Дополнительные занятия что это
Дополнительные занятия что это
Вот аргументы против того, чтобы куда-то вести ребёнка после школы или заставлять подключаться на дополнительные уроки.
Чрезмерная нагрузка
Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение и посещение кружков, тем успешнее он развивается. Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект.
Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации. Но хуже всего, что большое количество образовательных нагрузок может вызвать проблемы со здоровьем. По исследованиям «Научного центра здоровья детей» ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя длится 40 часов. Прибавьте к этому дополнительные и не всегда любимые занятия 3–5 раз в неделю после школы, и картина станет пугающей.
По нормам у пяти- и шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а начиная с седьмого класса — не больше семи, включая факультативные занятия. Уроки в онлайн-школе, как правило, занимают не больше четырёх часов в день — поэтому дополнительные кружки и секции легче вписать в график. Следите, чтобы нагрузка не превышала положенные нормы.
Психологический стресс
Некоторые секции могут травмировать: например, в спорте нередка ситуация, когда тренер кричит и делает хлёсткие замечания подопечным. Часто родители полагают, что так и должно быть: пусть дети занимаются в строгой обстановке и учатся дисциплине.
Но у психологов есть другое мнение на этот счёт: крик чужого взрослого может вызвать у ребёнка страх, тревогу и чувство потерянности. В ситуации стресса успеваемость, самооценка и жизненный настрой часто падают.
Исследования детского невролога Френсиса Дженсена показали, что подросткам, в отличие от взрослых, требуется больше времени на восстановление после стресса. Мозг взрослого человека возвращается в исходное состояние за 10 дней, а подростка — примерно за 3 недели.
Обсудите с ребёнком его эмоции после тренировок — как он воспринимает крик со стороны тренера? Действительно ли это является нормальной частью тренировочного процесса или ребёнку всё же некомфортно? При условии, что вы не растите олимпийского чемпиона, от любого эмоционального стресса лучше отказываться.
Елена Петрусенко, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Возможность самостоятельного освоения
Ещё один аргумент против дополнительных кружков и секций — то, что многое можно освоить своими силами. Шить из фетра или мастерить свечи можно и в домашних условиях: с помощью видео на YouTube или инструкций к наборам. Часто родители не понимают, зачем тратить энергию и деньги, если оно того не стоит.
Мнение «за»
А вот что говорят родители, которые отдают хоумскулера в кружки и секции.
Социализация на домашнем обучении
Если ребёнок учится в онлайн-школе, он много времени проводит за компьютером. И хотя общение со сверстниками может проходить в чатах, соцсетях и на видеозвонках, это не заменит живых встреч.
Дополнительные занятия как способ социализации полезны и обычным школьникам, ведь массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. А навыков общения со взрослыми и с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. Но именно эти умения необходимы в жизни: после окончания школы и университета человек взаимодействует не только с ровесниками. Кружки и секции позволяют выстроить круг общения и завести полезные связи, которые пригодятся и в дальнейшем: например, найти близких друзей или сильных преподавателей.
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Лиза Щепилова — экстраверт. Она посещает сразу шесть онлайн-клубов — это до пяти дополнительных занятий в неделю. Но все клубы настолько интересные, что Лизе не лень подключаться даже после учёбы.
В онлайн-клубах можно общаться с интересными и близкими по духу людьми, выработать привычки, которые не мог привить себе годами, преодолеть страх публичных выступлений и найти новых друзей.
Лиза Щепилова, ученица «Фоксфорда»
Смена обстановки
Хоумскулерам полезны очные кружки и секции: это повод выбираться из дома. Но поездки 1–2 раза в неделю не будут выматывать, в отличие от необходимости каждый день тратить время на дорогу до школы и обратно.
Ребёнок сможет сменить обстановку и позаниматься любимым хобби вне дома, заодно пообщавшись с единомышленниками и подтянув разные навыки.
Повышение успеваемости
Спортивные секции влияют на школьные оценки: регулярные физические нагрузки благоприятно действуют на мозг. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Марат Ершов совмещает учёбу с профессиональным теннисом и давно заметил, что тренировки помогают в обучении.
Спорт учит анализировать ошибки. Я играю в сетке до четырнадцати лет. Поначалу было сложно, не занимал какие-либо места и переживал. Сейчас, когда проигрываю, делаю выводы. Понимаю, где и какие ошибки допустил. Это полезно и на контрольных работах.
Марат Ершов, ученик «Фоксфорда»
Профориентация
Кружки и секции помогают найти жизненное призвание. Например, если ребёнок ходит в кружок робототехники, ему нравится мастерить руками, подключать разные провода — родители могут отследить склонность к физмату. Важно вовремя заметить, от чего у ребёнка горят глаза, и тогда не придётся поступать на неинтересную специальность.
