Дополнительное значение иерархия в 1с что это
Как внести дополнительные реквизиты в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Иногда у пользователя возникает необходимость внести дополнительную информацию об объекте в 1С и он, не зная всех возможностей программы, делает пометки в комментариях, в карточке объекта или приписывает что-то в наименовании. Комментарии в отчетах не видны, а «исковерканные» наименования выглядят не очень привлекательно. Как выйти из ситуации, когда пользователю не хватает стандартных реквизитов в 1С? В этом ему поможет подсистема «Дополнительные реквизиты и сведения». Рассмотрим пошагово на примерах, как работает этот механизм в программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0.
Первичная настройка программы 1С
Шаг 2. Разверните подраздел «Дополнительные реквизиты и сведения» и установите одноименную галочку, разрешающую добавлять реквизиты и сведения к объектам программы.
Для создания дополнительных реквизитов объекта перейдите по гиперссылке «Дополнительные реквизиты».
После его настройки дополнительный реквизит отображается в форме объекта и доступен всем пользователям программы, имеющим доступ к данному объекту.
Настройка дополнительного реквизита 1С к справочнику «Договоры»
Рассмотрим пример: ИП Круглова О.А. оказывает несколько видов услуг: «Услуга №1», «Услуга №2». При поступлении оплаты по договорам хотелось бы видеть, какая из услуг оказанная контрагентом не оплачена, в разрезе договоров. При заполнении данных договора, в нем указана лишь дата и номер. Если изменить наименование договора, оно отобразится в печатных формах, что не очень удобно. Оптимальный вариант решения – это добавление к договору дополнительного реквизита.
Шаг 1. В левой стороне окна выберите нужный объект.
В нашем примере – это справочник «Договор». Нажав кнопку «Добавить», выберите команду – «Новый».
Для нашего примера назовем новый реквизит «Детализация договора».
Шаг 2. Задайте наименование реквизита и установите настройки.
Пользователь может задать любой «Тип значения» из предложенного списка в зависимости от своей задумки.
Остановимся немного на некоторых типах реквизитов:
«Строка» – это поле, в которое вносится информация в произвольном виде. Текстовая информация сохраняется для конкретного элемента;
«Булево» – это установка флажка, означающего «Да» или «Нет»;
Пользователь может задать любой «Тип данных» привязав к нему любой справочник.
В нашем примере выберите «Тип значения» – «Номенклатура».
Установите дополнительные настройки отображения, видимости и заполнения нового реквизита, при необходимости:
При настройке видимости и доступности имеется возможность задавать условия отображения реквизита по кнопке «Добавить условие».
В нашем примере условие не задается.
Шаг 3. Сохраните настройку – «Записать и закрыть».
Проверим, как работает сделанная настройка.
Шаг 4. Реализуем услугу контрагенту и создадим новый договор.
Обратите внимание: в разделе «Дополнительные реквизиты» появился добавленный нами реквизит – «Детализация договора», с возможностью выбора из справочника номенклатура.
Теперь за каждым договором, пользователь может закрепить номенклатуру.
Контрагенту ООО фирма «Меркурий» оказана услуга по доставке. К договору №12 от 02.02.2021 года закреплена детализация в виде номенклатуры «Доставка».
Шаг 5. Сохраните документ реализации и сформируйте отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в разделе «Отчеты».
Выбрав нужный счет, нажмите кнопку «Показать настройки».
Шаг 7. Нажмите «Сформировать». В отчете отдельной строкой видны обороты в разрезе не только договора, но и введенного дополнительного реквизита. В нашем примере к договору закреплена номенклатура «Доставка».
Рассмотрим еще один простой, но интересный пример – использование обычной текстовой строки.
Настройка текстового дополнительного реквизита
в виде комментария к договору
Пример: В течении месяца ИП Круглова О.А. оказывает услуги, которые суммируются за период и в конце месяца выставляется счет. Прикрепить отдельную номенклатуру к договору не получится. Но во избежание разногласий к договору делается «отметка»: перечень выполненной работы, отметки о дате и времени и т.п. Чтобы на вопрос контрагента: «А за что? А когда?» можно было сразу поднять детализацию и посмотреть.
Создайте еще один дополнительный реквизит к договору, как описывалось выше.
Шаг 1. В поле «Наименование» задайте «Описание услуг по договору».
Тип значения укажите – «Строка». Установите переключатель в положение «Многострочное поле ввода» и задайте количество возможны строк. В нашем примере – 10.
Если строки не заданы, то поле получится однострочное.
В двух наших примерах реквизиты не обязательны к заполнению.
В разделе «Дополнительные реквизиты» появилось второе поле, для текстового ввода информации. Пользователь может задавать и использовать сразу несколько дополнительных реквизитов.
В поле «Описание услуг по договору» внесите дополнительную информацию.
Шаг 3. Сохраните документ реализации услуг с новым договором и с отметками.
В окне «Выбор поля группировки» найдите созданный реквизит – «Описание услуг по договору».
С большим количеством детализации для анализа лучше устанавливать дополнительные отборы – закладка «Отбор», выбрав конкретного контрагента.
В нашем примере отбор установлен по контрагенту «Методический центр Дружба».
Шаг 5. Сформируйте отчет. Теперь пользователь видит расшифровку и короткие пояснения к договору, введенные в текстовом формате.
При больших объемах работы, этот вариант удобен, чтобы не вспоминать, за какие именно услуги контрагент не оплатил и что конкретно ему было выполнено.
Такие «эксперименты» с реквизитами можно проводить с любым объектом 1С.
Приведем еще один «ходовой» пример – справочник «Номенклатура».
Настройка дополнительных реквизитов к справочнику «Номенклатура»
У каждого объекта номенклатуры имеется множество различных характеристик, которые пользователь хочет отразить в карточке. Куда их поместить? Здесь также можно воспользоваться механизмом «Дополнительные реквизиты и сведения».
Шаг 2. Задайте наименование дополнительного реквизита. Например, «Цвет».
Пользователь не может к каждому наименованию вводить данные вручную, так как наименования реквизита (цвет) повторяются у разных элементов. Поэтому удобнее их перечислить в справочнике и впоследствии выбирать.
Для этого укажите «Тип значения» – «Дополнительное значение».
Перейдите на закладку «Значения» и перечислите возможные варианты значения реквизита «Цвет». В дальнейшем справочник можно пополнять.
Шаг 3. Нажмите «Создать» и укажите значение дополнительного реквизита «Цвет». В нашем примере, «Белый».
Перечислив значения реквизитов, пользователь может указывать их в карточке к номенклатуре.
Если значений характеристик реквизитов много, их можно объединять в группы – «Создать группу».
Посмотрим настройку в действии.
Шаг 4. Откройте карточку элемента номенклатуры. В разделе «Дополнительные реквизиты» появилось новое поле «Цвет» с возможностью выбора варианта из справочника.
Таким образом, можно создавать любой дополнительный реквизит номенклатуры.
Добавим для примера еще несколько дополнительных реквизитов.
Пользователь может задать производителя товара, задав выбор из справочника «Контрагенты». Например, «Молоко, 3,2%» – производитель МКС – Молочный комбинат «Ставропольский».
Шаг 5. Для этого реквизита установите «Тип значения» – «Контрагент».
Для номенклатуры можно отметить какие-то индивидуальные характеристики. Например, наличие какой-то функции или параметра. Например, отметить есть ли «газ-контроль» на варочной панели или наличие гриля у духовки и т.п. Но как быть, если не все реквизиты подходят к той или иной номенклатуре. Если мы выведем все эти дополнительные реквизиты в карточку, может оказаться, что для одной номенклатуры они актуальны, а для другой не имеют смысла.
В таких примерах можно использовать условия.
Создадим новый реквизит, для отметки наличия функции «Газ-контроль».
Шаг 6. Укажите название реквизита и «Тип значения» задайте «Булево». Т.е. в карточке установится галочка, определяющая имеется в данной модели газ-контроль или нет.
Так, для номенклатуры мы ввели три дополнительных реквизита.
Но так как мы задали условие для одного из реквизитов, для элементов номенклатуры, не входящих в границу условия, этот реквизит в карточке не отображается.
Так, для блендера в разделе «Дополнительные реквизиты» видны лишь:
А для номенклатуры, входящей в группу, заданную условием «Комплект встраиваемой техники Simfer», в карточке отражается дополнительно реквизит – «Газ-контроль».
Так, пользователь может настроить видимость дополнительных реквизитов задав условия для разной номенклатуры.
Дополнительные реквизиты используются в отчетах при группировках и отборах.
Из отчета видно, что в наличии с функцией «Газ-контроль» у нас имеется «Комплект встраиваемой техники Simfer».
Не будучи программистом, пользователь без особого труда может добавить нужный реквизит к любому объекту программы.
Механизм «Дополнительные реквизиты и сведения» имеет огромные возможности. Мы рассмотрели лишь некоторые примеры, чтобы показать, как пользователь может его использовать и получить представление об использовании данного механизма. Добавлять реквизиты можно как к справочникам, так и к документам. Принцип работы – аналогичен.
Автор статьи: Ольга Круглова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Совет: Как добавить новое поле реквизитов в 1С 8.3 без программирования?
Разработчики 1С:Предприятие 8.3 добавляют все больше возможностей для изменения, совершенствования и модификации конфигурации силами пользователя без привлечения программиста. Если вам не хватает реквизита в каком-либо объекте программы, вы можете добавить дополнительную строку в большинство документов и карточек, не используя конфигуратор 1С. Это легко и безопасно – вы избежите любых возможных проблем с будущими обновлениями программы.
Дополнительное поле может понадобиться, чтобы лучше оптимизировать программу к различным особенностям рынка и бизнеса, для совершенствования возможностей аналитики, и просто для удобства работы сотрудников. На примере программы 1С:Бухгалтерия 8 (ред. 3.0) мы модифицируем карточку контрагента, добавив к ней новый реквизит.
Чтобы добавить новое поле в нужную карточку, во-первых, зайдите в программу 1С с правами администратора. В административном разделе откройте Общие настройки.
Раскройте пункт Дополнительные реквизиты и сведения. Чтобы иметь возможность добавлять дополнительные реквизиты, поставьте соответствующий флаг. Затем нажмите на ссылку Дополнительные реквизиты, чтобы перейти на следующий шаг.
Теперь выберите объект, которому вы хотите добавить дополнительный реквизит. В данном случае мы выбрали объект Контрагенты. Теперь нажмите кнопку Добавить в левом верхнем углу, Новый, чтобы создать реквизит (кнопка Из другого набора позволит вам скопировать раннее созданный реквизит из другого объекта в текущий).
В данном примере мы создадим реквизит с названием Надежный. Реквизит может принимать одно из двух значений – да или нет, которым соответствует установленный или отсутствующий флаг. Такой тип данных, который задается установкой флага, называется Буллево. Вы можете выбрать этот, или любой другой тип данных в поле Тип значения.
Помимо Буллево, расскажем о некоторых других самых распространенных типах значений для нового реквизита:
После того, как вы выбрали Тип значения, можно перейти к настройке реквизита. Для разных типов значений настройки могут различаться. Вы можете установить следующие настройки:
Обратите внимание, что некоторые из этих настроек могут быть недоступны для разных типов значений.
После того, как вы запишите и проведете документ, новый реквизит появится в карточке контрагента под раскрывающимся списком Дополнительные реквизиты. Вы также для удобства сможете настроить отображение нового реквизита прямо в списке контрагентов. Если реквизит не появился, попробуйте перезапустить программу.
Пройдите курсы 1С и Вам больше не понадобятся советы и руководства!
Работа с иерархией в системе компоновки данных
Система компоновки данных позволяет выводить в результат иерархические данные. В данной статье описываются некоторые особенности работы с иерархией в системе компоновки данных.
Иерархические группировки
Для того чтобы вывести в отчет группировку с иерархией следует у поля группировки, указать тип иерархии.
Для начала, посмотрим, как будет выглядеть отчет без иерархии. В настройках отчета добавляем группировку по полю Номенклатура. Тип иерархии оставляем без изменения.
Результатом отчета будет простой список номенклатуры:
Номенклатура |
1С:Аспект 7.7 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Базовая версия |
1С:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия |
1С:Бухгалтерия ПРОФ версия 7.7 |
1С:Торговля и Склад 7.7 Проф |
Windows XP Home Edition Russian CD |
Windows XP Home Edition Russian UPG CD |
Windows XP Professional Russian CD |
Клавиатура Apple Pro Keyboards |
Клавиатура LK-601 KB-2000 PS/2 |
Копировальный аппарат Omega |
Лазерный принтер 5250197-203 Minolta-QMS |
Лазерный принтер Canon LBP-810 |
Лазерный принтер HP LaserJet 2200 |
Монитор 15′ LG Studioworks 575N |
Монитор 17′ Philips 107S20 |
Монитор 19′ Hitachi CM715ET |
Монитор LCD 22′ M8537ZM/A |
Мышь 2-кноп A4Tech PS/2 |
Мышь GENIUS «EASY» (3 кнопки), |
Мышь Ice Mouse MUS-2 |
Мышь LOGITECH M-S48 PS/2 |
Мышь OK-720 Mouse A4Tech PS/2 |
Ноутбук Rover Computers Explorer |
Ноутбук Rover Computers Navigator KT7 |
Сист. блок Hewlett-Packard Brio BA410 |
Сист. блок Hewlett-Packard Vectra VL420 |
Сист. блок IBM NetVista A22p |
Сист. блок IBM NetVista M41 |
Телефон Siemens SL45 |
Телефон Vega 700 |
Изменим тип иерархии на «Иерархия». Для этого, в настройках отчета дважды щелкнем на группировке и изменим тип иерархии:
Номенклатура |
Клавиатуры |
Клавиатура Apple Pro Keyboards |
Клавиатура LK-601 KB-2000 PS/2 |
Копировальные аппараты |
Копировальный аппарат Omega |
Мониторы |
Монитор 15′ LG Studioworks 575N |
Монитор 17′ Philips 107S20 |
Монитор 19′ Hitachi CM715ET |
Монитор LCD 22′ M8537ZM/A |
Мыши |
Мышь 2-кноп A4Tech PS/2 |
Мышь GENIUS «EASY» (3 кнопки), |
Мышь Ice Mouse MUS-2 |
Мышь LOGITECH M-S48 PS/2 |
Мышь OK-720 Mouse A4Tech PS/2 |
Ноутбуки |
Ноутбук Rover Computers Explorer |
Ноутбук Rover Computers Navigator KT7 |
Принтеры |
Лазерный принтер 5250197-203 Minolta-QMS |
Лазерный принтер Canon LBP-810 |
Лазерный принтер HP LaserJet 2200 |
Программное обеспечение |
1С:Аспект 7.7 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Базовая версия |
1С:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия |
1С:Бухгалтерия ПРОФ версия 7.7 |
1С:Торговля и Склад 7.7 Проф |
Windows |
Windows XP Home Edition Russian CD |
Windows XP Home Edition Russian UPG CD |
Windows XP Professional Russian CD |
Системные блоки и комплектующие |
Сист. блок Hewlett-Packard Brio BA410 |
Сист. блок Hewlett-Packard Vectra VL420 |
Сист. блок IBM NetVista A22p |
Сист. блок IBM NetVista M41 |
Телефоны |
Телефон Siemens SL45 |
Телефон Vega 700 |
Если же изменить тип иерархии на «Только иерархия», то в группировке будут выводиться только иерархические записи:
Номенклатура |
Клавиатуры |
Копировальные аппараты |
Мониторы |
Мыши |
Ноутбуки |
Принтеры |
Программное обеспечение |
Windows |
Системные блоки и комплектующие |
Телефоны |
Отбор «В группе»
Система компоновки данных позволяет отбирать записи, которые находятся в иерархии некоторого элемента. Для этого в системе предусмотрен вид сравнения «В группе» (во встроенном языке данный вид сравнения называется ВИерархии).
При установке данного отбора в результат будут выводиться записи, имеющие значение равное указанному, и все записи, располагающие ниже по иерархии.
Если в отчет из первой части статьи добавить отбор «Номенклатура В группе «Программное обеспечение», то результат отчета будет выглядеть так
Отбор: | Номенклатура В группе «Программное обеспечение» |
Номенклатура |
Программное обеспечение |
1С:Аспект 7.7 |
1С:Бухгалтерия 7.7 Базовая версия |
1С:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия |
1С:Бухгалтерия ПРОФ версия 7.7 |
1С:Торговля и Склад 7.7 Проф |
Windows |
Windows XP Home Edition Russian CD |
Windows XP Home Edition Russian UPG CD |
Windows XP Professional Russian CD |
Описание иерархических наборов данных
В описанном в первой части статьи примере иерархия строилась для иерархического справочника. Для иерархических справочников система компоновки данных автоматически создает специальные наборы данных, при помощи которых и достраивается иерархия. Однако встречаются ситуации, в которых нужно построить иерархию самостоятельно.
Допустим, у нас есть справочник Сотрудники, в котором есть реквизит Руководитель, содержащий ссылку на сотрудника, являющегося непосредственным руководителем сотрудника. В документе РасходнаяНакладная имеется реквизит Ответственный, в котором указывается сотрудник, ответственный за документ.
Требуется выдать отчет, в котором документы будут сгруппированы по ответственным за документы сотрудникам, с выводом иерархии по сотрудникам.
Для создания такого отчета:
Создадим набор данных «Документы», получающий список документов при помощи запроса:
Данный запрос выдаст нам документы с сотрудниками за них ответственных.
Для построения иерархии создадим набор данных «ИерархияСотрудников». Его запрос будет выглядеть так:
Как видно, данный запрос будет возвращать сотрудников, перечисленных в параметре запроса Сотрудник.
Для того чтобы данный набор данных получал по иерархии всех руководителей, опишем связь. В конструкторе схемы компоновки данных это делается на закладке «Связи».
Теперь в схеме следует создать еще одну связь, которая будет указывать, что поле Сотрудник набора данных Документы следует связать с полем иерархического набора данных.
ВАЖНО! При выводе иерархических записей система компоновки данных выводит в результат поля с теми же именами, какие были у полей, для которых достраивалась иерархия. Поэтому, в иерархическом наборе данных поле, с которым осуществляется связь основного набора должно называться так же, как и в основном наборе. Так, в приведенном выше примере, в иерархическом наборе данных связуемое поле должно иметь имя Сотрудник. |
После описания связей, результат отчета с иерархической группировкой будет выглядеть приблизительно так:
Ответственный | ||
Документ | Дата | Контрагент |
0000001 | 28.06.2006 14:19:00 | Эльбрус |
0000002 | 28.06.2006 14:30:32 | Эльбрус |
0000004 | 28.06.2006 14:32:06 | Большаков Андрей |
Тарасов | ||
Степанов | ||
Иванов | ||
0000003 | 28.06.2006 14:30:49 | Алекс-2002 |
0000006 | 28.06.2006 14:32:47 | Филипенко |
0000007 | 28.06.2006 14:34:04 | Центр детского творчества |
0000010 | 28.06.2006 14:36:36 | Никитин Юрий |
0000013 | 28.06.2006 14:45:29 | Алекс-2002 |
0000014 | 28.06.2006 14:47:20 | Эльбрус |
0000019 | 28.06.2006 14:58:16 | Магазин на ул. Алексеева |
Петров | ||
0000016 | 28.06.2006 14:49:47 | Алекс-2002 |
0000017 | 28.06.2006 14:50:23 | Турмасов Марат Сергеевич |
0000018 | 28.06.2006 14:51:36 | Завод РТИ |
Степанов | ||
0000005 | 28.06.2006 14:32:32 | Завод РТИ |
0000008 | 28.06.2006 14:35:37 | Алекс-2002 |
0000015 | 28.06.2006 14:48:09 | Русская одежда |
Федоров | ||
0000009 | 28.06.2006 14:36:05 | Магазин на ул. Алексеева |
0000011 | 28.06.2006 14:37:04 | Магазин на ул. Алексеева |
0000012 | 28.06.2006 14:38:18 | Автохозяйство №34 |
СОВЕТ
Для того чтобы поля иерархического набора данных не отображались пользователю, следует отключить у этих полей доступность настройки. Делается это на закладке «Наборы данных» конструктора схемы компоновки данных.
Набор данных для проверки иерархии
В схеме компоновки данных можно также определить и набор данных, при помощи которого будет осуществляться проверка иерархии. Так, в предыдущем примере, можно определить набор данных, при помощи которого пользовать сможет использовать иерархические виды сравнения, и при этом будет получать результат, соответствующей выводимой в отчет иерархии.
Для того чтобы этого достичь создадим в схеме компоновки новый набор данных ПроверкаИерархии, с текстом запроса:
Для набора данных определим связь самого к себе. Выражение источник «ПроверкаИерархииСотрудника», приемник «РодительИерархииСотрудника». Параметр связи ПроверкаИерархииСотрудника, с возможностью использования списка.
Теперь следует указать данный набор как набор данных проверки иерархии поля Сотрудник набора данных Документы. Это делается на закладке «Наборы данных» в таблице полей набора данных.
После выполнения описанных действий система компоновки данных будет использовать набор данных ПроверкаИерархииСотрудника для проверки иерархических условий.
Так, выше описанный отчет, с отбором «Сотрудник В группе «Тарасов» будет выглядеть так:
Отбор: | Ответственный В группе «Тарасов» |
Ответственный | ||
Документ | Дата | Контрагент |
Тарасов | ||
Степанов | ||
Иванов | ||
0000003 | 28.06.2006 14:30:49 | Алекс-2002 |
0000006 | 28.06.2006 14:32:47 | Филипенко |
0000007 | 28.06.2006 14:34:04 | Центр детского творчества |
0000010 | 28.06.2006 14:36:36 | Никитин Юрий |
0000013 | 28.06.2006 14:45:29 | Алекс-2002 |
0000014 | 28.06.2006 14:47:20 | Эльбрус |
0000019 | 28.06.2006 14:58:16 | Магазин на ул. Алексеева |
Петров | ||
0000016 | 28.06.2006 14:49:47 | Алекс-2002 |
0000017 | 28.06.2006 14:50:23 | Турмасов Марат Сергеевич |
0000018 | 28.06.2006 14:51:36 | Завод РТИ |
Степанов | ||
0000005 | 28.06.2006 14:32:32 | Завод РТИ |
0000008 | 28.06.2006 14:35:37 | Алекс-2002 |
0000015 | 28.06.2006 14:48:09 | Русская одежда |
Примеры
Приведенные в данной статье примеры можно найти в отчете «ДокументыПоОтветственным» в информационной базе «Примеры 8.1», расположенной на диске ИТС.
Дистрибутив конфигурации находится в каталоге \1CITS\EXE\Demo81