Дорога жизни что посмотреть
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Фотоотчёт о музее
Музей Великой Отечественной войны в музее «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро — обязательно стоит посетить каждому. Места эти связаны с героической страницей жизни города на Неве. События недавних лет, будут лучше и нагляднее поняты всем, кто неравнодушен к истории нашей Родины. Мой рассказ — о месте, свидетельствующем об истории блокадного Ленинграда. Обязательно приезжайте сюда сами. Берите с собой детей.
О месте, где расположен музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
Приезжаю я в эти места достаточно часто. Здесь очень красиво. Песчаный берег Ладожского озера, пляжи, сосны. Тут же находится и один из самых высоких маяков России — Осиновецкий. Но место это известно не только своей природой.
Именно здесь, на этом берегу Ладоги, брала своё начало переправа на Большую Землю из блокадного Ленинграда. Зимой — по льду озера. Летом — по открытой воде. В этих местах находилось руководство Осиновецкой военно-морской базы в годы войны. Не случайно, что именно здесь создан музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Большой комплекс- мемориал, с обширной экспозицией документальных, «живых» свидетельств ушедшей войны.
Здесь проходят мероприятия посвящённые блокадным событиям. Которые мне доводилось снимать.
Несколько кадров с реконструкции «Прибытие поезда Победы». Станция «Ладожское озеро».
Поезд Победы. Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро
Реконструкторы в военной форме времён ВОВ
Поезд Победы. Юный реконструктор
Ну, а теперь о самом музее.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция и история музея
История мемориала началась в далёком 1968 году. Открытие его было утверждено приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Этот комплекс — филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». До этой даты в двух залах Осиновецкой школы размещалась лишь выставка об участниках событий на Дороге жизни.
С 12 сентября 1972 года филиал открыл свои двери для посетителей.
Этот музейный комплекс я посещал только до времени его реконструкции 2015-го года. И помню его совсем другим.
После реконструкции он сильно изменился. Стал более современным. А его площадки пополнились новыми экспонатами.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро сейчас полностью реконструирован. К Дню Военно-Морского Флота 2016-го года здесь достроили новое здание выставочного павильона. Который выполнен в виде гигантской ледяной глыбы. (Фото на заставке статьи)
Справа от входа в комплекс — небольшая часовня:
Часовня. Музей «Дорога жизни»
Левее часовни — Центральный выставочный павильон. Он двухэтажный. Первый этаж — большие, высокие залы со множеством экспонатов. Осмотр экспозиции я и начал отсюда.
Тут находятся стенды посвящённые истории освоения Ладожского берега. С моделями первых деревянных судов:
Модели деревянных судов Петровской эпохи
Но основная часть музейной экспозиции посвящена блокадным событиям:
Зал экспозиции
За стеклом — Ли-2. Самолёт, экспонат экспозиции под открытым небом
Схематичная карта фронтов времён Блокады Ленинграда:
Посетитель музея у карты боевых действий
Представлены образцы вооружения и техники:
Артиллерийские снаряды
Турельная пулемётная зенитная установка:
Знаменитые пулемёты «Максим»
Во время Блокады Ленинграда по дну Ладожского озера на Большую Землю был проложен электрический кабель и линии связи
Работой по прокладке кабеля и другими вспомогательными работами занимались подразделения водолазов. Образцы водолазной экипировки также представлены в экспозиции:
Манометр водолазной помпы:
Манометр помпы для подачи воздуха
Водолазная экипировка
Схематичная модель-карта Осиновецкого берега:
Осиновецкий берег. Схема
Модели техники тех лет и событий:
Экспозиция музея
Уменьшенная копия легендарной «полуторки». Грузовика «ГАЗ-АА». Самого известного отечественного транспортного средства ВОВ. (Кстати, настоящую «полуторку» можно увидеть в другом зале музея. И даже на ней прокатиться. Но об этом — ниже)
Модель «полуторки»
Второй этаж выставочного павильона
Осматривая экспозицию залов музея я поднялся на второй этаж. Здесь представлены образцы обмундирования Красной Армии. Вооружение и техника воюющих сторон.
Образцы формы бойцов Красной Армии
Дальномер
Стенд — демонстрирующий работу переправы по льду на Дороге жизни.
Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро. Фрагмент экспозиции музея
Интерактивная часть экспозиции
Кабина симулятора ГАЗ-АА
В кабине симулятора
С управлением грузовика справится даже не подготовленный водитель-подросток. Передачи рычагом переключать не нужно. Повернул ключ зажигания — машина завелась. Дальше только жмём педаль газа и рулим. Кабину будет трясти по ходу движения. Руля грузовик слушается, но совсем не как современный авто. Педаль газа в пол — едем быстрее. Чуть отпустим — начинаем притормаживать. В общем, впечатления достаточно реалистичные. С учётом того, что пред глазами будут вполне натуральные картины зимней дороги. Одну часть пути проезжаем днём. И две трети — в ночное время. «Опустится» ночь и автоматически включатся фары. (Вот, успел я одновременно с вождением снять картинку. «На ходу». Вид из кабины грузовика):
Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни
Экспозиция под открытым небом
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро расположился на живописном берегу Ладожского озера. На набережной — башни артиллерийских батарей. Вдоль них — прогуливаются посетители. Сложно представить себе, какие страшные события разворачивались здесь во время войны. Мирно покоящиеся орудийные стволы батарей — свидетели того времени.
