Доретип в фотографии что это
30 композиционных приёмов для получения хороших снимков
Каждый фотограф, будь то начинающий или профессионал, нуждаются во вдохновении и поиске чего-то нового. Профи проще, ведь у них уже есть богатый багаж знаний и опыта. Молодым же нужно учиться и одним из лучших способов является обучение на примере других. Изучая работы профессионалов можно найти что-то новое для себя. Мы сейчас не будем говорить о технике, настройках камеры или освещении. Залог удачного кадра не в оборудовании, а в том, как фотограф видит сцену, умеет ли он построить правильную, привлекательную композицию, наполненную смыслом и гармонично заполняющую всё пространство кадра.
В своей книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман предлагает множество примеров удачно построенной композиции. Опираясь на эти образцы изображений можно построить собственные кадры со своим сюжетом, которые будут привлекательны для зрителя.
1 Линия, пересекающая солнце
В кадре могут быть любые линии, которые частично прикрывают солнце. Это выглядит красиво. Особенно в золотые часы на восходе или на закате.
2 Силуэты
Найдите интересный фон и настройте экспозицию так, чтобы он был хорошо прорисован. Передний план должен получиться тёмным. Таким образом на ярком красивом фоне у нас будут силуэты объектов.
3 Много неба
Воспользуйтесь правилом третей. Расположите линию горизонта на нижней горизонтальной линии. Таким образом небо займёт 2/3 кадра. При этом пустоту желательно заполнить какими-то объектами. Это может быть летящий самолёт, параплан, воздушный змей или птица. Этот объект не должен быть большим.
4 Отдельные формы
Расположите в кадре несколько объектов. Все они должны иметь примерно одинаковый размер и достаточную контрастность, чтобы иметь одинаковый смысловой вес. Компоновка кадра может делаться на ваше усмотрение.
5 Рамка
Заполнение весь кадр предметами, но оставьте края изображения пустыми. Таким образом это будет выглядеть, как будто объекты находятся в рамке пустоты.
6 Сместите центр
1/3 и 2/3 являются хорошим сдвигом для смещения центра. Это вносит некий дисбаланс и динамику даже в статичный кадр.
7 Контраст света и тени
Играйте с контрастом. Резкие переходы могут выглядеть очень интересно. Но тут появляется проблема выбора правильных настроек экспозиции, так как в какой-то области могут пропасть детали. Тени могут провалиться в чёрный, а света стать слишком яркими. Не доверяйте в данном случае автоматическому режиму камеры.
8 Движение по линии
Уходящие вдаль линии и фигуры, расположенные на них, демонстрируют движение. Кроме того, такие линии ведут взгляд зрителя. Он как будто путешествует по вашему кадру.
9 Маленький объект в большом мире
Делая фотографию пейзажа, расположите в кадре небольшой объект. Это может быть одинокое дерево, здание или человек. Такой акцент создаст историю. Зритель задумается не только о красоте вида, но и о том, что в кадре есть жизнь.
10 Тень
Тень всегда выглядит хорошо. Замечайте интересные рисунки тени, фигуры и сюжеты в них. Лучше всего такие снимки делать днём в солнечный день.
11 Отражение
Наверняка вы видели множество снимков с отражениями в воде или стекле. Такие фотографии создают как будто другой, зеркальный мир. Не обязательно снимать на природе. Вы можете использовать отражения в городе, переворачивая здания.
12 Стыковка планов
На одном снимке могут расположиться как близкие, так и очень далёкие объекты. Это создаёт очень сильное ощущение глубины.
13 Текстурный рисунок
Большое количество мелких или однообразных предметов, заполняющих кадр, создают своеобразную текстуру. Если они уложены по определённому алгоритму, то получится не только текстура, но и осмысленный узор.
14 Спирали Фибоначчи
Правила построения композиции никто не отменял. Конечно же их можно нарушать, но иногда строгое следование им создаёт невероятно интересные фотогарфии.
15 Естественные рамки
Когда вы можете пометить один элемент кадра внутри другого, у вас получается хороший эффект с естественной рамкой. Вы можете снимать сквозь оно или решётку, а можете выбрать не столь очевидную рамку и использовать изгиб ветвей деревьев или стены зданий.
16 Устойчивые треугольники
Треугольник – это устойчивая фигура. Она одновременно ведёт взгляд зрителя вдоль сужающихся линий и создаёт сильный акцент.
17 Перевернутый треугольник
Не обязательно треугольники использовать в архитектуре. Вы можете найти их когда человек прислонился к стене, когда упираете руки в бока или складываете ладони.
18 Разрезающие диагонали
Баланс кадра может быть нарушен одной линией, которая привлечёт внимание и сделает фотографию более неординарной.
19 Кривые линии и повторяющийся рисунок
Имея ряд одинаковых объектов или линий, вы получите какой-то узор, рисунок. Такие фотографии как будто гипнотизируют.
20 Симметрия
Чаще всего симметрия появляется, когда мы имеем дело с отражениями. Но это не те отражения, о которых мы говорили выше. Нам нужен ключевой объект, который будет привлекать внимание и его отражение, которое будет зеркально противопоставляться ему.
21 Вертикальное заполнение
Вы можете создать ряд вертикальных предметов, которые будут располагаться вдоль диагональной, уходящей вдаль линии. Это может быть строй солдат, деревья вдоль дороги, ряд домино, который вот-вот упадёт цепной реакцией или модели на подиуме, как в данном примере.
22 Движение
Динамика всегда интересна. Она описывает событие, которое произошло давно, но вы здесь и сейчас видите, как оно происходит в данный момент. Не всё событие, конечно, а лишь одно мгновение, но ваш мозг дорисовывает картину того, что будет дальше.
23 Обрыв сюжета
У вас может быть интересный сюжет, наполненный действиями, красками или эмоциями, но какой-то отдельный объект может всё оборвать, как эта колонна перекрывает руки людей.
24 Диагонали
Подобно перевернутым треугольникам сходящиеся диагонали – это хороший способ привлечь внимание к центральной точке.
25 Ведущие линии
Глаза всегда движутся по кадру определённым образом. Мы смотрим слева направо. Таким образом линии, уходящие от левой части кадра к правой будут вести вас по снимку. Они не обязательно должны удаляться. Это может быть даже зигзаг, который поведёт сначала вправо, потом обратно влево и снова вправо или как здесь просто уходящая дорога. Люди на этом фото создают историю. Мы видим чью-то пробежку и то, как парень с девушкой просто идут по мосту. У каждого своя жизнь, которая движется вдоль линий.
26 Ещё больше линий
В одном кадре может объединяться много разных линий. Если они не будут конфликтовать друг с другом, а смогут дополнить рисунок, это будет выглядеть красиво. Движущиеся объекты вдоль линий создают сюжет. Так мы видим скейтеров, катающихся на изогнутой рампе, парня в воздухе, достигшего кульминации своего прыжка и людей на фоне, которые просто идут вдоль прямых линий горизонта.
27 Вертикальные линии
Вертикали отлично сочетаются с портретной ориентацией, особенно при низком ракурсе. Мы имеем вытянутый вверх кадр, который заполнен линиями зданий или деревьев. В таком кадре желателен основной объект.
28 Контрастные элементы
Самый простой способ сделать фото более интересным – это противопоставить объект съёмки и фон или его окружение. Так яркие объекты отлично смотрятся на тёмном фоне и наоборот. Можно к цвету и яркости добавить структуру, так твёрдое всегда будет выделяться на мягком, как рука с ракушкой в воде.
29 Баланс объектов
Если у вас есть несколько объектов в кадре, они должны уравновешивать друг друга, даже если они не симметричны. Ветряк справа уравновешивается таким же объектом слева. Если бы в кадре был только один такой объект, то снимок получился бы не сбалансированным из-за тёмного окружения.
30 ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)
Это, пожалуй, самый распространённый способ отделения основного объекта от фона. Достигается он на открытой диафрагме или на большом фокусном расстоянии. Варьируя эти параметры можно получать различную ГРИП. Это позволяет передать глубину в разной степени.
Это, конечно же, не все возможные примеры построения композиции. Существует много правил и рекомендаций, техник работы с цветом и освещением. Мы лишь рассмотрели показательные примеры, на которые вы можете опираться при создании своих работ без необходимости использования дополнительного оборудования.
Новое в блогах
Творческие приёмы в фотографии
Чтобы фотография стала шедевром, мало просто снять интересный пейзаж или яркий момент. Существует несколько творческих приёмов, которые делают снимок запоминающимся.
В наше время фотография — это самый демократичный и доступный вид искусства. Фотография прочно вошла в нашу жизнь и стала её неотъемлемой частью. У каждого из нас есть фотоаппарат. Кто-то пользуется «мыльницей», а кто-то владеет зеркальной фотокамерой, кто-то снимает на плёнку, а кто-то отдает предпочтение новым цифровым технологиям. На что бы вы ни снимали, какой камерой вы бы ни пользовались, вы погружаетесь в мир фотографии, который открывает нам миллион возможностей, преображений, волшебства. Жанры фотографии позволяют почувствовать себя художником, выразить себя в искусстве, открыться миру.
Фотографическая красота заключается не только в красоте пейзажа или объекта съёмки, но и в творческом подходе фотографа.
Силуэт в фотографии
Cилуэт — очень интересный и распространенный приём в фотографии. Его очень часто применяют в съёмке пейзажа, портрета, натюрморта. Для того чтобы сделать снимок силуэта, необходимо осуществить замер экспозиции по светлому участку кадра и прибавить несколько ступеней по светам. Нам очень повезло, что мы обладаем цифровыми камерами и можем моментально оценить результат. Ну а для тех, кто всё ещё отдаёт предпочтение классике, следует руководствоваться данными экспонометра или делать несколько снимков с различными параметрами (один снимок точно выйдет).
Ньюфаундленд. Рыбацкая деревня. Фото: Дарья Шлыкова
На этом снимке вы видите силуэт лодки. В данном случае замер экспозиции сделан по солнечному отражению воды. Таким образом проработана фактура воды, а лодка осталась в силуэте.
Съёмка с длинной выдержкой
Съёмка с длинной выдержкой очень интересна тем, что нам представляется возможность рисования светом. Этот приём часто используется во время ночной съёмки. Простор для творчества здесь неограничен! Всего лишь необходим штатив и камера с возможностью съёмки с длинной выдержкой более 1/15 сек. Выбираем сюжет с интересным световым движением или движением в природе, например, водопад или ручей — помещаем камеру на штатив, выставляем экспозицию с длинной выдержкой — и готово.
НИС «Академик Иоффе». Выход в открытое море. Фото: Дарья Шлыкова
На минимальной чувствительности ISO 100 и максимальной выдержке 30 секунд был сделан этот снимок. А для того, чтобы в кадре было охвачено больше пространства, использован объектив «рыбий глаз».
Перспектива в кадре
Перспектива в кадре бывает разной — линейной, тональной и воздушной. Но сущность перспектив одна и та же — способность передать объём тел и их расположение в пространстве. На мой взгляд, это незаменимый приём для тех, кто часто путешествует, когда у вас есть невероятная возможность охватить красоту природы и культурные, а также и архитектурные особенности разных стран. Особенности перспектив лучше всего рассмотреть на примерах.
Линейная перспектива:
Фото: Дарья Шлыкова
Вид перспективы, который очень часто применяют фотографы для съёмки архитектуры. Смысл её заключается в схождении предметов, удаляющихся вглубь кадра, в одной точке.
Тональная перспектива:
Фото: Ярослав Никитин
Тональная перспектива заключается в изменении цвета, тона и контрастных особенностей объекта съёмки в сторону уменьшения. Такой снимок очень легко получить во время утреннего тумана.
Воздушная перспектива:
Коктебель. Гора Климентьева. Фото: Дарья Шлыкова
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. Так, например, появился на свет этот снимок с горы Климентьева. Коктебель славится своими голубыми вершинами, которые вы видите на этом снимке.
Игра света и тени
Игра света и тени — основа основ фотографии. С помощью света и теней мы можем передать объём какого-либо фотографируемого объекта. Если вы снимаете пейзаж, то наиболее красивое и «объёмное» освещение бывает утром или вечером, когда солнце находится низко и светотеневой рисунок в это время более выразителен.
Фото из серии «Корабль науки Академик Йоффе». Фото: Дарья Шлыкова
Отражение
Вода, стекло и зеркало обладают удивительным свойством отражения. Пейзаж с отражением ландшафта в воде всегда будет смотреться более интересным. Фотографировать такой пейзаж одно удовольствие, поскольку природа уже подготовила кадр, нам нужно только нажать на кнопку спуска затвора.
Фото: Ярослав Никитин. «Антарктида»
Конечно, для такой съёмки погодные условия должны соответствовать требованиям фотографа, солнечная погода не помешает. Чтобы сконцентрировать внимание зрителя на заинтересовавшем вас отражении, необходимо руководствоваться правилами композиции. Например, на фотографии «Антарктида» мы видим, что основную часть кадра занимает водное пространство и нос корабля, за счёт чего кадр получился выразительным.
Мультиэкспозиция
При такой съёмке мы никогда не знаем, что получится в итоге, за всё отвечает его величество Случай. Но не все плёночные камеры имеют возможность повторно снимать один и тот же кадр — некоторые фотоаппараты автоматически перематывают пленку. Поэтому, если вы хотите освоить мультиэкспозицию, следует использовать камеры с ручной перемоткой плёнки. Но и зеркальные цифровые камеры позволяют снимать в режиме мультиэкспозиции, например, у некоторых камер Nikon имеется такая функция.
Ярослав Никитин. Снимок сделан на плёночный фотоаппарат Nikon.
Фотосъёмка «с проводкой»
Фотосъёмка «с проводкой» позволяет делать очень выразительные снимки движения. Смысл этого приёма заключается в фиксировании движущегося объекта, и при этом задний план или фон оказывается размыт, точнее, смазан. Для осуществления съёмки «с проводкой» необходимо увеличить значение выдержки до 1/30 (значение выдержки зависит от движущегося объекта, например, чтобы зафиксировать машину в движении, достаточно 1/60 сек.), при этом диафрагму следует прикрыть до f/22. Надо учитывать, что все значения зависят от условий съёмки, если вы снимаете в солнечную погоду, то значения будут максимальными. Снимать следует в режиме «слежения» за объектом, тогда у вас все получится.
Фото: Дарья Шлыкова. «Купальские обряды»
Сколько фотографов — столько и приёмов фотосъёмки. У каждого фотографа имеется свой, неповторимый взгляд. Мы рассмотрели некоторые вариации приёмов в фотографии, но это не значит, что снимать можно только основываясь на этих способах съёмки. Творите, ищите себя в фотографии! Поиск — это прекрасно! Печатайте свои снимки — дарите их друзьям!
Основы композиции в фотографии
Каждый из нас не раз встречал фотоснимки, которые поражали своей красотой и оригинальностью: от них невозможно оторвать свой взгляд, они имеют богатую историю создания и проработанные до мелочей детали. Кажется, что для того, чтобы создать такое произведение искусства, необходимо приобрести хорошую камеру и начать снимать, но на самом деле, этого вовсе недостаточно.
Львиная доля успеха фотографии зависит от того, насколько хорошо мастер проработал композиционные детали и особенности своей работы. Иногда в этом моменте можно следовать общепринятым правилам, которые известны каждому художнику, но часто профессионалы своего дела отступают от них, используя необыкновенные приемы, за счет которых фотоснимок становится поистине гениальным.
Действительно, композиция является основным способом сделать фотографию прекрасной или же наоборот — испортить в ней все. Ни одна, даже самая продвинутая техника, не сделает за вас работу по поиску подходящей композиции кадра — этому делу нужно кропотливо учиться, экспериментировать и не переставать искать ракурсы и варианты построения кадра. В статье мы расскажем о ряде композиционных приемов, которые помогут сделать снимок оригинальнее и профессиональнее.
Правило третей
Популярное композиционное правило “Закон третей” предполагает деление кадра на шесть равномерно распределенных линий, три из которых горизонтальные, а три вертикальные. Именно этот закон говорит нам о том, что не стоит пытаться разместить фотографируемые объект точно в центре — это собьет зрителя с толку, ведь он не поймет, какая половина снимка является главной. Точки, которые образуются на пересечении линий — это узлы внимания. Именно на них стоит размещать предметы и людей, акцентируя на них внимание. Также для этой цели можно использовать сами линии, точнее выбрать одну из них.
Симметрия и асимметрия в снимке
Иногда центрирование композиции, состоящей из мелких упорядоченных линий, может быть специальной задумкой — тогда композиция “по центру”, о которой мы говорили выше, будет оправдана. Часто такие фото содержат в себе изображение мостов и лестниц. Тогда лучше отойти от правила третей и расположить объект с точкой акцента на центральной части — вы подчеркнете стройную геометрию, зададите определенный ритм и создадите идеально выверенный снимок.
Асимметрия — очень популярный и “работающий” прием в фотографии. Его можно встретить в работах различного типа: городских, природных пейзажах, портретах, натюрмортах. Суть метода состоит в том, чтобы грамотно поместить предмет в узле внимания, но при этом приглушить другие детали кадра.
Расфокусировка
Для того, чтобы зрителю было проще расставить акценты по смыслу в фотографии, можно использовать чередование фокуса и расфокуса изображения. Любой предмет, который требует максимум внимания в кадре, должен быть четко виден, а все остальное — размыто. Это может быть портрет, снимок автомобиля, мчащегося по дороге, лошадь в прыжке и многое другое.
Иногда композиция требует обратного эффекта — когда резкость оказывается позади. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне красивой улицы или водоема. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами модели съемки.
Фото, заключенное в рамку
Рамка может быть не только в виде деревянного обрамления фотографии, но и внутри самого снимка. Такой художественный прием придает глубину и выразительность. Рамкой могут стать своды и арки красивых зданий, старинные колонны, даже окна и двери, а также природные “помощники”: ветви деревьев, лоза и прочее.
Стоит отметить, что элементы на заднем плане следует расположить по правилу третей.
Выбирайте выгодный ракурс, который емко охватит рамку, задаст ей нужную симметрию. В случае с пейзажной съемкой рамка сильно облегчает композицию, придавая ей художественную изюминку.
Создание линий
Как привести зрителя к смысловому акценту фотографии? С помощью линий, которые понятно укажут направление, в котором следует двигаться. Любые вещи, обладающие стройной геометрической формой, подойдут в этом деле: дороги, стены зданий, лестницы и мосты.
Если вы видите перед собой много горизонтальных линий, и все они в совокупности составляют интересную композицию, сделайте их основой фотографии, а в самой верхней трети расположите что-то одно — объект, который будет увенчивать композицию.
Работа с треугольниками и диагоналями
Геометрия в построении снимка задает ему динамику, делает более глубоким, позволяет воплотить креативные художественные задумки. Принцип прост: фотограф ловит в кадр объекты, расположенные лучевым способом — композиция дробится на треугольники, охватывающие всю структуру фотографии. Идеально совмещать мелкие и крупные предметы: слева, справа, в верхней и нижней части. Главное — избегать кучности по центру и задавать снимку нестандартную симметрию.
Структура
В съемке зданий, интересных архитектурных строений, площадей, скверов, старинных улочек важно отразить атмосферу места, выделить ее особенность. Один из приемов, придающих снимку особенное настроение и эстетику — акцент на текстурах, их выделение, а также повторяющиеся мелкие элементы, которые помогут сделать композицию интереснее.
Особенно хорошо и удачно применяются эти приемы на необычных дорожных покрытиях: каменная тропинка, брусчатка на дороге, необычный орнамент плитки, который хочется зафиксировать.
Четность и нечетность в фотографии
Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом. Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника — то от правила можно отступить. Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции — тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать.
Заполнение кадра
Основа приема заполнения — крупный план, который лишен фона. Лицо человека, голова животного или любой другой объект, например, здание с красивой архитектурой — все, что достойно внимания и способно увлечь деталями, может стать центром композиции кадра. Достаточно лишь немного неба вверху и по краям, нижней горизонтальной линии — и вот снимок грамотно заполнен. Прием особенно хорош в портретной фотографии, где важно сделать акцент на глазах.
Добавляем в кадр воздуха
Красивый объект на фоне неба, одиноко стоящее дерево на пустыре, маяк, окруженный водой, человек посреди пейзажа — такой минималистичный подход создании композиции и масса свободного пространства делают снимок “легче”, позволяя зрителю проще воспринять информацию и интерпретировать ее. Создавая снимки со свободным пространством и воздухом, вы даете своим работам больше “дышать”.
Акцентируем внимание на взгляде
Если говорить о съемке портретов, то самое важное, что следует знать о их композиции — не забывайте про глаза. Только так, расставив на них основные акценты, вы передадите все эмоции и мысли человека, его историю и текущее состояние. Не забываем про правила третей: располагайте линию глаз в верхней части кадра. Кстати, прием действует не только на людях, но и на животных.
Эксперименты с ракурсами
Большинство случаев съемки человека подразумевает ракурс на уровне глаз модели, в положении стоя. Такой прием стандартен и применяется многими мастерами — так вы наиболее правильно и натурально покажете пропорции фигуры модели. Но стоит помнить, что изменение симметричности линий и игра с ракурсами может сделать фотографию оригинальной и необычной — именно в таких случаях очень часто удается передать задумку, заложенную в проект.
Так, например, фотографируя собаку в прыжке с нижней точки, вы зрительно увеличиваете расстояние между землей и ее лапами, создавая смысловую выразительность. Для пейзажей с большим количеством интересных объектов не бойтесь снимать сверху. Очень важно менять расположение камеры, чтобы найти что-то свое, наиболее подходящее.
Работа с цветом
Цвет также играет роль в работе над композицией. С помощью цветов и их грамотного сочетания вы отразите настроение кадра и все эмоции. Изучать колористику фотографу необходимо, но на первых порах можно пользоваться специальной цветовой таблицей, которую применяют в работе дизайнеры, художники и другие творческие люди. Умение комбинировать оттенки и создавать целостную картинку — важный навык, который выведет ваше мастерство на новый уровень.
Создания движения и выбор направления
Любое движение воспринимается человеком слева направо — так уж мы устроены. Когда вы снимаете, помните об этой детали и используйте ее в работе. Например, автомобиль мчится по дороге, а велосипед — по лесной тропинке, человек занимается бегом, а его собака пытается догнать улетающую палку — каждое движение с динамикой стоит направить в правую сторону.
Очень важно не забывать оставлять впереди пустое пространство, которое поможет лучше понять всю динамику композиции, и то, куда держит путь герой снимка. Грамотно выбранное и выстроенное направление движение способно творить чудеса с динамикой фотографии.
Баланс
Если перед вами городская улочка с красивым фонарным столбом, расположите его по правилу третей и включите в кадр второстепенные элементы — они должны быть на отдалении:к примеру, с другой стороны дороги. Этот прием сбалансирует снимок, структурно уравновесит его. При этом фонарный столб будет по-прежнему доминировать, но в композиции появится органика, она станет художественно интересной. Избегайте одиночных силуэтов, которые режут фотографию на части.
Противопоставление в кадре
Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу и отражающий две стороны реальности. Старое и новое, черное и белое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика — контрасты всегда выигрышны, и имеют свою философскую идею.
Используйте вышеперечисленные композиционные приемы в своей фото-практике, и вы обязательно найдете из них свои — те, что придатут вашим работам изюминку и оригинальность. Не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом — только так вы сделаете свое творчество неповторимым.