Доверие что это такое 5 класс
Классный час «Что такое доверие?»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса
аудиозапись мелодии для организационного момента, мультфильм Лунтик –«Доверие», шкатулка впечатлений с вопросами, аудиозапись песни «Если друг не смеется».
Цель: сформировать представление учащихся о значимости доверительного отношения между людьми.
— расширить и углубить значение понятия «доверие», «доверчивость»;
— развитие умения строить доверительные отношения со сверстниками;
— воспитание ответственности, честности, веры в добpoе и хорошее в людях.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно загляните в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся чудесный сад — сад вашей души. Побродите по этому саду. Может быть, вы увидите дерево, покрытое жёлтыми, красными, оранжевыми листочками. Это дерево — уважения и взаимопонимания. Между деревьями струится ручеёк честности и ответственности. Полюбуйтесь растущими цветами любви и добра. Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Рассмотрите её пёрышки. Каждое перо означает те духовные ценности, которые живут в каждом из нас. Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души.
— Удалось ли вам представить сад вашей души?
— А мне бы хотелось, чтобы в вашей душе расцвело ещё одно качество.
2. Целепологание (учителем или учащимися)
Взаимное доверие — основа дружбы.
— Может ли быть дружба между людьми, если нет доверия?
— Что нужно делать, чтобы заслужить доверие?
Доверие строится постепенно, медленно и стоит дорогого. Необходимо не только, чтобы тебе доверяли, но уметь доверять и другим.
4. Просмотр мультфильма «Лунтик»
Доверие (между людьми) — это уверенность, в поступке другого человека
5. Рассказывание истории и беседа.
Притча «Косуля и ворон»
Давным-давно в одном лесу жили в большой дружбе Косуля и Ворон. И вот однажды, когда Косуля бродила по лесу, её заметил один Шакал. Он подумал: «Ах! Как бы мне отведать этого вкусного мяса? Попробую-ка я войти в доверие к Косуле. Глядишь, что-нибудь и получится». Подумав так, Шакал подошёл к ней и сказал:
— Доброго здоровья, мой друг Косуля!
— Кто ты такой? — спросила Косуля.
— Я маленький несчастный шакал, — ответил тот, — у меня нет друзей. Я очень одинок. Давай с тобой дружить!
— Хорошо, — сказала Косуля, — я очень рада.
И она пригласила Шакала на ночь в своё укрытие.
Когда они приблизились к её обители, прилетел старый Ворон и, увидев, что Косуля не одна, спросил её:
— Это маленький Шакал. Он хочет с нами дружить, — ответила Косуля.
— Ты не должна дружить с ним, это может плохо кончиться! — сказал прозорливый Ворон.
«— Ты зря беспокоишься», — сказала Косуля, — он такой маленький и безобидный!
Проходили дни. Каждое утро они уходили в разные стороны искать свой корм, а вечером снова собирались вместе. Шакал всё это время искал случая, чтобы погубить Косулю.
И вот однажды вечером он сказал, что нашёл поле с молодой пшеницей и утром покажет его. Несколько дней Косуля паслась на поле с сочной пшеницей, пока этого не обнаружил хозяин. Он принёс и расставил силки вокруг поля. На следующее утро Косуля попала в них. Тугая петля затянула её шею, и она начала биться. Но петля была очень крепкой и затягивалась всё туже и туже. В этот момент прибежал Шакал. Косуля очень обрадовалась и сказала ему:
— Друг — это тот, кто рядом, когда ты в беде! Перегрызи, пожалуйста, эту петлю, и освободи меня.
Но Шакал неожиданно возразил:
— Что ты! Что ты! Разве я могу перегрызть такую крепкую верёвку? Я был бы рад помочь тебе, но мне это не по силам!
И он ушёл в лес, спрятался за кустами и стал размышлять так: «Когда придёт человек, он зарежет Косулю и заберёт мясо, а внутренности выбросит. И уж тогда я полакомлюсь вдоволь!»
