Достоевский братья карамазовы о чем
Кратко о романе Достоевского «Братья Карамазовы»
«Братья Карамазовы» Достоевского – шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.
История романа
Замысел романа сложился у автора задолго до написания – после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.
Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.
Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.
Цель и основная тема
Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени – здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа – прошлое, настоящее и будущее России.
И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.
Главные герои
Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.
Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь – писал статьи, публиковал их в различных изданиях.
Младший Алеша – добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.
Краткое содержание
Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге – жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.
Выводы
Краткое содержание Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
В основу романа Достоевского «Братья Карамазовы», с кратким содержанием которого можно ознакомиться ниже, легла реальная история каторжника Дмитрия Ильинского. С ним автор познакомился, когда отбывал срок за участие в антиправительственном кружке. Закончить произведение Фёдору Михайловичу удалось только в 1878 году, и оно стало его последним крупным творением. Роман «Братья Карамазовы» относится к реалистичному направлению в литературе, считается психологическим: основное внимание во всех частях произведения уделяется переживаниям и внутренним противоречиям героев.
Достоевский придумал образ главного героя «Братьев Карамазовых» на основе реальной истории.
Кратко о персонажах
В кратком содержании романа «Братья Карамазовы» фигурируют множество персонажей. Описание сюжета по главам завязано на следующих героях:
Главные герои
Другие персонажи
Очень краткий пересказ
Отец семейства Карамазовых собирает сыновей, чтобы распределить имущественные права. Старшему Дмитрию не достаётся ничего из богатого наследства матери. Митя и Федор Павлович ведут борьбу за сердце содержанки купца Грушеньки. Девушка тянет из обоих деньги, никому не отдавая предпочтение. Между Дмитрием и отцом очень напряженные отношения, каждая встреча заканчивается ссорой.
Иван влюблён в Катерину, помолвленную с Митей, но девушка, хоть и знает о похождениях своего жениха, решила принести себя ему в жертву.
Краткое содержание по книгам и главам
Книга первая. История одной семейки
Главы с I по V
Отец семейства Карамазовых, Фёдор Павлович, был женат дважды. Первая его супруга сбежала, оставив малолетнего сына Митю на попечение отца. Не выдержав деспотичного характера Федора Карамазова, она оставила всё своё наследство, а позже скончалась в Петербурге от тифа. Несмотря на то, что Мите полагалась часть денег маменьки, происходившей из состоятельного дворянского рода, отец ничего ему не отдал. Ребёнка отправили на воспитание к двоюродному дяде по материнской линии Петру Миусову. Лишь иногда отец присылал небольшие подарки, а потом и вовсе заявил, что деньги кончились.
После того как Митю спровадили к дядюшке, Фёдор Павлович женился повторно на молоденькой сироте. Она успела подарить ему ещё двоих сыновей — Ивана и Алешу, после чего скончалась от тяжести жизни с законным супругом. Младший сын Алеша имел кроткий и добрый нрав, за что его любили все. Он сблизился с блаженным старцем Зосимой и с юных дет принял решение стать послушником в монастыре.
Подросший Дмитрий пытается вернуть свою часть наследства, но безуспешно. Фёдор Павлович решает собрать всех сыновей, дабы обсудить финансовые дела семьи.
Книга вторая. Неуместное собрание
Главы с I по VIII
Местом встречи выбран монастырь, куда прибывают все Карамазовы. Дмитрий — в сопровождении дяди, Петра Миусова. Перед святыми стенами все обещают вести себя прилично и сдержанно. Старец Зосима присутствует на собрании, но это не смущает никого, и начинается конфликт между Петром и Фёдором Карамазовым. Миусов извиняется перед блаженным за недостойное поведение старшего Карамазова.
К Зосиме, тем временем, пожаловали посетители и он уходит, чтобы выслушать их и благословить. Большинство из пришедших — женщины, которые рассказывают старцу о своих бедах. Блаженный каждой даёт совет и благословение. Помещице Хохлаковой, которая жалуется на потерю истинной веры, он говорит, что достичь её возможно лишь опытом деятельной любви.
Пока Зосима отсутствует, собрание Карамазовых прерывается спором на тему религии между средним сыном Иваном, Петром и парой монастырских иеромонахов.
Отец Карамазов обвиняет старшего сына Дмитрия в растратах. Выносит на обсуждение его недостойное поведение: при невесте, Катерине Ивановне, он посмел ходить к другой женщине. Скандальную сцену прерывает Зосима, павший в ноги Дмитрию. Позже старец остаётся наедине с Алешей и просит покинуть монастырь после его смерти. Он предвидит для юноши большое счастье, которое придёт к нему вместе с большим же горем.
Небольшую часть присутствовавших на собрании приглашают отобедать к игумену монастыря. В их числе и Пётр Миусов. Обозлённый Фёдор Павлович приходит в обедню и устраивает неприличную сцену с оскорблениями в адрес всех, кто находится за столом, в том числе служителей монастыря.
Книга третья. Сладострастники
Главы с I по XI
У старшего Карамазова прислуживают трое: старик Григорий, его супруга и юный лакей Смердяков. Старого слугу супруга никак не может уговорить покинуть барина. Прошло 25 лет с тех пор, как Григорий нашёл в парной девку. Её звали Лизавета Смердящая (местная юродивая), и она разрешилась младенцем, поразительно похожим на Фёдора Карамазова. Малыша оставили в доме барина, назвали Павлом Смердяковым. Позже он стал прислуживать лакеем.
Алексей встречается с Дмитрием. Тот признается, что гибнет в пучинах разврата и ничуть не жалеет об этом. В эмоциональном порыве читает радостное призвание — гимн Шиллера. Митя признается брату в гадком поступке. Недавно он узнал, что один из местных военных был обвинен в растратах казенных финансов. Воспользовавшись затруднительным положением и грядущим позором семьи подполковника, он предлагает закрыть все долги в обмен на девичью честь его дочери Катерины. Спасая отца, девушка соглашается принять эти условия, но Дмитрий в последний момент меняет решение и отдаёт ей деньги безвозмездно.
Теперь Митя просит Алёшу посетить Катерину Ивановну и разорвать договоренности о свадьбе, при этом считать его человеком низким и недостойным, прогулявшим с любовницей 3 тыс. рублей невестиных денег.
Мите становится известно, что отец ожидает в гости Грушеньку и готовит для неё конверт с деньгами. Мужчина договаривается со Смердяковым, что тот должен сообщить ему, если девушка появится в доме.
Алексей приходит в отцовский дом, где находит его в компании Ивана и Смердякова. Присутствует также Григорий, мужчины обсуждают религиозные темы. Подвыпивший Фёдор Карамазов в присутствии сыновей рассказывает подробности издевательств над их матерью. Алёша не в силах слушать это, падает в припадке.
Позже младший Карамазов посещает Катерину, которая оказывается в курсе ситуации с Дмитрием. К ней приходила Грушенька и раскрыла тайну любовника в самом неприглядном виде. Дома Алёша получает письмо, в нем дочка помещицы Хохловой, которую он знал с детства, признается ему в чувствах. Девушка больна, но Алёша все равно счастливо забывается сном.
По мотивам произведения снят одноимённый сериал с прекрасным актерским составом
Книга четвёртая. Надрывы
Главы с I по VII
В монастыре своеобразным соперником в вере отцу Зосиме становится отец Ферапонт.
Старший Карамазов доверяет Алеше и говорит, что никому из наследников имущество отписывать не собирается, а будет гулять ещё долго, не стесняясь в средствах. Алексей уходит и по пути к Хохлаковым видит, как несколько мальчиков бросают камни в одного. Он пытается встать на защиту парня, но тот вырывается, кусает его за палец и убегает.
В гостях у помещицы оказываются Иван и Катерина Ивановна. Они объясняются в чувствах. Алёша сообщает Лизе, что с радостью женится на ней, когда придёт время. Иван влюблён в Катерину, желает отбить её у брата. Но девушка, хоть с относится к Дмитрию с презрением, считает, что должна нести его судьбу, как крест, всю жизнь. Её не останавливает даже наличие Грушеньки.
Катерина узнает, что Митя при народе опозорил штабс-капитана. Просит Алёшу передать пострадавшему деньги, как компенсацию за ущерб репутации. Юноша находит старый ветхий домишко Снегирёва, где он живет с женой и двумя детьми. Дочка штабс-капитана оказывается инвалидом, а младший ребенок — это тот самый мальчик, которого Алеша защищал на улице от камней. Спивающийся Снегирев растаптывает деньги, которые передают ему от Катерины и не собирается прощать оскорбление, полученное от Дмитрия.
Книга пятая. Pro и contra
Главы с I по VII
Младший Карамазов вновь появляется у Хохлаковых и договаривается с Лизой о будущем, разговор слышит её мать. После юноша возвращается домой, где пытается найти Дмитрия. По словам Смердякова, братья ушли в трактир вместе. Там Алёша их и находит. Иван делится намерением уехать навсегда в Европу. Между братьями заходит разговор о религии, Иван утверждает, что дьявола сотворил сам человек по своему подобию. Алёша, как глубоко верующий человек, отрицает такое мнение. Брат рассказывает притчу о том, как Христа посадил под замок инквизитор. Он просил его избавить людей от мучений при выборе между добрым и злым. Но Иисус лишь поцеловал его.
Иван возвращается в дом отца, находит его со Смердяковым. Лакей просит Фёдора Павловича уехать завтра, поскольку чувствует беду, также сообщает, что у него близится длительный припадок. Ночью Иван много думает, а с утра собирается уезжать в Москву, о чем и сообщает Фёдору Павловичу. У Смердякова начинается приступ.
Книга шестая. Русский инок
Главы с I по III
Старец Зосима при смерти. Алёша приходит к нему, и блаженный просит его предостеречь Дмитрия о грядущей беде.
В молодости Зосима был потомком бедного дворянского семейства, служил офицером. Во время одной из дуэлей на него сошло озарение, после этого мужчина ушёл в монастырь. В последние дни свои старец завещает молиться за ближних, быть веселыми, не осуждать никого и находить счастье в труде.
Девушка встречает молодых людей радостно, ведёт себя развязно. Ласкается к Алеше, забирается к нему на колени. Но юноша не реагирует, так как погружён в скорбь. Позже Алёша приходит обратно к телу Зосимы и засыпает подле него. Ему видится радостный старец, который говорит, что умирать бояться не надо и Господь существует.
Книга восьмая. Митя
Главы с I по VIII
Дмитрий ищет деньги, чтобы отдать долг Катерине. В отчаянии просит помощи у купца Самсонова, у которого живет его возлюбленная. Тот смеётся над ним и отправляет к Лягавому, чтобы тот выкупил у него рощу. Но скупщик леса также насмехается над ним. Митя приходит к Хохлаковой, чтобы занять 3000, однако она предлагает ему заняться золотыми приисками и заработать. Все время Митя думает о Грушеньке. В ревностных чувствах идёт в дом отца.
Митя видит Фёдора Павловича в окне одного, условным стуком проверяет, нет ли там Грушеньки. Убедившись, что отец один, убегает прочь. В этот момент его замечает Григорий и пытается догнать. Митя бьет старика по голове тяжелым пестиком, тот падает и теряет сознание. Мужчина проверяет, жив ли слуга и, стерев кровь носовым платком, уходит.
В смятении после своего поступка, Митя приходит в дом Грушеньки, но не застает её: девушка уехала на гулянку с другими мужчинами. Приходит к Перхотину, ростовщику, взявшему под заклад пистолеты, и выкупает их. После находит Грушеньку, устраивает кутёж. Утром Митю находят полицейские и арестовывают.
Книга девятая. Предварительное следствие
Главы с I по IX
Перхотин, когда увидел окровавленного и взбудораженного Митю, решил обратиться к урядникам. Те решают арестовать его, пока Карамазов не застрелился. Оказывается, что в ту ночь, когда Митя ударил Григория, был убит Фёдор Павлович. Старший сын Карамазова не признается в убийстве и откровенно рад, что Григорий не сильно пострадал. Признается, что ревновал отца и ненавидел его, чем усугубляет своё положение. После мужчина замыкается и отказывается давать показания.
