Довлатов пять углов о чем
Спектакль «Довлатов. Пять углов»
Жанр – композиция по рассказам, письмам, стихам.
Спектакль «Довлатов. Пять углов» – это попытка отразить время и его героев на основе рассказов, стихотворений, передач на радио, писем…
«Пять углов» – название ненапечатанного романа и одновременно места, где жил писатель в Ленинграде в период своего литературного становления – городе, возвращение в который стало недостижимой мечтой Довлатова в эмиграции.
В спектакле использованы письма Сергея Довлатова от самых ранних (армейских) до последних (написанных в Нью-Йорке), стихи и три рассказа из цикла «Чемодан» и «Наши». Так же звучит голос Довлатова.
Спектакль предназначен для широких слоев публики 16+
Режиссер – Людмила Никитина
Музыка – Наталья Волкова
Художник – Каневский Игорь
Художник по свету – Ася Махалова
Исполнители:
ОН – Антон Шварц – артист театра БДТ. Лауреат премии «Дебют»
ОНА – Алена Ананьева/ Анна Нагиева (скрипка)
Спектакль идет без антракта.
У довлатовской прозы есть одно свойство – она очень личная. Не для него, он всё-таки не в стол писал, да и ждал сколько. А вот для читателя это самый что ни на есть интим, та сокровенность, которой не поделишься. Не позвонишь: «Слушай, так смешно, сейчас зачту». Разве что процитируешь что-то короткое по случаю, если вспомнится. По себе замечаю, вкушать Довлатова можно только в одиночестве. Смаковать, улыбаться и безудержно грустить. А ведь это всё индивидуальные моменты… Как дневники и записные книжки. Будто подсматриваешь в недозволенное – сердечко стучит, а не оторваться. И стыдно отчего-то. Хотя, конечно, очень смешно. Так вот мой личный Довлатов – это печаль, которую не объяснить. По несбывшемуся, что ли?
Короче, я очень трепетно воспринимаю всякие попытки его сценического воплощения. Но таким умным, как я, судьба всегда даёт шанс в виде волшебного пинка в нижние полушария. Лучшее средство, признаюсь. В моём случае – единственно возможное. Спасибо Антону, что пригласил на своего «Довлатова. Пять углов».
Это не моноспектакль, хотя почти два часа человек просто от себя не отпускает, это полноценная постановка с участием самого Довлатова – маленькая и грустная кукла является таким же действующим лицом («незримо с нами»), как и звучащая скрипка, и записанный на тогда ещё плёнку голос автора. Это целый мир, та самая реальность, в которой оказываешься, читая «Зимнюю шапку», «Офицерский ремень», «Наши». Это наизусть знакомые истории, которые я перечитываю каждое лето, а слушала, как в первый раз. И смеялась. И мучилась от пронзительно ощущаемой – такой моей – печали. Потому что было слишком много личного. Звучали и письма, и совершенно не ожидаемые стихи. Довлатов, привязанный к конкретной эпохе, точными деталями вписанный в скудные декорации, у Антона Шварца оказался вечным, вневременным. Что, собственно, я и знала. Не нужны там никакие вопросы-ответы, они просто не возникают, потому что и сам Довлатов – о другом. Без философствований, без причуд и изысков, он как похмелье, когда голова болит уже от принятого в душу. Хорошо. Мучительно хорошо и незабываемо. Как после одеколона «Тройной», который мы в пионерлагере добавляли в не помню что для градуса перед дискотекой. На всю жизнь.
Антон, не постесняюсь, прекрасен. Пусть встречаются зрители, которым «интонации не те» да и «совсем это не Довлатов», Сергей Донатович бы просто улыбнулся. Через пару дней написал бы предложение из шести слов, над котором мы корчились в припадке. На то он и Довлатов-Шварц – свой у каждого.
Это был действительно лучший спектакль из увиденных мною за последние полгода или чуть больше.
Бесконечно живой, настоящий, с душой и искрой. Теперь, думаю, буду перечитывать Довлатова (а захотелось после спектакля!) с теми же интонациями, акцентами, как делал сегодня на сцене Антон Шварц.
