Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

Тема 1. Предмет и метод экономической теории (стр. 6 )

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

а) заполнить таблицу недостающими данными;

б) определить, получает фирма прибыль или несёт убытки;

в) определить, получает фирма максимум прибыли или несёт минимум убытков

1. Для заполнения таблицы недостающими данными воспользуемся формулами:

TR = 5 х 200 = 1000; ТС = 300+450 = 750; АТС = ТС/Q = 1000 / 200 = 5; AVC = VC/Q = 450 / 200 = 2,25

2. Сравним выручку (TR) и общие издержки (TC): 1000>750, значит, фирма получает прибыль

3. Является ли эта прибыль максимальной? Вспомним теоретический материал. Фирма максимизирует прибыль при условии равенства предельных затрат (МС) и предельного дохода (МR), то есть МR = МС. Поскольку в нашем примере фирма является совершенным конкурентом, то для неё выполняется ещё одно условие: цена (Р) равна предельному доходу (МR), то есть Р = МR. Значит в нашем случае Р = МС. Сравним эти два значения: 5 > 3, то есть равенство не выполняется, а значит фирма не получает максимальной прибыли.

Ответ: TR = 1000; TC = 750; АТС = 5; AVC = 2,25. Фирма получает прибыль, но пока не максимальную.

Задача 3. Допустим, что квалифицированный программист, выполняющий заказы на домашнем персональном компьютере, может за каждый час работы по своей специальности в среднем заработать 50руб. предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за дело сам, то это отнимет у него 40ч. И к тому же он не испытает большого удовольствия от работы. Программист может нанять профессионала-ремонтника, заплатив за каждый час его работы 40руб. Профессионал справится с ремонтом за 30 часов.

а) Что выгоднее для программиста: покрасить все стены самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами.

б) Что можно сказать об экономических и бухгалтерских издержках программиста при найме маляра?

в) Каковы экономические и бухгалтерские издержки программиста при выполнении ремонта собственными силами?

г) Допустим, что у нас есть информация о других альтернативах маляра: его хочет нанять сосед за 69 руб. в час. Предположим также, что ремонт в квартире программиста нужно провести в ближайшие пять дней. Как эта информация повлияет на решение программиста?

1. Альтернативной стоимостью ремонта собственной квартиры для программиста будет потеря заработка от более выгодного занятия – программирования. Потери составят 40 х 50 = 2000 руб., тогда как нанять профессионала ремонтника можно за 30 х 40 = 1200 руб. Таким образом, выгоднее нанять профессионала-ремонтника.

2. Бухгалтерские издержки – это реально произведенные платежи внешним поставщикам или условно начисленные расходы. В них включаются: расходы на сырье и материалы, амортизационные отчисления, расходы по обслуживанию долга (сумма процента), эксплуатационные расходы (плата за электричество, тепло и т. д.), расходы по оплате труда.

Экономические издержки = бухгалтерские затраты + неявные (альтернативные) затраты.

При найме маляра бухгалтерские затраты программиста будут равны экономическим издержкам: 30 х 40 = 1200 руб.

3. При проведении ремонта самостоятельно бухгалтерские затраты программиста = 0, а экономические издержки совпадают с неявными и составят 50 х 40 = 2000руб.

4. Теперь маляру надо будет платить не меньше 69 руб. в час и «все удовольствие» обойдется не дешевле, чем: 30 х 69 = 2070 руб. 2070 > 2000, значит, теперь программисту придется браться за ремонт самому.

Задача 4. Владелец фирмы выплатил наемному работнику 40 тыс. руб. Плата процентов за кредит составляет 10 тыс. руб. Первоначальная стоимость основного капитала была 100 тыс. руб., а сейчас равна 80 тыс. руб. Норма амортизации – 20%. Затраты на сырье, отопление, освещение, ремонт и т. д. – 40 тыс. руб. Выручка от продажи продукции фирмы составила 160 тыс. руб.

Владелец фирмы имеет возможность устроится на работу в магазин и получать зарплату 30 тыс. руб. Его жена работает в этой же фирме, а за такую же работу в другом месте могла бы получать 10 тыс. руб. Владелец фирмы должен вернуть банку ссуду 50 тыс. руб., взятую под основной капитал. От вложений своего капитала в другое предприятие он мог бы получать 10% дохода.