Анализируя произошедшее, Митя понимает, что тому, как попасть в дом отца тайно, его научил Смердяков. Следствие проводит унизительный обыск, в ходе которого находят у Мити конверт Карамазова старшего, в котором были деньги. Но мужчина раскрывает свой позор — эти деньги принадлежали Катерине. Дмитрий понимает, что его ждёт, и беспокоится лишь о судьбе любимой Грушеньки. Девушка же уверена в его невиновности. Арестованного собираются переводить в город.
Книга десятая. Мальчики
Главы с I по VII
Мальчик Коля был дерзким и смелым, пользовался уважением друзей. Пока мать отсутствовала, он следил за маленькими детьми. Но теперь у него важное дело: мальчик Илюша, в которого они кидали камнями ещё недавно, заболел. Врач сказал, что жить ему осталось неделю. Коля с товарищем отправляется к Алеше в надежде на помощь.
Коля рассказываем младшему Карамазову, как Илюшу Смердяков подучил засунуть иголку в еду собаке Жучке. Та страшно мучалась, а мальчик вспоминал о животном даже в бреду. Коля находит собаку и приводит её к постели Илюши, тот радуется, что животное осталось жить.
К мальчику приходит столичный врач по рекомендации Катерины. Коля и Алеша рассуждают о смысле бытия. Врач говорит, что Илюше осталось совсем немного. Ребёнок просит отца после его смерти взять на попечение другого мальчика.
Книга одиннадцатая. Брат Иван Фёдорович
Главы с I по X
Алеша посещает Грушеньку, девушку волнует секрет Ивана и Мити, после которого арестант стал намного бодрее. Дмитрию вызывают врача, который должен подтвердить его невменяемость на момент совершения преступления. Лиза разрывает помолвку с Алёшей, по причине его чрезмерного мягкосердечия, считает, что так не подобает вести себя мужчине.
Митя ударяется в религию, так как понимает, что до конца дней ему придётся гнить на каторге. Оказалось, что Иван готовит побег для старшего брата.
Книга двенадцатая. Судебная ошибка
Главы с I по XIV
Проходит суд над старшим из братьев. Митя не признает свою вину, но доказательства говорят против него. Врач, который должен был помочь, ставит обратный диагноз и признает его вменяемым на момент совершения преступления. Алеша рассказывает, что настоящий убийца Смердяков, но доказательств у него не имеется. Катерина рассказывает все свои отношения с Дмитрием, показывает его как благородного человека.
Иван приносит деньги, которые ему передал Смердяков в суд. В зале правосудия с ним случается припадок. Прокурор в обвинении описывает образ всей семьи Карамазовых с негативной стороны, приводит мотивы для совершения убийства именно Дмитрием. Рассуждает о причастности Смердякова, приходит к выводу что лакей не виновен.
Защита отмечает психологические уловки в речи прокурора, настаивает на невиновности Дмитрия. Прямых доказательств в его сторону нет. Только обвинения в связи с тем, что больше некого обвинять. В последнем слове Митя отрицает свою вину. Но черту подводит окончательный приговор: «Виновен!».
Эпилог
Части с I по III
После приговора старший Карамазов попадает в больницу с нервной лихорадкой. Алеша и Иван строят план побега брата и Грушеньки за океан. Митя и Катерина мирятся, прощают друг друга.
Илюша умирает, на его похоронах присутствует Алеша. Он просит мальчиков быть добрее, совершать добрые дела, тогда жизнь будет прекрасна.
Основная мысль романа
В кратком пересказе романа по главам прослеживается религиозная тема, подробности которой удобнее читать в полной версии произведения. Достоевский закладывает в характеры братьев все проявления русской души. Каждый из образов братьев — это этап в развитии русского общества. Поколения соотносятся со слоями общества: старшее (Федор Карамазов) умирает, среднее (Дмитрий и Иван) мечется, приходит к религии своим собственным путём, через страдания, а зарождающемуся (Алеша, мальчики) предстоит построить новый мир. Автор поднимает проблему нравственного и религиозного возрождения человека. Также Достоевский обращает внимание, что прийти к просветлению можно только после признания своей вины и личной ответственности за все происходящее.
Федор Достоевский «Братья Карамазовы»
Роман «Братья Карамазовы» стал последним большим произведением великого писателя Федора Михайловича Достоевского. Писатель не успел завершить задуманное, создать современную эпопею о человеке падшем и вернувшемся к свету, но и начальная часть задуманного считается одной из вершин творчества Достоевского и всей классической литературы России.
Федор Михайлович Достоевский
Жизнь Федора Михайловича Достоевского была витиеватой и тяжелой. В молодости приехав учиться в Петербург, он вскоре вошел в литературные круги столицы. Его дебютный роман «Бедные люди» был восторженно встречен всеми критиками и писателями. Молодому автору пророчили славу нового Гоголя.
Но вскоре последовал арест и смертный приговор, который в последний момент император изменил на ссылку в Сибирь. Почти десять лет Достоевский провел в каторге и ссылке, пока не получил права вернуться в европейскую часть империи.
За это время у писателя усилилась болезнь, мучившая его всю последующую жизнь – эпилепсия. О Достоевском забыли и в литературных кругах, и читатели. Изданные в последние годы ссылки повести остались незамеченными.
Можно было ставить крест на литературной карьере, оставшись автором единственного романа и нескольких мелких произведений. Но в 1861 Достоевский публикует «Записки из Мертвого дома», которые стали откровением для всей России. Федор Михайлович стал первым писателем, который написал о каторге и жизни заключенных в Сибири, что привело к небывалому резонансу и известности автора.
Но и в дальнейшем жизнь писателя не складывалась гладко. Достоевский всегда страдал от своей болезни. Во время поездки в Европу он пристрастился к игре в рулетку, на которой терял огромные деньги и часто проживал в нищете.
Так же череда неудачных отношений сопровождала жизнь автора. Но все же, за это время он напишет свои лучшие и самые известные произведение, вершиной которых станут его романы:
Сюжет книги «Братья Карамазовы»
Классический роман «Братья Карамазовы», хоть и является законченным художественным произведением, должен был стать первой частью огромной эпопеи «История Великого грешника».
Многие отмечают, что на создание такого эпичного полотна Достоевского подтолкнул выход «Войны и мира» Л. Н. Толстого и произведения Виктора Гюго, в частности «Отверженные».
В то же время, «Братья Карамазовы» стали итогом всего творчества писателя. В этом романе нашли отображения основные философские и религиозные идеи Достоевского, разрабатываемые им еще с ранних лет.
«Братья Карамазовы» рассказывает историю семьи, почти все представители которой погрязли в грехах и распутстве. Достоевский изображает, что нравственное разложение Карамазовых началось с главы семейства – Федора. Его эгоизм и безнравственность передалось и детям.
Более всего похожим на отца стал Дмитрий, выросший вдали от Федора. Между старшим сыном и отцом происходит конфликт из-за денег и Грушеньки – девушки, в которую оба влюблены.
Вскоре Федора Карамазова обнаруживают мертвым с проломленной головой. В это же время Дмитрий со следами крови и с деньгами отправляется пировать вместе со своей возлюбленной, становясь главным подозреваемым.
Достоевский и религия
Отношения Федора Михайловича и религии были весьма сложны. Христианином писатель стал во время каторги и впоследствии часто исследовал эту тему в своих произведениях. Кульминацией же стали сцены из «Братьев Карамазовых».
Одним из самых положительных персонажей романа стал старец Зосима, в котором Достоевский воплотил свой идеальный образ монаха. Зосима пытается спасти младшего брата Алешу Карамазова от пагубного влияния его семьи, но в то же время отговаривает от монашеской жизни, видя, что юноша к ней не готов.
Одним из сильнейших частей романа является вставная притча «Великий инквизитор», по сюжету придуманная Иванов Карамазовым. В ней рассказывается о возвращении Христа на Землю в XVI веке.
Он начинает творить чудеса, но его тут же задерживает Инквизитор и ведет в тюрьму, где проводит допрос. Не получив ответа от Христа, Инквизитор рассуждает сам с собой, что его появление лишь мешает католической церкви, которая за долгие века смогла добиться своей власти, поэтому на следующий день он сожжет Иисуса как еретика.
Размышляя о Братьях Карамазовых
Роман состоит из двенадцати частей (книг). Первые две – вступительные. В третьей книге представлены отрицательные персонажи – отец семейства Федор Павлович и лакей Павел Смердяков. В четвертой книге читатель знакомится с теми, кто ведет «приличный» образ жизни (Катерина, Снегиревы, отец Ферапонт), хотя их праведность продиктована не глубокими убеждениями, а выгодой соблюдать приличия. Только в пятой и шестой книгах появляются главные герои – Иван, Дмитрий, Алеша, Зосима. Затем Достоевский подвергает братьев испытаниям, в которых проверяется внутренняя ценность каждого. В книге седьмой – Алексея, восьмой и девятой – Дмитрия, в одиннадцатой – Ивана. В заключительной двенадцатой книге суждения и нравственные устои героев оценивает общество.
Не похожая по чисто внешним проявлениям, но удивительно похожая по сути, эта обстановка снижения духовности и разрушения идеалов мало чем отличается от нашего века. Проблемы другие, а природа их та же: в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все. Как и в нашем непростом времени, теряющем ориентиры нравственности, так и в мире Карамазовых, вина за все происходящее лежит на каждом человеке.
Младший из братьев Алеша Карамазов – тип нового религиозного правдоискателя. Он не противопоставляет себя миру, а идет к людям, напутствуемый духовным наставником старцем Зосимой. Он стремится понять и простить каждого: хитрого развратного отца, вспыльчивого Дмитрия, богоборца Ивана. Он чувствует, что нужен им всем. Будущее человечества Алеша видит в духовном совершенствовании личности. Виновен ли Алеша в смерти отца? Косвенно да, поскольку он знал о намерениях Дмитрия, о настроениях Ивана, но не предпринял ничего, чтобы остановить беду.
Достоевский полагал, что от ответа на вопрос, живущий в глубине души каждого человека, о собственной природе («божественной» или «животной») зависит общее направление и конкретный рисунок каждой жизни.
Писатель формулирует фундаментальный парадокс, согласно которому удаление от «неба» и «миров иных» приводит к ослаблению связей с землей, к исчезновению разумной цели существования на ней, к невозможности истинного, преображающего и облагораживающего душу творчества. Тогда и происходят всевозможные подмены, когда политический, идеологический или экономический человек погребает под собою человека духовного в сетях завистливой конкуренции и тайной вражды.
Иван Карамазов рассуждает об отличительной черте «русских мальчиков», которые, сойдясь на минутку в питейном заведении, начинают толковать не иначе как о вековечных проблемах: «есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца». Сам Иван и является тем глубокомысленным «мальчиком», которому не нужны миллионы, а нужно разрешить мысль об источниках добродетели и порока и который страдает от «рациональной тоски», от невозможности «оправдать Бога» при наличии царящего в мире зла.
Проблема существования Бога и посмертной судьбы человека, от решения которой зависят оценка и восприятие фактической реальности, по-своему занимает и отца братьев Карамазовых, иронически интересующегося, есть ли в аду потолок и крючья для грешников. Она не безразлична и для второстепенных персонажей, например, Коли Красоткина, чей искренний мальчишеский нигилизм соотносится с незрелым увлечением социализмом, или для госпожи Хохлаковой, ищущей ясного ответа на вопрос, заканчивается ли жизнь лопухом на могиле.
Достоевский показывает в своем романе, что от ответа на этот вопрос (независимо от степени его осознанности) зависит и принципиально разная жизненная тяга, и атмосфера, в которой рождаются соответствующие поступки и действия людей.
Если нет Бога и бессмертия души, если жизнь заканчивается «химией», элементарным разложением тела, тогда подрывается любовь и доверие к ней, теряется всякий смысл происходящего на земле, тогда все безразлично и все позволено. Эти выводы, вложенные автором в уста атеиста Ивана Карамазова и практически подхваченные лакеем Смердяковым, составляют невидимую основу исторического поля, в котором свойственное душе искание абсолютного смысла восполняется увеличением собственных прав, власти, собственности, материального преизбытка и в котором вместо положительных сил добра и света действуют отрицательные силы корысти.
Роман многослоен: обыкновенное уголовное происшествие и любовное соперничество вписываются в более общую картину мировоззренческих и социальных связей общества, а они, в свою очередь, соотносятся с вечными законами бытия и глубокими философско-историческими обобщениями. В результате художественное произведение становится повествованием не только о семействе Карамазовых, но и о судьбах России и даже всего человечества, которые всецело зависят от высоты или низости интересов, от качественного содержания душевной жизни составляющих единиц.
Гордость и эгоизм, выступающие в самых разных обличьях, проникая в любовь изнутри, разлагают это чувство. Но и в основе абстрактной любви ко всему человечеству, противоположной, казалось бы, конкретной чувственной страсти, Достоевский находит все то же «искажение в свой интерес».
Символическое обобщение драмы пребывания человека в мире дано Достоевским в легенде о великом инквизиторе. Легенда становится своеобразным философским средоточием романа, концентрируя его проблематику и сцепляя ее с выводами о ходе мировой истории.
Великий инквизитор обвиняет Христа в отказе побороть дурную свободу чудом, тайной и авторитетом, обратить камни в хлебы, овладеть людской совестью и мечом кесаря объединить всех в «согласный муравейник», устроив им окончательный «всемирный покой».
Инквизитор притязает на роль верховного судьи истории, монопольного обладателя полнотой истины о жизни и смерти, свободе и власти, самочинного распорядителя человеческими судьбами. Подобно Раскольникову, Версилову или Ивану Карамазову, он приходит к такому же абсолютному презрению к людям, замечая в них только «недоделанные пробные существа, созданные в насмешку». «О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся». А для этого, полагает он, необходимо, выступая от имени добра и истины, «принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми».
Неудивительно, что именно Христос, утверждающий подлинную свободу, связанную с высшим происхождением и призванием человека, с жизненной силой его совести и любви, становится для великого инквизитора главным врагом, которого надо изгнать или сжечь.
По глубочайшему убеждению Достоевского, за создание всеобщей, принижающей человека материалистической среды, в лоне которой и рождаются все преступления, в том числе и описанное в «Братьях Карамазовых» убийство, несет ответственность любой человек. Каждый виноват в меру отсутствия света и добра в собственной душе. Следствия душевного мрака и своекорыстия, до конца не искоренимые в людях, невидимыми путями распространяются вокруг нас. И малейшие наши злые помыслы, слова и поступки незримо отпечатываются в сердцах окружающих, подталкивая кого-то к зависти или гордости, рабству или тиранству. Таким образом растет и накапливается отрицательный духовный потенциал, питающий мировое зло. Ведь «все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается». И «попробуйте разделиться, попробуйте определить, где кончается ваша личность и начинается другая?»
В логике Достоевского любовь является главной движущей силой и венцом высочайшего развития личности, но она одновременно есть и «высочайшее самостеснение», совершенно свободная жертва, чудо воскрешения умирающего зерна, обновления губящей себя души.
Конкретное добро укореняет на месте эгоизма прямо противоположные начала. Именно деятельная любовь, настаивает автор романа, распространяет подлинное просвещение, гасит любые агрессивно-захватнические проявления «натуры» и создает почву для понимания себя и своих ближних.
По убеждению Достоевского, современное человечество находится в ситуации неизбежного выбора, подобной той, в какой оказался в конце романа Дмитрий Карамазов: оставаться ли «Бернаром презренным», воспользоваться неправедной силой предлагаемых братом Иваном денег и бежать в Америку, к «механикам» и «машинистам», чтобы идти в ногу со всем миром, уклонившимся от «прямой дороги», или же по примеру Христа через страдание и воскресение обрести в себе новую личность, остаться в России и стать подлинным братом ближнему своему.
Следующий тур Литературной конкурсной серии, посвященный Ф.М. Достоевскому, состоится в любом случае. Даже если он заинтересует всего десяток думающих авторов, я проведу его специально для них, а всем остальным предоставлю желанную возможность собрать лавры в «Сопливой осени» или в «Студеной зиме».
До начала приема заявок еще есть некоторое время. Найдите его у себя для погружения в текст удивительного романа «Братья Карамазовы», я надеюсь, что вы об этом не пожалеете.