Благодаря дополнительным кружкам, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арина Мурашова поняла, что её мечта — работать астрогеологом в NASA. Эти специалисты изучают составы метеоритов, грунты планет и многое другое. Дополнительные занятия Арины как раз связаны с геологией и биологией.
В спелеологическом кружке мы ходим в спелеопоходы, лазим по пещерам и выезжаем на соревнования. В геологическом кружке мы исследуем Урал — например, осенью ходили за хрусталями и корундами на Синарское корундовое месторождение.
Арина Мурашова, ученица «Фоксфорда»
Подтягивание слабых сторон
Дополнительные занятия позволяют проработать то, что у ребёнка плохо получается. Допустим, школьнику тяжело даётся математика, но в кружке он находит близких по духу людей и заинтересовывается предметом. Кружок может помочь взглянуть на предмет под другим углом.
Подтягиваются не только конкретные школьные предметы, но и общие навыки. Если ребёнок плохо воспринимает информацию на слух — можно играть на инструменте или петь; если плохо концентрируется и удерживает внимание — попробовать робототехнику, макраме, бисероплетение; если есть проблемы с дикцией или общением — театральный кружок.
У ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Влады Кудиновой всё сложилось именно так: она пошла в театральную студию, и публичные выступления на сцене перестали быть проблемой, хотя Влада по натуре — ярко выраженный интроверт.
Театральная школа помогла мне стать более открытой и научила держать себя в обществе. Если раньше я бы тихо сидела в уголочке, то сейчас могу спокойно идти с расправленными плечами и быть уверенной в себе.
Влада Кудинова, ученица «Фоксфорда»
Время без телефона
Большинство современных детей не представляют жизнь без интернета и девайсов. И хотя технологический прогресс достиг высот — например, позволяет учиться прямо из дома при помощи компьютера или планшета, — иногда школьники чрезмерно увлекаются гаджетами.
Многим родителям знакома проблема: оторвать ребёнка от телефона. С этой задачей успешно справится кружок по интересам или спортивная секция: как минимум несколько часов в неделю ребёнок будет погружён во что-то вне гаджетов.
Ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миша Рабинский убеждён: «то самое» хобби гарантирует удовольствие от жизни.
Поиграть в телефоне в одну игру несколько дней, затем в другую, не углубляясь в их смысл и правила, — это не хобби. Миша Рабинский, ученик «Фоксфорда»
Тайм-менеджмент
Секции и кружки учат ребёнка правильно организовывать своё время. Нужно всюду успеть — и домашку по школе сделать, и на дополнительные занятия съездить. В некоторых кружках дают домашку.
Ребёнок учится рассчитывать, сколько времени ему понадобится на те или иные мероприятия — и этот навык пригождается и в дальнейшем. А ещё не на все желанные секции может хватить свободных часов в неделю — поэтому школьник учится приоритизировать и делать рациональный выбор.
У ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миши Рабинского кружки и секции пять раз в неделю. Чтобы всюду успеть, он встаёт в 8:30.
По вторникам и четвергам у меня гитара, в среду и пятницу — английский, в понедельник — испанский, трижды в неделю — общая физическая подготовка. Главное — правильно встроить занятия в школьное расписание.
Миша Рабинский, ученик «Фоксфорда»
Что в итоге
Нужны ли ребёнку кружки и секции, решать только вам. Главное — ориентироваться на желания ребёнка. Если у него нет мотивации к действиям — скорее всего, эти действия навязаны сверху.
Психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко убеждена: если заставлять ребёнка посещать нелюбимый кружок, может появиться отвращение к обучению в целом. Рекомендуется следить, чтобы дополнительные занятия были комфортными и не перегружали школьника.
А вы — «за» или «против»? Расскажите в комментариях!
В школе настаивают, чтобы дети посещали внеурочные занятия. Это законно?
Что такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.
Вопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать. В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков?
Ответ. Содержание образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.
Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.
«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным» — такой вывод сделало Министерство образования и науки РФ в своем письме от 18 августа 2017 г № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций».
Нормативное обоснование ответа на вопрос «Почему дети должны посещать дополнительные внеурочные занятия?» содержится в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению. То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы).
Статьей 43 Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие обязанности учащихся:
Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы.
Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т. д.
Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.
Важно помнить, что санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») установлено максимальное количество часов, отведенное на внеурочные занятия. Например, максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может составлять не более 10 академических часов (академический час — 45 минут).
Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классов
При этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.
Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т. п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.
Что делать, если мне не нравятся внеурочные занятия в школе?
Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).
Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока.
Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.
Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock / Dmitrii Pridannikov
Дополнительные занятия что это
Мы стремимся организовать по-настоящему классные и полезные консультации в формате открытых часов (open hours).
Открытые часы (open hours) — это факультативные занятия в школе по ряду предметов, которые проходят по заранее установленному расписанию (один раз в неделю или каждые две недели).
Цель дополнительных занятий — добиться полного понимания и прочного усвоения изученного материала. Наша память устроена так, что если в ходе обучения хотя бы один отдельный элемент остался непонятен, скорее всего, весь материал, связанный с ним, будет быстро забыт. Поэтому важно задавать вопросы и добиваться полного понимания темы.
Задачи факультативов для детей
Такие занятия посещаются по желанию и доступны всем ученикам с премиум доступом. В первый месяц дополнительные занятия будут организованы на нашей вебинарной платформе. Если количество участников позволит, в дальнейшем будем использовать программы с возможностью общаться с голосом и видео.
Основными задачами этих занятий мы видим:
В конце обычных онлайн-занятий дети будут получать опрос, в который смогут вписать то, что не поняли или не успели разобрать. Принимаются любые вопросы по пройденному материалу, домашним заданиям или ранее выполненным контрольным. Например: «Не понимаю, как строить график линейного уравнения с двумя переменными».
Преподаватель соберёт волнующие ребят вопросы и построит урок на дополнительно занятии так, чтобы разобрать всё на практике и с примерами.
Главный принцип — программа открытых часов формируется по запросам учеников. Вы делаете и обсуждаете то, что волнует и вызывает сомнения или трудности в учёбе.
Если проблем с пониманием новой темы не возникло и вопросы от учеников не поступили, преподаватель будет разбирать задания, которые вызвали трудности в домашней работе. Раз в месяц факультативное занятие будет посвящено анализу работ, которые присылают ребята на проверку преподавателю.
А если, напротив, вопросов и ошибок нет, ребята смогут изучать интересный дополнительный материал и прорабатывать предмет ещё глубже.
По каким предметам проводятся дополнительные занятия в школе
Факультативы для детей в формате открытых часов будут организованы по следующим предметам.
Дополнительные занятия в школе могут навевать тоску, но не в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Мы стараемся делать факультативы для детей интересными и полезными. Чтобы выжать из допов максимум пользы, приходите в «Экстернат Фоксфорда» — с нашими преподавателями вы сможете проработать трудные моменты, увидеть наглядные разборы задачек и задать волнующие вас вопросы.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Методические рекомендации по организации системы дополнительного образования в образовательной организации
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Особенности современного дополнительного образования.
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым.
Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общения, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение происходит на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Делятся они по направленностям, которых в системе дополнительного образования 11. При реализации программ надо соблюдать следующие условия: 1. программа реально должна отражать потребности обучающихся; 2. наличие специалиста-профессионала, который не только сам разбирается в данной области обучения, но и способен увлечь этим ребят. Чтобы образовательное назначение действительно явилось подсистемой общего образования надо:
1. выявить те интересы ребят, которые следует развивать;
2. решить кадровый вопрос;
3. познакомить педагогов, с уже существующим, банком образовательных программ дополнительного образования детей, интересующей направленности, или сподвигнуть педагогов на написание своей программы деятельности;
4. разработать программу интеграции основного и дополнительного образования.
На сегодня этот блок всё чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Это могут быть разовые игровые программы, конкурсные и фестивальные программы, тематические дни, недели, смотры, творческие концерты и т. д. В итоге эти программы должны научить ребят практическим навыкам проведения своего свободного времени. Главная ценность системы дополнительного образования в том, что обучение и развитие ребёнка здесь происходит в соответствии с принципом природосообразности, его важность точно определил великий педагог Ян Амос Каменский, который сказал: «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы… Что делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И, если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперёд в том, к чему его влечёт скрытый инстинкт, и затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».
Каковы же особенности современной системы дополнительного образования и в чём актуальность её развития в современной школе?
1. Программы не рассчитаны на ученика вообще, как в школе, а направлены на конкретного ученика, его интерес и природосообразность. Не транслируются сверху, а предлагаются по выбору.
2. Во время обучения происходит динамичное реагирование на изменяющиеся потребности детей и родителей.
3. Полученные ЗУНы не носят абстрактный характер, а являются практически ориентированными, помогающие ребёнку адаптироваться в обществе.
4. Присутствие совершенно иного типа взаимодействия педагога с ребёнком. В системе дополнительного образования между партнёрами всего процесса формируется развивающая среда: сначала создаются условия оптимальные для развития ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в совместной деятельности педагога и ребёнка, а потом выход на творчество. Поэтому дополнительное образование стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
5. В дополнительном образовании ребёнок чаще испытывает ситуацию успеха, так как предоставлена возможность проявить себя, свои способности, развить талант и повысить мастерство.
6. Система дополнительного образования играет существенную роль в самоопределении ребёнка и профориентации.
7. Здесь реализуется право ребёнка овладеть знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме.
8. Дополнительное образование – это образование без каникул и, практически, без возраста, что определяет фактор непрерывного образования личности.
Дополнительное образование должно стать неотъемлемым компонентом любого образовательного учреждения, поскольку главным был и остаётся приоритет каждого ребёнка.
Четыре основные модели организации дополнительного образования детей.
номер модели | названия объединений | основные характеристики |
первая модель | кружки, секции | Набор случаен, так как определяется не столько потребностью детей, сколько имеющимися в школе возможностями. |
вторая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции | Отличается внутренней организованностью каждой структуры, но единой управляемой системы нет. |
третья модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями | Тесное взаимодействие общеобразовательной школы со смежными учреждениями, разработка совместных программ деятельности, при этом значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. |
четвёртая модель | Создание УВК (учебно – воспитательный комплекс). Использование сети кружков, секций, клубов. | Эта форма наиболее эффективна, так как органично сочетаются возможности обоих учреждений. Например, на базе общеобразовательного учреждения действует профильное учреждение дополнительного образования – художественная, спортивная или музыкальная школы. В итоге выстраивается слаженная система, происходит интеграция общего и дополнительного образования, что формирует совсем новый тип образовательного пространства – гуманистическая социально – педагогическая среда. |
пятая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями, использование сети кружков, секций, клубов | Система дополнительного образования «школы полного дня», где наиболее полно реализуются такие ведущие принципы образования как доступность и вариативность. |
С чего начать организацию дополнительного образования в школе?
а) Аналитический этап.
1. Проанализировать цели и задачи своей школы. Определить направленности дополнительного образования (их 11).
2. Определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.
3. Проанализировать уже имеющиеся кружки и секции и сопоставить их с запросом учащихся и родителей.
4. Изучить спектр дополнительных образовательных услуг предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать вопрос о взаимодействии.
5. Изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей.
б) Проектировочный этап.
— разработка общей схемы дополнительного образования в школе.
1. Сопоставить направленности дополнительного образования в школе с целями и задачами школы.
2. Проанализировать материально-техническую и методическую базу с целью решения вопроса, где эффективнее осуществлять те или иные кружки – на базе школы или через договор о сотрудничестве на базе УДОД.
3. Проанализировать кадровое обеспечение данной деятельности, ответив на вопрос, кто будет осуществлять данные программы: учителя школы, которые автоматически становятся педагогами дополнительного образования или педагоги дополнительного образования УДОД или других специализированных учреждений.
4. Какую допрофессиональную подготовку можно осуществить через систему дополнительного образования?
Ответы на эти вопросы помогут составить расписание кружков (объединений) и скоординировать его с общим расписанием и планом воспитательной работы.
в) Этап организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования.
В программно-методическое обеспечение дополнительного образования входят:
1. Внесение в Устав школы статьи об организации блока дополнительного образования, куда следует внести:
— цель реализации дополнительного образования, названия направленностей;
— дать характеристику типам программ, которые будут реализованы;
— определить формы дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т.д.);
— дать анализ контингента для обучения и контингента педагогических работников, которые будут осуществлять данную деятельность;
— на какой основе будет реализовываться (платная, бесплатная, смешанная);
В помощь можно привлечь следующие нормативные документы:
1.1 Закон 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
1.2 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Минобрнауки от 12.06.2012 № 504);
1.3 «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006. № 06-1844);
1.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление Главного гос.Санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
2. Разработка положения о блоке дополнительного образования.
3. Заключение договора о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями (УДОД, спортивной школой, библиотекой, музеем и т.д.). Форма договора едина и есть в каждом учреждении.
4. Разработка должностных инструкций на работников блока дополнительного образования, утверждается директором.
5. Создание банка программ, которые также утверждаются директором образовательного учреждения.
6. Создание на базе школы методического объединения педагогов дополнительного образования и организация научно-методического сопровождения данной деятельности (методическая литература, организация обучения педагогов дополнительного образования и т.д.).
7. Осуществление в полном объеме ВШК.
3. Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе?
В соответствии с «Законом об образовании» учебный план – это документ, определяющий требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении. В отличие от стандартного учебного плана, план по дополнительному образованию школой составляется самостоятельно, в зависимости от категории и статуса образовательного учреждения, количества часов, выделенных на систему дополнительного образования и направленностей, которые развивает образовательное учреждение. Наличие учебного плана с пояснительной запиской обязательное условие реализации блока дополнительного образования в школе. В начале каждого учебного года он утверждается директором школы и согласуется директором ОМЦ.
Учебный план должен отвечать следующим требованиям:
* направленность и содержание обучения;
* закреплять системную целостность конкретной школы;
* отражать цели, задачи и содержание дополнительного образования;
* должен быть реальным и выполнимым;
Примерная структура учебного плана на год
Направленность
Название объединения
ФИО педагога
Кол-во час. в неделю
Из них групп./индив.