Вечером, когда старый Ворон вернулся на своё дерево и увидел, что Косули ещё нет, он начал беспокоиться, и полетел искать её. Интуиция подсказывала ему, что с его другом случилась беда. Когда он нашёл Косулю, то обнаружил, что человек с ружьём уже приближается к ней. Тот был уже совсем близко. Но старый Ворон был очень мудрым и сразу оценил обстановку. Он сказал Косуле:
— Не послушала ты меня. Ведь я предупреждал тебя, что нельзя доверять этому незнакомому шакалу! Но ничего, держись, может быть, мы сможем обмануть человека. Ляг на бок и притворись мёртвой, а я сяду рядом. Как только человек снимет петлю с твоей шеи, я громко крикну. Тогда ты вскакивай и беги в лес.
Всё так и случилось. Человек, увидев добычу, отложил в сторону ружьё и снял петлю. В этот момент Ворон каркнул, и Косуля дала стрекача! Человек схватил ружьё, но Косуля уже скрылась из виду. В этот момент Шакал в испуге выскочил из кустов и бросился бежать. Так Ворон спас Косулю, своего самого близкого друга.
Вопросы для обсуждения
• Кто главные герои притчи?
• В чем заключался коварный план Шакала?
• Кто и как спас Косулю?
• В чем ошибка Косули как вы думаете?
• Почему Косуля не прислушалась к совету Ворона?
• Хотели бы вы изменить финал притчи и как?
• Можно ли доверять всем и каждому? Почему?
Доверие вселяет веру, поднимает настроение. Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь! Взаимное доверие является самым надёжным фундаментом, на котором строятся человеческие отношения. Без него всё здание рушится. Уважение к человеку в значительной степени зависит от того, держит ли он данное им слово. Люди слова пользуются доверием, ими восхищаются. Тех же, кто не держит обещаний, считают никчёмными людьми. Жизнь человека может прийти в полный беспорядок, если он будет связан с теми, кто не выполняет своих обещаний. Это нельзя считать чем-то несущественным.
6. Творческая деятельность, групповая работа.
1. Работа в группах.
Предложите свой вариант разрешения приведенных ситуаций.
1. На улице к вам подходит незнакомая женщина и просит отнести ключ на 5-й этаж.
2. Рядом с вами остановилась машина, водитель попросил вас сесть к нему, чтобы показать дорогу.
3. По перрону к поезду идет женщина с тяжёлым чемоданом. Молодой человек предлагает ей помощь.
(Обсуждение pазличных вариантов ответа позволит учащимся научиться различать жизненные ситуации, заслуживающие доверия, от тех моментов, когда требуется осторожность для личной безопасности.)
2. Нарисовать круг своего доверия.
Круг –это символ любви, тепла, единства. Подумайте кого вы можете в него поместить
Кому вы доверяете? Почему?
В чем сила доверия? Вера и доверие связаны с открытостью. Если я потерял доверие к человеку, значит, я от него закрылся. Если я потерял доверие к человеку, я потерял и веру в человека; главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта в взаимоотношениях как Верность
3. Упражнение «Расшифруй слово»
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор. Какие ассоциации у вас возникают?
В–вера, верность, воодушевленность;
Р– радость, рвение, робость;
Вывод: Жизнь постоянно подтверждает истину, что человек не может жить на свете, если у него нет веры в себя и в свои силы, доверия к окружающему его миру людей и природы. Дрянно человеку, если он не верит в добро и любовь, в справедливость и в дружбу.
7. Исполнение песни.
«Если друг не смеется»
Урок ОДНК НР. 5 класс. Доверие и доверчивость.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Герасимовка
муниципального района Алексеевский Самарской области
народов России /ОДНКНР/.
Номинация – Учебно-методическая разработка урока
Автор – Долгих Юлия Александровна
учитель начальных классов
Обоснование значимости методической разработки урока для формирования и развития духовно-нравственной культуры учащихся.
Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии.
Успех урока с кейс – технологией зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
Автор и название учебника – М.Т.Студеникин. “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”. Москва: ООО“ Русское слово-учебник“, 2012. – 160 с.
Тема: Доверие и доверчивость.
— собрать и системно усвоить знания из разных областей наук, практики и перспектив на примере кейса «Доверие и доверчивость в жизни»;
— способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как честность, доверие, самодоверие, необходимых не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
— проанализировать собранную целевую информацию;
— сформировать целостное представление о роли доверия и доверчивости в жизни человека;
— побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
-помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
-развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: анализировать, объяснять и различать понятия «доверие», «доверчивость»; извлекать информацию из разных источников; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа информации.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; договариваться о правилах общения и поведения;
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
— сопоставлять и анализировать различные источники информации;
-ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях в учебных моделях жизненных ситуаций, отвечать за свой выбор, свои решения;
-выделять нравственное содержание поступков.
-анализировать и различать понятия «доверие», «доверчивость»,
— объяснять, что такое доверие и зачем оно необходимо людям.
-иметь представление о том, как надо поступать, чтобы тебе доверяли.
Учащиеся получат возможность :
-быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё;
-креативно пользоваться добытой информацией в практических целях;
-усвоить конкретные знания из области литературы, экономики, психологии и др. в объёме обычной школьной программы;
-конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;
-развить интеллектуальные и коммуникативные способности.
Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация по теме урока.
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика».5 класс. М.Т.Студеникин.
Отрывок из сказки «Приключения Буратино» (видео)
Упражнение. Круг радости.
2. Актуализация знаний. Повторение изученных понятий.
Источник для размышления. Литература.
Слайд 3. Ситуация «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…»
Почему доктора называют добрым? Почему звери ему доверяют?
Слайд 4.Ситуация «Мудрый старик».
Можно ли заставить человека совершать добрые дела?
Какие вы совершали добрые дела?
Источник для размышления. Ситуация из жизни.
-Что заставляет врача оказывать помощь человеку на улице? Что заставляет сына заботиться о своих родителях?
-Что испытывает человек, не исполнивший свой долг? Уважают ли его окружающие?
— Чем стыд отличается от совести? Приведите примеры.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Источник для размышления. Текст учебника. Слайд5.
“ Встретились два друга, и разговор …” стр.36. Что такое доверие?
Источник для размышления. Видео из к/ф «Приключения Буратино». Просмотр.
Обсуждение понятия «доверчивость».
У вас возникали похожие моменты в жизни?
Источник для размышления. Текст учебника о доверчивости. «…А надо ли доверять людям?»
Почему часто доверчивость называют слепой?
Кто может воспользоваться доверчивостью людей?
Формулирование целей и задач урока.
Сегодня мы с вами почувствуем себя немного философами и поговорим и такой характеристике поведения, как доверие. Вы вообще людям доверяете или не доверяете? Почему? Как вы считаете, что такое доверие? Одинаковы ли понятия «доверие» и «доверчивость»?
5.Решение проблемы, открытие новых знаний.
Источник для размышления. Психология. Тест. Слайды 7 – 13.
Давайте пройдем тест на ваше умение доверять людям.
Индивидуальный выбор вариантов ответов, обсуждение.
-У вас есть человек, которому вы полностью доверяете?
-Прыгая с тросом с моста, вы кому доверитесь? Близкому человеку, который утверждает, что умеет привязывать трос или мастеру?
-Вы долго держитесь на расстоянии в общении с новым человеком?
-Вы верите в божественную помощь, Бога? В то, что он поможет?
-Вы сможете упасть назад, если кто-то вас сзади ловит?
-Вы прыгнете с парашютом, если вас будут звать и просить близкие и/или друзья?
-Вы доверяете и верите в возможности человечества?
Источник для размышления. Экономика. Слайд 14.
Изучению роли чувства доверия в обеспечении уровня экономического благосостояния, посвящено немало работ, и практически все они сходятся в том, что высокий уровень доверия в обществе способствует повышению благосостояния. Давайте с вами попытаемся определить, как возникает чувство доверия? Очевиден тот факт, что взаимная выгода – это необходимое условие существования рынка.
В экономике существует закон Парето, который связан с доверием между бизнес-партнерами: Всем участникам рыночных сделок после их заключения должно быть лучше, и никому из тех, кто в них не участвовал, не стало хуже.
Как вы это понимаете?
Источник для размышления. СМИ. Слайд 15.
Вы любите слушать новости и читать газеты?
Как вы относитесь к информации в интернете? Всему ли верите?
Почему люди не доверяют СМИ?
Источник для размышления. Текст учебника «Учёные выдвинули предположение, что египтяне не строили пирамиды из …» стр. 40-41. Доверяете ли вы следующей информации?
1 группа – высказывает доводы доверия к данной заметке.
2 группа – высказывает доводы недоверия к данной заметке.
Источник для размышления. Игра “Рисунок на спине”.
Что помогало передавать ощущения? Что мешало выполнять упражнение?
Что вы знаете о телефоне доверия?/ответы учащихся/. Для чего он нужен?
Информация для размышления. Пословицы и поговорки.
Объясните, как вы их понимаете. Слайд 16.
Выражение решения проблемы. Применение новых знаний.
Соберите пословицы. Слайд 17.
Источник для размышления. Коллективное составление советов. Слайды 18-25
Давайте составим советы, которые помогут установить добрые и доверительные отношения между людьми. Сравним с советами учебника стр.38
Источник для размышления. Текст учебника Вопросы и задания стр.39
Что такое доверие? Слайд 26.
Задание на дом / по выбору/.Слайд 27.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. А. Я. Данилюк
М.Т.Студеникин. “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”. Москва: ООО“ Русское слово-учебник“, 2012. – 160 с.
Дополнительно. Это интересно. Кому люди доверяют?
1. Самодостаточным, харизматичным личностям. Чаще всего достаточно просто уверенно держать себя, быстро и уверенно отвечая на любой вопрос. Даже, если Вы не знаете ответа!
2. Тому, кто похож на них. Установки «ближнего круга общения» для всех нас весомее и сильнее, чем «дальнего круга» и никакая логика не исправит это. Найдётся что угодно, что объединяет.
3. Тому, кто умеет сказать то, что другие хотят услышать (или показать то, что другие хотят увидеть).
4. Тому, кто умеет смотреть в глаза.
5. Тому, кто представляет информацию о себе. У кого вы купите товар, например на рынке? Все продавцы незнакомы, стоят, ждут, когда Вы сами спросите что-то. И вдруг: «Добрый день. Меня зовут Наташа. Вы что-то хотели купить?». Доверие к этому человеку резко повышается сразу!
6. Открытая поза вызывает больше доверия.
7. Красивые люди вызывают больше доверия. Помните об этом и увеличивайте свою физическую привлекательность. Это важно не только для женщин!
Игра «Рисунок на спине»
Конспект по ОДНК на тему «Доверие и доверчивость» (5 класс)
Тема: Доверие и доверчивость.
— собрать и системно усвоить знания из разных областей наук, практики и перспектив на примере кейса «Доверие и доверчивость в жизни»;
— способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как честность, доверие, самодоверие, необходимых не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.
— проанализировать собранную целевую информацию;
— сформировать целостное представление о роли доверия и доверчивости в жизни человека;
— побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
-помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
-развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: анализировать, объяснять и различать понятия «доверие», «доверчивость»; извлекать информацию из разных источников; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа информации.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; договариваться о правилах общения и поведения;
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков; определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
— сопоставлять и анализировать различные источники информации;
-ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях в учебных моделях жизненных ситуаций, отвечать за свой выбор, свои решения;
-выделять нравственное содержание поступков.
-анализировать и различать понятия «доверие», «доверчивость»,
— объяснять, что такое доверие и зачем оно необходимо людям.
-иметь представление о том, как надо поступать, чтобы тебе доверяли.
Учащиеся получат возможность :
-быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё;
-креативно пользоваться добытой информацией в практических целях;
-усвоить конкретные знания из области литературы, экономики, психологии и др. в объёме обычной школьной программы;
-конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;
-развить интеллектуальные и коммуникативные способности.
Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация по теме урока.
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика».5 класс. М.Т.Студеникин.
Отрывок из сказки «Приключения Буратино» (видео)
Упражнение. Круг радости.
На занятии можно: говорить, что думаешь; говорить только от своего имени; слушать, что говорят другие; активно участвовать в обсуждениях, играх.
2. Актуализация знаний. Повторение изученных понятий.
Источник для размышления. Литература.
Ситуация «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…»
Почему доктора называют добрым? Почему звери ему доверяют?
Ситуация «Мудрый старик».
Можно ли заставить человека совершать добрые дела?
Какие вы совершали добрые дела?
Источник для размышления. Ситуация из жизни.
-Что заставляет врача оказывать помощь человеку на улице? Что заставляет сына заботиться о своих родителях?
-Что испытывает человек, не исполнивший свой долг? Уважают ли его окружающие?
— Чем стыд отличается от совести? Приведите примеры.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Источник для размышления. Текст учебника. Слайд5.
“ Встретились два друга, и разговор …” стр.36. Что такое доверие?
Источник для размышления. Видео из к/ф «Приключения Буратино». Просмотр.
Обсуждение понятия «доверчивость».
У вас возникали похожие моменты в жизни?
Источник для размышления. Текст учебника о доверчивости. «…А надо ли доверять людям?»
Почему часто доверчивость называют слепой?
Кто может воспользоваться доверчивостью людей?
Формулирование целей и задач урока.
Сегодня мы с вами почувствуем себя немного философами и поговорим и такой характеристике поведения, как доверие. Вы вообще людям доверяете или не доверяете? Почему? Как вы считаете, что такое доверие? Одинаковы ли понятия «доверие» и «доверчивость»?
5.Решение проблемы, открытие новых знаний.
Источник для размышления. Психология. Тест.
Давайте пройдем тест на ваше умение доверять людям.
Индивидуальный выбор вариантов ответов, обсуждение.
-У вас есть человек, которому вы полностью доверяете?
-Прыгая с тросом с моста, вы кому доверитесь? Близкому человеку, который утверждает, что умеет привязывать трос или мастеру?
-Вы долго держитесь на расстоянии в общении с новым человеком?
-Вы верите в божественную помощь, Бога? В то, что он поможет?
-Вы сможете упасть назад, если кто-то вас сзади ловит?
-Вы прыгнете с парашютом, если вас будут звать и просить близкие и/или друзья?
-Вы доверяете и верите в возможности человечества?
Источник для размышления. Экономика.
Изучению роли чувства доверия в обеспечении уровня экономического благосостояния, посвящено немало работ, и практически все они сходятся в том, что высокий уровень доверия в обществе способствует повышению благосостояния. Давайте с вами попытаемся определить, как возникает чувство доверия? Очевиден тот факт, что взаимная выгода – это необходимое условие существования рынка.
В экономике существует закон Парето, который связан с доверием между бизнес-партнерами: Всем участникам рыночных сделок после их заключения должно быть лучше, и никому из тех, кто в них не участвовал, не стало хуже.
Как вы это понимаете?
Источник для размышления. СМИ.
Вы любите слушать новости и читать газеты?
Как вы относитесь к информации в интернете? Всему ли верите?
Почему люди не доверяют СМИ?
Источник для размышления. Текст учебника «Учёные выдвинули предположение, что египтяне не строили пирамиды из …» стр. 40-41. Доверяете ли вы следующей информации?
1 группа – высказывает доводы доверия к данной заметке.
2 группа – высказывает доводы недоверия к данной заметке.
Источник для размышления. Игра “Рисунок на спине”.
Что помогало передавать ощущения? Что мешало выполнять упражнение?
Что вы знаете о телефоне доверия?/ответы учащихся/. Для чего он нужен?
Информация для размышления. Пословицы и поговорки.
Объясните, как вы их понимаете.
Выражение решения проблемы. Применение новых знаний.
Соберите пословицы. Слайд 17.
Источник для размышления. Коллективное составление советов. добрые и доверительные отношения между людьми. Сравним с советами учебника стр.38
Источник для размышления. Текст учебника Вопросы и задания стр.39
Задание на дом / по выбору/.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. А. Я. Данилюк
М.Т.Студеникин. “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”. Москва: ООО“ Русское слово-учебник“, 2012. – 160 с.
Дополнительно. Это интересно. Кому люди доверяют?
1. Самодостаточным, харизматичным личностям. Чаще всего достаточно просто уверенно держать себя, быстро и уверенно отвечая на любой вопрос. Даже, если Вы не знаете ответа!
2. Тому, кто похож на них. Установки «ближнего круга общения» для всех нас весомее и сильнее, чем «дальнего круга» и никакая логика не исправит это. Найдётся что угодно, что объединяет.
3. Тому, кто умеет сказать то, что другие хотят услышать (или показать то, что другие хотят увидеть).
4. Тому, кто умеет смотреть в глаза.
5. Тому, кто представляет информацию о себе. У кого вы купите товар, например на рынке? Все продавцы незнакомы, стоят, ждут, когда Вы сами спросите что-то. И вдруг: «Добрый день. Меня зовут Наташа. Вы что-то хотели купить?». Доверие к этому человеку резко повышается сразу!
6. Открытая поза вызывает больше доверия.
7. Красивые люди вызывают больше доверия. Помните об этом и увеличивайте свою физическую привлекательность. Это важно не только для женщин!
Игра «Рисунок на спине»