Необходимо определить: а) бухгалтерские издержки; б) экономические издержки; в) бухгалтерскую прибыль; г) экономическую прибыль; д) следует ли владельцу фирмы продолжать свое дело.

Явные (бухгалтерские) издержки

з/плата наемному работнику 40т. р.

з/плата владельца фирмы 30т. р.

плата % за кредит 10т. р.

процент на фактически имеющийся капитал ((80-50) х 10%)) 3т. р.

затраты на сырье, отопление,

1. Экономические издержки = бухгалтерские изд. + неявные изд. = 110+43=153т. р

2. Бухгалтерская прибыль = выручка – бух. издержки = = 50т. р.

3. Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки = 160-153 = 7т. р.

4. Владельцу фирмы стоит продолжать свое дело, так как работая с женой в других фирмах и вложив имеющийся капитал в другое предприятие, он получит доход, равный 43 т. руб. (30+10+3), а продолжая вести свое дело, он получит прибыль, равную 50 т. руб., что на 7 тыс. руб. больше. Кроме того, ответить на этот вопрос, можно посмотрев на значение экономической прибыли. Если она положительна, то дело стоит продолжать.

Ответ: а) 153 т. р.; б) 50 т. р.; в) 7 т. р.; г) владельцу фирмы стоит продолжать свое дело.

Задачи для самостоятельного решения

1. Артур работал механизатором в бывшем колхозе, а ныне Октября», и зарабатывал 12 тыс. руб. в год. Решив стать фермером, он разработал бизнес-план, согласно которому первоначальный капитал формируется за счет личных сбережений в размере 10 тыс. руб. и займа в сбербанке в сумме 12 тыс. руб. под 40% годовых. В первый год выручка новоиспеченного фермера согласно бизнес-плану должна составить 35 тыс. руб. при бухгалтерских издержках, равных 17 тыс. руб. Какова экономическая прибыль за этот год, если наибольший процент по депозитам составлял 30%?

2. Иван Иванович хочет основать своё дело, организовав в собственном гараже шиномонтажную мастерскую. Для этого он думает нанять одного помощника. Расходы на оплату его труда составляют 6 тыс. долл. в год., выплачиваемые в конце года. Кроме того, в начале года надо закупить на весь год вперёд материал стоимостью 14 тыс. долл. Для этого он должен израсходовать весь свой стартовый капитал суммой 14 тыс. долл. Для полноценной работы необходимо приобрести оборудование на сумму 10 тыс. долл., срок службы которого составляет 5 лет. Чтобы финансировать покупку оборудования, нужно взять в банке кредит на несколько лет под 25% годовых. Процент по вкладам в том же банке равен 20%. Ликвидационная стоимость равна нулю. Но стоит ли открывать мастерскую? Во-первых, Иван Иванович предлагают сдать в аренду гараж за 2 тыс. долл. в год. Во-вторых, Иван Иванович имеет работу инженера с годовой зарплатой, эквивалентной 3 тыс. долл. в год. Чтобы вы ему посоветовали, если экспертная оценка ожидаемой выручки от шиномонтажа равна 30 тыс. долл. в год? Найдите:

а) величину годовых амортизационных отчислений мастерской шиномонтажа;

б) величину годовых бухгалтерских и экономических издержек Ивана Ивановича;

в) величину его бухгалтерской и экономической прибыли за год;

г) какова должна быть минимальная годовая выручка, чтобы предприятие было выгодным?

3. Определите значение предельных издержек фирмы (МС) при Q = 10, если известны следующие показатели деятельности фирмы:

Источник

Ответы к задачам по экономике 1227

Ответы в самом низу встроенного документа

1.6. За год при сохранении численности работающих количе­
ство выпускаемой фирмой продукции изменилось следующим
образом:
Оцените изменение произ­
водительности труда в фик­
сированных ценах:
продукт А — 10 долл.,
Б — 5 долл. и В — 1 долл.
1.7. Выпуск продукции увеличился на 20% при росте числа
занятых на 10%. На сколько процентов выросла производитель­
ность труда?
1.8. Выпуск продукции в стоимостном выражении увеличил­
ся в 2 раза, а цены на продукцию предприятия за это же время
выросли в 1,6 раза при неизменном числе работающих. Во сколь­
ко раз увеличилась производительность труда?
*1.9. Определите изменение производительности труда в 1995
году по сравнению с 1994 годом по следующим данным:
Продукт
*1.10. За период 1960-1986 годов прирост производительности
в промышленности США составлял 35% прироста японской про­
мышленности. Можно ли подсчитать, на сколько процентов рост
производительности в японской промышленности обгонял ее рост
в американской промышленности?
8 Глава 1
*1.11. Два соседних государства, Эколандия и Экомания, име­
ют следующие показатели:
Где производительность труда больше и на сколько про­
центов?

