Достоевский что сделал для россии
История России
Федор Михайлович Достоевский
Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страдании людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.
Достоевский вступил в литературу как представитель «натуральной школы», продолжая традиции Пушкина и Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846 г.) была восторженно встречена Белинским. В этой повести Достоевский с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом городе, защищает достоинство простого человека, показывает его превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести проявились в зародыше некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного воздействия на действительность.
Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорен в 1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия каторги его зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.
Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.
Крупнейшее произведение Достоевского — роман «Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.
Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в этой книге. Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в его лице и все революционное движение. С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому» принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и кроткой веры.
Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.
Творчество Достоевского получило мировое признание. Его реакционные идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические инстинкты, которые надо подавлять при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный обличитель капитализма, Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.
Достоевский Федор Михайлович
Творчество писателя оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали влияние творчества Федора Михайловича на их мировоззрение. Едва ли кто-то другой мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.
Детство и юность
Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.
Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.
Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Каторга
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.
Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
Зрелые годы
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».
В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.
Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм
Национальный гений
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Родители писателя – Михаил Андреевич и Мария Федоровна Нечаева (в девичестве). В семье соблюдались патриархальные русские обычаи.
– вспоминал позднее Фёдор Михайлович.
Он отмечал, что родители были «лучшими, передовыми людьми». На семейных вечерах в гостиной вслух читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого и Радклиф. Уже в 10 лет Фёдор знал основы русской истории. Также большую роль в развитии его внутреннего мира сыграла няня Алёна Фроловна, которая «всегда нам рассказывала такие славные сказки!»
Фёдор получил отличное домашнее образование, занимался с учителями, затем учился в частном пансионе. Очень много читал, особенно выделял исторические произведения. Чтение и прекрасная память позволили ему стать одним из самых образованных людей той эпохи. Достоевский рано лишился родителей: в 1837 году заболела и умерла мать. Ей не было и 37 лет. В 1839 году скоропостижно скончался отец, от апоплексического удара (инсульт), вызванного конфликтом с крестьянами.
Достоевский после обучения в Главном инженерном училище в 1843 году зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но уже в следующем году решает полностью посвятить себя литературе и получает увольнение в чине поручика. В 1845 году начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». Его отлично приняли, в обществе заговорили о «новом Гоголе».
В 1847 году молодой писатель стал посещать устраиваемые Михаилом Петрашевским «пятницы». «Вольнодумцы»-петрашевцы восприняли идеи социального утопизма, которые шли в Россию из Франции, некоторые поддерживали идеи революционного характера. Фёдор Михайловича прошёл через революционное «бесовство».
В 1849 году Достоевский в числе многих петрашевцев, был арестован и провёл 8 месяцев в Петропавловской крепости. Военный суд приговорил писателя и других петрашевцев к смертной казни. 22 декабря 1849 года (3 января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, но затем казнь заменили на каторгу. Четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.
С февраля 1854 года служит рядовым в Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. Дослужился до прапорщика. Новый император Александр II в день коронации в августе 1856 года объявил о прощении бывшим петрашевцам. Полную амнистию и разрешение публиковать Достоевский получил в 1857 году.
Русская идея
Уроки «бесовства», ожидание казни, каторга и суровая жизнь на окраине империи превратили Фёдора Михайловича в зрелого, умудрённого жизнью русского державника, который целиком поддерживал знаменитую уваровскую триаду – Православие, Самодержавие и Народность. Первый биограф писателя О. Ф. Миллер отмечал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского».
Чтобы понять Фёдора Михайловича, надо читать его публицистику.
Уже тогда он раскусил гнилое и подлое нутро «буржуазной демократии». После посещения Европы в 1862 году Достоевский становится ярым противником «европейского прогрессизма».
В статье «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) он обрушился на западноевропейское буржуазное общество, которое подменяет истинную свободу «миллионом». В сущности, здесь писатель выступил как пророк, предугадывая катастрофу России, которая пойдёт по буржуазно-капиталистическому пути Запада (что и произошло в 1917 году). Россия наступила на эти же грабли и в 1991–1993 годах, став полуколониальной культурной и экономической периферией Запада.
Достоевский за десятилетия предсказал появление в России «бесов»-революционеров – роман «Бесы» (1871–1872). Он понимал, что Россию погубят не вторжения извне, с которыми русские справятся, а Смердяковы (последний роман писателя «Братья Карамазовы» –1878–1880).
При этом великий писатель отмечал большую роль «еврейского вопроса» в будущей революции:
Также Фёдор Михайлович ясно вскрыл суть «финансового интернационала», который сейчас создаёт «новый дивный мир»: «Жид и банк – господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет Христианство и разрушит ее цивилизацию». Достоевский предвидел гибель христианской цивилизации, особенно на Западе, и всеобщее одичание человечества (реалии нынешний дней).
К сожалению, ни история, ни наши пророки ничему нас не учат. Трагедия. Снова и снова Россия и русский народ проходят через катастрофу, чтобы обновиться и пойти дальше.
Неудивительно, что противники Достоевского (и русской державы, народа) обвиняли его в реакционности, русском национализме, шовинизме, черносотенстве и антисемитизме. Ведь он безжалостно вскрывал пороки буржуазного общества, Запада, их проявления в России.
Выход из ловушки буржуазного строя, развивавшегося в России по примеру Запада, Достоевский видел в русском социализме.
Писатель противопоставлял русский социализм французскому утопическому социализму, атеистическому, и немецкому протестантскому социализму, который вёл к революции и разрушению.
Фёдор Михайлович соединял православие и социалистические идеи. Соборность, братское единение людей во Христе, что позволяло преодолеть разрыв между простым народом и привилегированными, образованными сословиями. Русский социализм, по мнению Достоевского, был лучшей формой развития России и всей человеческой цивилизации. Интересно, что при Сталине эта модель и стала базовой в России.
«Константинополь должен быть наш!»
Фёдор Михайлович, несмотря на споры со славянофилами, был настоящим монархистом и выступал за объединения всех славян.
Более того, он отмечал всемирную роль русских (славян) и России:
(«Дневник писателя». 1877).
– писал русский гений и пророк.
Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Петербурге.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Долитературная жизнь
Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в большой дворянской семье. Род Федора Михайловича имеет белорусские корни и известен с конца XV века. В 1506 году его предки получили грамоту на д.Достоево (Ивановский район, Брестская область). С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя.
Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская (девичья фамилия Нечаева), происходила из купеческого рода.
Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л.И.Чермака. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе.
Первый роман
Первой напечатанной работой Достоевского стал перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». В это же время он начинает писать роман «Бедные люди». Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе «Петербургский сборник». Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь.
С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести «Двойник» и «Хозяйка» были неоднозначно воспринятыми «товарищами по цеху». Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования.
Дело петрашевцев и казнь
В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим.
Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового.
После каторги
С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.
В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы «Время» и «Эпоха», где печатает романы «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Записки из подполья».
В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать «Эпоху», принимая на себя долги умершего брата.
Игрок
В 1866 году был написан его знаменитый роман «Преступление и наказание», ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора (будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку). Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года.
В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе «Игрок».
На вершине творчества
В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы». Кроме того, Достоевский активно занимается журналистикой. В 1873 году Федор Михайлович начал редактировать газету «Гражданин». Следует отметить, знаменитый «Дневник писателя» начинался рубрикой в «Гражданине», а затем перерос в отдельный журнал, который Достоевский издавал единолично (то есть и писал все статьи) в 1876-1877, 1880-1881 годах.
В 1880 году писатель закончил свой последний роман «Братья Карамазовы», печатавшийся в журнале «Русский вестник». В этом произведении Достоевский поднимает вопросы религии, свободы, противостояния добра и зла в человеческой душе.
8 июня 1880 года, немногим более чем за полгода до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь в Благородном собрании, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве.
Мрачные предчувствия
В начале января 1881 года при встрече с писателем Дмитрием Григоровичем Достоевский поделился предчувствием, что не переживет нынешней зимы. 7 февраля 1881 года сестра писателя Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться в пользу сестер от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тетки. Супруга писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы).
Достоевский что сделал для россии
Федор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября ) 1821-28 января (9 февраля) 1881 г.г)-русский писатель,мыслитель,философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучши х романистов мирового значения.
Литературная деятельность Достоевского
В творчестве Достоевского 1840 х –1850-х годов сказалось влияние Гоголя – поэтики его «петербургских повестей» и темы «маленького человека». Первый роман Достоевского «Бедные люди»(1845) сразу выдвинул его в ряд признанных писателей «гоголевского направления» – натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии обитателей «петербургских углов». В рецензии на следующую повесть Достоевского – «петербургскую поэму» “Двойник»(1846) – Белинский, отметив «огромную силу творчества» молодого писателя, резко критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились рассказ «Господин Прохарчин» (1846), повести «Хозяйка»(1847) и «Белые ночи» (1848), неоконченный роман «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты поэтики Достоевского, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.
В Дрездене начат антинигилистический роман «Бесы» (1870 –1872). Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа» и его руководителя С. Г. Нечаева, убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Иванова – вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Работа над романами постоянно прерывается запойной игрой в рулетку (в Баден-Бадене в 1867 г., в Висбадене в 1871 г.). В июле 1871 г. Достоевские возвращаются в Россию. С 1872 по 1878 г. они прожили в городе Старая Русса Новгородской губернии в доме на набережной реки Перерытица. В настоящее время там находится Дом-музей Досоевского.
Политическая деятельность
В 1847 г. Достоевский разошелся с кружком Белинского, стал посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского и увлекся учением социалиста-утописта Ш. Фурье. Привлеченный по делу петрашевцев, провел восемь месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием. В 1849 г. приговорен к смертной казни, которая по резолюции Николая I была в последний момент заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующим определением в рядовые. 22 декабря 1849 г. Достоевский пережил обряд приготовления к расстрелу на Семеновском плацу в Петербурге. 24 декабря, закованный в кандалы, отправлен в Тобольск, а оттуда – «чернорабочим» на каторгу в Омский острог (1850 –1854). На каторге книги и журналы были запрещены – единственным разрешенным чтением было Евангелие. В эти годы у Достоевского усилились эпилептические припадки (первые признаки эпилепсии проявились еще в 1846 г.). После отбытия каторги доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен солдатом в Сибирский 7-й линейный батальон. Весной 1857 г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.
В 1854 г. в Семипалатинске Достоевский сблизился с Марией Дмитриевной Исаевой, женой чиновника таможенной службы А. И. Исаева. В 1857 г., через два года после смерти мужа, М. Д. Исаева после долгих колебаний вышла замуж за Достоевского. Напряженная история их взаимоотношений отразилась в романе “Униженные и оскорбленные»(отношения Ивана Петровича и Наташи). Брак был неудачен; по признанию самого писателя, супруги были «положительно несчастны вместе». Исаева-Достоевская умерла от чахотки в 1864 г.
18 марта 1859 г. Достоевский по прошению был уволен в отставку в чине подпоручика и переехал в Тверь, а в декабре 1859 г. получил разрешение на переезд в Петербург. Опубликовал повести “Дядюшкин сон»(1859), “Село Степанчиково и его обитатели»(1859), роман “Униженные и оскорбленные»(1861). Новую прозу Достоевского современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием. Напротив, “Записки Мертвого дома»(1861 –1862) – крупнейшее произведение, написанное Достоевским вскоре после каторги и о каторге, имело огромный успех. И. С. Тургенев сравнивал «Записки» с Дантовым «Адом», А. И. Герцен – со «Страшным судом» Микеланджело.
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились его убеждения. В предреформенные годы (1859 –1861) он сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, философом и историком литературы Н. Н. Страховым. Журналы «Время» и «Эпоха», которые Ф. М. Достоевский издавал вместе со своим старшим братом М. М. Достоевским (до его смерти в 1864 г.), пропагандировали теорию «почвенничества», во многих отношения близкую к славянофильству. С другой стороны, «почвенничество» было попыткой создать платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. С позиции почвеннических идеалов он обличал западноевропейскую культуру, знакомство с которой произошло во время заграничных поездок писателя в 1862 –1863 гг. (“Зимние заметки о летних приключениях», 1863), и духовное «подполье» русского невротика-индивидуалиста (“Записки подполья», 1864). Провозглашая мессианскую роль России и пропагандируя религиозно-нравственное совершенствование, Достоевский резко полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское слово»).
Зимой 1867 г. Сниткина стала женой Достоевского. В апреле они отправились в Европу. Заграничная поездка 1867 –1871 гг. сделала Достоевского наблюдателем крупнейших событий западноевропейской общественной жизни – франко-прусской войны, Парижской Коммуны (1871), бурного развития европейского анархизма, возглавляемого М. А. Бакуниным. В Женеве, Веве (близ Женевы) и Флоренции написан роман “Идиот»(1868). Трагедия Мышкина – в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе.
Последние произведения
Последними крупными произведениями Достоевского стали романы “Подросток»(1875) и “Братья Карамазовы»(1879 –1880). «Подросток» – «роман воспитания», в котором личность и мировоззрение героя формируются в обстановке всеобщего разложения и распада устоев общества. «Братья Карамазовы» – итоговое произведение Достоевского, в котором его важнейшие философские, социальные, этические и религиозные идеи нашли наивысшее художественное воплощение. У Достоевского был, по выражению Н. К. Михайловского, «жестокий талант»: его мир – это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в “Записках из подполья» до Ивана Карамазова в “Братьях Карамазовых». Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»): в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» – отцеубийство.
Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека – Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто. Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий – человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира (это мир зла, а не добра) и христианскую этику (она противоречит человеческому разуму). В легенде о великом инквизиторе, являющейся философской кульминацией романа, Иван рисует картину современного мира, который предался власти дьявола и отверг Христа, утратив веру в него, но прикрываясь при этом Его именем. Персонажам, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет «кротких» героев, обладающих добрым сердцем, наделенным тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Лев Мышкин («Идиот»), Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»), готовые пострадать за всё человечество.
Фактическим убийцей отца семейства Федора Карамазова является его незаконнорожденный сын, лакей Смердяков – вульгарный «двойник» Ивана. Но, как показывает читателю Достоевский, нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых. Оба они хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца и желали его смерти. Иван был непосредственным вдохновителем Смердякова: утверждениями, что «умному человеку» «все позволено», он заронил в голову Смердякова мысль о преступлении и дал молчаливое согласие на убийство.
Достоевский создал особую разновидность романной поэтики, которую охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Вместе с тем динамичность композиции, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность слога, психопаталогические, сновиденческие и фантастические мотивы лишь подчеркивают и оттеняют идеологическое противостояние героев.