Достоевский бедные люди это что

Бедные люди

«Бе́дные лю́ди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.

Содержание

История создания

Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. В феврале — марте 1845 года писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен.

Дмитрий Григорович, живший с конца сентября 1844 года на одной квартире с Достоевским, так вспоминает о его работе над «Бедными людьми»:

Достоевский бедные люди это что. Смотреть фото Достоевский бедные люди это что. Смотреть картинку Достоевский бедные люди это что. Картинка про Достоевский бедные люди это что. Фото Достоевский бедные люди это что

Достоевский бедные люди это что. Смотреть фото Достоевский бедные люди это что. Смотреть картинку Достоевский бедные люди это что. Картинка про Достоевский бедные люди это что. Фото Достоевский бедные люди это что

В утро перед знакомством, рекомендуя «Бедных людей» Павлу Анненкову Белинский так охарактеризовал работу «начинающего таланта»:

Некрасов решил опубликовать роман в своём новом альманахе, цензурой которого попросил заняться Александра Никитенко. 12 января 1846 года «Петербургский сборник» Некрасова получил разрешение цензора и уже 21 января был опубликован. [6]

Отдельное издание романа вышло в 1847 году. Для этого издания автор немного сократил произведение и внёс некоторые стилистические правки.

Мелкие стилистические правки вносились также в 1860 и 1865 годах при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Сюжет

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев.

Источник

Смысл романа «Бедные люди» Достоевского

Роман «Бедные люди» — первая книга Достоевского, сразу ставшая успешной. Вспоминают, что в комнату к молодому автору лично ворвались Григорович и Некрасов, восхищенно обнимали, пожимали руку, поздравляя с дебютом. Сегодня мы привычно читаем и перечитываем более поздние романы Достоевского, почти позабыв об этом, первом. Вот только в школе о нем не забывают – видимо, детям это произведение Федора Михайловича дается несколько легче, чем все прочие.

Смысл названия романа «Бедные люди»

Он очень прост… В романе речь идет о, так называемых, маленьких людях – бедных, не имеющих состояния и положения в обществе. Но не только поэтому они бедные. А еще и потому, что даже самое униженное, забитое существо не лишено человеческого достоинства, гордости и крайне болезненно переносит то унизительное состояние, в котором вынуждено выживать. Это бедный человек, потому что несчастный, обреченный на погибель, а не только потому, что у него нет денег.

Сюжет и смысл романа романа Бедные люди

Это роман в письмах, в котором соединяются черты сентиментализма и реализма – Достоевский еще только нащупывает собственный, неповторимый стиль. Перед нами 54 письма чиновника Девушкина (говорящая фамилия) и прелестной девушки Вари, которая живет напротив него, в съемной комнате. Оба беспросветно бедны, потому что работа не может обеспечить им существование – обычное дело в те времена. Да и в наши, в общем, тоже… Макар Девушкин зарабатывает на хлеб маленькой должностью в конторе, Варя пытается прокормиться шитьем. И тот, и другой явно не преуспевают.

В своих письмах чиновник, полный глубокой симпатии, пытается быть интересным и искренним, описывает обычную жизнь с некоторыми писательскими приемами – так он пытается развеять девушку и одновременно впечатлить ее. В жизни Вареньки случилась трагедия – ее обесчестил богатый дворянин и она вынуждена теперь скрываться. Кстати, Девушкин принял некоторое участие в ее судьбе, помог ей. Но больше он своей симпатии не навязывается. Он даже будто избегает личного общения с ней, как и со всеми другими людьми.

Девушкин – персонаж сверхчувствительный. За его социальным ничтожеством скрыта большая, невероятно чувствительная душа, чрезвычайная тонкость. Они-то и делают его жизнь в бедности столь невыносимой. Будь он существом грубым, примитивным, он бы так не страдал. Он добр, великодушен, но со стороны просто жалок. Это не первый маленький человек в русской литературе – уже был гоголевский Акакий Акакиевич. Любопытно, что герой романа Достоевского читает «Шинель» Гоголя и… разражается гневом и проклятиями в адрес автора. Он со стыдом узнает в Акакии, который несколько лет копит на шинель, себя самого, который уже давно копит на новые сапоги.

Ему кажется, что Гоголь подсмотрел его жизнь и описал ее с издевкой, словно насмехаясь над бедными, не видя в них людей. Тут с Достоевским нельзя не согласиться… Да, Гоголь одним из первых заметил маленького человека, но он рассматривает его словно насекомое под лупой. То ли дело Пушкин в своем «Станционном смотрителе». Кстати, Девушкин прочел и этот рассказ, он ему понравился, даже очень.

В том-то и состоит вся трагедия маленьких людей, что они ничуть не меньше богатых, избалованных и сытых способны чувствовать и страдать. Бедность не притупила их чувств, не заставила зачерстветь и привыкнуть к унижениям. Напротив – с каждым днем этот ад становится все невыносимее. И особенно ужасно то, что бедность и беззащитность провоцируют сильных мира сего на новые унижения и издевательства по отношению к слабым и беззащитным. Кто мог заступиться за бедную Варю, какой суд защитит ее от богатого и влиятельного насильника?

Увы, в романе случается страшное, хотя кому-то это покажется почти счастливым концом. Обнищавшая Варя вынуждена принять предложение и выйти замуж за помещика. Макар Девушкин теряет единственно близкую душу в мире. А мы понимаем, что одинокая бесприданница Варя никогда не будет счастлива замужем – ее ждут новые издевательства и угнетение, положение взятой в жены из милости. Достоевский впервые вводит читателя в мир униженных и оскорбленных, заставляет приглядеться, прислушаться, а не отворачиваться с омерзением от нищеты.

Смысл финала романа Бедные люди

Почти в самом конце романа, когда герои оказываются в совершенно безвыходном положении из-за своей нищеты, случается маленькое чудо – начальник безвозмездно дарит Девушкину 100 рублей, немалые деньги по тем временам, когда зарплата школьного учителя составляла 20-25 рублей в месяц. И вот, оба спасены от голодной смерти. Но тут случается страшное – Варя не выдерживает напора сводни и в страхе перед грядущей нищетой, которая вернется неизбежно, все-таки выходит замуж за своего насильника.

И Макар ничего не может поделать – он бессилен, несостоятелен. Он не может жениться на девушке, не сумеет ее спасти и обеспечить. На этой скорбной ноте и заканчивается роман, заставляя читателя грустить и предвидеть недоброе.

Источник

Анализ произведения «Бедные люди» (Ф. М. Достоевский)

Жанровая направленность произведения представляется в виде эпистолярного романа, написанного в виде диалога в направлении сентиментализма, являющегося сочетанием романтизма и реализма.

Основной тематикой романа является изображение проблемы маленького человека, описание нищеты, одиночества, несправедливости, жизненного существования людей, вынужденных из-за обстоятельств ограничивать себя во всем.

Главной мыслью романа является авторское утверждение о необходимости справедливого, сострадательного отношения к бедным людям, являющихся достойными сопереживания и участия.

Композиционная структура произведения выстраивается в виде писем, содержащих историю переписки ключевых персонажей романа, при этом последним письмом является написание Варварой отправления в день собственной свадьбы. Одновременно композиция представляется сюжетной линией что является своеобразием произведения, заключающимся в описании внутреннего мира пишущих героев в образах Варвары и Макара, не затрагивая изображение событий, происходящих вокруг.

Отличительной особенностью романа является использование писателем определенного лексикона, грамотных выражений, особого строения предложений и самостоятельной характеристики героями, описанной в ненавязчивой и естественной форме.

Главными героями романа являются Варенька и Макар Алексеевич, представленные в образах добрых, искренних людей, имеющих открытый душевный многогранный мир.

Макар Девушкин изображается в качестве смирного, кроткого, безвольного, посредственного мужчины, возраст которого приближается к пятидесяти, работающего переписчиком чужих текстов, слабого и зависящего от мнения других людей человека.

Варвара Доброселова описывается в качестве молодой красивой девушки, начитанной и обладающей литературным вкусом, испытавшей в своей недолгой жизни немало горя, но оставшейся при это добродетельной и трудолюбивой.

Особую роль в романе играет второстепенный персонаж, представленный автором в виде Петербурга, места, изображенного объемно в виде большого мрачного города, который приносит несчастья главным героям. Городу противопоставляются воспоминания Вареньки о деревне, которая представляется как яркий, прекрасный рай.

Смысловая нагрузка произведения имеет остросоциальную направленность, заключающуюся в изображении нищеты и бесправности простых людей, а также вседозволенности представителей высшего света. Кроме того, писатель демонстрирует читательской аудитории урок нравственности, раскрывая прекрасную сущность главных героев, несмотря на их невзрачность и жалость.

История создания

Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.

Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.

Даже образы в этом романе не случайны. Они выписаны из реальной жизни. Достоевский присваивает своим героям черты близких и знакомых ему людей. Одна из главных героинь романа «Бедные люди» носит имя Варвара, также звали сестру писателя. С неё он во многом и списал персонажа книги, дав героине фамилию Доброселова. В дневниковых записяи письмах героини можно увидеть явные переклички с дневниками Варвары Достоевской.

Деревня, где выросла литературная Варвара, напоминает «малую родину» семейства Достоевских – село Даровое.

Состояние бедности и нужды в деньгах сопровождало и процесс создания самого романа. Будущий классик решает посветить себя творчеству и садится за перо в 1844 году. Написание книги, как известно, дело не быстрое и рискованное, а средства на существование нужны каждый день. Федор Михайлович решает подзаработать переводом и берется за «Евгению Гранде» Оноре де Бальзака, это произведение ещё больше вдохновляет его, и он возвращается к рукописи. Работа над переводом несколько замедлила написание собственной книги, и роман был готов лишь к маю 1845 года. Первыми, кто прочел книгу молодого автора, стали Григорович и Некрасов они и открыли литературному миру имя Достоевского.

Книга привлекла удачным сочетанием «русского» и «европейского» в способах повествования, идее и композиции. Достоевский представил новый взгляд на распространённый в европейской литературе жанр «социального реализма». В европейской литературе середина XIX века была временем перехода от романтизма к реализму. Роман Достоевского стал одним из образцов этого «перехода», важной вехой на пути к становлению «литературного воплощения нелицеприятной реальности». Романтические черты в этой книге сочетаются с неприкрытой, жесткой и порой даже до «мерзости противной» правдой жизни.


Сюжет произведения

Основная сюжетная линия строится вокруг титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина и бедной сироты Вареньки Доброселовой, которые длительное время общаются посредством писем. Юная особа, подвергшаяся насилию, вынуждена скрываться от недоброжелателей под защитой нищего государственного служащего.

Достоевский бедные люди это что. Смотреть фото Достоевский бедные люди это что. Смотреть картинку Достоевский бедные люди это что. Картинка про Достоевский бедные люди это что. Фото Достоевский бедные люди это что

Живя рядом, они стараются как можно реже встречаться, поскольку Девушкин опасается ненужных сплетен. Несчастные, лишенные средств к достойному существованию и остро нуждающиеся в душевном тепле, герои оказывают посильную помощь друг другу, жертвуя последним куском хлеба. Они близки к отчаянию, ведь ждать как моральной, так и финансовой поддержки абсолютно неоткуда.

Несмотря на тягостное положение, Макар Алексеевич не вручает свою жизнь на откуп злодейке-судьбе, а продолжает придерживаться принципов, которые в нем воспитывает подопечная. Девушка вручает своему покровителю книги и дает ценные рекомендации, взамен получая поклонение и обожание со стороны заботливого друга.

Понимая, что Девушкину тяжело в одиночку тянуть лямку забот, больная Варенька хочет устроиться гувернанткой, чтобы хоть немного поправить плачевное финансовое положение мужчины, однако ее находит Анна Федоровна — дальняя родственница, давно желавшая выдать девушку за богатого помещика Быкова. В это время к Варе настойчиво сватается офицер. Девушкин, узнав об этом, несколько дней пьянствует, после чего отправляется в дом к настырному ухажеру, где бедного чиновника, не церемонясь, спускают с лестницы.

Наблюдая, как Макар Алексеевич постепенно погружается в беспросветную нищету, Варя дает ему небольшую сумму, но деморализованный мужчина спускает деньги на выпивку, о чем впоследствии горько сожалеет.

Деревенский помещик Быков, когда-то обесчестивший главную героиню, делает ей предложение, и Варенька, взвесив все за и против, соглашается выйти за него замуж. Девушкин теряет единственного близкого человека.

Роман необычен по композиции и по жанру. Это не «типичная книга», сюжет которой изложен от первого или третьего лица. Книга написана в форме переписки двух людей, поэтому жанр его литературоведы определяют просто как «роман в письмах». Обо всех событиях в жизни героев и о их судьбах мы узнаем из писем.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм. В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге. Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Выбор манеры и формы существования Федор Михайлович объяснил в своём писательском дневнике. Он отмечал, что на страницах книги важно показать не «рожу сочинителя», а личность героя, и логично сделать это через его же собственные слова.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

В письмах герои обсуждают литературу, в романе неоднократно упоминаются произведения выдающихся признанных писателей, которыми обмениваются герои. Макар подсовывает Варваре сочинения своего приятеля и соседа, литератора, творчеством которого искренне восторгается. Знакомый Макара посредственный литератор Ротозяев, к которому тот ходит на литературные вечера, посвященные сочинительству, в конечном итоге и становится распространителем слухов о теплых отношениях между героями. Девушка снабжает Макара хорошими книгами, просвещает его. Это ещё больше сближает героев. Макар находит в Варе «смысл жизни».

Макар и Варя искренне поддерживают друг друга в их непростой жизни, обремененной материальной бедностью. Варя хочет выйти на работу гувернанткой и съехать, но Макар уговаривает её этого не делать, не хочет отпускать далеко от себя «своего ангелочка». Он занимает денег и берет жалование наперед в конторе, чтобы поддержать Варвару. Девушка, в свою очередь, пытается заработать, занимаясь шитьём на заказ.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это — брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Книга заканчивается свадьбой Варвары. Попытки Девушкина отговорить её от этого шага ни к чему не приводят. Свадьба – на первый взгляд самый счастливый финал, какой только может быть в мировой литературе. Но только не в романе Достоевского. Этот шаг становится губительным и для Варвары, и для её «покровителя» Макара, который теряет смысл жизни и последнюю надежду.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

Главные герои и их характеристика

В переписке Макара и Варвары чувствуется их духовная близость и «родство душ». Герои действительно во многом похожи. Они оба добры, немного наивны и искренни. Писатель делает своих персонажей слабыми и беззащитными перед жестким миром, в котором возвышаются и добиваются успеха такие, как Быков – властные, расчётливые и самоуверенные. Обделенные важными для «выживания» и достижения успеха качествами, герои Достоевского оказываются на обочине жизни.

– мужчина сорока семи лет отроду с весьма узким кругозором, любитель посредственной литературы. Вся его жизнь заключена в «переписывании бумажек». Этот персонаж в какой-то степени вариация на тему гоголевского Акакия Акакиевича. Сам Достоевский обыгрывает эту параллель в своё романе. Среди книг, которые Варя предлагает прочесть Девушкину, оказывается «Шинель», но эта повесть не вызывает у Макара восторга, вероятно, как раз потому, что в герое он увидел самого себя. Герой романа «Бедные люди» производит впечатление человека, в котором отсутствует какая-либо сильная сторона, он как будто напрочь лишен качеств, свойственных настоящему мужчине. Это несчастный, трясущийся «маленький человек», он кроток и безволен, а потому жалок. Но есть в личности Макара Девушкина и другая сторона – нравственная. Это глубоко искренний персонаж, простосердечный и понятный, как амеба, но именно такой человек способен всецело отдаться чувством. И как раз это свойство придает силу и глубину образу Макара Девушкина.

– молодая, трудолюбивая, искренняя и честная девушка с очень трудной судьбой. С ранних лет она осталась сиротой, жила у злой женщины, которая в один прекрасный момент решила продать её «за долги». Анна Федоровна рассудила, что девушка должна отплатить ей за содержание и поступила столь бесчеловечным образом. Девушку обесчестили и бросили. Всё, что ей осталась – влачить жалкое существование, дабы не потерять себя. Она не готова «переступить черту» и отбивается от нападок родственницы, стремящейся удачно её пристроить. Эта героиня верна своим принципам и жизненным идеалам. Девушка хорошо воспитана, много читает, производит впечатление барышни, наделенной судьбой непреодолимыми трудностями внешнего мира, которые она преодолевает, как может. Варвара находит своё спасение в Макаре, но он просто не способен её спасти, ведь героиня внутренне намного сильнее и духовного богаче своего «благодетеля».

Полноценным действующим лицом в романе является город, в котором происходят основные события книги – это столица Российской империи – Санкт-Петербург середины XIX века. Достоевский жил в этом городе и стал одним из тех писателей, кто прочувствовал и передал на страницах своего произведения «пульс и внутреннюю жизнь» этой угнетающей бедного человека столицы, которая делает людей несчастными. Автор объемно отразил атмосферу, позволил читателю вкусить «застойный воздух Петербурга». В этом воздухе воедино слились зловонные запахи роскоши и нищеты. Достоевский заостряет внимание на последнем. Он рассказывает о нищем Петербурге, рисует безрадостную картину «дна столичной жизни». Воспоминания героини о деревне позволяют почувствовать губительность питерской действительности на фоне ярких красок «чистой» деревенской жизни.

Описание персонажей

Система образов в произведении отличается тем, что все персонажи самостоятельно говорят о себе. Читатель может не только узнать мнение писателя, но и сделать собственный вывод. Главными героями являются:

– «типичный» герой русской литературы XIX века. Эту тему до Достоевского поднимали на страницах своего произведениях Гоголь и Пушкин. В книге «Бедные люди» тема маленького человека вновь звучит во всеуслышание, обретая новые оттенки. Федор Михайлович в своём творчестве всегда уделял особое внимание человеку и его душе. Хорошо известна фраза писателя о том, что «человек есть тайна», которую надо разгадать. И в своём творчестве Достоевский занимался как раз поиском этой разгадки. Первый шаг к ней он делает уже в произведении «Бедные люди». Он не просто обращается к образу маленького человека, он поднимает его «на пьедестал». Сам факт существования на земле ещё не делает маленького человека человеком в широком смысле этого слова, этот образ нуждался в том, чтобы его «очеловечить». Именно этого не хватало русской литературе, Достоевский предпринимает такую попытку «очеловечивания», и она оказывается удачной.

Писатель погружает героев в несправедливый, полный бесчестья, происков, жестокости и произвола мир. Но в этом мире герои Достоевского не ищут выгоды для себя, не стремятся подняться и возвыситься, а, напротив, готовы отдать последнее, лишь бы помочь другому человеку. Они ведут спокойную, незаметную жизнь. «Маленькими» Варю и Макара делает лишь неумение ценить себя, а по внутреннему содержанию и по свойствам души эти люди оказываются очень даже «большими». Опираясь на традиции сентиментализма, приправленные неприкрытой правдой и жестокостью реализма, Достоевский возносит своих героев над этим миром, восхваляет их, не скрывая своей симпатии.

– светлое чувство, которое выражается, в том числе, в способности человека жертвовать собой ради другого. Наличие темы любви и в романе «Бедные люди» роднит это произведение с романтизмом. Под пером Достоевского любовь представляется высоким, поистине чистым чувством. Это нечто большее, чем любовь между мужчиной и женщиной. Герои книги способны на человеческую, вселенскую, всепоглощающую любовь. Они отрекаются от себя ради объекта любви, Макар посвящает всю свою жизнь, все чаяния и заботы Варе, она для него –больше, чем воспитанница, больше, чем девушка, она для него — практически вся жизнь. Варя, в свою очередь, совершает на первый взгляд неблаговидный поступок, выходя за Быкова, но его можно трактовать и иначе. Таким образом она «дает вольную» Макару, это своего рода избавление героя от тягот, которые он возложил на себя, заботясь о Варе, она больше не хочет обременять его. С её стороны это проявление искренней любви, которой нет между ней и Быковым – её женихом.

Противопоставление города и деревни

– один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

представлена в беседах о литературе, она раскрывается через отношение героев к художественному слову и через способы его понимания. Достоевский предлагает нам два полюса литературной жизни: на одном «живут» гении – Пушкин и Гоголь, а на другом — бесталанные писаки, графоманы вроде Ротозяева.

Тема родительской любви

раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания — отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.

к «маленькому» человеку не могла быть проигнорирована писателем. Он изображает жестокосердный Петербург, где встречают по одежке и вряд ли кому-то есть дело до проблем другого человека. Но всё же в рядах служащих находится человек, способный на то, чтобы понять бедственное положение другого. Им оказывается начальник Макара. Акт милосердия заключается в его безвозмездном пожертвовании ста рублей. В те времена эта была очень внушительная сумма.

Основная тематика

Темы романа «Бедные люди», которые поднимаются в произведении, актуальны и сегодня. Достоевский пытается доказать, что нищета — не признак нравственной бедности. Человек с небольшим достатком, но добрым сердцем, достоин как сострадания, так и уважения:

Проблемы

Как и подобает реалистическому роману, «Бедные люди» затрагивает целую вереницу социальных проблем эпохи, через них автор раскрывает вечные философские вопросы, которые делают это произведение глубоким и актуальным во все времена.

Проблематика

Смысл произведения

Автор обличает негативные стороны действительности, показывает пороки общества, но делает это не посредством политических памфлетов и громких призывов, а через яркие образы. Устами самих героев, оказавшихся на грани бедствия, загнанных в жалкие условия несправедливостью окружающего мира, автор показывает всю глубину социальных и политических проблем. Автор искренне сочувствует тем, кто вынужден ютится по углам и взывает к справедливости. Корень несчастья героев — в окружающей действительности, считает автор.

Но не только социально-критической стороной сильно произведение «Бедные люди», но и философской и морально-нравственной. В простом и понятном названии, ёмко отражающем суть, ключевым является слово люди. Главная задача Достоевского – показать нам человека во всей его сложности. Этот роман о том, что в любой жизненной ситуации можно сохранить человечность, оставаться искренним и бескорыстным.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

Краткий анализ

«Бедные люди» Достоевского — роман, с которого, как уже было сказано, начался большой творческий путь великого российского писателя. Название произведения имеет двоякий смысл. Автор изначально планировал показать, как выживают люди, лишенные средств к существованию. В этом контексте к слову «бедные» можно применить синоним «несчастные», так как жизнь изрядно помотала героев. Отрицательные персонажи, которыми являются господин Быков и Анна Федоровна, тоже «бедные», но их нищета выражается в нравственном оскудении.

Композицию романа определяет его форма. Сюжетная линия последовательно развивается в 50 с лишним письмах главных героев. Художественные особенности романа позволяют назвать его эпистолярным, то есть представляющим собой цикл писем, в которых отражается внутренняя эволюция персонажей. В тексте отсутствуют изящные тропы, что говорит о реалистическом характере повествования.

Главная идея произведения выражается в том, что зачастую нищий человек оказывается духовно богаче того, кто сумел сколотить состояние. Среди грязи, жестокого обращения и социальной несправедливости всегда находится место милосердию и сострадательному отношению.

Анализ романа «Бедные люди» поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения или эссе по знаменитому произведению Достоевского.

Концовка

Финал романа неоднозначен. Благодаря доброму поступку своего начальника, Макар, казалось бы, обретает надежду на спасение и построение светлого будущего для себя и Вари. Но свадьба героини разрушает её жизнь. Ему больше незачем ходить на работу и «писать бумаги». Всё, чем он жил, рушится в один миг. Для Макара исход оказывается очевидно трагичным.

А для Вари? С одной стороны – брак с опорочившим её когда-то Быковым не пойдет ей на пользу. С моральной точки зрения она явно ему не пара. Но, с другой стороны, Быков не случайно выбирает в жены именно Варю. Для человека его статуса жениться — не проблема. Невест полно. Он приходит к девушке не только для того, чтоб воспользоваться ею, предложением руки и сердца он пытается искупить вину, это своего рода «прозрение», вселяющее в читателя надежду. В таком контексте финал можно считать позитивным. Главная героиня, глубоко симпатичная и автору и читателю всё-таки вырвалась из оков бедности.

Чему учит?

Критика

«Новый Гоголь явился», — так отреагировал на дебютную книгу Достоевского выдающийся литературный критик Виссарион Белинский. Эту оценку можно трактовать двояко. С одной стороны, сравнение с Гоголем – явный комплимент, а, с другой, – намек на вторичность. Стоит ли быть «новым Гоголем», когда есть «старый», который является уже признанным классиком.

И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.

Вторую сторону «сравнения с Гоголем», а именно – вторичность, отметил критик Петр Плетнев. Из всего романа он положительно отозвался лишь о дневнике Вари. Негативно отозвался о книге и Фаддей Булгарин, он критиковал роман за «натурализм», а Степан Швырев из журнала «Москвитянин» о идеями.

Сравнение с Гоголем порождает вопрос, а что же думал сам Николай Васильевич о романе молодого автора. Прочитав «Бедных людей», Гоголь в целом положительно отнесся к книге, он отметил, что автор обладает талантом, но он ещё молод и у него «много говорливости».

История показала, что «говорливости» у автора не поубавилось, большинство его произведений достаточно объемны, но из «нового Гоголя» он стал «первым Достоевским», став в ряд признанных классиков мировой литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *