Доступ в помещение наблюдателям должен быть обеспечен не менее чем
Доступ в помещение наблюдателям должен быть обеспечен не менее чем
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах наблюдатель вправе:
Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум.
В соответствии с законодательством наблюдатель не вправе:
Наблюдатель должен четко усвоить эти ограничения и воспринимать их запрет на вмешательство в ход голосования и подсчета голосов.
Наблюдатель должен знать:
Нужно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, не допускать конфликтных ситуаций во взаимодействии с членами УК.
Необходимо фиксировать сведения, сообщаемые УК, а также свои наблюдения и оценки происходящего, вести учет числа проголосовавших избирателей, участников референдума.
От наблюдателя требуется умение сделать все, чтобы его присутствие в комиссии способствовало предупреждению нарушений, недопущению грубых ошибок, четкому соблюдению комиссиями и иными участниками выборов, референдума, установленной законом процедуры голосования и подсчета голосов.
Наблюдателю необходимо иметь при себе:
Кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования должны быть освещены и снабжены письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
Вывешенная в помещении для голосования увеличенная форма протокола УК об итогах голосования должна быть расположена так, чтобы наблюдатели могли прочитать содержащуюся в ней информацию.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним УК оборудует информационный стенд. В соответствии с требованиями законодательства на нем размещается необходимая информация обо всех зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, образец заполнения бюллетеня, ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах, иная предусмотренная законодательством информация.
Наблюдатель должен знать, что зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
В случае обнаружения фактов нарушения этого запрета наблюдатель вправе поставить об этом в известность председателя УК, сотрудников правоохранительных органов.
При подходе к помещению для голосования наблюдателю следует обратить внимание, не проводится ли агитация, проведение которой в день голосования запрещено законом.
В течение дня голосования УК по телефону передает в вышестоящую комиссию в 8.00 (по местному времени) информацию об открытии помещения для голосования, а днем – в отчетные часы, установленные комиссией, организующей выборы, референдум, – об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме.
! Наблюдатель должен знать порядок действий членов УК с правом решающего голоса в день голосования. |
Голосование проводится с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. по местному времени.
Наблюдателям доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за 1 час до начала голосования.
Члены УК с правом решающего голоса получают бюллетени по ведомости, в которой они расписываются в их получении, и списки избирателей, участников референдума, которые могут быть сброшюрованы в отдельные книги. Каждая такая книга должна быть снабжена титульным листом и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей УК и подписью ее председателя.
Перед выдачей бюллетеней член УК с правом решающего голоса должен удостовериться, что заявление (устное обращение) избирателя, участника референдума о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре заявлений о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены УК.
Каждый избиратель, участник референдума голосует лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа и заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель, участник референдума не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его.
В таком случае он может воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В этом случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта (заменяющего его документа) лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.
Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня.
В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень.
Член УК, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
Заполненный бюллетень избиратель, участник референдума опускает в опечатанный стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (при его использовании).
Стационарные ящики для голосования должны быть всегда на виду у наблюдателя, члены УК не вправе их уносить из помещения для голосования или вскрывать до окончания голосования.
Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума напротив фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря УК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
Член УК немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
Решение об отстранении члена УК от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УК.
Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
За порядком в помещении для голосования наблюдает председатель УК, все распоряжения, отданные им в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих.
В отсутствие председателя УК его полномочия исполняет заместитель либо секретарь или уполномоченный УК член комиссии с правом решающего голоса.
Наблюдателю следует соблюдать дисциплину в ходе реализации своих прав при наблюдении и понимать, что дисциплина и порядок в работе УК – залог четкой организации дня голосования и предупреждения возможных ошибок и нарушений законодательства, в том числе при форс-мажорных ситуациях.
Наблюдателю необходимо координировать свои действия с членом УК с правом совещательного голоса и доверенным лицом, уполномоченным представителем, назначенными соответствующим кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума.
Порядок ведения наблюдателем фото- и (или)видеосъемки в помещении для голосования
В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, результата референдума определении результатов выборов, наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем УК, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии.
Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.
При подсчете голосов избирателей, участников референдума, составлении протокола об итогах голосования УК место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий УК, в том числе обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок избирателей, участников референдума.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума.
Не рекомендуется вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
Осуществление наблюдения за голосованием вне помещения для голосования
УК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
УК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых.
Голосование вне помещения для голосования проводится (за исключением предусмотренного пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочного голосования избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и т.д.) только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение подается в УК в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем в 14 часов (по местному времени) в день голосования.
Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
УК регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования.
В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.
УК вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю, участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя, участника референдума.
Председатель УК обязан объявить о том, что члены УК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
К избирателю, участнику референдума выезжают не менее 2 членов УК с правом решающего голоса.
Голосование вне помещения для голосования может быть проведено 1 членом УК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее 2 лиц из числа членов УК с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, субъектами общественного контроля, общественными объединениями.
При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
Советы наблюдателю:
Количество бюллетеней для голосования вне помещения может превышать количество заявлений для голосования вне помещения. Общее число полученных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число заявлений, полученных к моменту выезда (выхода) членов УК, (но не менее 2 бюллетеней) во избежание возникновения сомнений и подозрений со стороны лиц, присутствующих при проведении указанного голосования.
Наблюдатель должен знать порядок голосования вне помещения для голосования:
! Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов УК для проведения голосования вне помещения для голосования, член УК не вправе выдать данному избирателю, участнику референдума в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.
Действия наблюдателя при выявлении факта нарушения законодательства о выборах и референдумах
В случае выявления нарушения законодательства о выборах и референдумах наблюдатель должен обратиться к председателю УК за разъяснениями и, в случае объективного подтверждения факта нарушения, зафиксировать факт нарушения.
Факт нарушения фиксируется путем составления письменной жалобы, в которой указывается кем, где, когда и при каких обстоятельствах оно совершено, излагается суть нарушения.
Письменная жалоба подписывается наблюдателем, ставится дата и время (при необходимости) ее подписания.
Жалоба оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается председателю УК (заместителю председателя, секретарю комиссии), на втором экземпляре делается отметка о ее получении.
После рассмотрения жалобы необходимо получить копию соответствующего решения УК.
В случае, если жалоба не рассмотрена УК в установленный срок, то бездействие УК можно обжаловать в соответствующую вышестоящую комиссию либо в суд.
Завершение работы наблюдателя
Наблюдатель может покинуть помещение УК только после того, как он убедится в том, что комиссия не будет составлять повторный протокол.
Если члены комиссии после убытия ее председателя с протоколом в вышестоящую комиссию не покидают помещение для голосования, то надо оставаться вместе с ними. Если члены комиссии расходятся, то следует еще раз предупредить их, что в случае составления повторного протокола они должны пригласить Вас на заседание комиссии.
Законодательство предусматривает возможность для наблюдателя присутствовать при передаче протокола УК в вышестоящую комиссию.