Дорогие товарищи о чем

«Дорогие товарищи!» Кончаловского претендует на Оскар: О чём этот фильм, сюжет и факты о трагедии

Картина режиссёра Андрея Кончаловского, рассказывающая о трагических событиях 1962-го года в Новочеркасске, попала в шорт-лит престижной кинопремии.

Фильм «Дорогие товарищи!» российского режиссера Андрея Кончаловского о расстреле рабочих завода НЭВЗ в Новочеркасске вошёл в шорт-лист кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший международный художественный фильм».

Конечно, если бы Юля не была из казачьей семьи, мне бы не пришло в голову размышлять над этими событиями. Тема показалась действительно интересной и захотелось сделать картину, в которой семью опрокинуло бы в воронку этой трагической истории,

— объяснял мотивы, побудившие его взяться за сложную тему, режиссёр картины Андрей Кончаловский.

«Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером»

В основу фильма легли события, произошедшие больше полувека назад, в 1962 году, когда возмущённые повышением цен на мясо и молоко рабочие электровозного завода в Новочеркасске, получили ещё один «подарок» от руководства — увеличение норма-часов.

Тогда, собравшись у здания заводоуправления, они начали требовать разъяснений от начальства. А директор Борис Курочкин попытался отшутиться: «Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером».

Шутка получилась, мягко говор, неудачная.

Эта фраза не просто сильно оскорбила рабочих, но и стала детонатором для дальнейших событий. Люди возмутились, волнения нарастали с пугающей скоростью.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чемФото: кадр из фильма.

Группа митингующих перекрыла железную дорогу, остановив поезд Ростов-Саратов. В город прибыл первый секретарь Ростовского обкома Александр Басов, который попытался успокоить толпу, но был освистан.

Часть наиболее радикально настроенных рабочих начала штурмовать завод. К вечеру милиция попыталась оттеснить протестующих, но была смята толпой.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чемФото: кадр из фильма.

На второй день в город ввели танки, но и это не остановило митингующих.

Страшный итог: 26 убитых, 87 раненых, семерых забастовщиков приговорили к расстрелу, 105 демонстрантов были отправлены в лагеря на долгие сроки.

Отец-казак и дочь-коммунистка: главные герои драмы

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чемФото: кадр из фильма.

Мать-одиночка и отчаянная сталинистка в первый день рабочего бунта призывала заговорщиков расстреливать, но потом всё резко меняется: она узнаёт, что среди бунтовщиков оказывается её дочь, поисками которой после расстрела толпы на площади перед зданием горкома она и занимается.

— Человек, который теряет ребёнка, для него возникает реальность настоящая: вне политики, вне власти, вне убеждений,

— делится в одном интервью сама актриса.

— Характер списан практически с портретов реальных людей, я изучал подробно историю раскулачивания. Вот дед оттуда, да он и не актер,

— охарактеризовал героя своей ленты сам Кончаловский.

Старого казака сыграл бывший тракторист и пчеловод из Адыгеи Сергей Эрлиш, который, к слову, не сразу согласился играть у Кончаловского, ведь мужчине не на кого было оставить хозяйство.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чемФото: кадр из фильма.

Самым трогательным моментом в фильме, пожалуй, стал эпизод именно с его участием. В день, когда началась забастовка, дед полез в сундук, достал оттуда казачью форму с четырьмя Георгиевским крестами на груди и стал любоваться на себя в зеркало. На фразу дочери: «Сыми!», ответил спокойно и жёстко: «Не сыму!»

А затем в диалоге с Высоцкой, героиня которой с теплотой вспоминает сталинские времена, он зачитывает ей письмо своей племянницы — в нём девочка описывает, как в двадцатые годы на Дону раскулачивали казаков, насилуя женщин, расстреливая безоружных людей, и произносит фразу: «Если бы твой Шолохов всю правду написал, то не было бы никакого «Тихого Дона». А затем вспомнил историю, которую ему рассказал старый казак:

В станице Вёшенской один казак комиссара варваром обозвал. Так ему язык отрезали, гвоздями к подбородку прибили и водили по дворам, пока не помер.

Интересные факты о фильме «Дорогие товарищи»

Сцены снимались в Ростовской области и в декорациях павильона в Лужниках.

Сложно восстановить период, которому больше 60-то лет. но в этом и есть задача режиссёра создать максимальное правдоподобие или максимальное соответствие эпохи,

В версии Кончаловского расстрел людей производили не солдаты, а снайперы КГБ, которые обосновались на чердаке здания горкома.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чемФото: кадр из фильма.

Там есть эпизоды – среди основной линии, связанной с поисками Сёминой её дочери, в которых показано, как безуспешно смывали кровь с брусчатки на площади, где произошла трагедия, а потом решили закатать её в асфальт.

«Дорогие товарищи!» в 2020 году получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Чикаго.

Добавим, что отечественные фильмы не раз, конечно же, претендовали на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но получили золотую статуэтку только три картины: «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова.

Авторы: Олег Беликов, Жанна Смирнова

Источник

«Дорогие товарищи!»: что нужно знать о фильме, выдвинутом на «Оскар»

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Действие разворачивается во время протестов рабочих в Новочеркасске 1 и 2 июня 1962 года. Зритель наблюдает происходящее глазами главной героини Людмилы (Юлия Высоцкая). Ярая коммунистка верит в незыблемость советской власти и убеждена, что народ имеет право восставать только против капиталистов.

Впервые восстание рабочих в Новочеркасске предали огласке в 1980-х. По словам Андрея Кончаловского, прежде никто не слышал о забастовках, так как участники и очевидцы событий подписывали бумаги о неразглашении.

Юлия Высоцкая сама родом из Новочеркасска, из казачьего рода Мелеховых. Но этот факт, по словам режиссера, не повлиял на выбор темы. Он не раз обдумывал экранизацию печальных событий, но откладывал идею до тех пор, пока не увидел Антигону Юлии Высоцкой в спектакле «Эдип в Колоне» в Театре Олимпико в итальянской Виченце.

«У Юлии замечательный талант трагика, и я подбирал для нее подходящую роль. Но тот факт, что Юлия родом из Новочеркасска, никак не связан с выбором темы. Когда проходила забастовка, ее маме было десять лет. Даже в начале 1990-х, когда преступление против рабочих уже было описано в книгах и протоколах, местные жители не слишком бурно его обсуждали. Прошлое не хотели ворошить», — объяснил режиссер в одном из интервью.

Впрочем, Кончаловский утверждает, что мог подыскать трагическую роль для Высоцкой и на другом историческом материале — не было задачи снять картину об ужасах советской жизни. «Вообще, историческая правда не слишком важна. Важно то, во что вы сами верите. Моей целью было именно скрупулезно воспроизвести эпоху 1960-х годов. Думаю, что люди послевоенного времени заслуживают фильма, который воздает должное их заблуждениям, наивности и тому трагическому диссонансу, который возникал в их душах, когда они видели, насколько коммунистические идеалы оказались далеки от реальности», — рассказал Кончаловский.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Консультантом фильма выступил помощник главного военного прокурора Юрий Баграев, который в июне 1992 года был назначен руководителем следственной группы для выяснения причин и обстоятельств гибели людей в Новочеркасске.

Андрей Кончаловский приступил к съемкам после изучения материала: «Я всегда так же тщательно представляю себе своих персонажей, не упускаю ни одной детали (ни того, что они прячут под кроватью, ни того, как они ходят в туалет). Потому что неграмотно созданные образы, словно герои в фальшивом облачении, испортят все впечатление от картины. Ну и, конечно, лица людей 1960-х годов отличаются от лиц, скажем, 1920-х. У первых были именно «настоящие советские лица». Поэтому в картине, кроме Юлии Высоцкой, нет ни одного известного российского актера, чтобы не было пересечений с современным кинематографом. Каст набрали из актеров региональных театров, фактурных жителей Ростовской области и Адыгеи (так называемый уличный кастинг) и непосредственно рабочих Новочеркасского электродвигательного завода, чьи предшественники и пострадали от рук власти в 1962-м.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Сохранить «советскость» Кончаловскому хотелось не только в лицах, но и в съемке, поэтому картина вышла черно-белой, с обычным для фильмов того времени соотношением сторон 1:33. «Этот формат особенный, потому что он, в отличие от современного кино, позволяет видеть небо. Новые кинематографические системы лишь концентрируются на экшене и толпе. Сегодня кинорежиссеру все труднее возбудить зрительскую фантазию», — рассуждает режиссер.

Генеральным продюсером «Дорогих товарищей!», как и «Греха» (предыдущего фильма Кончаловского об испытаниях на жизненном пути Микеланджело Буанаротти), выступил Алишер Усманов. В интервью BBC Кончаловский сравнил вклад Усманова с поддержкой, которую Микеланджело оказывали Медичи.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Фильм «Дорогие товарищи!» актуален с точки зрения современных политических событий. Сложно удержаться от параллели между демонстрацией рабочих на заводе и неутихающими протестными акциями в Белоруссии. Но главное, через фильм проходит личная боль самого Кончаловского: главная героиня ищет пропавшую в разгар протестов дочь, и до последнего неизвестно, осталась ли та в живых. Как известно, дочь Юлии Высоцкой и Андрея Кончаловского Мария попала в автомобильную аварию в 2013 году и до сих пор пребывает в коме.

Картина «Дорогие товарищи!» начинается с пробуждающего страну гимна Советского Союза, слова которого писал отец Кончаловского Сергей Михалков, причем делал это трижды. Правки вносились по мере изменения идеологии страны советов: сначала убрали упоминание Сталина, затем — Ленина, а после XX съезда КПСС в 1956-м и до 1977-го гимн звучал и вовсе без слов.

Источник

«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского — Что говорят о фильме?

После показа в Венеции мы попросили критиков, видевших картину, кратко о ней рассказать. Говорят Андрей Плахов, Дмитрий Быков, Зинаида Пронченко, Борис Нелепо, Петр Шепотинник, Василий Корецкий, Инна Денисова, Вадим Рутковский, Ася Колодижнер и Егор Беликов.

Дмитрий Быков

Новый фильм Кончаловского — довольно неожиданное высказывание, поскольку оно, так сказать, не за и не против власти, не о жестокости советских порядков и не о бесплодности массового протеста. Это некий итог долгой жизни и работы в многих странах, на Востоке и на Западе, и вывод о том, что всякий порядок вещей абсолютно бесчеловечен, всякая власть исходит из государственной необходимости и всякий человек видит не далее собственного опыта. Однако есть в мире случайные исключения, хорошие люди, которые только и могут друг друга спасать; есть эксцессы человечности, счастливые волшебные припадки милосердия, пузыри воздуха в ледяной глыбе. И мир, в целом устроенный жестоко или по крайней мере без учета человеческих надежд и страданий, иногда спасается только благодаря бесконечной милости Божией, которая и явлена в финале этой картины; в эту концепцию случайной милости укладываются, по-моему, все картины Кончаловского, которого вечно упрекают в непоследовательности и эклектизме. В надежде на эту счастливую случайность он абсолютно последователен, но никогда эта мысль не проводилась у него так откровенно; а уповать на государство или борцов с ним он давно не в состоянии, и все его политические высказывания тоже укладываются ровно в эту концепцию. Ему нигде не нравится и везде плохо, но люди, к счастью, не безнадежны. (Кстати, в сценарии «Андрея Рублева», где русские князья ничем не лучше татарвы, а христиане не добрей язычников, это тоже прослеживается). Само собой, это сильная работа Высоцкой, но и поразительный дебют Юлии Буровой. Если она не станет актрисой первого ряда, то только потому, что ей нечего будет играть.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Андрей Плахов

Черно-белый фильм энергично снят и смонтирован, но основная нагрузка падает на исполнителей, и прежде всего на Юлию Высоцкую. Режиссер рассматривает Людмилу как инкарнацию античных героинь — Медеи и Антигоны. Будучи полными противоположностями, обе оказываются перед выбором: пожертвовать ли родственными чувствами ради женской страсти (в фильме ее символическим объектом выступает Сталин) или законов земной власти. Поначалу строящая образ на бытовых штрихах, актриса во второй половине фильма достигает трагедийного накала, оправдывая даже некоторую театральность кульминационных сцен.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Борис Нелепо

«Дорогие товарищи!» — один из лучших фильмов Андрея Сергеевича Кончаловского. По степени мастерства это уровень голливудского кино времен его расцвета; такую ассоциацию навевает и черно-белое почти что квадратное изображение. Построение кадра, мизансцена, монтаж, ритм — тот случай, когда от самой формы фильма испытываешь невероятное удовольствие. Юлия Высоцкая играет партийную работницу Людмилу, словно наследует Инне Чуриковой из «Прошу слова» Глеба Панфилова.

Мне лично неинтересно рассуждать о созвучности фильма тем или иным сегодняшним протестам, хотя, конечно, «Дорогие товарищи!» представляют собой «урок истории». Но Кончаловский сравнивает главную героиню с Антигоной. Значит, трагедия. И больше всего меня занимает и завораживает то, как тонко и подробно здесь показано столкновение с усложняющимся на глазах, полным противоречий миром; непонимание того, как иметь с ним дело. Неоднократно подчеркивается верность Людмилы Сталину. Она очень понятно сама это объясняет: «Раньше было ясно, кто враг, а кто друг». Как сориентироваться и не сойти с ума в мире, где вроде бы оттепель, должно дышаться легко, в кинотеатрах сменяют друг друга фильмы со словом «весна» в заголовке, а Хрущев при этом направляет солдат и снайперов расстреливать безоружную толпу? Спасительной соломинкой для героев оказывается песня из «Весны» Александрова; сталинский кинематограф предлагал упрощенную и понятную модель мира, за которую хочется зацепиться Людмиле. Не получится. «Дорогие товарищи!» невозможно не смотреть через призму возраста Кончаловского и его фильмографии: в том 1962 году, который ему теперь приходится тщательно реконструировать, он уже снимал кино сам и снимался у Хуциева. И мне кажется, что вопросы, которые он задает в этом фильме самому себе, — предельно откровенны. Искренне надеюсь на «Золотого льва».

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Василий Корецкий

Хитрое кино, сделанное с трезвым политическим расчетом: и вашим, и нашим. Для наших — слезно-водочная трагедия о русском фатуме, от которого не спасет ни партбилет, ни синяя фуражка (ждем премьеры на «России 1»?), и русском бунте — бесполезном, а потому и крайне нежелательном (для особо начитанных имеются цитаты из Чехова). Для ваших — ужасы социализма, всегда и везде актуальная тема чрезмерности отправления власти (вчера в Новочеркасске — сегодня в Каталонии), ретростайл с прицелом на Павликовского и совершенно оперная бесконечная кульминация (в Италии маэстро известен как раз постановкой Годунова). Умение сидеть на двух стульях — важный навык выживания при любой системе; занятно смотреть, как мастерски режиссер закручивает историческую фактуру в загогулину, в которой и либерал, и твердый государственник увидит свою правду.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Зинаида Пронченко

1. Как истинный оппортунист он не смог пройти мимо духа времени, поэтому сделал по-настоящему антисоветский (антикэгэбэшный даже) фильм. Учитывая, что советское сейчас живее всех живых, а КГБ и вовсе бессмертно, «Дорогие товарищи!» смотреть очень страшно. Страшно, что подобные фильмы настолько сегодня актуальны.

2. Кончаловский использует вроде бы затертые образы, которые уже не принадлежат кино или искусству в целом. Делает это сознательно. Поэтому его фильм не художественное, а сугубо политическое высказывание. В отличие от картины Твердовского про «Норд-Ост», который наивно хочет рану заштопать методом, разными там приемами, концептуальными или попроще. Цинизм, как утверждает Константин Богомолов, признак честности. Вот Кончаловскому и карты в руки.

3. Гениальный совершенно «дед» Юлии Высоцкой говорит в фильме: на Дону Бога нет, и этот вопрос требует обсуждения. В России Бога нет, и Кончаловский это «Дорогими товарищами!» обсудил.

4. Вступительные титры: «Минкульт России», «Россия 1», Алишер Усманов представляет — появились на экране под оглушительные громовые раскаты (нынче на Лидо непогода). И это тоже аргумент в пользу смерти Бога, ведь только в его отсутствие сии титры возможны перед кино о трагедии в Новочеркасске.

5. Власть в России не умеет ничего другого, кроме как карать. Кончаловский об этом заявляет прямо, ведь ему нечего бояться, кроме кары божьей — ну а тут см. пункты 3 и 4.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Егор Беликов

Кончаловскому несказанно повезло снять этот фильм до карантина и выпустить уже после. В отличие от прочего радиотеатра, что показывают в венецианском конкурсе, ему удалось по чистому стечению обстоятельств зацепить нужный нерв, не только в правильную сторону продолжить тему отношений человека и истории из «Рая», но и верно осмыслить при помощи точно подобранного и ранее в кино, кажется, не засвеченного эпизода в Новочеркасске вечно амбивалентные отношения человека и государства. Тотальность контроля вечно оправдывается соображениями о всеобщем будущем благополучии, любимая родина вечно подразумевает благо и вечно совершает зло — даже для тех, кто всеми силами поддерживает линию партии. Вот и героиня Юлии Высоцкой — коммунистка, которая после расстрела толпы безуспешно разыскивает собственную, возможно, погибшую дочь и не находит сил, чтобы произнести очередную фальшивую речь, одобряющую жесткие меры по противодействию гражданскому недовольству. В этом ее несогласии видится объяснение механики любого внутреннего противодействия. Странно сравнивать, но даже того, что возникло после введения очевидно тоталитарного масочного режима, оправданного, разумеется, самыми «разумистскими» сентенциями. Уверен, что членам жюри, у которых за эти две недели немало натрутся уши от тесемок на маске, это понятно. В этот слабый для Венецианского фестиваля год, грех было бы не дать за очевидности, проговоренные в «Дорогих товарищах!» мастерски и четко, Кончаловскому «Золотого льва».

Ася Колодижнер

Думал ли Андрей Сергеевич Кончаловский об актуальной повестке или «Дорогие товарищи!» оказались в Венеции в разгар всеобщего брожения по воле случая, не так уж важно. История восстания, случившегося однажды в России, долгие годы почти неизвестного, теперь уже не будет белым пятном в нашей и без того избирательной исторической памяти. О безусловных художественных достоинствах фильма подумаем завтра. Сегодня важно, что появилось внятное и мощное художественное высказывание о Новочеркасском мятеже.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Вадим Рутковский

Это, конечно, и политическое кино, сдержанным стилем и чёрно-белой картинкой напоминающее итальянскую классику 1960-х — Франческо Рози, например. И высказывание о России, где испокон веков на одной груди носят, как в песне Высоцкого, профиль Сталина, на другой — Маринку анфас. Но в первую очередь, «Дорогие товарищи!» — отличная мелодрама; не разрыдаться в финале — всё равно, что остаться равнодушным к улыбке Кабирии; Юлия Высоцкая — грандиозная. И энергии 83-летнего Кончаловского завидую белой завистью; вот уж кого не назовёшь стариком, даже справившись в Википедии о возрасте. Одно «но»: насколько крепко фильм держит внимание во время просмотра, настолько же быстро и отпускает; я пока не разобрался, что тому причиной. Может, пресловутый профессионализм автора, позволяющий с равной легкостью снимать в любом жанре и оборачивающийся чрезмерной гладкостью-ладностью рассказа. Всё без задоринки — и ясно с первого просмотра.

Дорогие товарищи о чем. Смотреть фото Дорогие товарищи о чем. Смотреть картинку Дорогие товарищи о чем. Картинка про Дорогие товарищи о чем. Фото Дорогие товарищи о чем

Петр Шепотинник

Низкие истины агрессии против праведного народного бунта и возвышающий обман надежды на то, что голос обреченных будет когда-то всё-таки услышан. Мощный аккорд в карьере Мастера. Надеюсь, не последний.

Инна Денисова

«Дорогих товарищей» интересно рассматривать в сравнении с «Конференцией» Ивана Твердовского. Оба — о «засекреченных» спецоперациях с участием органов безопасности, оба писались на документальном материале, оба увидены «глазами одной женщины», оба — о конфликте матери с дочерью, оба — о частной трагедии на фоне общей.

Теперь о различиях. Кончаловский снимает про СССР. Его герои существуют в парадигме отношений со Сталиным, которые они выясняют прямым текстом, и прежде всего с сами с собой. Твердовский говорит о начале нулевых, чеченских войнах и связанном с ними страхе, который мы все избегаем и замалчиваем. Сам он тоже избегает, рассказывая о нем метафорически. Кончаловский же, говоря об СССР, рифмует рассказ с днем сегодняшним, когда ничего не меняется — и запрещенные протесты, и методы спецслужб, и Сталин, о котором не перестают мечтать люди, не желающие быть свободными.

Источник

Союз нерушимый: «Дорогие товарищи!» Кончаловского — главный фильм о государстве в 2020-м

В Венеции показали один из ключевых российских фильмов 2020 года — «Дорогие товарищи!» 83-летнего режиссера Андрея Кончаловского, ранее выигравшего на этом же фестивале два Гран-при и в этот раз всерьез претендующего на главный приз «Золотого льва» (обновление: в итоге картина получила специальный приз жюри).

С такими фильмами, как «Дорогие товарищи!», нельзя все на свете предугадать и снимать, изначально ориентируясь на потенциальный зрительский успех. Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Его жена, актриса Юлия Высоцкая, там родилась. Сама картина по своей сути могла быть только антисоветской, а у прижизненно признанного классиком Кончаловского давно есть зуб на ту власть: его без пяти минут гениальную картину «История Аси Клячиной» на долгие годы клали на полку. Впрочем, в 1990 году, после того как закончилась уже почти целая эпоха, с полки фильм сняли и даже вручили Андрею Сергеевичу Госпремию. Кончаловский — это и порождение советского строя, его дорогой товарищ и его же отщепенец : с одной стороны, он сын автора гимна СССР Сергея Михалкова, с другой — вечно испытывал гонения со стороны властей и при первой возможности уехал снимать за рубеж. Но сейчас, впрочем, вернулся (живет в Италии, но работает в России — надо полагать, это очень удобно) и дает комплиментарные путинскому режиму интервью.

В то же время ничего этого уже давно взрослому поколению, не заставшему СССР, знать не потребуется. «Дорогие товарищи!» — это кино на экспорт, в котором ничтоже сумняшеся проговорены вслух все, возможно, неочевидные для иностранцев советские реалии. Фильм начинается с диалога двух любовников, Людмилы и первого секретаря горкома — между прочим, женатого человека. В жизни, наверное, трудно было бы предположить, чтобы советские люди, только проснувшись, тут же в самоочевидных выражениях принялись бы усердно проговаривать друг другу известные им обоим советские реалии. Но даже эти исторические сноски, присутствующие в фильме в достаточном, но не чрезмерном количестве, не режут ухо и глаз. И это не случайная удача постановки — скорее показатель многолетнего мастерства Кончаловского, который в своем статусе режиссера-космополита и ветерана кинематографии может себе позволить спокойно снимать кино, понятное всем, в том числе зарубежным критикам на Венецианском фестивале, и никто его за этот просветительский порыв не осудит.

Постсоветское пространство переживает очередной кризис, выразившийся в Беларуси — стране, которая меньше других советских республик изменилась с момента распада нерушимого Союза, где, кстати, Юлия Высоцкая начинала когда‑то свою карьеру актрисы. С другой стороны, сегодня жителям дальнего зарубежья куда проще будет объяснить знакомые каждому советскому гражданину ощущения от жизни под колпаком, под контролем государства, который, как известно, всегда осуществляется под прикрытием самых благих намерений, а также за «железным занавесом», благо границы между государствами по миру так до конца и не открылись. Коронавирусный локдаун действительно многое изменил — в том числе сделал «Дорогие товарищи!» универсально понятными.

Больше всего эта картина похожа на «Рай», но на этот раз в фильме нет никакой эзотерики, разговоров с Богом и прочего наносного. Только точнейшая реконструкция событий со всеми реальным действующими лицами — Анастасом Микояном, Фролом Козловым. Единственное авторское допущение — протагонистка, блестяще сыгранная Высоцкой, точно знающей, что ей нужно изобразить в кадре. Она — главное режиссерское орудие во многих поздних фильмах этого постановщика (если уж «Дорогие товарищи!» не получат «Золотого льва», то актерский приз Юлии не дать будет просто судейской ошибкой).

Лишь на полях основного действия Кончаловский допускает визуальную метафорику: ощенившаяся собака, которую Людмила видит ровно в тот момент, когда теряет шанс разыскать свою дочь; лицемерно радостная песня, играющая по советскому радио, когда случайная пуля убивает невиновную свидетельницу погромов. Эти детали не выпячиваются и не бросаются в глаза, а воспринимаются как обычные приметы жизни, ведь в экстремальные моменты любые детали всегда кажутся символичными.

Как говорит один из важнейших героев фильма, отец Людмилы, который в ключевой момент достает из сундука дореволюционную форму и икону, тем самым намекая на неизменность тоталитарности любой русской власти: «На Дону Бога нет». А в современную Россию Бога пока не пускают через «железный занавес», который совсем недавно снова закрылся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *