Доша йога что это
Три доши: какая из них ваша?
Три доши Аюрведа
Аюрведа – индийская система знаний о здоровье. В переводе с санскрита это слово означает «наука о жизни» («айус» – жизнь, «веда» – знание, наука). Аюрведа – огромное собрание практик, которые описывают все аспекты здоровья и жизни в целом. Аюрведа оказывает влияние на долголетие человека, обеспечивая крепкое здоровье в течение всей жизни.
Аюрведа – одна из старейших целительных систем на Земле, которая успешно используется и по сей день. Древние мастера Аюрведы работали над тем, чтобы люди могли быть счастливыми и здоровыми на столько, на сколько это возможно. Они наблюдали, изучали и исследовали своих пациентов, отмечая и записывая, что работает, а что не действует. И это касалось всех областей жизни. Мастера лечили людей долгие годы, они работали с семьями и с целыми поколениями.
В Аюрведе ум, тело и Душа рассматриваются все вместе. Аюрведа ищет пути создания баланса между телом, умом, эмоциями, Душой, окружающим миром и ставит во главу угла способность человеческого тела к самоисцелению при помощи разных безлекарственных терапий, включающих в себя лечебное питание, диеты и использование лекарственных растений.
Также как все восточные исцеляющие практики, Аюрведа рассматривает весь физический мир, включая тело, – как состоящий из энергий. Аюрведа считает, что все взаимодействия энергий в материальном мире сводятся к взаимосвязи пяти основных элементов, из которых состоит этот мир: земля, вода, огонь, воздух и эфир.
Эти пять элементов, взаимодействуя, образуют три изначальные энергетические силы, называемые «дошами», от которых зависит обмен веществ в человеческом теле. Их равновесие влияет не только на наше ежедневное самочувствие, но и здоровье и жизнь в целом. Доши характеризуются энергиями, присущими пяти основным элементам. Выделяют следующие особенности – температуру, влажность, вес и текстуру.
Доши описание
Капха
холодная, влажная, маслянистая, медленная, стабильная и олицетворяет именно такие качества нашего тела. Она отвечает за построение тканей. Эта энергия расположена преимущественно в области груди и в животе. Капха сохраняет и поддерживает структуру, прочность, целостность тела, отвечает за смазку слизистых оболочек, формирует соединительную и скелетную мышечную ткани.
Питта
горячая, влажная, маслянистая, светлая и интенсивная. Она отвечает за процессы обмена веществ в организме, питает ткани. Питта преобладает в тонком кишечнике, в котором происходит основное всасывание питательных веществ. Это – энергия разрушения, в особенности это касается расщепления в процессе пищеварения. Согласно Аюрведе, желчь – наиболее яркое выражение энергии Питты. Желудочный сок также относится к Питте. Питта поддерживает процессы пищеварения и эндокринную функцию, выработку тепла в теле и обмен веществ, ферментацию и производство желчи.
Вата-доша
сухая, холодная, светлая и ветреная. Она отвечает за движения в теле, такие как дыхание и подвижность суставов. Ее функция – выделение. Вата доминирует в толстом кишечнике.
С точки зрения Аюрведы, все процессы, происходящие в вашем теле – результат взаимодействия этих трех дош. И каждое ваше действие и реакция влияют на их баланс или приводят к дисбалансу.
Определение доши
Для удобства в Аюрведе все типы тела подразделяются на семь групп. Таким образом, вы можете отнести себя к: вате, питте, капхе, вата-питте, питта-капхе, вата-капхе или к трем дошам одновременно. К счастью, не существует лучшего типа. У каждого есть свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны. У людей, чей тип тела характеризуется только одной дошей, будет меньше проблем со здоровьем, но они будут более острыми. У людей с двумя или сразу с тремя дошами также будут проблемы, но они будут менее серьезными.
Люди типа питта – люди огня. Они любят лидировать, это – страстные, яркие личности, компетентные, решительные, умеющие убеждать и отстаивать свою точку зрения.
Воздушные люди – вата – творческие и нервозные. Они не умеют отдыхать, находятся в постоянном движении, не дисциплинированны и зачастую просто витают в облаках.
Люди типа капха – люди земли. Они очень консервативные, любят все заранее планировать и продумывать. Они преданные, надежные, стабильные, а также медлительные и спокойные.
Йога и Аюрведа
В последнее время здоровый образ жизни и йога обретают всё большую популярность. В свою очередь, небывалая популярность йоги вызвала новый виток интереса к древним ведическим знаниям, таким как Ригведа, Махабхарата, философия Веданты и другим. Сегодня, когда вопрос о здоровье людей стоит как никогда остро, такая древняя ведическая наука о здоровье и долголетии, как Аюрведа, стала объектом интереса многих и многих людей.
Несмотря на растущее внимание к йоге и аюрведе, в западном обществе продолжает складывается мнение, что аюрведа — это некий сборник народных рецептов трав и питания или простой лечебный массаж с маслом. Однако, если ближе познакомиться с этой наукой, можно заметить, что аюрведа содержит в себе намного больше, и она может быть полезна не только для лечения болезней, но и в поддержании крепкого здоровья, выработке индивидуальных правил здорового питания, формировании личных практик йоги и многое другое.
Давайте же разберёмся, что такое аюрведа на самом деле и, почему йогу не стоит рассматривать отдельно от аювреды, а аюрведу – от йоги.
В чем польза йоги и аюрведы?
Для тех, кто практикует йогу существует множество положительных эффектов от изучения практик аюрведы. Действительно, польза аюрведы может проявиться во многих аспектах жизни. Рассмотрим главные из них.
Спокойствие. Важным аспектом для тех, кто еще сомневается в необходимости изучения аюрведы, является спокойствие, приобретаемое во время практик аюрведы. Современный человек истощен стрессами, что приводит к нарушениям сна, невозможности продуктивно отдохнуть и, как следствие, болезням. Правильно же подобранный метод аюрведы может вернуть нервную систему человека в прежнее здоровое состояние. А с обретением здоровой нервной системы, в жизнь человека приходит и спокойствие.
Возможность помочь себе. Еще один плюс аюрведы, это возможность помочь самому себе. Зная свой организм, вы не допустите появления болезни, а в случае её наступления, будете знать, как себя вести. Не всегда и не у всех есть возможности, в том числе и финансовые, обратится к профильным специалистам. Получив знания по аюрведе, можно успешно помочь себе, где бы вы ни оказались.
Помощь близким и окружающим людям. Обретя определенный уровень знаний, вы сможете помочь своим близким и друзьям. аюрведа — прекрасная наука для тех, кто стремится помочь ближним. Для таких людей она открывает поистине широкие горизонты.
Возможность стать проводником между людьми и богом. Некоторые источники по аюрведе утверждают, что мастер аюрведы — это проводник между людьми и Богом. Проходящая через специалиста энергия способна помочь любому. Безусловно, чтобы достичь такого уровня, нужны годы практики.
Узнать о целебных растениях и травах. С помощью аюрведы можно научиться шире смотреть на мир, разбираться в окружающей вас природе. Многие помнят, как в детстве вы с друзьями прикладывали подорожник к ушибленному месту, а сколько ещё полезных трав и растений мы знаем? Знаете ли вы, что рядом в парке может находиться целая аптека?
Улучшить свою практику йоги. Ваша практика йоги станет более продуктивной. Вы сможете выстраивать тренировочные комплексы, опираясь на знания о сезонности; поймёте, какая доша доминирует в летнее время, а какая в зимнее. С помощью аюрведы сможете подстроить асаны йоги так, чтобы нормализовать влияние дош на организм.
Улучшить своё питание. Вы научитесь разбираться в своих вкусах. А если точнее, поймёте, почему вас тянет на острое или сладкое. С точки зрения аюрведы, ярко выраженная тяга к вкусовым ощущениям сигнализирует о проблемах в организме. Понимая это, вы сможете легко перестроить свой режим питания.
Что было раньше: йога или аюрведа?
Что такое аюрведа? Ответ на этот вопрос содержится в переводе термина. Аюрведа (Ayurveda, на санскрите, आयुर्वेद) — это наука о долголетии или знания жизни. В широком смысле под термином аюрведы понимается древнейшая медицинская школа, истоки которой уходят вглубь ведической цивилизации.
Отдельные знания по анатомии и строению тонкого тела человека можно встретить во многих ведических источниках. Так, например, о строении человека можно узнать из первой книги цикла Шримад Бхагаватам, а также в упанишадах.
Начиная разговор об аюрведе, уместно отметить, что она, равно как и йога, имеет божественное происхождение. Для тех, кто не знаком с одной из версий происхождения йоги, будет интересно узнать, что согласно ведическим писаниям учения йоги людям передал Шива, которого считают адийогом или первым йогом. Сам Шива знал огромное количество асан, однако людям он передал лишь малую часть.
История йоги и аюрведы — двух наук о здоровье и саморазвитии
Подобно йоге, аюрведу принято также считать даром Богов. По одной из версий науку о долголетии создал Брахма, другая версия утверждает, что аюрведу создал Вишну. Позднее концепция о поддержании здоровья была передана Праджапи, которая в свою очередь рассказала о ней близнецам Ашвинам. Близнецы по достоинству оценили полученный дар, стремясь помочь максимальному числу людей. Способность исцелять страждущих Ашвинов была прославлена в Ригведе.
Первое письменное упоминание об аюрведе датируется 4 в. до н.э., в своих работах великий грамматист прошлого, Панини, говорил о существовании фармакологической номенклатуры, а известный всем йогам Патанджали, рассуждая о традиционных дисциплинах наравне с Ведангой, упоминает медицину.
Наиболее полным источником знаний принято считать Чараку-самхиту, составленной во 2 веке н.э. царским врачом Чаракой. Есть мнение, что Патанджади и Чарака — один и тот же человек. Чарка в переводе с санскрита означает странник, по одной из версий Патанджали, путешествовавший по всей Индии, получил такое прозвище и впоследствии составил свод рекомендаций не только для йогов, но и для тех, кто желает стать врачевателем. Так ли это — узнать невозможно, но одно можно сказать точно: теоретически йога и аюрведа имеют одно происхождение.
Йога и аюрведа: связь двух наук
Может показаться, что место и таинственность происхождения является единственным, что роднит йогу и аюрведу — две древнейшие ведические системы. Безусловно, обе системы посвящены, прежде всего, человеку. Обе системы уделяют внимание не только диетам и очистительным техникам, но и практикам омоложения и продления жизни.
Но самая главная черта, которая объединяет две эти науки – это ум человека. Специалисты по аюрведе начинают общение с пациентом с фразы: «Какое у вас настроение?». Это вопрос не праздный. С концепции аюрведы, настроение человека во многом определяет состояние дел в организме. Так человек, склонный к депрессиям, накручиванию себя по пустякам, больше подвержен различным болезням и недугам. Человек, неспособный контролировать свой ум и эмоции, сам направляет себя прямиком в руки болезни.
А что же йога?
Йога говорит нам о том, что практикующий йогу должен обуздать свои эмоции и чувства, подчинить себе разум, только тогда он сможет управлять собой. Именно поэтому, одной из главных задач йоги является контроль ума.
Вместе с тем у йоги и аюрведы одна и та же глобальная цель — помочь человеку. На своей родине, в Индии, эти две системы не могут существовать отдельно, некоторые специалисты говорят
«Основой йоги является аюрведа, а плод аюрведы — это йога».
Все мы знаем, что человек — это не только физическая оболочка, но и душа. Наше тело многомерная модель, состоящая из множества составных элементов. Для каждого из них нужен и важен отдельный подход. Человеку необходимо развитие не только физического, но и духовного потенциала. Нам важно реализовать себя на всех уровнях, а значит, нужна система, которая способна оказать на наш организм соответствующе влияние. Именно использование методов йоги и аюрведы в совокупности позволит нам достичь желаемого результата.
Что общего между йогой и аюрведой: список сходств
Предлагаем подвести промежуточный итог и выделить несколько основных моментов, которые наглядно продемонстрируют сходства этих древних дисциплин:
Различия между аюрведой и йогой
Существуют ли отличия между этими двумя ведическими системами саморазвития? Безусловно, да. Однако выделенные различия по сути являются лишь различными методами (путями) достижения идентичных целей.
В своей практике аюрведа использует всё, что дает окружающая природа. Это могут быть семена, растения, камни, освященная вода и многое другое. Йога, в отличие от аюрведы, использует для преобразования тела и ума асаны и пранаямы. С точки зрения йоги добиться совершенства можно используя возможности своего тела.
Если сделать очень грубое обобщение, то можно сказать, что аюрведа — это медицина, где применяются различные препараты, настойки, процедуры, а йога является практикой духовной. Сегодня, к сожалению, йога ассоциируется у многих прежде всего с физическими упражнениями, хотя главной её задачей являлось обуздание и преобразование ума человека.
Ещё раз напомним, что только полноценное сочетание практик йоги и аюрведы может дать более быстрый результат. Синтез двух древнейших наук обеспечивает комплексный подход к организму человека, тем самым помогая избавиться от многих недугов, в том числе от тех, которые не поддаются современной медицине.
Зачем современному человеку аюрведа?
Для нашего современника вопрос о том, зачем нам нужна древнейшая наука о врачевании, остается наиболее важным. Безусловно, сейчас современная медицина шагнула далеко вперёд. В любом крупном городе существует огромное количество медицинских центров, в которых вы с лёгкостью сможете пройти обследование, сдать анализы и проверить текущее состояние вашего организма.
Однако, как мы помним, врачевание лишь малая часть аюрведы. Предлагаем рассмотреть пример, который наиболее полно продемонстрирует реальное положение дел. Когда человек узнаёт о серьезности своего недуга, то он старается сделать всё от него зависящее, чтобы спасти свою жизнь. Пациент следует рекомендациям врача, соблюдает диету, принимает лекарства, возможно ходит на соответствующие процедуры, а когда беда отступит — возвращается к прежней жизни, с шумными компаниями, жирной еде и малоподвижному образу жизни. Болезнь возвращается, подчас с новой силой, и врачи беспомощно разводят руками.
Аюрведа выстраивает и подбирает пациенту такой образ жизни, который не позволяет болезни вернуться. Как легко убедится из примера выше, такой подход жизненно необходим, однако современная медицина часто пренебрегает им.
Йога и аюрведа — наука о трёх гунах и дошах
Наука аюрведы уникальна, ведь она позволяет определить тип своей доши — индивидуальной конституции тела человека. Понятие доши в йоге также важно, ведь знания типа сложения тела помогают выстроить свой индивидуальный комплекс. В зависимости от особенностей строения своего тела, например, можно сделать практику динамичной или спокойной, силовой или направленной на освоение балансов и так далее. Таким образом, аюрведическая йога — это комплекс упражнений и практик йоги, основанный на великих знаниях двух старейших наук о здоровье и саморазвитии.
Знание о типах дош полезно и преподавателям йоги, это позволяет проще контролировать группу, при необходимости делить её и выстраивать практику исходя из особенностей дош занимающихся. Кроме того, эти знания позволят лучше понять психологию занимающегося, его мотивацию
Не менее важным для современного человека является знание о природе гун — их всего три: Саттва, Раджас и Тамас. Обычно в человеке присутствуют все три гуны, одна из них будет доминирующей, а, следовательно, будет определять склад нашего характера, влиять на наши поступки и поведение. Так, например, человек с преобладающей Саттвой более спокойный, устойчивый психологически.
В случае если Саттва присутствует в человеке в чистом виде, то он достигает просветления. Количество таких людей можно пересчитать по пальцам. Встреча с такими людьми событие, даже прибывая с таким человеком в молчании, можно почувствовать позитивную энергию, которая окружает пространство.
Человек с преобладающим Раджасом — человек действия, он активен, часто беспокоится, чрезмерно возбужден. Если данная гунна преобладает в человеке, то он начинает терять связь со своей духовной природой, что в свою очередь приводит к страданиям как самого раджастичного человека, так и окружающих его людей. Люди, которые находятся под сильным воздействием Раджаса, склонны к ревности и гневу.
Тапас выражается в нашей жизни унылостью и тревогой. Находясь в тапасе, мы совершаем разрушительные действия, например, такие как месть. Если Тапас является доминирующим, то человек становится тираном и деспотом. Страшнее ситуация, при которой такая личность занимает высокое положение в обществе. История знает массу примеров кровавых диктаторов.
Понимание природы гун позволяет нам структурировать своё окружение так, чтобы это пошло на благо нашему организму. Кроме этого, знание о гунах позволяет нам расти духовно.
Режим дня, питания и сна в йоге и аюрведе
Знания аюрведы и йоги позволяют выстроить правильный режим дня. Современный человек рано встает и поздно ложится. У нас нет понимания того, в какое время наш мозг активен, в какие часы лучше обедать, а когда нужно просто побыть в одиночестве. Принципы аюрведы делят сутки на равные промежутки времени, давая четкие указания о том, когда следует принимать пищу, когда лучше работать, а когда стоит лечь спать.
Эти знания позволяют нам структурировать наш день, и, как следствие, стать более продуктивными. Именно это качество стремятся развить в себе многие работники офиса. Успеть сделать множество дел за короткий промежуток времени. И на помощь здесь готова прийти древняя наука аюрведа.
Медитации и другие практики успокоение ума в йоге и аюрведа для здоровья — одни из самых эффективных методов поддержания правильного режима сна и бодрствования
Другой важно частью актуальной для современного человека является режим питания. Аюрведа рекомендует употреблять определенные продукты в зависимости от дош и гун. Это решает несколько задач.
Во-первых, непосредственно нормализуется режим питания.
Во-вторых, правильно подобранное питание снижает избыточный вес, позволяет получить необходимые именно вам витамины и макроэлементы.
Кроме того, аюрведа предлагает своим сторонникам различные напитки, которые можно приготовить в домашних условиях. В зависимости от цели и состояния организма можно приготовить как тонизирующий, так и успокаивающий напиток.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что связь йоги и аюрведы является неразрывной: йога дополняет аюрведу, а аюрведа — йогу, способствуя всестороннему развитию человека. Пришедшие к нам из далеких веков прошлого эти знания, не теряют своей актуальности по сей день, они успешно подходят людям разных профессий и возрастов, способствуя гармоничному развитию личности. Советы аюрведы важно помнить и использовать в своей жизни для поддержания здоровья и душевного равновесия.
Однако необходимо сказать, что подобрать средства для лечения может только специально подготовленный специалист. Как и в случае с обычной медициной, не стоит заниматься самолечением, необходима консультация профильных специалистов. Также не стоит пренебрегать и советами обычных врачей. Аюрведа может быть дополнительной мерой поддержки, но ни в коем случае не заменять назначенного врачом курса лечения. Помните об этом, берегите себя и своих близких.
Доши в Аюрведе. Общая информация
А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой — Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».
Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии — широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания — традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.
Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша — это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, — это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух — из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.
Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош — основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.
Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» — ‘вредить, причинять вред’ — и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело.
В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье.
Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю — ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас — ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.
Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.
Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы— телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни — пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.
Питта-доша, в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм — обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.
Капха-доша, в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.
Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.
Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.
Чтобы понять, является ли определённая Доша — Вата, Питта и Капха — доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.
Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха
Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» — ‘то, что никогда не стоит на месте’.
Сухость. Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.
Лёгкость. У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.
Хладность. Холод — одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.
Чистота, прозрачность и тонкость. Вата придаёт лицу мелкие черты, коже — тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.
Грубость. Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.
Подвижность. Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.
Питта — единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.
Горячесть. Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь — горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.
Влажность. Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.
Острота. Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.
Лёгкость. Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.
Дурной запах. Питте присущи неприятные запахи — едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.
Текучесть. Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.
Жидкость. Питта в теле представлена в жидком виде — кровь, желчь, пищеварительные соки.
Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.
Маслянистость. Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз — характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.
Холодность. Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.
Тяжесть. Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.
Тупость. Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере — ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.
Гладкость. Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.
Землистость. Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).
Устойчивость. Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость — характерные черты Капха-доши.
«Подобное усиливает подобное, противоположное — ослабляет»
Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.
Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).
Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).
Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).
В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.
Доши и время
Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.
Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни — в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток — в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).
Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости — времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты — лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток — середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.
Капха-доша доминирует в раннем возрасте — детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня — утром — и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).
Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.
Доши и гуны
Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) — комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).
Саттва — благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.
Раджас — страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.
Тамас — состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.
Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии.
При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» — ‘то, что вредит’ — может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.
Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи — обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:
— на физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.
— на деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.
И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» — желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение — умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение — спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности — чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.
Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, — фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело — нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.