5.16. Стартовая цена брокерского места на МТБ в 1990 году
составляла 70 тыс. руб. В 1991 году — 3,5 млн. руб. Брокеры
считают, что ценность места по сравнению с прошлым годом
возросла примерно в 10 раз, судя по объему продаж в натураль­
ном выражении. Какой вывод можно сделать об инфляции за
год? Совпадает ли ваша оценка инфляции с общепринятой, полу­
ченной по потребительской корзине?

5.26. Определите «инфляционный налог» в годовом исчисле­
нии, если в первые 4 месяца инфляция составляла 12% ежеме­
сячно, а в последующие месяцы уменьшилась до 5% в месяц.
(«Инфляционный налог» показывает, на сколько процентов обес­
ценился рубль за год.)
5.27. Индекс потребительских цен в 1993 году, по разным
оценкам, составил
от 897,5% (Центр экономической конъюнктуры правительства РФ)
до 950% (Госкомстат РФ).
а) В каких пределах оценивается изменение покупательной
способности рубля за год?
б) Что такое «инфляционный налог» и какова его оценка на
основании приведенных данных?
5.28. Что можно сказать об изменении скорости обращения
денег, если денежная масса выросла на 5%, объем производства
упал на 10%, а индекс цен составил 1,4?
5.29. Как можно оценить выигрыш или проигрыш заемщика,
получившего кредит под 200% годовых с возвратом суммы кре­
дита и процентов через год, если эта ставка процента сложилась
на рынке ссудного капитала, в том числе и под влиянием прогно­
за инфляции, на уровне 300% годовых, а на самом деле инфля­
ция составила 700% в год?
5.30. Цена купленной вами акции за три года выросла в 6 раз,
а за те же три года инфляция составила по годам 140, 80 и 60%.
Определите индекс реальной стоимости акции за эти три года.

6.36. Определите доходность ссудной операции на основе рас­
чета APR, если при выдаче ссуды удерживаются комиссионные в
размере 1,5%, а погашение ссуды в 3000 долл. осуществляется
ежегодными платежами в 1050 долл. в течение 3 лет.
6.37. Какой процент годовых при оценке векселя со сроком
погашения через 45 дней по формуле математического дисконти­
рования эквивалентен учетной ставке коммерческого учета вексе­
лей под 360%?
*6.38. Объявлена следующая схема (стратегия) погашения годо­
вого кредита: в конце каждого квартала погашается сумма, рав­
ная 5% суммы кредита, а в последнем квартале плюс к погаше­
нию 5% возвращается и вся сумма кредита. В течение этого года
коммерческие банки принимают срочные вклады на 3-9 месяцев
под 30% годовых с начислением простых процентов. Какова дей­
ствительная цена кредита (эффективная ставка)?
*6.39. Вычислите APR для кредитного договора, согласно кото­
рому за первые полгода надо вернуть не только 5%, но и поло­
вину суммы кредита, а по истечении второй половины года сле­
дует вернуть не только оставшуюся часть кредита, но и 7% от
суммы кредита.
*6.40. Потребительский кредит дается на следующих условиях:
— 40% покупки оплачивается сразу плюс 5% от стоимости
покупки в качестве платы за кредит;
— оставшаяся сумма вносится так:
* 30% через 3 месяца;
* еще 30% через 6 месяцев.
Найдите эффективную ставку процента.
Банки и банковская система 53
*б.41. Заемщик должен вернуть 102 тыс. долл. через 72 дня и
206 тыс. долл. через 108 дней. Он просит консолидировать пла­
тежи и согласен вернуть 308 тыс. долл. На какую отсрочку
может рассчитывать заемщик при одной и той же 10%-ной годо­
вой ставке?
*6.42. Определите срок ежегодной ренты в 700 долл., для того
чтобы накопить 10000 долл., если рента копится под 15% годовых.
*6.43. Заемщик должен 5 лет выплачивать по 1 млн. руб. в
счет погашения займа. Но когда нужно было делать первый
взнос, денег не оказалось и заемщик попросил банк об отсрочке
и был согласен в течение последующих 4 лет погасить долг рав­
ными взносами под 13% годовых. Определите сумму этого взноса.
*6.44. Как удержание комиссионных из расчета 1% от суммы
кредита увеличивает эффективность ссуды с позиций кредитора
при 4-летнем сроке кредита?
6.45. Определите доходность ссудной операции, если ссуда
предоставляется на 2 года на условиях ежегодной выплаты про­
цента из расчета 6% за первый год и 6,5% за второй год. Изме­
нится ли как-нибудь доходность, если процент, наоборот, равен
6,5% за первый год и 6% за второй год?
6.46. Выведите формулу зависимости депозитного мультипли­
катора от нормы банковского резерва.
6.47. Доля банковских счетов в денежной массе, находящейся
в обращении, составляет 70%. На сколько процентов изменится
вся денежная масса, если норма банковского резерва снизится с
20% до 10%?
6.48. За какой срок окупятся инвестиции в сумме 85 тыс. долл.,
взятых в кредит, если процент, который надо выплачивать за
кредит ежегодно, составляет 7%, а ожидаемая отдача равна всего
5 тыс. долл. в год?
6.49. Сумма инвестиций равна 100 тыс. долл., предполагаемая
отдача составляет 20 тыс. долл. в год. За какой срок окупятся
инвестиции, если на долг начисляются 8% годовых?
5 4 Глава 7
Предполагается, что вся прибыль образуется в конце каждого
года и тогда же надо платить проценты за кредит.
6.50. По условиям кредита его можно вернуть в любой удоб­
ный для заемщика момент в течение года. Кредит дан под 240%
годовых с помесячной уплатой процентов. Взяв кредит в сумме
1 млн. руб. в начале года, предприниматель вкладывает средства
в торговые операции, каждый раз сроком на один месяц, получая
40% прибыли на вложенный капитал. Как наилучшим образом
предприниматель может спланировать свои взаимоотношения с
банком, если на иные кредиты ему рассчитывать не приходится
и через год он сворачивает дело?
6.51. Предыдущую задачу можно усложнить: каким должно
быть соотношение в будущем году инфляции, роста курса долла­
ра и платы за конвертацию, чтобы процент в рублях был выгод­
нее процента в долларах?
6.52. При покупке до 01.01.96 г. 500 акций концерна «Гер­
мес» вы становитесь владельцем однокомнатной квартиры.
Умные люди подсчитали, что для этого надо было вложить в
акции 2 тыс. долл. в начале 1994 г.
Определите эффективность вложений через эффективную став­
ку процента.
6.53. Ставка банковского процента равна 90%, а инфляция
составляет 160%. Эффективен ли проект с ожидаемой прибылью
от инвестиций в 70%?
6.54. Под какой процент нужно давать взаймы на неделю при
условии непрерывности таких операций, чтобы выйти на ту же
месячную доходность, что и при кредите на 1 месяц под 210%
годовых? Ответ дайте в процентах годовых.

8.10. Затраты фирмы на производство 10 тыс. единиц продук
ции в течение года составили:
— заработная плата — 25 млн. руб.;
— сырье и материалы — 9 млн. руб.
Кроме того, фирма арендовала производственные помещения
за 48 млн. руб. в год и использовала собственное оборудование,
стоимость которого составляла в текущих ценах 300 млн. руб., а
срок окупаемости — 10 лет. В конце года все затраты были
произведены и учтены. Удалось реализовать 100% выпущенных
изделий по цене 12 тыс. руб. за штуку. Определите прибыль,
накопленную к концу года. Составьте баланс доходов и расходов,
именуемый в бухгалтерском учете счетом прибылей и убытков.
8.11. В течение года предприятие равномерно в конце каждого
месяца осуществляло производственные затраты. Бухгалтерия за
фиксировала общую сумму затрат, равную 600 млн. руб. Инфляция
была также равномерной и в годовом исчислении составила 40%.
Как оценивается общая сумма затрат в ценах на конец года?

9.12. При оценке земли принята гипотеза, что рента, которую
она приносит, прибыльнее в 2 раза, чем банковский процент,
составляющий 6%. Какова будет ориентировочная цена земли,
если чистая прибыль от ее использования за год оценивается в
60 тыс. долл.?
9.13. Допустим, инфляция в долгосрочной перспективе оцени­
вается на уровне 10% в год, а банковский процент — 20%.
Определите цену земли, приносящей 909 тыс. долл. чистой при­
были, в ценах текущего года.
*9.14. Эластичность спроса на зерно составляет 0,33. Рекорд­
ный урожай составил 120% от обычного. В обычный год фермеры
получают 4% прибыли от цены. На какую прибыль они могут
рассчитывать при тех же затратах?
9.15. Выгодно ли будет увеличение урожая на 10% при эла­
стичности спроса на зерно, равной 0,8, и при сохранении затрат
на прежнем уровне?

10.16. Допустим, общий суммарный доход двух людей огра­
ничен величиной S. Верно ли, что суммарная полезность после
распределения дохода между ними будет максимальна при равен­
стве доходов?
10.17. Владелец автомобиля решил его продать, но решил по­
дождать в надежде, что цены на автомобили поднимутся. Цена
подержанного автомобиля измеряется в процентах от цены ново­
го. Каков рациональный период ожидания, если предполагать,
что цена поднимется на 40%, а инфляция составит 200% в год?

11.8. Допустим, в условиях предыдущей задачи изменились
только цены:
15 тыс. руб. за тонну кукурузы и
50 тыс. руб. за тонну пшеницы.
Как в этом случае изменятся ответы на вопросы?
11.9. Предположим, в условиях задачи 11.8 Львовская и Брест­
ская области как соседи предпочитают удовлетворять изменившие­
ся собственные потребности (900 тыс. т пшеницы и 1500 тыс. т
кукурузы), торгуя друг с другом. Как изменится характер спе­
циализации?
11.10. В условиях задачи 11.10 поменялись общие потреб­
ности двух областей: 1,2 млн. т пшеницы и 1 млн. т кукурузы.
Как наилучшим образом их удовлетворить?
11.11. Определите, при каких соотношениях цен на кукурузу
и пшеницу в условии задачи 11.8 будет выгодна та или иная
форма специализации.
11.12. Львовская и Брестская области вынуждены прибегнуть
к бартерной торговле при тех же производственных возможностях
(см. задачу 11.8).

11.15. Предположим, что в России один трактор может быть
произведен за 500 рабочих часов, а на производство 1 т пшени­
цы уходит 50 часов. На Украине производство трактора обходит­
ся в 600 часов, а пшеницы — в 30 часов.
а) Какова в каждой из стран альтернативная стоимость произ­
водства тракторов, выраженная через пшеницу, и, наоборот,
сколько стоит производство 1 т пшеницы в автомобилях? Какая
страна обладает сравнительным преимуществом в производстве
тракторов? Пшеницы?
б) Допустим, Россия и Украина придерживаются примерно
одной технологии производства пшеницы, которая требует од­
ного трактора для производства 60 т пшеницы. Как изменятся
альтернативные стоимости пшеницы и тракторов в России и на
Украине?
11.16. В дополнение к условиям предыдущей задачи вводим
третий продукт — видеомагнитофоны. В России затраты на про­
изводство видеомагнитофона составляют 100 часов рабочего вре­
мени, а на Украине — 90. Известно, что Россия располага­
ет ресурсом — 1100 млн. рабочих часов в год, а Украина —
450 млн. человеко-часов.

Источник

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

эксперт по трудовому праву и охране труда

С 1 марта 2022 года как учебным центрам, так и работодателям придется руководствоваться требованиями нового Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда. Разберемся, какие изменения нас ждут

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, которому следовали работодатели и обучающие организации более 18 лет, скоро утратит силу. Сейчас проект изменений находится в стадии оценки регулирующего воздействия. Вы можете заранее ознакомиться с текущей версией проекта (ID 02/07/01-21/00112477).

Общие изменения

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Порядок обучения для ИП

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Новые виды обучения

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Организация инструктажей по охране труда

Общие нововведения

После 1 марта 2022 года работодатели должны будут проводить:

При этом целевой инструктаж не приравнивается к инструктажам на рабочем месте.

Законодатели корректируют обязательный набор требований к журналу регистрации инструктажей. Теперь нужно указывать число и месяц рождения, раньше требовался только год. Необходимо полностью прописывать свои имя и отчество, если вы проводите вводный инструктаж, — ранее было достаточно указать инициалы. Эта мелочь может стать основанием для привлечения к ответственности особо рьяным инспектором.

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж, помимо работников, обязателен для командированных и практикантов. Законодатели уделили особое внимание программе. В приложении № 1 к новому Порядку обучения определен примерный перечень тем. Они могут быть дополнены в зависимости от специфики деятельности и от того, какие факторы воздействуют на работников.

Инструктажи на рабочем месте

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Целевой инструктаж

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Что предпринять работодателю

Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

Проведение стажировок

В Порядке обучения появится глава, посвященная стажировке на рабочем месте. Такой вид обучения нужен, чтобы сотрудники приобретали практические навыки безопасных методов и приемов выполнения работ.

Для отдельных видов могут быть предусмотрены периодические тренировки или учения. В состав тренировок нужно включить вопросы применения СИЗ, например, страховочных привязей при работе на высоте, электрозащитных средств при работе в действующих электроустановках. Периодичность и содержание тренировок и учений определяет работодатель с учетом требований, установленных НПА по охране труда.

К стажировке на рабочем месте можно допустить работников, успешно прошедших инструктажи и обучение по охране труда по программам, представленным в п. 43 проекта. Это означает, что стажировка также является процессом обучения, оформляемым отчетом о стажировке, и после стажировки работник подлежит проверке знаний требований охраны труда. В отчете о стажировке должен быть сделан вывод о том, что работника можно допустить к самостоятельной работе.

В отчете о стажировке должно быть указано следующее:

Минимальный срок стажировки — два рабочих дня.

Как подготовиться работодателю

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

Обучение первой помощи пострадавшим

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Законодатели определили круг лиц, для которых обязательно обучение оказанию первой помощи.

С 1 марта 2022 года обучаться должны (п. 31 проекта Порядка):

В проекте нового Порядка обучения установлены требования к составу учебной программы и ее продолжительности:

Периодичность — не реже раза в три года.

Как подготовиться работодателю

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Обучение использованию средств индивидуальной защиты

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала:

Определен круг лиц, которых надо обучать применению средств индивидуальной защиты (СИЗ). Это обязательно для принимаемых и переводимых на другую работу сотрудников, кто использует СИЗ II класса риска. Обучение должно проводиться не позднее 60 календарных дней с момента кадрового события.

Обучение можно организовать как в рамках обучения по ОТ, так и по отдельной программе, но не реже одного раза в три года. Если работодатель составляет отдельную программу, результаты фиксируются в протоколе. Удостоверение не требуется. Если же учеба проходит в рамках единой программы обучения по охране труда, проверку знаний можно объединить с оформлением одного протокола.

Работодатель, члены комиссии вашей организации по проверке знания требований ОТ по вопросам использования СИЗ, инструктирующие, специалисты по охране труда, уполномоченные по охране труда проходят обучение только в УЦ.

Как подготовиться работодателю

Определите, кто должен проходить обучение. Руководствуйтесь нормами выдачи СИЗ, не забудьте о дежурных средствах защиты (приложение № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

Составьте и утвердите у руководителя перечень профессий и должностей работников, которых можно учить внутри организации, а кого следует направить в УЦ.

Изменения в порядке обучения требованиям охраны труда

Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Смотреть картинку Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Картинка про Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы. Фото Допустим что квалифицированный бухгалтер может за каждый час работы

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Установлены правила обязательного обучения требованиям охраны труда в учебных центрах
(п. 86 проекта Порядка). Определено минимальное количество сотрудников, которых организация должна направить в УЦ, чтобы обеспечить работу внутренней комиссии по проверке знаний. Оно зависит от среднесписочной численности работников, категории риска организации и рассчитывается согласно приложению № 4 к проекту Порядка.

Как подготовиться работодателю

Скорректируйте локальные документы: установите, для кого будете проводить внутреннее обучение, а кого направите в организации, оказывающие услуги обучения по охране труда. При этом руководствуйтесь п. 41 проекта нового Порядка.

Составьте и утвердите программы, в которых перечислите темы теоретических и практических занятий, формы обучения, формы проверки знаний, а также количество часов по каждому занятию.

Выбор программы зависит от категории работников:

Кто из работников будет учиться по какой программе, зависит от оценки профрисков или должностных обязанностей. В п. 50 проекта указано, по каким программам нужно обучать работодателя, специалиста по ОТ, рабочих. Каждую из программ работодатель разрабатывает самостоятельно и утверждает ЛНА, согласовывать ее ни с кем не требуется.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

И к УЦ, и к работодателю предъявляются особые требования по практическим занятиям. Их длительность — не менее четверти от общего количества часов. Практические занятия нужны для формирования умений и навыков безопасного выполнения работ, проводятся с обязательным применением технических средств обучения и наглядных пособий.

Провести обучение исключительно в дистанционном формате возможно только по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно включать в себя и очные занятия.

Корректировать содержание программ нужно, если:

Как подготовиться работодателю

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которые должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (пп. 3 п. 43 проекта Порядка).

Сроки обучения согласно проекту:

Это означает, что ежегодное обучение по охране труда обязательно только для тех, кто выполняет работы, перечисленные в вашем локальном перечне работ повышенной опасности.

Если произойдут изменения в правилах, в других НПА, в технологии выполнения работ, потребуется провести внеплановое обучение. Проект отводит на это 60 календарных дней. Если совпали сроки планового и внепланового обучений, достаточно провести плановое по актуализированным программам.

Организация проверки знания требований охраны труда

Плановую и внеплановую проверку знаний после обучения требованиям охраны труда, первой помощи пострадавшим, использованию СИЗ можно проводить как у работодателя, так и в стороннем учебном центре.

Планируется, что с 1 марта 2022 года информация о работниках, успешно прошедших обучение, будет вноситься в Реестр обученных по охране труда лиц.

При неудачной проверке знаний на повторную проверку у сотрудника будет 30 календарных дней. При этом до прохождения проверки знаний зарплата работнику начисляться не будет и к работе он не допускается.

По итогам проверки знаний работодатель составляет протокол. Проект нового Порядка обучения дает право работодателям вести протоколы проверки знаний в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством РФ.

Как подготовиться работодателю

Необходимо составить перечень профессий и должностей работников организации, подлежащих обучению по охране труда, стажировке на рабочем месте, инструктажам по охране труда.

Перечень должен содержать:

Составив такой перечень, например в виде электронной таблицы, легко определить, кого можно освободить от инструктажей по охране труда, для кого обучение нужно проводить только в УЦ, с какой периодичностью обучать рабочих, если их труд связан с условиями повышенной опасности, и пр.

Если работнику не проводится стажировка, инструктаж, обучение безопасным методам, то ставьте в перечне прочерк или ноль. Это поможет поставить фильтр. Готовый перечень утвердите у руководителя организации.

Организация обучения внутри организации

С 1 марта 2022 года работодатель, решивший проводить обучение работников по ОТ самостоятельно, должен уведомить об этом Минтруд. Для этого надо внести информацию в личный кабинет организации, который сформирует Минтруд России. Там же указать среднесписочную численность, количество мест для обучения и пр.

В качестве мест обучения допустимо использовать рабочие места. Для этого нужно оснастить их плакатами, стендами, информационно-справочными системами (ИСС). Этот пункт проекта вызывает вопросы: не у каждого работодателя есть возможность закупить лицензионный ключ ИСС на каждое учебное место. Систему необязательно закупать, можно создать ее силами штатных программистов. Главное — вовремя подгружать в систему НПА по охране труда и обновлять их. На поиск финансирования или разработку ИСС нужно время, поэтому стоит озаботиться этим вопросом уже сейчас.

Полный перечень сведений, которые нужно указать в личном кабинете, смотрите в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Минтруд рассмотрит документы и в течение пяти рабочих дней направит решение работодателю. Пока не будет положительного решения, с 1 марта 2022 года придется всех работников направить на обучение в УЦ, если подошли сроки.

Вы можете провести такое обучение и проверку знаний чуть раньше, например, в ноябре 2021-го — феврале 2022 года. И тогда все заботы об обучении, перечнях и реестрах можно будет отложить до разумных сроков.

Организация обучения по охране труда на микропредприятиях

Микропредприятия ждут два важных новшества:

Все виды инструктажей по охране труда, за исключением целевых, проводимых по наряду-допуску, смогут проводить сами работодатели или аутсорсинговые организации по ОТ.

К микропредприятиям относятся организации, у которых средняя численность персонала составляет до 15 человек по итогам года, а годовая выручка до налогообложения не превышает 120 млн руб. (ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Реестры организаций и обученных лиц

К 1 марта 2022 года Минтруд России должен сформировать три реестра:

Требования к реестрам указаны в п. 126–129 проекта Порядка обучения.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец заполнения журнала регистрации вводного инструктажа 17.1 КБ

Образец заполнения журнала регистрации инструктажа на рабочем месте 17.9 КБ

Порядок заполнения личного кабинета работодателя 17.9 КБ

Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 1 МБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *