Достоевский кроткая о чем произведение
Анализ повести Кроткая Достоевского
Название рассказа заменяет имя героини. Читателю не предоставляется возможность назвать кроткую другим словом.
Отсутствие имен главных героев заставляет читателя обратить особое внимание на символические имена других персонажей – Мозер, Лукерья, Добронравов.
Мысли ее мужа, который также остается безымянным, раскрывают нрав жены. О кротости герой упоминает: «Тут-то я догадался, что она добра и кротка». Далее, из мыслей мужа, можно проследить развитие и сломы характера кроткой.
Будучи отставным штабс-капитаном полка, отстраненный от общества, главный герой выбирает себе в жены молодую сироту, которая страдает от упреков и побоев своих теток. Желая возвысить себя в мире, муж заранее определил свое поведение с женой: сухость, строгость, высокомерие.
Совместное проживание героев сопровождается непониманием друг друга. Замкнутое в своем мире, мучаясь от одиночества, оскорблений «металось существо, чтобы оскорбить меня чем бы то ни было».
Неравенство, увеличившиеся после свидания с Ефимовичем и ситуации с револьвером, приводит к покупке отдельной кровати для кроткой. Она становится одинока.
Кроткая начинает болеть, перестает разговаривать. Муж не предпринимает попытки начать общаться с ней, лишь изредка смотрит на нее украдкой. Планирование ситуации и отсутствие проявления чувств – выбранные заранее средства общения с кроткой.
Последние страницы рассказа показывают сцену, где главный герой бросается в ноги кроткой, признается в любви, чем доводит ее до истерики.
Кроткая решает закончить свою жизнь, выбросившись из окна, держа в руках образ Богородицы.
Весь внутренний монолог главного героя сводится к сильной любви к жене. Он любил ее с самого начала. Он продолжал любить ее всегда. Он сам замучил единственное любимое существо и обрек себя на одиночество.
2 вариант
Автор разделил рассказ ровно на две части, которые различаются лицом, от которого ведется повествование, это достаточно нетипичный прием для написания произведения. Так вторая часть написана от лица лирического главного героя, а первая часть написана от лица непосредственно автора, которое он написал для того, чтобы информация была объяснена, и читатель понял происходящее в тексте.
Она также содержит искренние извинения автора, они гласят, что вместо дневника он решил написать повесть, поэтому просит снисхождения читателей и трепетного отношения.
Все это вызывает особый отклик у читателей. Но мало кто догадывается, что эта часть является ключевой для разгадки написанного позже.
Потом он рассказывает и о самом рассказе, т.е. замечание не имеет ничего общего с самим повествованием, но на самом деле еще как имеет. Достоевский не вынес это замечание до начала рассказа, а включил его внутрь. Это самый настоящий знак, что строчки важны именно в контексте, а не как простое извинение.
Самой «Кроткой» предшествует не только номер повествования, который подчеркивает проблему самоубийства, но и информация, позволяющая понять основные фантастические моменты, ведь рассказ написан именно в этом жанре.
Фантастика заключается даже не в происходящем, а в том, как все это подает автор. Его восприятие реальности и действительности заставляет задуматься о том, насколько самоубийство является преступным и как сказывается на окружающих людях.
Получается, что произведение взято прямо в клещи, настоящим нравоучением, он располагает их между письмом самоубийцы, где он излагает свои мысли и пояснениями самого Достоевского, который старается показать ситуацию со стороны.
Автор ссылается также на известное произведение Виктора Гюго, получившее название «Последний день приговоренного к смертной казни».
Фантастически здесь выглядит не само убийство, а его объяснение.
Автор прибегает к различным олицетворениям и метафорами, так что сам читатель порой запутывается в логике повествования автора.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Кроткая
Популярные сегодня темы
Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.
Лирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма
Картина художника Поленова «Бабушкин сад» была написана в далеком 1878 году. Произведение вызывает добрые чувства и буквально передает особое настроение и дарит состояние гармонии.
На протяжении всей своей творческой карьеры Владимир Владимирович Маяковский создавал сатирические произведения. Он даже создал ряд произведений гимнов, где описывал унылых судей
Кроткая кратко
В двух словах: Женившись на бедной девушке, ростовщик пытается выместить на безответной сироте злобу за перенесенные в жизни обиды, надеясь на то, что она будет безропотно жить в постоянной мольбе за его благородную душу. Однако девушка вступает с мужем в непримиримый нравственный поединок…
Рассказчик часто себе противоречит. Например, так и остаётся непонятным: он женился на «кроткой» из жалости, или для того, чтобы мучить её, мстя всему миру за свою судьбу, как мучил он своих клиентов. Кроме того, мысли рассказчика сумбурны и сбивчивы. Он как бы старается привести их в порядок, что ему удаётся лишь к концу повести, где несчастный добирается до сути дела, ему открывается истина.
Интересна также история самого рассказчика: он был отставным штабс-капитаном блестящего полка (ушёл в отставку добровольно). Там, как и везде, его не любили, а поводом к его отставке стала случайность. После этого он вёл бедную бродяжью жизнь, пока не умерла его родственница, оставившая ему три тысячи рублей. После этого рассказчик и стал ростовщиком, мечтая при этом накопить достаточную сумму и начать новую жизнь.
В конце рассказчик пребывает в порыве доброты и благодеяния: он в ногах у жены (с которой не разговаривал всю зиму), клянётся в любви, обещает счастье. Но как она поняла ранее, с ним нужно было «по-честному»: если любить, то всецело и преданно, или не любить совсем. Но она то ли не смогла сделать выбор в ту или иную сторону, то ли не захотела обманывать рассказчика «полулюбовью». Поэтому повесть завершается очень печально — самоубийством главной героини.
Краткое содержание Кроткая Достоевского
Начинается эта повесть с того, что однажды к ростовщику приходит очень худенькая, приятная молодая девушка, которая хочет заложить свои вещи. Ростовщик сразу же чувствует родственную душу в лице этой молодой девчонки. Ему кажется, что сама судьба свела их вместе, и что она – именно та, кого он ждал всю жизнь. Но несмотря на то, что девушка, и так кротка и чиста, он решает еще больше подавить ее. Показать ей свою власть и могущество. И он начинает воспитывать Кроткую. В лице этой слабой женщины, он мстит всему обществу, которое не стало ему подчиняться. На подсознании он выбирает себе жертву, которая вышла за него замуж и ждала совсем другой роли в его жизни.
Кроткую не устраивает такое положение дел, она постоянно бунтует – то замыкается в себе и молчит сутками напролет, то убегает из дома. А однажды, пока ростовщик спит, она подносит к его лицу револьвер, и долго держит его у виска. Но как только револьвер убран, становится понятно – теперь власть навсегда в руках ее жестокого мужа. Она любит его и ненавидит одновременно, и это просто психологически ломает ее.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Достоевский. Все произведения
Кроткая. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Робинзон Крузо родился в семье среднего достатка. Его отец мечтал, что сын станет его помощником. Но Робинзон был авантюристом. Дальние страны манили его. Несколько его морских путешествий прошли удачно, пока однажды их корабль не захватили пираты.
В Венецию на службу был приглашён богатый и родовитый мавр – генерал Отелло. Он часто посещал венецианского сенатора и рассказывал ему и его дочери Дездемоне о своих жизненных испытаниях, о военных сражениях
Из школьной программы все знают, что Крылов был баснописцем. Однако Иван Андреевич был еще и драматургом. В 1800 году он написал пьесу «Подщипа», имеющую в своей структуре канон и построенную на принципах триединства классицистической драматургии
Маленькая девочка Катя в раннем детстве осталась без родителей. И на ее судьбу выпадет очень много испытаний и всевозможных приключений.
В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним
Кроткая Достоевский краткое содержание
Кроткая Достоевский краткое содержание повести
Повесть «Кроткая» впервые была опубликована Федором Михайловичем Достоевским в 1876 году. В этом произведении автор отражает тяжелейшее душевное состояние главной героини, которое приводит к добровольному уходу из жизни молодой женщины. Поводом для создания писателем данной истории послужило случившееся в Петербурге самоубийство нищей швеи, при этом девушка выбросилась из окна на четвертом этаже, держа в руках икону. После этого происшествия Достоевский, по его собственным словам, не переставал думать о несчастной душе, которая уничтожила сама себя, и в результате его длительных и напряженных размышлений появилось соответствующее произведение.
Ф. М. Достоевский повесть «Кроткая»
Рассказ ведется от лица мужчины, занимающегося выдачей денежных средств в долг под солидные проценты и ставшего супругом центральной героини повести. Однажды к нему приходит совсем юная девушка, находящаяся в поиске должности гувернантки, она приносит в заклад последние остатки своего весьма скромного имущества. Ростовщику искренне нравятся чистота, невинность и в то же время несомненное чувство собственного достоинства, присущие посетительнице. Он немедленно решает, что в дальнейшем она станет принадлежать именно ему, нисколько не сомневаясь в том, что сумеет завладеть этой кроткой и доверчивой девушкой.
Мужчина предлагает новой знакомой стать его женой, подчеркивая, что, несмотря на его теперешнее ремесло, он происходит из дворянской семьи и является штабс-капитаном в отставке. Избранница рассказчика, измученная нищетой и отчаянием, соглашается на брак, она готова искренне любить супруга и подарить ему свое сердце. Однако сам ростовщик мечтает не о сердечных чувствах, а о безграничной и безоговорочной власти над другим живым существом, поскольку его душа уже отравлена и уязвлена многочисленными неудачами и поражениями, настигавшими этого человека на жизненном пути.
Муж центральной героини повести полагает, что он не сумел ничего добиться, считая свою деятельность ростовщика унизительной для себя, он пытается каким-либо образом отомстить обществу. Мужчина мечтает о том, чтобы хотя бы одно создание преклонялось перед ним и воспринимало его в качестве настоящего героя. Рассказчик начинает воспитывать Кроткую, которой в повести не дается никакого конкретного имени, желая, чтобы она в моральном отношении стояла перед ним на коленях. Ростовщик холодно и жестко пресекает ласку и нежность с ее стороны, ему необходима полная покорность и преклонение перед ним
Женщина чувствует себя глубоко оскорбленной такой реакцией на ее чувство, она пытается протестовать и по-своему сводить счеты с мужем. Кроткая в течение нескольких дней не произносит ни слова, она надолго покидает дом, однажды она насмешливо интересуется у супруга, действительно ли его изгнали из полка в связи с тем, что он не решился принять участие в поединке из-за собственной трусости. Рассказчик ощущает, что в душе жены лишь возрастает ненависть и презрение к нему, в один из вечеров он кладет на столик перед ее кроватью револьвер.
Женщина в полнейшем отчаянии заканчивает жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Мужу становится ясно, что именно он уничтожил ее привязанность, при этом притворяться любящей супругой она не могла, что и привело Кроткую к роковому решению.
В повести показана трагедия чистой и целомудренной души, готовой любить, но оказавшейся в руках морального тирана. В итоге героиня истории предпочитает умереть, осознав, что уже не сумеет подарить мужу настоящее чувство и сделать его счастливым.
Кроткая ли «Кроткая»?
Достоевский о самоубийствах
140 лет назад, 28 января 1881 года (10 февраля н.ст.), скончался Федор Михайлович Достоевский.
О. Маркина. Иллюстрация к рассказу Достоевского «Кроткая»
Достоевский как никто из русских писателей последовательно и пламенно проповедовал спасительность Православия и обличал упадок веры в современном обществе. В частности, он показал, как неверие в Бога и вечную жизнь души привело к волне самоубийств, захлестнувшей Россию. Он пишет об этом бедствии в письмах, в «Дневнике писателя» и во множестве художественных произведений.
Достоевский понимал, что магия с ее стремлением к самообожению, то есть к беспредельной силе и власти, неизбежно влечет человека к самоубийству, ибо только так ограниченное существо может попытаться охватить божественную бесконечность.
С горечью отмечает писатель в текущей действительности бесчисленные случаи самоубийств, особенно среди молодежи. Он черпает сведения из повременной печати, из воздуха общественной жизни, из писем читателей:
«Я получаю очень много писем с изложением фактов самоубийств и с вопросами: как и что я об этих самоубийствах думаю и чем их объясняю?» («Дневник писателя», 1876) (XXIV, 50).
И он всем творчеством объясняет коренную магическую причину всех этих по видимости разных трагедий: неверие в Бога и в богоданное бессмертие человека, гордая попытка самостоятельно устроить свою жизнь:
Один разительный случай самоубийства особенно потряс писателя:
«С месяц тому назад во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, – “потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы”. Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках – странная и неслыханная еще в самоубийстве черта!» («Дневник писателя», 1876, октябрь) (XXIII, 146).
На основании этой краткой заметки писатель попытался здесь же, в «Дневнике» сходу проникнуть в сознание этой девушки, но вышло как-то невнятно, впрочем, в духе невнятности самой православной веры в современном ему общественном сознании:
«Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто – стало нельзя жить, “Бог не захотел” и – умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль» (XXIII, 146).
Потрясенный этим случаем писатель решил поглубже в нем разобраться и художественно исследовал его в повести «Кроткая» («Дневник писателя», 1876, ноябрь, 1 глава). Он назвал повесть в подзаголовке «Фантастическим рассказом», что в его понятиях означало раскрытие таинственной и вечной глубины бытия. Самоубийство девушки он представил теперь как следствие развития утонченной гордости в душе, унижаемой жизненными обстоятельствами и не способной их преодолеть по причине утраты живой веры своих родителей и предков.
В завязке действия по видимости «кроткая» девушка приносит в заклад образ, украшенный дорогим окладом, и переговоры с заимодавцем свидетельствуют о степени угасания веры в ее душе. Заимодавец-повествователь вспоминает:
«Образ Богородицы. Богородица с Младенцем, домашний, семейный, старинный, риза серебряная золоченая – стоит – ну, рублей шесть стоит. Вижу, дорог ей образ, закладывает весь образ, ризы не снимая. Говорю ей: лучше бы ризу снять, а образ унесите; а то образ все-таки как-то того.
– А разве вам запрещено?
– Нет, не то что запрещено, а так, может быть, вам самим…
(«Дневник писателя», 1876, ноябрь) (XXIV, 8).
Уточнение изображенного на иконе – случай редкий у Достоевского и весьма значимый для понимания замысла повести.
Это самоубийство, по мнению писателя, при всей необычности являет типичный для эпохи внутренний отрыв, казалось бы, еще верующих людей от Православия и губительное впадение в духовную прелесть уклонения от заповеди Христовой нести свой крест до конца. В символическом итоге девушка выбрасывает из окна свою жизнь, дарованную Богом, и выбрасывает вместе со священным образом «Богородицы с Младенцем», знаменующим суть Православия.
Запредельная, но скрытая гордость «Кроткой» проявляется в итоге в запредельном же богоборчестве – в самоубийстве, символически сочетаемом с убийством Христа и Богородицы. И если своими грехами вообще люди, как учит Церковь, распинают Христа в своих душах, то тем более – такое распятие совершается самоубийством, да еще с образом Христа и Богородицы в руках.
Сама решимость сдать в заклад священную суть православной веры – древнюю икону Богородицы со Христом – уже подготавливает в душе Кроткой распятие Христа, напоминая грех христопродавца Иуды.
Это самоубийственное проявление гордости – в духе второго искушения Христа
Есть в этом самоубийстве отзвук и еще одного смертоносного проявления гордости – в духе второго искушения, предложенного лукавым врагом Христу в пустыне:
«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”. Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф. 4: 5–7).
В самоубийственном падении из окна с иконой заметен след магической надежды на то, что если не в этой жизни, так в будущем Бог спасет грешную душу. Но как будет на самом деле, показал Христос Своим твердым отвержением этого искушения.
Имя Кроткой, как и повествователя-заимодавца, тоже близкого уже к самоубийству, в повести не называется. И это по замыслу Достоевского указывает на уже свершившуюся губительную стертость их душ, при которой внешнее убийство себя – уже дело случая, ибо оно внутренне совершилось – отвержением дарованной русскому народу спасительной православной веры. Есть в этой безликости что-то от опустошающей «кротости» буддизма, уже проникавшего тогда в Европу со своей проповедью стирания будто бы призрачной личности ради самоубийственного слияния с безликим духом.
При таком сознании молиться Богу уже невозможно, ибо молитва – это словесное выражение бессмертной души человека в ее личном общении с Богом. Только служанка Лукерья предполагает (и то в пересказе заимодавца), что Кроткая накануне смерти молилась перед иконой. Сам же Достоевский намеренно не указывает на совершение молитвы, и это равнозначно ее отрицанию. Со слов Лукерьи в передаче повествователя-заимодавца
« она вдруг вошла к барыне в нашу комнату что-то спросить, не помню, и увидала, что образ ее (тот самый образ Богородицы) у ней вынут, стоит перед нею на столе, а барыня как будто сейчас только перед ним молилась. “Что вы, барыня?” – “Ничего, Лукерья, ступай… Постой, Лукерья”, – подошла к ней и поцеловала ее. “Счастливы вы, говорю, барыня?” – “Да, Лукерья”» («Дневник писателя», 1876, ноябрь) (XXIV, 32).
Счастье здесь сродни предвкушению необратимо смертоносного пантеистического экстаза.
Повесть «Кроткая» – одна из самых значительных вещей Достоевского, не уступающая по значимости большим романам. На духовно-символическом уровне писатель показывает погружение народа во мрак богоотступничества и богопротивления и предсказывает недалекое уже мрачное будущее России.