Дошкольник лучше запоминает то что связано с движением деятельностью
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
Светлана Красникова
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
Память- основа всякого научения. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведение, приобретение умений, навыков, привычек- все это связанно с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень, развитие памяти детей, и в первую очередь развитие произвольной, логической памяти, основанной на понимание, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.
Очень важно развитию дошкольников произвольные процессы памяти развитие у детей способности мыслить, запоминать и воспроизводить материал меняет и самих детей: у них возрастает самоконтроль, самостоятельность в деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Но дошкольников очень важно научить классификации и смысловой группировки, которые будут необходимы им в школе при решении познавательных задач и мнемических, тоесть задач с целью что-то запомнить. Поэтому очень важно развивать память детей уже в детском саду, обращая особое внимание на обучение дошкольников способам логического запоминания. Рассмотрим особенности развития памяти в разных возрастных группах и определим пути успешного воспитания памяти, и в первую очередь произвольной памяти и логического запоминания.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст- возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память у детей является ведущим познавательным процессом. Об огромной роли памяти формирования личности человека писал И. М.Сеченов : «Следить за развитием запоминаемого значит следить за развитием всего умственного содержания человека».
На основе исследований, которыми занимались А. А. Смирнов, П. И. Зинченко и др пришли к выводу, что в дошкольном возрасте память носит непроизвольный и непосредственный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных усилий что-либо запомнить. Он легко запоминает то, на что было обращено внимание содержательной деятельности, что произвело на него сильно впечатление, что было интересно и задело его чувства.
«Память ребенка- это его интерес-. Говорят многие ученые. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. В среднем дошкольном возрасте у детей 4-5 лет начинается складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, которые становятся совершенными у старших дошкольников. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в определенной последовательности, при этом устанавливает связи в запоминаемом материале. И все же, ведущим видом памяти у старших дошкольников остается непроизвольная память. И в старшем дошкольном возрасте все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. К произвольному запоминанию дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи, или когда этого требуют взрослые. В школе все время придется заучивать и воспроизводить разный материал: числа, буквы, названия, тексты, поэтому важно постепенно готовить ребенка к умению запоминать произвольно.
ПУТИ УСПЕШНОГОВОСПИТАНИЯ ПАМЯТИ.
— Что наблюдали на прогулки?
-Как прошел праздник в детском саду? И другие вопросы, связанные с событиями, которые происходят в детском саду в течении дня.
В работе с детьми по развитию памяти следует учитывать закономерность детской памяти. Это воспроизведение, которое происходит через некоторое время, воспроизведение того, что казалась незакрепившимся в памяти.
Если мы предложим детям сложный, но интересный материал, то лишь малая часть сожжет его самостоятельно вспомнить. Дети отвечают только на заданные вопросы. Но через несколько дней воспроизведение того же материала улучшается, будет больше подробностей, которые ребенок не мог вспомнить в первый день сразу после его предъявления. Например не редко после веселого праздника- елки, дня рождения, посещение кукольного театр- дети особенно впечатлительны, дают бедные бессодержательные рассказы и рисунки. Но если попросить рассказать о происходящем через несколько дней, когда сильные чувства, яркие впечатления улягутся, дети события описывают очень подробно.
Для воспитания памяти дошкольников следует широко использовать наглядно- иллюстративный материал. Словесные объяснения, рассказы, повторение уже известного и знакомого материла полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоминаемого, прочности сохранения памяти. Особенно хорошо использовать картинки, книжки- ширмы, игрушки при запоминания потешек, стихотворений, при чтении художественных произведений, этот прием улучшит и облегчит запоминания текстов большого объема. У детей появляется интерес к книге. Дети по красочным иллюстрациям в книгах вспоминают и пересказывают воспоминания.
При запоминании очень важно опираться не только на зрение ребенка или слух;при использовании сразу нескольких органов чувств: обоняния, вкуса, осязания процесс запоминания усиливается.Рассматривая с детьми например: овощи, фрукты, семена, плоды различных деревьев и кустарников, для определения их по форме, размеру, особенностям поверхности, узнавания по запаху и вкусу- используют различные органы чувств,- это усиливает процесс запоминания и надолго будет сохранен в памяти ребенка конкретный образ этих предметов. Активные действия, включенные в процесс восприятия будут обеспечивать лучшее запоминание.
Воспитателям нужно помнить, что зубрежка, т. е механическое повторение, не ведет к развитию памяти. Огромное значение имеет понимание детьми того, что задумывается. Осмысленное запоминание в отличие от механического может помочь ребенку запомнить в несколько раз больше и точнее и поможет прочнее сохранить материал в памяти ребенка. При заучивании стихотворений, рассказов, чтения сказок очень важно проводить подробные беседы по их содержанию, обращая внимание на выразительные средства языка, объяснять новые, незнакомые слова. Если не проводить таких бесед, тогда у ребенка память будет наполняться непонятным и неинтересным материалом, который потом быстро забывается. Необходимо обогащать память детей такими знаниями, которые понятны и полезны для их дальнейшей интеллектуально- речевого развития, нравственного развития.
Важно научить понимать детей цель, ради которой заучивается материал. Дети должны знать и понимать, для чего им нужно запоминать то, что от него требуем мы- взрослые. Если перед ребенком стоит ясная цель-запомнить (чтобы много знать и хорошо учиться в школе; выучить, чтобы выступить на праздничном утреннике и т. д, то ребенок запоминает быстрее. Но когда детям не ясна цель, то они не прилагают серьезных усилий и запоминают очень плохо.
Детям нужно рассказывать об их успехах в заучивании. Воспитатель должен говорить ребенку о том, что ему удалось запомнить, а что еще нет, что легче запомнилось, а что труднее. Старших дошкольников мы должны приучать к самоконтролю, что является важнейшим стимулом для дальнейшей работы памяти.
Пути заучивания стихотворений нужно правильно повторять их во времени для лучшего запоминания. Для заучивания в первый день следует повторять 2-3 раза, на следующий день- еще 2-3 раза, через день вернуться к этой работе. Если мы будем заставлять детей в один день повторять одно и то же 8-10 раз, то у детей, во-первых, потеряется интерес к заучиванию; во-вторых, весь процесс запоминания затрудняется и ухудшается.
При заучивании стихотворений нужно учесть следующее:
-короткие стихи заучивать целиком
Вначале 1-2 раза нужно дать детям прослушать все стихотворение (или песню, затем учить первую часть (или куплет). Выучив первую часть, нужно вновь прочитать детям все целиком, а затем заучивать вторую часть (куплет) и т. д. Если стихотворение разбивать на отдельные строчки, то ребенок с трудом понимает смысл заучиваемого. При этом ребенок механически должен будет запомнить строчки, часто и не связывая их друг с другом, и не вникая в ту мысль, которая выражена этими словами.
Запоминание успешно будет идти в деятельности. Для детей- дошкольников ведущей деятельностью является игра. Н. К.Крупская писала : «Для ребят дошкольного возрастаигры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания» В играх дети усваивают способы деятельности, правила, нормы, и одновременно ребята должны сосредоточиться, запомнить главное. Если мы понаблюдаем за детьми во время игр, то можем увидеть, что лучше всего из окружающей жизни и прочитанного дети запоминают лучшее; воспитатель должен выявить тех детей, которые мало или совсем ничего не запоминают.
Развитие у детей интереса к игре, ее длительность и содержательность будут обязаны с тем, что и как запомнилось детям. Например, творческие сюжетно- ролевые игры по сюжетам художественных произведений дети будут весть лишь тогда, когда они хорошо запомнят текст, и, наоборот, участие в игре поможет детям лучше запомнить содержание ранее прочитанного рассказа.
Успех игр драматизаций так же будет зависеть от того, как хорошо дети запомнили и сохранили в памяти содержание сказки, рассказа, стихотворения.
Для развития памяти нужно использовать и такой прием, как вовлечение детей в разные виды театра (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый). Дети – «артисты» не только будут действующими лицами любимых сказок, но и будут лучше запоминать текст и более выразительно его произносить. Для совершенствования детской памяти необходимо специально организовывать игры- упражнения, дидактические игры, которых очень много в книгах.
«Игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
«Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Следует развивать память детейи в процессе трудовой деятельности: при самообслуживании, дежурствах, при выполнении поручений на трудовых занятиях. В данных случаях нужно просить детейповторить последовательность трудовых операций: «Расскажи, с чего начнешь работу? Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как? Что для этого тебе понадобиться?» и т. д. Так же вопросы научат детей продумывать работу перед ее началом, в дальнейшем- самостоятельно планировать ее. После завершения работы также нужно выслушать отчет ребенка, например, о том, как он дежурил по столовой, ухаживал за обитателями уголка живой природы и как помогал малышам собираться на прогулку и др. Беседы на темы, Что растет на огороде? «Как мы ухаживаем за цветником?»; и другие не только воспитывают у детей любовь к окружающей природе, формируют трудолюбие, но и обогащают их память.
4. специальные приемы заучивания.
Специальные приемы заучивания нужно формировать у детей дошкольного возраста на специально организованных занятиях, в играх.
Старших дошкольников следует обучать такому приему логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Например, играем с детьми в дидактическую игру «Лото», взрослый должен открыть на своей карточке одну за другой картинки с изображениями игрушек (посуды, мебели, цветков, деревьев, животных и др.) и предлагать ребенку найти такую же. Ребенок должен будет выбрать тождественную картинку, находящуюся среди других на столе, и положить ее на свое свою карточку. После этого предложить новое задание. Взрослый должен показывать картинки одну за другой и просить выбрать сходные с ними по содержанию из числа лежащих перед ребенком. Сначала можно предлагать подбирать картинки к картинкам,например: даны картинки- санки, ёлка, замок, по смыслу к ним можно подобрать картинки- зима, шишки, ключ.Затем задание можно усложнить: предложить подобрать картинки не к картинкам, а к словам. Второй вариант сложнее. Но можно его упростить тем,что сначала слова давать близкие друг другу по смыслу: зима- лето- осень. После таких заданий можно попросить ребенка вспомнить те слова, к которым дети подбирали картинки, но картинки, подобранные детьми убрать. Детям в этом случае будет сложнее, но они выполнят задание, т. к картинки выступают в качестве опоры при запоминании слов. Дети могут вначале вспомнить картинки, которые они подобрали, а затем вспомнить и слова по картинкам, соотнеся их друг с другом.
Классификация также является приемом запоминания слов и картинок. Вначале детейнужно научить единочное соотносить к общему : Тарелку- к посуде, помидор- к овощам и т. д.Для этого очень хорошо использовать игры: «Чудесный мешочек», «Зоологическое лото», и другие. В зависимости от возраста и подготовленности детей, они могут использовать разные родовые названия. После того, как дети научатся правильно выполнять действия классификации картинок,их необходимо будет спрашивать: «Какие овощи посадили на огороде? Какие цветы растут в цветнике? Какая мебель стоит в комнате?» При этом ребенок наоборот называет единичные предметы, поясняя общее понятие. Умению производить классификацию и использовать ее как прием запоминания поможет и игра, «чего не стало?» (Прячется вся группа картинок с нарисованными однородными предметами или какая либо одна ее часть, «Какая группа прибавилась?» (Добавляется какая то группа картинок). Приступая к играм – занятиям, следует пояснить детям, что они будут учиться запоминать, так как это умение понадобиться им в школе. Классификация как логический прием запоминания доступен уже детям среднего дошкольного возраста и позволяет запомнить достаточно большой по объему материал.
Очень много игр для развития логической памяти детей разных возрастных групп содержат книга Л. М. Житниковой «Учите детей запоминать».
Для запоминания сложного материала- художественных текстов (рассказов, сказок)— нужно использовать составление плана,разных его видов: картинного, нарисованного, воображаемого и словесного. Эту работу можно вести, используя следующую методику. Детям вначале нужно дать прослушать текст, чтобы сохранить в единстве содержание и художественные формы. Затем прочитать детям произведение еще раз, но уже по отдельным смысловым частям.После чтения каждой части следует задать детям вопросы: «О каком (или о чем) говориться в этой части?» Эти вопросы помогут вдуматься в содержание текста, определить главную мысль каждой его части. После анализа отдельных частей детям можно будет на одних занятиях подобрать соответствующую картинку, на других- самим нарисовать, на третьих – вообразить, т. е мысленно представить и назвать картинку. Затем с помощь отобрать картинки (нарисованной или воображаемой) составить заголовки к частям текста. В конце занятия нужно с опорой на картинки рисунки или воображаемые картинки, повторить все названия- получиться план. Когда все дети правильно научаться выполнять все мыслительные действия по составлению плана текста, их можно обучать пересказу с опорой на этот план. Такое обучение сделает пересказы детей более самостоятельными, связанными и логичными. Пересказы с опорой на план так же станут более полными и выразительными.
Таким образом обучение детей- дошкольников приемом логического запоминания эффективно будут влиять на развитие активной памяти, мыслительной деятельности, связанной речи. В условиях детского сада и семьи совершенно необходимым надо считать специальное формирование некоторых приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях психологической готовности к обучению в школе. Также следует правильно организовывать повседневную жизнь ребенка, которая не только совершенствует произвольную, логическую память, но и способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Использовать материалы этой работы могут использовать как воспитатели детских садов для пополнения своих знаний по вопросу формирования памяти, как психического процесса, его развитие, так и родители, так как материалы работы содержат практические рекомендации. Материал можно использовать и руководителям дошкольных учреждений для проведения консультаций для педагогов.
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.
Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.
Консультация «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети с раннего.
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности,.
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.
Развитие памяти у дошкольников
Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Дошкольный возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.
Общее понятие памяти и ее виды
То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память — это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
—по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность действий);
—по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волн уподобляется говору людей;
—по контрасту: ассоциируются резко различные явления — шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т. д.
Все виды памятиможно условно разделить на три группы:
1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;
2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
На основе непроизвольной памяти без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память — неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над, чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер.
Произвольная (преднамеренная) – это преднамеренное заучивание или припоминание чего-либо, в соответствии со специально поставленной целью.
узнавание – простейшая форма воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии предмета;
воспоминание – это форма воспроизведения, в отличие от узнавания осуществляется в отсутствии восприятия объекта;
припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Это наиболее активная форма воспроизведения, имеющая большое значение в учебной деятельности. Успех его во многом зависит от ясности поставленных перед ребенком вопросов.
Забывание – противоположный процесс сохранению материала в памяти, биологически целесообразно для организма. Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Забывание – проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных его частей, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.
Если нам интересно узнать, каковы же причины непроизвольного запоминания дошкольника, обратимся к следующим фактам. В первую очередь дети запоминают те предметы, которые воздействуют на органы чувств своей необычностью. Это могут быть яркие, красочные, необычные предметы, привлекающие своей новизной и динамикой. Непроизвольно запечатлеться в мозгу могут и объекты с приятными, новыми запахами или необычным вкусом. Лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно.
Во-вторых, память дошкольника носит избирательный характер; зависит от проявления его интересов и увлечений. Дети с разными потребностями и склонностями, с различным запасом представлений об окружающей действительности неодинаково отнесутся к одному и тому же предмету. Одного ребёнка он удивит, заинтересует, вызовет к себе непроизвольное внимание, а, следовательно, запомнится непроизвольно. Другого же ребенка этот предмет оставит равнодушным, не произведет на него никакого впечатления и поэтому не оставит следа в его памяти.В связи с этим психологи говорят: «Память у ребёнка – это его интерес».
В-третьих, непроизвольно запечатлеется то, что многократно повторяется. Ребенок запоминает дорогу, по которой не раз ходил с родителями в детский сад, месторасположение мебели в своем доме, свои игрушки, с которыми много раз играл; легко запоминает содержание сказок, рассказов, мультфильмов при многократном их повторении.
В- четвертых, непроизвольно в памяти у ребёнка фиксируется то, что сильно воздействовало на его эмоциональную сферу. Например, от посещения цирка или аттракционов, различных театрализованных представлений и ярмарок.
Память детей с самого начала развивается как осмысленная деятельность, и понимание – это основа как непроизвольной, так и произвольной памяти детей любого возраста. Воспитание произвольной, логической памяти предполагает, в первую очередь, развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит – научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определённые свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на основании произведённого обобщения
Для воспитания памяти дошкольников целесообразно широко использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объёма запоминаемого, прочности сохранения в памяти. Особенно уместно использовать картинки, книжки-ширмы, игрушки при запоминании стихотворений, потешек и т. д. Этот приём особенно заметно улучшает и облегчает запоминание текста большого объёма. Кроме того, он воспитывает интерес к книгам, к творчеству писателей, поэтов. Дети чаще всего берут красочно иллюстрированные книги стихов, сказок и по иллюстрациям припоминают их содержание. При запоминании очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, вкус. Несмотря на то, что при обучении старших дошкольников значительно возрастает роль словесных методов, действенное знакомство с предметами имеет ещё большое значение.В связи с этим различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание овощей, фруктов семян, плодов, определение их по форме, размерам, узнавание по вкусу и запаху надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание. Огромное значение имеет понимание детьми того, что заучивается. Важно обогащать память детей такими знаниями, которые были бы понятными и полезными для их дальнейшего интеллектуального и нравственного развития.
Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.
Представлять — это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.
У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении с взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.
Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
-степени освоения соответствующих мыслительных операций;
-содержания и характера материала;
-характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;
-наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
преобладает непроизвольная образная память;
память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Этапы развития произвольной памяти:
1. Первоначально цель запомнить формируется взрослым словесно.
2. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.
3. Осознавание и выделение мнемической цели а) когда ребенок сталкивается с такими словами, которые требуют от него активного припоминания и запоминания; б) важен мотив, побуждающий ребенка к деятельности, и принятие цели (лучше в игре).
4. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально повторение поручения вслед за взрослым; проговаривание материала шепотом; прикосновение к картинкам; их пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем смысловое соотнесение и смысловая группировка; схематизация; классификация; соотнесение с ранее известным. Это способствует развитию произвольной логической памяти.
, на протяжении дошкольного возраста происходят заметные сдвиги в развитии образной памяти
1. Увеличивается объём сохраняемых представлений.
2. Благодаря развитию восприятия представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у младших дошкольников, становятся все более осмысленными, четкими и дифференцированными. Приобретают вместе с тем все более обобщенный характер.
3. Представления становятся связными и системными. Бывают объединены в группы, категории или картины.
4. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
5. Становясь осмысленными, представления все больше подчиняются управлению. Старшие дошкольники могут их произвольно вызывать и комбинировать в соответствии с конкретной задаче.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ.
Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.
Овладение основными приемами запоминания в дошкольномвозрасте зависит от таких условий:
Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.
УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ПАМЯТЬ
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним. Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар,например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу.
Прогулка в картинках
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.
По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко». Цель: развивать речь и мелкую моторику.
Игры на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания и памяти Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры,.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Тема «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.
Педагогические рекомендации «Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста» Как известно пемять закладывается с первых лет жизни. Она крайне важна в жизненной обстановке. Память дошкольника эластична и требует постоянной.
Разработка рекомендаций для воспитателей по развитию памяти у старших дошкольников Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений Дидактические игры и упражнения, как средство развития памяти. О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл.
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.