Дополнительные средства привлекаются в сферу культуры потому что
Дополнительные средства привлекаются в сферу культуры потому что
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
а) Просить разъяснить причины отказа б) Извиниться за беспокойство (в) Продолжать настаивать на предложении А б в (4) К технологии НКД относится:
а) Организация специальных событий и социальных мероприятий б) Договор о совместной деятельности в) Подготовка информационных материалов о проекте А б в (5) Успешному фандрейзингу мешают:
а) Низкий культурный уровень представителей бизнеса б) Унизительность просить деньги в) Недостаток информации А б в Вариант II Группа Фамилия И.О.
(1) Дополнительные средства привлекаются в сферу НКД потому, что:
а) Виды деятельности в ней коммерчески неконкурентны б) Необходимо обеспечить занятость работников НКО в) Она дает возможность реализации социального партнерства а б в (2) Благотворительность – это дело и забота:
а) Государства б) Бизнеса в) Граждан а б в (3) Письмо-предложение должно быть подписано:
а) Менеджером проекта б) Председателем оргкомитета (в) Учредителем организации, отвечающей за реализацию проекта а б в (4) Государственное регулирование НКД это:
а) Принятие законодательных норм и гарантий б) Контроль выполнения законодательства в) Выделение средств госбюджета А б в (5) Успешному фандрейзингу мешает:
а) Непрофессионализм исполнителей б) Недостаточные меры административного воздействия на бизнес в) Недостаток кадров в сфере НКД А б в Вариант III Группа Фамилия И.О.
а) Технология просить денег б) Привлечение средств на некоммерческие проекты в) Работа по привлечению инвесторов А б в (1) Проблема «бизнес и НКД» это:
а) Вопросы сотрудничества бизнеса и НКО б) деловая активность в сфере НКД в) Культура бизнес-процессов и управления ими А б в (2) Цель (цели) проекта) это:
а) Основные задачи б) Описание желаемого результата (в) Решение социально-значимой актуальной проблемы А б в (3) Средства госбюджета, выделяемые на НКД, могут получать:
а) Только государственные учреждения и организации б) Частные лица и инициативные группы в) Общественные организации а Б в (4) Определение приоритетов поддержки и развития сферы НКД это задача:
а) Органов власти б) Общественных организаций в) Работников НКО А б в Вариант IV Группа Фамилия И.О.
(1) Разработка проектов начинается с:
а) Определения целей б) Выявления актуальных проблем в) Поиска необходимых средств а б в (2) Потенциальных спонсоров в проекте интересует прежде всего:
а) Получение прибыли б) Получение дополнительных выгод в) Рекламный потенциал проекта а б в (3) Некоммерческая деятельность это:
а) Невыгодная деятельность б) Деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями (в) Социально значимая деятельность, неосуществимая на коммерческой основе а б в (4) Фандрейзинг это:
а) Обеспечение основных фондов б) Обеспечение оборотных средств в) Обеспечение зарплаты исполнителям а б в (5) Условием успешного фандрейзинга является:
а) Хорошая реклама проекта б) Хорошая репутация и привлекательный имидж организации в) Большой круг личных знакомств Вариант V Группа Фамилия И.О.
(1) Особенности менеджмента в сфере НКД обусловлены::
а) Спецификой некоммерческой деятельности б) Спецификой производимой продукции (товаров, услуг) в) Спецификой законодательства, регулирующего НКД а Б в (2) Маркетинг НКД:
а) Принципиально иной, чем в коммерческой деятельности б) Ничем не отличается от маркетинга других видов деятельности в) Включает в себя коммерческий маркетинг А б в (3) После получения позитивного ответа потенциального донора на предложение следует:
а) Разработать бюджет проекта б) Подготовить проект договора в) Оформить письмо с благодарностью А Б в (4) В разработке проекта желательно участие:
а) Будущих исполнителей б) Представителей заказчика в) Партнеров А Б в (5) Нормативное планирование:
а) Облегчает менеджмент б) Затрудняет менеджмент, ставит ему рамки и ограничения в) Является государственным вмешательством в бизнес-процессы Правильные ответы Вариант I: (1) а; (2) в; (3) а; (4) а, б, в; (5) в Вариант II: (1) в; (2) в; (3) б; (4) а, б, в; (5) а Вариант III: (1) б; (2) а, б, в; (3) б; (4) б, в; (5) а Вариант IV: (1) б; (2) б, в; (3) в; (4) б; (5) б Вариант V: (1) б; (2) в; (3) б; (4) а, б, в; (5) а Критерии оценки для аттестации:
5 баллов = правильно выполнены все 5 заданий 4 балла = правильно выполнены 4 из 5 заданий 3 балла = правильно выполнены 3 из 5 заданий 2 балла = правильно В любом случае основной критерий оценки результатов изучения курсов – степень сформированности умений и навыков, указанных в целях модуля и каждом из составляющих его курсов. Основной акцент при оценивании выполнения заданий делается на степени самостоятельности работы обучающихся, их умении анализировать и представлять результаты, навыках применять приобретенные умения в смежных областях, умении оперировать материалом из других курсов модуля.
Исходя из этого преподавателю необходимо по каждому курсу выработать частные критерии для оценки учебных достижений. Важно, чтобы эти критерии были четко сформулированы и доступны студентам.
Наиболее удобным способом представления критериев оценки по всему курсу являются технологические карты (Виландеберк А.А., Шубина Н.Л.
Новый учебный процесс: коротко о главном. Методическое пособие для преподавателей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007). В технологической карте содержатся перечень учебных достижений и критерии их оценивания в баллах.
Наличие достаточно прозрачной методики оценки этих форм аттестации даёт возможность развить у обучающихся способность к аутентичной оценке, что является значимым признаком гуманитарной технологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Роль и значение проектов и программ в НКД и фандрейзинге.
Виды проектов и программ НКД. Фандрейзинг как технология привлечения и аккумулирования средств для реализации проектов и программ НКД. Виды проектов и программ НКД в социально-культурной и образовательной сферах. Различия планов, проектов, программ как видов организационной документации. Способы определения приоритетов поддержки и развития НКД.
Тема 2. Организация (этапы) разработки проектов и программ НКД.
Организационно–подготовительный этап: уяснение назначения проекта или программы, определение круга разработчиков, сроков, информационного и методического обеспечения разработки. Этап разработки проекта:
определение актуальной социально значимой проблемы; формулировка идеи;
целей и задач проекта, программы; описание проекта; организационный план подготовки и реализации; бюджет (смета расходов и источников покрытия расходов) необходимых ресурсов; оформление проекта, программы. Этап согласования и утверждения документа. Этап информационного продвижения (пропаганды) и организации контроля реализации проекта, программы.
Тема 3. Аналитические, нормативные, креативные и целевые методы и методики планирования НКД.
Методы планирования. Аналитическое планирование:
формализованные и неформализованные методы анализа. Маркетинговый анализ НКД, деятельности НКО. Нормативное планирование. Нормативная база НКД: виды норм и нормативов. Целевые нормативы и трендовый анализ. Целевое обоснование проектов и программ. Креативные методы планирования НКД. Апробационно-поисковые деловые игры как способ разработки региональных проектов и программ НКД.
Тема 4. Методы планирования организационного и финансового обеспечения проектов и программ НКД.
Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования). Материальный (натуральный) и трудовой балансы проектов и программ. Бюджет (смета) проекта как баланс финансового обеспечения. Требования к составлению плановой сметы проекта, программы.
Планирование организационного обеспечения реализации программы, проекта. Матричный, сетевой планы, графики, программа Project как методы планирования и обеспечения контроля.
Тема 5. Презентация проекта, программы.
Публичное предъявление разработанного проекта, программы в качестве практического задания по курсу.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ • Анализ НКД;
• Методы планирования НКД;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В случае успешного завершения программы обучающиеся будут:
• Понимать роль и значение НКД и НКО в современном обществе;
• Знать экономические, управленческие, правовые факторы менеджмента, планирования деятельности, в том числе, и в совместной деятельности по реализации проектов и программ;
• Владеть концептуальным и терминологическим аппаратом современного менеджмента и маркетинга в социально–культурной и образовательной сферах;
• Уметь пользоваться средствами и методами сбора информации, необходимой для планирования деятельности организаций, в том числе, и на региональном уровне.
• Уметь эффективно пользоваться электронными ресурсами, основными программами обработки информации и подготовки документов (программы Word, Exel, Project, PowerPoint) для реализации планов НКД и самостоятельных проектов в данной сфере.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ В фандрейзинге привлекаются средства на реализацию конкретных планов, проектов и программ. Все они относятся к плановой документации.
Плановые документы, разрабатываемые и используемые в фандрейзинге различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны.
По содержанию планируемой деятельности различаются планы, проекты и программы конкретной научной, образовательной или культурнодосуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т.д.
Они могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности – в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы – комплексный план или программа.
В зависимости от уровня принятия решения плановые документы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.
В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде, рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных плановых документах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения. Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что организация или учреждение в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы образовательной, культурно-досуговой деятельности. Прогнозные планы представляют собой выявление наиболее вероятных тенденций развития сферы, сети или организации. Они являются теоретической предпосылкой принятия конкретных плановых решений директивного и рекомендательного характера.
В зависимости от сроков, на которые разрабатываются плановые документы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные плановые документы разрабатываются на срок свыше 5 лет. Такие документы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т.п.).
В них указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет(включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся плановые документы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю. Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения науки, образования и культуры обычно выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.
В содержании проектов и программ должны быть представлены:
• Проблема, вызывающая необходимость разработки программы;
• Идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе;
• Цель (цели), т.е. конкретные представления о желаемом результате программы;
• Задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели;
• Содержание, т.е. перечень конкретных работ с указанием сроков и т.д. их выполнения;
• Обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материальнотехническое, организационное, кадровое, информационное и т.п.), необходимое для реализации программы.
Разработка любого проекта, плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.
На организационно–подготовительном этапе проекта создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач:
• Определение круга исполнителей. Разработка планов обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы. В ряде случаев, особенно при необходимости разработки масштабной программы, целесообразно создать комиссию по разработке проекта плана и привлечь к участию в ней представителей потенциальных заказчиков, общественных организаций, специалистов из научных, методических и образовательных учреждений (по согласованию или на договорной основе). При необходимости такая комиссия может делиться на рабочие группы по направлениям разрабатываемой программы.
Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.10.2014 2014-10-14
Статья просмотрена: 985 раз
Библиографическое описание:
Шмалько, А. В. Применение инновационных методов в привлечении средств на развитие организаций и учреждений сферы культуры / А. В. Шмалько, Т. В. Растиславова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12957/ (дата обращения: 08.12.2021).
Культурная жизнь нашей страны в пореформенный период претерпела весьма значительные, если не сказать, кардинальные, изменения. Разрушение идеологических догматов, общедемократическая ситуация в стране и в общественных отношениях, расширение ассортимента книжной и газетной продукции, увеличение количества каналов телевидения и радиовещания, бурный расцвет массовых видов культуры являются видимым проявлением упомянутых метаморфоз. Заметно взросли международные культурные связи, возрождаются и прирастает количество приходов и монастырей всех традиционных конфессий России. Возникло множество театральных студий, расширена сеть музейных учреждений, галерей, симфонических оркестров, перестало существовать такое понятие как «культурный андеграунд». На фоне всех этих процессов происходило прогнозируемое усложнение институционализации отрасли.
Вместе с тем, очевидным фактом стали несовершенство или неспособность государственных и региональных структур в управлении значительно изменившейся картины культурного ландшафта страны. Управленческий кризис наложился на крайнее обострение финансовых проблем учреждений и организаций культуры [2, с. 122].
В настоящее время, к сожалению, интересы наследников Третьяковых, Морозовых, Шереметьевых устремлены преимущественно на шоу-бизнес. Ф. Ф. Рыбаков [2, с. 144] указывает на кардинальный дрейф мотивационной составляющей российского меценатства: от патриотических и религиозных мотивов на фоне поисков социальных льгот и привилегий в дореволюционной России к исключительно прагматичным устремлениям современных спонсоров (например, реклама товарного знака либо создание и закрепление положительного имиджа фирмы).
Практическую деятельность бизнес-структур по поддержке культуры можно классифицировать следующим образом:
1) возвращение в Россию национального наследия;
2) поддержка традиций и наследия (финансирование реставрации памятников, фольклорных коллективов, народных ремесел и т. д.);
3) анимация своих работников и населения городов, где эти предприятия расположены (организация концертов поп-звезд и т. д.);
4) поддержка современных культурных проектов;
5) создание условий для развития сферы культуры (поддержка реформы, организационных инноваций, развития менеджмента и т. д.).
Ограниченность бюджетного финансирования отечественных учреждений культуры привела в действие практически (в первоначальный период) единственно возможный и чрезвычайно разрушительный по своим последствиям механизм привлечения источников финансовых средств — непозволительно диверсифицированный спектр коммерческих услуг (коммерциализация культуры).
В рамках основной деятельности государственные некоммерческие учреждения культуры получили право заниматься такими коммерческими видами деятельности, как сдача в аренду помещений, благотворительная деятельность и др. При этом установлены налоговые послабления для частных пожертвований. Спонсоры освобождаются от земельного налога, налога на недвижимость, которая используется на нужды культуры, а также НДС. Введены различные налоговые льготы по оплате коммунальных платежей и стоимости аренды. Перечисленные льготы распространяются и на независимых творческих работников. Законодательно установлены льготы по таможенным пошлинам и кредитованию, на последние распространяются государственные гарантии.
Коммерциализация театрального искусства и симфонической деятельности крайне негативно сказались на стоимости билетов и, как следствие, на посещаемости концертных залов классической направленности. Недоступность искусства для большинства населения страны не может не вызывать существенную тревогу. Еще более тяжелая ситуация сложилась в библиотечной сети.
Следует обозначить еще одну проблему, на которую указывают М. Гнедовский и Е.Зеленцова [3, с. 117]: «В организациях, субсидируемых государством … не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с независимыми коммерческими и некоммерческими организациями. Отсутствие культуры менеджмента в организациях государственного сектора проявлялось в их низкой посещаемости, в отсутствии ярких, актуальных проектов, в неспособности сформировать качественный туристический продукт.
Принято считать, что тяжелые экономические условия стали основой для оформления инновационной составляющей в государственном секторе культуры: «Взаимодействие государственных и негосударственных структур во многих случаях приносит ощутимую пользу той и другой стороне. Часто именно независимые организации являются источником инноваций для более косных государственных структур. Тем не менее, партнерство между ними — по-прежнему явление крайне редкое» [4, с.51].
Постепенно оформлялась общая картина институциональных преобразований и изменений в системе финансирования некоммерческих учреждений искусства и культуры, складывающаяся преимущественно из введения многоканальной системы источников финансовых поступлений, расширения опосредованных форм и методов государственного влияния в виде поддержки и стимулирования притока частных пожертвований.
Недостатки государства и рынка в удовлетворении культурного спроса во многом способен нивелировать так называемый третий или некоммерческий сектор. Для нашей страны это сравнительно новое явление, хотя и имеющее для своего формирования в России достаточно глубокие исторические предпосылки. Если смысл коммерческой организации — получить прибыль, то некоммерческая организация является лишь средством для реализации определенной миссии, например, сохранения культурного наследия. Такие организации функционируют по своим собственным правилам [4, с. 55].
Жесткие условия нехватки ресурсов в сфере услуг обостряют проблему соответствия гарантий государства его возможностям, усиления обоснованности бюджетных ресурсов и прозрачности расходов общественных средств (введение системы национальных счетов, публикации органов управления отчетов об использовании бюджетных и внебюджетных средств, общественный контроль). «Решение организационно-экономических проблем в социально-культурной сфере предполагает повышение эффективности расходования бюджетных средств, использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, привлечение в сферу культуры дополнительных ресурсов, многоканальное финансирование» [2, с. 24].
Среди главных культурных приоритетов ХХI века исследователи справедливо называют задачу государства — не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Такого рода попытки есть. Р. Быков, например, считал, что в современной России «ни на государственном уровне, ни на уровне осознания своих проблем обществом нет какой-либо внятной концепции спасения и развития отечественной культуры» [5, с.144].
В сфере культуры не может быть в полной мере реализована концепция универсальности применения рыночных регуляторов. Отдельные виды услуг в сфере культуры обладают коммерческим потенциалом, эффективно реализуются в условиях рынка и служат источником пополнения бюджетов соответствующих уровней. Однако многие виды услуг сферы культуры лишены коммерческих возможностей, носят социально значимый и общественно полезный характер, тогда как издержки производства объективно превышают цены на предоставляемые услуги. Для реализации подобных видов услуг требуется государственное субсидирование. Государственная финансовая поддержка сферы культуры обусловлена мериторным характером ряда культурных благ. Мериторными услугами в сфере культуры являются блага, уровень спроса на которые со стороны частных лиц ограничен и стимулируется государством.
В настоящее время источниками финансирования сферы культуры являются: 1. Государственный бюджет (федеральный, региональный); 2. Различные фонды — некоммерческие организации, которые посредством грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни предоставляют финансовые средства; 3. Коммерческие предприятия; 4. Помощь и поддержка меценатов и спонсоров; 5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования).
В последние годы в отечественной экономике появился новый термин «фандрейзинг», понимаемый как процесс привлечения и аккумулирования средств из различных источников. По сущностной основе этот процесс весьма близок к процессу поиска и привлечения инвесторов, широко известного и тщательно прописанного явления современной экономической действительности. Однако специфика сферы культуры накладывает весьма определенную специфику: инвестирование в отличие от фандрейзинга является процессом, как правило, долгосрочным, рассчитанным на определенную более или менее выраженную перспективу, фандрейзинг же изыскивает средства под конкретный проект или культурную инициативу; инвестирование направлено на наращивание основных фондов, а фандрейзинг — оборотных средств или, если так можно выразиться, на текущую деятельность учреждения культуры.
Развитие фандрейзинга находится в зачаточном состоянии, поэтому связи и взаимодействия сферы культуры и предпринимательских структур только начинают формироваться. Поддержка сферы культуры со стороны частного сектора может стать одним из ключевых факторов возрождения и развития отечественных учреждений культуры. При этом органы государственной власти могут сыграть ключевую роль в развитии сотрудничества сферы культуры и предпринимательства, особенно на первых этапах подобного партнерства, которая заключается в создании условий, стимулирующих взаимодействие названных сфер. Для предпринимательства сотрудничество со сферой культуры служит эффективным PR и рекламным средством, катализатором творчества в решении деловых проблем, способствует продвижению бренда, формирования позитивного имиджа и т. д. В этой связи нами разработана схема фандрейзинга учреждения сферы культуры.
В среде отечественных экономистов принято деление фандрейзинга на следующие два основных вида [2, с. 46]:
1) проектный — характеризуется тем, что его «задачи сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов». Этот вид считается более удобным как для учреждения культуры, так и самой финансирующей организации. Его преимущества заключаются в целевой направленности использования потенциальных средств, низкие расходы на собственно фандрейзинг при потенциально возможном высоком уровне привлекаемых средств. Этот метод не исключает, а зачастую и предусматривает получение коммерческой прибыли от данного конкретного проекта.
2) оперативный — характеризуется направлением привлеченных средств на покрытие текущих расходов. Этот вид фандрейзинга является менее эффективным формой привлечения средств из-за отсутствия целевой направленности привлекаемых оборотных средств (например, выплата заработной платы, коммунальные и другие виды расходов). Совершенно понятно, что такое обезличенное меценатство не является привлекательным для потенциальных финансирующих организаций. Тем не менее, данный вид фандрейзинга является приемлемым в случае критического финансового положения учреждения культуры, особенно при высокой значимости последнего для культурной жизни муниципалитета, региона или страны в целом.
Переход к управлению через попечительские советы приблизит деятельность организаций культуры к проблемам местных сообществ, сделает их более открытыми, позволит (через членов попечительских советов) налаживать связи со сферами образования, бизнеса, СМИ и т. д.
В организационной структуре и бюджетах реформированных организаций можно ожидать появления, помимо основной деятельности, определенного спектра современных менеджерских функций, обеспечивающих устойчивость и самостоятельность организаций — маркетинга, фандрейзинга, развития общественных связей и т. д.
Конкретными показателями оценки эффективности конечных результатов фандрейзинга являются коэффициенты окупаемости расходов и коэффициент рентабельности фандрейзинга [2, с.67].
Коэффициент окупаемости расходов показывает, сколько раз за отчетный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в его ходе средств и определяется как отношение объема привлеченных средств к расходам на него.
Коэффициент рентабельности фандрейзинга показывает, сколько прибыли (разница между привлеченными средствами и расходами на фандрейзинг) приходится на единицу привлеченных от фандрейзинга средств и рассчитывается как отношение прибыли к величине привлеченных средств, выраженное в процентах.
При этом существуют специализированные (частные) показатели эффективности фандрейзинга. Эффективность проектного фандрейзинга можно оценить также при помощи показателей доходности проекта, расходов на конкретный проект. Коэффициент покрытия различных видов расходов оценивает эффективность оперативного фандрейзинга.
Учреждения культуры активно реализуют фандрейзинговые программы по изысканию и привлечению внебюджетных средств. Титульные из них делают ставку на привлечение иностранных финансовых ресурсов посредством деятельности зарубежных представительств и благотворительных организаций, действующих от имени данного учреждения сферы культуры.
Важной особенностью федеральных музеев и театров стало создание благотворительных организаций (обществ, фондов). Их характерной чертой является привлечение средств не в бюджет учреждения культуры, а в специально созданные самостоятельные организации, что позволяет более эффективно ими распоряжаться.
Помимо планомерной и систематических мероприятий фандрейзинг- это еще и целый спектр систематически проводимых разовых мероприятий. Среди них следует назвать: балы, приемы, вечера, конкурсы, чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды и др. Характерной их особенностью является привлечение внимания потенциальных спонсоров, а также непосредственно сбор средств на тот или иной конкретный культурный проект.
Конкурсы, премирование участников на фоне активного привлечения средств массовой информации, является весьма результативным ходом фандрейзинга. Аукционы знаменитостей, как правило, привлекают большое внимание среди потенциальных доноров. Такие мероприятии являются чрезвычайно прибыльными. Частным случаем аукционов может служить так называемые «аукционы мечты», характеризующиеся продажей не конкретной вещи, а осуществления того или иного события, например, поход в театр со знаменитостью или ужин в ресторане со звездой эстрады, ведение телевизионной передачи.
Результатом фандрейзинга может быть не только привлечение средств в денежном выражении, но и в натуральном. Так, спонсорская помощь может быть оказана в виде материалов, оборудования, оргтехники и т. д.
Обходы домов и уличные сборы также следует признать формами фандрейзинга. Продажа мест для рекламы, в случае поступления средств на нужды культурных учреждений, также следует отнести к арсеналу его средств.
Дешевые благотворительные базары, распродажи мелочей, ярмарки, массовые праздники при условии их умелой организации также весьма расширяют спектр методов и приемов привлечения финансовых средств. Хотя указанные средства направлены на свою целевую группу — широкую массу потребителей.
Назовем еще некоторые виды фандрейзинга — по почте и по телефону, спонсорский пакет и др. Спонсорский пакет является чрезвычайно удобным средством при первичном обращении с донором. Он включает документы, нормативные акты для ознакомления, рекламные материалы и т. д.
Таким образом, освоение новых приемов в привлечении средств на развитие учреждений сферы культуры является не просто важным атрибутом сегодняшней их деятельности, но и всецело определяет способность учреждений к выживанию.
Представление о культуре как совокупности общечеловеческих (или общенациональных) ценностей, воплощенных главным образом в наследии, было дополнено представлением о множественной природе культурных ценностей, характерных для тех или иных групп или слоев общества.
1. Богатырева Т. Культурная политика в современной России и реформы в сфере культуры: поиски парадигмы действия / Т. Богатырева. — М.: МедиаПресс, 2007. — 156 с.
2. Восколович Н. А. Экономика платных услуг/Н. А. Восколович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 398с.
3. Гасратян К. Проблемы развития сферы культуры в России/ К.Гасратян// Вопросы экономики.- 2003.-№ 3.- C.117–129.
4. Иванов Г. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике/ Г.Иванов. — Вестник МГУ. Серия экономика.- 1999.- № 6.- С. 48–55.
5. Попова А. С. Обеспечение развития сферы образовательных услуг на основе использования рыночных инструментов /Айдинова А. Т., Акопян К. А., Османов С. А., Попова А. С.// Ставрополь, 2013.