Доверенность эдо что это
Обязательное применение электронных доверенностей планируют перенести
Перенести обязательное введение электронных доверенностей решили участники межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ. Это означает, что сотрудники и уполномоченные лица организаций и ИП смогут работать без изменений. Подробности — в новости.
Межведомственная рабочая группа при Правительстве РФ, в состав которой входят представители Минцифры, ФНС и других госорганов, решила ввести переходный период для использования электронной доверенности (иначе «машиночитаемой доверенности», МЧД). Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Участники заседания отметили, что переходный период необходим, чтобы информационные системы и участники ЭДО успели подготовиться к работе с МЧД.
Точные сроки переходного периода еще не определены. По данным РБК, участники правительственного заседания обсуждали отсрочку «в течение 2022 года». Также пока неясно, как именно будет организован переходный период. Эксперты УЦ Контура ожидают, что нормативно-правовые акты (НПА), которые подтвердят введение отсрочки и разъяснят ее сроки и порядок, будут приняты к концу 2021 года.
Предполагалось, что с 1 января 2022 года сотрудники и уполномоченные лица компаний должны быть готовы перейти на новый формат подписания документов: использовать личную электронную подпись физлица и прилагать к ней МЧД. Такой порядок вводили поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». В связи с поздним появлением соответствующих НПА, участники рынка ЭДО могли не успеть перейти на МЧД к 1 января 2022 года, а ряд документов, регламентирующих правила работы с МЧД, только утверждаются. Информационные системы только с их появлением смогли начать перестраивать свои процессы.
Планируемый переходный период временно вводит добровольное применение электронной доверенности. То есть сотрудники юрлиц смогут:
С одной стороны это усложнит работу, ведь надо быть готовым к двум сценариям, с другой — даст участникам рынка время, чтобы доработать свои системы для работы с электронной доверенностью.
В силе останутся изменения для руководителей. С 1 января 2022 первому лицу организации и ИП нужно обращаться за новой ЭП в УЦ ФНС (в том числе к доверенным лицам ФНС), либо в УЦ Центробанка или в УЦ Казначейства — в зависимости от типа организации.
Руководители и сотрудники могут получить электронную подпись в УЦ Контура по прежним правилам до конца 2021. Действовать такие подписи будут до истечения своего срока.
Эксперты УЦ Контура ожидают, что в течение переходного периода сотрудники и уполномоченные лица смогут получать электронные подписи по текущим правилам, обращаясь в аккредитованные УЦ. Мы сообщим, когда соответствующие нормативно-правовые акты будут опубликованы.
Контур по-прежнему планирует поддержать работу МЧД в своих сервисах. А также разрабатывает сервис для работы с МЧД, где руководитель и сотрудники смогут управлять электронными доверенностями организации. Если у вас есть запрос на сервис, в котором можно формировать и подписывать МЧД — напишите об этом на trust@kontur.ru
В тексте мы говорим «получить электронную подпись», хотя по факту в удостоверяющем центре (УЦ) получают «сертификат электронной подписи». Мы упростили термины сознательно.
Доверенность эдо что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Между организациями подписано соглашение об электронном документообороте.
Имеет ли электронная доверенность в распечатанном виде силу оригинала и юридическую значимость, или электронную доверенность нужно заверить? Как и кем должна быть заверена доверенность? Если налоговый орган запросит доверенность, каким образом ее представить? Каковы действия при получении товара на основании электронной доверенности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Распечатка электронной доверенности, подписанной электронной подписью, не является подлинником этого документа. Она может рассматриваться как его копия, соответствие которой подлиннику подтверждается подписью законного представителя (руководителя) организации.
В налоговый орган такая доверенность представляется на бумажном носителе в виде заверенной организацией копии с отметкой о подписании документа электронной подписью. Порядок представления доверенности в отношениях между сторонами гражданско-правового договора определяют сами стороны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как контрагенты могут обменяться доверенностями на получение материальных ценностей по ЭДО
Выдача доверенности является односторонней сделкой, т.к. для возникновения ее юридического эффекта (полномочия) достаточно волеизъявления одной стороны – представляемого, согласия представителя не требуется (п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 185 ГК РФ; вопрос 14 в Обзоре судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015).
В силу ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Доверенность как сделка не существует вне письменного документа, так как доверенностью признается только письменное уполномочие (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Согласно п. 2 этой же статьи использование при совершении сделок аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, доверенность может быть выдана и в электронной форме.