И еще спектакль вместе со всей легкостью, смехом и улыбками, по-настоящему ТРОГАЕТ. Берет за душу, не отпустило, кстати, до сих пор.
В общем, по мне это идеальный спектакль! Друзьям уже посоветовала, они загорелись, да и я уверена, что приду на него еще не раз.
Большое спасибо Вам за прекрасный, яркий вечер!:)
Довлатов пять углов о чем
Режиссер – Людмила Никитина.
Музыка – Наталья Волкова.
Художник – Каневский Игорь.
Художник по свету – Ася Махалова
Исполнители:
Композиция по рассказам, письмам, стихам.
ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ
Зритель.
У довлатовской прозы есть одно свойство – она очень личная. Не для него, он всё-таки не в стол писал, да и ждал сколько. А вот для читателя это самый что ни на есть интим, та сокровенность, которой не поделишься. Не позвонишь: «Слушай, так смешно, сейчас зачту». Разве что процитируешь что-то короткое по случаю, если вспомнится. По себе замечаю, вкушать Довлатова можно только в одиночестве. Смаковать, улыбаться и безудержно грустить. А ведь это всё индивидуальные моменты… Как дневники и записные книжки. Будто подсматриваешь в недозволенное – сердечко стучит, а не оторваться. И стыдно отчего-то. Хотя, конечно, очень смешно. Так вот мой личный Довлатов – это печаль, которую не объяснить. По несбывшемуся, что ли?
Короче, я очень трепетно воспринимаю всякие попытки его сценического воплощения. Но таким умным, как я, судьба всегда даёт шанс в виде волшебного пинка в нижние полушария. Лучшее средство, признаюсь. В моём случае – единственно возможное. Спасибо Антону, что пригласил на своего «Довлатова. Пять углов».
Это не моноспектакль, хотя почти два часа человек просто от себя не отпускает, это полноценная постановка с участием самого Довлатова – маленькая и грустная кукла является таким же действующим лицом («незримо с нами»), как и звучащая скрипка, и записанный на тогда ещё плёнку голос автора. Это целый мир, та самая реальность, в которой оказываешься, читая «Зимнюю шапку», «Офицерский ремень», «Наши». Это наизусть знакомые истории, которые я перечитываю каждое лето, а слушала, как в первый раз. И смеялась. И мучилась от пронзительно ощущаемой – такой моей – печали. Потому что было слишком много личного. Звучали и письма, и совершенно не ожидаемые стихи. Довлатов, привязанный к конкретной эпохе, точными деталями вписанный в скудные декорации, у Антона Шварца оказался вечным, вневременным. Что, собственно, я и знала. Не нужны там никакие вопросы-ответы, они просто не возникают, потому что и сам Довлатов – о другом. Без философствований, без причуд и изысков, он как похмелье, когда голова болит уже от принятого в душу. Хорошо. Мучительно хорошо и незабываемо. Как после одеколона «Тройной», который мы в пионерлагере добавляли в не помню что для градуса перед дискотекой. На всю жизнь.
Антон, не постесняюсь, прекрасен. Пусть встречаются зрители, которым «интонации не те» да и «совсем это не Довлатов», Сергей Донатович бы просто улыбнулся. Через пару дней написал бы предложение из шести слов, над котором мы корчились в припадке. На то он и Довлатов-Шварц – свой у каждого.
Это был действительно лучший спектакль из увиденных мною за последние полгода или чуть больше.
Бесконечно живой, настоящий, с душой и искрой. Теперь, думаю, буду перечитывать Довлатова (а захотелось после спектакля!) с теми же интонациями, акцентами, как делал сегодня на сцене Антон Шварц.
И еще спектакль вместе со всей легкостью, смехом и улыбками, по-настоящему ТРОГАЕТ. Берет за душу, не отпустило, кстати, до сих пор.
В общем, по мне это идеальный спектакль! Друзьям уже посоветовала, они загорелись, да и я уверена, что приду на него еще не раз.
Большое спасибо Вам за прекрасный, яркий вечер!:)
Очень домашний спектакль, душевный, как-будто только ты и Довлатов. Очень трогательный и искренний. Огромное спасибо Антону Шварцу который передал такую личную атмосферу!
Знаю творчество Довлатова. Безмерно его люблю! Сегодня смеялась до слез! только к концу спектакля обратила внимание, что ноги затекли, от неудобного сидения!) В следующий раз со своим ростом пойду не на последний ряд!)
Очень хороший спектакль! Душевный, замечательный. Очень рекомендую всем, кто еще не успел сходить.
Большое спасибо актеру, прекрасной скрипачке, режиссеру и всем-всем остальным за отличный вечер.
Великолепное прочтение. Создается ощущение, что рассказы пишутся на глазах у зрителя. Кроме того, антураж андерграунда напоминает времена коммунальных квартир на Рубенштейна.
От всей души-спасибо!
Столько тёплых слов сказано,молча соглашусь 🙂
Скажу тольк оодно,что теперь язнаю,куда и зачем идти!
Спасибо за этом замечательный вечер! Душевный, теплый такой.
Затянуло. Время пролетело незаметно!
Антон такой молодец! Кажется я влюбилась 🙂
Шикарный спектакль! Спасибо! Ходила с дочерью, которая о Довлатове, наверное, и не слышала. Она осталась в восторге, захотела прочесть его. Думаю, это многого стоит!
Очень хороший спектакль).,
Каждый из нас читал Довлатова по-своему. Спасибо Вам за то, что воспроизвели его для нас!
Замечательный спектакль! Обожаю книги Довлатова и было вдвойне интересно увидеть этот спектакль. Антон Шварц играет бесподобно, думаю весьма непростая роль т.к. фактически это моноспектакль, да и сам писатель был очень неоднозначной и сложной личностью. Отдельный восторг мастеру,сделавшему замечательную куклу, как будто живой Довлатов уменьшенных размеров 🙂
Действительно, думала что только у меня осталось такое впечатление, что большую часть спектакля мы просидели с Довлатовым на кухне, и что он мне одной рассказывал свои истории, периодически прерываемые телефонными звонками. Но оказывается нет, и это так великолепно, боже мой! Большое спасибо, что позволили пару часов побыть наедине с автором.
Спасибо за спектакль,вышла из зала с улыбкой)))сделайте постановку на другие произведения Довлатова,не хочется думать,что спектакль один и будут только повторы.
Добрый вечер! Только что вернулись со спектакля «Довлатов.Пять углов.» Сказать. что понравился, значит ничего не сказать! Всем кто знает и любит творчество Довлатова этот спектакль доставит огромное удовольствие, а тем кто не знает нужно обязательно смотреть, чтобы начать читать и перечитывать его произведения. Огромное спасибо Антону, он так проникновенно играл. Моноспектакль вообще сложная тема. Два часа держать зал в напряжении не каждому актеру дано. Много грустного, но еще больше смешного, хохотала до слез.Талантливо, интересно, думаю никого не оставит равнодушным этот спектакль.Спасибо актеру и организаторам за доставленное удовольствие, и даже необычность места проведения привнесла какую то интригу))) Новых творческих успехов!
Это было прекрасно от и до.
Удивительно, но некоторые вещи предстали в новом свете, при прочтении я не увидела некоторых акцентов, а на спектакле они проявились.
Спасибо огромное создателям и исполнителям.
Товарищи.) сказать, что это было потрясающе-не сказать ничего. Огромное спасибо.
Вчера я была на спектакле #довлатовпятьуглов ссылка на группу https://m.vk.com/dovlatovspb С нетерпением ждала и предвкушала скорее разочарование. Первые минут 15 я боролась со сном. Спасали неудачные стулья #театрцехь Но после замечательный главный и единственный актёр потихоньку, минута за минутой начал разматывать клубок довлатовских выдумок и причуд, которые заставляют смеяться в голос не только в театре, но и в переполненном метро, уткнувшись в Книгу. Спасибо за настроение! За умение быть таким разным! За то, что смогли передать и печаль, и безрассудство Довлатова! Рекомендую всем почитателям творчества писателя.
Честно скажу, что попала на спектакль случайно. Привела подруга. И ведь какое попадание! Такое чудесное завершение рабочего дня. Спасибо всему творческому коллективу, работающему над спектаклем (всем-всем!). И, безусловно, огромное спасибо артисту Антону Щварцу! Его Довлатов полностью совпал с моим впечатлением после всех прочитанных книг! Это необъяснимо! Антон, будьте здоровы и счастливы! Хочется пожелать вам долгой и яркой жизни на сцене!
Зритель.
Лучшее что я смотрела за последнее время. Огромное спасибо!
Довлатов пять углов о чем
В этой теме мы просим Вас оставлять отзывы об этом замечательном спектакле.
Прочитать предыдущие отзывы можно здесь. https://vk.com/topic-43555742_29850823
Если Вы еще не были на спектакле, пришли сюда почитать отзывы и решились купить билет, то эта информация для Вас:
А так же по телефону 8-911-263-45-65 (можно даже послать смс-так даже лучше, Вам обязательно ответят)
У довлатовской прозы есть одно свойство – она очень личная. Не для него, он всё-таки не в стол писал, да и ждал сколько. А вот для читателя это самый что ни на есть интим, та сокровенность, которой не поделишься. Не позвонишь: «Слушай, так смешно, сейчас зачту». Разве что процитируешь что-то короткое по случаю, если вспомнится. По себе замечаю, вкушать Довлатова можно только в одиночестве. Смаковать, улыбаться и безудержно грустить. А ведь это всё индивидуальные моменты… Как дневники и записные книжки. Будто подсматриваешь в недозволенное – сердечко стучит, а не оторваться. И стыдно отчего-то. Хотя, конечно, очень смешно. Так вот мой личный Довлатов – это печаль, которую не объяснить. По несбывшемуся, что ли?
Короче, я очень трепетно воспринимаю всякие попытки его сценического воплощения. Но таким умным, как я, судьба всегда даёт шанс в виде волшебного пинка в нижние полушария. Лучшее средство, признаюсь. В моём случае – единственно возможное. Спасибо Антону, что пригласил на своего «Довлатова. Пять углов».
Это не моноспектакль, хотя почти два часа человек просто от себя не отпускает, это полноценная постановка с участием самого Довлатова – маленькая и грустная кукла является таким же действующим лицом («незримо с нами»), как и звучащая скрипка, и записанный на тогда ещё плёнку голос автора. Это целый мир, та самая реальность, в которой оказываешься, читая «Зимнюю шапку», «Офицерский ремень», «Наши». Это наизусть знакомые истории, которые я перечитываю каждое лето, а слушала, как в первый раз. И смеялась. И мучилась от пронзительно ощущаемой – такой моей – печали. Потому что было слишком много личного. Звучали и письма, и совершенно не ожидаемые стихи. Довлатов, привязанный к конкретной эпохе, точными деталями вписанный в скудные декорации, у Антона Шварца оказался вечным, вневременным. Что, собственно, я и знала. Не нужны там никакие вопросы-ответы, они просто не возникают, потому что и сам Довлатов – о другом. Без философствований, без причуд и изысков, он как похмелье, когда голова болит уже от принятого в душу. Хорошо. Мучительно хорошо и незабываемо. Как после одеколона «Тройной», который мы в пионерлагере добавляли в не помню что для градуса перед дискотекой. На всю жизнь.
Антон, не постесняюсь, прекрасен. Пусть встречаются зрители, которым «интонации не те» да и «совсем это не Довлатов», Сергей Донатович бы просто улыбнулся. Через пару дней написал бы предложение из шести слов, над котором мы корчились в припадке. На то он и Довлатов-Шварц – свой у каждого.
Трагикомедия о несбывшейся мечте: спектакль «Довлатов. Пять углов» покажут в Петербурге
Санкт-Петербург, 9 марта. Спектакль «Довлатов. Пять углов», основанный на рассказах, стихотворениях и письмах любимого миллионами писателя, покажут в Театральной долине музея «Артмуза» 12 марта.
Перекресток «Пять углов», рядом с которым жил Сергей Довлатов, признан одним из самых романтичных и загадочных мест Петербурга. Такое же название носит и ненапечатанный роман писателя, и спектакль Людмилы Никитиной, в центре которого тоже несбывшееся — мечта отправившегося в эмиграцию Довлатова о возвращении домой. Авторы постановки попытались отразить время, в которое жил литератор, через его рассказы (цикл «Чемодан» и «Наши»), стихотворения, передачи на радио, письма, в том числе армейские. А в самые пронзительные моменты на сцене будут звучать звуки скрипки и голос писателя.
Главную роль играет артист театра БДТ, лауреат премии «Дебют» Антон Шварц. Играет блестяще, магнетично, абсолютно не фальшиво. Захватывает в этом спектакле не только актерское мастерство, но и драматургия постановки — постоянные переходы от комедии к трагедии не дадут заскучать зрителю на протяжении обоих актов.
Продолжительность спектакля составляет 1 час 45 мин. Зрителей ждут в Театральной долине 12 марта к 19 30.
«Его пьянство – это была форма самоубийства»: литература, алкоголь и женщины в жизни Сергея Довлатова
Добиться славы при жизни – высшая награда для писателя, но Сергей Довлатов так и не узнал, что его книгами на родине будет зачитываться несколько поколений. Это сейчас его труды входят в список литературы, рекомендованной Минобром, а в советские годы КГБ устраивало на них настоящую охоту. Довлатов был истинным мастером слова и сегодня считается одним из самых читаемых авторов второй половины XX века, но для своей страны он оказался слишком дерзким, слишком свободным, слишком бескомпромиссным. Сегодня автору «Заповедника», «Иностранки» и других произведений, обязательных к прочтению, могло бы исполниться 80 лет. О вечной борьбе Сергея Довлатова с цензурой, властью и самим собой – читайте в нашей статье.
Три стиха – про животных, один – про Сталина
Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года, в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Когда началась война, его родители уехали из родного Ленинграда в Уфу. Там, в эвакуации, и родился будущий писатель. Довлатов имел еврейские и армянские корни: его отец, Донат Исаакович Мечик, работал режиссером-постановщиком в театре, а мать, Нора Сергеевна Довлатова (настоящая фамилия – Довлатян) была литературным корректором.
В 1944 году, когда кольцо ленинградской блокады было прорвано, Довлатовы вернулись в Ленинград, но вскоре супруги развелись. Сережа остался жить с матерью. Жизнь в неполной семье была непростой, особенно в голодные послевоенные годы. Впоследствии Довлатов вспоминал, что ему с детства приходилось учиться выживать.
«Толстый застенчивый мальчик. Бедность. Мать самокритично бросила театр и работает корректором. Школа… Дружба с Алешей Лаврентьевым, за которым приезжает «форд»… Алеша шалит, мне поручено воспитывать его… Тогда меня возьмут на дачу… Я становлюсь маленьким гувернером… Я умнее и больше читал… Я знаю, как угодить взрослым…» – писал Довлатов в своей книге «Ремесло».
В школе Сергей особо не выделялся, учился средне. Учителя отзывались о нем как о мечтательном, легкомысленном мальчике, который вечно летал в облаках. Несмотря на то, что Довлатов уже в юности был довольно крепким и рослым парнем, в драки он не лез – наоборот, сам нередко получал от одноклассников.
Гуманитарные науки с детства влекли его, а сильнее прочих, конечно, литература. Одним из любимых писателей Довлатова в юности был Хемингуэй – Сергей воспринимал его как «идеал литературный и человеческий». И, разумеется, тоже делал попытки писать.
Свои первые стихи Довлатов опубликовал, когда ему было всего 11 лет – сочинения школьника напечатали в газете «Ленинские искры». Что примечательно, три из четырех опубликованных стихотворений были посвящены животным, а четвертое – Сталину. Вскоре в детском журнале «Костер» появились и первые рассказы юного писателя. «Напоминают худшие вещи средних профессионалов. » – самокритично характеризовал их автор.
После школы Довлатов некоторое время работал в типографии, а затем поступил на филфак Ленинградского государственного университета. Но проучился там всего два с половиной года – нерадивого студента выгнали за неуспеваемость. И все же, этот период стал для Довлатова знаковым: он стал вхож в ленинградские литературные круги и познакомился со многими талантливыми писателями, поэтами, музыкантами, художниками – людьми, которые определили всю его дальнейшую жизнь. Среди них – Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман и многие другие.
Служба «в аду» и «темное русское пьянство»
Отчисленный со второго курса, Довлатов вынужден был отдать долг родине. С 1962 по 1965 год он служил в армии, да не где-нибудь, а на самом суровом севере – в войсках системы охраны исправительно-трудовых лагерей Коми АССР. То, что он там увидел, если не перевернуло все его мировоззрение, то как минимум еще сильнее укрепило в Довлатове диссидентские настроения. Как вспоминал Бродский, Довлатов вернулся из армии, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». Сам же автор признавался, что ему «суждено было побывать в аду».
Отслужив положенный срок, Сергей вновь поступил в ЛГУ, но на этот раз выбрал факультет журналистики. Его первой газетой стала многотиражка Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям». Параллельно Довлатов пишет рассказы – пишет много, на надрыве, уже тогда в нем пробиваются зачатки тяжелого алкоголизма.
После института Довлатов устроился в газету «Знамя прогресса». В конце 60-х он вступил в литературное общество «Горожане», основанное Марамзиным, Ефимовым и другими молодыми писателями. Многие из них в недалеком будущем тоже окажутся в эмиграции. Довлатова с ними объединяла тяга к свободе и лютая ненависть к партийной цензуре, которая душила литературу, беспощадно вымарывая любые неугодные ей идеи и во всем ища двойные смыслы.
Через несколько лет Сергей стал личным секретарем писательницы Веры Пановой. Воспоминания о работе и дружбе с этой женщиной и ее мужем отразились в его книге «Соло на ундервуде».
Двенадцать лет свободы: Довлатов в эмиграции
В 1972 году Довлатов уехал в Эстонию и прожил там три года. Он писал для изданий «Советская Эстония», «Вечерний Таллин», «Нева» и «Звезда». Истории о своей жизни в Таллине и занятные случаи из журналистской практики он описал в рассказах, которые позднее вошли в сборник «Компромисс». Там же, в таллинском издательстве «Ээсти Раамат», вышла в печать его первая книга – «Пять углов». Правда, очень скоро весь тираж был уничтожен по приказу КГБ.
Во второй половине 70-х Довлатова печатали в основном в самиздате, официальная пресса избегала сотрудничества с опальным автором. И это вполне объяснимо: слишком живой, острый слог, ироничный стиль – Довлатов «слишком много» себе позволял. Кроме того, водил дружбу с Бродским и другими «нежелательными» элементами – одним словом, репутация его была навеки испорчена.
Пытаясь заработать хоть какие-то деньги, Довлатов сменил не одну профессию. Так, еще до поездки в Эстонию он устроился на Комбинат живописно-оформительского искусства и освоил специальность камнереза, затем работал экскурсоводом в музее-заповеднике имени Пушкина в Михайловском и даже успел побыть сторожем на барже.
В 1975 году Довлатов вернулся в Ленинград и вновь стал писать для журнала «Костер». Но сам он не был доволен своей работой. Зато в то время его уже активно печатали за границей. Рассказы и статьи Довлатова охотно публиковали в эмигрантской периодике (журнал «Континент», «Время и мы» и т.д.) и иностранных изданиях. Когда об этом узнали в КГБ, за Довлатовым началась настоящая охота. Вдобавок ко всему в 1976 году писателя исключили из Союза журналистов. Не выдержав давления и почти полностью утратив возможность зарабатывать на жизнь литературным трудом, Довлатов наконец принял одно из самых трудных решений в своей жизни. В 1978 году он эмигрировал в Австрию, а оттуда отправился в США. Больше писатель на родину не возвращался.
Довлатов поселился с семьей в Нью-Йорке. Там он основал либеральную русскоязычную газету «Новый американец», а также вел авторскую программу «Писатель у микрофона» на радио «Свобода».
На Западе творчество Довлатова получило большое признание, его труды переведены на множество языков. За 12 лет, проведенных в эмиграции, он издал дюжину книг – по одной на каждый год жизни. Среди них знаменитые «Зона», «Невидимая книга», «Соло на ундервуде: Записные книжки», «Компромисс», «Заповедник», «Наши» и другие. Кроме того, Довлатов стал вторым после Набокова русским писателем, которого напечатали в журнале «Нью-Йоркер».
Образ Сергея Довлатова у многих почему-то ассоциируется с этаким Дон Жуаном. Ходили слухи, что в одном только Ленинграде у него было не меньше 200 пассий! Но те, кто был близко знаком с Сергеем, хорошо знали: он до ужаса боялся женщин. Да, он был весьма привлекателен и частенько заводил романы, но действительно важное место в его жизни занимали не многие.
Первой большой любовью писателя была однокурсница Ася Пекуровская. Один раз повстречав ее на ступеньках лестницы, Довлатов влюбился, как мальчишка. Впрочем, он не один имел виды на Асю: его товарищ Иосиф Бродский тоже заглядывался на девушку. Но Довлатов оказался настойчивее. В 1960 году они поженились.
Второй супругой писателя стала Елена Ритман, с которой он познакомился уже после армии. В 1966 году у них родилась дочь Катя.
Большинство людей, близко знавших Довлатова, утверждали, что именно вторая жена помогла ему реализоваться в творчестве и не опустить руки в самые темные времена. Елена была натурой яркой, творческой и при этом невероятно сильной – для мужа она всегда была главной опорой. К тому же, по образованию она была филологом и работала корректором, поэтому всегда одной из первых оценивала рукописи супруга. А однажды она собственными руками набрала на печатной машинке полное собрание его сочинений!
Довлатов был очень благодарен Елене, но долго не мог забыть первую любовь, разбившую ему сердце. И вот, спустя несколько лет после развода, они с Асей случайно встретились – и страсть вспыхнула с новой силой. Оба понимали, что это лишь минутный порыв, но он разрушил все. Ася забеременела, а Елена, узнав об измене, ушла от мужа. Пекуровская решила оставить ребенка. С дочерью Машей Довлатов впервые встретился лишь спустя 18 лет. Но наладить общение с ней так и не смог: уж больно девочка напоминала ему мать.
После расставания с Еленой Довлатов уехал в Таллин. Там он жил в гражданском браке с выпускницей физмата, программистом Тамарой Зибуновой. Впоследствии она признавалась, что их роман начался довольно необычно: Довлатов попросился к ней переночевать. Так и остался на несколько лет. Плодом этих отношений стала дочь Александра, родившаяся в 1975 году. Правда, своего отца она почти не знала – вскоре после ее рождения Довлатов навсегда покинул Эстонию.
В эмиграции он снова сошелся с Еленой, и они решили начать все заново. В феврале у них родился сын Николай (Николас). Так Сергей Довлатов дважды женился на своей второй жене.
Его не стало 24 августа 1990 года. Довлатов почувствовал острую боль в животе – оказалось, за ней скрывался инфаркт. Официальной причиной смерти врачи назвали сердечную недостаточность. Писателя похоронили на кладбище Маунт-Хеброн в Нью-Йорке. А через пять дней после его смерти в России была сдана в набор книга «Заповедник». Это было первое крупное произведение Довлатова, изданное на родине. А еще через несколько лет появились первые экранизации его книг – фильм «По прямой» Сергея Члиянца, основанный на рассказах Довлатова, и «Комедия строгого режима» Владимира Студенникова и Михаила Григорьева, снятая по мотивам эпизода повести «Зона». Оба фильма вышли в 1992 году и, как и книги, имели огромный успех. Но Довлатов об этом уже не узнал.