Дорога в ад устлана благими намерениями что значит
Дорога в ад устлана благими намерениями что значит
Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма – английский критик, лексикограф, эссеист и поэт – опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.
Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:
«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».
Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.
Значение выражения
Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.
Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.
Вариации выражения
Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.
Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.
Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.
Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».
Происхождение фразы и ее вариантов
История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.
Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».
Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.
Употребление выражения
Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.
Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.
Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».
А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.
Синонимы
Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.
«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».
Заключение
Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.
А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.
Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания
Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.
Откуда появилось изречение
Источник
Благими намерениями вымощена дорога в ад
Происхождение крылатого выражения » благими намерениями вымощена дорога в ад «
Различные вариации выражения «Благими намерениями вымощена дорога в ад» присутствуют в русском, английском и некоторых других языках. Точное происхождение афоризма не установлено. Согласно одной из версий, он восходит к словам известного английского писателя 18-го века Самюэля Джонсона:
В начале 19-го века Вальтер Скотт приписывал авторство крылатого выражения неизвестному английскому богослову. Существует мнение, что это мог быть англиканский священник 17-го века Джордж Герберт. В его сочинении «Остроты мудрецов» присутствует фраза «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
Понятие «намерение» в Православии
Намерение – то же, что и замысел, то есть желание совершить определённый поступок. В Православии под намерением также подразумевается замысел не совершать что-либо (например, грех). Так, благим намерением является сознательное решение человека сделать добро или воздержаться от зла.
Святые Отцы в своих богословских трудах уделяли особое внимание теме намерений. Именно они лежат в основе всей нашей духовной жизни. Ведь чаще всего и греху, и добродетели предшествует соответствующее внутреннее расположение человека, обладающего свободой воли. Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Не красота – причина блудодеяния и не безобразие – причина целомудрия… Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого» (Полное собрание творений, том 3).
Связь дурных помышлений и ада очевидна. Но что означает выражение о благих намерениях?
«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: смысл выражения
Православие придаёт добрым намерениям большое значение. Ведь они являются проявлением благого духовного состояния человека, его стремления к добру, Богу и спасению. Однако христианство – религия не мечтательного, а деятельного спасения. На одном лишь намерении останавливаться нельзя, оно обязательно должно быть реализовано. Преподобный Симеон Новый Богослов предостерегает:
«Те, которые думают спастись без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда» («Слова»).
Рассматриваемый нами афоризм – именно об этом. Сколько бы ни было у человека добрых замыслов, все они бесполезны. Если только не воплощаются в жизнь, не осуществляются делами. Без дел вера мертва (Иак.2:26). Необходимо усердно работать над собой, соблюдать заповеди, упражняться в различных добродетелях. Покаяние и духовное совершенствование человека возможны лишь в земной жизни. Только тогда душа и тело соединены друг с другом. В аду же будет слишком поздно.
У крылатой фразы «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» есть и другая трактовка. Подразумевается, что некоторые искренние благие намерения порой оборачиваются греховными, губительными для души поступками. Это происходит, с духовно заблудшими людьми, которые живут без Бога, имея искажённые представления о добре и зле. Преподобный Ефрем Сирин учит:
«Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли» («Творения», том 1).
Таким образом, дела без веры тоже мертвы. Только с Богом, имея духовно просвещённый разум, мы можем правильно реализовать свои добрые побуждения. Если Господь видит веру и преданность человека, то ценит его благие намерения (Евр.4:12). Творец дарует Свою помощь для реализации добрых помыслов. Слова святителя Иоанна Златоуста резюмируют всё вышеcказанное:
«Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине… Но не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении. Будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то, и другое способствовало нам к достижению совершенства».
«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни
Наглядный исторический пример, к чему ведут благие намерения без веры, — попытка построить коммунистическое безбожное государство. Стремление к раю на земле и всеобщему равенству сто лет назад обернулось гражданской войной, миллионами жертв и установлением тоталитарного режима. Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает:
«Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить “счастье” человечеству. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим».
Полноценная христианская жизнь не может ограничиваться одними лишь благими намерениями. Без добродетелей и работы над собой происходит духовная деградация человека. Он отдаляет себя от Бога и спасения. Литературный редактор православной газеты Елена Фетисова рассказывает о том, как на личном опыте убедилась в этом.
Когда Елена прошла через период воцерковления, у неё пропала присущая неофитам (христианам-новичкам) духовная ревность. Всё сложнее стали даваться молитвы, посты, чтение Священного Писания и духовной литературы. Вместо того, чтобы начать трудиться над собой, Елена стала ослаблять посты, урезать молитвенные правила, всё реже обращаться к Евангелию.
Однажды, занимаясь домашними делами, женщина осознала, что самого утра ни разу не обратилась к Богу. Елена говорит, что в тот период жизни испытала «паралич веры»:
«Нет, ты по-прежнему веришь в существование Бога и во все пункты Символа веры. Но умер опыт веры: теплое чувство Его Благости и вездеприсутствия, Его непосредственного участия в твоей жизни… Оказывается, вера умирает даже не от отсутствия масштабных и ощутимых дел, вроде благотворительности. Она медленно и незаметно тает без подпитки малыми делами веры…».
Как оживить в себе веру?
На примере героини вышеизложенного рассказа, мы убедились, что охлаждение веры может испытать даже воцерковлённый христианин. Но усердным трудом над собой можно «реанимировать» веру и вновь почувствовать Божье присутствие в своей жизни. Митрополит Иоанн (Попов) перечисляет, что для этого нужно сделать:
«Если человек возжелал духовно обновиться, то он должен, прежде всего, помолиться сокровенной молитвой, попросить помощи Божьей. Он должен обязательно исповедоваться в том, что им овладело окаменелое бесчувствие. Следующий шаг после исповеди – это помощь ближнему и сострадание, сопереживание. Это то, что человека всколыхнет, заставит его по-новому смотреть на мир».
В молитве, то есть искреннем покаянном общении с Творцом, христианин находит благодатную защиту от зла, утешение в печалях, очищение ума. Не следует ждать особого настроя для беседы с Богом. По словам святых Макария и Петра Дамаскина, Всевышний «даёт молитву молящемуся». Об этом же говорит и преподобный Макарий Оптинский:
«Надо себя принудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце. А Господь, видя такое наше понуждение и усилие к молитве, подает Свою помощь» («Письма к монашествующим»).
Исповедь и Причастие являются основными Церковными Таинствами. Их установил Господь, чтобы мы могли приобщиться к Его естеству и преобразить свои тело и душу. В связи с этим митрополит Иларион (Алфеев) называет Таинства получением опыта неба и предвкушением Царствия Божьего. Преподобный Паисий Святогорец указывает на великое значение регулярного участия в этих священнодействиях:
«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).
Дела милосердия облагораживают и умиротворяют душу человека, искореняют в нём эгоизм. Примером такого благого дела является подаяние милостыни. Преподобный Исаак Сирин призывает христианина:
«Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу» («Слова подвижнические).
Благодарение Господу и Богоматери за всякое благодеяние
Тропарь
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби Твои, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Перевод: Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»
Кондак
Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.
Перевод: Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»
Богородичен
Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.
Перевод: Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.
Благими намерениями. дорога в ад вымощена
Благими намерениями. дорога в ад вымощена (греч. термин «эудокиа»)
Греческий термин «;;;;;;;» (эудокиа) означает: «благое намерение», «благоволение», «желание добра». Он 9 раз упоминается в НЗ. Насколько мне известно, в Торе нет аналога данному понятию.
На чем основывается его идея о том, что «благое намерение» Творца в отношении человечества заключается именно в «усыновлении через Иисуса». Причем, говоря «нас», Павел идентифицирует себя с язычниками, ведь Израиль давно назван сыном, первенцем Всевышнего, и ему не нужно «повторное усыновление», тем более через некоего «Иисуса Христа».
«Благими намерениями вымощена дорога в ад, если она мостится на шатком фундаменте из размытых ценностей, искаженных истин и беспочвенных иллюзий» (Белла Карп).
В Торе есть немало примеров, когда «благие намерения» людей оборачивались бедствием.
Рав Элияу Швальб, основываясь на книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов», учит: «В недельной главе Шмот написано (2:21): «И изволил Моше жить с тем мужем, и он дал Ципору, свою дочь, [в жены] Моше». Когда Моше пришел к Итро, он увидел, что Итро и его дочери больше не служат идолам. Соплеменники Итро даже сделали его за это изгоем. По мнению наших мудрецов, стремление Итро к истине было заметно даже когда он еще служил идолам – ведь именно в поисках истины он испробовал все культы мира. В свете этого, Моше мог быть абсолютно уверен, что, когда он укажет ему на путь истины, то Итро, конечно же, признает истину и вернется к добру. Но все-таки, Итро было тяжело измениться. Истина, открывшаяся ему благодаря его зятю Моше, еще не сделала его слугой Б-га. Моше не отступал. Он принял на себя жизнь в страданиях, чтобы приблизить его к истине. В переводе Торы на арамейский «Таргум Йонатан» написано (2:21), что сначала Итро посадил Моше в яму, страшась Паро. Ципора тайно кормила и поила его на протяжении десяти лет. И несмотря на самые благие намерения Моше, Тора все же критикует его за то, что он добровольно влился в это окружение. Более того, Тора рассматривает желание Моше быть там, как клятву обо всем, что может произойти в результате его пребывания в семье Итро. И несмотря на то, что желание Моше было продиктовано его сильным духовным стремлением указать Итро истинный путь, наши мудрецы считали, что где-то внутри Моше мерцала легкая искра согласия заплатить за это очень высокую цену – а именно, что в результате пребывания Моше в семье Итро его первый сын будет служить идолам. Если человек окружает себя не слишком крепкими в служении Б-гу людьми, то даже если его намерения благие, в его разуме все равно будет присутствовать некоторая степень согласия пожертвовать чем-то из того, что он привык делать для своего Творца. А на более глубоком уровне он согласен и на самые серьезные вещи, которые могут случиться с ним и с членами его семьи».
Еще один пример «благих намерений» из Торы:
Рав Меир Левин учит: «Тора рассказывает дальше очень странную историю — о гостеприимстве Лота, племянника Авраама. Покинув праотца, гости (ангелы) идут к Лоту, живущему в городе Сдом. А в Сдоме гостеприимство приравнивается к государственной измене. Почему? Город богатый, и его жители боятся, что вот пустишь одного, другого, и они всё сожрут. Логично. И мы видим тому множество примеров. Помните, как в благоустроенном Ливане, «ближневосточной Швейцарии», приютили бедных палестинцев — и что вышло? Логично, но преступно, потому что «любое собрание не во имя Всевышнего не устоит». Да и современная история подкидывает нам случаи неправоты сдомитян. В какой стране мира есть статус «беженца» — то есть того, кому было дома плохо и кого надо поэтому приютить? Правильно, в Америке. Вот страна, пусть и с некоторыми оговорками, процветает. И наверно, если бы принимала гостей ещё больше от души, процветала бы без всяких оговорок. Но вернёмся в Сдом. Лот, воспитанный Авраамом, даже рискуя жизнью, проявляет гостеприимство в отношении ангелов. А те пришли разрушить Сдом. Главное обвинение на небесах: злость и издевательство над прохожими. И теми, кто дал им приют. И что же? Может быть, это сохранённое стремление к добру позволило ангелам спасти ему жизнь? Нет. Мидраш говорит, что Лота спасла молитва Авраама. Авраам молился за всех жителей Сдома, но его молитва помогла только Лоту и его дочерям. Неисповедимы пути Г-сподни! Впрочем, всегда ли они так уж неисповедимы? Говорят мудрецы, что «благословение на пустое место не падает». Вот и здесь молитва гостеприимного праведника Авраама помогла человеку, у которого было сходное свойство — гостеприимство.
Чем же отличается Лот от Авраама? Гостеприимство его сохранилось по традиции, вне системы заповедей. Поэтому оно не связано со Всевышним, и Лот переходит границу допустимого. Он рискует не только своей жизнью, что само по себе преступно, но жизнью всей семьи. В мире истины его бы спросили: «Тебя кто-либо звал? Зачем ты тащил их к себе в дом?» Кроме того, он, пытаясь откупиться от возмущённой его «преступлением» толпы, пренебрегает честью дочерей, что тоже категорически запрещено. «Дорога в ад устлана благими намерениями». И всё-таки, Лот и две его дочери спасаются! Приглашайте гостей, друзья!»
Принцип «благих намерений» можно проиллюстрировать также историей царя Саула. Рав Меир Левин: «Я где-то читал, что любой подвиг является исправлением чей-то ошибки. Каждый год мы отмечаем праздник Пурим. Очередную победу над нашими врагами, желавшими окончательно решить еврейский вопрос. Меняются времена, правители, страны. Аман, Тит, Фердинанд и Изабелла, Хмельницкий, Гитлер, Сталин. «А воз и ныне там». И все-таки, как получилось, что в Персии над всем еврейским народом нависла угроза уничтожения? Ведь все могло быть по-другому! Праведному еврейскому царю Шаулю сам Б-г через пророка Шмуэля приказал уничтожить злейшего врага евреев – народ Амалека. Как вообще возможно, чтобы праведник нарушил приказ самого Всевышнего? Всем известно, дорога в Ад устлана благими намерениями.
И, наконец, давайте рассмотрим еще один, очень яркий и показательный пример, который учит разнице между «благими намерениями», которые ведут «в ад», и «благими намерениями», которые ведут «в рай».
Янки Таубер: «Равенства, согласно Талмуду, не существует. Это означает, что если перед вами стоят «хороший парень» и «плохой парень», вы, следуя древнейшему источнику еврейской мудрости, должны распахнуть объятья навстречу «хорошему», а о «плохом» — забыть. То есть вообще забыть. И даже имени его вслух не произносить. Талмуд, и это мы подчеркнем особо, беспричинно ничего не посоветует. А вот саму причину следует искать уже в более древнем источнике — Книге Притчей царя Шломо, где сказано: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивого омерзеет» (Притчи, 10:3). Ссылаясь на это изречение, Талмуд говорит о том, что «запрещено давать ребенку имя злодея». У внимательного читателя тут же возникает вопрос: а с какой же тогда, простите, радости недельная глава Торы «Корах» названа по имени грешника, призывавшего народ восстать против Моше Рабейну и первосвященника Аарона? Ведь если Тора — против того, чтобы мы называли своих детей Адольфами и Иосифами Виссарионовичами, зачем же было целую главу Торы называть по имени нераскаявшегося грешника, действия которого поставили под угрозу само существование народа Израиля (как мы помним, по воле Всевышнего земля под Корахом разверзлась и поглотила его)?
Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Вот и Корах, единственным из людей «официально» удостоившийся чести отправиться прямиком в ад, тоже действовал, исходя из самых добрых побуждений. Из комментариев к Торе известно о его страстном желании получить статус Первосвященника (Коэн а-Гадоль), занимающего наивысшую ступень в служении Б-гу. Но откуда мы знаем, что эта его мечта была доброй? Во-первых, по мнению мудрецов, во времена Машиаха такого духовного уровня будет удостоен каждый еврей. Корах же возжелал достичь этого уровня еще в этом мире. Во-вторых, нам известен еще один персонаж Пятикнижия, которого Всевышний лишил статуса Первосвященника, хотя тот и имел на это право по рождению. Это сам Моше Рабейну. Вот слова Моше, обращенные к Кораху: «Наш Б-г — Один, и Тора одна, и Коэн а-Гадоль один, и Храм. Но ты… желаешь стать Первосвященником, и я с тобой!» (Мидраш Танхума. Комментарии Раши к главе «Корах», 16:10). «И я с тобой»… Похоже, Моше Рабейну шутит. Или спорит — из любви, так сказать, к искусству. А может, нам просто демонстрируется частичка великой его души, ведомой всепоглощающим желанием достичь высочайшего из уровней служения Всевышнему? Уровня настолько святого, что при жизни он недоступен даже для Моше. И потому порыв его сломлен, подавлен запретом Творца: «Остановись. Нет. Не сейчас». Оба они, Корах и Моше Рабейну, возжелали запретного. Но желание Кораха навлекло беду и на него самого, и на его сторонников. А Моше, напротив, достиг величия.
Дорога в ад вымощена благими намерениями. Дорога в рай — тоже. Разница, казалось бы, незначительная, но она есть. В одном случае человек действовал против воли Создателя; в другом — боролся со своим эго, буквально сломил себя, посвятил жизнь исполнению повелений Творца и направил всю энергию именно в это русло, поборов искушение. Любавичский ребе Менахем Мендл Шнеерсон, объясняет, что целая глава Торы названа в память о Корахе именно по этой самой причине. На самом деле, по Торе, существовало два Кораха: Корах-человек и Корах – глава Торы. Или, если угодно, тело Кораха и душа Кораха. Человек перешел границы дозволенного, сломал грань между добром и злом, пошел против Б-га — и был наказан. Добрые устремления, которыми была полна его душа, тоже снесли все преграды — на пути в рай. И за это он был вознагражден тем, что остался в памяти людей».
Рав Авроом Вольф учит: «Многие думают, что понятие «тшува» обозначает процесс, в котором человек, выросший в светской атмосфере, изменяет свой образ жизни и начинает соблюдать законы Торы и исполнять ее заповеди. Но правда в том, что понятие раскаяния стало неотъемлемой частью существования человечества с первого же дня, когда был создан Адам. Тшува означает «возвращение» — вернуться к своим корням, к Источнику. Каждый из нас в душе праведник, обуреваемый желанием вершить добро. Но иногда мы отрицаем нашу внутреннюю направленность. Известно, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Это произошло с Адамом, когда он согрешил, вкусив плод с Древа познания добра и зла. Однако Б;г дал ему и нам величайший дар — возможность совершить тшуву, вернуться назад и уберечься от будущих неправедных поступков. Творец не только дает нам возможность раскаяться, Он даже ждет и просит нас сделать это. Об этом говорится в Танахе: «Разве Я хочу смерти нечестивого, — слово Г;спода Б;га, — а не того, чтобы обратился он от путей своих и жив был?» (Йехезкель, 18:23)».
Итак, мы должны, в первую очередь, руководствоваться не своими «благими намерениями» (даже если они кажутся нам супер-духовными и правильными), а Заповедями Торы. Только в таком случае мы будем способны исполнить Волю Творца.
Еще один пример «благих намерений»:
«Вслед за праздником Рош а-Шана в еврейском календаре наступает пост Гедалии. С учетом того, что постов в иудаизме совсем немного – всего шесть дней в году, возникает вопрос: что среди таких центральных для еврейской жизни дней, как Йом-Кипур и Девятое Ава, делает пост в память о гибели одного вроде не самого знаменитого человека по имени Гедалия? Тем более что многим хорошо знакома старая еврейская шутка: «Ты постишься в пост Гедалии?» – «А если бы меня убили, он бы постился?»
Крушение древнего еврейского мира, названное Вавилонским пленением, произошло не за один день. Сначала, еще в VII в. до н.э., ассирийцы уничтожили северное Израильское царство, однако южное – Иудейское – пережило эту беду, но в 604 г. попало в вассальную зависимость к могущественному Вавилону. Несколько лет иудейские цари пытались восставать против Вавилона, опираясь то на дряхлеющего великана – Египет, то на союз с другими небольшими царьками. Но кончалось всё одним поражением за другим, и в наказание вавилоняне в 597 г. отправили в изгнание иудейского царя и мастеров-ремесленников, а в 586-м – разгромили Святой город, уничтожили Иерусалимский Храм и отправили в изгнание более заметную группу евреев. Однако большая часть еврейского народа в тот момент всё еще оставалась на своей земле – хоть уже без царя, Храма и государства. Вавилонским наместником в Иудее стал Гедалия бен Ахикам – человек из влиятельной, знатной и богатой еврейской семьи, которому предстояла нелегкая участь – быть посредником между еврейским народом и могущественным Вавилоном и, лавируя, попытаться сохранить остатки иудейской независимости.
Гедалия, без сомнения, оказался не случайным человеком на этом месте. Достаточно сказать, что его отец, царедворец Ахикам, упомянут в библейском тексте в качестве спасителя пророка Ирмиягу, которого недовольная толпа пыталась растерзать за предсказание о скором разрушении Храма. А дед Гедалии, служивший писцом великого царя-реформатора Йошиягу, нашел забытый при ремонте Храма свиток Торы, содержащий, по-видимому, книгу «Дварим». Выбрав в качестве временной столицы город Мицпа, находящийся чуть северней Иерусалима, наместник Гедалия начинает собирать всё, что осталось от войны, призывает крестьян возвращаться в поля, клянется народу в верности, обещая мир и покой. На его призывы откликается не только простой люд, но и воины, постепенно выходящие из убежищ. Идет к нему и пророк Ирмиягу, отпущенный вавилонянами на все четыре стороны.
Ирмиягу, пророчествуя о разрушении Храма, падении Иерусалима и конце царства, надеялся, что народ всё же избежит изгнания и останется на своей земле – пусть покоренным и избитым, но дома. Случилось иначе – и именно из-за Ишмаэля. Эта трагическая неудача на столь важной исторической развилке – первая из причин, почему еврейские мудрецы установили пост в этот день. Но есть и вторая. В нашей истории не часто, но бывало, что один еврей убивал другого – и до Гедалии, и после. Однако это убийство – особый случай. Прежде всего потому, что мотивы Ишмаэля можно понять. Принадлежа к фанатичной национально-религиозной партии, он защищал легитимную с позиций Торы власть дома Давидова от «выскочки-узурпатора» Гедалии, пошедшего на открытое сотрудничество с вражеским Вавилоном, только что уничтожившим Иерусалимский Храм. Мудрецы, устанавливая пост в память о Гедалии, хотели напомнить нам: поднявший руку на брата – убийца вне зависимости от мотива, и участь его всегда плачевна. Даже если он убивает ради святых целей – свободы и избавления. Такие средства не оправдывает никакая цель».