Башни орудий на набережной
Рядом с орудиями — самолёт ЛИ-2. С уважением рассматривал я этот экспонат. Самолёт- трудяга. Он широко применялся во время Великой Отечественной войны. В разных модификациях. Созданный на базе американского Douglas DC-3, этот самолёт конструкции Лисунова выпускался с 1942-го года. И широко применялся в военно-транспортной авиации. Использовался для переброски диверсионных групп в тыл врага. Для доставки грузов на передовую. И многие жизни ЛИ-2 спас в блокадном Ленинграде. Эвакуируя ленинградцев из осаждённого города на Большую Землю.
Ли-2
Ли-2
Между прочим, использовался ЛИ-2 и как бомбардировщик дальней авиации. И широко использовался как ночной бомбардировщик.
Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках. Все без исключения модификации называя «Дуглас».
Шасси ЛИ-2
Рядом с самолётом, на вечную сухопутную стоянку встали военные катера и суда. Они несли основную нагрузку жизнеобеспечения Дороги жизни в период навигации.
Экспозиция под открытым небом
Многие гражданские суда несли суровую военную службу. Например, как этот буксирный пароход «Ижорец 8»:
Буксирный пароход «Ижорец 8». Музей «Дорога жизни»
Серп и молот на дымовой трубе парохода
За кормой судов этой сухопутной (уже) флотилии — расположился павильон групногабаритных экспонатов. Я приехал в музей уже под вечер. И достаточно долго уже гулял по экспозиции. Кто-то из персонала меня вежливо спросил:
-А вы были уже в павильоне крупногабаритных экспонатов? Если нет, то поторопитесь. А то мы скоро закрываемся.
Я внял совету и засобирался в указанный павильон. Он как раз находился рядом.
Павильон крупногабаритных экспонатов. Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
В этом павильоне я осмотрел достоверные экспонаты военной поры. Здесь представлены тщательно отреставрированные экспонаты.
ГАЗ-АА «Полуторка» (обращает на себя внимание открытый тип радиатора и только одна фара. Война. Не до роскоши. «Всё для фронта. Всё для победы»)
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. «Полуторка»
Справа от легендарного грузовика расположился автобус АТУЛ-АЛ-2. Советский городской автобус. Выпускавшийся с 1935-го года. Заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ). В военное время на этом автобусе удлинили раму. Взяв её с 3-х тонного грузовика ЗИС-5. Добавили ещё одну, неведущую ось. А деревянный каркас кузова обшили листовой сталью. В годы войны этими автобусами вывозили детей из блокадного Ленинграда. Пассажировместимость АТУЛ-АЛ-2 — 26 человек.
АТУЛ-АЛ-2
Решётка радиатора автобуса
Салон автобуса
А рядом с автобусом — другой военный грузовик. ЗИС-5. Или как его тогда называли — «трёхтонка». Это второй по массовости грузовой авто 30-40-х гг. Один из самых массовым грузовиков Красной Армии во время ВОВ. Выпускался автомобильным заводом им. Сталина с 1933 по 1948 год. Этот авто настоящий участник военных действий. Входил в состав 5-ой роты 390-го отдельного автотранспортного батальона. 17-ой отдельной автотранспортной бригады. Грузовик использовался на ледовых трассах Дороги жизни в 1941-43 гг. Перевозил грузы и эвакуируемых
ЗИС-5
ЗИС-5
Осмотрев колёсную технику я продолжил свою экскурсию по залу экспозиции. Здесь собраны различные виды вооружения и техники, которые использовались в период военного времени.
Вот два буя петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4:
Буи ПЭМТ-4
Образцы морских мин, которые этот трал (в том числе) обезвреживал.
Морские мины
В зале представлено множество видов арсенала вооружений и вспомогательной техники.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция групногабаритной техники
Полевая кухня
Осмотрев этот экспозиционный зал, я прогулялся по набережной комплекса и засобирался на выход. Время работы музея подходило к концу. И вежливые сотрудники музея мне об этом напомнили.
«Разорванное кольцо», паровоз «Комсомолец» и станция «Ладожское озеро»
В моих планах было посещение ещё двух объектов, связанных с историей Блокады Ленинграда. Расположенных по соседству с музейным комплексом. И если вы (как и я) приехали в музей «Дорога жизни» Ладожское озеро, то стоит обязательно осмотреть и эти два памятных места.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Я путешествую на авто. И отправившись на берег Ладожского озера у Осиновецкого маяка добирался сюда из Санкт-Петербурга по дороге А-128. (Дорога в отличном состоянии).
И попав сюда — не проехать мимо памятника «Разорванное кольцо». Мемориала, входящего в Зелёный Пояс Славы. Именно здесь я сделал свою первую остановку. Перед тем, как отправиться дальше. В музей «Дорога жизни» Ладожское озеро.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Памятник представляет собой две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров). Они символизируют кольцо блокады. А разрыв между ними — Дорогу жизни.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Мемориал открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.
Мемориал «Разорванное кольцо»
На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.
Приехал сюда я в выходной день. И в момент моего посещения приехала большая группа китайских туристов.
Туристы
Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия
У подножия кольца выбиты строки: