Достоевский что почитать подростку
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика
Его имя известно во всем мире. Его романы — классика, но классика по сей день неразгаданная, о которой спорят литературоведы и читатели, которую экранизируют и ставят на театральной сцене самые известные и талантливые режиссеры.
Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.
Бедные люди
Первый роман Федора Михайловича Достоевского. Книга простая — и болезненная в своей простоте. Произведение, из которого наряду с «Шинелью» Гоголя вышла «вечная тема» всей российской литературы — тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия.
Преступление и наказание
Роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, — неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.
Идиот
Роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.
Братья Карамазовы
Итоговый роман Федора Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. «Братья Карамазовы» — это произведение, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.
Роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту Достоевского, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.
Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, писатель предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о «неправильном» общественном устройстве идет речь в книге — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.
Я не стал бы выкладывать этот список книг, если бы меня не задело, ЧТО именно сегодня предлагают читать нашим детям. Попробуйте набрать в поисковике «лучшие книги для подростков» и все, кто запоем читал книжки в детстве, будут поражены, что лучших книг как отечественных, так и зарубежных авторов, в этих списках попросту нет. Есть, как правило, «гарри поттеры», какие-то «вампиры», какие-то «ужасы» и прочая вредная бредятина и ерунда (стараюсь подбирать слова помягче). Полностью отвергаю нелепый тезис, что сейчас «другое время» и, следовательно, дети читают другое. Ну, во-первых, хоть время другое, но есть «вечные книги», во-вторых, современная литература за редчайшим исключением очень мало дала хороших книг для детей. И рекомендовать им всякую дурь только потому, что это «новая литература», «модные авторы» считаю не просто идиотизмом, а нравственным преступлением.
В моём детстве было много интересных и полезных книг. Увы, не было Библии и книг православных, но русская и зарубежная классика, основанная в основном на христианских ценностях, дали представления о добре и зле и в определённой степени подготовили к жизни, дали хороший запас самых разных знаний. Остальное пришло потом.
Определённая трудность заключается в том, что подростки 12 лет и 16 лет сильно отличаются в книжных предпочтениях. Да и дети, конечно, очень разные. Но всё-таки некоторый компромисс возможен. Думаю, что родители могут тут дать более чёткие рекомендации для своего ребёнка. Ещё одна трудность заключается в том, что некоторые рекомендованные мной книги можно отнести сразу в несколько категорий. Выбирал в этих случаях основную.
Этот список книг в первую очередь, конечно, предназначен для мальчишек, но и девочкам, уверен, многое будет интересно. Я добавил сюда и несколько книг последнего времени, которые считаю полезными. Список разбит на категории.
Фантастика
———————
Алексей Толстой — «Гиперболоид инженера Гарина».
Аркадий и Борис Стругацкие — «Обитаемый остров».
Александр Беляев — «Человек-амфибия».
Герберт Уэллс — «Война миров».
Герберт Уэллс — «Машина времени».
Владислав Крапивин — «Ковёр-самолёт».
Фрэнсис Корсак — «Робинзоны космоса».
Айзек Азимов. — «Три закона роботехники».
Рэй Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту».
Роберт Шекли — «Рассказы».
Роберт Хайнлайн — «Дверь в лето».
Сергей Лукьяненко — «Рыцари сорока островов».
Книги о природе и животных
—————————————
Джек Лондон — «Белый Клык».
Джек Лондон — «Зов предков».
Джеймс Оливер Кервуд – «Бродяги Севера».
Джеральд Даррелл — «Моя семья и другие звери». (И другие книги этого замечательного автора).
Эрнест Сетон-Томпсон — «Рассказы о животных».
Гавриил Троепольский — «Белый Бим Черное ухо».
Жозеф Анри Рони-старший — «Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирех».
Сергей Писарев — «Повесть о Манко Смелом».
Эрнест Д’Эрвильи — «Приключения доисторического мальчика».
Рафаэлло Джованьоли — «Спартак».
Морис Дрюон — «Проклятые короли».
Вальтер Скотт — «Квентин Дорвард».
Василий Ян — «Чингисхан».
Василий Ян — «Батый».
Василий Ян — «К последнему морю».
Болеслав Прус — «Фараон».
Николай Гоголь — «Тарас Бульба».
Александр Пушкин – «Капитанская дочка».
Софья Радзиевская – «Остров мужества. Болотные робинзоны».
Плутарх — «Сравнительные жизнеописания» (для более продвинутых подростков).
Вадентин Янин – «Я послал тебе бересту». [О берестяных грамотах средневековой Руси]
Детективы
———————
Артур Конан Дойль — «Записки о Шерлоке Холмсе».
Гилберт Кит Честертон — «Рассказы об отце Брауне».
Дик Фрэнсис — «Фаворит».
Книги о войне
————————-
Борис Полевой — «Повесть о настоящем человеке».
Александр Фадеев — «Молодая гвардия».
Лев Кассиль — «Улица младшего сына».
Эммануил Казакевич — «Звезда».
Владимир Богомолов — «Момент истины (В августе 44-го) ».
Юрий Бондарев — «Горячий снег».
Валентин Пикуль — «Реквием каравану PQ-17».
Сергей Смирнов — «Брестская крепость».
Михаил Шолохов — «Судьба человека».
Вадим Кожевников — «Щит и меч».
Борис Васильев — «А зори здесь тихие».
Борис Васильев — «В списках не значился».
Владимир Карпова — «Взять живым!»
Пётр Вершигора — «Люди с чистой совестью».
Георгий Бурцев — «Конец осиного гнезда».
Виктор Смирнов — «Тревожный месяц вересень»(великолепная книга о борьбе с бандеровцами).
Книги о драмах реальной жизни
———————————————
Александр Пушкин — «Повести Белкина».
Гектор Мало — «Без семьи».
Гектор Мало — «Приключения Робера Кольбри».
Фрэнсис Ходгсон Бёрнет — «Маленький лорд Фаунтлерой».
Джеймс Гринрвуд — «Маленький оборвыш».
Уильям Голдинг — «Повелитель мух».
Этель Лилиан Войнич — «Овод».
Чарльз Диккенс — «Большие надежды»
Джек Лондон — «Мартин Иден».
Джек Лондон — «Северные рассказы».
Джек Лондон — «Время не ждёт».
Антон Макаренко — «Педагогическая поэма».
Джером Д. Сэлинджер — «Над пропастью во ржи».
Владислав Крапивин — «Оруженосец Кашка».
Владислав Крапивин — «Мальчик со шпагой».
Николай Внуков — «Один».
Фёдор Достоевский — «Преступление и наказание».
Фёдор Достоевский — «Униженные и оскорблённые».
Григорий Белых, Леонид Пантелеев — «Республика ШКИД».
Николай Островский — «Как закалялась сталь».
Юмористические произведения
——————————————
Джером К. Джером — «Трое в лодке, не считая собаки».
О.Генри — «Рассказы».
Илья Ильф, Евгений Петров — «Двенадцать стульев. Золотой телёнок».
Михаил Зощенко — «Рассказы».
Философские сказки, поучительные рассказы, рассказы о философах
Антуан де Сент-Экзюпери — «Маленький принц».
Фазиль Искандер — «Кролики и удавы».
Лев Толстой — «Много ли человеку земли нужно».
Пауло Коэльо — «Алхимик».
Диоген Лаэртский — «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Антиутопии
———————
Джордж Оруэлл — «Скотный двор».
Православная литература, рассказы о святых
—————————————————-
«Новый завет Господа нашего Иисуса Христа».
«Православные притчи».
о. Александр Торик. — «Димон. Сказка для детей от 14 до 104 лет».
Юлия Вознесенская — «Мои посмертные приключения».
Борис Зайцев — «Преподобный Сергий Радонежский».
Иван Шмелёв — «Лето Господне».
Мифология
——————-
«Мифы и легенды Древней Греции».
Список мой, конечно, неполный. Он, наверняка, будет пополнятся по мере того, как будут вспоминаться забытые детские книжки. Буду благодарен за советы. Планирую подготовить ещё список для младших школьников.
14.11.2016, Омск
Крайняя редакция 31.05.2019
—————————————-
—————————————-
Вот мои рекомендации по другим жанрам и темам (книги для взрослых читателей):
С чего стоит начать читать Достоевского
«- Хочешь быть не таким как все?
Как жизненно, я прослезилась.
Вот первых это первое что напечатали у Достоевского
Во вторых книга из 50 отдельных писем, каждое нагнетает безнадегу, но можно не все читать
Для начал взять в руки сборник сочинений и вспомнить сколько тебе лет
1) если меньше двадцати то засунуть его туда где взял.
4 Скучный вечер предпенсионера, когда уже не смотрят глаза в монитор, вруби аудио с Достоевским.
Рекомендую к просмотру, клип от Бутусова на тему Достоевского в локациях Питера, киберпанка и с намеком на Бегущего по лезвию.
В общем, безумно годно
Сразу же выпало «найди другого автора». О чём я только думал.
Я б в этой схеме вместо «Записок из подполья» рекомендовал бы роман «Бедные люди». Не самая известная вещь Фёдора Михайловича, но, IMHO, она будет тут на своём месте.
я вообще достоевского начал с записок из мертвого дома
Братьев Карамазовых читаю. Сначала пришлось через силу, потом стало поинтереснее.
Но в целом пздц конечно
Читал Идиота и ПиН. Там тоже пздц
Из Достоевского стоит смотреть Даун Хаус. Остальное очень индивидуально, не каждый выдержит эту атмосферу беспросветного звездеца и безнадёги.
Мне ещё из Достоевского очень «Бесы» нравятся. Такое себе пособие по психиатрии )
а как же духоскрепные Бесы?
лучше не читать Достоевского
Хз, штук 5 книг через силу прочитал, ничего интересного и познавательного в них не было
А если я не люблю книги- кирпичи и счастлив? Даже другого автора найти не предлагают.
Лет через пять обязательно перечитаю,интересно,какой экспириенс я получу.
Ты можешь покинуть Омск, но Омск из тебя не уйдет никогда.
блеа, про мусоропровод зацепило) аж почитать захотелось теперь
Надо больше треша! Где «Записки из мертвого дома», » Бесы», «Игрок», наконец?
Я по порядку читал: 1-й том, 2-й, 3-й.
Имхо лучший наш писатель, жаль что трилогию(или сколько книг планировалось) свою не успел дописать(
Кредит на учебу? Это где же он учится?
хочется пыльной классики, почитайте Толстого лучше
Как осчастливить библиотекаршу
Отнес в библиотеку Исигуро. Только зашел, вижу, библиотекарша сегодня какая-то довольная особенно. Ещё не знаю почему, но уже чувствую, что скоро узнаю. Так бывает: смотришь на человека и понимаешь, что он тебе что-то расскажет.
Стол, за которым она работает, отделен невысокой административной стойкой. Кладу туда Исигуро. Она забирает. Что-то оформляет. Наконец многозначительно произносит:
— А нам книги новые пришли. — видно, ей хочется, чтобы я спросил об этом.
— А где они? — спрашиваю.
Она взглядом показывает на край стойки. Там лежит Кинг.
— Вот, — говорит, — Кинг. За два дня прочитала. Потрясающая, — и такая счастливая вся! Неясно, от чего больше: от того, что книга новая, что за два дня прочитала или что это Кинг.
Беру Кинга в руки, листаю. Выписывать не планирую, но хочу разделить с ней этот торжественный момент.
— Дааа, — говорю, — здорово. А Саша Соколов у вас есть?
Уходит и через две минуты выносит мне такого свежего красивого Сашу Соколова.
— Ого! — говорю. — Ничего себе! Какое классное издание! Я вот Соколова даже в магазинах не могу найти, — а я правда не могу его найти уже несколько лет. Каждый раз, когда собираюсь купить, он заканчивается с пометкой «нет на складе». На мне какой-то сашасоколовский отворот.
— А Кинга, — говорит она снова о своей радости, — вообще ещё в продаже нет. А к нам приехал! — И глаза блестят у неё так! Кажется, в этом её счастье слилось всё: и приехало что-то не древнее, и книга понравилась, и прочитала она её прежде других.
— Вы сами заказываете книги? — спрашиваю.
— Да. — отвечает. — Раньше нам выписывали. — Делает паузу, глазами проводит по стойкам с книгами, как будто показывает, что привозили, потом подводит этой оценке итог, — Такая фигня приходила! Меня сюда назначили, я посмотрела на это и сказала: «Нет, сама буду выбирать». Заказала, и вы представляете, пришло! — И опять такая невозможно счастливая.
Чтение
Стать писателем. Контракт с издательством
Всем привет!
С год назад мы заключили контракт с Eksmo Digital на сборник стихотворений Екатерины и самую первую версию «Загоняя овец». К сожалению, в тот момент все происходящее нас безумно расстроило. Стихотворения, слепленные в один кусок, никакой вёрстки и обложек, кроме просто цветного листа с буквами фамилии и названием.
Из некоторых источников мы знаем, что редакция была преобразована, сам подход к приёму рукописей от новых авторов был сильно изменен. Судя по разделу сайта Эксмо «Новым авторам», теперь все рукописи отправляются в Eksmo Digital и издаётся сначала только в электронном формате.
Итак, в какой-то момент мы получили электронное письмо, гласящее, что издательство Эксмо готово издать нашу книгу «Начало и конец» через Eksmo Digital. Признаемся, мы проигнорировали это письмо, несмотря на то, что послано оно было не бездушной электронной формой, а живым человеком.
Но вот когда мы получили именно электронный ответ на нашу другую книгу, то начали пристальнее изучать предложение.
Итак, оказалось, что наша книга попала в «Выбор редакции». То есть, нам обещали, что бесплатно будет выполнено:
Соответственно, далее была довольно продолжительная переписка, в которой мы уточнили интересующие нас детали, обсудили написание наших имён на обложке, получили информацию по тем действиям, которые будут предприниматься редакцией касательно нашей рукописи. Опять же ответы мы получали быстро и общение было вполне конструктивным.
Оставалось лишь ожидать, пока дизайнеры редакции предложат нам дизайны обложки. И обещание выслать нам варианты в течение месяца было исполнено, чуть ниже будет представлен финальный вариант.
Но немного о том, почему разработанный дизайн на самом деле устроил нас с соавтором и по-настоящему обрадовал. Как я писал в начале данного поста, с год назад опыт работы с Eksmo Digital был крайне неудачным. Однотипные однотонные обложки выглядели скорее издевательством над авторами.
В этот раз младший продюсер попросил нас описать конкретно наше видение обложки. Не уверен, что имею право прикладывать скриншоты переговоров, потому представлю почти полное описание посланного нами «видения». Был ещё и 5 пункт, но он раскрывает важный сюжетный поворот, это должна была быть небольшая «подсказка» к развязке. И этот единственный пункт дизайнеры не отразили на обложке.
Кратко если описывать, что мы задумывали: 1) Изображения символа оккультистов городка — черепа оленя («Неумелой рукой чёрной краской были выведены контуры перевёрнутого треугольника с исходившими вверх ломаными линиями»). 2) Языки пламени костров, появляющиеся в начале и конце книги, а также являющиеся метафорой состояния героя. 3) Рыже-огненные тревожные тона. 4) Появляющиеся из дыма фигуры противников главного героя — оккультистов.
А также мы послали разработанный нами же эскиз:
Присланные после варианты от дизайнеров редакции:
Вариант 1:
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Фёдора Михайловича Достоевского знают во всём мире – его произведения в России включены в список литературы, изучаемой в средней школе, в университетах, книги читают студенты-лингвисты и театралы в разных странах, по ним ставят спектакли, снимают фильны. Глубокая драматургия, классический язык и знакомство читателя с разными слоями населения XIX века, их бытом и традициями – за эти качества ценятся романы, пьесы и повести великого русского прозаика. Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое.
Номинация | место | произведение | рейтинг |
Рейтинг лучших книг Достоевского | 1 | Братья Карамазовы (1879-1880 гг.) | 4.9 |
2 | Преступление и наказание (1866 г.) | 4.9 | |
3 | Идиот (1867-1869 гг.) | 4.8 | |
4 | Униженные и оскорбленные (1861 г.) | 4.8 | |
5 | Бесы (1870-1872 гг.) | 4.8 | |
6 | Записки из подполья (1864 г.) | 4.7 | |
7 | Игрок (1866 г.) | 4.7 | |
8 | Записки из Мёртвого дома (1860-1861 гг.) | 4.7 | |
9 | Бедные люди (1844-1845 гг.) | 4.6 | |
10 | Белые ночи (1948 г.) | 4.6 | |
11 | Подросток (1875 г.) | 4.5 | |
12 | Неточка Незванова (1849 г.) | 4.5 |
Рейтинг лучших книг Достоевского
Братья Карамазовы (1879-1880 гг.)
Одно из последних произведений Фёдора Михайловича «Братья Карамазовы» освещает вопросы морали, свободы, отношения с Богом. Критики называют роман вершиной творчества Достоевского: он оказал существенное влияние на мировую и особенно российскую культуру, литературу и философию.
В произведении, над которым автор работал 2 года, есть ноты триллера, детектива, много психологических приёмов и анализа поведения героев, коих в романе множество. Основная идея – определить тайны человеческой души и суть существования каждого в этом мире. В центре сюжета истории семьи Карамазовых – они в процессе развития действия на собственном примере показывают, какими могут быть ответы на главные поставленные вопросы, актуальные и в нашем современном мире. Взаимоотношения персонажей непростые, но отчётливо прослеживается прочная духовная связь всех членов рода. Достоевскому удаётся показать читателю две стороны человеческой души – божественное и дьявольское начало.
Преступление и наказание (1866 г.)
Кто не знает о Родионе Раскольникове? Роман «Преступление и наказание» входит в программу изучения школьниками старших классов не просто так: в произведении затрагивается проблема нравственности, автор составил настоящий психологический триллер, наглядно показывающий последствия необдуманных (или обдуманных?) поступков молодых людей. Раскольников оказывается в тисках судьбы после убийства старухи-процентщицы, автор направляет героя в исследование совести, погружает в веру, призывает к совести, пробуждает в Родионе ответственность и необходимость в искуплении греха. Подробности описания внутренних переживаний героя наталкивают на мысль, что сам Достоевский совершил преступление, иначе, откуда такая гамма чувств?
Произведение непростое для восприятия, тем не менее, школьники России знакомятся с ним, в других странах роман предлагают студентам старшего возраста с более окрепшим умом. Однако люди, читающие «Преступление и наказание» в разные годы, смотрят на сюжет по-своему, с точки зрения приобретенного опыта, и оценивают происходящее уже по-другому. Родион Раскольников во всём мире стал нарицательным персонажем.
Идиот (1867-1869 гг.)
На третьей строчке нашего рейтинга эксперты разместили всем известный роман «Идиот», главный герой которого князь Мышкин стал одним из любимых персонажей Фёдора Михайловича. Почему? Возможно, дело в тонкой душевной организации Мышкина, его честности и открытости, которую окружающие воспринимают как что-то ненормальное, от чего герой и получает не самое приятное прозвище, подобное психической болезни. Она, кстати, с ним действительно однажды случилась… Идея романа родилась, когда Фёдор Михайлович был за границей. Работа над произведением длилась 2 года.
Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс – всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине. Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно – образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно.
Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев.
Униженные и оскорбленные (1861 г.)
Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения – «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера.
Бесы (1870-1872 гг.)
Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей.
Записки из подполья (1864 г.)
Следующий в рейтинге роман «Записки из подполья» написан от первого лица коллежского ассессора (судьи, чиновника), излагающего на бумагу свою исповедь. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности.
Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе – в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться.
Игрок (1866 г.)
Очень интересна история создания романа «Игрок». Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки – 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения.
Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема – деньги становятся самоцелью.
Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий – французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости.
Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства…
Записки из Мёртвого дома (1860-1861 гг.)
Дворянин А. П. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам (обвинён в убийстве жены на 10 лет), где арестанты несут службу под контролем военных.
Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. д. В письмах Ф. М. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет».
Бедные люди (1844-1845 гг.)
Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». «Бедные люди», по мнению критика Плетнёва, близки по духу к произведениям Н. В. Гоголя.
Белые ночи (1948 г.)
Одна из первых лирических повестей молодого Достоевского «Белые ночи» переносит читателя в Санкт-Петербург, любимый город писателя. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца.
Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи.
Подросток (1875 г.)
Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении.
Неточка Незванова (1849 г.)
Недописанный роман, превращённый Достоевским в повесть, «Неточка Незванова» завершает рейтинг популярных произведений русского классика пера. Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу – Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать. Всё заканчивается, когда Неточка находит письмо, адресованное названой матушке, от давнего поклонника. Муж, узнав об этом, начинает тиранить жену, за что юная героиня возненавидит его и в порыве ссоры намеревается уйти из дома.
Самая пронзительная и душевная история Фёдора Михайловича полна психологической силы и глубины, которую приходится переживать Неточке, эмансипированному персонажу, не раз впоследствии используемому в произведениях автора под другими именами (Дуня Раскольникова, Наташа Ихменёва и т. д.). Писатель поднял горячие для XIX века проблемы – низкое положение женщины в обществе и семье, показал попытку девушки вырваться из лап домашней тирании в самостоятельную независимую жизнь.