Закон не запрещает включать в доверенность образец подписи представителя. Однако:
1) законом не установлено требование о включении в доверенность этого реквизита. Унифицированные формы М-2 и М-2а, утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, в которых предусмотрено наличие подписи представителя, не обязательны к применению. Форма доверенности должна соответствовать только тем требованиям, которые установлены гражданским законодательством (ст. 3 ГК РФ, см. также, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 № 05АП-5672/16);
2) если доверенность (например, на получение товара) совершается в форме электронного документа, то в отсутствие у представителя электронной подписи и возможности составления электронного же документа, подтверждающего факт получения товара представителем, включение в доверенность образца подписи представителя лишено смысла и невозможно (независимо от способа, посредством которого стороны обмениваются электронными документами).
Поэтому, как нам представляется, в целях возможности проверки того, что товар получает именно указанный в доверенности представитель, целесообразно включать в доверенность сведения о документе, удостоверяющем личность представителя. Факт же получения товара представителем, не имеющим электронной подписи, будет подтверждаться оформленным на бумажном носителе документом, подписанным представителем.
В 2022 году появится электронная доверенность для сотрудников: что уже известно
Пересмотр порядка применения электронной подписи повлек за собой изменения в части подтверждения полномочий подписанта. Если раньше ЭП выдавались сотрудникам и в них прямо указывалась организация, то с 1 января 2022 года подписывать документы от имени организации сможет только ее руководитель, а сотрудники должны будут использовать подпись физлица и подтверждать полномочия подписанта машиночитаемой доверенностью. Подпись физлица можно будет использовать и для личных, и для рабочих нужд.
Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД)?
Для начал объясним, откуда вообще ноги растут, точнее сведения, что МЧД вообще кому-то нужна.
Во-первых, об этом нам говорят изменения в 63-ФЗ (вносятся Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года).
Например, в 63-ФЗ со следующего года будут добавлены новые статьи 17.1 — 17.6. И вот в них мы и видим упоминание нового формата доверенности.
Статья 17.2 в п. 2 сообщает, что если при подписании электронного документа от имени организации выступает не директор, а иное уполномоченное лицо, то нужно приложить электронную доверенность. Аналогичные требования действуют в отношении ИП (п. 3 ст. 17.3).
А в статье 17.5 уже прописываются правила оформления МЧД:
Обратите внимание! По закону подписать такую доверенность может только уполномоченный представитель юрлица, действующий без доверенности, т.е. директор.
ФНС на своем сайте сообщает:
Это наводило на мысль, что для отдельных систем формат доверенности может быть разным. Но в итоге в октябре были опубликованы сразу два приказа Минцифры № 857 и № 858. С ними появилось больше определенности.
Формат электронной доверенности
Приказ № 857 четко расписывает единые требования к МЧД :
Приказ № 858 дополняет эти требования. Например, уточняется, что МЧД может формироваться « в ином формате, предусмотренном соглашением между участниками информационного взаимодействия ».
Учитывая, что к приему новых доверенностей не все системы могут вовремя подготовится, в Приказе сделана оговорка: если в информационной системе нельзя автоматически обработать и визуализировать (т.е. представить в легко читаемом, обычном виде) электронную доверенность, то ее можно представить в машиночитаемой форме в формате pdf.
Подчеркивается еще раз, что подписать доверенность, выданную физлицу, должен руководитель организации, ИП, или доверитель — физлицо (если доверенность оформляется между двумя частными лицами).
Сейчас на этапе проектов еще два Постановления Правительства, касающиеся доверенностей. Одно устанавливает требования к работе с МЧД — хранение, отмены и т.п. Второе — регламентирует применения электронной доверенности в работе между организациями и ИП. Например, предполагается, что не обязательно будет прикладывать электронную доверенность к каждому отправляемому документу. МЧД можно будет передавать один раз в следующих случаях:
Кроме того, пока еще в процессе подготовки и правила формирования и использования классификатора полномочий.
Проще говоря — большая часть ключевых законодательных актов, регулирующих работу с электронными доверенностями, еще не принята, хотя до конца 2021 года осталось уже не так много времени.
Изменения в работе с электронной подписью в 2021 и 2022 годах
Пока ясность есть только в отношении электронных подписей. По ним не только есть уже готовые изменения, но и даны рекомендации и разъяснения по применению.
Во-первых, в 2021 году никакого апокалипсиса не произошло — крупные операторы, в т.ч. Калуга Астрал, как выдавали ЭП, так и продолжили их выдавать, получив аккредитацию по новым правилам.
Во-вторых, параллельно с работой АУЦ (аккредитованными удостоверяющими центрами) с июля ФНС запустила выдачу КЭП для ИП и руководителей организаций, а также определило доверенных лиц (пока только двух) для выдачи подписей от имени налоговой службы.
Это было сделано в первую очередь для того, чтобы в конце года не создался ажиотажный спрос на КЭП, получаемые в ФНС.
В то же время у АУЦ сохранилось и в этом году и в дальнейшем право выдачи электронных подписей физлицам, как обычным, частным, так и работникам компаний и ИП.
Но многие бизнесмены волновались — подпись они получили в 2021 году, но с 1 января 2022 года выдавать их директорам и предпринимателям сможет только ФНС и ее доверенные лица. Неужели уже купленные подписи потеряют свою юридическую силу?
В своем письме от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604 Минцифры развеяло все сомнения — электронные подписи, выданные в 2021 году УЦ, аккредитованным по новым правилам, продолжат действовать, причем если подпись выдана работнику организации или индивидуального предпринимателя, то и после 1 января 2022 года к ней не нужно будет прикладывать МЧД, конечно до окончания срока действия. Затем надо будет получить новую электронную подпись, а вот к ней уже понадобится доверенность.
Те, кто получает подписи в этом году, имеют больше времени на подготовку к работе с новым форматом. К тому времени, как закончится срок действия КЭП их сотрудников, появятся и необходимые законодательные акты, и разъяснения от ведомств, и какая-то практика по применению МЧД.
В 2022 году при получении новой подписи выбора уже не будет — нужно будет сразу оформлять на сотрудников доверенности. А вот в каком виде и как именно технически — еще не ясно.
Как получать подпись руководителю в 2022 году:
После получения подписи нужно настроить рабочее место, купить и установить КриптоПро CSP для работы с электронной подписью.
Получить подпись можно и у доверенных лиц ФНС, о которых мы писали выше. Им нужно будет предъявить точно такой же пакет документов.
Как получить электронную подпись работнику в 2022 году:
Что касается доверенностей (МЧД), то их будут выдавать сами работодатели. Как мы уже рассказывали — технология формирования, передачи, хранения и отзыва таких доверенностей находится в разработке.
Есть ли проблемы с новыми подписями от ФНС?
Ряд электронных площадок, например, для проведения торгов применяет специальные расширения, подпись ФНС не подходит для работы с ними. Перед тем, как получать и использовать новую подпись, отказываясь от применения КЭП, выданных удостоверяющими центрами, проверьте, сможете ли вы пользоваться новой подписью на выбранной площадке.
Рекомендуем пока пользоваться подписями, выдаемыми АУЦ, до того, как будет налажена системы работы новых электронных доверенностей и функционал различных порталов подготовят к работе с ними.
Заказать подпись Астрал ЭТ на 15 месяцев : быстрый выпуск, использование на всех основных порталах, для подачи отчетности, ЭДО и др.
Доверенность на подписание документов в ЭДО
Электронная подпись оформляется на непосредственного руководителя организации. Однако редко кто из руководителей успевает подписать весь объем документов. Поэтому обязанности делегируются главному бухгалтеру или другому уполномоченному сотруднику.
Чтобы такой сотрудник имел законное право использовать подпись, понадобится оформить на него доверенность. Тогда он сможет полноправно подписывать документы. Разберем, как оформить доверенность на подписание документов в ЭДО.
Что такое электронная подпись
Электронная подпись (ЭП) используется в электронном документообороте, гарантируя безопасность данных. Ей подписывают цифровые текстовые документы, изображения, декларации и т. д.
Существует три вида ЭП:
Чаще всего для работы в системах электронного документооборота необходимо оформить именно КЭП.
Подписывайте документы и обменивайтесь ими онлайн в Диадоке
По закону РФ, документы, подписанные электронной подписью, обладают той же юридической силой, что и заверенные рукописно.
Доверенность на подписание документов по ЭДО
Чаще всего вопрос использования ЭП по доверенности касается КЭП, так как именно такой вариант подписи применяют в системах ЭДО. Также КЭП оформляется не только на организацию, а на конкретного человека — ее руководителя.
Если руководитель хочет предоставить другому лицу возможность подписывать документы, понадобится оформить электронную подпись и доверенность на данного сотрудника.
В будущем будет введен новый образец доверенности на право подписи в системе ЭДО, который называют машиночитаемой доверенностью (МЧД). Ее формат и порядок работы будет утвержден ФНС. Такая доверенность понадобится всем физлицам, которые подписывают документы от лица организации.
Предполагается, что МЧД будут использовать по следующим правилам:
В документе указываются:
Подробные требования к МЧД указаны на федеральном портале проектов НПА.
Что изменится в 2022 году
В январе 2022 года вступят в силу поправки к Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Корректировки коснутся всех, кто использует электронную подпись: руководители будут получать подпись в налоговой, сотрудники — в удостоверяющих центрах (УЦ) с новой аккредитацией.
Коротко о предстоящих изменениях:
Подробный список поправок пока в работе и предположительно появится в конце 2021 года.
Подключитесь к Диадоку и используйте все возможности электронного документооборота