Доступна информация только о ваших направлениях что значит
Что такое информация?
Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое «информация».
Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.
Свойства
Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:
Что означает доступность информации?
На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.
Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.
Для каких сфер актуально это понятие
Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:
Что является объектом доступности
Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.
Субъект информационных отношений
Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.
Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.
Права доступа
Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.
Угрозы доступности данных
Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.
Пока преподаватель в классе, пользование «системой» доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.
Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.
Как результат, с началом нового занятия «система» будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.
Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.
По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.
К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.
Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:
Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.
Три кита безопасности данных: целостность, конфиденциальность и доступность информации
Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.
Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.
На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.
Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.
Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:
Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.
Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.
Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.
К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.
Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.
Методы, гарантирующие доступность
Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.
Обеспечение доступности веб-контента: стандарты, критерии, пример реализации
Привет, меня зовут Павел. Я занимаюсь изучением и тестированием доступности.
Когда начинал изучать этот вопрос, я понимал, что это делается с заботой о людях с нарушением зрения, слуха, моторики, но я не имел представления как именно это делается.
Поэтому, в начале уходило много времени на поиск информации, затем на чтение документации, просмотр видео инструкций про доступность, на эксперименты с контентом, что, в итоге, помогло определиться с подходом и начать внедрять доступность в наши продукты.
В данной статье мы погрузимся в вопрос доступности контента, разберемся, почему важна доступность в интернете, чем она регламентируется и как реализуется. В завершение, я расскажу на реальном примере, как мы с командой работали над повышением доступности нашего продукта — конструктора онлайн-курсов iSpring Suite.
Доступность контента — это свойство, которое позволяет пользователям с разными физическими возможностями получить к нему доступ — тем или иным способом. Проще говоря, если незрячий пользователь не может посмотреть график, размещенный на странице, у него должна быть возможность прослушать текстовое описание этого графика.
Зачем обеспечивать доступность контента
Итак, доступность позволяет людям с ограниченными возможностями получить нужную им информацию или выполнить определенные действия: отправить письмо, сделать заказ в интернет магазине, заполнить заявление, пройти обучение или даже поиграть в игры.
С легкостью выполняя эти действия в повседневной жизни, мы даже не задумываемся, что для кого-то они могут быть непреодолимым барьером.
При этом доступность — это не только забота о людях с физическими нарушениями зрения, слуха или моторики. В разных жизненных ситуациях возможности вполне здорового человека могут быть ограничены по разным причинам.
Давайте посмотрим какие аспекты доступности могут быть полезны пользователям в самых разных жизненных ситуациях:
Итог простой: доступность контента критически важна для одних пользователей, и удобна для других. Встает логичный вопрос: почему так мало проектов, которые отвечают требованиям доступности?
Дело в том, что внедрение доступности требует времени, а в реальной жизни компании стремятся запустить проект как можно раньше, чтобы поскорее проверить свои гипотезы.
И все же рано или поздно вопрос доступности встанет ребром, поэтому я советую не затягивать с ее внедрением и начинать проработку доступности уже на начальных этапах жизненного цикла продукта. Это сэкономить много времени и средств — не говоря уже об удобстве пользователей.
Как доступность регулируется на законодательном уровне
Во многих странах доступность регулируется на законодательном уровне, в том числе и доступность веб-контента.
Каждый из приведенных выше стандартов обязует создавать информационный контент по определенным правилам с разной степенью контроля, но все они в той или иной степени опираются на стандарт WCAG, разработанным Всемирным Веб Консорциумом.
Всемирный Веб Консорциум (W3C) — это организация, которая разрабатывает и внедряет технологические стандарты для интернета.
В 1997 году Всемирный Веб Консорциум создал инициативу о доступности интернета для людей с ограниченными возможностями WAI.
В рамках этой инициативы W3C разработал техническую спецификацию ARIA, the Accessible Rich Internet Applications, которая предоставляет информацию о ролях, состояниях и фокусах с примерами применения.
Как работать с WCAG — руководством по обеспечению доступности веб-контента
Руководство по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) состоит из нескольких уровней, о которых нужно помнить при работе с ним.
Первый уровень: принципы
Второй уровень: гайдлайны
Каждый принцип доступности, изложенный на первом уровне, определяется гайдлайнами — конкретными рекомендациями, каким должен быть контент, чтобы отвечать тому или иному принципу. Например, принцип “Понятность” включает такие гайдлайны, как “Удобочитаемость”, “Предсказуемость”, “Помощь при вводе” и т.д.
Третий уровень: критерии оценивания
Каждый гайдлайн, в свою очередь, раскладывается на критерии оценивания — конкретные механизмы работы интерфейса и контента.
WCAG предоставляет три уровня соответствия доступности: А, АА, ААА. Соответственно, набор критериев под каждый уровень свой.
Четвертый уровень: достаточные и консультативные техники
Техники — это советы, как и что делать, чтобы достичь нужного уровня соответствия. Применять их не обязательно, но они могут помочь соблюсти тот или иной принцип доступности.
Например, по принципу “Воспринимаемость” есть такой критерий:
1.1.1. Весь нетекстовый контент, представленный пользователю, имеет эквивалентную текстовую версию.
На практике часто это реализуется через атрибут alt, и есть соответствующая техника: “H37: Using alt attributes on img elements” (“Использование атрибутов alt для изображений”).
Пример реализации атрибута alt, чтобы обеспечить соответствие критерию 1.1.1. “Нетекстовый контент”
Как протестировать веб-контент на доступность
Руководство по обеспечению доступности веб-контента WCAG предъявляет 5 требований к реализации веб-контента. Следовательно, чтобы протестировать доступность, нам нужно проверить, что веб-контент удовлетворяет всем 5 требованиям.
Требование 1: Веб-контент должен соответствовать одному из уровней доступности: А, АА или ААА
Чтобы выполнить это требование, нужно оценить контент на соответствие критериям, о которых мы говорили выше. При этом контент должен отвечать всем критериям конкретного уровня — либо должна быть представлена его альтернативная версия, отвечающая всем критериям.
Например, по гайдлайну “Навигация” для соответствия уровню А, контент должен соответствовать одновременно четырем критериям:
![]()
Скриншот из русской версии Руководства по обеспечению доступности. Критерии соответствия уровня А по гайдлайну “Навигация”.
Для соответствия следующему уровню доступности (АА), контент должен отвечать всем критериям предыдущего уровня А (см.рис.выше), а также всем критериями рассматриваемого уровня АА (см.рис.ниже).
Критерии соответствия уровня АА по гайдлайну “Навигация”.
Требование 2: Заявленному уровню доступности должна соответствовать вся страница
Если часть контента на странице не соответствует всем критериям выбранного вами уровня доступности, нельзя заявить о доступности такой страницы.
Версия страницы слева не отвечает критерию 1.4.3. “Минимальный контраст”, потому что контрастность текста во втором блоке (отмечен красным) нарушена. Из-за этого блока, страница слева не соответствует требованиям доступности, несмотря на то, что остальные блоки оформлены правильно.
Требование 3: Заявленный уровень доступности поддерживается на протяжении всего процесса (цепочки страниц)
Все страницы из взаимосвязанной серии веб-страниц должны соответствовать заявленному уровню доступности.
Рассмотрим это требование на примере онлайн-магазина. Для того чтобы совершить покупку, пользователю нужно найти товар, посмотреть его, добавить в корзину и оплатить. Если хоть одна страница в этой цепочке (например, страница оплаты) не соответствует критериям доступности выбранного вами уровня, вы не можете заявить о соответствии сайта данному уровню.
Требование 4: На странице используются только те технологии, которые поддерживаются устройствами обеспечения доступности
Технология считается поддерживаемой, если ее поддерживают одновременно и юзер агент (то есть, например, браузер) и вспомогательная технология (например, скринридер).
К поддерживаемым технологиям можно отнести использование альт-текста на картинках, применение ролей, landmark’ов, субтитров и т.д.
Каждая из сторон предоставляет информацию о поддерживаемых технологиях, которая обычно размещается на сайте. Например у скринридера JAWS есть веб-страничка, на которой отмечены не поддерживаемые роли.
Если одна из сторон не поддерживает технологию, то лучше ее не применять.
Если юзер-агент и вспомогательная технология используют поддерживаемые технологии, а автор использует правильную технику, то в этом случае пользователь с ограниченными возможностями без проблем получит необходимую информацию.
В качестве примера возьмем тэг dialog, который не поддерживается браузером IE. Это означает, что если мы строим наши message-боксы и диалоги с помощью этого тега, у клиента-пользователя IE такой контент поддерживаться не будет. Следовательно, страница, содержащая тег dialog не может считаться доступной.
Требование 5. Невмешательство
Контент с неподдерживаемой технологией может располагаться на странице, и такая страница даже может быть признана соответствующей определенному уровню доступности, но при одном условии: неподдерживаемый контент должен быть второстепенным и не блокировать доступ к другим частям страницы.
Возьмем все тот же тег dialog. Если в нем содержится второстепенная информация, и мы можем просто скрывать ее для пользователей браузера IE, то такую страницу можно будет считать доступной.
Юзабилити-тестирование
На практике может получиться так, что ваш веб-контент удовлетворяет всем критериям WCAG, но в связи со спецификой его работы (или спецификой работы вспомогательных технологий) он может в итоге оказаться недоступен людям с ограниченными возможностями.
Поэтому важную роль в тестировании доступности играет юзабилити тестирование.
Для тестирования нужно собрать группу людей с ограниченными возможностями, которые попробуют поработать с контентом и предоставят фидбэк. Обязательно пообщайтесь с этими людьми, посмотрите как они работают.
Если у вас не получается пригласить людей с ограниченными возможностями, то попробуйте изменить собственное восприятие контента. Например, при работе с скрин-ридерами можно выключить монитор и попробовать поработать с веб-контентом, воспринимая информацию на слух.
Если после юзабилити-тестирования стало понятно, что веб-контент не соответствует требованиям WCAG, то первое что нужно сделать, это собрать всю информацию об этом, изучить ее и принять решение о возможности доработки.
Пример из практики: обеспечение доступности плеера электронного курса
Бывают ситуации, когда из-за особенностей реализации контента отсутствует возможность удовлетворения всем требованиям WCAG.
Мы с командой столкнулись с такой проблемой, работая над доступной версией плеера, входящего в состав конструктора электронных курсов iSpring Suite. Этот конструктор конвертирует PowerPoint-презентации в веб-контент. Слайды презентации (курса) после конвертации проигрываются в браузере.
По итогам тестирования стало понятно, что нам потребуется либо сильно переработать плеер, либо создать его альтернативную версию, которая будет соответствовать всем требованиям WCAG. Выше я уже упоминал, что WCAG разрешает считать контент соответствующим определенному уровню, если у него есть альтернативная версия, которая соответствует этому уровню.
Мы выбрали второй вариант, и назвали эту версию плеера “доступный скин”.
Пример доступного скина плеера презентаци.
Здесь перед нами стояла задача не только реализовать сам скин, но и проработать правильный механизма обнаружения альтернативной версии и перехода к ней.
Мы добавили в плеер заметную кнопку переключения между полной и альтернативной версиями. Если открыть плеер с работающим скрин-ридером, то виртуальный фокус скрин-ридера сразу попадает на кнопку переключения, а весь остальной контент скрин-ридеру не доступен.
Так скрин-ридер видит плеер в полной версии. Другими словами, у скрин-ридера нет вариантов перейти куда-то, кроме альтернативной версии.
Еще одна загвоздка в плавности работы скрин-ридера возникла уже при реализации альтернативной версии. Во время юзабилити тестирования мы обнаружили, что при смене слайдов виртуальный фокус скрин-ридера застревает на кнопке переключения слайда. В итоге слайды переключались, а фокус стоял на месте — и пользователю было непонятно, что он перешел на следующий слайд.
Пример застревания фокуса
Причиной проблемы стало то, что плеер курсов является одностраничным веб-приложением (SPA) — а это означает, что контент изменяется в рамках одной странички. Скрин-ридеры не приспособлены к работе с одностраничными приложениями, они хорошо работают только со статичными страницами.
Для решения этой проблемы, пришлось внедрить особое поведение фокуса, чтобы при переходе к следующему слайду он перепрыгивал в начало слайда. Читалка отслеживает фокус и реагирует на смену его положения — и пользователю становится понятно, что слайд сменился.
Решение получилось эффективным и безопасным для полной версии.
Как заявить о доступности
После того как вы сделали контент на странице доступным, об этом нужно заявить.
Вариант 1: Выложить на сайт заявление о соответствии контента определенному уровню доступности.
В данном варианте информация о доступности предоставляется в более кратком и сжатом формате. Если вы хотите более подробно расписать все критерии, уровни соответствия, методы и технологии, можно выбрать второй вариант:
Вариант 2: Заполнить шаблон добровольного заявления о доступности (Voluntary Product Accessibility Template или VPAT) — и выложить на сайт его.
При заполнении шаблона указывается та же информация что и в обычном заявлениии (вариант 1), плюс дополнительно указывается информация, об использованных во время тестирования юзер агентах и вспомогательных технологиях.
В нашем случае мы опирались на работу популярных читалок (JAWS, NVDA и VoiceOver) и браузеров (Chrome, FF, Safari), потому что они хорошо работают друг с другом, поддерживают много технологий и регулярно обновляются.
Далее заполняется таблица с критериями и с указывается информация об их достижении.
Заполненный шаблон выкладывается на сайт. Вот пример добровольного заявления о доступности на сайте iSpring. Главное, убедитесь чтобы страница, на которой расположен шаблон, была доступная 🙂
Данные о местоположении
С помощью сведений о местоположении сайты показывают актуальную для вас информацию: погоду, дорожные пробки, карту города, заведения поблизости. Местоположение определяется по ближайшим точкам беспроводного доступа и по IP-адресу устройства. Данные о местоположении обезличены: передаются только географические координаты. Они не позволяют вас идентифицировать.
Разрешить или запретить сайту определять местоположение
Когда сайт запросит информацию о том, где вы находитесь, в верхней части страницы вы увидите предупреждение.
Просмотреть сайты, которым разрешено определять местоположение
Запретить определять местоположение
Установить город вручную
Если сохранить город не удалось — проверьте, разрешено ли в браузере сохранять cookie.
Местоположение в режиме Инкогнито
По умолчанию в режиме Инкогнито местоположение определяется автоматически, даже если вы ранее вручную указали город. Это объясняется тем, что в режиме Инкогнито не сохраняются файлы cookie, а сделанный вручную выбор города хранится в них.
Местоположение определяется некорректно
Возможно, у вас установлено расширение, изменяющее настройки прокси. Попробуйте отключить его.
Возможно, ваш IP-адрес принадлежит сети с несколькими регионами. Настройте местоположение вручную:
Если проблема не решена, сообщите о ней в службу поддержки через форму обратной связи:
Данные о местоположении
С помощью сведений о местоположении сайты показывают актуальную для вас информацию: погоду, дорожные пробки, карту города, заведения поблизости. Местоположение определяется по ближайшим точкам беспроводного доступа и по IP-адресу устройства. Данные о местоположении обезличены: передаются только географические координаты. Они не позволяют вас идентифицировать.
Разрешить или запретить сайту определять местоположение
Когда сайт запросит информацию о том, где вы находитесь, в верхней части страницы вы увидите предупреждение.
Нажмите или
, чтобы изменить решение.