Дополнительные признаки системы коммунальной инфраструктуры что это
Развитие коммунальной инфраструктуры
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 7
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Какие тарифы, или Правовое регулирование
В соответствии с Законом N 210-ФЗ подлежат регулированию:
Письмо Минрегиона России от 27.09.2005 N 5755-ЛЧ/70 «О проведении мероприятий в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
От программы до тарифа
Действующим законодательством РФ за организациями коммунального комплекса закреплена обязанность разработки производственной программы.
На основании п. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих ей от реализации товаров (оказания услуг) по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Цена (тариф) для потребителей = Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрен ст. 9 Закона N 210-ФЗ. Организация коммунального комплекса на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги):
Производственная программа и предварительный расчет тарифов направляется в орган регулирования муниципального образования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов для проверки их обоснованности и определения доступности для потребителей товаров и услуг. Далее события могут развиваться по одному из следующих направлений.
По завершении проверки, но не позже, чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода действия тарифов, орган регулирования муниципального образования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Период действия указанных тарифов не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (п. 3 ст. 13 Закона N 210-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода.
Обратите внимание: согласно п. 3 ст. 7 Закона N 210-ФЗ в периоде действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса дополнительные средства, полученные организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при реализации ее производственной программы, остаются в ее распоряжении. Кроме того, сокращение затрат организации не является основанием для досрочного (до даты окончания периода действия тарифов на товары и услуги данной организации) пересмотра тарифов на ее товары и услуги.
Основания досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса перечислены в ст. 14 Закона N 214-ФЗ.
От программы до надбавки к тарифу
Напомним, что принятый Закон N 210-ФЗ направлен на развитие систем коммунальной инфраструктуры.
С этой целью разрабатываются программы по ее развитию, на основании которых устанавливаются тарифы и надбавки, направляемые на финансирование этих программ. Порядок разработки и утверждения программ развития систем комплекса инфраструктуры и установления надбавок и тарифов определен ст. 11 Закона N 210-ФЗ и включает в себя следующие этапы.
К сведению: к документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов (п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Обратите внимание: до 1 января 2010 г. при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований технические задания утверждаются представительными органами муниципальных образований (п. 1 ст. 18 Закона N 210-ФЗ). Наличие переходных положений связано с тем, что многие муниципальные образования не имеют или имеют ранее утвержденные генеральные планы развития, использование которых для разработки программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры затруднено.
Надбавка к цене (тарифу) для потребителей = Сумма надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
К сведению: в связи с утверждением новых инвестиционных программ и (или) окончанием сроков реализации инвестиционных программ в период действия надбавки для потребителей по решению представительного органа муниципального образования может производиться изменение (увеличение или уменьшение) ее размера, но не чаще одного раза в год. При этом изменение размера надбавки для потребителей производится с учетом обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации действующих и новых инвестиционных программ.
Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2005 N 859-р «О плане подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации положений федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья».
Кроме того, с 1 января 2009 г. стоимость электрической и тепловой энергии, а также стоимость услуг по ее передаче может превысить предельные уровни цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 7 ст. 15 Закона N 210-ФЗ).
Взимается ли плата за подключение?
За подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, взимается плата.
Итак, в каких случаях взимается плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения? Во-первых, для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения требуется создание (реконструкция) этих сетей. Во-вторых, у организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключить объекты капитального строительства, имеются утвержденные инвестиционные программы.
Обратите внимание: на основании п. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация коммунального комплекса обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение.
Технические условия
Технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения предусматривают максимальную нагрузку в возможных точках подключения, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (зависящий в том числе от сроков реализации инвестиционных программ), срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение.
Технические условия подготавливает орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка (п. 4 Правил). Их представляет или организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, или правообладатель земельного участка (в отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка). В соответствии с п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия представляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок их действия и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, по истечении которых параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Заметим, что организация коммунального комплекса может отказать в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 9 Правил). В данном случае правообладатель земельного участка в целях проверки обоснованности отказа вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по техническому надзору за соответствующим заключением.
К сведению: при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться ими, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя (п. 18 Правил).
Информация о плате
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:
Согласно п. 3 ст. 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта.
В этом договоре должны быть указаны:
Порядок определения платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения изложен в п. 2 ст. 12 Закона N 210-ФЗ.
Плата за подключение = Тариф х Нагрузка,
Обратите внимание: Минфин России в Письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/180 указал, что финансовые средства в виде платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поступающие организации коммунального комплекса от лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включаются в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Важным моментом в развитии коммунальной инфраструктуры является то, что при процедуре установления тарифов и надбавок к ним учтены не только финансовые потребности организации коммунального комплекса, но и возможности потребителей. Так, при использовании инвестиционной программы организации коммунального комплекса в случае признания товаров и услуг недоступными для потребителей орган регулирования муниципального образования предлагает организации коммунального комплекса обеспечить свои финансовые потребности частично за счет средств местного бюджета. В отношении производственной программы ситуация другая: организация коммунального комплекса должна изменить свою программу и произвести перерасчет тарифов на свои товары и услуги.
Понятно, что процесс перехода на «новые рельсы» может затянуться, поэтому Законом N 210-ФЗ предусмотрен переходный период, который продлится до 1 января 2010 г.
Лекция 10. Коммунальная инфраструктура
Коммунальная инфраструктура (коммунальный сектор городской экономики) включает в себя ряд подсистем.
Помимо жилищно-коммунального комплекса, коммунальная инфраструктура обеспечивает поставку необходимых ресурсов в социальный (бюджетный) сектор — школы, больницы и т.п., а также коммерческим потребителям.
Сектор благоустройства обеспечивает должный уровень благоустройства городской среды — это строительство и поддержание городских дорог, зеленых насаждений, зон рекреации, санитарная уборка и т.д.
Предприятия коммунальной инфраструктуры прежде всего характеризуются тем, что производят общественные блага в чистом виде (городское благоустройство) либо товары и услуги, обладающие существенными чертами общественных благ, — так называемые смешанные общественные блага (водоснабжение). С точки зрения теории общественных благ блага, производимые предприятиями коммунального хозяйства, относятся к категориям локальных и социально значимых благ.
Понятие «жилищно-коммунальный комплекс», широко распространенное в России и странах СНГ, в западных странах используется значительно реже. Во многом это «наследие» советской экономики, когда жилищные и коммунальные услуги, имеющие разную экономическую природу, были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия.
Вторая особенность коммунальной инфраструктуры — сложная система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная как сложной схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, так и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.
Третьей особенностью коммунальной инфраструктуры является монопольное положение большинства предприятий комплекса на локальных рынках (как правило, в пределах поселений). С одной стороны, это связано с монопольным положением предприятий, обеспечивающих поставку ресурсов по сетевым системам (водоснабжение). С другой — монополизм в жилищном секторе и секторе благоустройства является в значительной степени продуктом социалистической системы хозяйствования, и развитие рыночных институтов в конечном счете приведет к демонополизации этих секторов.
В результате, несмотря на то, что, строго говоря, понятия коммунальной инфраструктуры и ЖКК не идентичны, зачастую в литературе они используются как синонимы. Это отражает тот факт, что в сегодняшних российских условиях проблемы развития коммунальной инфраструктуры неразрывно связаны с проблемами реформирования ЖКК.
Отмеченные особенности определяют круг содержательных вопросов экономики жилищно-коммунального комплекса в экономике переходного периода.
Основные экономические характеристики жилищно-коммунального комплекса. На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5 процентов валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно-коммунальный комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.
ЖКК в настоящее время характеризуется крайней неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают предприятия ЖКХ стимулов к сокращению непроизводительных затрат. Потери в результате нерационального использования ресурсов (тепловой энергии и воды) достигают 50 процентов.
Эффективность работы самого жилищно-коммунального комплекса остается крайне низкой. Более того, усиливается административное влияние на него: в условиях нестабильного финансирования не работают договорные отношения; сектор, как уже отмечалось, характеризуется крайней неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой тарифного регулирования предприятий-монополистов, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают коммунальные предприятия стимулов к сокращению непроизводительных затрат.
Инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс. С советских времен жилищно-коммунальное хозяйство развивалось за счет бюджетных средств. В настоящее время на политическом уровне декларируется необходимость привлечения частных инвестиций, но реально в отрасль по-прежнему привлекаются в небольшом количестве лишь бюджетные ресурсы.
Инвестиционный потенциал предприятий коммунального сектора, который может быть мобилизован в рамках действующей системы тарифного регулирования (амортизация, фонды капитальных ремонтов, прибыль) можно оценить в 60 млрд рублей в год (что численно соответствует приведенной выше оценке дефицита средств, то есть как раз этих денег в основном и нет). Но этих инвестиций было бы абсолютно недостаточно для качественного изменения состояния отрасли. Задача состоит в том, чтобы осуществляемые уже сегодня текущие платежи, покрывающие неэффективность комплекса, превратить в инвестиционные ресурсы. Это не требует повышения тарифов для потребителей, это задача повышения эффективности бизнеса в секторе. Но данный ресурс может быть задействован только при создании надлежащей системы мотивации — экономической заинтересованности в сокращении затрат.
Потенциальная инвестиционная привлекательность отрасли базируется на практически гарантированном сбыте продукции и на формализованных прозрачных правилах ценообразования (регулирования) монополий, что позволяет минимизировать риски инвестора. В России тарифное регулирование — пока что процесс стихийный и политизированный. Без решения этой проблемы частные инвестиции в отрасль невозможны. Даже после того как указанные проблемы будут решены, потребуется определенное время на выстраивание эффективных схем взаимодействия с бизнесом (гарантийные агентства и т.п.). Согласно «оптимистичному» прогнозу Под программы реформирования и модернизации ЖКК в составе федеральной целевой программы «Жилище», эти процессы вряд ли начнутся ранее 2005 года.
Принципы организации работы предприятий коммунальной инфраструктуры. В мировой практике существуют три основные управленческие модели организации работы коммунального комплекса: немецкая (или североевропейская), французская и английская. В той или иной степени все они основаны на том, что коммунальная инфраструктура — это сфера ответственности местной власти.
В Германии муниципалитеты создают акционерные общества, который управляют водоканалами. Основные инженерные фонды входят в уставной капитал предприятия, то есть принадлежат уже не местным властям, а; предприятию. В таких АО либо 100 процентов собственности, либо контрольный пакет акций принадлежит муниципалитету. В чем достоинстве этой схемы? Возникает четкий механизм управления предприятием. Собственник через наблюдательный совет, через общепринятые рыночник институты обеспечивает управление своим имуществом.
Во французской модели инфраструктура остается в муниципальной собственности. Та же инженерная система водоснабжения принадлежит муниципалитету. А вот работать на водопроводно-канализационных сетях может любой частный оператор, выигравший конкурс. Муниципалитет формирует конкурентную среду в сфере управления своим имуществом, конкуренцию не на рынке, но за рынок.
Подведем некоторые итоги. Германская модель не дает того притока частных инвестиций, который необходим сейчас нашему ЖКК. Она, конечно, отличается большей социальной направленностью и в качестве инвестиционного ресурса ориентирована в первую очередь на бюджетные деньги, на устойчивое развитие в условиях высокого уровня бюджетной обеспеченности. А чем характеризуется наш коммунальный сектор? Прежде всего колоссальными потерями — тепла, воды и т.д., а также отсутствием бюджетных ресурсов. Перед нами стоит задача — вызвать у бизнеса интерес к сокращению потерь, создав механизмы превращения их в инвестиции. Потребители сегодня так или иначе оплачивают ушедшие из дырявых труб тепло и воду. Возможно организовать дело так, что бизнес, реконструируя магистрали, модернизируя технологические процессы, будет сокращать потери, а население — некоторое время продолжать их оплачивать. Но это не выброшенные на ветер деньги, а возврат инвестиций тем, кто вложил их в развитие инфраструктуры. А это уже концессионные механизмы. Когда период регулирования закончится, появится возможность уменьшить размер оплаты этих услуг. Поэтому особый интерес для нас представляет французский опыт.
Естественная монополия в коммунальном секторе.В коммунальном секторе работает большое число организаций, занимающих монопольное положение на локальном рынке товаров и услуг. Поэтому, прежде чем анализировать практику работы монополий в коммунальном секторе, совершим небольшой экскурс в теорию монополии.
Основные признаки монополии.Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» дает следующее определение: «Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Естественная монополия обладает большинством признаков обычной монополии, за исключением одного. В ситуации естественной монополии производство одной фирмой всегда выгоднее производства двумя и более фирмами. Поэтому кривые средних и предельных долгосрочных издержек всегда убывают.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Подключение к системам коммунальной инфраструктуры
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 9
Правовое регулирование
Прежде чем приступить к рассмотрению нормативных актов, регулирующих процесс подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и определяющих правоотношения сторон при заключении и исполнении договора на подключение, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что всесторонний анализ этих документов не является целью нашей статьи. Такая информация была бы интересна работникам юридических служб, в то время как данный материал адресован в первую очередь бухгалтерам организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных сетей. Поэтому мы ограничимся лишь кратким анализом существующих на сегодняшний день нормативных документов и остановимся на тех положениях, которые, по мнению автора, позволяют квалифицировать договор на подключение с точки зрения гражданского законодательства. Дело в том, что порядок бухгалтерского и налогового учета операций, осуществляемых в рамках договора, определяется исходя из его условии и квалификации.
Отношения по проектированию и строительству объектов капитального строительства, а также по их реконструкции и капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируются Градостроительным кодексом РФ (п. 1 ст. 4 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 48 ГрК РФ организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков обязаны предоставить технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также информацию о сроках действия технических условий и плате за подключение. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Такой вид договора, как договор о подключении, не поименован в ГК РФ, поэтому стороны используют право заключения любого договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законодательством (ст. 421 ГК РФ). При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360. В сферу регулирования документа не попадает порядок заключения договора на подключение к сетям электроснабжения, который регламентируется Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно п. 4 Правил подключения процесс подключения включает в себя следующие этапы:
Отсутствие в гражданском законодательстве легального определения услуги порождает различные подходы к пониманию данного объекта гражданских прав. Однако большинство авторов приходят к выводу, что предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действий или деятельности определенного договором рода (см., например, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»). Исходя из этого, отнесение рассматриваемого в статье вида договора к договорам возмездного оказания услуг, на наш взгляд, является вполне правомерным. Обращаем внимание, что в нормативных документах действия по подключению также именуются услугами.
Внимание! Работы по непосредственному присоединению вновь построенного или реконструированного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения может выполнить эксплуатирующая организация на основании отдельного договора (п. 10 Правил подключения).
В заключение данного раздела хотелось бы остановиться на существенных условиях договора о подключении, перечисленных в п. 12 Правил заключения договора о подключении. Таковыми являются:
В дальнейшем мы будем рассматривать учет операций по договору возмездного оказания услуг, однако в соответствии с п. 14 Правил заключения договора о подключении и п. 11 Правил определения техусловий подключение может осуществляться как на платной основе, так и бесплатно. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается. В противном случае подключение осуществляется за плату, порядок определения которой зависит от наличия у предприятия коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы.
При отсутствии инвестиционной программы или отсутствии в ней мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения размер платы за подключение определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения (пп. 2 п. 14 Правил заключения договора о подключении и абз. 2 п. 7 Правил определения техусловий).
Внимание! Согласно п. 9 Правил определения техусловий выдача технических условий и информации о плате осуществляется бесплатно.
Тарифы организаций коммунального комплекса регулируются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». На основании пп. 2 п. 2 ст. 1 данного Закона подлежат регулированию, в частности, тарифы на подключение вновь создаваемых или реконструируемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.
Учет операций по договору возмездного оказания услуг
Рассмотрим порядок отражения операций по договору о подключении в бухгалтерском и налоговом учете исполнителя.
Налоговый учет
Это справедливо, когда объекты коммунальной инфраструктуры принадлежат организации коммунального комплекса на праве собственности или хозяйственного ведения. Если же организация арендует муниципальные объекты, порядок признания прав на реконструированные и вновь созданные объекты регулируется договором аренды.
За счет денежных средств, поступающих в виде платы за подключение, осуществляется финансирование мероприятий по развитию систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в рамках инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. В связи с этим возникает соблазн воспользоваться положениями пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и отнести полученную плату к средствам целевого финансирования, не учитываемым для целей налогообложения прибыли. Однако финансисты в Письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/180 указали на то, что поступления в виде платы за подключение средствами целевого финансирования не являются и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях.
Доходы, полученные по договору о подключении, уменьшаются на сумму расходов, связанных с их получением и удовлетворяющих критериям ст. 252 НК РФ. Учитывая то, что услуги непосредственно по подключению фактически сводятся к мероприятиям по контролю и надзору, затраты, связанные с их оказанием, могут включать в себя расходы на содержание инженерно-технических служб. В зависимости от принятой организацией учетной политики эти затраты учитываются в составе прямых или косвенных расходов, уменьшающих доходы отчетного периода в соответствии с положениями ст. 318 НК РФ.
Абзац 3 п. 2 ст. 318 НК РФ предоставляет право налогоплательщикам, оказывающим услуги, относить прямые расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме на уменьшение доходов без распределения на остатки незавершенного производства. Может ли организация коммунального комплекса при оказании услуг по подключению воспользоваться данным правом? Представляется, что это был бы довольно рискованный шаг. Дело в том, что термин «услуга», применяемый в налоговом законодательстве, отличается от его аналога, используемого в гражданском праве.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, для целей налогообложения признается работой (ст. 38 НК РФ).
Бухгалтерский учет
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения является доходом по обычным видам деятельности и признается в учете эксплуатирующей организации на дату подписания акта о присоединении (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов выручка отражается по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Реализация услуг признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В рамках исполнения договорных обязательств организация ЖКХ осуществляет капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры с целью обеспечить заказчику необходимый размер нагрузки ресурса, а также несет расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг по подключению.
О порядке учета операций по реконструкции и модернизации объектов основных средств см. статью Н.В. Лебедевой «Восстановление «дырявого хозяйства», N 9, 2008.
Текущие расходы организаций, занятых оказанием услуг, учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» (в зависимости от конкретного перечня данных расходов и применяемой в организации учетной политики могут использоваться счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).
В бухгалтерском учете ОАО «Теплосеть» будут составлены следующие проводки (для упрощения примера не рассматриваем операции по учету незавершенного производства):
Иные способы оформления договорных отношений
Несмотря на то что порядок заключения и исполнения договоров о подключении регламентирован целым рядом нормативных документов, некоторые предприятия по разнообразным причинам предпочитают «творческий» подход к оформлению договорных отношений.
Пример 2. ОАО «Теплосеть» (исполнитель) и ООО «Стройсоюз» (инвестор) заключили договор, который назвали инвестиционным договором на участие в финансировании работ по реконструкции котельной. Предметом договора является участие инвестора в инвестировании работ по реконструкции котельной в связи с присоединением к тепловым сетям ОАО «Теплосеть» строящегося жилого дома. В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется, в частности, соблюдать интересы инвестора по рациональному и целевому использованию инвестиционных средств.
Понятия «инвестиции», «инвестиционная деятельность» определены Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Пример 3. В соответствии с договором, заключенным между ОАО «Теплосеть» (подрядчик) и ООО «Строймонтаж» (заказчик), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по строительству газовой котельной.
В данном случае заключенный договор содержит признаки договора строительного подряда. В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Очевидно, что строительство котельной осуществляется с целью присоединения к ней какого-либо объекта, возводимого заказчиком, хотя это и осталось за рамками договорных отношений. Если это так, стороны должны были заключить договор о подключении, а обязательства по строительству котельной отразить в разделе «Права и обязанности исполнителя» (см. п. 20 Правил заключения договора о подключении). Таким образом, рассмотренный нами договор не отражает реальную сущность взаимоотношений между сторонами и не соответствует требованиям законодательства.
Унифицированные формы N N ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)», утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Порядок отражения выручки вопросов не вызывает: выручка по договору подряда признается доходом по обычным видам деятельности и отражается по кредиту счета 90. Фактические затраты на выполнение подрядных работ являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются по дебету счета 20 (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученного объекта основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Сформированная первоначальная стоимость введенного в эксплуатацию объекта списывается с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».
Стоимость внеоборотных активов погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Суммы начисленной амортизации отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация основных средств». По мере начисления амортизации в бухгалтерском учете признается прочий доход, что отражается записями по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99). В налоговом учете эксплуатирующая организация помимо доходов и расходов по договору подряда должна будет отразить внереализационный доход в виде стоимости безвозмездно полученного имущества (п. 8 ст. 250 НК РФ).