Дорожки с твердым покрытием в зоне первого пояса что это
Пояса ЗСО: первый, второй, третий
Границы первого, второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины
Границы первого пояса
В соответствии с п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод. Для группы подземных водозаборов граница первого пояса ЗСО устанавливается обобщенная и должна находиться на расстоянии не менее 30 м от крайних скважин.
Граница второго и третьего поясов
При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
Основным параметром, определяющим расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. При определении границ второго пояса, принимается по таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного. Расчетное время принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора – 25…50 лет). Исходя из этого, принимаем срок эксплуатации водозабора для расчетов границ третьего пояса ЗСО (химическое загрязнение) равный 10000 суток.
Исходя из конкретных гидрогеологических условий района и анализа опыта эксплуатации действующего водозабора, для расчетов размера второго и третьего поясов ЗСО принимается схема одиночного водозабора в изолированном водоносном горизонте. Расчет ведется по методике и использованием зависимостей, приведенных в «Рекомендациях по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2 и 3 поясов ЗСО подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения» (М., ГНЦ РФ ФГУП «НИИ ВОДГЕО»).
Характеристика трех поясов согласно требованиям СанПин ЗСО: 2.1.4.1110-02
1-ый пояс ЗСО: граница не менее 30 и 50 м от крайних скважин | 2-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами | 3-ый пояс ЗСО: граница определяется гидродинамическими расчетами |
1. Территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. | 1.Не допускается размещение кладбищ. | 1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, предствляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов. |
2. Территория первого пояса должна быть озеленена. | 2. Не допускается размещение скотомогильников. | 2. Бурение новых скважин и новое строительства, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. |
3.Территория первого пояса должна быть ограждена. | 3. Не допускается размещение полей ассенизации. | 3. Запрещена закачка отработанных вод в подземные горизонты. |
4. Территория первого пояса должна обеспечена охраной | 4. Не допускается размещение полей фильтрации. | 4. Запрещается подземное складирование твердых отходов. |
5. Подъездные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие | 5. Не допускается размещение навозохранилищ. | 5. Запрещается разработка недр земли. |
6. Не допускается все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения. | 6. Не допускается размещение силосных траншей. | 6. Запрещается размещение складов горче-смазочных материалов. |
7. Не допускается размещение жилых, производственных и хозяйственно-бытовых зданий. | 7. Не допускается размещение птицеводческих предприятий. | 7. Запрещается размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений. |
8. Не допускается проживание людей. | 8. Не допускается размещение других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод. | 8. Запрещается размещение накопителей промстоков. |
9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. | 9. Не допускается применение ядохимикатов и удобрений. | 9. Запрещается размещение шламохранилищ. |
10. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе. | 10. Не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции. | 10. Запрещается размещение объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. |
11. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и перевивные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. | — | 11. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод. |
12. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО. | — | — |
13. Не допускается посадка высокоствольных деревьев. | — | — |
Репортаж о том, как правильно организовать первый пояс ЗСО
О возложении обязанности произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей.. Решение от 24 марта 2011 года № 2-81/2011. Липецкая область.
Данковский городской суд Липецкой области в составе:
при секретаре *.*. Сысоевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данкове гражданское дело по иску природоохранного прокурора к Б. о возложении обязаности произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей,
природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Б. о возложении обязанности произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин и оборудовании к ним подъездных путей.
Свои требования обосновывают тем, что на территории Б. расположено 8 артезианских скважин, с помощью которых осуществляется добыча подземных вод, и находящиеся на балансе Б.:
скважинах, отсутствуют ограждения первого пояса зоны санитарной охраны и к ним не оборудованы подъездные пути с твердым покрытием.
Между тем, согласно ст.16 Закона Липецкой области от 11июня 2002 года № 3-03 “О питьевой воде и питьевом водоснабжении“, а также п. 1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения“, утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002года, на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организуются зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 10.12 СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“ при использовании защищенных подземных вод, границы первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны устанавливаться от скважины на расстоянии 30м, 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Согласно п.3.2.1.1 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Однако, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно п. 1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком не обеспечивается выполнение указанных требований, в связи с чем ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории вышеуказанных населенных пунктов, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в том числе и подземной питьевой воде.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Артскважины Решением переданы в муниципальную собственность Б.
как считает природоохранный прокурор, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СаН Пин 2.1.4.1110-02 обязанность осуществить ограждение на эксплуатационных скважинах расположенных в и оборудовать подъездные пути к ним лежит на Б., просит суд обязать Б. произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны скважин в и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к данным скважинам.
В дополнительном заявлении природоохранный прокурор уточнил требования и просил в соответствии с п. 14.4. СНиП 2.04.02-84 *, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года № 123, и п. 3.2.1.1, 3.2.1.4 СаН ПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения“, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, обязать Б. произвести в соответствии с санитарными нормами и правилами глухое ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны, на расстоянии не менее 30 м., скважин: в д
, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к указанным скважинам.
Представитель природоохранного прокурора, будучи своевременно и надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении в суд природоохранный прокурор просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя, указав, что поддерживает заявленные требования с учетом уточнения в полном объеме. Вместе с тем, не настаивал на возведении глухого ограждения территории указанных скважин.
Представитель ответчика Б. – Лысикова *.*. в судебном заседании
признала исковые требования, при этом, сославшись на то, что отсутствие средств не позволяет привести, находящиеся на территории артскважины, в соответствие с санитарными нормами.
предусмотрено возведение глухого
ограждения первого пояса зоны санитарной охраны, не возражала против возведения любого ограждения скважин.
Изучив все материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица в судебном заседании, суд считает требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в данном населенном пункте и лиц пребывающих в нём с учетом, того обстоятельства, что данный населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
Вывод суда о правомерности обращения прокурора с таким заявлением основан на анализе, закрепленных в статье 35 пункта 3 Закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ», положений, где указано, что целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Также ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в т.ч. водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. (ч.
1 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 16 Закона Липецкой области «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 11 июня 2002 года № 3-03, санитарная охрана источников и централизованных систем питьевого водоснабжения от загрязнения обеспечивается путем организации зон санитарной охраны.
Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно требованиям ст. 11, ч. 3 ст. 39 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Согласно п. 1.4. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 “О введении в действие санитарных правил и норм “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02“ зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
На основании п.п. 2.1.1., п.п. 3.2.1.1 указанных санитарных норм и правил, граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для
отвода поверхностного стока за её пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Решением в муниципальную собственность Б. передано 8 артезианских скважин.
Водозаборные скважины не имеют ограждений в первом поясе зоны санитарной охраны, охрана скважин не осуществляется, в связи с чем возможен проезд транспортных средств через зону первого пояса санитарной охраны водозаборов и не исключен доступ посторонних лиц к скважинам, что является нарушением требований ст.11 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.2, 3.2, 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В адрес Б. территориальным отделом выдавались предписания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ.
привлекался к административной ответственности за выявленные нарушения санитарного законодательства. Тем не менее, данные нарушения не устранены до настоящего времени.
Суд, приходит к выводу о том, что в результате нарушения отмеченных требований санитарно-эпидемиологического законодательства созданы предпосылки для возникновения угрозы снабжения населения, проживающего в деревнях некачественной питьевой водой и вследствие этого возможно возникновение заболеваний опасных для жизни и здоровья людей, что является недопустимым в соответствии с требованиями ст.19 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в
области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с требованием ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм и природоохранного законодательства при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Коль скоро, организация в границах поселения Б. водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения, а Решением в муниципальную собственность Б. передано 8 артезианских скважин, то судом может быть возложена на
данную администрацию обязанность произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны указанных скважин и оборудовании к ним подъездных путей.
В судебном заседании представитель третьего лица Р., а в письменном заявлении в суд и природоохранный прокурор не возражали против возведения любого ограждения скважин, а не только глухого забора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Обязать Б. произвести ограждение территории первого пояса зон санитарной охраны, на расстоянии не менее 30 метров, скважин: в и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием к
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2011 года.
О дорогах с твердым покрытием
Обозначение: | Письмо 687-11-5-3 |
Название рус.: | О дорогах с твердым покрытием |
Статус: | информационный документ |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2017 |
Дата введения в действие: | 12.02.2016 |
Утвержден: | 12.02.2016 МЧС России (Russian Federation MChS 687-11-5-3) |
Письмо МЧС России от 12 февраля 2016 г. № 687-11-5-3
«О дорогах с твердым покрытием»
Согласно п. 5.81 указанного документа служебные дороги, предназначенные для проезда пожарных машин, следует проектировать с переходными типами дорожных одежд. При повышенных санитарных требованиях к благоустройству территории предприятия такие дороги разрешается проектировать с облегченными типами дорожных одежд.
В своде правил СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*» термин «твердое покрытие» отсутствует. Вместе с тем, в пункте 7.2.2. свода правил указывается, что для проезда пожарных машин предназначаются вспомогательные дороги. Для этой категории дорог не устанавливается расчетный объем перевозок. По срокам использования дороги подразделяются на постоянные и временные.
Согласно таблице 7.17 для IV категории дорог предусматривается переходный и облегченный тип дорожной одежды, что соответствует понятию «твердое покрытие».
Для дорожных одежд переходного типа применяются покрытия: из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, шлака требуемой прочности, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных органическими или минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ), а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами.
Для дорожных одежд облегченного типа применяются: асфальтобетонные плотные покрытия из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии; из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в смесительной установке; из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в смесительной установке или методом пропитки с поверхностной обработкой; из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге; из крупнообломочных (с размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой, а также вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами.
Кроме того, при ограниченном сроке эксплуатации дорог IV категории сводом правил СП 37.13330.2012 предусматривается низший тип дорожной одежды с покрытием из выровненного скального или крупнообломочного грунта; из грунтов, укрепленных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами); из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированным доменным шлаком, активными золами и др.); все вышеперечисленные покрытия, армированные геосинтетическими материалами; покрытия, устраиваемые с применением дерева или бетона (лежневые, бревенчатые сплошные и колейные). Допускается применять и другие материалы для устройства дорожной одежды (отходы промышленности и т.п.), которые удовлетворяют требованиям нормативных документов и санитарным нормам.
Следует отметить, что рассмотренные выше требования СНиП 2.05.07-91* и СП 37.13330.2012 распространяются на автомобильные дороги промышленных предприятий.
Улично-дорожная сеть городских и сельских поселений, в том числе подъезды к пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения, проектируется в соответствии с требованиями сводов правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» и СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».
В п. 8.9 СП 4.13130.2013 говорится, что конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Конструкция дорожной одежды для проезда пожарных автомобилей должна быть рассчитана в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в техническом регламенте таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ( ТР ТС 018/2011 ) «О безопасности колесных транспортных средств», и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.
Заместитель начальника института
по научной работе