам Евсевия, означает царское достоинство Его; сидение—непоколебимость, твердость и неподвижность пребывания Его на царствии; а по правую сторону значит общение в благах и правых дарованиях Отца. Феодорита: Великое означает сидение одесную и превышающее не только человеческую природу, но и всякую тварь. Впрочем, и это сказано по-человечески. Ибо как Бог Сын имеет вечный престол: ибо престол Твой, говорит, Боже, во век века. Так как не после креста и страдания Он удостоился такой чести, как Бог, но получил, как человек, то, что имел, как Бог: то поелику Он как человек принимает предложение: седи одесную Меня; ибо как Бог Он имеет власть вечную. Бож. Василий говорит и в другом месте: что же? Поелику сидит одесную, то посему и почтеннее? Но если бы Он имел честь от Самого Себя, то тогда был бы почтеннее; а если Он получил ее от своего Родителя, то это дар давшего.

Дондеже положу враги Твоя (в) подножие ног Твоих

Лопухин А.П.

Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих

Господь сказал другому Господу: «Я даю Тебе власть над врагами. Господь пошлет Тебе Свой жезл с Сиона для господства и народ появится пред Тобою в день Твоей силы во благолепии; Ты, как роса, рожден от Меня»

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду

Рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене. В настоящем псалме Давид изображает рождение Господа по плоти, евангельское Его слово, возгосподствовавшее над всеми народами, и восшествиe Его на небеса, с которого и начинает псалом, говоря: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Какие же это враги, объясняет Апостол, взывая: егда испразднит начала и власти, и миродержителей, последний враг испразднится смерть ( 1Кор. 15,24–26 ).

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и Господствуй посреде врагов твоих. С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя. Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову

Что же, скажешь, Писание противоречит само себе? Нет; но оно распределяет все на пользу, сообразно с време­нем, исправляя немощь каждого поколения. Поэтому тебе и было сказано: «Господь, Бог наш, Господь един есть». А что Он имеет и Сына, об этом еще пророки говорили в своих книгах, впрочем говорили не очень ясно, чтобы не повредить тебе по твоей немощи, и не скрывали, чтобы дать тебе возможность впоследствии образумиться и из собственных их книг узнать догматы истины. А что вышесказанные слова изречены не о человеке, это для имеющих разум оче­видно из слов: «сиди одесную Меня», и из того, что Он на­зывается «Господом», подобно Господу, который говорит к Нему, и из того, что Он рожден «из чрева прежде денницы», и из того, что Он есть «священник во век по чину Мелхиседека», и из слов: «с Тобою власть в день силы Твоей».

Слыша слово: «подножие», разумей не что-нибудь чувственное, но покорность. А что враги покорятся и Отцу, это видно из дальнейших слов, потому что как престол один, так и подножие одно.

Источник

Трудные места богослужения: Дондеже, стража и назриши

Правмир продолжает объяснять трудные места богослужения. Филолог Любовь Макарова разбирает песнопения Всенощного бдения.

Стихиры воскресные, стихиры из Триоди или из Минеи (памяти события или святого данного дня) припеваются (присоединяются) к стихам вечернего псалма «Господи, воззвах к тебе, услыши мя», точнее к отдельным стихам 141-го псалма «Изведи из темницы душу мою…», 129-го — «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…» и 116-го — «Хвалите Господа, вси языцы…».

На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир; если стихир положено 10, то пение начинается со стиха «Изведи из темницы душу мою…», вслед за которым поется первая воскресная или праздничная стихира, если 8, то со стиха «Из глубины воззвах к Тебе…», потом стихира. Пение стихов псалма и стихир чередуется: на каждый стих псалма приходится одна стихира.

Дондеже есмь что значит. Смотреть фото Дондеже есмь что значит. Смотреть картинку Дондеже есмь что значит. Картинка про Дондеже есмь что значит. Фото Дондеже есмь что значит

photosight.ru. Автор: Васисуалий Гвоздадзе

Изведи из темницы душу мою, испове́датися имени Твоему

Выведи наружу, из темницы душу мою, чтобы славить имя Твое; именно так, «возвещать славу», «славить», переводится церковнославянский глагол испове́датися.

Мене ждут праведницы, до́ндеже возда́си мне.

Церковнославянский глагол воздати (ср. с современным «воздать по заслугам», «воздаяние») имеет значение «отдать», «отплатить»: давно ждут праведники, что Ты воздашь мне по делам моим (союз «дондеже» означает «пока», «до тех пор, как», «когда»). Или в более поэтичном старом переводе: вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.

Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой

Из глубины сердца я воззвал к Тебе, Господи; Господи, услышь голос мой; слово «глубина» в церковнославянском может означать также «пучина, море»: во глубине постла̀ иногда… (в море некогда уложила сила Божия и т.д., см. ирмос канона 2-го гласа).

Да будут уши Твои внемлющее гласу моления моего

внимать, т.е. слышать, услышать: да услышат Твои уши мою мольбу (букв. звук, голос моей мольбы); моление по-церковнославянски – прошение, мольба, от молити – просить, ходатайствовать (ср. современное «молю тебя об одном», «умолять»).

Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит?

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Назира́ти, назре́ти значит «примечать», «наблюдать», а постояти – «устоять», «выдержать». И дальше: яко у Тебе очищение есть – ибо у Тебя есть прощение (очищение).

И́мене ради Твоего потерпе́х Тя, Господи, потерпѐ душа моя в слово Твое

ради имени Твоего ждал (потерпети по-ц.славянски «ждать», «полагаться», «надеяться») я Тебя, Господи, ждала душа моя по слову Твоему; упова̀ душа моя на Господа – надеялась душа моя на Господа (уповати значит «надеяться», ср. Господь упование мое… или упование на Тя надеющихся).

От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, да уповает Израиль на Господа:

стража – античная мера времени: в евангельские времена ночь делилась на 4 стражи, т.е. 4 раза за ночь менялась городская стража; таким образом стража – промежуток времени от одной смены до другой. Т.е. с утра и до ночи да надеется Израиль (т.е. все иудеи) на Господа.

Продолжение следует…

Кстати, церковнославянское разум (в разуме поющих Тя, см. заголовок) одним из значений имеет «внутреннее знание», «разумение»; таким образом этот отрывок из кондака праздника Богоявления (и свет Твой, Господи знаменася на нас, в разуме поющих Тя) следует перевести, например, как «и свет Твой, Господи, означен на нас, воспевающих Тебя в духе».

Использованы словари

Источник

XXXII. «Пою Богу моему, дóндеже есмь»

Господь Бог создал человека по образу Своему, малым чем «умалил его пред ангелами» ( Пс.8,6 ), и наделил его свободною волею, дабы человек по склонности своего сердца сам свободно избирал доброе или худое, благословение Божие или Его проклятие (ср.: Втор. 30,19 ).

Так, когда человек исполняет Божий слова и заповеди, тогда благо бывает ему в жизни земной, ибо благословение Божие бывает на нем и на всех делах его. Когда же, по гордыне своей, человек отвращается от исполнения заповеданного Богом, тогда худо бывает ему в жизни, ибо проклятие Божие тяготеет над ним и на всех делах его.

«О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6: 8 ).

Подумай, человек, поразмысли о том, что сделал Господь для спасения мира и лично для тебя.

Господь любит «все существующее, и ничем не» гнушается, «что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем.11:25 ). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ).

«Так говорит Господь, Искупитель твой» ( Ис.48:17 ), «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:11 ), «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущему тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим!» ( Ис.48:17–18 ).

Господи Иисусе Христе!

Слова Твои всегда во всех – обстоятельствах нашей жизни – дают нам благие и любящие указания о том, как нам жить, чтобы спасаться, чтобы святу быть. Посему внимать благодатным словам Твоим, Господи, и с любовью исполнять их всегда бывает радостно для верующих, знающих из Писания, что слова Твои могут умудрять нас «во спасение верою во Христа Иисуса » ( 2Тим.3:15 ).

Счастливейший удел проповедовать Евангелие всей твари и учить тому, что заповедал Христос Бог, даруется тем верующим во Христа (а наипаче священнослужителям Православной Церкви), которые сами с любовью исполняют слова Христовы, сами пребывают в радостном единении любви со Христом и охотно, с радостью и любовью готовы идти в мир с проповедью всем Евангелия Христова, призывая всех к той радостной жизни, которая только и достигается верующими через исполнение ими евангельского учения Христова. 145

Сподоби, Господи Иисусе Христе, всем нам с любовью исполнять слова и заповеди Твои, жить в радости единения любви с Тобою и всегда благодарно славить Тебя, Искупителя и Спасителя. Аминь.

Господь наш Иисус Христос искупил нас от клятвы закона, «сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). Господь «пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Он «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). Христос «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ). Он призывает всех: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ).

Моя вера в другого человека бывает основана на простом возникшем во мне доверии к нему. Так, если я знаю о его порядочности, правдивости и благочестии в жизни, если он любит меня, то я и доверяю всему тому, что он говорит или делает, я верю в искренность его отношения ко мне. Если же человек ко мне относится враждебно, то и веры к нему у меня не будет.

Мы сознаем, что Господь наш Иисус Христос по милосердию Своему принимает наше покаяние и дарует нам, верующим в Него и исполняющим Его слова и заповеди, Жизнь Вечную, жизнь святую. Он промыслительно с отеческою любовью всегда для нашего блага посылает нам и скорби, и утраты, и болезни, дабы помочь нам успешно от силы в силу восходить по узкому пути смирения и любви к праведности и святости в нашей жизни земной. И, зная Его любовь неизреченную к нам, грешным, зная сколь многих радостей духовных удостаивает нас Господь, а наипаче радости соединения с Ним в причащении Его Святейшего Тела и Крови, мы начинаем яснее сознавать свое бессилие, свою неспособность хоть как-то выразить, высказать, воспеть свою за все, за все благодарность Господу нашему Благодетелю и Спасителю, столь возлюбившему нас, неключимых рабов Своих. Да и язык бессилен изречь благодарность Господу, за Его безмерную и вечную любовь к нам.

Приими ныне, Господи, наше стремление до последнего вздоха всячески благодарить Тебя и славить; ибо поистине лишь Един Ты славы и хвалы достоин от всех сотворенных.

Внуши в сердца наши мысли благодарения и хвалы Тебе, Господи, дабы и мы могли бы присоединиться нашими слабыми голосами к вселенскому хоралу, немолчно воспевающему хвалу и благодарение Тебе, Вечносущему, Всесвятому Господу нашему.

Сподоби, Господи непрестанно нам Тебя благодарить и славить!

Каждый человек желает себе блага, радости и счастья в жизни. Молодые люди, не получившие христианского воспитания в семье и еще не имеющие личного опыта жизни, часто понимают под счастьем жизнь человека в материальном довольстве, развлечениях и чувственных наслаждениях. Стихийно группирующаяся молодежь (в школах, училищах, институтах, на стадионах, на улицах), не сдерживаемая внутренним табу, развязно вступает в разговоры разной тематики, а некоторые из молодых людей смело (с пафосом уже зрелых знатоков) рисуют словесные картины, из интимной стороны жизни людей. Это бывает интересно и увлекательно для молодых. Результаты подобных разговоров способствуют юношам и девушкам обретать «любимых» и тогда часто они легкомысленно, вопреки своей совести, склоняются даже на дурные поступки, чтобы поскорее самим испробовать счастье любви вдвоем и лично испытать мечтаемую радость в плотских наслаждениях.

И концом такой «радости бывает печаль», – сказано в Писании; ибо «последствия от нее горьки, как полынь» ( Притч.14:13; 5:4 ), поскольку греховная радость сквернит душу человека и вызывает возмущение и угрызение его совести.

Истинная, настоящая радость возможна для человека только и исключительно от его пребывания в любви, которая в Боге, которая есть Бог (ср.: 1Ин.4:8 ). Плотская любовь всегда должна быть в супругах лишь дополнением их свободной любви к Богу и ко всему Божиему. В супругах единомыслие любви к Богу должно дополняться и обоюдною любовью телесною.

Христиане знают заповедь Божию – любить Бога всем своим существом. И христиане из Евангелия знают слова Христовы: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей», тогда и «радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.15:10,11 ; Ин.16:22 ).

Веруя во Христа Бога и воспламеняя в себе любовь к Нему (что свидетельствоваться будет тем, что мы будем жить по словам и заповедям Христовым), мы, по словам апостола Петра, будем радоваться «радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою», спасения душ наших ( 1Пет.1:8–9 ).

Но, увы! Прежде чем мы узнаем, как надлежало бы нам жить, чтобы быть хорошими, Божьими людьми, мы уже оказываемся людьми плохими, людьми грешными, удалившимися от Бога. Потому нам надобно принести Господу покаяние в грехах, соделанных нами в прошлой жизни, испросить у Него прощения и затем внимательно, с благоговением читать Евангелие, чтобы знать то Христово учение, которое Он с любовью дал для исполнения нами в жизни. Христианин, живущий по Евангельскому учению Христову и следующий по Его стопам, всегда будет пребывать в радостном соединении в любви со Христом и потому все скорбные обстоятельства, утраты, болезни будут им легко переживаться, как посылаемые для его же блага, для спасения его души любящим его Христом.

Если с любящим нас человеком мы и скорби переживаем легче, то, конечно, если мы будем пребывать в единении с вечно нас любящим Христом Богом, тогда и самые тяжелые скорбные обстоятельства будут нами переживаться легко; ибо Сам Господь будет для нас преображать эти скорби в радость.

Христос, призывает всех: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Екк.12:13 ).

Молодые люди! Не торопитесь утратить, потерять, блеск чистоты своей невинности, непричастности к греховной нечистоте и лишиться присущего вам естественного целомудрия. Ведь всякий грех начинается с гордого оставления человеком заповеданного Богом – светлого пребывания в любви Божией, и отход человека во тьму греховного общения с бесовщиной. Всякая страсть в человеке – будь то курение, вино-питие, блуд, гордость, сребролюбие и даже развлекательная страсть (увлеченность телевидением, театрами, дискотекой и бульварной литературой) – порабощает его начальнику страсти – демону, и тогда человек становится невольным исполнителем того, что угодно бесовщине; человек тогда оказывается неспособным делать добро, но все делает во вред себе и другим, на погибель души своей.

Потому, кто уже втянулся в какую-либо страсть, скорее прибегай с молитвою к Спасителю Богу, дабы победить в себе тяготение к страсти, покаяться пред Богом и, испросив прощение, причаститься Святых Таин, дабы вновь жить, как должно каждому христианину в Церкви Православной. Ибо человек порабощенный страсти, оказывается неспособным к восприятию святости, к верному познанию священного Писания и принятия благодати.

Помните слова Писания: «Распутный ищет мудрости, и не находит» ( Притч.14:6 ). «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4 ).

«Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» ( Пс.118:9 ). «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего» ( Сир.1:5 ). «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» ( Сир.1:26 ). «Любовь к Господу – славная премудрость» ( Сир.1:14 ). «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» ( Притч.2:6 ).

«Посему – ходи путем добрых и держись стезей праведников» ( Притч.2:20 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла» ( Притч.3:5,7 ). Помни: «Со смиренными – мудрость» ( Притч.11:2 ). «Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:15 ). «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши; и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися» ( Пс.17:26–27 ). «Не обманывайтесь: худые сообщества, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ).

Грех есть гордое нарушение человеком заповеданного Богом, есть отступление его от Бога, Который есть любовь. Кто поступает в жизни по любви, тот поступает no-Божьи и не грешит.

Нам сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). «Любовь не делает ближнему зла;. любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ).

Все люди, созданные по образу Божию имеют в сердце своем (во внутреннем человеке) закон духовный, закон Божий, который «свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:15 ).

Совесть, по выражению святителя Григория Богослова, есть «домашнее и неложное судилище», исполняющее функции духовного надзирателя, следящего за поведением человека в жизни.

Всякий человек, будь то верующий во Христа Бога, или язычник, или вовсе неверующий, имеет в своем сердце напечатленный закон Божий, призывающий его к жизни по совести, к жизни праведной и святой. Совесть человека всегда одобряет его святые поступки в жизни, а всякое нарушение Божиего закона, всякий грех, совершенный человеком, пачкает своею нечистотою совесть, вызывает в ней возмущение, протест и осуждение.

Апостол Павел увещевает христиан проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим.2:2 ), подвизаться так, чтобы всегда иметь добрую, «непорочную совесть пред Богом и людьми» ( Деян.24:16 ). И у апостола Петра читаем: «Имейте добрую совесть» ( 1Пет.3:16 ).

Господь любит все существующее, а наипаче – людей, созданных Им по Его образу. И каждому человеку предоставлена свобода избрать путь жизни либо по благословению Божию, либо жить под проклятием Божиим.

Нас радует, что мы, христиане, живем по уставам и канонам Церкви Православной, создателем которой является Сам Господь наш Иисус Христос. Чрез Священное Писание, проповедуемое в Церкви мы и просвещаемся и умудряемся во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). Больше того, в Церкви мы окормляемся благодатными ее таинствами, а в Таинстве всех таинств – в Евхаристии, совершаемой за литургическим богослужением, мы соединяемся со Христом, причащаясь Его Тела и Его Крови.

«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:14–15 ). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Ненавистны «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста» ( Притч.16:18; 8:13 ).

Многие считают, что вранье, ложь – самый пустяшный грех. А так ли?

«Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал нам Спаситель ( Ин.14:6 ).

«Всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ). Всякая ложь удаляет солгавшего от Христа Бога и присвояет его к отцу лжи, человекоубийце от начала – диаволу. И потому, «кто говорит ложь, не спасется»; «кто говорит ложь, погибнет» ( Притч.19:5,9 ).

Зная это, будем внимательны к сказанному в Писании: «Не говорите лжи друг другу» ( Кол.3:9 ). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). Нам всем следует помнить слова Христовы из евангельского повествования о Страшном суде: то, что вы «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ).

Вот сколь ответственно для нас должно быть наше поведение с ближними, среди которых мы живем. Соврал я кому-то, обманул я кого-то, я в лице обманутого мною ближнего, обманул Самого Христа Бога. И если я кого-то обругал, оклеветал, оскорбил, или у кого-то украл, кого-то ударил, – все такие и подобные поступки мыслимы только у обезумевшего человека. Нам, верующим, просто невозможно доходить до того, чтобы оскорблять, клеветать, ударять нашего ближнего, зная, что сими и подобными мерзкими поступками мы оскорбляем, клевещем и ударяем Самого Всесвятого, любящего нас искупителя и Спасителя.

Осознав сие, я просто не могу решиться, не могу доходить до того, чтобы делать такие страшные грехи. Да и какой христианин, следующий по стопам Христовым, мог бы решиться на такое страшное дело?!

Вот почему и Апостол пишет: «Всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем 149 ; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:7,8 ).

Словом, мы не грешим тогда в жизни, когда поступаем по любви, тогда поступаем no-Божьи; ибо «любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ), «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ).

У апостола Павла читаем: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим.13:8 ). «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор.16:14 ). «Что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека» ( Кол.3:23 ).

По гордости наших прародителей произошло их грехопадение, и все мы унаследовали в плоти нашей от них и грех и тяготение ко греху. «Нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил» ( Екк.7:20 ). «Все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). Согрешая, мы подвергаем себя гневу Божию и наказательному мученическому возмездию за грехи наши.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ). Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2, 7–8 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). И «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ).

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать» верующим «покаяние и прощение грехов» ( Деян.5:31 ). «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти» ( 1Пет.3:18 ). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его» мы исцелились ( 1Пет.2:24 ).

Молитва грешника пред Всесвятым Богом всегда есть смиренный вопль, исходящий из всего его существа; потому в молитве должны участвовать и тело, и душа, и дух. Но главенствующая роль в молитве, как и во всем поведении человека, должна принадлежать духу человеческому, полученному от дыхания Вседержителева (ср.: Быт.2:7 ; Иов.33:4 ).

Тело человека никогда не должно господствовать над духом и подавлять его, но всегда находиться в подчинении духу. Если же человек сам излишне потакает своему телу: ублажает чрево пресыщением пищею, покоем и наслаждениями плотскими, то его телу придаются человеком права господствовать над духом, – над высшей духовной составляющей его души, и тогда все в человеке становится плотским: и дела, и мысли, и, конечно, его молитва.

Господство духа человеческого над плотью достигается ущемлением непомерных требований тела, посредством воздержания и поста.

У людей, как правило, без воздержания и поста не бывает и молитвы духовной. Таким образом, само отношение христианина к посту может быть принято за критерий силы и действенности его молитвы. И потому по самой жизни христианина – воздержной или невоздержной – то есть соблюдает он посты или их нарушает, можно иметь довольно верное представление о том, как он молится: языком только, механически произнося слова, или же у него идет духовно-сердечная молитва. Иначе говоря, имеется ли у христианина действенная молитва, достигающая престола Господня, или же он звуками произносимых молитвенных слов только бьет воздух (ср.: 1Кор.9:26 ). Отсюда вывод: дабы молитвенный подвиг христианина не был ослабленным, ему надлежит воздержанием и постом усмирить свое тело, порабощая тем самым его своему духу (ср.: 1Кор.9:27 ). По слову Апостола: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ).

Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, «будучи сияние славы и образ ипостаси» Своего Отца Небесного, «и держа все словом силы Своей, совершил Собою очищение грехов наших» ( Евр.1:3 ), «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6 ).

«Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ),– таков был первый призыв Спасителя, обращенный к тогдашним израильтянам, жившим в Галилеи.

Зная жизнеспасительность для нас покаяния, и веруя во Христа Иисуса, имеющего власть на земле прощать грехи, нам, верующим грешникам, следует как можно чаще приходить в Православную Церковь и в таинстве покаяния исповедовать свои грехи, дабы получать именем Христовым благодатное прощение через служащего в храме священнослужителя (священника или епископа).

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деян.17:30 ). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши» ( Деян.3:19 ).

К исповеданию грехов своих в таинстве покаяния нужно готовиться. Памятуя слова Христовы: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк.6,37 ), нам надобно примириться со своими ближними и, простив им согрешения против нас, испросить у них прощения своих грехов против них.

Следует к покаянию подготовить себя говением: посещать богослужения в храме, воздерживаться от праздных разговоров, от осуждения, от развлечений; пребывать в молитве, поучаться в чтении Священного Писания, иметь воздержание в пище; прочитать, по крайней мере, канон покаянный и канон ко Святому Причащению.

В кающемся христианине должно быть твердое намерение покончить со своими греховным прошлым, не возвращаться ко грехам, не повторять их; принять решение жить по заповедям Божиим и, с помощью призываемого в молитве Спасителя Бога, впредь жить без греха.

Не старайтесь перечислить все свои грехи (это ведь невозможно!), но старайтесь смиренно покаянною молитвою испросить прощение грехов от Господа, любящего миловать кающихся грешников. Помните мытаря, умилостивившего Господа одним смиренным своим сокрушенным воплем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:13 ). Вспомним и покаявшуюся блудницу, напутствуемую словами Христовыми: «Иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ).

«Не стыдитесь исповедовать грехи свои» ( Сир.4:30 ). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» ( Сир.28:13 ). Господь – всеведущий. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» ( Иов.34:21 ). «Ты разумеешь помышления мои издалеча. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.138:2–4 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ).

По своей жертвенной любви к нам Христос Своими страданиями и смертью заплатил наш долг перед Богом, который мы должны были бы сами уплатить за грехи наши.

Так, каждый человек получает от Бога святое богатство – мины, таланты и, умножая их (распространяя их) должен достигать совершенства и богоуподооления в любви. Но в гордыне своей человек уклонился от заповеданного Богом; вместо любви к Богу и ближним он стал свое сердце склонять к любви своих греховных наслаждений в страстях и пороках. И таким образом, полученные от Бога таланты стал растрачивать в своем богопротивном поведении в жизни, в греховных делах, словах и чувствах. Человек употребил Божии таланты не по их прямому назначению, осквернил себя грехами, оказался в рабстве у диавола и в неоплатном долгу перед Богом за святые таланты, растраченные в грехах.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную» ( Ин.3:16 ).

Господь наш Иисус Христос буквально своею жертвенною любовью искупил нас от долгов наших и, тем самым, освободил нас, верующих в Него, от тяготевшего над нами проклятия и возмездия за грехи наши.

Человек верит тому, кто его любит. И чем большую любовь к себе человек ощущает от любящего его, тем больше станет верить ему; каждому слову ближнего, любящего его, он будет верить, зная, что любящий не обманет его, не сделает зла.

Нам радостно чувствовать на себе любовь того, кто нас любит. Ощущая на себе любовь ближнего, мы и сами тогда воспламеняемся своею ответною любовью к нему. Таково взаимодействие любви: моя любовь к ближнему вызывает и у этого ближнего любовь ко мне.

Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (Тим.2:5–6). Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ).

По естеству нашему, мы все, как созданные Богом и имеющие Его образ, являемся чадами Божиими, и все мы призваны жить no-Божьи, жить праведно и свято (ср.: Лев.11:45 ); но «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), и именно по грехам нашим мы и становимся собственностью диавола, порабощаемся и повинуемся ему на погибель свою. Тогда-то, глубоко осознав свое окаянство, нам и должно со смирением прибегать в покаянии ко Христу Богу, Спасителю нашему, и испрашивать у Него прощения своих грехов. Ибо один Он, как Искупитель и Бог наш «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6 ).

Начало греха – гордость. Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его ( Сир.10:15,14 ).

Человек, загляни в свое «я» и, прислушавшись к голосу своей совести, вспомни, сколько по гордости и злобе ты уже натворил в жизни.

Как-то морозным днем к тебе в дом постучался человек в гимнастерке, только что вышедший, по его словам, из тюрьмы и попросил у тебя какой-либо теплой одежонки. В ответ на его просьбу ты злобно буркнул: «Надо работать, а не шляться по домам с просьбами, высматривая при этом что-нибудь еще стянуть».

Как-то ты не дал и гривенника нищенке с двумя малютками, сидевшей на перекрестке улиц и просившей милостыни, хотя в твоем кармане были и червонцы.

Однажды ты ехал в вагоне электрички, и рядом в проходе на твоих глазах упал больной, бедно одетый пожилой человек, и ты, боясь испачкать свой белый майский костюм не подошел к упавшему, чтобы помочь подняться ему и усадить его на скамью.

И сколько еще подобных поступков твоих, один гаже другого, подскажет тебе твоя совесть. Внимай своей совести и осуждай себя гордого, и злобного, и мерзкого.

Христианину всегда должно знать, что только своими собственными волевыми стараниями трудно побеждать свое естество; победа дается тому, кто молитвенно призывает в помощь Господа, ибо Он Сущий и выше есть всякого естества.

Пусть каждый христианин почаще заглядывает в тайный склад своего внутреннего, мысленного «я», и пусть внимательно рассматривает, каковы и в чем бывают его мысли, и что они ему порою представляют и преподносят. Думается, что и одного этакого внимательного взгляда будет достаточно, чтобы ему почувствовать ужас и отвращение от обилия гордых, злобных плотских, непристойных своих мыслей. «Вижу злые помыслы, восстающие на меня; и как у меня недостает сил против них, то прибегаю к Богу посредством молитвы, и спасаюсь от врага. Призывание имени Иисус Христова изгоняет» 162 помыслы из сердца.

Сам Господь сказал: «В приближающихся ко Мне освящусь» ( Лев.10:3 ). Вот и будем молиться.

Сподоби Господи и мне, кающемуся грешнику, смиренно, с сознанием своего недостоинства приближаться к Тебе. Прости мне греховные мысли, слова и дела. Прости меня многогрешного, освяти меня и будь со мною; дабы я и мыслил, и говорил, и действовал так, как угодно Тебе; все делая во славу Твою. Аминь.

Зная любовь Спасителя Бога к нам, грешным, которую Он засвидетельствовал Своею жертвенною смертью на Кресте, мы просто не можем не любить Христа, не можем не верить Христу. Посему все, что Спаситель с любовью говорил и заповедал нам, мы должны благоговейно принимать и с радостью исполнять.

Нам надобно жить по примеру жизни Христа на земле («Я дал вам пример » ( Ин.13:15 )).Жить, следуя по пути Христова смирения и любви; жить со Христом, жить во Христе – это такая радость несказанная для христианина, такое блаженство, что он, будучи в единении со Христом, всегда будет готов безропотно и терпеливо переносить скорби, гонения и преследования за свою веру во Христа, за свою христианскую жизнь, даже если они приведут христианина к мученической смерти. Тысячи христиан подвижников и мучеников подтверждают радость их жизни во Христе и принятия с радостью страданий и смерти за Христа.

Всякий здравомыслящий, нормальный человек, повторяем, узнав о жертвенной любви Христа к человечеству, которою Он искупил земнородных от проклятия, греха и смерти, просто должен и веровать во Христа, Искупителя и Спасителя мира и любить Его. И христиане, последователи Христа, будучи верующими в Него и любящими Его, пребывают со Христом в единении любви и потому всегда, всегда радуются.

Читая Священное Писание, мы узнаем сколь многими грехами испачкали мы свою душу, нарушая слова Писания, и в каких грехах нам следует покаяться. Из Писания мы узнаем и то, как впредь нам должно жить, чтобы не грешить, чтобы святу быть.

Нам сказано: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»( Мф.7:2 ). «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому » ( Тов.4:15 ).

Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы ( 1Ин.1:5 ). Сын Божий, Господь наш Иисус Христос – Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ). Свет пришел в мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ). Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:9–11 ).

Христос, призвавший нас «из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ), говорит: «Веруйте в свет, да будете сынами света» ( Ин.12:36 ). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ).

Начнем покаяние с того, что простим всех враждовавших и враждующих против нас.

Господи! Прости всех, кто нас чем-либо обидел, оскорбил, обругал, оклеветал, или сделал нам какое-либо зло. Прости, Господи, всех согрешивших против нас. Мы их прощаем; помилуй их и нас, Господи, по велицей Твоей милости.

Господи Иисусе Христе! Прости наши прошлые грехи: делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами. Укрепи нас Своею Святою благодатью так, чтобы нам впредь жить по воле Твоей и не грешить, призывая Твое Всесвятое имя в помощь и спасение; все делая во славу Твою. Аминь.

Нам, верующим, Христос поручает почетное задание: идти по всему миру и миру проповедовать Его святые слова, проповедовать Евангелие, проповедовать величайшую радость явившегося в мир вечно и неизменно любящего Бога во плоти в Лице Господа Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя. В мире много известных и знатных людей: ученых, философов, писателей, художников, музыкантов, изобретателей, полководцев, властителей народов, вождей, императоров, президентов и др. Если же эти знатные в мире люди, сами еще не уверовали во Христа, сами еще смиренно не пришли с покаянием ко Христу Богу, то они никогда и не почувствуют в жизни истинной радости в любви, и конечно же, и другим не смогут возвещать радости Божественной любви, а именно: радости явившегося в мир Христа, прощающего грехи кающимся, верующим и спасающим их.

И тогда у порабощенного страстью человека «один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело; потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему, если обнажим грех покаянием, то сделаем его сухим. чтобы он «пояден был очистительным огнем» (Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. I. С. 391).

Свт. Василий Великий. Правила богоугодной жизни. СПб., 1898. Правило 22. С. 36.

Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб., 1912. Т. I. С. 521.

В человеке, возрожденном в купели крещения, насаждается семя внутренней духовной жизни – благодать Святого Духа, каковая и способствует человеку не порабощаться греховными склонностями, но противостоять и побеждать их в себе.

Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. I. С. 339. Покаяние «требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других» (Там же. С. 441). «Кающимся недостаточно для спасения одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния» (Его же. СПб., 1911. Т. II. С. 4).

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1862. С. 79.

Евангелие есть Благая Весть. Самая же Благая Весть в человечестве есть сообщение о том, что на землю пришел Сын Божий, спаситель и Искупитель наш – Господь Иисус Христос. Он есть поистине наше Святое Евангелие, наш Евангелист, наша Любовь, наша Святость, наша Радость.

Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. II. С. 395.

«Будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:45 ). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).

Из службы в неделю о блудном сыне. Члены православной Церкви, читаем у святителя Феофана Затворника, получают «дары Святого Духа в святых таинствах: это мнас (мина – M.T.), – и каждый верующий получает его на служение» во славу Божию (Свт. Феофан. Мысли на каждый день С. 432).

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1862. С. 328.

Молитва Трисвятого из Литургии свт. Иоанна Златоуста.

Октоих, глас первый. На утрени во вторник; покаянна стихира на стиховне.

В Псалтири читаем: «Ты Бог, не любящий беззакония;. Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:5,6 ).

Октоих. Понедельник 1 гласа, тропарь 3 песни. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. ( 1Ин.1:9 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.35:5 ). Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознает и оставляет их, тот будет помилован ( Притч.28:13 ). «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» ( Пс.37:19 ).

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. M., 1862. С. 175.

Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1892. С. 210, 211.

Прпп. Вирсаиофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1883. С. 18.

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1862. С. 79. «Когда нападают греховные помыслы, то бей сих супостатов именем Господа нашего Иисуса Христа, сильнее сего имени нет ничего ни на небе, ни на земле» (Его же).

Христос заповедует, чтобы мы не только не блудили и не прелюбодействовали, но даже не смотрели с вожделением на лиц другого пола; ибо такой взгляд уже говорит о совершающемся прелюбодействе в сердце зрящего (ср.: Мф.5:28 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *